kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа внеурочной деятельности "Юный художник"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая   программа по курсу «Юный художник» составлена  на основе Закона РФ «Об образовании»,  ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.

          При создании программы учитывались потребности современного российского общества с необходимостью гармонического развития личности со сформированными эстетическими чувствами, художественно-творческим  мышлением, наблюдательностью и фантазией.

 Программа актуальна, поскольку является комплексной,  предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности "Юный художник"»


Пояснительная записка



Рабочая программа по курсу «Юный художник» составлена на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.


При создании программы учитывались потребности современного российского общества с необходимостью гармонического развития личности со сформированными эстетическими чувствами, художественно-творческим мышлением, наблюдательностью и фантазией.

Программа актуальна, поскольку является комплексной, предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, художественно-эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности, дает возможность каждому учащемуся реально открывать для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности.


Специфика курса позволяет развивать память и мышление детей, воспитывается культура общения, интересы, волю, ценностные ориентации, эмоциональную и мотивационную сферы, формируется речевое поведение детей, Ребенок учится наблюдать и сравнивать речевые явления родного и иностранного языка, помогает ему понять, что одна и та же мысль в разных языках выражается разными способами. Занятие помогает им обрести уверенность, почувствовать свою ценность, найти свое место.


Цели и задачи курса:


Цель раскрыть и развить потенциальные спо­собности, заложенные в ребенке.


Задачи:

Образовательные:

Ориентация на профессию.

Овладение основами изобразительной деятельности.

Способствовать углублению и расширению знаний об окружающем мире, об искусстве.


Развивающие:

Развитие у детей способности к самостоятельной и коллективной работе.

Развитие мотивации на творческую деятельность.

Развитие образного мышления и воображения.

Развитие трудовых умений и навыков

Воспитательные:

Создание дружественной среды вокруг самоопределяющейся личности;

Создание условий для общения;

Адаптация к современной жизни на основе с помощью общей культуры знаний и навыков;

Приобщить учащихся к мировым и отечественным культурным ценностям.




Место курса в учебном плане

Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 часов, 2-4 классы по 68 часов.


Особенности учебного курса:

В рамках курса учащиеся создают групповые проекты, для выполнения каждого проекта предпочтительно формировать небольшие группы. В результате работы возникает необходимость во взаимодействии между группами. В проведении занятий используются формы индивидуальной ра­боты и коллективного творчества..




Ценностные ориентиры содержания курса


Приоритетная цель курса «Юный художник»—духовно-нравственное развитие ребенка, т. е. формирова­ние у него качеств, отвечающих представлениям об истинной че­ловечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.

Культуросозидающая роль программы состоит также в вос­питании гражданственности и патриотизма. Прежде всего, ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повсед­невном его бытии, в жизни общества, значение искусства в раз­витии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т.е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только тогда, знания и умения по искусству становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие личности ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.

Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание — проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


Формы и методы проведения занятий:

-индивидуальная и групповая работа,

- практическая работа,

-беседы,

-познавательные игры,

-конкурсы,-компьютерные презентации.

занятия — вариации,

занятия — творческие портреты, импро­визации,

занятия — образы по сценарию со специальной подготовкой детей,

занятия — праздники,

занятия — эксперименты.


Дополнительно (деятельность вне занятий)

-участие в мероприятиях различных уровней: праздники, концерты, конкурсы

Тематическое планирование

1 класс (66 ч)


Тема занятия

Кол-во часов

Теория практика

Содержание

1.

«Знакомство с королевой кисточкой».

 


1


Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.

2-3.

«Что могут краски».


1

2

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.


4-5.

«Радуга над лужайкой».

1

1

Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги

6-7.

«Разноцветные шарики».


1

1

Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».


8-9.

«Тепло – холодно».


1

1

Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.


10-11

«Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.


1

1

Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.


12-13.

«Живопись».



1

1

Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.


14-15

«Жанры».

1

1

Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.

16-17

«Пейзаж».

1

1

Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.

18-19

Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..


1

1

Восприятие художественных произведений.


20-22

«Осень. Листопад».


1

1

Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.


23-24

«Грустный дождик».

1

1

Образ дождя.

Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.


25-26

«Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.


1

1

Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.

27-28

«Ёлочка-красавица».

1

1

Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.


29-30

«Портрет Снегурочки».

1

1

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.


31.

«В гостях у Деда Мороза».




1

Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.


32-33

«Экскурсия в зимний парк».


1

1

Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


34

«Зимний лес». Характер деревьев.



1

Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.


35-36

«Снежная птица зимы».




1

1

Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.



37-38

«Дом снежной птицы».


1

1

Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.



39

«Натюрморт».

1


Знакомство с жанром натюрморта.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства

40

«Как рисовать натюрморт».



1

Фрукты в вазе.



41

«Портрет».

1


Знакомство с жанром портрета.

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства

42

«Как рисовать портрет».


1

Рисование лица человека.


43

«Мамин портрет».






1

Рисование пропорций человеческого лица.

44-45

«Анималистический жанр».

1

1

Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.

46-47

«Рисуем животных».

1

1

Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.


48

«Сказочно – былинный жанр».





1


Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.


49

«Рисуем сказку».


1

Рисование любимых сказок и сказочных героев.

50

«Экскурсия в весенний парк»


1

Экскурсия.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


51

«Весенние цветы». Рисование весенних цветов.




1

Рисование весенних цветов

52

«Весенний пейзаж».


1

Рисование весеннего пейзажа

Композиция


53-55

Введение.

Творческие занятия.

Конструктивные композиции.

Декоративные композиции.


1

2

Понятие о перспективе. Анализ композиции картин. Цветовые отношения. Элементы композиции. Пейзаж в графике. Контрасты в композиции. Равновесие картины. Рисунок комнаты, леса, семейный круг, родное село, ночной город, полярная ночь.


Декоративно-прикладное искусство


56

Введение.


1


Практическое изображение с натуры, народное творчество.


57-58

Рисование орнамента, узор (папье-маше)



2

Сбор практического материала, «Орнамент», «Орнамент в круге».

59-60

Народные игрушки

1

1

Просмотр презентации «Народные игрушки». История создания и названия.

61-64

Лепка (глина, тесто).



3

Организация лепки фигур из теста и глины.

65

«Экзамен художника Тюбика».

1


Обобщение и систематизация изученного материала.


66

Итоговое мероприятие. Выставка работ.


1

Отчетное мероприятие.


Краткое описание содержания занятий.

Занятие 1.

«Знакомство с королевой кисточкой».

 Введение в курс занятий. Условия безопасной работы. Организация рабочего места.

Занятие 2-3. «Что могут краски».

Изобразительные свойства акварели. Основные цвета. Смешение красок. Рассказывание сказки о красках с практическим показом.


Занятие 4-5. «Радуга над лужайкой».

Знакомство со спектром. Рассказ о природном явлении радуге, показ рисования радуги.


Занятие 6-7. «Разноцветные шарики».

Акварель. Отработка приема рисования кругов в разных направлениях. Плавное движение. Раскрасить приемом «размыть пятно».


Занятие 8-9. «Тепло – холодно». Знакомство с теплыми и холодными цветами. Умение выполнять рисунок только в теплых или только в холодных цветах.


Занятие10-11. «Белое и черное». Знакомство с белой и черной красками. Свойства белой и черной красок: белый цвет осветляет все цвета, а черный затемняет.


Занятие 12-13. «Живопись». Знакомство с различными видами красок и кистей для рисования.


Занятие 14-15. «Жанры». Знакомство с жанрами изобразительного искусства. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее.


Занятие 16-17. «Пейзаж». Знакомство с жанром пейзажа. Умение рисовать пейзаж и отличать его от других жанров изобразительного искусства.


Занятие 18-19. Беседа на тему «Осень» с использованием иллюстрированного материала..

Восприятие художественных произведений.


Занятие 20-22. «Осень. Листопад».

Работа с акварелью. Смешение теплых цветов. Отработка приема: примакивание кисти боком.


Занятие 23-24. «Грустный дождик». Образ дождя.

Беседа о передаче чувств через иллюстративный материал. Смешение цветов, передача настроения.


Занятие 25-26. «Узоры снежинок».

Ритм. Орнамент в круге. Отработка приема: смешение цвета с белилами.


Занятие 27-28. «Ёлочка-красавица».

Рисование елей. Творческая работа. Свободный выбор материала.


Занятие 29-30. «Портрет Снегурочки».

Пропорции человеческого лица. Холодные цвета. Работа с ограниченной палитрой.


Занятие 31. «В гостях у Деда Мороза».

Рисование впечатлений от новогодних праздников. Фигура человека в одежде. Контраст теплых и холодных цветов.


Занятие 32-33. «Экскурсия в зимний парк».

Экскурсия. Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


Занятие 34. «Зимний лес». Характер деревьев.

Практическое занятие. Беседа по иллюстрациям. Изобразительные свойства гуаши.


Занятие 35-36. «Снежная птица зимы».

Творческая работа. Рисование, используя холодную гамму цветов. Орнаментальная композиция.


Занятие 37-38. «Дом снежной птицы».

Творческая работа. Отработка приема в декоре дома — линия зигзаг. Ритм геометрических пятен.


Занятие 39. «Натюрморт». Знакомство с жанром натюрморта.

Умение отличать натюрморт от других жанров изобразительного искусства.

Занятие 40. «Как рисовать натюрморт». Фрукты в вазе.


Занятие 41. «Портрет». Знакомство с жанром портрета.

Умение отличать портрет от других жанров изобразительного искусства.


Занятие 42. «Как рисовать портрет». Рисование лица человека.


Занятие 43. «Мамин портрет». Рисование пропорций человеческого лица.


Занятие 44-45. «Анималистический жанр». Знакомство с анималистическим жанром изобразительного искусства. Умение отличать анималистический жанр от других жанров изобразительного искусства.


Занятие 46-47. «Рисуем животных». Рисование домашних животных. Умение рисовать пропорции тела животных.


Занятие 48. «Сказочно – былинный жанр». Знакомство со сказочно – былинным жанром изобразительного искусства.

Умение отличать сказочно – былинный жанр от других жанров изобразительного искусства.


Занятие 49. «Рисуем сказку». Рисование любимых сказок и сказочных героев.


Занятие 50. «Экскурсия в весенний парк». Экскурсия.

Умение видеть прекрасное, любить родную природу.


Занятие 51. «Весенние цветы». Рисование весенних цветов.


Занятие 52. «Весенний пейзаж». Рисование весеннего пейзажа.


Занятие 53-55. Композиция. Творческие занятия.

Конструктивные композиции.

Декоративные композиции.

Занятие 56. Декоративно-прикладное искусство. Введение.


Занятие 57-58. Рисование орнамента, узор (папье-маше)


Занятие 59- 60. Народные игрушки


Занятие 61-64. Лепка (глина, тесто).


Занятие 65. «Экзамен художника Тюбика». Обобщение и систематизация изученного материала.


Занятие 66. Итоговое мероприятие. Выставка работ.



Тематическое планирование

2 класс (68 ч)


Тема занятия

Кол-во часов

Теория практика

Содержание

Основа художественной грамоты

1

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

1


Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты

2-3

Орнаментальная композиция. Выполнение линий разного характера. Организация плоскости.

