Рабочая программа по курсу «Юный художник» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества с необходимостью гармонического развития личности со сформированными эстетическими чувствами, художественно-творческим мышлением, наблюдательностью и фантазией.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный художник"»
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Юный художник» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
При создании программы учитывались потребности современного российского общества с необходимостью гармонического развития личности со сформированными эстетическими чувствами, художественно-творческим мышлением, наблюдательностью и фантазией.
Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.
Специфика курса позволяет развивать память и мышление детей, воспитывается культура общения, интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы, формируется речевое поведение детей, Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Занятие помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.
Цели и задачи курса:
Цель — раскрыть и развить потенциальные способности, заложенные в ребенке.
Задачи:
Образовательные:
Ориентация на профессию.
Овладение основами изобразительной деятельности.
Способствовать углублению и расширению знаний об окружающем мире, об искусстве.
Развивающие:
Развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе.
Развитие мотивации на творческую деятельность.
Развитие образного мышления и воображения.
Развитие трудовых умений и навыков
Воспитательные:
Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;
Создание условий для общения;
Адаптация к современной жизни на основе с помощью общей культуры знаний и навыков;
Приобщить учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов.
Особенности учебного курса:
В рамках курса учащиеся создают групповые проекты, для выполнения каждого проекта предпочтительно формировать небольшие группы. В результате работы возникает необходимость во взаимодействии между группами. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества..
Ценностные ориентиры содержания курса
Приоритетная цель курса «Юный художник»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.
Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личноготворческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт.На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Формы и методы проведения занятий:
-индивидуальная и групповая работа,
- практическая работа,
-беседы,
-познавательные игры,
-конкурсы,-компьютерные презентации.
занятия — вариации,
занятия — творческие портреты, импровизации,
занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей,
занятия — праздники,
занятия — эксперименты.
Дополнительно (деятельность вне занятий)
-участие в мероприятиях различных уровней: праздники, концерты, конкурсы
Тематическое планирование
1 класс (66 ч)
№
Тема занятия
Кол-во часов
Теория практика
Содержание
1.
«Знакомство с королевой кисточкой».
1
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
2-3.
«Что могут краски».
1
2
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
4-5.
«Радуга над лужайкой».
1
1
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги
6-7.
«Разноцветные шарики».
1
1
Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
8-9.
«Тепло – холодно».
1
1
Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
10-11
«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
1
1
Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
12-13.
«Живопись».
1
1
Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
14-15
«Жанры».
1
1
Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
16-17
«Пейзаж».
1
1
Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
18-19
Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..
1
1
Восприятие художественных произведений.
20-22
«Осень. Листопад».
1
1
Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
23-24
«Грустный дождик».
1
1
Образ дождя.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
25-26
«Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
1
1
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
27-28
«Ёлочка-красавица».
1
1
Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
29-30
«Портрет Снегурочки».
1
1
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
31.
«В гостях у Деда Мороза».
1
Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
32-33
«Экскурсия в зимний парк».
1
1
Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
34
«Зимний лес». Характер деревьев.
1
Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
35-36
«Снежная птица зимы».
1
1
Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
37-38
«Дом снежной птицы».
1
1
Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
39
«Натюрморт».
1
Знакомство с жанром натюрморта.
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства
40
«Как рисовать натюрморт».
1
Фрукты в вазе.
41
«Портрет».
1
Знакомство с жанром портрета.
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства
42
«Как рисовать портрет».
1
Рисование лица человека.
43
«Мамин портрет».
1
Рисование пропорций человеческого лица.
44-45
«Анималистический жанр».
1
1
Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
46-47
«Рисуем животных».
1
1
Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
48
«Сказочно – былинный жанр».
1
Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
49
«Рисуем сказку».
1
Рисование любимых сказок и сказочных героев.
50
«Экскурсия в весенний парк»
1
Экскурсия.
Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
51
«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.
1
Рисование весенних цветов
52
«Весенний пейзаж».
1
Рисование весеннего пейзажа
Композиция
53-55
Введение.
Творческие занятия.
Конструктивные композиции.
Декоративные композиции.
1
2
Понятие о перспективе. Анализ композиции картин. Цветовые отношения. Элементы композиции. Пейзаж в графике. Контрасты в композиции. Равновесие картины. Рисунок комнаты, леса, семейный круг, родное село, ночной город, полярная ночь.
Декоративно-прикладное искусство
56
Введение.
1
Практическое изображение с натуры, народное творчество.
57-58
Рисование орнамента, узор (папье-маше)
2
Сбор практического материала, «Орнамент», «Орнамент в круге».
59-60
Народные игрушки
1
1
Просмотр презентации «Народные игрушки». История создания и названия.
61-64
Лепка (глина, тесто).
3
Организация лепки фигур из теста и глины.
65
«Экзамен художника Тюбика».
1
Обобщение и систематизация изученного материала.
66
Итоговое мероприятие. Выставка работ.
1
Отчетное мероприятие.
Краткое описание содержания занятий.
Занятие 1.
«Знакомство с королевой кисточкой».
Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.
Занятие 2-3. «Что могут краски».
Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.
Занятие 4-5. «Радуга над лужайкой».
Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.
Занятие 6-7. «Разноцветные шарики».
Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».
Занятие 8-9.«Тепло – холодно».Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.
Занятие10-11. «Белое и черное».Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.
Занятие 12-13.«Живопись».Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.
Занятие 14-15.«Жанры».Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.
Занятие 16-17. «Пейзаж».Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.
Занятие 18-19.Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..
Восприятие художественных произведений.
Занятие 20-22. «Осень. Листопад».
Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.
Занятие 23-24. «Грустный дождик».Образ дождя.
Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.
Занятие 25-26. «Узоры снежинок».
Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.
Занятие 27-28. «Ёлочка-красавица».
Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.
Занятие 29-30.«Портрет Снегурочки».
Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.
Занятие 31.«В гостях у Деда Мороза».
Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.
Занятие 32-33. «Экскурсия в зимний парк».
Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.
Занятие 34.«Зимний лес».Характер деревьев.
Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.
Занятие 35-36. «Снежная птица зимы».
Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.
Занятие 37-38.«Дом снежной птицы».
Творческая работа.Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.
Занятие 39. «Натюрморт».Знакомство с жанром натюрморта.
Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.
Занятие 40. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.
Занятие 41. «Портрет».Знакомство с жанром портрета.
Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.
Занятие 42. «Как рисовать портрет».Рисование лица человека.
Занятие 43. «Мамин портрет».Рисование пропорций человеческого лица.
Занятие 44-45. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.
Занятие 46-47. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.
Занятие 48. «Сказочно – былинный жанр».Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.
Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.
Занятие 49. «Рисуем сказку».Рисование любимых сказок и сказочных героев.
Занятие 50. «Экскурсия в весенний парк». Экскурсия.
Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц Задание: Рисование карандашом. Изучение изобразительных свойств карандаша, пластика линий. Линия, штрих, тон.
Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной
25-26
«Цветы весны».
1
1
Организация: Рисование цветов.
Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы весны», используя изобразительные свойства акварели.
Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.
27-30
«Прогулка по осеннему саду».
1
2
Организация: Рисование композиции с фигурами в движении.
Задание: Учащиеся выполняют композицию с фигурами в движении. Изучают пропорции человеческой фигуры.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы.
1
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.
Задание: Учащиеся выполняют разнохарактерные линии тушью, пером.
Задание: Учащиеся выполняют натюрморт из стекла, набросочный характер рисунков с разных положений предметов в пространстве. Свет и тень - падающая и собственная.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Материалы и инструменты.
1
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.
Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.
Задание: Учащиеся выполняют разнохарактерные линии тушью, пером.
Задание: Учащиеся выполняют натюрморт из стекла, набросочный характер рисунков с разных положений предметов в пространстве. Свет и тень - падающая и собственная.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.
Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.
Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
3-5
«Деревья». Пленэрные зарисовки.
1
2
Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
6-8
Осенний натюрморт.
1
2
Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство.
9-10
Осенний натюрморт.
1
1
Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.
11-12
Небо в искусстве.
1
1
Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния.
13
Небо в искусстве.
1
Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.
42-45
Откуда пришла Матрёшка
1
3
Творческая работа – роспись матрёшки. Техника исполнения – Полхов-майдан.
46-48
Народные глиняные игрушки.
1
2
Роспись игрушек в традиционных техниках. (Дымковская игрушка). Творческая работа.
49-51
Народные глиняные игрушки.
1
2
Роспись игрушек в традиционных техниках. (Филимоновская игрушка). Творческая работа.
52-53
Русское народное искусство народов Севера.
1
Русская народная живопись.
Веселый карандаш (8 ч)
54-57
«Учимся рисовать птиц»
1
2
Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу.
58-61
«Учимся рисовать животных».
1
2
Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению
62-65
«Учимся рисовать рыб и подводных жителей»
1
2
Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство.
66
«В гостях у сказочных героев»
1
Иллюстрация. Рисование по воображению.
67-68
Урок - выставка. Отчетное мероприятие.
1
1
Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы.
Краткое описание содержания занятий.
Занятие 1-2.
Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.
Занятие 3-5.
Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.
Занятие 6-8.
Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство.
Занятие 9-10.
Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.
Занятие 11-12.
Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния.
Занятие 13.
Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.
«Красна улица домами». Фризовая композиция. Линейная перспектива.
1
1
Организация: Рисование сельского дома и сада, обрывная техника, составление фриза.
Задание: Учащиеся из индивидуальных работ составляют фризовую композицию
14-15.
Книжка-раскладушка. Мини-проект. Иллюстрации к сказкам.
2
Организация: Рисование иллюстраций к сказкам. Мини-проект.
Задание: Учащиеся выполняют творческое задание по иллюстрированию сказок и составлению из работ книжки-раскладушки «Путешествие по сказкам».
Декоративно-прикладное искусство.
16.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы, новым материалом, инструментом.
1
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.
Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.
Бумагопластика.
40.
Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Материалы и инструменты.
1
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.
Задание: Формообразование в работе с бумагой. Пустотелые элементы скульптуры, заполненная форма.
41-42.
Знакомство с техникой оригами. Жар – птица. Поэтапное выполнение.
1
1
Организация: Рассказ учителя о формообразовании. Знакомство с техникой оригами. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций.
Задание: Учащиеся отрабатывают приём - оригами. Работают по алгоритму, схеме
43-44.
Рыбки. Подвесная композиция
1
1
Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.
Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию
45-49.
Слоники. Подвесная композиция
1
3
Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.
Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию
50-56
Рельефная маска.
1
5
Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют рельефную маску.
57-62.
Рельефный портрет.
1
5
Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся выполняют рельефный портрет. В завершении - живописная проработка гуашью для выявления объёмной формы и характера образа.
63-67.
Лебедь - оригами
1
4
Организация: Рассказ учителя об изготовлении в технике оригами салфетницы и подставки для карандашей. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся изготавливают изделия по алгоритму, схемам.
68.
Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.
1
Организация: Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.
Учащиеся учувствуют в сценарии представления. Награждение. Чаепитие с приглашением родителей.
Краткое описание содержания занятий.
Занятие 1.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.
Заполнение документов. Роспись в тетрадях по технике безопасности
Задание: Учащиеся выполняют рисунок «Впечатления о лете» гуашью или акварелью
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.
Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.
Задание: Формообразование в работе с бумагой. Пустотелые элементы скульптуры, заполненная форма.
Организация: Рассказ учителя об изготовлении в технике оригами салфетницы и подставки для карандашей. Показ иллюстраций, таблиц.
Задание: Учащиеся изготавливают изделия по алгоритму, схемам.
Материалы: лист А4, клей ПВА
Занятие68.
Итоговое занятие.
Организация: Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.
Учащиеся учувствуют в сценарии представления. Награждение. Чаепитие с приглашением родителей.
Методическое обеспечение программы
Книги для учителя:
Аксенов К.Н. Рисунок –М., 1987г.
Бариц А.О. Наброски и зарисовки. –М.,
Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1957г.
Волков Ю.Л. Цвет в живописи . - М., 1965г.
Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1996г.
Государственная галерея 19 века. – М., 1970г.
Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М., 1981г.
Кузьмин В.С. Наброски и зарисовки. – М., 1981г.
Рисунок. Живопись. Композиция. – М., 1989г.
Ростовцев Н.И. Рисование головы человека. – М., 1989г.
Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986г.
Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1938г.
Юный художник. – журнал.
Материально-техническое обеспечение:
Стол ученический;
Кисти различных размеров;
Краски (акварель, гуашь и т.д.);
Учебно-методические пособия;
Рисунки;
Репродукции;
Альбомы;
Бумага для черчения;
Ватман.
Планируемые результаты, включающие формирование УУД:
В результате изучения курса «Юный художник» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:
чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;
овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
умение сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;
использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;
умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Юный художник»:
знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
умение рассуждатьо многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;
способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;
умение объяснятьзначение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;
выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;
умение приводить примерыпроизведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
Распределение планируемых результатов по уровням:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):
Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,
О способах самостоятельного поиска и нахождения информации
Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):
Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):
Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.
Контрольные испытания:
Выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах.
Отчётный концерт или спектакль юных художников, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей.
Анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).
Список литературы:
1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.
2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.
3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.
4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.
5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.