Просмотр содержимого документа
«проект Веселая переменка»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Ковернинская средняя школа №2»
Социальный проект
«Весёлая перемена»
Автор проекта:
Кудряшова Валентина Федоровна, классный руководитель 11 класса.
Проект подготовлен и реализован в 2015 – 2016 учебном году
2015 год
Актуальность проекта «Весёлая перемена»
Дети забавляют себя тем или иным занятием даже тогда, когда ничего не делают.
Цицерон
Что думают о перемене учащиеся и учителя нашей школы? (Из анкеты)
- Перемена – одна из составляющих физического развития учащихся, их двигательной активности, профилактики утомления у детей.
- На ней и перекусить в столовой надо.
- Себя привести в порядок, чтобы на уроке уже никуда не отпрашиваться.
- Перемена для добрых слов и общения, для передачи приятной информации друг другу, а не для обид и "разборок", которые способны полностью испортить настроение и "вывести" из рабочего состояния.
- Перемена и для учителя, которому надо хоть немного передохнуть и набраться бодрости и сил для следующего урока.
- Хочется играть и «просто бегать».
Таким образом, перемена нужна обоюдно всем - значит, надо взаимно уважать те десять минут, что даны для отдыха и передышки каждому в школе.
Результаты наблюдения за учащимися во время перемен
1. В последние годы из практики школы стали уходить организованные перемены. Снизилась активность и ответственность дежурных классов. В отчётах по дежурству указывается, в основном, на поддержание чистоты в школе, кабинетах, называются нарушители порядка и дисциплины. После любого урока, где дети сидели без движений, возрастает необходимость в движении. И когда начинается перемена в школе, многие ребята выходят в коридор и … возникает примерная ситуация, описанная в стихотворении Б. В. Заходера:
«Перемена, перемена!» - заливается звонок.
Первым Вова непременно вылетает за порог.
Вылетает за порог – семерых сбивает с ног.
Неужели это Вова, продремавший весь урок?
Неужели этот Вова пять минут назад ни слова
У доски сказать не мог?
Если он, то, несомненно, с ним бо-о-ольшая перемена!
Не угонишься за Вовой! Он гляди, какой бедовый!
Он за пять минут успел переделать кучу дел:
Он поставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке),
Прокатился кувырком, на перила сел верхом,
Лихо шлёпнулся с перил, подзатыльник получил,
С ходу дал кому-то сдачи, попросил списать задачи,-
Словом, сделал всё, что мог!
Ну, а тут – опять звонок… Вова в класс плетётся снова.
Бедный! Нет лица на нём!
- Ничего, - вздыхает Вова,- на уроке отдохнём!
Это одна сторона естественной школьной жизни. Ведь в урочное время организация двигательной активности не всегда выполнима. А чем полезным и интересным заняться на перемене – дети не знают.
2. Другая сторона – результаты ежегодных медицинских осмотров. Они не утешительны. Из 36 учащихся здоровыми считаются 5 человек. Среди отклонений в здоровье есть задержки интеллектуального, моторного, речевого развития, невротические проявления, недостаточное физическое развитие. Низкий уровень здоровья детей сказывается на процессах адаптации к учебным нагрузкам и режиму общеобразовательной школы, являясь причиной снижения успеваемости. Необходимы дополнительные возможности восстановления физических функций и работоспособности.
3. В зависимости от поведения, психологических особенностей и особенностей пола учащиеся делятся на группы для совместного времяпровождения.
4. Дети стремятся к игровой деятельности. Игра для них – смысл жизни, они не могут жить без активности, испытывают её дефицит. Но в школе нет игротеки, которая помогла бы детям узнать игры более содержательные, направленные на развитие двигательной активности, на общение друг с другом.
Таким образом, дети на переменах часто предоставлены сами себе и не всегда умеют самостоятельно организовывать свое свободное время.
Занятия в нашей школе начинаются в 8 часов 30 минут. Ребята, проживающие в интернате, в школу приходят в 8 часов. Эти 30 минут они проводят пассивно, поэтому не у всех детей бодрое и приподнятое настроение. Продолжительность урока – 45 минут. В графике предусмотрена одна большая перемена (30 минут) после 4 урока, остальные перемены – по 10 минут. Таким образом, ежедневно для ученика нашей школы, работающего по расписанию семи уроков, 80 минут школьного времени отводится на перемены. Это немало!
Познакомившись со всеми аспектами анкетирования и наблюдения, появилась идея - потребность в создании проекта «Весёлая перемена».
Проблема
Как организовать перемену, чтобы дети не были предоставлены сами себе, не бегали по коридору, по лестнице, чтобы ничто не угрожало их здоровью.
Как, используя перемены, помочь детям с отклонениями в здоровье, как повысить работоспособность школьников, воспитать у них интерес и стремление к физическому совершенствованию, к здоровому образу жизни.
Одним словом, чем заполнить свободное до начала уроков время ребят из интерната, чем занять на переменах школьников? Как сделать перемену полезной и весёлой для каждого учащегося школы?
Цель проекта
- способствовать сохранению физического и психического здоровья детей, развитию их творческих и коммуникативных способностей, воспитанию у школьниковсамоуправления через организацию полезных и весёлых школьных перемен.
Задачи проекта
1. Создание условий для разумного, организованного, полезного отдыха школьников на перемене - подобрать игры, в которые с удовольствием играли бы все ребята.
2. Создание условий для приобретения учащимися-волонтёрами позитивного социального опыта, для формирования и развития у них социальных компетентностей: ответственности, организованности, взаимовыручки.
Физические и психологические особенности учащихся.
Кудряшова В.Ф.
сентябрь
Выявление проблемы
Анкетирование
- Зачем нужна перемена?
- Чем занимаетесь на перемене?
- Какой видите перемену в нашей школе? В какие игры хотели бы играть?
Кудряшова В.Ф.
сентябрь
Изучение литературы по теме «Здоровьесберегающие технологии»
Кудряшова В.Ф.
сентябрь
Приложение №1
Организационный этап
«Круглый стол»
Разработка проекта «Весёлая перемена».
Выбор методики работы.
11 класс
Кудряшова В.Ф.
октябрь
Правила
- для дежурного учителя;
- для учащихся-волонтёров;
- поведения на перемене (приложение №2).
График работы волонтёров по организации перемен (прилож. №3).
Банк данных с играми (игротека) разноуровневой подвижности (прилож. №4).
Совещание учителей «Внедрение проекта «Весёлая перемена»
Разработка Положения о динамической перемене
Администрация
октябрь
Положение о динамической перемене
Обсуждение проекта «Весёлая перемена» на классных часах;
- представление проекта на родительском собрании;
- осмотр детей медиком.
Кудряшова В.Ф. Классные руководители Родительский комитет ,педиатр
октябрь
Проект одобрен
Даны рекомендации медика, классных руководителей
Практический этап
Организованный отдых на переменах
- разучивание игр разной подвижности в отдельных классных коллективах;
- организация массового отдыха;
Волонтёры -119 классов, классные руководители
Ноябрь-декабрь
- Рациональное использование свободного времени учащихся на переменах.
- Осознание личной ответственности всех участников образоват. процесса за поведением и состоянием ребенка во время перемены.
Заключительный этап
Заключительный спортивный
праздник для
учащихся «Веселая перемена»
Сценарий праздника «Весёлая перемена»
Волонтёры 9-11классов, классные руководители
январь
Праздничное настроение, пожелание проводить «весёлые переменки»
Педсовет «Итоги проекта «Весёлая перемена»
Обсуждение хода проекта, замечания, предложения
Администрация
январь
Сделать игры на переменах традицией в течение всего учебного года.
Ожидаемые результаты
На переменах проводятся и разучиваются новые игры, и к ним привлечена большая часть ребят (фото).
Дети отличаются организованностью, между ними меньше происходит конфликтных ситуаций.
Повысилась двигательная активность учащихся.
Улучшилась работоспособность на уроке.
Наметилось снижение уровня заболеваемости.
Участие в проекте способствует личностному развитию как организаторов – волонтёров, так и организуемых школьников. Но к концу учебного года будет проведена диагностика уровня социального развития у учащихся 8-9 классов с использованием теста КОС (коммуникативные и организаторские склонности).
Мониторинг и оценка
Для учащихся
№ п/п
Вопрос
Ответ
1.
Участвуете ли вы в наших переменках?
Да - 85%, иногда – 10%, нет – 5%
2.
Как вы считаете, нужны ли разминки на уроках?
Да -100%
3.
Нужны ли активные перемены?
Да -90%
4.
Что дают вам наши перемены?