1

1

Организация: Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые, линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.

Задание: Учащиеся выполняют орнаментальную композицию с помощью линий разного характера.

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


4-7

Натюрморт из 2-х предметов..

1

2

Организация: Рисование натюрморта из 2-х предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование натюрморта с натуры - овощи.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны


8-9

Холодные цвета. Стихия - вода.

1

1

Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Организация: Рассказ учителя о холодных цветах. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

10-11

Тёплые цвета. Стихия - огонь.

1

1

Цветоведение. Воздействие цвета на человека. Гармония цветовых отношений. Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны


12-13

«Осенние листья».

1

1

Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц Задание: Рисование карандашом. Изучение изобразительных свойств карандаша, пластика линий. Линия, штрих, тон.

Материалы: лист А4, карандаш, иллюстрации, шаблоны, осенние листья.


14-15

Природная форма - лист.

1

1

Организация: Рисование листа с натуры. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование листа с натуры.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны


16-19

Натюрморт.

1

2

Организация: Рисование натюрморта из стекла.

Задание: Учащиеся знакомятся с основными и дополнительными цветами, с изобразительными свойствами гуаши.

Рисование натюрморта с натуры -стекло.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны

20-22

«Дворец Снежной королевы».

1

1

Организация: Рисование холодной цветовой гаммой дворца гуашевыми красками.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание. Ритм геометрических форм. Гуашь.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны, рисунки детей.


23-24

«Портрет Снегурочки».

1

1

Организация: Рисование пропорций человеческого лица, изучение таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз портрета Снегурочки. Гармония тёплых и холодных цветов.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы.

Рисунок. Значение рисунка в творчестве художника. Упражнения набросочного характера. Передача пространства на плоскости, представление о перспективе - линейной, воздушной

25-26

«Цветы весны».

1

1

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы весны», используя изобразительные свойства акварели.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.


27-30

«Прогулка по осеннему саду».

1

2

Организация: Рисование композиции с фигурами в движении.

Задание: Учащиеся выполняют композицию с фигурами в движении. Изучают пропорции человеческой фигуры.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


31

Творческая работа.


1

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка.


Графика.

32

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы.

1


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.

Задание: Учащиеся выполняют разнохарактерные линии тушью, пером.

Материалы: лист А4, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, шаблоны


33-34

«Листья и веточки».


2

«Листья и веточки».

Организация: Рисование с натуры.

Задание: Учащиеся выполняют упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.


35-36

«Осенние листья».


2

Организация: Рисование композиции «Осенние листья», используя живые листья как матрицы.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Осенние листья». «Живая» линия - тушь, перо.

Материалы: лист А4, салфетка, тушь, перо, иллюстрации, наглядный материал.



37-40

Натюрморт. Свет и тень.


1

2

Организация: Рисование натюрморта.

Задание: Учащиеся выполняют натюрморт из стекла, набросочный характер рисунков с разных положений предметов в пространстве. Свет и тень - падающая и собственная.

Материалы: лист А4, тушь, перо, простой карандаш, мелки, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


41-44

«Город». Монотипия.

1

2

Организация: Рассказ учителя о цветовом фоне в технике монотипии. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Учащиеся выполняют цветовой фоне в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.

Материалы: лист А4, тушь, перо, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал

45-48

«Терема».

1

2

Организация: Рассказ учителя о гравюре на картоне. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Учащиеся выполняют гравюру на картоне.

Материалы: лист А4, тушь, картон, палочки, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


49-50

Поздравление. Штрих.

1

1

Организация: Рассказ учителя об использовании шаблона и трафарета. Показ иллюстраций, таблиц. Поздравление. Штрих - выделение главного.

Задание: Учащиеся выполняют поздравление, используя шаблон и трафарет.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал, шаблон, трафарет.


51-52

Открытка - поздравление. Творческая работа.

1

1

Организация: Рассказ учителя об изготовлении открыток. Показ иллюстраций, наглядного материала.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя аппликацию, орнаментики, шрифт.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал

53

Творческая работа.


1

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, тушь, перо, кисточки-3, салфетка.


Пластика, керамика

54

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Материалы и инструменты.

1


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.

Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, салфетка, иллюстрации, шаблоны.



55-56

«Лев». Рельеф.

1

1

Организация: Рассказ учителя о формообразовании в рельефе. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём - наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве.

Материалы: лист А4, пластилин, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны



57-60

Посуда для куклы.

1

2

Организация: Рассказ учителя об образном строе русской керамической посуды. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку посуды с сохранением стиля.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны



61-64

«Диковинная птица».

1

2

Организация: Рассказ учителя о мелкой пластике. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём: лепка из целого куска с добавлением деталей.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны


65-66

«Знак года».



Организация: Рассказ учителя о коллективной композиции «Знак года». Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся создают коллективную декоративную композицию «Знак года» по методу проекта.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


67

Народная игрушка.


1

Организация: Рассказ учителя об образном строе дымковской и филимоновской игрушки. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля. Роспись.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, образцы игрушек


68.

Отчетное мероприятие с выставкой работ.


1






Краткое описание содержания занятий.


Основа художественной грамоты.


Занятие 1.

Вводное занятие.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

Заполнение документов.

Занятие 2-3.

Орнаментальная композиция.

Организация: Выполнение линий разного характера: прямые, волнистые, линии красоты, зигзаг. Организация плоскости.

Задание: Учащиеся выполняют орнаментальную композицию с помощью линий разного характера.

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Занятие 4-7.

Натюрморт из 2-х предметов.

Организация: Рисование натюрморта из 2-х предметов. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование натюрморта с натуры - овощи.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны


Занятие 8-9.

