kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Праздник «Наурыз». Мероприятие совместно с родителями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Форма проведения – национальная гостиная.

Цели:1) Познакомить учащихся и родителей с казахскими обычаями и обрядами, национальными блюдами, ритуалами встречи праздника «Наурыз»;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Праздник «Наурыз». Мероприятие совместно с родителями»

Праздник «Наурыз».

Цели:Воспитывать культуру общения, толерантности, уважения к семейным традициями.


Учитель: Наурыз - түркі тайпаларының мүшел есебі бойынша жыл басы саналатын бірінші ай, ойын-сауық мерекесі. Бұл күні қазақтар да наурыз көже пісіріп, наурыз жырын айтып, наурыз тойын еткізеді. 1917 жылғы қазан төңкерісінен кейін қүрылған Кеңес өкіметі бұл мерекені діни кертартпа рәсім деп тауып, 1926 жылдан ресми тойлауға тыйым салды. Тек елімізде демократиялық ағым бел ала бастаған 1988 жылдан бүкілхалықтық мейрам ретінде атап өтілетін болды. Абай «Біраз сөз қазақтың қайдан шыққаны туралы» деген тарихи мақаласында Наурыз тарихын көшпелі халықтардың сонау «хибаги», «хүзағи» деп аталған заманға дейін апарып: «Ол күнде Наурыз деген бір жазғытұрым мейрамы болып, наурызнама қыламыз деп, тамаша қылады екен.


Ученик 1: У многих мусульманских народов существует строгий ритуал омывания рук. Заранее готовится теплая чистая вода, которая подается в специальном кумгане. Ритуал этот выполняется только мужчинами, к которому начинают приучать мальчиков с подросткового возраста. Кумган берется в правую руку, на левое плечо кладется полотенце. Гость держит руки над медным тазом. Медленно, прерывистой струйкой, не менее трех раз, строго с правой стороны льется вода. Гость должен омыть руки, сполоснуть рот, при необходимости ополоснуть лицо. Вытерев руки, он должен обязательно поблагодарить юношу. Струйка воды прерывистая означает – пожелание гостю долгой размеренной жизни, а спасибо гостя – спасает от тысячи бед. Многие юноши в будущем становились воинами, которые защищали свой род, семью, поэтому старшее поколение благословляло их на подвиги. Сразу двое гостей не должны одновременно омывать руки, а тем более одновременно вытирать руки с двух сторон полотенцем. Примета – раздор. Сначала за стол садились старики.


Ученик 2. Тюркоязычное население степей отмечает 1 (14) марта Наурыз. Само слово «наурыз» - «март» восходит к персидским нау «новый» и руз «день» и переводится «новый день, новый год». Для земледельца и скотовода март месяц есть начало года, когда плодится скот, когда отступают вместе с весенним теплом болезни и недомогания, когда начинается весна и возрождается природа.

Наурыз сопровождается множеством ритуальных моментов. Все поздравляют друг друга с наступающим новым годом. Уважаемым старикам во время застольных трапез почетно преподносились отваренные височные части воловьих голов, молодежь отведывала специально приготовленное пшеничное куже (жидкая каша, похлебка), включающие в себя семь разных компонентов. Пелись песни, велись веселые и шумные состязания в острословии, юморе. Наурыз – привнесенная с исламом традиция, естественный и логичный рубеж между зимой и летом, голодом и сытостью. Как отдельный ритуал этого праздника сохранился обычая съедать голову согыма. Та хозяйка считалась бережливой и гостеприимной, у которой до этого дня хватило мяса, а голова коровы, быка, забитого на согым, сохранилась в свежести и от засолки и хранения не потеряла вкусовых качеств. Из этой головы и готовили замечательный бишбармак, приглашали гостей.

До сих пор с 14 по 21 марта все ходят друг другу в гости, узнают, как прошла зима, желают друг другу здоровья. Молодые должны посещать старших. В старину между враждующими племенами в эти дни заключалось перемирие. Люди просили прощения друг у друга, мирились перед весенней и летней страдой.

Исполняется песня на казахском языке.

Ребята читают небольшие стишки-потешки на казахском языке.

Девочки исполняют танец.


Классный руководитель: Жизнь и быт казахского народа связан с 4 видами скота. Это: лошадь, верблюд, корова, овца. Они могут служить и едой, и транспортом для передвижения по просторным степям, и одеждой. Про них казахский народ слагал песни, рассказы, сказки, пословицы. Также у каждого вида этого скота имелись покровители. Например: покровитель лошади – «Комбар ата», овцы- «Шопан ата», верблюда – «Ойсыл кара», коровы – «Зенш баба». Они также были хозяйством каждого казаха. Лошадь-царь домашнего скота. Лошадь являлась почитаемым животным. Группу лошадей называли уйыр. Из лошадиного молока изготавливали лечебный напиток –кумыс. У казахов почитаемым после лошади – верблюд. Он служил для перекочевки. Бывают 2 вида верблюдов: двугорбый – бактериан, и одногорбый – дромедор. Следующим является корова. Существует много пород коров. Группы верблюдов и коров называют – табун. И ещё одним из видов домашнего скота является овца. Группу овец называют – отара. Все эти 4 вида скота имеют огромное значение для жизни населения Казахстана. Из них получают шкуру, продукты питания, молочные продукты: Катык, айран, сметану, шубат, кумыс и другие.

А теперь давайте посмотрим, внимательно ли вы меня слушали. Ответьте на мои вопросы:

1) Назовите 4 вида домашнего скота?

2) Чем они служат в жизни человека?

3) Как называют группу лошадей и овец?

4) Как называют группу коров и верблюдов?

5) Какие молочные продукты получают из них?

6) Назовите покровителей лошади и коровы?

7) Назовите покровителей овцы и верблюда?



Много сказок и былин было сложено казахским народом. Посмотрим инсценировку сказки.

Лиса и муравей.

Лиса и муравей решили подружиться и вместе посеяли пшеницу. Хитрая лиса каждый день жаловалась, что у неё болит то живот, то голова, и уходила, чтобы полакомится кумысом.

Муравей один трудился с утра до вечера - то поливал поле, то полол. Наконец созрел урожай. Увидела лисица полный ток чистого зерна и решила обмануть муравья: весь урожай взять себе.

- Друг мой муравей, зачем нам делить всю эту пшеницу? Лучше давай побежим на перегонки. Кто из нас первым прибежит к току, тот пусть и берет весь урожай, - сказала лиса.Муравей подумал и согласился. Стали они рядом.

- Давай! – крикнула лиса. И побежали в сторону тока.

Задрала она хвост, уши прижала, бежит во всю мочь. Но и муравей не зевал – уцепился за её хвост.

Прибежала лиса к току и отряхнулась. Муравей отлетел в сторону, залез на кучу пшеницы и крикнул:

- Эй, лиса, почему ты так замешкалась?

Лиса растерялась:

- Когда ты прибежал сюда?

- Давным-давно! Я уже успел отдохнуть, а ты вот еле дышишь. Так лиса оказалась побежденной. Не сумела она придумать новую хитрость и побрела прочь.

Муравей перетащил в амбар весь урожай и жил спокойно, сыто. А ленивая лиса голодала всю зиму.

Красавица Бакбакай.

Жила когда-то красавица Бакбакай, дочь Лягушки. В неё влюбился Овод и прилетел свататься.

-Благодарю за честь, - сказала Лягушка.- Заполни скотом все мои долины и ущелья, заплатишь такой калым, я и отдам тебе свою дочь.

  • За красавицу Бакбакай я готов отдать не только скот, но и душу!

  • Прилетел Овод к овцам и объявил:

  • -Я женюсь на красавице Бакбакай. А вас всех отдаю за неё.

  • Хочешь – отдай одну. Хочешь – отдай всех. Мы на все согласны, - ответили овцы.

Прилетел Овод к козам.

_ Мы к Лягушке не пойдем. Не станем мучиться у неё, - заблеяли козы и, задрав хвосты, побежали на скалу.

Полетел Овод к верблюдам.

Верблюды посоветовались и тоже отказались идти к Лягушке.

Овод позвал Слепня и полетел к лошадям. Слепень начал кусать лошадей.

-Пойдете к Лягушке или не пойдете? – спрашивает Овод.

Не выдержали лошади и согласились. Полетел Овод к коровам и объявил им:

-Я женюсь на красавице Бакбакай и всех вас отдаю в калым. Отправляйтесь в долины и ущелья её матери Лягушки.

  • Мы к Лягушке не пойдем. Не хотим мучиться у этой злодейки, ответили коровы.

Рассердился Овод и начал так сильно кусать коров, что они побежали в разные стороны и случайно растоптали красавицу Бакбакай.

Очень горевала Лягушка. Она все кричала Оводу:

-Пр-р-ропади ты со своим калымом!

Другие лягушки громко утешали её, так до сих пор и утешают.

А Овод и поныне мстит коровам за смерть своей любимой – кусает их беспощадно.


Классный руководитель: С незапамятных времен на различных праздниках и торжествах проводятся народные игры. Большинство из них проводятся с участием лошадей. Но есть и игры в которые мы можем поиграть и в зале.

Айголек.

Чтобы сыграть в эту игру, нужно разделиться на две команды, взяться за руки и выстроиться друг против друга на расстоянии 20-30 шагов. Первая команда начинает игру:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Начинаем свой забег.

Выше гор, быстрее рек,

Кто, тот нужный человек?

На что вторая команда отвечает:

Айголек, Айголек

Луна белая, как снег.

Выше гор, быстрее рек,

Тот …..(имя одного из ребят)

Нужный человек.

Игрок, которого назвали, разбежавшись, должен постараться на бегу разорвать сомкнутые в цепи руки второй команды. Если ему удается, он выбирает кого-нибудь из их команды и вместе с ним возвращается в свою команду. Ну, а если ему не удается – остается в этой команде. В какой из этих двух команд останется больше игроков, та команда и будет считаться победившей.


Котермак. (Подними-ка)

На середину выходят два игрока. Опираясь друг на друга спинами, они соединяют свои локти. Тот из них, который сразу после сигнала, сможет первым поднять второго игрока, будет считаться победителем.

Победитель остается в игре, но теперь он уже пробует свои силы с новыми игроками. Игра продолжается до окончательного выявления победителя.

Такия тастамак

(Тюбитейка-невидимка)

В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это- он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать.

Классный руководитель: На этом наш праздник подходит к концу. Думаю, ребята, что вы узнали много нового и интересного из обычаев казахского народа. И будете уважать семейные традиции и продолжать их.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Дошкольникам

Скачать
Праздник «Наурыз». Мероприятие совместно с родителями

Автор: Жумабаева Анеля Канатовна

Дата: 14.03.2017

Номер свидетельства: 400076

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Практико-ориентированный проект для родителей "АБВГДейка" "
    ["seo_title"] => string(61) "praktiko-oriientirovannyi-proiekt-dlia-roditieliei-abvgdieika"
    ["file_id"] => string(6) "131784"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416228524"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Консультация "Развлечения вместе с родителями""
    ["seo_title"] => string(49) "konsultatsiiarazvliechieniiavmiestiesroditieliami"
    ["file_id"] => string(6) "277984"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453027869"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Формирование толерантности у младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-tolierantnosti-u-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "126421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415176003"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(54) "Проект "Моя Родина Казахстан" "
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-moia-rodina-kazakhstan"
    ["file_id"] => string(6) "186985"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1426439509"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) "Воспитательный план на 2015-2016год "
    ["seo_title"] => string(37) "vospitatiel-nyi-plan-na-2015-2016ghod"
    ["file_id"] => string(6) "213093"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431971657"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства