Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный художник" 5 классы 2022-2023»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа п.г.т. Южно-Курильск»
пгт Южно-Курильск Сахалинской области
Рассмотрено Согласовано «Утверждаю»
на заседании МО Зам. Директора Директор МБОУ
________________________ по УВР СОШ п.г.т. Южно-Курильск
Протокол №______ от «___» _____ 2022 г. ___________________ ___________ Т.В. Павлюкевич
от «___» ____2022г.
Приказ_________ОД
Рабочая программа по внеурочной деятельности
художественной направленности
«Юный художник»
на 2022/2023 учебный год
(2 часа в неделю)
Программа рассчитана для детей среднего возраста.
Направление: художественно – эстетическое
Тип программы: образовательная
Срок реализации программы – 1 год.
Составитель программы: педагог доп.образования
Цыбуля Дарья Сергеевна
Пгт. Южно-Курильск 2022
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Ш.А. Амонашвили писал: «Духовный мир ребенка может обогащаться только в том случае, если он это богатство впитывает через дверцы своих эмоций, через чувства сопереживания, сорадости, гордости, через познавательный интерес».
Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что – то из окружающего мира, а живут в этом мире, входят в него как творцы красоты, наслаждаются этой красотой.
Творчество детей – это глубоко своеобразная сфера их духовной жизни, самовыражение и самоутверждение, в котором ярко раскрывается индивидуальная самобытность каждого ребенка. Эту самобытность не возможно охватить какими – то правилами, единственными и обязательными для всех.
Творческое вдохновение охватывает ребенка в момент рисования. Через рисунок дети выражают свои сокровенные мысли, чувства. Творчество открывает в детской душе те сокровенные уголки, в которых дремлют источники добрых чувств. Помогая ребенку чувствовать красоту окружающего мира, учитель незаметно прикасается к этим уголкам.
Рабочая программа «Юный художник» разработана для 5,6,7 классов в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного образования второго поколения по изобразительному искусству, на основании примерной программы внеурочной деятельности Художественное творчество: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д. В. Григорьев, Б. В. Куприянов. – М.: Просвещение, 2011.
Изобразительное творчество является одним из древнейших направлений искусства. Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом прекрасном мире.
Основной целью современной системы дополнительного образования является воспитание и развитие личности ребенка. Достижение этой цели невозможно без реализации задач, стоящих перед образовательной областью «Искусство», составляющая часть которого - изобразительное искусство. Изобразительное искусство располагает многообразием материалов и техник. Зачастую ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии. Проанализировав авторские разработки, различные материалы, а также опыт работы с детьми, я заинтересовалась возможностью применения нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе со школьниками для развития воображения, творческого мышления и творческой активности. Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Становление художественного образа у школьников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности. Занятия по программе кружка «Юный художник» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает новые возможности использования хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Педагог должен пробудить в каждом ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что он пришел в этот мир творить добро и красоту, приносить людям радость.
Актуальностьпрограммы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом. В системе эстетического, творческого воспитания подрастающего поколения особая роль принадлежит изобразительному искусству. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира, способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности. Программа направлена на то, чтобы через искусство приобщить детей к творчеству. Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить. Возникают новые идеи, связанные с комбинациями разных материалов, ребенок начинает экспериментировать, творить.
Нетрадиционные техники рисования - это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности.
Важное условие развития ребенка – не только оригинальное задание, но и использование нетрадиционного бросового материала и нестандартных изобразительных технологий.
Все занятия в разработанной мной программе носят творческий характер.
Новизной и отличительной особенностью программы кружка«Юный художник» по нетрадиционным техникам рисования является то, что она имеет инновационный характер. В системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского художественного творчества. Используются самодельные инструменты, природные и бросовые для нетрадиционного рисования. На большинстве занятий предполагается предварительное изучение техники. Дети сначала отвечают себе на вопрос: Как рисовать? Лишь затем выясняют, что же они нарисовали? На занятии нет образца, готового рисунка сделанного педагогом. Нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им бытовых предметов в качестве оригинальных художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Направленность программы«Юный художник» является программой художественно-эстетической направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению — учебно-познавательной.
Адресат программы: программа «Юный художник» предназначена для обучающихся 5-7(х) классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа пгт. Южно-Курильск» желающих изучить новые способы художественного рисования.
Программа разработана в соответствии со следующими документами:
- Федеральный Закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. №273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Минпросвещения России от 09.11.2018 №196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.11.2018 г. №52831);
- Концепция развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. №1726;
- Письмо Минобрнауки России от 18 августа 2017 г. №09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»;
- Письмо Минобрнауки России от 18.11.15 г. №09-3242 «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ»;
- СанПин 2.4.3172-14: «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»;
Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокого интеллекта духовности через мастерство. Целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование служат для достижения этого. Программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству.
- изобразительная деятельность – индивидуально-групповая, коллективная.
- художественная коммуникация – обсуждение, высказывание, слушание музыки, чтение литературных произведений.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Обсуждение детских работ с точки зрения их содержания, выразительности, оригинальности активизирует внимание детей, формирует опыт творческого общения.
Периодическая организация выставок дает ученикам возможность заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха. Выполненные на работы учащихся могут быть использованы как подарки для родных и друзей, могут применяться в оформлении школы.
Основной формой работы являются учебные занятия. Отчет о работе проходит в форме выставок, конкурсов, защиты проектной работы.
Программа предусматривает групповую, фронтальную и индивидуальную формы организации учебной работы с использованием следующих методов:
практические (упражнения, рисование с натуры, рисование на темы, выполнение творческой работы).
-2) По характеру познавательной деятельности:
-репродуктивные (воспроизводящий)
-частично-поисковые (выполнение заданий с элементами творчества);
-творческие (творческие задания по видам деятельности).
-3) По степени самостоятельности:
-работа под непосредственным руководством педагога;
-совместная работа;
-самостоятельная работа.
Объём и срок освоения программы.
Программа рассчитана для учащихся 5-7 классов, на 1 год обучения. На реализацию программы отводится 34 часа. Занятия проводятся во второй половине дня 1 раз в неделю по 45 минут в соответствии с нормами СанПина. Сформирована одна группа учащихся. Состав группы до 15 человек. Для успешной реализации будут использованы Интернет-ресурсы, посещение онлайн художественных выставок.
Цель программы
– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
- обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле;
- воспитание нравственных чувств, уважение к культуре народов многонациональной России и других стран;
- готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
- создание условий образовательного пространства, способствующего проявлению задатков, творчества обучающихся через изобразительное искусство.
- воспитание творческой личности, способной реализовать свой потенциал нетрадиционными средствами изобразительного искусства.
Задачи программы
обучающие:
Закреплять и обогащать знания обучающихся в разных видах художественного творчества. Познакомить с жанрами изобразительного искусства;
Знакомить обучающихся с различными видами нетрадиционных техник в изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемам работы с ними, закреплять приобретенные умения и навыки.
Научить грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
развивающие:
-Развивать интерес обучающихся к изобразительной деятельности. Обогащать сенсорный опыт, развивая органы восприятия: зрение, слух, осязание, вкус, обоняние;
-Развивать художественный вкус, фантазию, изобретательность, пространственное мышление;
-Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно творческие способности.
-Развивать чувство формы, цвета, пропорций.
-Развивать эстетическое восприятие, учить созерцать красоту вещей, природы. В процессе восприятия предметов и явлений развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, уподобление (на что похоже);
-умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно- творческих задач;
-умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;
-осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Предметными результатами освоения программы является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
виды художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
понимание образной природы искусства;
эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира.
Уметь:
использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
с помощью учителя анализировать, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять контроль качества результатов собственной практической деятельности; -реализовывать творческий замысел;
компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
применять в художественно-творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;
- овладение навыками лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа.
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планировать совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- принимать и сохранять учебную задачу;
- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
Умение расчленять рисунок на части. Наклеивание некоторых деталей одну на другую для создания разнообразных оттенков и фактур. Получение различных оттисков при многократном использовании клише.
Гризайль – одноцветная живопись с использованием тоновой растяжки. Знакомство с различными приёмами работы в этой технике для получения тоновых отношений.
Практическое занятие. Примерные задания: «Метель в лесу», «Вид из окна», «Садовник».
Раздел 3. Натюрморт и его изобразительные возможности (5ч)
Тематические натюрморты выражают отношение художника к миру и умение группировать «говорящие вещи». Знакомство с историей появления этого жанра в изобразительном искусстве.
Тема 3.1. Натюрморт в холодной гамме.
Использование предметов холодных цветов (синих, голубых, фиолетовых, белых).
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Гжельская сказка», «Зимняя фантазия».
Тема 3.2. Натюрморт в тёплой гамме.
Создание живописного натюрморта в тёплой гамме для передачи красочного богатства осенней палитры.
Практическое занятие. Примерные задания: натюрморт на тему «Дары осени», «Осенний букет».
Раздел 4. Фигура и портрет человека (10ч)
Образ человека – главная тема в изобразительном искусстве. Знакомство с основными пропорциями фигуры и головы человека. Изображение человека в искусстве древнего мира.
Тема 4.1. Набросок с натуры.
Набросок с натуры – средство быстро увидеть конечный результат и в дальнейшей работе исправить свои ошибки. Обучение пятновому и линейному наброску. Передача в быстром рисунке характерность образа.
Практическое занятие. Примерные задания: «Наброски, выполненные в жанре карикатуры, шаржа», «Наброски фигуры человека, выполненные одним цветом и кистью».
Тема 4.2. Силуэт.
Графический портретный рисунок в технике силуэта создаёт возможность необыкновенной выразительности образа человека.
Практическое занятие. Примерное задание «Добрый и злой сказочный герой».
Тема 4.3. Живописный портрет.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение характера человека, его настроения. Влияние живописного фона на создание образа.
Проведение итогового тестирования для выявления степени усвоения теоретических знаний. Просмотр учебных творческих работ обучающихся в форме мини-выставки, обсуждение результатов работы.
Способы проверки результативности реализации программы.
При определении критериев оценивания нужно не разъединять критерии оценки детского рисунка и детского художественного творчества, а обозначать их условно, ибо творческий процесс – целостный и обязательно включает в себя конечный продукт (в данном случае детский рисунок), без которого вообще нет смысла говорить о каком-либо творчестве. Результатом же творчества определять те качественные приращения личности (личные достижения учащихся), которые осознаются личностью как положительный и значимый для нее результат. Кроме того, рисование и другая изобразительная деятельность есть вершина взаимодействия детей с художественной средой. И здесь мало созерцать художественную среду, необходимо учить детей её отражать в соответствии с их идеалом, в чём видна возможность развития их творчества.
Здесь всю познавательную и созидательную деятельность школьника на занятии я предлагаю оценивать по четырем критериям:
- готовность к сотрудничеству с учителем;
- отношение, интересы, способности детей (в том числе к самоанализу), проявляющиеся в художественном творчестве;
- мастерство (способы творческих действий) с учетом качества детской продукции;
- общественно-полезная значимость результатов художественного труда школьников, важна значимость результата, как для развития школьника, так и окружающих.
Под критерием готовность к сотрудничеству с учителем имеется ввиду наличие необходимых художественных материалов, разноуровневый объем выполненного задания, поисково-исследовательская деятельность.
Второй критерий ‑ отношение, интересы – отражает степень увлеченности, вдохновения и стремления школьником выразить свое отношение к воспринимаемому и изображаемому в работе через определение уровней:
‑ эмоционального отношения к воспринимаемому и изображаемому явлению (мотивы деятельности, их изменение, если есть, доставляющие детям удовольствие от работы и удовлетворение своими результатами);
‑ волевых свойств личности, обеспечивающих практическую реализацию творческих замыслов (упорства и настойчивости в поисках решения нового произведения);
‑ возникновения потребностей, интересов к творчеству (в связи с различными видами художественной деятельности).
Третий критерий – мастерство (способы творческих действий) ‑ призван определить уровень владения школьником художественными способностями, относящимися к изобразительной грамоте, через передачу формы, состоящей из линии (абриса), поверхности, и необходимыми навыками использования образных средств изображения и выражения в передаче данной формы. Составляющими являются:
‑ передача чувства формы и фактуры (уровень передачи светотеневого объема; цветового решения и эмоционального использования цвета, гармоничного цветового строя; особенности в создании единства строя изображения, гармонии колорита);
‑ сложность замысла ‑ предварительной продуманности школьником использования образных средств изображения и выражения (уровень соответствия детской работы художественным элементарным требованиям: композиционное решение замысла – выделение главного в композиции (фронтальное и угловое размещение предметов, наличие количества объектов, фигур людей от замысла, передача их величин, их взаимосвязь, связь композиционного центра со зрительным восприятием);
‑ сложности применяемых техник и приемов (особенность использования изобразительных средств в композиции: линии, мазка и т.д.);
‑ оригинальность, непосредственность, индивидуальность характера отражения своего отношения к данной теме.
Третий критерий по своей сути отражает оценку созидательной деятельности учащегося через учебную или творческую работу (упражнение, рисунок и др.). В начальной школе оценивается совместно с учеником, в средней школе – учеником.
Четвертый критерий – общественно полезная значимость результатов художественного труда школьников ‑ включает в себя:
‑ соответствие детской работы теме, определенной идее (если тема и идея были заданы), анализ приобретенных художественно-творческих достижений в познавательной и созидательной деятельности (оценивается учащимся);
Оценивание по данному критерию проходит через призму личностных достижений школьника, его художественно-творческого развития, возможности участия выполненной работы в разноуровневых выставках. Оно является итоговым, дает полное представление о значимости детских работ (их ценности), о возможности их участия в тех или иных выставках, без чего творческая деятельность считается неполной, т.е. незавершённой. Кроме того, участие в выставках детей является непременным условием в критериях оценки творческой деятельности детских коллективов (студий, кружков, художественных школ). Таким образом, совокупность применения данных критериев будет способствовать оцениванию познавательной и созидательной деятельности ученика, т.е. будет оценен не сам исполнитель, а выполненная им работа.
Методические пособия:
1. Детские рисунки в различных техниках.
2. Книги, иллюстрации, репродукции картин.
3. Опоры на доску: этапы работы на занятии, план работы над различными техниками.
4. Образцы работ в различных техниках.
5. Мои методические разработки и материалы открытых занятий
К техническим средствам обучения, которые могут эффективно использоваться на занятиях кружка по изобразительному искусству, относятся:
мультимедийный проектор
компьютеры.
Информационное обеспечение:
Электронные справочники, электронные пособия, обучающие программы по предмету
Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения, обучающие программы по предмету