Холодные цвета. Стихия - вода.

Организация: Рассказ учителя о холодных цветах. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.

Занятие 10-11.

Тёплые цвета. Стихия - огонь.

Организация: Рассказ учителя о тёплых цветах. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью по методу ассоциаций.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


Занятие 12-13.

«Осенние листья».

Организация: Рассказ учителя о зарисовке растений с натуры. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование карандашом. Изучение изобразительных свойств карандаша, пластика линий. Линия, штрих, тон.

Материалы: лист А4, карандаш, иллюстрации, шаблоны, осенние листья.


Занятие 14-15.

Природная форма - лист.

Организация: Рисование листа с натуры. Понятие «тон». Одноцветная акварель «гризайль». Тоновая растяжка.

Задание: Учащиеся выполняют тоновую растяжку цвета, знакомятся с понятием «гризайль».

Рисование листа с натуры.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны


Занятие 16-19.

Натюрморт.


Организация: Рисование натюрморта из стекла.

Задание: Учащиеся знакомятся с основными и дополнительными цветами, с изобразительными свойствами гуаши.

Рисование натюрморта с натуры -стекло.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


Занятие 20-22.

«Дворец Снежной королевы».


Организация: Рисование холодной цветовой гаммой дворца гуашевыми красками.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание. Ритм геометрических форм. Гуашь.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, шаблоны, рисунки детей.


Занятие 23-24.

«Портрет Снегурочки».

Организация: Рисование пропорций человеческого лица, изучение таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз портрета Снегурочки. Гармония тёплых и холодных цветов.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы.


Занятие 25-26.

«Цветы весны».

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы весны», используя изобразительные свойства акварели.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.


Занятие 27-30.

«Прогулка по осеннему саду».


Организация: Рисование композиции с фигурами в движении.

Задание: Учащиеся выполняют композицию с фигурами в движении. Изучают пропорции человеческой фигуры.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 31.

Творческая работа.

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка.



Графика.

Занятие 32.

Вводное занятие.


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.

Задание: Учащиеся выполняют разнохарактерные линии тушью, пером.

Материалы: лист А4, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, шаблоны


Занятие 33-34.

«Листья и веточки».

Организация: Рисование с натуры.

Задание: Учащиеся выполняют упражнения на выполнение линий разного характера: прямые, изогнутые, прерывистые, исчезающие.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, тушь, перо, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.


Занятие 35-36.

«Осенние листья».


Организация: Рисование композиции «Осенние листья», используя живые листья как матрицы.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Осенние листья». «Живая» линия - тушь, перо.

Материалы: лист А4, салфетка, тушь, перо, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 37-40.

Натюрморт. Свет и тень.

Организация: Рисование натюрморта.

Задание: Учащиеся выполняют натюрморт из стекла, набросочный характер рисунков с разных положений предметов в пространстве. Свет и тень - падающая и собственная.

Материалы: лист А4, тушь, перо, простой карандаш, мелки, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 41-44.

«Город». Монотипия.


Организация: Рассказ учителя о цветовом фоне в технике монотипии. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Учащиеся выполняют цветовой фоне в технике монотипии. Дома - линиями, штрихами. Люди - силуэты. Цвет как выразитель настроения.

Материалы: лист А4, тушь, перо, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 45-48.

«Терема».


Организация: Рассказ учителя о гравюре на картоне. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Учащиеся выполняют гравюру на картоне.

Материалы: лист А4, тушь, картон, палочки, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Занятие 49-50.

Поздравление. Штрих.


Организация: Рассказ учителя об использовании шаблона и трафарета. Показ иллюстраций, таблиц. Поздравление. Штрих - выделение главного.

Задание: Учащиеся выполняют поздравление, используя шаблон и трафарет.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал, шаблон, трафарет.


Занятие 51-52.

Открытка - поздравление. Творческая работа.

Организация: Рассказ учителя об изготовлении открыток. Показ иллюстраций, наглядного материала.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя аппликацию, орнаментики, шрифт.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 53.

Творческая работа.

Организация: Самостоятельная работа, используя изученный материал.

Задание: Учащиеся выполняют работу. Свободный выбор тем и материалов для выполнения.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, тушь, перо, кисточки-3, салфетка.

Пластика. Керамика.



Занятие 54.

Вводное занятие.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.

Задание: Формообразование в работе с глиной, пластилином, солёным тестом.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


Занятие 55-56.

«Лев». Рельеф.


Организация: Рассказ учителя о формообразовании в рельефе. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём - наращивание по частям. Образы животных в русском зодчестве.

Материалы: лист А4, пластилин, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны


Занятие 57-60.

Посуда для куклы.

Организация: Рассказ учителя об образном строе русской керамической посуды. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку посуды с сохранением стиля.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны


Занятие 61-64.

«Диковинная птица».


Организация: Рассказ учителя о мелкой пластике. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём: лепка из целого куска с добавлением деталей.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны



Занятие 65-66.

«Знак года».


Организация: Рассказ учителя о коллективной композиции «Знак года». Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся создают коллективную декоративную композицию «Знак года» по методу проекта.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, шаблоны.


Занятие 67.

Народная игрушка.


Организация: Рассказ учителя об образном строе дымковской и филимоновской игрушки. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля. Роспись.

Материалы: глина, пластилин, солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, образцы игрушек


Занятие 68.

Итоговое занятие.











Тематическое планирование

3 класс (68 ч)


Тема занятия

Кол-во часов

Теория практика

Содержание

Основы изобразительной грамоты (10 ч)

1-2

Вводное занятие. Рисунок – тест

«Впечатление о лете».

1

1

Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.

3-5

«Деревья». Пленэрные зарисовки.

1

2

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.

6-8

Осенний натюрморт.

1

2

Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство.

9-10

Осенний натюрморт.

1

1

Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.

11-12

Небо в искусстве.

1

1

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния.

13

Небо в искусстве.


1

Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.

14-16

Монотипия.

«Отражение в воде».

1

2

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.

17-18

« Скачущая лошадь».

1

1

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

19-20

« Скачущая лошадь».


2

Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

21-23

« Улицы моей деревни».


1

2

Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам

Декоративно – прикладное искусство (16ч)

24-26

«Цветы».

1

2

Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели».

27-29

«Цветы и травы».

1

2

Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи.

30-33

«Волшебная сказка Городца».

1

2

Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа о городецкой росписи.

34-37

«Цветы и птицы»

1

2

Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа.

38-41

«Золотая хохлома».

1

3

Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра.

42-45

Откуда пришла Матрёшка

1

3

Творческая работа – роспись матрёшки. Техника исполнения – Полхов-майдан.

46-48

Народные глиняные игрушки.

1

2

Роспись игрушек в традиционных техниках. (Дымковская игрушка). Творческая работа.

49-51

Народные глиняные игрушки.

1

2

Роспись игрушек в традиционных техниках. (Филимоновская игрушка). Творческая работа.

52-53

Русское народное искусство народов Севера.

1


Русская народная живопись.


Веселый карандаш (8 ч)

54-57

«Учимся рисовать птиц»

1

2

 Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу.

58-61

 «Учимся рисовать животных».

1

2

Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению

62-65

«Учимся рисовать рыб и подводных жителей»

1

2

Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство.

66

«В гостях у сказочных героев»


1

Иллюстрация. Рисование по воображению.

67-68

Урок - выставка. Отчетное мероприятие.

 

1

1

Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы.



Краткое описание содержания занятий.

Занятие 1-2.

Материалы, инструменты. Условия безопасной работы. Свободный выбор живописных средств. Сближенные цветовые отношения. Пластика природных форм и линий. Беседы с обращением к иллюстративному материалу, натуральный материал.


Занятие 3-5.

Акварель, гуашь. Принцип «от общего к частному». Воздушная перспектива. Форма, структура. Зарисовка растений с натуры в цвете. Принципы естественного положения, пластика. Группировка элементов. Акварель.


Занятие 6-8.

Наброски графическими материалами: тушью, заострённой палочкой. Предметы и пространство.


Занятие 9-10.

Живая и статическая композиция. Ассиметричная композиция.


Занятие 11-12.

Использование цвета в живописи для отражения эмоционального состояния.


Занятие 13.

Творческая работа – иллюстрация прочитанных стихотворений, личный опыт.


Занятие 14-16.

Интерпретация явлений природы: акварель, тушь чёрная, заострённые палочки.


Занятие 17-18.


Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

Занятие 19-20


Движение в композиции. Пластика форм. Линия красоты. Гуашь.

Занятие 21-23.


Линейная перспектива. Наброски, рисунки с натуры. Творческая работа по предварительным рисункам.


Занятие 24-26.


Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа «Голубая сказка Гжели». Просмотр презентации.


Занятие 27-29.


Декоративная роспись. Ассиметричная композиция.
Декоративная переработка природной формы. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра. Беседа о жостовской росписи. Просмотр презентации.

Занятие 30-33.


Освоение приёма - кистевая роспись. Беседа о городецкой росписи. Просмотр презентации.


Занятие 34-37.

Декоративная роспись подготовленной основы. Глубоковская роспись. Творческая работа.

Просмотр презентации.


Занятие 38-41.

Беседа о хохломской росписи. Кистевая роспись, гуашь. Ограниченная цветовая палитра

Просмотр презентации.


Занятие 42-45.

Творческая работа – роспись матрёшки. Техника исполнения – Полхов-майдан.

Просмотр презентации.

Занятие 46-48.

Роспись игрушек в традиционных техниках. (Дымковская игрушка). Творческая работа. Просмотр презентации.


Занятие 49-51.


Роспись игрушек в традиционных техниках. (Филимоновская игрушка). Творческая работа. Просмотр презентации.

Занятие 52-53.


Русская народная живопись.


Занятие 54-57.

Беседа. Строение, окраска. Птицы в покое; птицы в полете. Рисование по образцу.



Занятие 58-61.

Беседа. Анализ изображений животных. Рисование по образцу. Рисование по представлению.


Занятие 62-65.


Беседа. Рисование рыб. Построение. Цвет как художественно-выразительное средство.


Занятие 66.


Иллюстрация. Рисование по воображению.


Занятие 67-68.


Урок - выставка. Отчетное мероприятие.

Подведение итогов деятельности. Анализ проделанной работы.


Тематическое планирование

4 класс (68 ч)


Тема занятия

Кол-во часов

Теория практика

Содержание

Основа изобразительной грамоты

1.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты. Рисунок «Впечатление о лете».

1


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

Заполнение документов. Роспись в тетрадях по технике безопасности

Задание: Учащиеся выполняют рисунок «Впечатления о лете» гуашью или акварелью


2-3

«Деревья». Пленэрные зарисовки. Акварель, гуашь. Коллективная композиция «Осенний сад».

1

1

Организация: Пленэрные зарисовки деревьев в осеннем саду.

Задание: Учащиеся выполняют индивидуальную работу, затем составляют коллективную композицию «Осенний сад». Обрывная техника.


4-5.

Натюрморт осенний. Портрет из фруктов и овощей.

1

1

Организация: Рисование портрета из фруктов и овощей. Информация учителя о Д.Арчимбольдо, его «съедобных» портретах.

Задание: Учащиеся выполняют рисунок в стиле итальянского художника


6-7.

Натюрморт из овощей.

1

1

Организация: Рассказ учителя о жанре натюрморт. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью, гуашью натурной постановки.


8.

Цветы. Акварель.


1

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы», используя изобразительные свойства акварели.


9-10.

Небо в искусстве. Различные техники.

1

1

Организация: Рассказ учителя о приёмах, технике изображения неба. Показ иллюстраций

Задание: Рисование акварелью. Изучение изобразительных свойств акварели.


11.

Монотипия. Осенний букет из листьев


1

Организация: Рисование букета из осенних листьев, монотипия.

Задание: Учащиеся выполняют осенний букет, используя отпечатки листьев. Составление индивидуальной композиции.


12-13.

«Красна улица домами». Фризовая композиция. Линейная перспектива.

1

1

Организация: Рисование сельского дома и сада, обрывная техника, составление фриза.

Задание: Учащиеся из индивидуальных работ составляют фризовую композицию

14-15.

Книжка-раскладушка. Мини-проект. Иллюстрации к сказкам.


2

Организация: Рисование иллюстраций к сказкам. Мини-проект.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание по иллюстрированию сказок и составлению из работ книжки-раскладушки «Путешествие по сказкам».


Декоративно-прикладное искусство.

16.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы, новым материалом, инструментом.

1


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.


17-18.

«Цветы». Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма – кистевая роспись.

1

1

Организация: Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма – кистевая роспись.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз монохромной декоративной росписи.


19-20.

«Голубая сказка Гжели». Разучивание элементов росписи

1

1

Организация: Рисование композиции «Голубая сказка Гжели».

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Разучивание элементов росписи.


21.

Составление узоров из элементов Гжели.


1

Организация: Рисование узоров из элементов Гжели

Задание: Учащиеся выполняют узоры.


22-23

«Золотая Хохлома». Разучивание элементов росписи.

1

1

Организация: Рассказ учителя о хохломской росписи.

Задание: Учащиеся разучивают элементы росписи.


24

Составление узоров из элементов Хохломы.


1

Организация: рисование узоров из элементов Хохломы.

Задание: Учащиеся рисуют узоры по собственному замыслу в традициях промысла.


25-26.

Жостовская роспись. «Букет из цветов»


1

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - «Жостовская роспись».

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле, знакомятся с типами и формами цветов в росписи.


27.

Самостоятельное составление узоров жостовской росписи для украшения деревянных досок.


1

Организация: Самостоятельное составление узоров жостовской росписи для украшения деревянных досок, закрепление навыка кистевых мазков.


28-29.

Полхов – Майдан. Разучивание элементов росписи

1

1

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - Полхов-Майдан. Разучивание элементов росписи.

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле, знакомятся с типами и формами цветов в росписи.


30-31.

Составление узоров из элементов Полхов – Майдана

1

1

Организация: Самостоятельное составление узоров майданской росписи, закрепление навыка кистевых мазков.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.


32-33.

Игрушки. Филимоново, Дымково, Абашево.

1

1

Организация: Знакомство с традиционными русскими промыслами - Филимоново, Дымково, Абашево.

Задание: Рассказ учителя об образном строе дымковской, абашевской и филимоновской игрушки. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля.


34-35.

Роспись игрушек из соленого теста. Филимоново, Дымково, Абашево.

1

1

Организация: Учащиеся самостоятельно расписывают игрушки из соленого теста

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал по собственному замыслу в традициях промысла.


36-37.

Городецкая роспись. Цветы, петух, «дерево жизни», купавка и др.

1

1

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - «Городецкая роспись».

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле.


38-39.

Поэтапное выполнение и варианты узоров Городца.


2

Организация: Самостоятельное составление узоров городецкой росписи для украшения деревянных досок, закрепление навыка кистевых мазков.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.


Бумагопластика.

40.

Вводное занятие. Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Материалы и инструменты.

1


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.

Задание: Формообразование в работе с бумагой. Пустотелые элементы скульптуры, заполненная форма.


41-42.

Знакомство с техникой оригами. Жар – птица. Поэтапное выполнение.

1

1

Организация: Рассказ учителя о формообразовании. Знакомство с техникой оригами. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём - оригами. Работают по алгоритму, схеме

43-44.

Рыбки. Подвесная композиция

1

1

Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.

Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию

45-49.

Слоники. Подвесная композиция

1

3

Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.

Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию

50-56

Рельефная маска.

1

5

Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют рельефную маску.


57-62.

Рельефный портрет.

1

5

Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют рельефный портрет. В завершении - живописная проработка гуашью для выявления объёмной формы и характера образа.


63-67.

Лебедь - оригами

1

4

Организация: Рассказ учителя об изготовлении в технике оригами салфетницы и подставки для карандашей. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся изготавливают изделия по алгоритму, схемам.


68.

Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.


1

Организация: Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.

Учащиеся учувствуют в сценарии представления. Награждение. Чаепитие с приглашением родителей.






Краткое описание содержания занятий.

Занятие 1.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Выборы старосты.

Заполнение документов. Роспись в тетрадях по технике безопасности

Задание: Учащиеся выполняют рисунок «Впечатления о лете» гуашью или акварелью

Материалы: лист А4, карандаш, кисточки-3, салфетка, акварель, гуашь.


Занятие 2-3.

«Деревья»

Организация: Пленэрные зарисовки деревьев в осеннем саду.

Задание: Учащиеся выполняют индивидуальную работу, затем составляют коллективную композицию «Осенний сад». Обрывная техника.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь,кисточки-3, салфетка, клей ПВА


Занятие 4-5.

