Программа воспитательной работы "На пути к успеху" (5-9 классы)
Программа воспитательной работы "На пути к успеху" (5-9 классы)
Программа “На пути к успеху” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным.
В процессе работы с классом представляется важным реализация педагогом функциисплочение коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа воспитательной работы "На пути к успеху" (5-9 классы)»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза П.И. Николаенко»
ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
В 5-9 КЛАССАХ
«НА ПУТИ К УСПЕХУ»
Срок реализации - 5 лет
Классный руководитель:
Деревянко Светлана Сергеевна
с. Степное
Пояснительная записка
Какими дети рождаются, это ни от кого
не зависит, но чтобы они путём
правильного воспитания сделались
хорошими – это в нашей власти.
Плутарх
Воспитание – один из сложнейших социальных процессов. Его сложность в бесконечной многогранности, в постоянном взаимодействии управляемого и стихийного. В процессе своего становления как личности, ребенок испытывает взаимодействия со стороны школы, семьи, сверстников, средств массовой информации. Современное российское образование подчеркивает приоритетность задач воспитания подрастающего поколения.
Во всех сферах жизни сейчас происходят серьезные социальные изменения, которые являются основой предъявления новых требований к молодежи: от нее требуется умение конкурировать, а также умение самоопределяться и самореализовываться. Именно сейчас школа и должна стать важнейшим фактором формирования у учащихся новых жизненных установок личности, которые и помогут добиться в жизни успеха. Развивающемуся обществу нужны молодые люди, быстро адаптирующиеся к изменяющимся условиям, способные принимать решения, обладающие чувством ответственности, реально ощущающие свою значимость. Поэтомувоспитание – это целенаправленный процесс развития успешного человека.
Школа один из основных социальных институтов, принимающих непосредственное участие в воспитании и формировании личности ребёнка. И самая большая часть работы ложится на плечи классного руководителя, деятельность которого в воспитательной системе – гармонично сочетать духовно – эстетические, идейно – нравственные принципы, единство доброты и познания. Эти вопросы актуальны всегда. И сегодня поле деятельности для творческого поиска ребенка стоит во главе воспитания. А это и есть основная задача классного руководителя.
Современное общество нуждается в способных и талантливых личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во благо, то есть во всем будут удачными. Именно успешные люди являются основой современного общества и государства. Будучи успешными в школе, молодые люди смогут многого добиться в жизни.
Степень успешности определяет самочувствие человека, его отношение к миру, желание участвовать в выполняемой работе, стимулирует творчество и сотрудничество. Если ученик будет видеть, что его вклад в общее дело оценен, то в последующих делах он будет участвовать еще активнее и с удовольствием. Инструментом оценки успешности учащихся может служить слово классного руководителя и других учителей, его интонация, жесты, мимика, система поощрений и награждений.
В основе воспитательной программы «На пути к успеху» лежит личностный подход, который определяет процесс воспитания, как целенаправленную систему, в которой сочетаются специально разработанная программа жизнедеятельности классного коллектива с возможностями саморазвития и самоуправления учащихся.
Каждый учащийся в классе, да и во всей школе должен иметь возможность проявить свои способности, творческий потенциал, уметь находить нестандартные решения жизненных ситуаций, быть восприимчив к новизне, оригинальности.
Программа “На пути к успеху” – это осуществление “своих собственных надежд и мечтаний”, движение по восходящей лестнице личностного развития и успеха ребёнка.
Воспитание человека всегда было сложной задачей. Даже, если общество развивается стабильно, возникают и в таком обществе проблемы в воспитании подрастающего поколения. Проблема сегодняшнего дня в нашей стране (безработица, преступность, разводы, доступность и использование незаконных или вредных лекарственных средств вплоть до наркотиков, распущенность, отсутствие личных и профессиональных целей, смещение ценностей) делает процесс воспитания ещё более трудным.
В процессе работы с классом представляется важным реализация педагогом функциисплочение коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей.
Необходимо четко понимать, что различные отношения создают разные группы. Они могут быть как сплоченными, так и не сплоченными. Сплочение происходит на разной основе. При этом в результате интеграции могут возникнуть совершенно разные группы (социальной и асоциальной направленности, различного уровня деятельностногоопосредования).
Они отличаются друг от друга и таким признаком, как доминирующий фактор сплочения, в качестве которого могут быть общие интересы членов группы, стремление приспособиться в специфических условиях, авторитет лидера, наличие социальных норм, принимаемых всеми членами группы, и т.д. В зависимости от перечисленного фактора группа имеет свою траекторию развития и то качество, которое отличает одну сплоченную группу от других групп.
В педагогической практике часто сплочение рассматривалось как единственный признак коллектива, при этом всякое сплочение, даже на основе антигуманных норм отношений, оценивалось педагогами как позитивное явление.
Несомненно, что работа с группой должна осуществляться в двух плоскостях. С одной стороны, речь идет о том, что, оказывая воспитательное влияние на учащихся, классный руководитель должен учитывать специфику группы, особенности ее сплочения, с другой стороны, стремиться к тому, чтобы сплочение группы происходило достаточно демократично, на основе гуманистических норм отношений, т.е. создавался воспитательный коллектив.
Реализуя функцию сплочения, классный руководитель стремится регулировать структуру отношений в классе, стимулировать проявления лидерства, а также формирует отношения ответственности, взаимопомощи, совместного творчества.
Особое значение для формирования коллектива имеет организация коллективной творческой деятельности, использование разнообразных методик ее организации как в учебной, так и во внеучебной деятельности.
Цель программы:создание гуманистического воспитательного пространства класса, обусловливающего формирование конкурентоспособной, разносторонне развитой личности, обладающей высоким уровнем образования, интеллектуальными, гражданскими, нравственными качествами, культурой физического здоровья, способной к самореализации, профессиональному самоопределению.
Задачи:
формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, умеющей выстроить себя в современных условиях, социально-адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;
повышение социальной активности учащихся, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;
формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности учащихся;
развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения и работы во всех возможных отраслях нашей страны;
организация исследовательской деятельности учащихся;
формирование системы управления в классе;
создание условий для безболезненного вливания каждого учащегося в классный коллектив;
формирования атмосферы взаимопонимания, доброжелательности, готовности помочь друг другу, сделать приятно одноклассникам.
Основные направления программы:
1.Гражданско-патриотическое воспитание:
-воспитание уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
-формирование ценностных представлений о любви к России, народам Российской Федерации, к своей малой родине;
-усвоение ценности и содержания таких понятий как «служение Отечеству», «правовая система и правовое государство», «гражданское общество», об этических категориях «свобода и ответственность», о мировоззренческих понятиях «честь», «совесть», «долг», «справедливость» «доверие» и др.;
-развитие нравственных представлений о долге, чести и достоинстве в контексте отношения к Отечеству, к согражданам, к семье;
-развитие компетенции и ценностных представлений о верховенстве закона и потребности в правопорядке, общественном согласии и межкультурном взаимодействии;
Реализация данного направления воспитательной деятельности предполагает:
-формирование у обучающихся представлений о ценностях культурно-исторического наследия России, уважительного отношения к национальным героям и культурным представлениям российского народа, развитие мотивации к научно-исследовательской деятельности, позволяющей объективно воспринимать и оценивать бесспорные исторические достижения и противоречивые периоды в развитии российского государства;
-повышение уровня компетентности обучающихся в восприятии и интерпретации социально-экономических и политических процессов, и формирование на этой основе активной гражданской позиции и патриотической ответственности за судьбу страны;
-увеличение возможностей и доступности участия обучающихся в деятельности детских и юношеских общественных организаций, обеспечивающих возрастные потребности в социальном и межкультурном взаимодействии;
-развитие форм деятельности, направленной на предупреждение асоциального поведения, профилактику проявлений экстремизма, девиантного и делинкветного поведения среди учащейся молодёжи.
2. Духовность, нравственность, культура:
-формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики (добро и зло, истина и ложь, смысл и ценность жизни, справедливость, милосердие, проблема нравственного выбора, достоинство, любовь и др.);
-формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;
-формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;
-формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;
-формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России;
-формирование у обучающихся дополнительных навыков коммуникации, включая межличностную коммуникацию, межкультурную коммуникацию;
- формирование у обучающихся ответственного отношения к слову, как к поступку;
- формирование у обучающихся знаний в области современных средств коммуникации и безопасности общения;
-формирование у обучающихся ценностных представлений о родном языке, его особенностях и месте в мире.
3. Воспитание положительного отношения к труду и творчеству:
-формирование у обучающихся представлений об уважении к человеку труда, о ценности труда и творчества для личности, общества и государства;
-формирование условий для развития возможностей обучающихся с ранних лет получить знания и практический опыт трудовой и творческой деятельности как непременного условия экономического и социального бытия человека;
-формирование компетенций, связанных с процессом выбора будущей профессиональной подготовки и деятельности, с процессом определения и развития индивидуальных способностей и потребностей в сфере труда и творческой деятельности;
-формирование лидерских качеств и развитие организаторских способностей, умения работать в коллективе, воспитание ответственного отношения к осуществляемой трудовой и творческой деятельности;
-формирование дополнительных условий для психологической и практической готовности обучающегося к труду и осознанному выбору профессии, профессиональное образование, адекватное потребностям рынкам труда, механизмы трудоустройства и адаптации молодого специалиста в профессиональной среде.
4. Интеллектуальное воспитание:
-формирование у обучающихся представлений о возможностях интеллектуальной деятельности и направлениях интеллектуального развития личности (в рамках деятельности детских и юношеских научных сообществ, центров и кружков, специализирующихся в сфере интеллектуального развития детей и подростков, в процессе работы с одаренными детьми, в ходе проведения предметных олимпиад, интеллектуальных марафонов и игр, научных форумов и т.д.);
-формирование представлений о содержании, ценности и безопасности современного информационного пространства (проведение специальных занятий по информационной безопасности обучающихся, по развитию навыков работы с научной информацией, по стимулированию научно-исследовательской деятельности учащихся и т.д.);
-формирование отношения к образованию, как общечеловеческой ценности, выражающейся в интересе обучающихся к знаниям, в стремлении к интеллектуальному овладению материальными и духовными достижениями человечества, к достижению личного успеха в жизни.
5. Воспитание положительного отношения к ЗОЖ:
-формирование у обучающихся культуры здорового образа жизни, ценностных представлений о физическом здоровье, о ценности духовного и нравственного здоровья;
-формирование у обучающихся навыков сохранения собственного здоровья, овладение здоровьесберегающими технологиями в процессе обучения во внеурочное время;
-формирование представлений о ценности занятий физической культурой и спортом, понимания влияния этой деятельности на развитие личности человека, на процесс обучения и взрослой жизни.
6. Социокультурное воспитание:
-формирование у обучающихся представлений о таких понятиях как «толерантность», «миролюбие», «гражданское согласие», «социальное партнерство», развитие опыта противостояния таким явлениям как «социальная агрессия», «межнациональная рознь», «экстремизм», «терроризм», «фанатизм» (на этнической, религиозной, спортивной, культурной или идейной почве);
-формирование опыта восприятия, производства и трансляции информации, пропагандирующей принципы межкультурного сотрудничества, культурного взаимообогащения, духовной и культурной консолидации общества, и опыта противостояния контркультуре, деструктивной пропаганде в современном информационном пространстве;
-формирования у обучающихся правовой культуры, представлений об основных правах и обязанностях, о принципах демократии, об уважении к правам человека и свободе личности, формирование электоральной культуры;
-развитие навыков безопасности и формирования безопасной среды в школе, в быту, на отдыхе; формирование представлений об информационной безопасности, о девиантном и делинкветном поведении, о влиянии на безопасность молодых людей отдельных молодёжных субкультур.
7. Воспитание семейных ценностей:
-формирование у обучающихся ценностных представлений об институте семьи, о семейных ценностях, традициях, культуре семейной жизни;
-формирование у обучающихся знаний в сфере этики и психологии семейных отношений.
Программа осуществляется:
через ведение аналитической и диагностической деятельности (анкетирование, тестирование, наблюдение, опросники, социологические исследования);
через методическое обеспечение (семинары, курсы, конференции, консультации, педсоветы, мастер-классы);
через систему дополнительного образования;
через систему КТД и традиционных дел ОУ;
в ходе организации образовательного процесса, а также во внеурочное и внешкольное время;
в ходе взаимодействия со школьными службами (социальный педагог, педагог- психолог, библиотекарь, школьный музей);
через систему взаимодействия, сотрудничества с культурными и образовательными учреждениями (библиотеки школы и села, спортивные секции школы и села и т.д.)
Применяемые технологии:
научно-исследовательская;
личностно-ориентированный подход;
ИКТ.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
Для реализации поставленных задач планируется проведение в классе мероприятий с вовлечением всех участников классного коллектива.
Принципы построения воспитательной работы.
1.Принцип открытости.
2. Принцип привлекательности будущего дела.
3. Принцип деятельности.
4. Принцип свободы участия.
5. Принцип обратной связи.
6. Принцип сотворчества.
7. Принцип успешности.
Принципы ученического самоуправления.
Ученическое самоуправление – один из основных принципов деятельности ученического коллектива. Сущность его состоит в реальном участии школьников в управлении делами класса. Настоящее самоуправление предполагает, что его органы не только обладают правами, но и несут реальную ответственность за свою работу. Для эффективной работы необходимо разграничить виды деятельности:
-содержательная «внутренняя» деятельность: направлена на реализацию интересов членов ученического самоуправления, это мероприятия, дела, праздники и т.п.;
-содержательная «внешняя» деятельность: направлена на взаимодействие с внешней средой (родители, администрация, педколлектив), другие общественные организации, это мероприятия, дела, праздники для других.
Работа ученического самоуправления:
Руководит ученическим коллективом староста, избранный на общем ученическом собрании. Староста класса отвечает за своевременное информирование одноклассников о событиях, непосредственно касающихся класса и за организацию самоуправления в классе.
Учебный сектор отвечает за:
1. Посещаемость; успеваемость; внешний вид учащихся.
2. Проводит рейды по классам на наличие учебников и учебных пособий; на лучшую предметную тетрадь.
3. Принимает участие в проведении предметных олимпиад.
4. Готовит отчет к линейке.
Культурно-массовый сектор принимает участие в разработке положений о мероприятиях, готовит мероприятия, викторины, КВН и т.д., отвечает за посещение школьного музея.
Хозяйственно – трудовой сектор отвечает за дежурство по школе, за сохранность мебели, школьного имущества, следит за чистотой кабинетов, порядком в столовой, принимает участие в трудовых делах школы.
Спортивный сектор организует спортивные соревнования, несет ответственность за посещаемость уроков физкультуры, спортивно-массовых мероприятий, следит за наличием у учащихся спортивной формы.
В общении педагога с детьми должны реализовываться следующие правила:
умение выслушивать его до конца;
не принимать за него решения, а побуждать его сделать это самостоятельно;
открытость и доступность учащимся.
Отношения педагога и ученика строятся на взаимном уважении,доверии, справедливости и требовательности.
Предполагаемые результаты реализации программы:
высокий уровень сплоченности коллектива;
активное участие родителей в делах класса;
способность ученика соблюдать правила для учащихся, усвоение социальных норм, правил здорового образа жизни;
повышение уровня культуры учащихся (культуры общения);
активизация интереса к творческой, исследовательской деятельности;
увеличение уровня личностных достижений учащихся (победы в конкурсах, соревнованиях);
адекватная самооценка учащихся.
Модель выпускника класса
Классный руководитель стремится вырастить выпускника, который должен иметь:
собственный взгляд на мир;
социальную ответственность;
высокий уровень самосознания;
способность к саморазвитию и самосовершенствованию;
человечность, альтруистическую направленность;
креативность;
высокий уровень общей культуры;
развитый эстетический вкус и эстетическое отношение к действительности.
Модель выпускника:
самостоятельный;
ответственный;
определившийся относительно того, куда пойдет учиться (или работать) после школы;
усвоивший всю программу средней школы;
образованный;
способный к саморазвитию и самосовершенствованию;
коммуникабельный;
способный руководить;
развитый творчески;
уверенный в себе и своих силах;
честный;
добрый;
воспитанный;
умеющий отстаивать свое мнение;
всесторонне развитый;
отзывчивый;
активный.
Анализ воспитательной работы за 2017 – 2018 учебный год
В прошлом учебном году в 8 классе обучалось 24 учащихся. Воспитательная работа была направлена на создание благоприятных условий для успешного развития индивидуальности каждого ребенка и сплочение коллектива учащихся класса.
Цели и задачи, поставленные в прошлом учебном году, реализовывались через вовлечение класса в различные мероприятия, беседы, классные часы, родительские собрания.
Дети принимали достаточно активное участие, как в общешкольных мероприятиях, так и в классных. В 2017-2018 учебном году велась активная работа с родителями. Были проведены родительские собрания:
1. «Жизненные цели подростков. Профилактика подростковой агрессии» (дискуссионный клуб).
2. Тема «О трудностях учения» (семинар-практикум).
3. Тема «Как помочь подростку обрести уверенность в себе».
4. Тема «Проблемы компьютерной зависимости» .
Регулярно проводились индивидуальные беседы с родителями. За прошедший год были проведены тематические классные часы по плану классного руководителя. Классные часы носили различную тематику и были направлены на развитие личности ребенка. Воспитательные задачи, поставленные в начале прошлого учебного года, являются целесообразными, так как они способствовали воспитанию всесторонне развитой личности. Основные направления, методы и средства педагогического влияния соответствовали возрастным и психологическим особенностям подростков.
Поставленные перед коллективом в прошлом учебном году задачи, я считаю выполненными. Данные, полученные в итоге, дают широкий спектр для анализа работы и установление задач на будущий учебный год.
6 КЛАСС
СЕНТЯБРЬ
№ п/п
Дата
Форма проведения, тема
Ответственный
Примечание
1.
1.09.2015г.
Торжественная линейка, посвященная Дню Знаний.
Всероссийский урок «Готов к труду и обороне».
Кл.рук
Месячник безопасности «Знай! Помни! Выполняй!»
2.
01.09.2015г.
Классный час «Доброта спасёт мир!». Выборы актива класса.
Кл.рук
3.
03.09.2015г.
Мероприятие «Осколком в памяти Беслан» в рамках Дня солидарности в борьбе с терроризмом с участием сотрудников МВД, МЧС России по Степновскому району.
Кл.рук, зам.дир. по ВР
4.
07.09.2015г.
Классный час «Пожарным можешь ты не быть, но правила противопожарной безопасности ты знать обязан».
Викторина-тест «Пожарная азбука».
Кл.рук
5.
В течение месяца
Сбор и уточнение информации об учащихся, коррекция социального паспорта семей.
Кл.рук
6.
В течение месяца
Изготовление коллективного коллажа по безопасности «Азбука безопасности».