kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа сплоченности коллектива

Нажмите, чтобы узнать подробности

В программе сплоченности коллектива целью программы является: адаптация участников в коллективе. Личностный рост. Гармонизация групповых процессов.

Программа включает в себя 5 занятий по 1ч 20 мин.

Каждое занятие предусматривает вводный момент, который состоит в знакомстве с ритуалами в группе, в тренинге, в ритуале приветствия – все это в целом создает благоприятное психологическое начало для занятий, создает условия для безопасной, защищенной психологической атмосферы с ясными, определенными социальными ограничениями.

Система занятий подчинена внутренней логике развития индивидуальных психических процессов и процесса развития группы.

В начале – это знакомство и коммуникативные процессы, затем – это процессы эмоционального сплочения группы, гармонизация группового взаимодействия. Одновременно с этим активизируется процесс самопознания личности участника тренинга через комплекс упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями участников, рефлексию, социальный опыт.

Центральное место в системе развития тренинговых занятий занимают групповые социально-психологические игры – «Блиндаж», «Необитаемый остров», «Землетрясение».

Заключительное занятие работы направлено на личностный рост участников тренинга и на положительный эмоциональный выход из группового процесса.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа сплоченности коллектива »

Программа занятий по развитию сплоченности коллектива

Цель программы: адаптация участников в коллективе. Личностный рост. Гармонизация групповых процессов.

Программа включает в себя 5 занятий по 1ч 20 мин.

Каждое занятие предусматривает вводный момент, который состоит в знакомстве с ритуалами в группе, в тренинге, в ритуале приветствия – все это в целом создает благоприятное психологическое начало для занятий, создает условия для безопасной, защищенной психологической атмосферы с ясными, определенными социальными ограничениями.

Система занятий подчинена внутренней логике развития индивидуальных психических процессов и процесса развития группы.

В начале – это знакомство и коммуникативные процессы, затем – это процессы эмоционального сплочения группы, гармонизация группового взаимодействия. Одновременно с этим активизируется процесс самопознания личности участника тренинга через комплекс упражнений, которые подобраны в соответствии с возрастными особенностями участников, рефлексию, социальный опыт.

Центральное место в системе развития тренинговых занятий занимают групповые социально-психологические игры – «Блиндаж», «Необитаемый остров», «Землетрясение».

Заключительное занятие работы направлено на личностный рост участников тренинга и на положительный эмоциональный выход из группового процесса.


Содержание тренинговых занятий:


День первый (60 минут):

  • Правила работы в «круге»:

Продолжительность: 10 минут.

Цель: знакомство с предстоящей работой в группе, с ожиданиями ребят от работы. Установление доверительного контакта.


Правила работы в «круге»:

Постоянство. Каждый участник работает от начала и до конца работы в группе и не опаздывает.

  1. Конфиденциальность. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы.

  2. Активность. Каждый член группы постарается быть активным участником происходящего и будет стремиться участвовать во всех событиях и процедурах.

  3. Искренность в общении и право сказать «нет». Каждый член группы постарается быть искренним, но имеет право сказать «нет».

  4. Обращение по имени, обращение на «ты» и доверительный стиль общения. В группе необходимо называть участников по имени, на «ты» и не говорить о присутствующих в третьем лице.

  5. Отказ от безличных речевых форм. Участника предлагается больше говорить от себя лично: «Я считаю, что…», «Я думаю…» и т.п. вместо таких высказываний, как «Мои друзья считают, что…», «некоторые думают…» и т.д.

  6. Безоценочные высказывания. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а их действия. Нельзя использовать высказывания типа: «Ты мне не нравишься… ». Следует говорить: «Мне не нравится, когда ты говоришь… или поступаешь так-то… «.

  7. «Здесь и теперь». Участникам во время обсуждения предлагается говорить только то, что происходит в группе и ними и о том, что замечают они.


    • Упражнение «Назови свое имя».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: познакомиться друг с другом поближе, узнать новое о других и о себе. Расположение участников к сотрудничеству.

Процедура: Участникам предлагается представиться: назвать свое имя, рассказать, нравится ли оно, сказать, каким именем ему хотелось, чтобы его называли в группе и назвать свое положительное качество на первую букву имени, по кругу.


  • Упражнение «Найди пару».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: Установление контакта. Развитие коммуникативных навыков.

Процедура: Все сидят в круге. По сигналу нужно поменяться с кем-то местами. Для этого предварительно, без слов, нужно установить контакт глазами.

  • «Изучение социальной адаптивности». См. приложение.

Продолжительность: 20 минут.

Цель: Изучение уровня адаптивности в коллективе.

Процедура: тестирование.


  • Обсуждение занятия – 10 минут.












День второй (120 минут):

  • Повторение имен.

Продолжительность: 10 минут.

Цель: сплочение группы. Формирование чувства «Мы».

Процедура: Участники по кругу повторяют имена всех остальных ребят.

Обсуждение ритуала приветствия через обсуждение. Установка на необычность, парадоксальность.

Например – потереться носами, подержаться за пуговицу, похлопать по коленке, т.д.


  • Упражнение «Рисунки групповых картинок».

Продолжительность: 20 минут.

Материал: бумага, фломастеры/ карандаши.

Цель: Сплочение группы, вовлечение участников в совместную деятельность.

Процедура: Ведущий раздает всем по одному листу бумаги. Каждый записывает свое имя. Все участники начинают рисовать, делая по одному, двум штрихам на листе.

