Много лет я работаю социальным педагогом в школе. В своей работе, я как правило сталкиваюсь, с проблемами не района, а конкретно с проблемами наших обучающихся. Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профилактика правонарушений »
Выступление социального педагога Левиковой Татьяны Валерьевны
на общешкольном родительском собрании.
Добрый вечер уважаемые родители, гости, педагоги.
В своей работе, я как правило сталкиваюсь, с проблемами не района, а конкретно с проблемами наших обучающихся. Перед школой стоит задача организации действенной системы мер по профилактике отклонений в развитии личности и поведении детей и подростков – профилактике правонарушений среди несовершеннолетних.
Педагогический коллектив стремится, чтобы воспитательная система школы, включающая в себя учебный процесс, внеурочную жизнь детей, их деятельность и общение за пределами, образовательного учреждения, обеспечивала, возможно, более полное и всестороннее развитие личности каждого ребенка, формирование его самостоятельности и ответственности, гражданского становления.
Особенно актуальной проблема формирования всесторонне развитой, общественно-активной, социально-полноценной личности становится в том случае, когда речь идет о работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации, так называемой “группе риска”. К категории детей “группы риска” обычно относят детей из неблагополучных семей, плохо успевающих в школе, характеризующихся различными проявлениями девиантного поведения, употребляющие табачную, алкогольную продукцию, психоактивные и наркотические вещества.
Так на внутришкольном учете состоят:
Совершение преступление – 2 чел.
Самовольные уходы из дома- 1 чел
Совершившие общественно-опасные деяния не подлежащие уголовной ответственности по не достижению возраста -3 чел.
Не аттестация по учебно-образовательным предметам – 5 чел
Асоциальное поведение обучающихся – 22 чел
По табакокурению -15,
Дети “группы риска” есть в каждом классе. Наблюдение за их поведением в коллективе, условиями проживания в семье, детско – родительскими отношениями, изучение личностных качеств, их социума позволили выделить следующие причины попадания обучающихся в “группу риска”:
Отчуждение детей от семьи, школы и общества,
Неблагополучие в семье (в том числе недостаточная забота о ребенке со стороны родителей, конфликты в семье, жестокое обращение с ребенком, отсутствие и неучастие в воспитании ребенка одного или обоих родителей; злоупотребление родителями алкоголя и наркотических средств и др.,
Низкий материальный уровень и плохие условия проживания; низкий образовательный и культурный уровень родителей; неправильное отношение и ошибки в воспитании, отрицание самоценности ребенка,
Педагогическая запущенность ребенка (плохая успеваемость, отсутствие интереса к учению),
Влияние дурной компании, окружения, социума (это особенно актуально, т.к. недостаточно стабильная организация социальной жизни микрорайона, отсутствие культурных, досуговых центров для подростков, все это не способствует формированию здорового поколения),
Продажа алкоголя и сигарет несовершеннолетним лицам,
Пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации.
К внутренним факторам риска относятся:
ощущение ребенком собственной ненужности,
низкая самооценка, неуверенность в себе,
недостаточный самоконтроль и самодисциплина,
незнание и непринятие социальных норм и ценностей,
неумение принимать адекватные решения в различных ситуациях,
неумение правильно выражать свои чувства, реагировать на свои поступки и поступки других людей.
Как правило, ребенок получает клеймо “трудного”, если его поведение не соответствует ожиданиям взрослых и для его воспитания и обучения невозможно применить наработанные педагогические приемы и методы.
Поэтому одно из важных направлений воспитательной работы нашей школы – профилактика правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности в детской среде, а так же раннего семейного неблагополучия.
Профилактика в педагогике рассматривается как особый вид социально педагогической деятельности по предупреждению проблем в развитии и социальном становлении ребенка.
Основная цель профилактической работы – защита ребенка, его жизни, достоинства, права на развитие в меняющихся условиях социальной реальности.
Для этого в школе созданы условия нормального воспитания и развития личности ребенка:
Гуманный стиль общения между всеми участниками образовательного процесса,
Демократические принципы,
Разумная дисциплина и порядок, как условия защищенности ребенка и взрослого в образовательном пространстве.
Возможность проявления детских инициатив и их поддержка со стороны взрослых
В 1999 году в России был принят Федеральный закон № 120 “Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений”, регламентирующий вопросы помощи и поддержки детей, фактически формирующий общегосударственную технологию работы с детьми “группы риска”. Именно в правовой сфере утверждена совокупность правовых норм и процедур, определяющих возможности работы с детьми, оказавшимися в трудной жизненной ситуации.
В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
Взаимопонимание,
Конфиденциальность,
Доверие,
Гуманность,
Разумная требовательность,
Вариативность.
Профилактическая работа как социально-педагогическая технология может быть реализована чаще всего социальным педагогом, который владеет функциональным алгоритмом и на основании этого алгоритма может оказать адресную помощь конкретному ребенку.
В своей работе я придерживаюсь следующего функционального алгоритма:
Выявление детей и подростков, находящихся в социально опасном положении и формирование банка данных.
В начале каждого учебного года в школе оформляются социальные паспорта всех классов, впоследствии составляется единый социальный паспорт школы. На основании данных социальных паспортов создается банк данных учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, и семей, находящихся в социально-опасном положении, с целью последующей помощи им.
2. Диагностика проблем личностного и социального развития детей и подростков, включенных в банк данных и попадающих в сферу деятельности системы профилактики. В деятельности по профилактике правонарушений, особое внимание уделяется диагностической деятельности детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации
Диагностический инструментарий социального педагога включает в себя как социологические, так и психологические методики: метод наблюдения, беседа, анкетирование, тестирование, анализ документов и др.
Правильное и полное изучение личности ребенка, его окружения, семьи помогает правильно и полно выполнить третью функцию алгоритма.
3. Разработка плана педагогической коррекции личности, улучшения жизненной ситуации, изменение условий семейного воспитания. По результатам диагностики мы определяем суть проблемы или совокупности проблем и, опираясь на банк технологических подходов, подбираем психолого-педагогические, социальные средства для эффективного разрешения данной проблемы.
Основным критерием оценки эффективности индивидуальной профилактической работы является улучшение положения и качества жизни ребенка, устранение источников неблагополучия, расширение возможной защиты права ребенка на достойную жизнь, здоровье, образование и реализация его способностей.
Профилактическая работа школы направлена также на создание благоприятного психологического климата между всеми участниками образовательного процесса, актуализацию мотивационной сферы учеников – важного условия на формирования установок на здоровый образ жизни, предупреждения противоправных поступков.
Согласно Закону РФ № 120 “Об основах системы профилактике правонарушений, бродяжничества и беспризорности” с учащимися, состоящими на различных формах учета, ведется индивидуально-профилактическая работа, основными формами которой являются следующие:
– изучение психологом особенностей личности подростков, занятия по коррекции их поведения, обучения навыкам общения,
– посещение уроков с целью выяснения уровня подготовки учащихся у занятиям,
– посещение на дому с целью контроля над условиями их семейного воспитания, подготовкой к урокам, организацией свободного времени, занятостью в каникулярное время,
– психолого-педагогическое консультирование родителей, учителей – предметников, классных руководителей с целью выработки единых подходов к воспитанию и обучению учащихся школы,
– индивидуальные и групповые профилактические беседы с учащимися и их родителями,
– вовлечении подростков в социально значимую деятельность через реализацию проектов, программную деятельность, занятость их в учреждениях дополнительного образования, участия в школьных мероприятиях.
Работа по формированию навыков здорового образа жизни.
В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп из работающих с детьми и молодежью – учителей, социальных педагогов, школьных психологов, врачей. Важным моментом в области предупреждения употребления психоактивных веществ и профилактики наркомании следует считать нацеленность мероприятий на контингент школьного возраста, так как именно эта возрастная группа несовершеннолетних быстро втягивается в употребление наркотических и психоактивных веществ. В школе проводятся различные мероприятия посвященной профилактике наркомании.
Ежегодно в школе проводятся исследования информированности учащихся о проблемах влияния курения и других вредных привычек на организм показывают актуальность этой темы. Более 65% опрошенных 10–12-ти летних учащихся проживают в семьях курящих родителей, 10 % считают, что курение не наносит опасного вреда здоровью человека, 25 % учащихся пробовали курить или курят, но стараются это делать так, чтобы не знали родители.
С целью изменения отношения детей и подростков к наркотикам и формирования личной ответственности учащихся за свое поведение, формирования антинаркотических установок коллективом школы проводится большая работа. Сначала учащимся предоставляется объективная информация об отрицательном влиянии табака, алкоголя, наркотических веществ на организм человека, на различные органы. Организуются беседы с врачами.
Профилактическая работа с обучающимися, пропускающими учебные занятия.
В школе осуществляется контроль за получением образования несовершеннолетними. Строгий учет пропущенных уроков, работа по ликвидации пропусков без уважительной причины, устранению пробелов в знаниях неуспевающих учащихся, коррекционно-развивающие занятия с ними, деятельность по выявлению не обучающихся детей. Основные формы работы школы в этом направлении: разработаны модель сопровождения и алгоритм работы с обучающимися, пропускающими учебные занятия, проведение семинаров и педагогических совещаний для педагогов школы, правовое просвещение детей и их родителей
Ежемесячно классные руководители отчитываются о пропусках уроков, сдают письменные отчеты.
На заседаниях Совета по профилактики правонарушений регулярно заслушиваются вопросы поведения и успеваемости подростков “группы риска”, приглашаются родители не в полной мере выполняющие свои родительские обязанности в воспитании и образовании детей и др.
Проводимая школой работа по профилактике девиантного поведения обучающихся порой является единственным сдерживающим фактором для некоторых несовершеннолетних детей и подростков, поэтому организация деятельности школы в этом направлении – одна из важных задач, стоящих перед педагогическим коллективом
Профилактическая работа с неблагополучной семьей.
Семья – основа первичной социализации личности.
Именно с семьи начинается процесс индивидуального усвоения ребенком общественных норм и культурных ценностей. Вне семьи невозможно полноценно воспитать ребенка, но не всегда условия воспитания в семье способствуют его благоприятному развитию.
Неблагополучная семья – это семья, полностью или частично утерявшая свою функцию по воспитанию детей, созданию им нормальных условий для проживания, негативно влияющая на психическое состояние ребенка, создающая угрозу его жизни и здоровью.
Индивидуальная профилактическая работа с семьей проводится в комплексе, применяются разнообразные формы и методы, привлекаются специалисты различных ведомств:
Работа с социальным окружением семьи, родственниками, соседями,
Помощь в получении утраченных документов,
Помощь в получении определенного статуса (например: малоимущей, многодетной и др.),
Вовлечение семьи в социально-значимую деятельность, в школьные мероприятия,
Организация каникулярного и летнего отдыха детей.
Вопросы профилактической работы с детьми и неблагополучными семьями всегда стоят на постоянном контроле у администрации школы, рассматриваются на заседаниях МО классных руководителей, Совета по профилактике правонарушений, школьного ПМПк, где обсуждаются трудности, возникающие в неблагополучных семьях, намечаются пути их преодоления. проводимая профилактическая работа с некоторыми семьями не всегда имеет положительный результат (родители отказывались приходить в школу, не являлись на заседания Совета по профилактике, нарушали права детей на получение образования),
С целью воздействия на родителей, уклоняющихся от воспитания детей, администрация школы бывает вынуждена обратиться за помощью к руководителям предприятий, на которых работают родители.
Не каждой семье можно помочь. Иногда кризис семьи и неблагополучие достигают такого уровня, что остается один выход – изъять ребенка из семьи, поместить его в учреждение социальной реабилитации.
Наблюдается положительная динамика в числе неблагополучных семей – их количество становится меньше с каждым годом. Причиной этого является планомерная систематическая профилактическая работа всех специалистов, которые задействованы в системе профилактики.