АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Чебурашка и компания» летнего лагеря дневного пребывания «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД», посвященная году Педагога в России.
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Чебурашка и компания» летнего лагеря дневного пребывания «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД», посвященная году Педагога в России.
Цель программы:
формирование чувства любви и уважения к историческому наследию страны и малой родины, её духовно-нравственному потенциалу; создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей и подростков и организации досуга во время летних каникул.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА «Чебурашка и компания» летнего лагеря дневного пребывания «СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД», посвященная году Педагога в России.»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№2 «Спектр»
города Бердска Новосибирской области
СОГЛАСОВАНО
Начальник ЛДП
МБОУ СОШ №2 «Спектр»
____________ И.В.Ганжа
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ СОШ №2
«Спектр»
________ Е.Ю. Перфилова
Рассмотрено на родительском собрании
_____________________
Представитель родительской общественности
ПРОГРАММА «Чебурашка и компания»
летнего лагеря дневного пребывания
МБОУ СОШ № 2 «Спектр»
«СОЛНЕЧНЫЙ ГОРОД»
ЛЕТО - 2023
Авторская группа:
Ганжа И.В. – начальник ЛДП
Казак О.В. – педагог-организатор ЛДП
Ушакова Н.А. – педагог-организатор ЛДП
Г. БЕРДСК
2023
Содержание программы
Информационная карта программы 3
1. Пояснительная записка 4
Актуальность программы 4
Социальный заказ 5
Цель и задачи программы 6
Ожидаемые результаты 7
Нормативно-правовые документы 7
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены 9
2. Описание модели организации лагеря 11
3. Распорядок дня 18
4. Основное содержание программы 19
Направления и виды деятельности 19
План-сетка 29
5. Механизм и условия реализации программы 35
6. Система оценки качества реализации программы 38
7. Список используемой литературы 44
Информационная карта программы
1
Полное название программы
Программа «Чебурашка и компания» пришкольного летнего лагеря с дневным пребыванием детей «Солнечный город»
2
Цель программы
Формирование чувства любви и уважения к историческому наследию страны и малой родины, её духовно-нравственному потенциалу; создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей и подростков и организации досуга во время летних каникул.
3
Направления деятельности
Нравственное, физическое и духовное воспитание и развитие детей средствами игры, познавательной и трудовой деятельности.
4
Краткое содержание программы
Программа содержит мероприятия, реализующие Программу; ожидаемые результаты, условия реализации.
5
Автор программы
Начальник лагеря: Ганжа Ирина Викторовна
Педагоги-организаторы: Казак Ольга Владимировна, Ушакова Наталья Александровна
6
Муниципальное общеобразовательное учреждение
МБОУ СОШ №2 «Спектр» города Бердска Новосибирской области
7
Адрес, телефон
633010, Новосибирская область, город Бердск, ул. Комсомольская, д.31
Тел: +7(38341) 21254
e-mail: shkola2-spektr.edusite.ru
8
Место реализации
Пришкольный летний лагерь с дневным пребыванием детей
9
Количество, возраст учащихся
90 обучающихся от 7 до 10 лет
10
Сроки проведения
01.06.2023г. – 27.06.2023г.
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
В течение учебного года духовно-нравственное воспитание школьников является одним из основных направлений воспитательной работы школы. Эффективная организация нравственного, культурного и эстетического воспитания учащихся – это путь к духовному возрождению общества, восстановлению величия нашего Отечества. Пробудить в ребёнке любовь к Родине, к её героическому прошлому, мирному настоящему, развить в нём интерес к окружающему миру, воспитать в нём стремление сделать мир лучше, чище, счастливее – эти задачи, стоящие перед педагогами–организаторами воспитания в образовательном учреждении, могут быть решены только в условиях систематизированного воспитательного процесса.
Но как же быть летом? Ведь летние каникулы составляют значительную часть годового объема свободного времени школьников. Здесь на помощь приходит летний лагерь с дневным пребыванием детей.
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации.
Детский оздоровительный лагерь является частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Программа летнего лагеря, включающая в себя работу по всестороннему развитию и воспитанию младших школьников, логично дополняет воспитательную работу образовательного учреждения.
Детский возраст 7-10 лет является наиболее оптимальным для системы духовно-нравственного воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных и духовных интересов и жизненных идеалов.
Основная деятельность лагеря дневного пребывания направлена на развитие личности ребенка и включение его в разнообразие человеческих отношений и межличностное общение со сверстниками.
Погружая ребенка в атмосферу лагеря, мы даем ему возможность открыть в себе положительные качества личности, ощутить значимость собственного «я»; осознать себя личностью, вызывающей положительную оценку в глазах других людей; повысить самооценку; выйти на новый уровень общения, где нет места агрессии и грубости.
Находясь в лагере дневного пребывания, дети ежедневно включаются в оздоровительный процесс, для которого характерны: упорядоченный ритм жизни, режим питания, закаливание, поддержка мышечного и эмоционального тонуса. Результатом осуществления оздоровительного направления является формирование потребности в здоровом образе жизни.
Вряд ли кто станет спорить с тем, что летом должно быть весело. Бодрый, положительный эмоциональный настрой – одно из непременных условий работы с детьми в летнее время. Конечно, 18 дней - это очень короткий срок, чтобы говорить о сформированности у школьников духовно-нравственных качеств личности, но задача школы – целенаправленно и непрерывно воспитывать и развивать личность младшего школьника, в ЛДП последовательно осуществляется.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ
2023 год объявлен в России годом педагога и наставника. Глава государства В.В. Путин подчеркнул, что «историческая миссия отечественной системы образования всегда состояла в воспитании гражданственности и патриотизма, ответственности за судьбу страны. Слово, мудрость педагогов вдохновляли учеников на научные, технологические триумфы, спортивные рекорды и так далее, служили надежным ориентиром в труде, в избранной профессии в пору самых сложных и тяжелых испытаний». В.В. Путин подчеркнул, что российские учителя во все времена подавали пример своим ученикам и воспитали достойных защитников Отечества, прививали любовь к Родине и веру в Россию. «Именно педагог, учитель формирует в каждом из нас основы нашего мировоззрения. И от этого в значительной степени зависит устойчивость, стабильность и будущее нашего государства», - добавил он.
Важно помнить о нашем наследии, ведь Россия — огромная многонациональная страна, каждый из народов которой богат своими духовными, нравственными и культурными традициями и обычаями. Нельзя быть воспитанным и культурным человеком, не чувствуя личной связи с Родиной, с её народным творчеством и искусством, с её героями, не зная, как любили и берегли ее наши предки, наши отцы и деды, как хранят эти знания и опыт для будущих поколений россиян.
Программа ЛДП «Чебурашка и компания» составлена с учетом интересов и психолого-возрастных особенностей детей младшего школьного возраста для решения обозначенных проблем.
Цель программы:
формирование чувства любви и уважения к историческому наследию страны и малой родины, её духовно-нравственному потенциалу; создание оптимальных условий для отдыха, оздоровления, творческого развития детей и подростков и организации досуга во время летних каникул.
В летнем лагере решаются следующие задачи:
- формирование понятия о большой и малой Родине; знания об истории Родины и замечательных людях, внесших вклад в историю России, историю города Бердска;
- формирование уважения к национальным ценностям, духовно-нравственному и культурному наследию;
- формирование чувства гордости за Россию и малую родину, за её героев в разные периоды жизни;
- содействие нормальному физическому развитию детей;
- формирование у отдыхающих здорового образа жизни;
- включение детей в различные виды коллективно-творческой деятельности с учетом их способностей, возможностей и интересов;
- приобщение детей к добровольной социальной работе в лагере;
- организация активного развивающего досуга;
- развитие инициативы и самостоятельности школьников;
- развитие и укрепление связей школы, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
- проявление умений и навыков правильного духовно-нравственного поведения в обществе;
- проявление чувства любви и гордости за свою большую и малую Родину, людей, сохранивших культурное наследие до наших дней;
- получение знаний о защитниках Родины, её патриотах, героях;
- укрепление физического здоровья детей;
- приобретение учащимися практических навыков добровольной социальной помощи окружающим;
- проявление инициативы и самостоятельности при выполнении практических дел по оказанию социальной помощи нуждающимся;
- пробуждение интереса у отдыхающих и взрослых к совместной коллективно-творческой деятельности;
- проявление индивидуальных способностей, возможностей и интересов детей в различных видах деятельности в лагере;
- совершенствование творческих способностей детей младшего школьного возраста;
- активное участие отдыхающих в различных мероприятиях развивающего досуга;
- создание атмосферы сотрудничества и взаимодействия;
- положительное отношение к трудовой деятельности, проявление потребности работать в коллективе;
- повышение самооценки учащихся, избавление от комплексов;
- улучшение психологического климата в детском коллективе.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
– Конвенцией ООН о правах ребенка;
– Конституцией РФ;
– Законом РФ «Об образовании»;
– Федеральным законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 г. № 124-Ф3;
– Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 г. № 197-Ф3;
– Федеральным законом «О внесении изменений и дополнений в закон РФ «О защите прав потребителей и кодекс РСФСР «Об административных нарушениях» от 09.01.96 г. № 2-ФЗ;
– Об учреждении порядка проведения смен профильных лагерей, с дневным пребыванием, лагерей труда и отдыха. Приказ Министерства Образования РФ от 13.07.2001 г. № 2688;
- Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 января 2021 г. № 2 "Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания";
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи".
СРОКИ СМЕНЫ
По продолжительности программа является краткосрочной, т. к. реализуется в течение одной смены: июнь 2023г. Продолжительность пребывания в лагере – 18 дней.
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ
Основной состав лагеря – это учащиеся МБОУ СОШ №2 «Спектр» в возрасте 7–10 лет. При комплектовании контингента отдыхающих особое внимание уделяется детям из малообеспеченных, неполных семей, детям из категории «группа риска», а также детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность воспитанников во время лагерной смены осуществляется в разновозрастных отрядах.
ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Физическая активность детей младшего школьного возраста в эти годы выступает как предпосылка психического развития ребенка. Это потребность здорового, развитого организма в движении, в физических нагрузках, в преодолении всевозможных препятствий, в стремлении получить похвалу самому себе, как компенсацию за напряжение.
Этот возраст является сензитивным для формирования мотивации к обучению, усвоения социальных норм, развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружественных коммуникаций.
Принцип демократизации. Создание условий для развития активности, инициативы и творчества в процессе изучения учебного материала и применения их на практике. Формирование в группе хорошего настроения, дружеских отношений, положительных традиций.
Принцип гуманизации. Создание ситуации успеха, способствование формированию у ребёнка положительной Я-концепции. Построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремлении привести его к успеху. Через идею гуманного подхода к ребенку, родителям, сотрудникам лагеря необходимо психологическое переосмысление всех основных компонентов педагогического процесса.
Принцип дифференциации. Знание и учёт индивидуальных психологических особенностей воспитанников, определение задач в соответствии с их личностными характеристиками, постоянный анализ итогов воспитательной работы.
Принцип комплексности. Обеспечение взаимосвязи всех форм обучения, воспитания и отдыха, чередование учебной деятельности детей с культурным, содержательным отдыхом.
Принцип соответствия типа сотрудничества психологическим возрастным особенностям учащихся и типу ведущей деятельности. Результатом деятельности воспитательного характера в летнем оздоровительном лагере является сотрудничество ребенка и взрослого, которое позволяет воспитаннику лагеря почувствовать себя творческой личностью.
Принцип дифференциации воспитания. Дифференциация в рамках летнего оздоровительного лагеря предполагает:
- отбор содержания, форм и методов воспитания в соотношении с индивидуально-психологическими особенностями детей;
- создание возможности переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня);
- взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня;
-активное участие детей во всех видах деятельности.
7. Принцип творческой индивидуальности. Творческая индивидуальность – это характеристика личности, которая в самой полной мере реализует, развивает свой творческий потенциал.
8. Принцип комплексности оздоровления и воспитания ребёнка. Данный принцип может быть реализован при следующих условиях:
- необходимо чёткое распределение времени на организацию оздоровительной и воспитательной работы;
- оценка эффективности пребывания детей на площадке должна быть комплексной, учитывающей все группы поставленных задач.
9. Принцип уважения и доверия. Этот принцип может быть реализован при следующих условиях:
- добровольного включения ребёнка в ту или иную деятельность;
- доверие ребёнку в выборе средств достижения поставленной цели, в основном на вере в возможность каждого ребёнка и его собственной вере в достижении негативных последствий в процессе педагогического воздействия;
- в учёте интересов учащихся, их индивидуальных вкусов.
СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ ДЕТЕЙ
1
Дети «группы риска»
1
2
Дети из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации
25
3
Дети, находящиеся «под опекой»
1
4
Дети из многодетных семей
10
5
Дети из неблагополучных семей.
1
6
Дети из неполных семей
1
7
Дети из малоимущих семей
25
2. ОПИСАНИЕ МОДЕЛИ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ
МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ ЛАГЕРЯ:открытое разновозрастное объединение детей 7-10 лет.
Количество отрядов – 6. Численность детей в отрядах – 15 ч. Общая численность ЛДП – 90 ч.
ДЕТСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Одна из основных задач воспитателя в работе с детским коллективом - воспитать работоспособный актив, который стал бы ядром сплочения коллектива отряда, организатором и инициатором всех дел. Научить, объяснить, помогать каждую минуту. Для этого нужны и терпение, и настойчивость, и многое-многое другое.
Одно из важнейших правил педагогического руководства самоуправлением формулируется кратко и четко - учить всему. Помимо знаний и навыков по своему участку работы, каждый член актива должен практически применять знания в организаторской работе:
- уметь спланировать работу,
- правильно распределить обязанности среди участников дела,
- не бояться требовать и контролировать выполнение того или иного задания.
Степень участия детей в управлении различными видами деятельности бывает неодинаковой. Где более ярко выражена степень детских интересов, там самоуправление развивается быстрее.
Для создания органов самоуправления педагогу необходимо увлечь детей интересным для них делом, а затем создать орган самоуправления для его реализации.
Важное значение имеет превращение различных собраний, сборов в настоящие органы самоуправления. Для этого в отряде могут создаваться временные органы самоуправления, которые будут организаторами конкретного проекта. Эта инициативная группа ребят и выносит на обсуждение принятые идеи и проводит мозговой штурм.
Это возможно при коллективном поиске решения поставленных задач. Однако, чем больше ответственности за реализацию идеи, тем меньшую ответственность ребята чувствуют за результат собственной деятельности.
Наиболее интересно и эффективно проходят собрания - обсуждения, когда ведущий выбирается из числа членов отряда, таким образом, взрослый делится полномочиями с детьми.
Нецелесообразно создавать внутри отряда постоянно действующие органы самоуправления. Хорошо использовать систему чередования творческих поручений.
Временные органы самоуправления должны анализировать не только деятельность участников проведенного дела, но и собственную деятельность.
Специфика программы подразумевает создание определенного информационного поля деятельности лагеря. Ниже представлены организованные специально для лагеря средства получения и передачи информации.
Народныйфорум– орган самоуправления лагеря, отвечающий за информированность детей в отрядах, за передачу мнений о происходящем во внутренней жизни отрядов и жизни лагеря в целом. Это линейка и общее собрание лагеря.
Экран дня – стенд, отображающий жизнь лагеря сегодня и то, что будет происходить в предстоящий период.
Рефлексиядня– уголок в отряде, отображающий настроение воспитанников в данный день.
Рейтинг– результат деятельности отрядов или индивидуальные достижения.
СМИ лагеря – это корреспонденты (представители старшего отряда), готовящие репортажи о событиях лагеря (мультимедийные презентации; фото- и радиокорреспонденты, собирающие материалы для этих презентаций).
Элементы системы
самоуправлениялагеря
Функции
Народныйфорум
Выборы органов самоуправления лагеря: командиров отрядов, звеньевых,
членов совета лагеря
Часотряда
Собрание отряда на отрядном месте (планирование работы на день, неделю, назначение ответственных за направление деятельности, их отчет, обсуждение достижений и неудач).
Форумлагеря
Общее собрание лагеря, линейки (поощрение достижений, постановка задач на предстоящий день, освещение деятельности в СМИ лагеря).
Делалагеря
Все общелагерные, отрядные,
индивидуальные дела и кружковая работа.
Задачисамоуправлениялагеря.
Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, конструирование поделок).
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально- нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Законылагеря:
Закон«Нашеимя–отряд!»
Отряд живет и работает по программе лагеря и режиму дня
Закон«Здоровыйобразжизни!»
Береги свое здоровье.
Закон«Территория»
Запрещается выходить за территорию лагеря без сопровождения педагогов.
Закончистотыи красоты
Соблюдай личную гигиену, содержи личные вещи и полученное имущество лагеря в чистоте и порядке.
Относись бережно к имуществу лагеря.
ЗаконУважения
Если хочешь, чтобы уважали тебя, относись с уважением к другим. Будь вежливым в общении с товарищами и взрослыми.
Не употребляй нецензурных выражений.
Твои действия не должны представлять угрозу окружающим.
Закон«Зелень»
Ни одной сломанной ветки. Сохраним наш лагерь зеленым!
Закон«Праваярука»
Если вожатый поднимает правую руку, все замолкают.
Закон«Рукамолчания»
Если человек поднимает руку, ему необходимо сообщить людям что-то очень нужное, поэтому каждому, поднявшему руку – слово!
Закон«Засвойотряд»
Всегда и везде старайся стоять за честь отряда. Никогда не компрометируй его в глазах окружающих. Поскольку от каждого зависит, каков будет отряд, то приложи все силы для его улучшения.
Закон«00»
Время дорого у нас: берегите каждый час. Чтобы не опаздывать, изволь выполнять закон «00».
Закон«Распорядокдня»
Никому в лагере нельзя нарушать распорядок (опаздывать на зарядку, общелагерные сборы, нарушать правила безопасности).
Закон«Мотор»
Долой скуку!
Закон«Выносливость»
Будь вынослив!
Закон«Дружба»
Один за всех и все за одного! За друзей стой горой!
Закон«Творчество»
Творить всегда, творить везде, творить на радость людям!
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Лето – благодатное время для проектной деятельности. Для детей это новое увлекательное дело, летнее приключение. В лагере мы создаем неформальную образовательную среду, помогаем детям в их самообразовании и самоорганизации, подталкиваем развитие их и познавательных, и творческих способностей, нравственных, эстетических качеств. Следующие проекты включены в программу летнего лагеря:
волонтерская акция в детском саду «Поиграй с малышами»,
волонтерская акция в детском саду «Юные художники»,
волонтерская акция «У нас в гостях дошкольники»,
добровольческий десант «Чистота кругом!»,
профилактическая акция «В здоровом теле…»,
марафон добрых дел «Помоги ближнему»,
добровольческая акция «Полечи книжки»,
добровольческая акция «Этих дней не смолкнет слава…»,
добровольческая акция «Письмо ветерану»,
добровольческая акция «Готов к труду и обороне!»,
марафон «100 добрых дел»,
добровольческая акция «Моя семья».
МЕТОДИКА КТД
Коллективно творческое дело это:
- дело, потому что оно представляет собой заботу о своем коллективе, друг о друге, об окружающих людях,
- коллективное, потому что осуществляется посредством совместных усилий всех членов коллектива – ребят и педагогов, у всех есть роли, все воодушевлены на поиск деятельности, все проходят ступени общих дел: поиск, отбор, защиту, подготовку, свершение, обсуждение, (анализ) совместных действий,
- творческое, потому что представляет собой непрерывный поиск лучших решений жизненно важной задачи, потому что не только выполняется, но и организуется сообща - задумывается, планируется, оценивается.
Отличительные признаки КТД:
- совместное создание (продумывание, проведение и анализ) дела,
- его социальный характер (для кого это нужно?),
- высокая мотивация создателей.
КТД - форма работы, которая направлена на:
- развитие творческих способностей,
- развитие интеллектуальных способностей,
- реализацию коммуникационных потребностей,
- обучение правилам и формам совместной работы.
Главные принципы КТД:
- воспитывать в совместной развивающей деятельности, предоставляя детям максимально возможную самостоятельность в любой момент их жизни, на каждом этапе организации коллективных, групповых дел, создавать вместе с ними, а не вместо них;
- обеспечивать смену ролей и деятельности для каждого ребенка, что ведёт к развитию его умений, характера, способностей.
Роли ребят по подготовке какого-либо дела:
- участник, - генератор идей, - организатор.
Организация КТД имеет следующие этапы:
Предварительная работа коллектива. Возникновение инициативы, замысла. Основное требование: не высасывать из пальца «давайте сделаем хоть что-нибудь». Если нет конкретного и насущным образом возникшего замысла - все остальное останется формализмом и школой лицемерия (что лучше сделать? когда? где? кто будет участвовать? кто будет организатором?).
Коллективное планирование. Планирование проводится в микрогруппах, постоянных или временных объединениях. Здесь каждый высказывает свое мнение, оно обсуждается, тем самым вырабатывается мнение микрогруппы. Каждая группа представляет свой взгляд, после чего формируется мнение всего коллектива.
Коллективная подготовка. Создание Совета дела (или временной инициативной группы), задача которого организовать всё дело, вовлекая в работу всех, создавая, если надо, другие группы для подготовки отдельных эпизодов дела. В Совет дела можно избирать, назначать или входить добровольно. Совет дела создаётся только на период проведения данного дела, после которого он распадается, что обеспечивает смену ролей.
Непосредственное проведение самого дела. Здесь важно обеспечить совместное эмоциональное переживание, определить место и роль каждого в общей работе. Это внутренне возвышает, обогащает каждого участника дела.
Коллективное подведение итогов. Происходит оно на общем сборе, на нём говорят о том, понравилось или нет, что получилось, что не получилось и почему, что в будущем необходимо исправить, что запомнить и использовать впредь.
Ближайшее последействие КТД. Последним шагом является оформление итогов КТД для будущих поколений. На этом этапе вожатый выстраивает дальнейшие перспективы развития и использования КТД.
3. РАСПОРЯДОК ДНЯ
Элементы режима дня
Время пребывания детей
Сбор детей, зарядка
8.30 - 9.00
Горн трубит: пора, пора! С добрым утром, детвора! И тотчас же по порядку Все ребята - на зарядку!
Утренняя линейка
9.00 - 9.15
Пора-пора на линейку, детвора!
Завтрак
9.15 - 10.00
Все за стол! Узнать пора, Чем богаты повара.
Работа по плану отрядов, общественно-полезный труд, работа кружков и секций, КТД
10.00–12.00
Кто-то любит танцевать, Кто-то петь и рисовать, Только бездельники маются, А все ребята занимаются!
Оздоровительные процедуры
12.00-13.00
Обед
13.00-14.00
Но у всех, смешливых даже, За столом серьезный вид, За обедом виден сразу Наш ребячий аппетит.
Свободное время. Дневной сбор. Итоговая линейка. Уход домой
14.00-14.30
Тише мыши, кот на крыше…
4. ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Главная идеяпрограммы - обеспечить условия для самореализации потребностей каждого ребенка, создать такую образовательную среду, которая способствовала бы самоутверждению личности младшего школьника в различных сферах творческой деятельности, чтобы педагог и учащийся не просто осваивали чьи-то продукты деятельности, а производили их совместно.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Физкультурно – оздоровительная работа. Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности
Вовлечение детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы.
Выработка и укрепление гигиенических навыков.
Расширение знаний об охране здоровья.
Основные формы организации:
Утренняя гимнастика (зарядка).
Спортивные игры на стадионе, спортивной площадке.
Подвижные игры на свежем воздухе («Вас вызывает Спортландия», Игры - вертушки «Галопом по Европам», «Тропа испытаний», «Захват территории», «Таежные ловушки» «Полоса препятствий»).
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в проветриваемых помещениях. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности лагеря.
Задачи эстетической деятельности
Пробуждать в детях чувство прекрасного.
Формировать навыки культурного поведения и общения.
Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения
Конкурсы: «Минута Славы», «Самый, самый», «Пародия», «Пусть всегда буду Я».
Конкурс оформления отрядных уголков «Наш отрядный дом».
Конкурс рисунков на асфальте «Мои каникулы».
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности
Изобразительная деятельность (оформление газеты «Наш отрядный дом», конкурс стенгазет и рисунков «А в нашем лагере…»).
Конкурсные программы («Алло, мы ищем таланты», «Лучшая пародия»).
Рисование в лагере дает большие возможности в развитии художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений, навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатам труда.
Основные формы работы
Бытовой самообслуживающий труд;
Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории, уборка в отрядных комнатах).
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в уход за одеждой и обувью, уборку помещений от мусора и пыли, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Дети привлекаются к самообслуживанию в секциях, кружках, в которых они занимаются. Трудовые операции «Без труда нет добра».
Операция «Уют», «Главней всего – погода в доме».
Дежурство по лагерю, звену.
Важные профессии «Солнечного города» - беседы, встречи.
Прикладное творчество, мастер-классы.
Выставки детских работ.
Образовательнаядеятельность
В условиях летнего отдыха у ребят не пропадает стремление к познанию нового, неизвестного, просто это стремление к познанию нового, неизвестного, реализуется в других, отличных от школьного урока, формах. С другой стороны, ребята стремятся к практической реализации тех знаний, которые дала им школа, окружающая среда.
Основныезадачиобразовательнойдеятельности.
Расширение знаний детей об окружающем мире;
Удовлетворение потребности ребенка в реализации своих знаний и умений.
Основныеформыработы.
Экскурсии.
Психологические тесты.
Чтение литературных произведений.
Посещение выставок в библиотеке, музее.
Определенный интерес у детей вызывают психологические тесты, которые помогают ребятам узнать о себе что-то новое. Знания о малой Родине, о писателях и поэтах, о героях Великой Отечественной войны.
Выставки детских работ.
Творческие конкурсы.
Встречи с интересными людьми.
Организация и проведение тематических праздников.
Театральные постановки, инсценировки.
Клубы по интересам.
Конкурсы, викторины.
Квесты, флешмобы, марафоны, кругосветки.
Мастер-классы.
Творческие мастерские.
Познавательные беседы.
Игровые развлекательные программы, шоу-программы.
Интерактивные программы.
Отрядные дела.
Просмотр фильмов, спектаклей.
Утренние и дневные линейки.
Досуговая деятельность
Задачидосуговойдеятельности.
Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Организовать деятельность творческих и музыкальных мастерских.
В основе лежит свободный выбор разнообразных общественно-значимых ролей и положений, создаются условия для духовного нравственного общения, идет закрепление норм поведения и правил этикета, толерантности.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах. Творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Виды досуговой деятельности.
Развлечениеимеет компенсационный характер, возмещает затраты на другие виды деятельности. Развлекаясь, ребенок включает в свой досуг те физические и духовный способности и склонности, которые не может реализовать в труде и учебе. Развлечениями являются: посещение концертов, спортивных соревнований, представлений, прогулки, путешествия.
Отдыхв какой-то мере освобождает от повседневных забот, дает ощущение эмоционального подъема и возможности открытого выражения своих чувств.
Самообразованиенаправлено на приобщение детей к культурным ценностям. К самообразованию относятся: экскурсии, дискуссии, деловые игры.
Творчество– наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Воспитанники лагеря посещают творческие мастерские.
Общениеявляется необходимым условием развития и формирования личности, групп на основе общего интереса.
Мероприятия по безопасности жизнедеятельности
1)По противопожарной безопасности
Тематические беседы – «Огонь друг – огонь враг»,
«Спички детям не игрушка»,
«Гром и молния».
Конкурс детских рисунков.
Оформление стенда по противопожарной безопасности.
2) По профилактике нарушений ПДД:
в течение сезона беседы, игры, оформление стенда.
3) Мероприятия в области защиты при чрезвычайных ситуациях.
Беседы:
Если заблудился в лесу.
Ядовитые укусы.
Экипировка и подготовка к походу.
Действия по сигналу «Внимание! Всем!».
Ядовитые грибы и растения.
Правила поведения у воды и на воде.
Ребенок на улице.
Один дома.
Злая собака.
Гром и молния.
Викторины:
Тушить или бежать?
Знай и умей!
Это может случиться со мной!
Что? Где? Когда?
Если случилась беда …
4) Мероприятия, направленные на профилактику правонарушений
Анкета «Цветик – семицветик».
Беседа «Нравственность – основа личности».
«Не бойся быть добрым» - библиотечный час.
Сказка «О табаке и рыбке» - инсценировка (П. Синявский).
Просмотр презентации «Полезные и вредные привычки»
Воспитатели по отрядам
Просмотр фильма «Разрушающее действие никотина на организм человека»
Воспитатели по отрядам
Беседа «Наркотическая зависимость и ее пагубные последствия»
Круглый стол «Здоровый образ жизни — это здорово»
Педагоги-организаторы
8
Профилактика экстремизма
Конкурс рисунков на асфальте «Все мы разные – в этом наше богатство!»
Воспитатели по отрядам
Час толерантности «Доброта спасет мир»
Педагоги-организаторы
Беседа «Учимся жить в многоликом мире»
Воспитатели по отрядам
Просмотр презентации «Давайте дружить народами»
Воспитатели по отрядам
Беседа «Профилактика и разрешение конфликтов»
Педагоги-организаторы
Конкурс рисунков «Толерантность – мой мир»
Воспитатели по отрядам
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ
по предупреждению самовольных уходов детей
из ЛДП в летний период 2023г.
№
Мероприятие
Ответственный
1
Беседа «Опасность нахождения детей на улице»
Соц. педагог Лежукова Л.Н.
2
Беседа «Как не стать жертвой преступления»
Соц. педагог Лежукова Л.Н.
3
Психологический тренинг «Как сказать «Нет!»
Психолог
4
Психологический тренинг «Способы разрешения конфликтов»
Психолог
5
Психологический тренинг «Как преодолеть тревогу?»
Психолог
ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ И ОХРАНЕ ЖИЗНИ ДЕТЕЙ
В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Инструктажи для детей
«Правила пожарной безопасности»,
«Правила поведения детей при прогулках и походах»,
«Правила при поездках в автотранспорте»,
«Правила безопасности на дорогах»,
«Безопасность детей при проведении спортивных мероприятий»,
«Правила безопасности при терактах»,
«Правила по предупреждению кишечных заболеваний»,
«Меры безопасности жизни детей при укусе клещом»,
«Инструктаж о ежедневном осмотре тела, о кровососущих насекомых».
Беседы
- Беседы на медицинские темы: «Как ухаживать за зубами?», «Путешествие в страну Витаминию», «Как беречь глаза?», «Как защититься от клеща».
- Игра-беседа «Уроки безопасности при пожаре».
- Инструкции по основам безопасности жизнедеятельности:
«Один дома»,
«Безопасность в доме»,
«Правила поведения с незнакомыми людьми»,
«Правила поведения и безопасности человека на воде»,
«Меры доврачебной помощи»,
«Беседы об антинаркотической и антиалкогольной зависимости».
ПЛАН ЛЕЧЕБНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
1.Четкое соблюдение режима дня в период с 08.30 до 14.30
2. Физическая подготовка:
- утренняя гимнастика (повышение функционального состояния и работоспособности организма, развитие моторики, формирование правильной осанки, предупреждение плоскостопия);
и сей знания не только в памяти и сознании своих учеников,
но и в их душах и сердцах»
Ш.А. Амонашвили
ПЛАН-СЕТКА
лагерной смены «Чебурашка и компания»,
посвященной Году Педагога и Наставника в России в 2023 году
Девиз лагерной смены:
Всё возможно, когда рядом есть люди,
которые тебя понимают и поддерживают!
НЕДЕЛЯ 1 «Мы заявляем честно, что жить нам будет интересно..!»
День
Дата
Название дня
Мероприятия
1
01.06.2023
Четверг
«День встречи»
«Да здравствуем мы!»
Праздничная программа - «День Детства!»(пл.Горького)
Представление локаций:
«А я танцую …» (танцевальная)
«А я рисую …» (творческая)
«А я пою …» (музыкальная)
«А я играю …» (игровая)
«А я тренируюсь» (спортивная)
«А я не болею …» (медицинская)
Инструктажи по ТБ? по пожарной безопасности, ПДД.
Знакомство в отрядах-семьях «Я, ты, он, она - наша сказочная семья!» (название семьи, девиз, речёвка, эмблема, гимн, кричалки, правила, выбор органов самоуправления).
КТД «Погружение в тему лагеря «Чебурашка и компания»
У нас в гостях психолог «Рейтинг личностного роста»
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
Игра на сплочение «Вместе весело играть!»
Дискотека «Здравствуй, лето!»
2
02.06.2023
«День Чебурашки»
«Чебурашка - верный друг, помогает всем вокруг»
Просмотр мультфильма «Чебурашка»
Выставка игрушек «Мой любимый Чебурашка»
«С нами Чебурашка и крокодил Гена» - разучивание песни «Пусть бегут неуклюже …»
Конкурс рисунков на асфальте «Чебурашка и его друзья»
Церемония открытия лагерной смены «Чебурашка и компания». Представление семей. Посвящение в сказочных жителей.
Медосмотр «Будь здоров!»
Кинотеатр «Орион»
Цирковое шоу «Весёлое представление клоуна и его друзей».
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
НЕДЕЛЯ 2 «Кто людям помогает, тот не тратит время зря?»
3
05.06.2023
«День Пионерии»
«Мы не хотим в живой уголок, а хотим в пионеры!»
Путешествие на машине времени в прошлое «Пионерские символы и атрибуты» - городская библиотека.
Поход в городской музей «Традиции и символы пионерской организации».
«Лето собирает друзей» - онлайн-формат (запись визитки в парке, на школьной площадке).
Памятки ПДД «Письмо водителю - совет пешеходу» (Умею сам - научу другого),
Кругосветка «Поиск клада».
Викторина «Устами младенца…».
Конкурс «Дружеский шарж»,
Творческий марафон «Угадай-ка!».
БАССЕЙН
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
4
06.06.2023
«День волшебной сказки»
День А.С. Пушкина
«Свет сказочного гения летит через века»
Игровая программа «Что за прелесть эти сказки!» (городской парк).
Викторина «Шкатулка сказок».
Поход на встречу в городскую библиотеку «У лукоморья…».
Конкурс чтецов «И ты в сказку поверь!».
КТД «Путешествие по сказкам «Там, на неведомых дорожках!».
Конкурсная программа «Сказка и в шутку, и всерьёз!».
Инсценировка сказок Пушкина «Сказка-ложь, да в ней намёк…».
«Наша сказочная жизнь» (оформление журнала) .
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
5
07.06.2023
«День Красоты»
«Кто на свете всех милее»
Конкурс «Самая красивая композиция».
Минута здоровья «Осанка - основа красивой походки».
Конкурс девочек «Самая длинная девичья коса».
Беседа с фельдшером «Мойдодыр».
Выставка рисунков «Федорино горе».
Конкурс чтецов «И в шутку, и всерьёз!».
Операция «Нас здесь не было!».
Спектакль в городском ДК.
«Разбор полётов» (подведение итога дня).
6
08.06.2023
«День рождения крокодила Гены!»
Русские народные сказки «Чудеса и приключения сказочных героев»
Викторина от крокодила Гены.
Конкурс рисунков «Мой любимый сказочный герой».
Клуб по интересам:
«А я танцую …» (танцевальная)
«А я рисую …» (творческая)
«А я пою …» (музыкальная)
«А я играю на …» (игровая)
«А я тренируюсь…» (спортивная)
«А я не болею …» (медицинская).
Лотерея загадок «Сказка - лучик золотой».
Кругосветка «Быстрее! Выше! Сильнее!».
Час интересных сообщений «О, спорт, ты мир!».
Турнир по настольным играм «Самый, самый!» (шахматы, шашки, домино, хоккей, футбол).
Развлекательное шоу «Мыльные пузыри»
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
7
09.06.2023
«День Родины моей»
«День России»
Мастер - класс от Шестакова М.В., учителя ОБЖ «Туристическая палатка».
Викторина «Символы России».
КТД в школьном дворе «Игры народов России».
Библиотечный урок «Россия! Мы дети твои!».
Разучивание коллективных национальных игр «Вместе весело шагать!».
Викторина «Знатоки родного края.
Кинотеатр «Орион».
Разбор полётов» (подведение итога дня)
НЕДЕЛЯ 3 «Нехорошими делами прославиться нельзя!»
8
13.06.2023
«День Здоровья»
«В здоровом теле …»
«Тропа босоногих».
«Экологическая облава».
Спортивная акция «В здоровом теле…».
Экологический спектакль развлекательного агентства «Куклы-великаны» «Пикник в лесу».
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
9
14.06.2023
«День Дружбы»
«Прилетит вдруг волшебник …»
«Дом Дружбы».
«Герои Успенского».
Игры от вожатых .
Фотосессия «Дружные ребята».
Игра «УникУм».
Спектакль в городском ДК.
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
10
15.06.2023
«День талантов»
«Таланты и поклонники»
Встреча в городской библиотеке «Заморочки из волшебной бочки».
Клуб по интересам:
«А я танцую …» (танцевальная)
«А я рисую …» (творческая)
«А я пою …» (музыкальная)
«А я играю на …» (игровая)
«А я тренируюсь…» (спортивная)
«А я не болею …» (медицинская).
Фестиваль талантов «Минута Славы».
«Разбор полётов» (подведение итога дня).
11
16.06.2023
««День Шапокляк»
«Всё наоборот»
Комический футбол с Шапокляк.
Викторина по произведениям Г. Остера «Вредные советы».
Кинотеатр «Орион».
«Разбор полётов» (подведение итога дня).
НЕДЕЛЯ 4 «К новым приключениям спешим, друзья!»
12
19.06.2023
«День игры и игрушки»
«Я был когда-то странной, игрушкой безымянной»
Национальные игры.
Шествие по школьному двору с игрушками.
Интерактивная игра «Тот приметный пешеход, кто по правилам идёт!».
Шоу «Лаборатория Чудес».
Познавательный час «Поэты и писатели».
Мастер – класс «Сила ЕСТЬ!».
Игровая программа «Делай, как Я!».
Выставка рисунков «Я рисую богатыря!».
КТД «Самый, самый…».
Полоса препятствий «Пройди испытание».
БАССЕЙН
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
13
20.06.2023
«День добрых дел»
«Мы - волонтёры»
Волонтёрская акция в детском саду №12, №27 «Вместе весело шагать!»
Забота о братьях наших меньших.
Развлекательная программа «Тик-ток».
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
14
21.06.2023
«День похода»
«Мой край родной»
Встреча в городской библиотеке «Час памяти!»
Патриотическая акция «Жили-были бердчане».
Путешествие во времени «Экскурсия в профессию».
Эрудит – шоу.
Квест-игра «Солнце светит ярким светом!».
Спектакль в городском ДК.
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
15
22.06.2023
«День памяти»
«Память живёт в сердцах»
Митинг–реквием «Тот самый первый день войны…».
Конкурс чтецов «Мы помним, чтобы жить».
Творческая мастерская «Журавлик».
Виртуальная экскурсия «На поле славы».
Митинг «Не забыть нам этой даты».
Акция «Армейский чемоданчик».
«Мой прадед- участник той страшной войны».
«Наша сказочная жизнь» (оформление журнала).
Выставка детских рисунков, плакатов, стенгазет «Этот день мы приближали, как могли»
Инсценировка песен «Вот он пришел, Победный май!».
Игра в лазертаг «Бои».
«Разбор полётов» (подведение итога дня)
16
23.06.2023
«День спорта»
«В здоровом теле – здоровый дух!»
Познавательный час «Советы от Аркадия Паровозова».
Клуб по интересам:
«А я танцую …» (танцевальная)
«А я рисую …» (творческая)
«А я пою …» (музыкальная)
«А я играю на …» (игровая)
«А я тренируюсь…» (спортивная)
«А я не болею …» (медицинская).
Кинотеатр «Орион».
«Разбор полётов» (подведение итогов смены).
НЕДЕЛЯ 5 «Строили, мы строили и наконец построили!»
17
26.06.2023
«День неожиданных встреч»
«Тайное становится явным!»
Беседа о киноиндустрии с директором кинотеатра «Кино - СИТИ».
Программист – профессия будущего.
Викторина «Дорожная Азбука».
Инструктажи по ТБ, ПДД.
Работа почты «Письмо другу».
Кругосветка «Кладоискатели» (украденный полдник).
В гостях у нас психолог «Рейтинг личного роста».
Мобильный планетарий «Космос»
БАССЕЙН.
«Разбор полётов» (подведение итогов смены).
18
27.06.2023
«День Закрытия»
Церемония закрытия лагерной смены
«Ах, зачем же этот день кончается, пусть бы он тянулся целый год!»
Квест «Серебряный ветер».
Развлекательная игровая программа «С нами Чебурашка и компания!» (желание, подарки).
КТД «УРА!!! Мы обладатели клада!».
Сказочный десант «Чистота кругом!».
Чествование доблестных и славных сказочников «Лучше всех!!».
Детская дискотека «Сказка, спасибо!».
Вручение подарков на память.
Последняя фотосессия.
P.S. Спасибо гостям и отдыхающим за познавательное, увлекательное и незабываемое путешествие с «Чебурашкой и компанией»!!!
Пусть детские каникулы будут интересными и веселыми!
Отличного здоровья! Новых встреч!
5. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
I. Подготовительный этап:
– подбор кадров;
-подготовка методических материалов;
-подготовка материально-технической базы.
– комплектование отрядов, разработка документации.
II. Организационный этап:
- знакомство с режимом работы лагеря и правилами;
– выявление и постановка целей развития коллектива и личности;
– сплочение отрядов;
– формирование законов и условий совместной работы;
– подготовка к дальнейшей деятельности по программе;
- оформление уголков отрядов.
III. Основной этап: (реализация основных положений программы)
- образовательная деятельность в рамках смены «Звездные каникулы» предусматривает воспитательные мероприятия, связанные с гражданско-патриотическим воспитанием, воспитание уважения к прошлому нашей страны, любви к своей Родине, сохранение и почитание памяти о героях войны, мирной жизни, покорителях космоса, с изучением духовно-нравственных традиций и истории родного края,
- оздоровительная деятельность способствует формированию культуры физического здоровья, интереса к спорту, мотивирует детей на заботу о своем здоровье и активный отдых. Для успешной реализации данного блока необходимо оборудование детской площадки, приглашение учителя по физической культуре. Физические нагрузки, свежий воздух, знакомство с красивыми уголками природы, проведение оздоровительных и различных спортивно-развлекательных мероприятий способствует созданию положительного физиологического и психологического фона;
- культурно-досуговая деятельность состоит из общелагерных и отрядных мероприятий (творческие конкурсы рисунков, стихов, песен; изготовление плакатов; театрализованные игровые программы)
- методическая работа с воспитателями, вожатыми.
Родители, дети, педагоги, общественные организации – организаторы программы:
– познают, отдыхают, трудятся;
– делают открытия в себе, в окружающем мире;
– помогают в проведении мероприятий;
– учатся справляться с отрицательными эмоциями, преодолевать трудные жизненные ситуации;
– развивают способность доверять себе и другим;
– укрепляют свое здоровье.
Во время реализации программы воспитанники продолжают оформлять отрядные уголки с тематикой здорового образа жизни, выставку рисунков, оформляют отрядные летописи.
IV. Заключительный этап:
- закрытие смены (последний день смены);
- сбор отчетного материала;
- анализ реализации программы и выработка рекомендаций.
5. Индивидуальные консультации педагогических работников (ведение документации, должностные обязанности).
6. Организация и проведение культурно-массовых мероприятий.
7. Составление отчетной документации, табель, отчет по питанию.
8. Анкетные измерители, индивидуальные беседы с детьми, блиц-опрос.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана-сетки.
Должностные инструкции всех участников процесса.
Проведение установочного семинара для всех работающих в течение лагерной смены.
Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
Проведение ежедневных планёрок.
Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
КАДРОВЫЕ УСЛОВИЯ
Формируя педагогический коллектив для работы на летней оздоровительной площадке, руководство школы ставит перед собой цель: подобрать педагогов толерантных, грамотных, эрудированных, умеющих «зажечь», повести за собой, профессионалов своего дела.
Средний возраст педагогических работников – 48 лет, из них имеют высшую квалификационную категорию – 95%, первую – 5%;
Всего задействовано – 24 работника школы:
- руководитель ЛДП – 1 человек;
- педагоги-организаторы – 2 человека;
- воспитатели-педагоги – 12 человек;
- физкультурный работник – 1 человек;
- психолог – 1 человек,
- социальный педагог – 1 человек,
- обслуживающий персонал и кухонные работники – 5 человек,
- медицинский работник – 1 человек.
МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАГЕРЯ
метод игры (игры отбираются в соответствии с поставленной целью);
методы театрализации (реализуется через костюмирование, инсценирование, исполнение, ритуалы, символику и традиции лагеря);
методы состязательности (распространяется на все сферы творческой и спортивной деятельности);
метод коллективной творческой деятельности (КТД),
проведение воспитательно-профилактической работы с детьми в целях предотвращения или устранения негативных психологических факторов, ухудшающих их психическое здоровье;
беседы с детьми по налаживанию и поддерживанию их межличностных взаимоотношений.
ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА:индивидуальная работа детей; групповая деятельность в отрядах, семьях; коллективные творческие дела и спортивные мероприятия.
МЕТОДЫ РАБОТЫ:
- активные: участие в творческих, интеллектуальных, спортивных делах, конкурсах, игровых программах, акции, инсценировки, экскурсии, поездки, детские выступления, отрядные дела, оформление наглядного материала;
Диагностику ЛДП (входную, пошаговую и итоговую) проводит психолог МБОУ СОШ №2 «Спектр», в содействии и осуществлении постоянного сотрудничества с начальником ЛДП, педагогами-организаторами, воспитателями.
Диагностика
Входная диагностика
Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:
- входное анкетирование;
- цветовые «домики настроений»;
- беседы в отрядах;
-планерки педагогов, воспитателей, педагогов-организаторов и администрации ЛДП.
Педагогический анализ оргпериода
Пошаговая диагностика
Цветопись по результатам мероприятий и дел лагеря: «домики настроений».
Беседы на отрядных сборах.
Педагогический анализ основного периода ЛДП.
Методика «Выбор».
Итоговая диагностика
Итоговое анкетирование родителей и детей.
Творческий отзыв: рисунок «Вместе мы отряд».
Беседы в отрядах.
Цветопись: «домики настроений».
Педагогический анализ итогового периода ЛДП
При возникновении конфликтных и кризисных ситуаций в отряде психолог проводит коммуникационные тренинги и индивидуальную профилактическую и коррекционную работу с детьми, отдыхающими в ЛДП при МБОУ СОШ №2 «Спектр».
Кризисы развития коллектива
3 день – Кризис неоправданных ожиданий (яркие мероприятия).
6 день – Кризис однообразия (мероприятия с жесткими правилами).
8 день – Кризис нелюбви (свечка).
12 день – Передел власти («день наоборот», похищение вожатого, заколдованные вещи).
16 день – Кризис «старичка» (лирические мероприятия).
«От песчаной росписи к горящему факелу». В помощь вожатому очень часто предлагается методика А.Н. Лутошкина, которая помогает образно выстроить этапы развития коллектива.
Стадии развития коллектива (по Лутошкину)
Песчаная россыпь. Люди, которые не связаны между собой; каждый сам по себе. Дети мало знают друг друга и боятся пойти на встречу друг другу. Отсутствует авторитетный центр. Структура формальна, лидерство отсутствует, микрогруппы неустойчивы. Нет устойчивых основ МЛО (межличностных отношений).
Посмотри, сколько вместе, но в то же время заметь – никто их не соединяет между собой. Разве только, что собраны все вместе. Подует лёгкий ветерок – отнесёт часть песка. Есть группы людей очень похожие на такие россыпи. Вроде все вместе, а присмотришься – каждый сам по себе. Не находят они дела, которое бы их объединяло. Не видно организатора, вокруг которого сплотились бы ребята. Выявляются следующие характеристики:
ребята мало знают друг друга;
нет общих интересов;
нет общих дел;
отсутствует авторитетный центр;
группа существует формально, не принося радости и удовлетворения всем, кто в неё входит.
Мягкая глина. Каждый выдвигает цели и интересы, при этом интересуется целями других. Эта группа может принять ту форму, какую захочет вожатый, поэтому важна организация детей. Скрепляющее звено – формальная дисциплина и требования вожатого. Вожатый играет роли советника и генератора идей. У детей появляется опыт совместной деятельности, общие дела и события, развиваются более устойчивые образования – группы.
В руках организатора этот материал превращается в искусное изделие. Но он может остаться простым куском глины, если к нему не приложит достаточных усилий. Здесь заметны шаги по сплочению коллектива, однако нет ещё взаимоотношения. Отношения в основном доброжелательные, хотя не все внимательны друг к другу. Соединяющим звеном является требование взрослого.
Мерцающий маяк. Взаимодействие более активное, нежели на предыдущих стадиях. Группа озабочена тем, чтобы каждый шел верным путем. Появляется желание совместной деятельности. Большое значение имеет эмоциональный фактор, поэтому возникает наибольшая вероятность конфликтов. Происходит развитие социально значимых качеств, укрепление чувства МЫ. Появляются лидеры. Вожатый сопровождает, консультирует. Дети ситуативно способны на крупное дело.
Маяк горит не постоянно, а периодически выбрасывает пучки света. То же происходит и с формирующимся коллективом. Здесь преобладает желание трудиться сообща, помогать друг другу, быть вместе. В группе есть организатор. Однако не во всех делах проявляется единое общественное мнение. Ребята мало проявляют инициативы.
Алый парус. Происходит укрепление, сближение ценностных ориентаций и сплочение отряда. Развивается как внутригрупповая, так и межгрупповая активность. Девиз: Один за всех и все за одного. Т.е. дружба переплетается с обязанностями, появляется чувство гордости за коллектив при победе, а при поражениях нежелание признавать свои ошибки. Начинают развиваться и обостряются в следующей стадии такие социально-психологические феномены как внутригрупповой фаворитизм (предпочтение своей группы за сам факт ее существования; позиция ребенка: «Группу я люблю не потому, что она так хороша, а потому, что она моя») и внегрупповая враждебность (чем лучше я отношусь к своей группе, тем хуже к другой, особенно, если она сравнивается с моей).
Символ устремлённости вперёд, дружеской верности. Здесь живут по принципу «один за всех, все за одного». В отряде товарищеские взаимоотношения. Ребята принципиальны и требовательны друг к другу. Важны такие характеристики:
в группе действует принцип «Один за всех и все за одного»;
дружеское участие и заинтересованность делами друг друга сочетаются с принципиальностью и взаимной требовательностью;
во главе коллектива – знающие и надёжные организаторы, авторитетные товарищи, к ним идут за советом, обращаются за помощью, и они бескорыстно оказывают её;
у большинства членов коллектива появляется чувство гордости за свой коллектив;
большинство ребят огорчают неудачи отряда;
члены группы живо интересуются, как обстоят дела в других коллективах;
приходят на помощь другим коллективам, когда их просят;
хотя отряд и сплочён, бывают моменты, когда он не готов преодолевать трудности;
не всегда хватает мужества признать свои ошибки сразу.
Горящий факел. Взаимодействие наиболее активно. Дети полностью открыты вожатому, он чувствует тепло и жизнерадостность. Группа толерантна и стремится к сотрудничеству, вопреки соперничества. Способны договориться, прийти к соглашению. Ее можно назвать сплоченной и эффективной командой.
Однако группа не останавливается в своем развитии, постоянно происходят подъемы и спады, поэтому необходимо постоянно поддерживать сплоченность и готовность к взаимодействию, регулярно проводя тренинговые игры, игры на сплочение. Хорошо помогает общее дело.
В отряде тесная дружба, взаимопонимание, ответственность каждого не только за себя, но и за коллектив. Отряд не замыкается в собственных рамках. Он видит, где нужен, и идёт на помощь, не дожидаясь призывов.
Эти образные символы дают представление об этапах развития коллектива. Узнав значение этих символов, попытайтесь определить, на каком этапе находится ваш коллектив, и решить, что необходимо делать, чтобы шагнуть на более высокую ступень.
Целостный подход к организации воспитательного процесса ЛДП предполагает:
адекватность деятельности каждого педагога общей цели – единство воспитания и самовоспитания, образования и самообразования;
установление связей между элементами педагогической системы: информационные связи (обмен информации), информационно-деятельностные связи (методы совместной деятельности), коммуникативной связи (общение) связи управления и самоуправления;
гуманистический стиль отношений;
разумную дисциплину и порядок;
возможность проявления детской инициативы и ее поддержка со стороны взрослых;
демократические принципы управления детским коллективом.
Признаками устойчивого коллектива в ЛДП можно считать:
постоянную бодрость, готовность детей к действию;
ощущение собственного достоинства, вытекающее из представления о ценности своего коллектива, гордости за него;
дружеское единение его членов;
ощущение защищенности (ни один ребенок не должен чувствовать себя в коллективе обособленно и беззащитно. Должно быть законом, что никто не имеет не только права, но даже возможности унижать в какой бы то ни было форме более слабого и зависимого);
активность, проявляющаяся в готовности к упорядоченному, деловому или игровому действию;
привычка к торможению, сдержанности в движении, слове, в проявлении эмоций. Тон и стиль коллективных отношений поддерживается в соответствующих законах и правилах как для детского коллектива, так и для коллектива вожатых.
ФОРМЫ ФИКСАЦИИ РЕЗУЛЬТАТОВ ДИАГНОСТИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
Педагогический анализ детского коллектива ЛДП (орг.период, основной период, итоговый период)
Количество детей (всего, мальчики, девочки)
Социальная карта (дети из малообеспеченных, многодетных семей, дети с ограниченными возможностями здоровья, дети под опекой, дети из неполных семей)
Индивидуальные особенности детей по состоянию здоровья, физическое развитие.
Общие показатели состояния детского коллектива (доминирующая потребность, мотивы, уровень общения, принятие детьми основной идеи смены, программы ЛДП)
Характеристика межличностных отношений (группировки детей, дети, влившиеся в коллектив, наличие лидеров, скрытые лидеры, исполнители, взаимоотношения в отряде). Позиция детей, взаимоотношение с педагогами. Преобладающее настроение.
Наличие, структура, уровень развития органов самоуправления в ЛДП. Педагогическое содействие в отряде.
Сформированность отрядных традиций.
Анализ детского коллектива по А.Н. Лутошкину «Я в круге».
Решение педагогом основных задач общения (воспитательных, организационных, познавательных, исследовательских).
Выводы (удачи, проблемы). Задачи для дальнейшей работы. Перспектива разрешения проблем.
Примерное перспективное планирование коллективной творческой деятельности.
Воспитатели после проведения диагностики представляют «цветовые домики настроений» для всеобщего ознакомления отдыхающим на стенде лагеря.
По итогам исследований психологом лагеря оформляется аналитическая справка с указанием результатов входной и итоговой диагностики (приложение №1-6).
Начальник ЛДП составляет отчет по лагерной смене для представления педагогическому коллективу и в УО.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Андреева Ю. «Танцетерапия.» – М.: «Издательство Диля», 2005 . – 256 стр.
Арманд и Беверли Болл. «Основы управления лагерем.» Русское издание. − Издательство НОУД «Учебный центр «КОМПЬЮТЕРиЯ», 2013. – 446 с.
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь: Игры, викторины, конкурсы, инсценировки, развлекательные мероприятия.» Серия: В помощь воспитателям и вожатым. – 2007, 183 с.
Арсенина Е.Н. «Возьми с собою в лагерь. Организация досуговых мероприятий, сценарии, материалы для бесед.» В помощь воспитателям и вожатым. – Издательство «Учитель», 2007. (Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/17619935/
Афанасьев С., Коморин С. «Детский праздник в школе, лагере, дома. Подсказки организаторам досуговой деятельности». – Н.Новгород, 1997.
Афанасьев С.П., Коморин С.В. «Чем занять детей в пришкольном лагере, или Сто отрядных дел.» – Костромин, 1998.
Балашова Т.Д. «В помощь организатору детского оздоровительного лагеря.» – М.: МГПО, 2000. – 120 с.
Баранник М.М., Борисова Т.С. «Позывные лета». - М.: 2003 г.
Барышникова Г. «Будни и праздники в детском оздоровительном лагере. Настольная книга вожатого.» – 2007
Бедерханова В.П. «Летний дом: концептуальный проект детской летней деревни и его методическое обеспечение.» – Краснодар, 1993.
«Тематическая смена.» Фестиваль визуальных искусств: практические организационные материалы в помощь отрядному вожатому.» – 2007, 153 с. Купить: http://www.ozon.ru/context/detail/id/17621458/
Бесова М. «Весёлые игры для дружного отряда. Праздники в загородном лагере.» – Издательства: «Академия Развития», «Академия Холдинг», 2002 г. Серия: После уроков. 160 стр.
«В помощь организатору детского оздоровительного лагеря»/ под редакцией М.Е. Сысоевой. – Москва, 2000 .
Григоренко Ю.Н. «Дневник вожатого: практическое пособие». – М.: «Педагогическое общество России», 2002.
Григоренко Ю.Н. «Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере». – М., 2002.
Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. «КИПАРИС. Учебное пособие по организации детского досуга в лагере и школе.»/ - М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 224 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
Гринченко И.С. «Игровая радуга.» Методическое пособие для педагогов-организаторов, классных руководителей, воспитателей, вожатых оздоровительных лагерей. – М.: «Центр гуманной литературы», 2004.
Гузенко А.П. «Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Материал авторских смен» – 2007, – 282 с.
Данилков, А.А., Данилкова Н.С. «Детский оздоровительный лагерь: организация и деятельность, личность и коллектив: монография». – Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. – 183 с.
«Детские праздники в школе, летнем лагере и дома: Мы бросаем скуке вызов.» – Серия: Школа радости, 2002, 416 стр.
Должиков И.И. «Физкультурно-оздоровительные и спортивно-массовые мероприятия в детском лагере: Методическое пособие» – М.: «Айрис-пресс», 2005. – 176 с. (Методика)
Елжова Н.В. «Лето, ах, лето! Праздники, развлечения, конкурсы при организации досуга в детских оздоровительных центрах.» – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 224 с. и цв. илл. (Зажигаем)
Елжова Н.В. «Лето звонкое, громче пой! Сценарии праздников, конкурсов, спортивных мероприятий для школ и детских оздоровительных центров. » – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2004. – 192 с. (Школа радости)
Зинатулин С.Н. «Целебная энергия дыхания. Оздоровление организма.» − М.: Издательство «Айрис-Пресс», 2006. – 256 с.
«Как вести за собой. Большая книга вожатого. Учебное пособие». / Автор-составитель к.п.н. Маленкова Л.И.) – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 608 с.
«КИПАРИС – Коллективно-творческие дела. Интересные встречи. Песни. Аттракционы. Развлечения. Игры. Соревнования.» Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. / Григоренко Ю.Н., Кострецова У.Ю. - М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Планирование и организация работы в детском оздоровительном лагере. »/ Григоренко Ю.Н. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 160 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Здравствуй, наш лагерь!». Учебно-практическое пособие для воспитателей и вожатых. / Григоренко Ю.Н., Пушина М.А. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Мастерская вожатого. Руководство для начинающих и опытных. »/ Под редакцией Е.А.Левановой. – М.: «Педагогическое общество России», 2003. – 176 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Открываем театральный сезон. Сценарии, конкурсы, турниры.»Учебное пособие./ Верникова Л.М. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Коллективно-творческие дела, инсценировки, праздники, аттракционы, розыгрыши, игры, сценарии. Учебное пособие. – М.: «Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Командные игры-испытания.» Сборник игр. / Беляков Ю.Д. – М.:
«Педагогическое общество России», 2004. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Советы бывалого вожатого (теория, методика, практика).» Учебно- практическое пособие для организаторов летнего отдыха детей. / Юзефавичус Т.А. – М.:
«Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Радуга над Экландией. Экологическое воспитание в условиях оздоровительного лагеря.» Методическое пособие. / Авторы: Цветкова И.В., Заярская Г.В., Клемяшова Е.М., Мурашова А.Г. Общ. ред. И.В.Цветковой. – М.: «Педагогическое общество России,» 2005. – 160 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Сборник практических материалов по организации отрядной работы в ДОЛ. «Учебно-методическое пособие. / Под общ. ред. Хуснутдиновой И.Н. – М.:
«Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Вожатый – старт в профессию.» Учебно-методическое пособие. / Шаламова Л.Ф., Ховрин А.Ю. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 192 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС-Игровые программы: Аттракционы. Шуточные забавы. Сюжетно- ролевые игры. / Автор-составитель Л.В.Воронкова. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 80 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Игры для робинзонов: методическое пособие для вожатых.» / Составитель Кувватов С.А. – М.: «Педагогическое общество России», 2005. – 96 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«КИПАРИС – Отдыхаем весело и интересно! Учебное пособие. / Шпарева Г.Т. – М.:
«Педагогическое общество России», 2005. – 80 с. (Библиотека журнала «Вожатый века»)
«Книга вожатого. Лучшие сценарии для летнего лагеря»/ сост.В.Руденко Серия: Школа развития. – «Феникс», 2015, – 224 с.
«Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми» /Сост.А.Красичкова,
Д.Зимин – Издательство «Учитель», 2007, – 260 с.
Красичкова А.П. «Копилка вожатого. Проблемы эффективного взаимодействия с детьми.» – 2007., – 153 с.
Кулаченко М.П. «Учебник для вожатого» . 2-е издание. – 2009 г.
Афанасьев С.П. Коморин С.В. - Что делать с детьми в загородном лагере, - М.: 2010 г.
Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин, - М.: «5» за знания, 2012 г.
Лобачёва С.И., Великородная В.А. Загородный летний лагерь.– М.: ВАКО, 2011г.
Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия, - О.: «Детство», 2010 г.
Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О.: «Детство», 2010 г.
Титов С.В. Здравствуй, лето! - Волгоград, Учитель, 2012 г.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2010 г.
Щуркова Н.Е., Питюков В.Ю. «Новые технологии воспитательного процесса», Москва, 2010 г.
Черкашина Л.А., Куравский А.Л. «Тенденции модернизации содержания деятельности детских оздоровительных лагерей», г. Новосибирск, 2013 г.
Кочан М.С., «Воспитательная система школ», г. Новосибирск, 2013г.