Потом лист бумаги передается соседу слева. Начатая картинка дополняется соседом слева и передается дальше. Так происходит до тех пор, пока картинка не возвращается хозяину.


  • Упражнение «Ехали цыгане».

Продолжительность: 20 минут.

Цель: выявление лидеров. Сплочение группы. Принятие групповых решений.

Процедура: Ребята делятся на две равные группы. Ведущий предлагает ребятам построить цыганскую повозку, состоящую из телеги, тройки лошадей, стен телеги, крыши, колес, извозчика, пассажиров, жеребенка на привязи. Время на подготовку задания – 5 минут.

По окончанию игры необходимо опросить ребят, все ли согласны с таким распределением ролей и на какое место они претендуют.

Интерпретация: Кучер – на данный момент главный лидер в группе, стены и крыша – те, на кого можно положиться, колеса, телега, лошади – те, на ком все стремятся «ехать» и кто способен везти – лидеры меньшего ранга, жеребенок – «выпавший», но с претензиями на лидерство, пассажиры – основная масса.


  • Упражнение «Сделай шаг вперед».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: выявление лидеров.

Процедура: Ребята становятся в круг пошире, и им предлагается сделать шаг вперед, но только 15 человек. Затем только 10, 5, 3, 1.

Лидеры, организаторы, эмоционалы сразу выявляются.


  • Упражнение «Узнай по рукам…».

Продолжительность: 20 минут.

Цель: создание атмосферы открытости. Развитие межличностной чувствительности

Процедура: упражнение выполняется в круге. Выбирается доброволец, который садится на стул, поставленный в центре круга. Ему завязывают глаза и дается инструкция, что к нему в произвольном порядке будут подходить люди и класть свои руки ему на ладони. Его задача – узнать по рукам человека и назвать его имя. Если он угадал, то ведущий говорит «да».

Участнику необходимо угадать двух человек, после этого на его место садится следующий участник. По окончании выполнения упражнения – обсуждение

Модификации задания: узнать по волосам, голосу, обуви, коленкам, лицу и т.д.


  • Упражнение «Рассмеши партнера».

Продолжительность: 20 минут.

Цель: гармонизация эмоционального состояния участников тренинга.

Процедура: Выбирается первая пара игроков.

Задача одного участника – любыми средствами рассмешить своего партнера. При этом он свободен в выборе действий и может что-то говорить, корчить рожицы и т.д.

Задача другого участника – постараться сохранить самообладание и не улыбаться.

Если первому участнику удается рассмешить партнера или хотя бы вызвать ответную улыбку, то он выбирает другого из оставшихся игроков и пытается рассмешить его.

Если никакими силами рассмешить не удается, то на его роль выбирается другой участник. Во время обсуждения нужно дать возможность высказаться каждому участнику. Можно группе определить самого насмешливого и самого смешливого участника.


  • Обсуждение занятия – 10 минут.













День третий (120 минут):

  • Ритуал приветствия – 10 минут.

Цель: Положительный эмоциональный заряд. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.


  • Упражнение «Кулак, палец, ладонь».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: формирование навыков невербального принятия группового решения.

Процедура: Все участники становятся в круг. Ребятам предлагается, не договариваясь, на счет три «выкинуть» кулак, большой палец вверх или открытую ладонь, всей группе одно и то же.

Обсуждение: удалось - не удалось. Что помогало – что мешало, был ли один человек, на которого ориентировались или ориентировались на большинство, что чувствовали.


  • Упражнение «Групповой рассказ».

Продолжительность: 30 минут.

Цель: Развитие способности к согласованным действиям. Сплочение группы.

Процедура: Группа разбивается на две команды (лучше выполнять упражнение в круге, разделив участников на два полукруга). Каждой команде необходимо сочинить групповой рассказ. При этом можно взять какой-нибудь предмет, например, авторучку или карандаш как «рабочий инструмент писателя».

Представитель первой команды берет ручку и произносит первую фразу, например: «Была хорошая погода…», - и передает ручку следующему по кругу участнику из этой команды. Следующий участник повторяет предыдущую фразу и в качестве продолжения добавляет свою, например, «Была хорошая погода, и у всех было хорошее настроение…», после чего передает «авторское перо» следующему, который также повторяет предыдущую фразу и дополняет ее своей. После некоторых продолжений (если участники поняли, что их дополнение должно согласовываться с предыдущим рассказом) ведущий предлагает участникам больше не повторять уже «написанную» часть рассказа, а очередному «писателю» просто продолжать рассказ дальше. Когда очередь доходит до последнего участника из этой группы, он снова передает «перо» первому участнику для продолжения рассказа.

Процедура заканчивается, если команда допустит длинную паузу или какой-нибудь участник продолжит рассказ фразой, содержательно не стыкующейся с предыдущим рассказом. После этого свой рассказ сочиняет вторая команда. По окончании оценивается фантазия каждой команды, длина рассказа и обсуждаются затруднения.


  • Упражнение «Автопортрет».

Продолжительность: 20 минут.

Цель: коррекция самовосприятия участников.

Процедура: На отдельном листке каждому участнику предлагается составить свой психологический портрет. Он должен состоять не менее чем из 10 психологических признаков, описывающих особенности его характера, увлечения, взаимоотношения с другими людьми, особенности взглядов на мир, т.п. После составления участниками автопортретов они складывают их в подготовленную коробку или на отдельный стул. Ведущий или один из участников перемешивает листки и зачитывает их в случайном порядке. Задача группы – по тексту узнать автора.

По окончании каждого «опознания» члены группы могут внести добавления и коррективы в автопортрет участника по тем наблюдениям, которые сложились у них во время занятий.


  • Упражнение «Презентация товарища».

Продолжительность: 20 минут.

Цель: развитие межличностной чувствительности, эмпатии. Проявление отношений между членами группы и эмоциональной атмосферы.

Процедура: Один из участников представляется, называя свое имя, например, - Александр. Ведущий предлагает группе рассказать все, что они знают про Александра. (Где живет, чем увлекается и т.п.) Александр молча слушает не перебивая. Свои поправки и добавления он сможет сделать позже.

Если в группе возникает пауза, ведущий может стимулировать группу, спрашивая: «Это все, что вы знаете про Александра?» При возникновении продолжительной паузы, демонстрирующей, что про Александра рассказать больше ничего, ему предоставляется слово для добавлений и поправок.

По окончании Александр говорит группе: «Спасибо за то, что рассказали обо мне», и слово для предоставления переходит следующему по кругу участнику.

Процедура заканчивается после того, как представлены все участники группы.

Комментарии: упражнение хорошо проявляет общую эмоциональную атмосферу в группе и особенности взаимоотношений между участниками. Ведущему следует контролировать процедуру представления товарища, исключая возможность высказывания критических и недоброжелательных оценок и описаний.


  • Упражнение «Групповой рисунок».

Продолжительность: 20 минут.

Оборудование: лист ватмана.

Цель: Выявление лидера, иерархии группы, референтных групп.

Процедура: Ведущий предлагает ребятам вместе нарисовать необитаемый остров на листе ватмана.


  • Обсуждение занятия – 10 минут.


День четвертый (120 минут):

  • Ритуал приветствия – 5 минут.

Цель: переключение из реальности жизни в реальность тренинга Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.


  • Упражнение «Блиндаж».

Продолжительность: 30 минут.

Цель: Развитие способности к согласованным действиям. Сплочение группы. Выбор стратегий действия участников в ситуациях эмоционального напряжения.

Процедура: На полу растеливается 4-5 газет такого размера, чтобы на них могла свободно уместиться вся группа. Группе объясняется, что расстеленные на полу газеты будут являться «блиндажами», в которых участникам необходимо «укрыться» по сигналу ведущего. (Таким сигналом может быть остановка музыки. Также для подачи сигнала может быть использован свисток.)

Участники свободно перемещаются по комнате и по сигналу ведущего «укрываются в блиндажах» - вставая (запрыгивая!) на ближайшие газеты.

Участник, не уместившийся на газете, считается погибшим. В этом случае группа получает порицание ведущего за то, что не уберегла товарища, и выполняет упражнение еще раз в том же варианте сложности. При успешном выполнении ведущий уменьшает количество «блиндажей», убирая одну газету, и продолжает упражнение. На последнем этапе группе предстоит «уместиться в очень маленьком блиндаже», что невозможно без реальной физической поддержки участниками друг друга.

В процессе обсуждения полезно обратить внимание на вопросы: что мешало выполнению упражнения? Что помогало при выполнении упражнения?


  • Упражнение «Землетрясение».

Продолжительность: 35 минут.

Цель: Организация групповой дискуссии. Отработка навыков ведения дискуссии. Развитие навыков убеждающего воздействия. Личностный рост.

Инструкция: Представьте себе, что наша группа оказалась в зоне землетрясения. Комната, в которой мы находимся сейчас, представляет реальную угрозу для жизни, так как в любой момент может обрушиться потолок. Что делать в такой обстановке? К сожалению, люди часто начинают паниковать, впадают в истерику, все одновременно пытаются прорываться к выходу и тем самым губят себя.

Вам нужно принять решение о том, кто и в какой последовательности будет выходить из комнаты. При этом нужно помнить, что шансы первого человека остаться в живых составляют почти 100%, ведь у него достаточно времени, чтобы спокойно, но быстро, выйти из здания и перейти в безопасное место. Шансы второго человека уже немного меньше, так как время идет и угроза возрастает. У третьего по очереди человека шанс уменьшается еще на какой-то процент и т.д. Вы прекрасно понимаете, что у человека, который будет последним в этой очереди, шансов практически нет, скорее всего, что он погибнет под развалинами. Так что речь идет о жизни и смерти.

Вам нужно принять за очень ограниченное время ответственное решение установить очередность выхода из этой комнаты, потолок которой с минуты на минуту может обрушиться. Но сначала вы примете это решение самостоятельно. Для этого вам нужно взять лист бумаги, переписать имена всех присутствующих, а затем с правой стороны рядом с каждым поставить порядковый номер, соответствующий очередности выхода этого человека из комнаты, рассуждая примерно так: «Первым должен выходить Игорь, так как он самый молодой из нас, Вторым пойдет Аня, так как она …» Принимая решение, имейте в виду, что вы должны определить очередь для всех членов группы до последнего человека (10 минут).

Когда вы примете индивидуальное решение, нужно собраться в круг и приступить к выработке группового решения, помня, что решение принимается, когда за него проголосуют все члены группы без исключения (20 минут). Время, которое есть в распоряжении группы, неизвестно, так как когда обрушится потолок, трудно сказать, может быть через минуту, а может быть через пять минут. Главное – остаться в живых. Если вы не сможете договориться, вы погибнете все, так как эвакуация начнется лишь после того, как каждый будет знать свою очередь, то есть после принятия всех решений.

Обсуждение: Если группа сумела принять все решения при 100% голосовании, следует поздравить всех участников с благополучным завершением и попросить их подумать – что помогло успешно выйти из столь критической ситуации. Если группа не смогла принять за отведенное время решения по каждому человеку, то ведущий объявляет, что все участники погибли, и просит подумать над причинами, которые привели к этой трагедии (10 минут).


  • Упражнение «Письмо себе в 2016 год».

Продолжительность: 20 минут.

Оборудование: 25 конвертов.

Цель: развитие целостного представления о своем жизненном пути, постановка целей и планирование.

Инструкция: Мы напишем себе письмо, которое запечатаем и откроем только в 2016 году. Напишите себе о том, какие вы сейчас, что вас интересует, что вы думаете о себе в будущем, как вы будете выглядеть, чем заниматься, кто будет вокруг вас… Что вы хотите пожелать себе в будущем».

  • «Самоизучение уверенности в себе, потребности в успехе». См. приложение.

Продолжительность: 10 минут.

Цель: самоизучение уверенности в себе, потребности в успехе.

Процедура: тестирование.

  • Обсуждение занятия – 10 минут.

День пятый

  • Ритуал приветствия – 10 минут.

Цель: переключение из реальности жизни в реальность тренинга (необычная форма!). Положительный эмоциональный заряд. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы в группе.


  • Упражнение «Чемодан в дорогу».

Продолжительность: 50 минут.

Цель: постепенный безболезненный выход из тренинга. Личностный рост.

Инструкция: «Наша работа подходит к концу. Мы, конечно, будем встречаться, но не будем больше собираться здесь всей нашей группой и заниматься. Мы провели здесь много времени и многое узнали друг о друге.

Сейчас мы для каждого из нас соберем «чемодан» - соберем качества и особенности, которые проявлялись на наших занятиях. Каждый будет выходить из комнаты, а оставшиеся будут решать, какие качества мы ему соберем: мы возьмем одно качество, которое нам понравилось, из тех, что уже есть у участника и одно качество, которое нам хотелось бы, чтобы он изменил. Выбирать качества будем все вместе, чтобы между нами было согласие по поводу этих выборов. Кто хочет выйти первым?»

Каждому участнику на листке записывают то, что «собрали» ему в дорогу, на память.

  • Упражнение «Пожелание с подарком».

Продолжительность: 40 минут.

Цель: создание атмосферы открытости. Создание благоприятного эмоционального фона в группе.

Процедура: Выбирается первый желающий. Участникам группы предлагается по очереди высказать пожелание данному участнику и подарить ему что-нибудь (нематериальное!) При этом они должны высказываться только в положительных терминах. Подарком может быть звезда на небе, восход солнца, удача, талант и т.п. То есть то, что нельзя положить в карман, но можно увезти с собой в себе.

Все свои пожелания, подарки участники напишут на символических бумажных листочках и «повесят» их на совместно нарисованное, на ватмане дерево.

  • «Вечерняя свеча».

Продолжительность: 10 минут.

Цель: Сплочение группы. Анализ прошедшего дня – что было хорошего, плохого.

Процедура:

Свеча – это тесный круг друзей. Каждый может сесть, где ему нравится, с кем ему хочется. В круге каждый видит глаза и лица своих товарищей. У круга нет начала и нет конца – одна непрерывная цепь, по которой проходят токи духовного напряжения, общей мысли, чувства, тепла.

На свече мечтают, говорят пожелания.



Литература:


  1. Евтихов О. Практика психологического тренинга. Санкт – Петербург. Речь. 2004.

  2. Игры. Обучение. Тренинг. Досуг. Под ред. Петрусинского В.В. Москва 1995.

  3. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учебное пособие. Москва. Академия. 2003.

  4. Плахотникова И.В. Моросанова В.И. Развитие личностной саморегуляции. Методическое пособие. Москва. Вербум. 2004.

  5. Познай себя и других. Популярные тесты. Информационно – внедренческий центр Маркетинг. Москва 1995.

  6. Рожков М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у школьников. Ярославль: Академия развития. Академия холдинг, 2003.

  7. Тренинг развития жизненных целей. Под ред. Трошихиной Е.Г. Санкт – Петербург. Речь. 2003.

  8. Школа ученического актива начального профессионального образования: содержание и технологии работы. Авторский коллектив: Афанасьева А.А., Василенко Г.М., Карп С.А. и др. Иркутска 2004.
























ПРИЛОЖЕНИЕ.

Шкала социально-психологической адаптивности.

1 – совершенно ко мне не относится

2 – не похоже на меня

3 – пожалуй, не похоже на меня

4 – не знаю

5 – пожалуй, похоже на меня

6 – похоже на меня

7 – точно про меня

  1. Я испытываю внутреннюю неловкость, когда с кем-нибудь разговариваю.

  2. Мне не хочется, чтобы окружающие догадывались, какой я, что у меня на душе, и я представляюсь перед ними, прячу своё лицо под маской.

  3. Я во всём люблю состязание, соревнование, борьбу.

  4. Я предъявляю к себе большие требования.

  5. Я часто сам ругаю себя за то, что делаю.

  6. Я часто чувствую себя униженным.

  7. Я сомневаюсь в том, что могу понравиться кому-нибудь из девочек (мальчиков).

  8. Я всегда сдерживаю свои обещания.

  9. У меня теплые, хорошие отношения с окружающими.

  10. Я сдержанный, замкнутый, держусь ото всех чуть в стороне.

  11. Я сам виноват в своих неудачах.

  12. Я ответственный человек. На меня можно положиться.

  13. У меня чувство безнадежности. Всё напрасно.

  14. Я во многом живу взглядами, правилами и убеждениями своих сверстников.

  15. Я принимаю большую часть тех правил и требований, которым должны следовать люди.

  16. У меня мало своих собственных убеждений и правил.

  17. Я люблю мечтать – иного прямо среди дня. Трудно возвращаться от мечты к действительности.

  18. У меня такое чувство, будто я зол на весь мир: на всех нападаю, огрызаюсь, никому не даю спуску. А то вдруг «застряну» на какой-нибудь обиде и мысленно мщу обидчику… Трудно сдерживать себя в таких вещах.

  19. Я умею управлять собой и своими поступками. Самоконтроль для меня не проблема.

  20. У меня часто портится настроение.

  21. Меня не очень волнует то, что касается других. Я сосредоточен на себе.

  22. Люди, как правило, нравятся мне.

  23. Я легко выражаю то, что чувствую.

  24. Если я оказываюсь среди большого количества людей, мне становится немного одиноко.

  25. Мне сейчас не по себе. Хочется всё бросить, куда-нибудь спрятаться.

  26. Обычно я легко лажу с окружающими.

  27. Мои самые тяжёлые битвы – битвы с самим собой.

  28. Я склонен быть настороже с теми, кто обходится со мной более приятельски, чем я ожидаю.

  29. В душе я оптимист и верю в лучшие.

  30. Я неподатливый и упрямый. Таких, как я, называют трудными людьми.

  31. Я критичен к людям и всегда сужу их, если, с моей точки зрения, они этого заслуживают.

  32. Я чувствую себя не ведущим, а ведомым: мне не всегда удается мыслить и действовать самостоятельно.

  33. Большинство тех, кто знает меня, хорошо ко мне относится, я нравлюсь им.

  34. Иногда у меня бывают такие мысли, которыми я ни с кем не хотел бы делиться.

  35. Я привлекательный(ая).

  36. Мне нужно, чтобы кто-нибудь был рядом.

  37. Обычно я могу принять решение и твёрдо следовать ему.

  38. Мои решения – не мои собственные. Даже тогда, когда мне кажется, что я решаю самостоятельно, они всё же приняты под влиянием других людей.

  39. Я часто испытываю чувство вины – даже тогда, когда как будто ни в чём не виноват.

  40. Я чувствую антипатию, неприязнь к тому, что окружает меня.

  41. Я доволен.

  42. Я выбит из колеи: не могу собраться, взять себя в руки, сосредоточиться.

  43. Я чувствую вялость , апатию: всё, что раньше волновало меня, стало вдруг безразлично.

  44. Я уравновешен, спокоен, у меня ровное настроение.

  45. Разозлившись, я нередко выхожу из себя.

  46. Я часто чувствую себя обиженным.

  47. Я импульсивный: порывистый, нетерпеливый, действую по первому побуждению.

  48. Бывает, что я сплетничаю.

  49. Я не очень доверяю своим чувствам, они подводят меня иногда.

  50. Это довольно трудно – быть самим собой.

  51. У меня на первом плане разум, а не чувство. Прежде чем что-либо сделать, я обдумываю свои поступки.

  52. Мне кажется, я вижу происходящее со мной не совсем так, как оно есть на самом деле. Вместо того чтобы здраво взглянуть фактам в лицо, толкую их на свой лад… Словом, не отличаюсь реалистичностью.

  53. Я терпим в своем отношении к людям и принимаю каждого таким, каков он есть.

  54. Я стараюсь не думать о своих проблемах.

  55. Я считаю себя интересным человеком – заметным, привлекательным как личность.

  56. Я стеснителен, легко тушуюсь.

  57. Мне обязательно нужны какие-то напоминания, подталкивания со стороны, чтобы довести дело до конца.

  58. Я чувствую внутреннее превосходство над другими.

  59. Я никто. Нет ничего, в чем бы я выразил себя, проявил свою индивидуальность, своё «Я».

  60. Я боюсь того, что подумают обо мне другие.

  61. Я честолюбивый. Я не равнодушен к успехам, похвале. В том, что я считаю существенным, мне важно быть в числе лучших.

  62. Я презираю себя сейчас.

  63. Я деятелен, энергичен, у меня есть инициатива.

  64. Мне не хватает духу встретить в лицо трудности или ситуацию, которая грозит осложнениями, неприятными переживаниями.

  65. Я просто не уважаю себя.

  66. Я по натуре вожак и умею влиять на других.

  67. В целом я хорошо отношусь к себе.

  68. Я настойчивый, напористый, уверенный в себе.

  69. Я не люблю, когда у меня с кем-то портятся отношения, особенно если разногласия грозят стать окончательными.

  70. Я долго не могу принять решение, как действовать, а потом сомневаюсь в его правильности.

  71. я в какой-то растерянности, у меня все спуталось, смешалось.

  72. Я удовлетворен собой.

  73. Я неудачник. Мне не везет.

  74. Я приятный, симпатичный, располагающий к себе человек.

  75. Я нравлюсь девочкам (мальчикам) как человек, как личность.

  76. Я стойкой женоненавистник. Презираю всякое общение с девчонками. (Я не люблю мальчишек. Презираю всякое общение с ними).

  77. Когда я должен что-то осуществить, меня охватывает страх перед провалом: я вдруг я не справлюсь, вдруг у меня не получится?

  78. У меня легко, спокойно на душе. Нет ничего, что сильно тревожило бы меня.

  79. Я умею упорно работать.

  80. Я чувствую, что меняюсь, расту, взрослею. Мои чувства и отношения к окружающему становиться более зрелым.

  81. Случается, что я говорю о вещах, в которых совсем не разбираюсь.

  82. Я всегда говорю только правду.

  83. Я встревожен, обеспокоен, напряжен.

  84. Чтобы заставить меня что-либо сделать, надо как следует настоять, и я соглашусь, уступлю.

  85. Я чувствую неуверенность в себе.

  86. Я часто бываю, вынужден защищать себя, строить доводы, которые меня оправдывают и делают мои поступки обоснованными.

  87. Я уступчивый, податливый, мягкий в отношениях с другими.

  88. Я умный.

  89. Иной раз я люблю прихвастнуть.

  90. Я безнадежен. Принимаю решения и тут же их нарушаю. Презираю свое бессилие, а с собой поделать ничего не могу. У меня не воли и не воли её вырабатывать.

  91. Я стараюсь полагаться на собственные силы, не рассчитывать ни на чью помощь.

  92. Я никогда не опаздываю.

  93. У меня ощущение скованности, внутренней несвободы.

  94. Я отличаюсь от других.

  95. Я не очень надежен, на меня нельзя положиться.

  96. Мне все ясно в себе. Я себя хорошо понимаю.

  97. Я общительный, открытый человек. Я легко схожусь с людьми.

  98. Мои силы и способности вполне соответствуют тем задачам, которые ставит передо мной жизнь. Я со всем могу справиться.

  99. Я ничего не стою. Меня даже не принимают всерьез. Ко мне в лучшем случае снисходительны, просто терпят меня.

  100. Меня беспокоит, что девочки (мальчики) слишком занимают мои мысли.

  101. Все свои привычки я считаю хорошими.


1.

2.


3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.



19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.


33.

34.

35.

36.

37.

38.


39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.


52.



53.

54.

55.

56.

57.


58.

59.

60.

61.


62.

63.

64.


65.

66.

67.

68.

69.


70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.


77.


78.

79.

80.


81.

82.

83.

84.

85.

86.


87.

88.

89.

90.


91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.


99.


100.

101.



Практикум по возрастной психологии под ред. Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко стр. 349.


Ключ к тестовому заданию по адаптивности.

Показатели адаптивности (i+) cлужат высказывания:

4, 5, 11, 12, 15, 19, 22, 23, 26, 27, 29, 33, 35, 37, 41, 44, 47, 51, 53, 55, 61, 63, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 79, 80, 88, 91, 94, 96, 97,98;

показателями дезадаптивности (i-) служат высказывания:

2, 6, 7, 13, 16, 18, 25, 28, 32, 36, 38, 40, 42, 43, 49, 50, 52, 54, 56, 59, 60, 62, 64. 65, 69, 70, 71, 73, 76, 77, 83, 84, 86, 90, 95, 99, 100;

девять суждений 8, 34, 45, 48, 81, 82, 89, 92, 101 составляют «шкалу лжи».

Коэффициент социально-психологической адаптивности вычисляется по сумме позитивных (i+) высказываний, рассортированных на 5, 6, 7-ю позиции шкалы, и негативных (i-), попавших 1, 2, 3-ю позиции.

Ка = N i+5,6,7+N i-1,2,3


Так как позитивных суждений в шкале 36, а негативных - 37, то гипотетическая максимальная величина коэффициента – 73, минимальная – 1.

Иногда бывает полезным получить и показатель дезадаптивности, который рассчитывается как сумма позитивных (i+) высказываний, распределённых на 1, 2, 3-ю позиции, и негативных (i-), занявших 5, 6, 7-ю позиции шкалы.

В старшем подростковом и юношеском возрасте (8-10 классы), для которых в наибольшей степени предназначен данный инструмент, средние индексы социально-психологической адаптивности располагаются обычно в пределах 39-44 баллов.

Сопоставление коэффициентов СПА с объективными показателями – успеваемостью, позицией ученика в системе межличностных отношений в классе – крайне желательно, ибо позволяет выявить адекватность полученных с помощью шкалы данных.

Высокие индексы тянуться к 50 баллам.

Могут быть вполне адекватными (как, например, в группе наиболее успевающих и популярных в классе учащихся физико-математической школы). Или завышенными, свидетельствующими об особенностях личностного реагирования учащихся на их страдающую огрехами реальную практику деятельности и отношений с окружающими, о компенсаторных и гиперкомпенсаторных тенденциях в отношении к себе самому и требованиям действительности.

Низкие индексы тянуться к 30 баллам.

Они могут быть адекватной реакцией на не успех, неблагополучие в отношениях со сверстниками, неправильное отношение и негативную установку учителя по отношению к ученику, но могут свидетельствовать об отклонениях в сфере субъективных переживаний ребёнка, в системе причин и условий, возникновения которых школьному психологу и предстоит разобраться.

6 факторов, отвечающим критериям адаптивности и дезадаптивности:

  1. принятие – непринятие себя: 33, 35, 55, 67, 72, 74, 75, 80, 88, 94, 96 – 7, 59, 62, 65, 90, 95, 99;

  2. принятие других – конфликт с другими: 9, 14, 22, 26,53, 97 – 2, 10, 21, 28, 40, 60, 76;

  3. эмоциональный комфорт (оптимизм, уравновешенность) – эмоциональный дискомфорт (тревожность, беспокойство или апатия): 23, 29, 41, 44, 47, 78 – 6, 42, 43, 49, 50, 56, 83, 85;

  4. ожидание внутреннего контроля (ориентация на то, что достижение жизненных целей зависит от себя самого, акцентируется личная ответственность и компетентность) – ожидание внешнего контроля (расчёт на толчок и поддержку извне, пассивность в решении жизненных задач): 4, 5, 11, 12, 19, 27, 37, 51, 63, 68, 79, 91, 98 – 13, 25, 36, 52, 57, 70, 71, 73, 77;

  5. доминирование – ведомость (зависимость от других): 58, 61, 66 – 16, 32, 38, 69, 84, 87;

  6. «уход» от проблем: 17, 18, 54, 64, 86.





















Профориентационная анкета для учащихся.

Фамилия, имя ________________________________________________ Дата рождения ____________________________

Школа­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­___________________________________Класс_________________________________________________________

    • Планы на будущее:

а) Учиться в СПТУ, в техникуме, в 10 – 11 классе, затем поступить в ВУЗ____________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

б) работать (кем?)________________________________________________________________________________________

в) делать что-то еще______________________________________________________________________________________

г) советы родителей______________________________________________________________________________________

д) пока не знаю__________________________________________________________________________________________

  • Какие профессии тебе нравятся____________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  • Какие характеристики будущей профессии тебя привлекают?

а) возможность активно взаимодействовать с людьми, оказывать им услуги, помощь

б) работать с информацией ( текстовой, цифровой, с использованием компьютера)

в) работать с техническими устройствами (ремонт, накладка, сборка автомобилей, телевизоров, средств связи)

г) создавать художественные изделия, моделей одежды

д) взаимодействовать с миром живой природы ( ухаживать за животными, выращивать растения)

е) что-то еще (напиши)___________________________________________________________________________________

  • Что ты умеешь делать уже сейчас?_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________

  • Какие оценки ты имеешь по основным школьным предметам? Подчеркни предметы, которые тебе нравятся.


Алгебра Литература Биология

Геометрия История Черчение

Химия Ин. язык Труд

Физика Русский язык Физкультура

  • Что ты делаешь в свободное от занятий время? Чем занимаешься?

  • Спортом (каким?)________________________________________________________________________________

  • Посещаешь художественную студию (рисование, танцы, хор, театр и др.)________________________________

  • Увлекаешься техникой____________________________________________________________________________

  • Учишься готовить различные кулинарные блюда, шить, вязать__________________________________________

  • Что-то ещё_______________________________________________________________________________________



































Самооценка.

1. Мне хочется, чтобы мои друзья подбадривали меня.

2. Постоянно чувствую свою ответственность в учебе.

3. Я беспокоюсь о своем будущем.

4. Многие меня ненавидят.

5. Я обладаю меньшей инициативой, чем другие.

6. Я беспокоюсь за свое психическое состояние.

7. Я боюсь выглядеть глупым.

8. Внешний вид других куда лучше, чем мой.

9. Я боюсь выступать с речью перед незнакомыми людьми.

10. Я часто допускаю ошибки.

11. Как жаль, что я не умею говорить как следует с людьми.

12. Как жаль, что мне не хватает уверенности в себе.

13. Мне бы хотелось, чтобы мои действия ободрялись другими чаще.

14. Я слишком скромен.

15. Моя жизнь бесполезна.

16. Многие неправильного мнения обо мне.

17. Мне не с кем поделиться своими мыслями.

18. Люди ждут от меня очень многого.

19. Люди не особенно интересуются моими достижениями.

20. Я слегка смущаюсь.

21. Я чувствую, что многие люди не понимают меня.

22. Я не чувствую себя в безопасности.

23. Я часто волнуюсь понапрасну.

24. Я чувствую себя неловко, когда вхожу в комнату, где уже сидят люди.

25. Я чувствую себя скованным.

26. Я чувствую, что люди говорят обо мне за моей спиной.

27. Я уверен, что люди почти все принимают легче, чем я.

28. Мне кажется, что со мной должна случиться какая-нибудь неприятность.

29. Меня волнует, как люди относятся ко мне.

30. Как жаль, что я не общителен.

31. В спорах я высказываюсь только тогда, когда уверен в своей правоте.

32. Я думаю о том, чего ждут от меня одноклассники.

Ключ к тестовому заданию по самооценке

Подсчет баллов производится по схеме: «очень часто» — 4 балла, «часто» — 3, «редко» — 2, «никогда» — 0.


0—25 баллов свидетельствуют о высоком уровне самооценки, при котором человек, как правило, уверен в себе, правильно реагирует на замечания других и редко сомневается в необходимости своих действий.


26—45 баллов — показатель среднего уровня самооценки, человек редко страдает «комплексом неполноценности», лишь время от времени старается подстроиться под мнение других людей.