Заряд бодрости
Хорошее настроение Легче сидеть на уроках
Общение во время игры
нравится играть в команде
Для педагога
№ п/п
Вопрос
Ответ
1.
Участвуете ли вы в наших переменках?
Да - 100%
2.
Как вы считаете, нужны ли разминки на уроках?
Да - 100%
3.
Нужны ли активные перемены?
Да - 100%
4.
Что дают вам наши перемены?
Заряд бодрости
Хорошее настроение
Дети легче усваивают
материал во время урока, повышается работоспособность
Для родителей
№ п/п
Вопрос
Ответ
1.
Участвуете ли вы в наших переменках?
Нет возможности
2.
Как вы считаете, нужны ли разминки
на уроках?
Да - 100%
3.
Нужны ли активные перемены?
Да - 100%
4.
Что дают детям наши перемены?
Хорошее настроение
Больше двигаются, снижается утомление.
5
Когда вы учились в школе, были у Вас
«весёлые» переменки?
Да – 20%
Приложение №1
Список
используемой литературы (с методическими рекомендациями, играми):
Интернет-ресурсы:
http://ru.wikipedia.org
http://www.uchportal.ru
Материалы электронных журналов «Здоровье», «Психология», «Классное руководство» за 2012, 2013 год.
Алексеев А.А. Игры на школьных переменах Оса: Росстани, 1992
Безруких М.М., Сонькин В.А. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений. М., 2004
В.Д.Берестов «А в школе – перемена», Владимир, 2008 г.
Бескоровайная Л.С. и др. Настольная книга учителя начальных классов. Ростов-на-Дону “Феникс”, 2002
Бриедис А.А. Подвижные игры для 1 – 4 классов Ленинград, 1961
Былеева Л. В. Русские народные игры. М., Советская Россия, 1988.
Волчок И.П. Подвижные игры младших школьников Минск, Полымя, 1988
Детские подвижные игры народов СССР. Пособие для воспитателя д/с Под.ред Осокиной Т.И. М. Просвещение, 1989
Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе. М. “Веко”, 2004
Литвинова М.Ф. Русские народные подвижные игры М., Провещение, 1986
Минскин Е. М. Игры и развлечения в группе продлённого дня. М., просвещение, 1983
Семенова И. Учусь быть здоровым, или как стать Неболейкой. М., Педагогика, 1991
Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми дошкольного возраста, М., Просвещение, 1986
Шитик С.М. Подвижные игры М., Физ. и спорт, 1955
Шмаков С.А. Игры – шутки, игры – минутки М., Новая школа, 1993
Шмаков С.А. От игры к самовоспитанию М., Новая школа, 1993
Яковлев В.Г. Подвижные игры в 1 – 4 классах Асвета, 1970
Яковлев В.Г. и др. Подвижные игры. М., 1977
Приложение №2
Правила для учителя - организатора перемены
Учитывать возрастные и психологические особенности детей.
Подготовить зоны для активного отдыха детей:
спортзал,
рекреация школы,
школьный коридор,
библиотека,
классная комната,
пришкольный участок.
Место проведения готовить заблаговременно. Оно должно соответствовать санитарным нормам: если это на улице, то поверхность площадки должна быть ровной, с плотным грунтом, на ней не должно быть стекол, кирпичей, камней и т.д. Площадка должна находиться в отдалении от сточных канав, ям и мусорных контейнеров. В тех случаях, если перемена проводится в помещении, то оно должно быть хорошо проветренным, полы до начала занятий необходимо подмести влажным способом.
Подвижные перемены проводить после второго урока, при этом необходимо оставить время для пассивного отдыха и подготовки к уроку.
Важно во время игр давать детям рекомендации. Подбадривать их. Тогда подвижные занятия будут проходить более эмоционально.
Для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе, подбирать упражнения с небольшой нагрузкой.
Упражнения могут сопровождаться музыкой.
Правила для ведущих – волонтёров
Игру надо начинать с хорошим настроением;
Самим проявлять активное участие, нечаянно ошибаться, поддаваться - это вносит в игру оживление, всеобщий смех, эмоциональность;
Тех, кто не хочет играть, насильно заставлять не надо: дети должны сами захотеть вступить в игру;
Ведущий должен ясно представить себе игру, рассказ его должен быть обязательно в увлекательной форме;
При объяснении игры обязательно обговорить правила игры и поведения.
Правила поведения детей на перемене.
1. На перемене должен отдохнуть весь организм, все мышцы (если не играешь, то выполни физкультминутку).
2. Не шуми громко. Помни, с тобой рядом отдыхают твои товарищи и друзья.
3. В игре соблюдай все правила, уважай товарищей.
4. Умей уступить, не ссорься.
5. Если кого – то обидел, нечаянно толкнул – извинись.
6. Узнавай новые игры и учи одноклассников.
7. Подготовься к следующему уроку, повтори стихотворение, правило.
Приложение №3
Банк
данных с играми (игротека) разноуровневой подвижности.
Игры
Где найти
Упражнения для вводной гимнастики (лечебной физкультуры)
Комплексы упражнений
Учебники по физкультуре для всех классов
Подвижные игры
Игры с «кричалками» и «повторялками»
Разработки в папке «Школьная игротека»
Групповые игры
«Разорви цепь»,
«Воротца»,
«Западня»,
«Сторож»,
«Море волнуется»,
«Поймай замыкающего»,
«Свободное место»,
«Успей занять место»,
«У медведя во бору»,
«Обыкновенные жмурки»,
«Рыбаки и рыбки»,
«Поезд»,
«Салки », «Салки с приседанием»,
«Салки-елочки»,
«Два стула и веревочка»,
«Вьюны»
Книги:
- Былеева Л. В. «Русские народные игры»
- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
Командные игры
Успей взять кеглю
Сбей мяч
Бег за флажками
Перетягивание по кругу
Перестрелка
Точный удар
Игра «Пакет с секретом»
Книги:
- Былеева Л. В. «Русские народные игры»
Игры – эстафеты
Бег по кочкам
Эстафета с обручами
Посадка овощей
Бег сороконожек
Скорый поезд
Эстафета с мячами
Передал – садись
Мяч сквозь обруч
Рак пятится назад
Разработки в папке «Школьная игротека»
- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
Соревнования – поединки
Петушиный бой
Не теряй равновесия
Перетягивание с верёвкой
Эстафета со скакалками
Чемпионы скакалки
Дружно вместе каждый шаг
- Минский Е. М. «Игры и развлечения в группе продлённого дня»
Музыкальные игры, танцы
Успей передать
Музыкальные змейки
Приглашение
Найди свою пару
Если нравится тебе
Ходим кругом
Малоподвижные игры
Настольные игры
Шашки
Шахматы
«пазлы»
Интеллектуальные игры
Кроссворды , ребусы, шарады
Викторины,конкурсы
Школьная библиотека
Классные комнаты
Приложение №4
Описание некоторых игр
«Хлопки»
- веселая игра на внимание и реакцию для большой группы детей.
Правила игры
Игроки встают в круг.
Каждому игроку присваивается порядковый номер.
Все вместе начинают ритмично хлопать: два раза в ладоши, два - по коленям.
Хлопая в ладоши, игрок называет свой номер, а, хлопая по коленям – номер любого другого участника, стоящего в круге.
Не успевший назвать свой номер или назвавший номер уже выбывшего участника, выходит из круга и прекращает игру.
Побеждают два последних оставшихся игрока.
«Повтори-ка»
– познавательная игра на развитие у детей памяти и внимательности.
Правила игры
Выбирается тема игры, например «Дикие животные»
Один из играющих называет какого-либо зверя, допустим льва
Второй повторяет «лев» и от себя прибавляет название другого животного «тигр»
Третий игрок — лев, тигр, и прибавляет «носорог» и т. д.
Тот, кто не сможет повторить всех животных или перепутает их порядок – выбывает из игры
Примечание По желанию играющих слова можно подбирать на любые темы, например: домашние животные, птицы, цветы, города и т.д.
«Часы»
- веселая, подвижная игра со скакалкой. Развивает выносливость и внимание. Правила игры
Все хором произносят: «Тик-так, тик-так»
Выбирают двух игроков, которые будут вертеть скакалку в том же ритме
Остальные по очереди прыгают через скакалку
Первый прыгает один раз и встает в конец очереди, второй – два и т.д.
Игрок, сбившийся при прыжках или ошибившийся в счете – меняется с одним из игроков, крутящих скакалку.
«Кто больше»
- азартное соревнование, способствующее развитию моторики рук и ловкости.
Правила игры
Участникам раздаются веревки длиной около 1 м
По сигналу игроки начинают завязывать на веревке узлы
Тот, кто за 1 минуту завязал больше узлов - побеждает
Примечание Игра начинается и прекращается строго по сигналу водящего.
«Хвост дракона»
- веселая и подвижная игра для детей от пяти лет и старше, развивающая внимание, реакцию и ловкость. В нее играют, в основном, в закрытом помещении — в большой комнате, в спортзале или раздевалке. Количество играющих не менее 4 человек (но чем больше, тем интереснее и веселее).
Правила игры
Игроки строятся друг за другом, держась за талию впереди стоящего, образуя дракона.
Первый игрок - «голова» пытается поймать последнего-«хвост», при этом остальные не должны расцепляться.
Когда первый игрок поймает последнего, пойманный становится «головой».
Остальные меняются местами по желанию.
Игра начинается сначала.
Примечание Игра не имеет определенного окончания и победителей.
«Пуговица»
- игра с юмором, в которой как таковых победителей нет. Развивает артистичность, раскрепощённость, фантазию.
Правила игры
Участники делятся на команды по 3 человека.
Ведущий объявляет начало конкурса, оценочные критерии которого будут объявлены позже.
Командами выполняется заданные действия (танец, стихотворение, песня и так далее).
В конце конкурса ведущий проходит по командам и считает количество пуговиц у участников.
Побеждает команда, у которой больше всех пуговиц.
«Волны по кругу»
- динамичная, веселая игра.
Правила игры
В помещении устанавливаются стулья по кругу, в количестве равному количеству игроков.
Водящий встает в центр круга.
Водящий должен сесть на свободный стул, а остальные игроки должны мешать ему, двигаясь влево и вправо, закрывая собой это место.
Ведущий может отдавать команды "Направо", "Налево", "Хаос".
При команде "Налево" - каждый игрок перемещаются на соседний стул против часовой стрелки.
При команде "Направо" - каждый игрок перемещаются на соседний стул по часовой стрелке.
При команде "Хаос" - все игроки меняют свое расположение случайным образом.
Если водящий занял стул, то игрок не успевший ему помешать, становится новым водящим.
При команде "Хаос" водящим становится тот игрок, кто сел на стул, который до команды был свободным.
Примечания Можно усложнить игру, разверну стулья наружу. При этом водящий бегает снаружи круга и ему запрещается команда "Хаос".
«Весёлая скакалка»
- Веселая детская игра со скакалкой на выносливость и координацию движений. В нее можно играть очень большой группой (10-20 человек).
Правила игры
Пойманным игрок считается в том случае, если скакалка коснулась его не выше голеностопа.
Игроки не должны приближаться к водящему во время прыжков.
Тот, кто заденет скакалку становится в середину и начинает вращать веревку, а бывший водящий занимает его место.
Примечания Из дополнительных предметов вам понадобится скакалка (можно также использовать веревочку, на конце которой привязан мешочек с песком). Можно использовать другой вариант этой игры, которая будет носить соревновательный характер - задевший веревку игрок выбывает из игры. Победителями становятся 2-3 последних игрока, которые не задели веревочки.
«Живое – неживое»
Ведущий бросает мяч и называет вперемешку живые и неживые предметы, а дети ловят мяч только на "живое". Выигрывают дети, которые меньше всех ошиблись.
«МПС»
Игроки становятся в круг. Ведущий сообщает всем: "У каждого из вас есть МПС, у каждого он свой, неповторимый и ваша цель - узнать его". Для этого игроки по очереди задают ведущему вопросы про свой МПС, требующие однозначного, положительного или отрицательного, ответа. Игра ведется до тех пор, пока кто-нибудь из игроков не догадается, что МПС - это Мой Правый Сосед.
(Примеры вопросов, которые могут задавать игроки ведущему: Это одушевленное? Это есть у меня всегда? Это человек? Это мужского рода? У него темные волосы? Меня с ним связывает дружба?)
С бумажными мячами “Самый меткий, ловкий, быстрый”
Каждому ребенку в команде дается лист бумаги. По команде “ногами” они должны смять лист бумаги, превратив его в мяч, и попасть в обруч. Выигрывает та команда, в чьем обруче больше всего мячей.
Игра в снежки (Выбивалы)
Используются сделанные детьми бумажные мячи. Они будут создавать имитацию снежков. Эстафета
Каждому участнику выдаются два листа бумаги. Он должен пройти расстояние до обруча, перекладывая поочередно листы, наступая на них. Обратно возвращается бегом, эстафету передает следующему в команде