Натюрморт осенний.

Организация: Рисование портрета из фруктов и овощей. Информация учителя о Д.Арчимбольдо, его «съедобных» портретах.

Задание: Учащиеся выполняют рисунок в стиле итальянского художника

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, фломастеры, кисточки-3, салфетка, иллюстрации.


Занятие 6-7.

Натюрморт из овощей

Организация: Рассказ учителя о жанре натюрморт. Показ иллюстраций, таблиц

Задание: Рисование акварелью, гуашью натурной постановки.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, муляжи овощей.


Занятие 8.

«Цветы».

Организация: Рисование цветов.

Задание: Учащиеся выполняют композицию «Цветы», используя изобразительные свойства акварели.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей.


Занятие 9-10.

Небо в искусстве

Организация: Рассказ учителя о приёмах, технике изображения неба. Показ иллюстраций

Задание: Рисование акварелью. Изучение изобразительных свойств акварели.

Материалы: лист А4, акварель, иллюстрации, вата.


Занятие 11.

Монотипия

Организация: Рисование букета из осенних листьев, монотипия.

Задание: Учащиеся выполняют осенний букет, используя отпечатки листьев. Составление индивидуальной композиции.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, листья


Занятие 12-13.

«Красна улица домами».

Организация: Рисование сельского дома и сада, обрывная техника, составление фриза.

Задание: Учащиеся из индивидуальных работ составляют фризовую композицию.

Материалы: лист А4, гуашь, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, клей ПВА.


Занятие 14-15.

Книжка-раскладушка.

Организация: Рисование иллюстраций к сказкам. Мини-прект.

Задание: Учащиеся выполняют творческое задание по иллюстрированию сказок и составлению из работ книжки-раскладушки «Путешествие по сказкам».

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, рисунки детей, сказки, картон, клей ПВА.



Декоративно - прикладное искусство.


Занятие 16.

Вводное занятие.


Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с графическими материалами и приспособлениями.


Занятие 17-18.

«Цветы».

Организация: Композиция в круге. Эскиз монохромной декоративной росписи. Освоение приёма – кистевая роспись.

Задание: Учащиеся выполняют эскиз монохромной декоративной росписи.

Материалы: лист А4, акварель, кисточки-3, салфетка, иллюстрации, таблицы, рисунки детей.


Занятие 19-20.

«Голубая сказка Гжели».


Организация: Рисование композиции «Голубая сказка Гжели».

Задание: Учащиеся выполняют композицию. Разучивание элементов росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 21.

Составление узоров из элементов Гжели.


Организация: Рисование узоров из элементов Гжели

Задание: Учащиеся выполняют узоры.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 22.

«Золотая Хохлома». Разучивание элементов росписи.


Организация: Рассказ учителя о хохломской росписи.

Задание: Учащиеся разучивают элементы росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 23-24.

Составление узоров из элементов Хохломы.

Организация: рисование узоров из элементов Хохломы.

Задание: Учащиеся рисуют узоры по собственному замыслу в традициях промысла.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.



Занятие 25-26.

Жостовская роспись. «Букет из цветов»

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - «Жостовская роспись».

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле, знакомятся с типами и формами цветов в росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 27.

Простые узоры Жостова.

Организация: Самостоятельное составление узоров жостовской росписи для украшения деревянных досок, закрепление навыка кистевых мазков.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 28-29.

Полхов – Майдан. Разучивание элементов росписи

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - Полхов-Майдан. Разучивание элементов росписи.

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле, знакомятся с типами и формами цветов в росписи.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, кисточки-3, наглядный материал.


Занятие 30-31.

Простые узоры Полхов-Майдана.


Организация: Самостоятельное составление узоров майданской росписи, закрепление навыка кистевых мазков.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Занятие 32-33.

Игрушки. Филимоново, Дымково, Абашево.


Организация: Знакомство с традиционными русскими промыслами - Филимоново, Дымково, Абашево.

Задание: Рассказ учителя об образном строе дымковской, абашевской и филимоновской игрушки. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц. Учащиеся выполняют лепку игрушек с сохранением стиля.

Материалы: солёное тесто, стеки, салфетка, иллюстрации, образцы игрушек


Занятие 34-35.

Игрушки. Роспись.


Организация: Учащиеся самостоятельно расписывают игрушки из соленого теста

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал по собственному замыслу в традициях промысла.

Материалы: лист А4, гуашь, акварель, кисточки-3, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 36-37.

Городецкая роспись. Цветы, петух, «дерево жизни», купавка и др.

Организация: Знакомство с традиционным русским промыслом - «Городецкая роспись».

Задание: Учащиеся получают представление о данном промысле.

Материалы: лист А4, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.


Занятие 38-39.

Поэтапное выполнение и варианты узоров Городца.

Организация: Самостоятельное составление узоров городецкой росписи для украшения деревянных досок, закрепление навыка кистевых мазков.

Задание: Учащиеся выполняют творческую работу, используя схемы, наглядный материал.

Материалы: лист А4, акварель, гуашь, салфетка, иллюстрации, наглядный материал.

Бумагопластика.


Занятие 40.


1. Вводное занятие.

Организация: Условия безопасной работы. Ознакомление с планом работы. Техника безопасности на занятиях кружка при работе с пластическими материалами и инструментами.

Задание: Формообразование в работе с бумагой. Пустотелые элементы скульптуры, заполненная форма.

Материалы: ксероксная бумага, газета, наглядные пособия.


Занятие 41-42.

Жар - птица.

Организация: Рассказ учителя о формообразовании. Знакомство с техникой оригами. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций.

Задание: Учащиеся отрабатывают приём - оригами. Работают по алгоритму, схеме.

Материалы: лист А4, клей ПВА, гуашь.


Занятие 43-44.

Рыбки.

Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.

Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию.

Материалы: цв. картон, яркая обёрточная бумага, клей ПВА, карандаш, ножницы, нити для подвешивания, иллюстрации, шаблоны.


Занятие 45-49.

Слоники.

Организация: Рассказ учителя о работе с бумагой, картоном. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, схем.

Задание: Учащиеся выполняют совместно - индивидуальную подвесную композицию.

Материалы: цв. картон, яркая обёрточная бумага, клей ПВА, карандаш, ножницы, нити для подвешивания, иллюстрации, шаблоны




Занятие 50-56.

Рельефная маска.


Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют рельефную маску.

Материалы: ксероксная бумага, картон, клей ПВА, схемы, наглядные пособия.


Занятие 57-62.

Рельефный портрет.


Организация: Рассказ учителя о рельефной скульптуре, способах выполнения. Последовательность выполнения. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся выполняют рельефный портрет. В завершении - живописная проработка гуашью для выявления объёмной формы и характера образа.

Материалы: ксероксная бумага, картон, клей ПВА, схемы, гуашь, наглядные пособия.



Занятие 63-67.

Лебедь - оригами.


Организация: Рассказ учителя об изготовлении в технике оригами салфетницы и подставки для карандашей. Показ иллюстраций, таблиц.

Задание: Учащиеся изготавливают изделия по алгоритму, схемам.

Материалы: лист А4, клей ПВА


Занятие 68.

Итоговое занятие.


Организация: Заключительное занятие. Выставка творческих работ. Представление.

Учащиеся учувствуют в сценарии представления. Награждение. Чаепитие с приглашением родителей.




Методическое обеспечение программы


Книги для учителя:

  1. Аксенов К.Н. Рисунок –М., 1987г.

  2. Бариц А.О. Наброски и зарисовки. –М.,

  3. Ватагин В.А. Изображение животного. – М., 1957г.

  4. Волков Ю.Л. Цвет в живописи . - М., 1965г.

  5. Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1996г.

  6. Государственная галерея 19 века. – М., 1970г.

  7. Кальнинг А.К. Акварельная живопись. – М., 1981г.

  8. Кузьмин В.С. Наброски и зарисовки. – М., 1981г.

  9. Рисунок. Живопись. Композиция. – М., 1989г.

  10. Ростовцев Н.И. Рисование головы человека. – М., 1989г.

  11. Шорохов Е.В. Композиция. – М., 1986г.

  12. Энциклопедический словарь юного художника. – М., 1938г.

  13. Юный художник. – журнал.



Материально-техническое обеспечение:


  1. Стол ученический;

  2. Кисти различных размеров;

  3. Краски (акварель, гуашь и т.д.);

  4. Учебно-методические пособия;

  5. Рисунки;

  6. Репродукции;

  7. Альбомы;

  8. Бумага для черчения;

  9. Ватман.



Планируемые результаты, включающие формирование УУД:


В результате изучения курса «Юный художник» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения программы по курсу «Волшебный карандаш»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.


Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.


Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения курса «Юный художник»:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.




Распределение планируемых результатов по уровням:



Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни):

Приобретение школьником знаний о правилах конструктивной групповой работы,

О способах самостоятельного поиска и нахождения информации

Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):

Развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду. Проведение художественных выставок.

Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия):

Школьник может приобрести опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде, опыт управления другими людьми, опыт проведения художественных акций в окружающем школу социуме.



Контрольные испытания:

Выставки творческих работ учащихся, участие в конкурсах.

Отчётный концерт или спектакль юных художни­ков, мастеров народных промыслов и ремёсел с приглашением родителей детей, друзей.

Анализ продуктов деятельности (сочинения, рисунки и т.д.).


Список литературы:


1. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. – Ярославль: Академия развития, 2006 г.


2. Колль, Мери Энн Ф. Рисование красками. – М: АСТ: Астрель, 2005 г.


3. Колль, Мери Энн Ф. Рисование. – М: ООО Издательство «АСТ»: Издательство «Астрель», 2005г.


4. Фиона Уотт. Я умею рисовать. – М: ООО Издательство «РОСМЭН – ПРЕСС», 2003 г.


5. Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству. – С.-Пб.: «Детство Пресс», 2004 г.


6. Алексеевская Н.А. Карандашик озорной. – М: «Лист», 1999




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Программа внеурочной деятельности "Юный художник"

Автор: Эргашева Айгуль Бахтовна

Дата: 14.02.2016

Номер свидетельства: 293367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Программа курса внеурочной деятельности «Юный художник»"
    ["seo_title"] => string(57) "programma_kursa_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_khudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "572819"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1612982467"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(137) "Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник" 5 классы 2022-2023"
    ["seo_title"] => string(80) "rabochaia_programma_po_vneurochnoi_deiatelnosti_iunyi_khudozhnik_5_klassy_2022_2"
    ["file_id"] => string(6) "620713"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1671346127"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Программа внеурочной деятельности "Юный художник" 2 класс."
    ["seo_title"] => string(64) "proghramma_vnieurochnoi_dieiatiel_nosti_iunyi_khudozhnik_2_klass"
    ["file_id"] => string(6) "423918"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1499709495"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Программа " Юный художник" с 1-4 классы"
    ["seo_title"] => string(40) "proghramma_iunyi_khudozhnik_s_1_4_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "433423"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1508452504"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(47) "Программа " Юный художник""
    ["seo_title"] => string(27) "proghramma_iunyi_khudozhnik"
    ["file_id"] => string(6) "350943"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1477014010"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства