Программа летнего лагеря дневного пребывания "Солнечный город"
Программа летнего лагеря дневного пребывания "Солнечный город"
Летние каникулы набирают ход, и конечно, нам, взрослым, очень хотелось бы, чтобы отдыху детей уделялось особое внимание. Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. На наш взгляд эти вопросы содержания основных дел могут быть решены за счёт организации «тематических» смен в лагере. Главное, чтобы игра и творчество воспитывали всех, чтобы любое дело было эмоционально привлекательным. Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 г. Кропоткин работает лагерь дневного пребывания. Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа лагеря дневного пребывания «Солнечный город» духовно-нравственной направленности «Школа добра».
Программа « Солнечный город» – комплексная, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: оздоровление, отдых и духовно-нравственное воспитание детей в условиях лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуемой в течение одной лагерной смены продолжительностью 21 день – с 10.07.2014 по 30.07.2014.
Механизм реализации Программы.
1 этап – Подготовительный: · создание нормативно-правовой базы, разработка документации; · подбор кадров; · комплектование лагеря.
2 этап – Организационный: · создание « Солнечного города» · выявление и постановка целей развития коллектива и личности; · сплочение коллектива детей; · формирование законов и условий совместной работы;
3 этап – Основной: · строительство « Солнечного города» (реализация плана работы); · выполнение режима дня;
4 этап – Заключительный: · анализ результатов работы – отчёт о работе лагеря; · творческий отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).
Ожидаемые результаты.
- занятость в летний период обучающихся 1-11 классов;
- укрепление здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка, творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- формирование толерантного отношения друг к другу, укрепление дружбы между детьми разных возрастов;
- воспитание чувства патриотизма, уважение к родной природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Программа летнего лагеря дневного пребывания "Солнечный город" »
Пояснительная записка.
Летние каникулы набирают ход, и конечно, нам, взрослым, очень хотелось бы, чтобы отдыху детей уделялось особое внимание. Лагерь дневного пребывания является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой, – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества ребёнка. На наш взгляд эти вопросы содержания основных дел могут быть решены за счёт организации «тематических» смен в лагере. Главное, чтобы игра и творчество воспитывали всех, чтобы любое дело было эмоционально привлекательным. Ежегодно, в период летних каникул для обучающихся 1-11 классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы № 11 г. Кропоткин работает лагерь дневного пребывания. Для того чтобы отдых детей сделать полноценным, была разработана программа лагеря дневного пребывания «Солнечный город» духовно-нравственной направленности «Школа добра».
Необходимость разработки данной Программы была вызвана:
- повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
- модернизацией старых форм работы и введением новых;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала школьников и педагогов в реализации цели Программы.
Центром воспитательной работы лагеря является ребёнок и его стремление к самореализации. Пребывание в лагере для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта. Это возможно благодаря продуманной организованной системе планирования лагерной смены.
Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки детей в школе и семье, а также неблагоприятную экологическую обстановку, перед коллективом лагеря стоит цель – создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развития творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.
Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
- проводить работу с детьми, сочетающую развитие и воспитание ребят с оздоровительным отдыхом;
- расширение кругозора ребенка через игровой сюжет с учетом возрастных особенностей;
- развивать творческие способности;
- воспитывать культуру поведения, формировать у ребят навыки общения и толерантности;
- прививать навыки здорового образа жизни.
Программа лагеря опирается на следующие принципы:
Принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям воспитанников и типу ведущей деятельности – результатом деятельности воспитательного характера в ЛДП «Солнечный город» является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей.
Принцип дифференциации воспитания – дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает: - отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей; - создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в течение дня; - взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; - активное участие детей во всех видах деятельности.
Принцип творческой индивидуальности – творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
Участники реализации Программы.
Программа ориентирована на школьников 1-11 классов. При комплектовании лагеря особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных, многодетных семей, состоящих на внутришкольном учёте, имеющих родителей-пенсионеров, а также детям, находящимся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах («Домиках») по 25 человек. В ходе реализации Программы дети становятся жителями « Солнечного города» – «малышами и малышками».
Кадровое обеспечение Программы.
Из числа педагогических работников школы приказом директора школы назначаются: начальник лагеря, воспитатели. Начальник лагеря руководит его деятельностью, ведёт документацию, отвечает за организацию питания воспитанников, охрану труда в лагере. Воспитатели осуществляют воспитательную деятельность по плану лагеря: организуют трудовую деятельность, проводят досуговые мероприятия, следят за соблюдением режима дня, правил безопасного поведения, правил пожарной и антитеррористической безопасности. Медицинский работник, осуществляет свою деятельность в соответствии с требованиями к организации безопасного пребывания детей в лагере.
Охрана жизни и здоровья детей.
Весь персонал несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в лагере. Педагогические сотрудники, работающие в лагере и дети должны строго соблюдать дисциплину, режим дня, план работы, положения охраны труда, правила пожарной и антитеррористической безопасности. Начальник лагеря проводит инструктаж по охране труда для сотрудников, воспитатели проводят инструктаж для детей с последующей регистрацией в журналах установленного образца.
Содержание программы.
Программа « Солнечный город» – комплексная, т.е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: оздоровление, отдых и духовно-нравственное воспитание детей в условиях лагеря. По продолжительности программа является краткосрочной, реализуемой в течение одной лагерной смены продолжительностью 21 день – с 10.07.2014 по 30.07.2014.
Направление работы. Методы реализации.
«Строим безопасный дом»· инструктаж по охране труда: «Правила пожарной и электробезопасности», игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре», «Правила поведения на прогулках », «Правила при поездках в автотранспорте», и др. · инструктаж по ОБЖ: «Один дома», «Правила поведения с незнакомыми людьми», «Правила поведения и безопасности человека на воде», «Меры доврачебной помощи», встречи с работниками ГИБДД, ГОиЧС и др.
«Будем вместе мы дружить – будет веселее жить!»· духовно-нравственное воспитание: конкурсная программа «Давайте познакомимся!»; «Снежный ком», огонёк «Расскажи мне о себе». · Игры на выявление лидеров: «Верёвочка», «Карабас» и др. · Игры на сплочение детского коллектива: «Зоопарк», «Заколдованный замок», «Шишки, жёлуди, орехи», «Казаки-разбойники», «Да» и «Нет» не говори!», «Хвост дракона» и др.; · «День именинника» и т.п.
Механизм реализации Программы.
1 этап – Подготовительный: · создание нормативно-правовой базы, разработка документации; · подбор кадров; · комплектование лагеря.
2 этап – Организационный: · создание « Солнечного города» · выявление и постановка целей развития коллектива и личности; · сплочение коллектива детей; · формирование законов и условий совместной работы;
3 этап – Основной: · строительство « Солнечного города» (реализация плана работы); · выполнение режима дня;
4 этап – Заключительный: · анализ результатов работы – отчёт о работе лагеря; · творческий отчёт (фотоальбом, презентация, обработка видеоматериалов).
Ожидаемые результаты.
- занятость в летний период обучающихся 1-11 классов;
- укрепление здоровья детей в летний период, привитие навыков здорового образа жизни;
- развитие духовно-нравственного потенциала каждого ребёнка, творческих способностей, инициативы и активности ребёнка;
- формирование толерантного отношения друг к другу, укрепление дружбы между детьми разных возрастов;
- воспитание чувства патриотизма, уважение к родной природе.
Материально-техническое обеспечение Программы.
1. Спортивное оборудование (спортивная площадка, мячи, скакалки, теннисные ракетки, обручи).
2. Настольно-игровое оборудование (шашки, шахматы, канцелярские принадлежности, настольные игры), детские книги и журналы.
3. Телевизор, DVD-плеер, музыкальный центр, компьютер, принтер, мультимедийное оборудование.
Легенда Солнечного города
Далеко-далеко на небе жила одна звезда. Ей было холодно и грустно одной, и она много путешествовала в надежде найти себе друзей. Однажды, двигаясь в ночном безмолвии Космоса, далеко внизу, на Земле, она увидела необычный город. Жители в ней пели удивительные песни, играли в разнообразные игры, совершали замечательные открытия - мечтали подрасти и вести всех за собой. Это был Солнечный город.
Но бег времени неумолим, злой ураган, налетевший внезапно, разрушил этот Солнечный город, оставив жителям домов по одному качеству (Душевность, Дружелюбие, Отзывчивость, Добродушность, Целеустремлённость). Всем показалось, что уже никогда не загорится костёр романтики, не будут слышны удивительные песни, не будут свершаться волшебные дела и большие открытия.
Звезде захотелось спуститься на Землю и помочь ребятам. Но суров закон Космоса! Звёздам нельзя спускаться на Землю, иначе они погибнут! Однако, желание было сильней и Звезда устремилась к Земле.
Нет, она не погибла! Достигнув Солнечного города, она рассыпалась на тысячи искр и стала дарить частицу своего огня, света, тепла тем, кто верил в добро, справедливость, совершал хорошие поступки. В каждым городе жители стали стремиться завоевать утраченные качества, мечтая о прекрасном. Вместе они выбрали главные достояния города. Люди поверили в чудо, поняли, как прекрасен мир, и как важно его охранять.
Законы жителей Солнечного города.
Закон правды: запомни, правда нужна не только тебе, но и окружающим тебя людям! Будь правдив!
Закон чести: вспоминай о своей физической силе только наедине с собой. Помни о своей духовной силе, долге, благородстве, достоинстве.
Закон заботы: прежде чем требовать внимание к себе, прояви его к окружающим. Помни об их интересах, нуждах, потребностях.
Закон добра: будь добр к ближнему и добро вернется к тебе.
Закон милосердия: тебе хорошо, но посмотри вокруг, рядом могут быть люди, у которых слезы на глазах, помоги им. Не забывай о них.
Закон свободы: можно всё, что безопасно для тебя и других людей. Можно всё, что не мешает окружающим.
Закон сюрпризов: доброе слово и кошке приятно!
Клятва жителей Солнечного города
Я, гражданин Солнечного города, отныне и на всю жизнь клянусь: