Система работы по профилактике правонарушений в школе представляет совокупность мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений сред несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика правонарушений в школе»
Организация профилактической работы по предупреждению правонарушений
(Лопатова Ю.М., учитель английского языка. МБОУ СОШ № 9)
Система работы по профилактике правонарушений школы представляет собой совокупность мероприятий, направленных на предотвращение правонарушений среди несовершеннолетних:
- обеспечение участников учебно-воспитательного процесса нормативно-правовой базой;
- создание условий для качественного проведения мероприятий по профилактике правонарушений;
- обеспечение полного охвата обучением детей школьного возраста;
- персональный контроль за посещением учебных занятий;
- организация правового всеобуча;
- организация летнего отдыха, оздоровления;
- организация досуга, занятости;
- взаимодействие всех служб школы: социально-педагогической, психологической, методической, медперсонала.
Диагностика правонарушений в школе проводится постоянно: уточняется банк данных об учащихся, склонных к асоциальному поведению. Реализация диагностической функции предполагает выявление исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся; проведение исследования и анализа личности и индивидуальности ребенка; поиск причин неэффективности результатов целостного педагогического процесса.
Реализуя диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую цель: во-первых, определять результативность своей деятельности, во-вторых, диагностика из инструмента изучения личности может превратиться в инструмент развития индивидуальности ребенка.
Основным структурным элементом в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. Представительские функции в органах самоуправления школы реализуются также чаще всего от имени класса. В классах осуществляется забота о социальном благополучии учащихся, решаются проблемы досуга учащихся, первичного сплочения коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера. Я как классный руководитель забочусь о всестороннем развитии детей, о коллективизме, трудолюбии, воспитании, о повышении качества знаний, укреплении дисциплины и порядка.
По количеству правонарушений в моем классе наблюдается положительная динамика в сравнении с прошлым годом.
Также произошли изменения и в социальном паспорте класса по категориям:
- количество малообеспеченных семей;
- количество неблагополучных семей;
- опека;
- количество учащихся, состоящих на ВШК;
- количество учащихся, состоящих на учете в ПДН.
Основными направлениями в моей работе по профилактике правонарушений и предупреждению беспризорности являются:
информационно-пропагандистское
социально-педагогическое
коррекционно-психологическое
внеурочная занятость
Цель информационно-пропагандистской деятельности заключается в формировании правового сознания и навыков законопослушного поведения всех участников учебно-воспитательного процесса через:
- профилактические мероприятия, направленные на формирование ценностей ЗОЖ: в классном уголке имеются рубрики, направленные на рекламу ЗОЖ и антитабачную и антиалкогольную пропаганду;
- антинаркотические мероприятия;
- занятия по правовому всеобучу для всех участников учебно-воспитательного процесса;
- классные часы по формированию гражданственности и правовому воспитанию.
В этом учебном году, с целью предупреждения правонарушений и преступлений; укрепления дисциплины среди учащихся класса, а также в целях расширения воспитательных возможностей школьной среды по вопросам предупреждения социально-опасных явлений была внедрена новая форма работы – «День профилактики правонарушений».
День профилактики правонарушений проводиться один раз в четверть (обычно мы планируем этот день непосредственно перед началом каникул). План проведения Дня Профилактики утверждается активом нашего класса, а мероприятия этого Дня проводятся в тесном контакте с правоохранительными органами, общественными организациями, родительской общественностью, проводящими воспитательную, профилактическую работу с детьми. День профилактики позволяет разнообразить формы и методы профилактической работы с учащимися, направленной на предупреждение правонарушений. В план проведения профилактических мероприятий включаются такие формы работы: тренинги, классные часы, открытый правовой лекторий, профилактические беседы. На этот день обычно приходится очередное заседание классного актива. Проводя очередной День профилактики в декабре, мы воспользовались видео, демонстрируя учащимся фильм об ответственности несовершеннолетних.
В этом учебном году начал работу информационно-пропагандистский стенд «Твоё будущее - в твоих руках», целью которого является воспитание у учащихся правовой культуры, навыков законопослушного поведения и чувства ответственности за свои поступки. План работы данного стенда составлен на год, предполагая кроме информационного материала, творческие работы учащихся и привлечение учащихся, состоящих на учёте к его оформлению.
В классном уголке введена рубрика «Счастливое будущее», контроль за содержанием которой, осуществляет классное самоуправление.
В школьной газете «Школьник» есть раздел «Школа без правонарушений», а в социальной сети «Дневник.ру» к полилогу присоединяются дети, родители и учителя.
В папке «Воспитательная работа» тоже накапливается информационно-методический материал по данной тематике.
Целью социально-педагогического направления является усиление взаимодействия Социум-Школа для более эффективного и продуктивного сотрудничества в вопросах профилактики правонарушений. Данная цель реализуется через:
- взаимосвязь с медицинскими учреждениями (приглашение специалистов, проведение мероприятий);
- взаимосвязь с инспекцией ПДН (приглашение инспекторов на профилактические мероприятия в школу);
- работу Совета профилактики (с начала этого учебного года на Совете профилактики было рассмотрено 2 персональных дела учащихся моего класса). В работе Совета профилактики принимают участие члены Попечительского Совета школы, которые довольно активно откликаются на предложения администрации школы о сотрудничестве в данном направлении. Представители родительской общественности также привлекаются к рейдовым мероприятиям.
- взаимосвязь с детскими организациями города( библиотека, молодежный центр, Дворец культуры, СЮТ, школы дополнительного образования, ДДТ)
Целью коррекционно-психологического направления является индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение всех учащихся, состоящих на всех видах учёта, а также профилактическая работа с остальными учащимися. Данный вид деятельности реализуется через:
- обучающие программы-тренинги активной психологической защиты;
- профилактическую и коррекционную работу с учащимися, совершившими правонарушения;
- создание индивидуальных дневников наблюдений.
Внеурочная занятость имеет практически 100% охват учащихся:
В школе действуют 8 кружков, в которых активно занимаются многие ученики моего класса. Учащиеся посещают внешкольные заведения и порядка 10 учащихся составляют органы классного и школьного самоуправления. Таким образом, практически все ученики 6 класса имеют возможность реализовать свои творческие таланты в том или ином виде деятельности. В школе регулярно проводятся культурно-массовые воспитательные мероприятия, посвящённые знаменательным и праздничным датам: смотр строя и солдатской песни, конкурс агитбригад, литературные гостиные, встречи с известными людьми и др. Они требуют длительной подготовки и определённого набора коммуникативных навыков. Поэтому я стараюсь привлекать к этому виду деятельности учащихся, склонных к нарушениям в поведении. Практика показывает, что такие дети часто оказываются довольно талантливыми. Учащиеся моего класса - постоянные участники спортивных игр по волейболу, футболу, баскетболу, пионерболу. Копилка наших достижений постоянно пополняется наградами и поощрениями. Ни одно творческое мероприятие не обходится без участия моих шестиклассников. Внеурочные занятия - активное участие детей в предметных неделях, концертах, викторинах, научно-практических конференциях, конкурсах, олимпиадах. Увлекательные формы проведения мероприятий: экскурсия, путешествие, игра помогают формировать интерес к учебе, углублять знания, повышать общую культуру, воспитывать ответственность, развивать способности. Стараюсь организовать работу так, чтобы задания как можно полнее соотносились с деятельностью ученика, его жизненным опытом, мотивами, интересами, мировоззрением. Учитывая физиологические и психологические особенности детей, я предусматриваю такие виды работы, которые снимали бы напряжение и усталость, создавали бы комфортные условия для труда и отдыха. Викторины способствуют выработке умения работы в команде, воспитанию ответственности учащихся за исход занятия, воспитанию читательского интереса и умения ориентироваться в мире литературы. Исполнение песен уже стало неотъемлемой частью урочной и внеурочной деятельности. Влияние музыки на эмоциональную сферу человека известно давно. Музыка способна навеять определенные воспоминания, создать настроение. Музыка способна настраивать человека на определенный ход мыслей, поэтому песенные и поэтические конкурсы особенно любимы моими учениками. Традиционно в нашей школе мы организуем конкурс стенных газет к разнообразным праздникам. Здесь каждый может проявить свои творческие способности, знания и умения. Совместная деятельность вызывает чувство коллективизма, взаимопомощи и поддержки. Неотъемлемой частью нашей школьной жизни стало проведение литературных гостиных. Дети с удовольствием готовятся к выступлению: разыгрывают стихи, поют песни Совместная работа над произведением или подготовкой к празднику развивает у участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и взаимовыручки, укрепляет ответственность за успех общего дела. Такая организация работы стимулирует активность всех ее участников. Большой популярностью у учащихся пользуется драматизация с использованием кукол. Организация кукольного театра не требует сложных костюмов и декораций. В виде игры ребенок моделирует свое поведение. Он увлечен этой деятельностью, так как чувствует себя авторитетным лицом, все знающим и все умеющим.
Родители. Важным аспектом в профилактической деятельности по предотвращению правонарушений и преступлений среди несовершеннолетних является активное привлечение к сотрудничеству родителей. Это совместная подготовка собраний, праздников, экскурсий, поездок и походов в лес, на лыжную базу, каток, в библиотеку, музеи. Регулярное проведение общешкольных родительских собраний с привлечением специалистов разного уровня, оказание психологической, методической, социальной помощи в решении индивидуальных вопросов.
Трудовая деятельность. Считаю, что посильная трудовая деятельность оказывает положительное влияние на воспитательный, профилактический процесс. Каждый должен иметь круг своих обязанностей, как дома, так и в классе. Летняя трудовая практика или повседневное дежурство способствуют формированию важных личностных качеств, необходимых для успешной социализации в обществе.
Таким образом, только комплексный подход к решению актуальной на сегодняшний день проблемы профилактики правонарушений может дать положительные результаты.
В моем классе, 7Б, на начало 2021 года имеются следующие результаты:
Повышение уровня воспитанности.
Сокращение количества учащихся, состоящих на учете в ПДН.
Увеличение количества родителей, активно участвующих в жизни класса и школы.
100% занятость детей во внеурочное время.
Увеличение количества учащихся, участвующих в конкурсах и соревнованиях различного уровня.