Просмотр содержимого документа
«Проблемы детского чтения и пути их решения »
Проблемы детского чтения и пути их решения.
Выступление на родительском собрании.
Задачи собрания:
Познакомить родителей с результатами развития читательских умений учащихся класса.
Развивать у родителей интерес к формированию у детей желания читать и интеллектуальных умений с помощью книги.
Вопросы для обсуждения:
Значение книги в жизни младшего школьника.
Как развивать читательский интерес ребенка.
Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к седьмому – восьмому классу читают всё хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны.
Желание читать,стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребёнка читать.
Дорогие родители! Сегодня наше родительское собрание посвящено детскому чтению. Эта тема тесно связана с вашей главной заботой об образовании ваших детей, об их успешной учебе, адаптации в быстро меняющемся мире, их конкурентоспособности на рынке труда в будущем. Всем нам, родителям, хочется, чтобы ребенку сопутствовала удача, чтобы он не был отстающим в среде сверстников, чтобы его уважали и ценили другие.
Но как этого добиться? Мировой опыт подсказывает: надо как можно раньше приобщать ребенка к книге и чтению — кладезю знаний, идей, мудрости и опыта. Важно учесть и другое. Пересматривается традиционная система оценок успеваемости школьников. Все чаще мы слышим, что пятибалльная — изжила себя. На смену ей идет другая, основанная на накоплении учеником достижений в той или иной области знаний, которая может быть выражена в участии детей в олимпиадах, конкурсах, турнирах и иных видах деятельности, как в рамках школьной программы, так и вне ее. Все это будет требовать эрудиции, творческого мышления, а значит — начитанности. В «портфель» достижений войдут материалы, характеризующие читательскую деятельность детей: сочинения, рефераты, отзывы, дневники чтения. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны, главным резервом развития человеческого потенциала нации.
СОВЕТ: Рассказывайте детям о ценности чтения. Показывайте связь чтения с их успехами в учебе и в других делах. Приводите примеры положительного влияния книги на вашу собственную жизнь или жизнь других людей. Поощряйте дружбу с детьми и взрослыми, которые любят читать.
Особое значение чтение имеет для России, которая до недавнего времени считалась самой читающей страной в мире. Ее называли духовной лабораторией человечества. Нашей культуре с ее традиционной духовностью всегда было свойственно особое почитание искусства слова. Но у нынешних школьников отношение к чтению весьма противоречивое. Есть дети, для которых книга — органическая часть их жизни. К сожалению, таких детей, кто не мыслит жизнь без чтения, с каждым годом становится все меньше. Зато с каждым годом становится все больше процент тех, кто «не тычет в книжку пальчик». Для них чтение — тяжкая повинность. Они не осознают его не только как средство общекультурного развития, но и как средство, гарантирующее учебные успехи по всем предметам. Ведь чтение в школе связано не только с литературой. Оно является основой для изучения всех дисциплин, даже математики. Неправильно понятая задача ведет к неправильному решению. Вместе с тем, начитанность школьников определяет уровень межличностных отношений в классе, обусловливает духовный климат в школе и дома. Кем бы потом ни стали выпускники школ — им жить среди людей. А значит необходимо уметь понимать их, общаться с ними, а для этого нужно, иметь запас жизненных ситуаций и способов их разрешения, почерпнутых из литературы.
Огромная масса профессий, связана с чтением инструкций, факсов, договоров, почтовых отправлений и других деловых бумаг, что требует языкового развития.
Известны факты, когда дети не умеют грамотно излагать свою мысль, полноценно общаться. Накопление подобных фактов идет по нарастающей. Нельзя не увидеть во всем этом прямой связи с ростом детской преступности, алкоголизма и наркомании. Неслучайно применительно к детскому чтению все чаще мы слышим слово «кризис», а иногда и «катастрофа».
Данные социологов:
Число постоянно читающих за последнее десятилетие уменьшилось с 49 % до 26%,
а тех, кто вообще не читает книги, возросло с 23% до 34%.
40% читают книги от случая к случаю.
Данные о детском чтении:
любят читать:
младшие школьники – 33%, старшие – 27%;
не любят читать:
младшие школьники – 28%, старшие - 30%.
Приведенные выше данные говорят о том, что у нас в стране существует серьезная проблема с детским чтением. Читаем мало и в школе, и дома. В первые школьные годы нарушается систематическое и полноценное общение с книгой: резко сокращается чтение взрослого ребенку.
Кризис детского чтения проявляется не только в малой начитанности школьников, в уменьшении количества читающих детей. Уже в нескольких поколениях российских семей книга не значится в приоритетных духовных ценностях. Важный показатель неблагополучия - ухудшение содержания и качества чтения, снижение его продуктивности. Большое количество в круге чтения детей литературы сомнительного характера, пропагандирующей насилие, культ денег, страх, пессимизм, отчуждение от взрослых никак не может нас радовать. Многие детские книги, вместо реальной жизни, дают ребенку ее имитацию. Разрушительная энергия подобных книг усиливает предрасположенность читателей к реальной агрессии и криминальному поведению.
СОВЕТ: Если ваш ребенок читает в свободное от школьных занятий время, поинтересуйтесь, что за книга в его руках. Загляните в нее. Если, на ваш взгляд, книга антигуманна, обсудите ее с ребенком, оцените ее с позиции добра и зла, предложите ему хорошую книгу.
Главный вопрос, который беспокоит родителей: «Как заставить ребенка полюбить книгу? И можно ли это сделать?»
"Марш к себе и читай!" Результат? Никакого. Каждая прочитанная книга–это ступенька вверх в развитии ребёнка, в познании окружающего мира и самого себя. Для ребёнка любого возраста можно подобрать книгу, которая покажется ему интересной. Это заложит потребность и желание читать в будущем. Дети читают по – разному. Кто–то быстро и с удовольствием, а кто–то медленно и с неохотой. Начните с самых интересных для ребёнка книг – с занимательным сюжетом, которые написаны лёгким для восприятия языком. Постарайтесь поговорить о прочитанном. Задайте вопросы. Ответы на вопросы помогут лучше запомнить прочитанное. Они способствуют развитию речи, умению правильно формировать свои мысли, анализировать. Хорошо, если ребёнок будет читать каждый день, сегодня больше, завтра меньше, но систематически. Главное, он должен сосредоточиться на чтении, чтобы его ничто не отвлекало. Можно устроить уютное местечко на свежем воздухе, в саду, на веранде. Нет норм, сколько школьник должен читать ежедневно. Но минут 15 - 20 было бы хорошо. Дети, которые любят читать читают много, не глядя на часы. Если ваш ребёнок не из их числа, старайтесь, чтобы он читал ежедневно посильную для него норму.
Напомню о роли личности родителей в привитии ребёнку любви к чтению. Читающий человек порождает читающего. Так что родителям самим надо быть грамотными читателями. Чтобы вы сами, несмотря на загруженность и усталость, находили время книге, хорошей и умной, которую можно не только прочесть, но и задуматься над ней. Для приобщения к чтению детей, которые не хотят читать сами, часто применяется прием прерванного чтения: взрослый дочитал до самого интересного места и прекратил чтение, ссылаясь на занятость, предложил ребёнку самому дочитать рассказ или всю книгу. С этой же целью можно обратиться к ребёнку с просьбой почитать, когда взрослые заняты делами (вяжут, шьют) или болеют и почитать сами не могут. Младшие братья и сёстры легко приобщаются к книге, если в семье есть читающий брат или сестра. Пример их самостоятельного, грамотного и выразительного чтения на совместных вечерних встречах с книгой особенно дорог малышу своей близостью сопереживания.
Советы родителям.
Читайте вслух с ребёнком не менее 10-15 минут в день.
Хвалите ребёнка за чтение.
Спросите, чем понравилась книга ребёнку, что нового он из неё узнал.
Попросите ребёнка рассказать о главном герое, событии.
Какие слова или выражения запомнились ему?
Чему учит эта книга?
Предложите нарисовать картинку к самому интересному отрывку из книги или выучить его наизусть.