Внеклассное мероприятие "Природный мир и мы" предназначено для обучаемых 2 класса. Цель мероприятия : формировать представление о взаимосвязи людей и окружающей среды; знакомить с видами редких растений и исчезающих животных, включенными в Красную книгу; развивать любознательность детей, обогощать их словарный запас; воспитывать чувство любви к природе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Оборудование и оформление: классная комната украшена
иллюстрациями с изображением редких
растений и животных;
коллекция полезных ископаемых и
минералов;
медиапрезентация.
Ход мероприятия
I.Организация класса.
II.Сообщение темы.
-Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Вы знаете, что в школе проводится неделя экологии «Земля во Вселенной». Тема нашего мероприятия созвучна с темой недели. На нашем занятии «Природный мир и мы» мы тоже будем говорить о нашей планете и о бережном отношении к природе.
III.Беседа о взаимосвязи людей и окружающей среды.
-Посмотрите, к нашему мероприятию я приготовила книгу «Мир и человек». На первой иллюстрации изображены мальчик и девочка, которые держат в своих руках нашу планету. Какие два цвета наиболее ярко выделяются на ней? Что они обозначают?
-Это на рисунке наша Земля выглядит такой маленькой. На самом деле наша планета больше этого рисунка в сотни тысяч раз. Есть на ней горы, моря, океаны, реки. Это всё вы можете увидеть. А есть и свои тайные сокровища, спрятанные глубоко под землёй. Называются эти сокровища — полезные ископаемые. Какие полезные ископаемые вам известны? Как их используют? (Рассказывают дети.)
-Какое полезное ископаемое добывают на территории Донбасса? Как используют каменный уголь?
-А ещё на территории нашего края добывают каменную соль, известняк, гипс, мрамор. Каменная соль используется при приготовлении пищи; гипс, мра-мор и известняк — в строительстве; гипс ещё нашел применение в медицине.
-Посмотрите вокруг, оглянитесь, что ещё природа дала людям?
-Почти всё, что нас окружает, нам дала природа. Но, изменяя планету, строя заводы, города, машины, человек делает не только блага, но и большие беды.
-Какие изменения происходят в природе?(Погибают животные, птицы, рыбы, исчезают леса, степи, загрязняется воздух.)
-Что же делать? Как же быть? (Нужно бережно относиться к природе на нашей планете.)
Вывод. Чтобы сохранить окружающую нас природу, нужно бережно к ней относиться.
IV.Игра «Путешествие в природу».
-Ребята, давайте попробуем проникнуть в тайные уголки нашей планеты, раскрыть секреты природы. Мы попробуем научиться чувствовать дыхание ве-терка, слышать журчанье ручейка.
Очень добрым и весенним, Рано утром яркий лучик
Очень светлым ясным днём Зазвенит в густой траве,
Мы поедем в гости к … лесу, Речка плавать нас научит,
В гости к солнышку пойдём. Ветер — плавать по траве.
-Итак, ребята, вы готовы заглянуть в тайные уголки природы? Что же такое природа?
Это — много света, Это — в небе облака,
Это — поле, Это — быстрая река,
Это — лес, Это — яркие цветы,
Это — тысячи чудес! Это — синь высоты!
-Правильно! Давайте заглянем на лесную опушку. Слышите? Жужжат стрекозы? Что же там происходит?
В лесу на опушке Букашки с былинкой
Стрекозы-подружки Танцуют в обнимку,
Знакомых позвали на бал. Осу подхватил мотылёк.
В траве под сурдинку Поёт им комарик,
Скрипач-невидимка И синий фонарик
Старинные вальсы играл. Зажёг под кустом светлячок.
-Пойдёмте дальше. В лесной чаще находится болото. В нём весело живут ля-гушки. Как вы думаете, о чём их песенка?
Лягушек спросили:
-О чём вы поете?
Ведь вы же, простите,
Живёте в болоте?
Лягушки сказали:
-О том и поём:
Как чист и прозрачен
Родной водоём!
Ученик (с игрушкой лягушонка):
-Вы так весело поёте потому, что ваше болото чистое, а с нашим озером случилась беда.
-Какая беда случилась? Может быть, мы сможем тебе помочь?
-Я расскажу, но думаю, мне никто не поможет. (Инсценировка рассказа Н.Околитенко «...Было озеро».)
На окраине села было озеро. Все любовались его красотой. Но однажды к озеру приехала семья: мама, папа и сынишка.
Папа сказал:
-Нужно развести огонь. Сварим уху.
Мама обрадовалась:
-Какие лилии! Домой повезу целый букет!
А сынишка поинтересовался:
-А шмели кусаются? Ещё и как! Вот я им!
Чтобы подвесить над огнём котелок и сварить уху, папа срубил молодую ря-бинку. Мама нарвала букет цветов. Сын большой палкой разрушил гнездо шме-лей.
Когда они собирались домой, папа помыл машину в озере. Утром всё озеро покрылось тонкой плёнкой нефти, которая не пропускает воздух. Рыбки погибли, а я ищу новый домик.
-Действительно, очень грустная история. Озера больше нет. Вернее оно есть, но … мёртвое.
-В чём причина гибели озера? (Папа, мама и сын забыли о Правилах пове-дения в природе.)
-Какие правила вы знаете? (Дети называют.)
V.Знакомство с видами редких растений и животных.
-Если бы люди помнили эти правила и всегда их выполняли, то не было бы редких растений и исчезающих животных. Только на территории Донбасса существует 58 видов редких растений. Какие из них вам известны? (Лилия лесная, подснежник белоснежный, сон-трава, дуб, василёк, сирень, сосна, тюль-
пан и другие.)
-Для того, чтобы сохранить уголки природы на Земле, создаются заповедни-ки, заказники. Какие вам известны?
-В заповедниках нашли свой дом не только растения, но и животные. Расска-жите о некоторых из них.
-Какие исчезающие виды животных вам ещё известны?
-Растения и животные, охраняемые в заповедниках, занесены в Красную книгу. В ней можно найти иллюстрацию и описание вида, а также в каком запо-веднике можно его увидеть.
-Заповедники созданы на всей нашей планете. Кроме того, создана Междуна-родная организация Грин Пис — Зелёный Мир. Она занимается проблемами охраны природы на планете Земля. Существование природы неразрывно связано с жизнью людей. Значит, чтобы сохранить жизнь на планете, нужно бережно и внимательно относиться к природе.
VI.Дидактическая игра «Знаем ли мы природу».
-А теперь давайте проверим, насколько хорошо вы знаете деревья, растущие вокруг нашей школы, около наших домов. Какие из них охраняются? (Рябина, дуб.)
-Какие животные «спрятаны» в ребусах? Какое животное находится под ох-раной? (Заяц-беляк.)