46-128 баллов - уровень самооценки низкий, человек болезненно переносит критические замечания, не уверен в себе.


Если у тебя выявился высокий уровень самооценки, ты довольно свободно можешь выбрать профессию бизнесмена. При среднем уровне самооценки расстраиваться тоже нет особых оснований: большинство людей оценивают себя именно так. Ну что делать, если у тебя низкая самооценка? Прежде всего, необходимо уяснить самому себе, что, в отличие от других качеств личности, самооценка весьма изменчива и во многом зависит от ситуации, периода жизни, событий. Кроме того, есть еще одна особенность человеческой психики: каким человек хочет видеть себя, таким он и становится со временем. Замечено, что изменять самого себя он начинает именно тогда, когда очень хочет добиться успеха в выбранной профессии.











Потребность в достижении успеха.

1. Думаю, что успех в жизни скорее зависит от случая, чем от расчета.

2. Если я лишусь любимого занятия, жизнь для меня потеряет всякий смысл,

3. В любом деле для меня важнее не его исполнение, а конечный результат.

4. Считаю, что люди большее страдают от неудач на работе, чем от плохих взаимоотношений с близкими.

5. По моему мнению, большинство людей живут далекими, а не близкими целями.

6. В жизни у меня было больше успеха, чем неудач.

7. Эмоциональные люди мне нравятся больше, чем деятельные.

8. Даже в обычной работе я стараюсь усовершенствовать некоторые ее элементы.

9. Поглощенный мыслями об успехе, я могу забыть о мерах предосторожности.

10. Мои близкие считают меня ленивым.

11. Думаю, что в моих неудачах повинны скорее обстоятельства, чем я сам.

12. Терпения во мне больше, чем способностей.

13. Мои родители слишком строго контролировали меня.

14. Лень, а не сомнение в успехе вынуждает меня часто отказываться от своих намерений.

15. Думаю, что я уверенный в себе человек.

16. Ради успеха я могу рискнуть, даже если шансы не в мою пользу.

17. Я усердный человек.

18. Когда все идет гладко, моя энергия усиливается.

19. Если бы я был журналистом, то писал бы скорее об оригинальных изобретениях людей, чем о происшествиях.

20. Мои близкие обычно не разделяют моих планов.

21. Мои требования к жизни ниже, чем у моих товарищей.

22. Мне кажется, что настойчивости во мне больше, чем способностей.

Ключ к тестовому заданию потребность в достижении успеха.

Ответы «да» на вопросы 2, 6, 7, 8, 14, 16, 18, 19, 21, 22-й.

Ответы «нет» на вопросы 1, 3, 4, 5, 9, 10, 11, 12, 13, 15, 17, 20-й.

Каждый из ваших ответов «да» и «нет», совпадающих с ключевыми, оценивается в 1 балл. Если ответ не совпадает с ключевым, балл не присваивается. Сравните свои ответы с ключом теста и определите сумму баллов, затем обратитесь к таблице.



Уровень мотивации достижения успеха


низкий


средний


высокий


Сумма баллов


до 11 баллов


12-15 баллов


свыше 15 баллов


Если у вас высокий уровень мотивации достижения успеха, т. е. вы отличаетесь сильным стремлением к успеху, то при достаточно большой активности, упорстве и настойчивости вы сможете стать хорошим предпринимателем. Как правило, по мере достижения профессиональных успехов самооценка человека повышается, он становится более уверенным в своем стремлении к жизненному успеху.

При среднем уровне мотивации достижения успеха необходимо немного активизировать себя. Если хотите быть преуспевающим предпринимателем, работайте над собой! Вырабатывайте в себе уверенность и целеустремленность!

В случае, когда полученные вами результаты соответствуют низкому уровню стремления к успеху, профессия бизнесмена окажется для вас трудной. Однако и в этом случае нет оснований отчаиваться. Постарайтесь увлечься каким-нибудь делом! Чем больше интереса вы к нему проявите, тем больше у вас появится шансов достичь профессионального мастерства и, следовательно, успеха. Действуйте!


18




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Программа сплоченности коллектива

Автор: Гайнулина Наталья Тагировна

Дата: 19.02.2015

Номер свидетельства: 175737

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Тренинг для педагогов "Сплочение коллектива и командообразование" "
    ["seo_title"] => string(74) "trieningh-dlia-piedaghoghov-splochieniie-kolliektiva-i-komandoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "144729"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1418768372"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Программа внеурочной деятельности "Занимательная биология" 7 класс"
    ["seo_title"] => string(66) "programma_vneurochnoi_deiatelnosti_zanimatelnaia_biologiia_7_klass"
    ["file_id"] => string(6) "519889"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1568656327"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Образовательная программа «Искусство слова »"
    ["seo_title"] => string(41) "obrazovatelnaia_programma_iskusstvo_slova"
    ["file_id"] => string(6) "648482"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1712134314"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Программа воспитательной работы трудового лагеря "Ростик" "
    ["seo_title"] => string(61) "proghramma-vospitatiel-noi-raboty-trudovogho-laghieria-rostik"
    ["file_id"] => string(6) "144889"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418815284"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(111) "Программа воспитательной работы "На пути к успеху" (5-9 классы)"
    ["seo_title"] => string(59) "programma_vospitatelnoi_raboty_na_puti_k_uspekhu_5_9_klassy"
    ["file_id"] => string(6) "610474"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1655986118"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства