В игровой форме провести прощание с первой учебной книгой «Букварём» по окончании учебного курса.
Развитие коммуникативных способностей
Закрепление основных изученных понятий букваря.
Класс украшен шарами, флажками с буквами, плакатами с пословицами.
Под музыку Ю.Вережникова «Первоклассник» (фонограмма) дети входят в класс
Ещё вчера вы были просто детьми,
Ещё вчера задиры и шалуны,
Ещё вчера с подружкой прыгали вы,
А ещё вчера поспать подольше могли
Припев:
Но вот сегодня наступил чудесный праздник.
И все соседи, и друзья зовут вас - первоклассник
Первоклассник – это здорово звучит,
Им бывает каждый, каждый ученик.
В первом классе даже бабушка была,
Первоклассниками были все учителя.
Так что начинай по буквам книжки читать,
И не забывай, что нужно много узнать.
Ты поторопись найти хороших друзей,
И всему учись, чтоб было жить веселей
Учитель: Мы пригласили вас на праздник «Спасибо букварю». Дорогие ребята, уважаемые родители и гости, поздравляю Вас с праздником – с праздником Букваря.
Сегодня мы отдаём салют первой школьной книге, мудрой книге – букварю.
Мы закончили изучать буквы, прочитали весь «Букварь» и «Спутник букваря» , и подводим итоги -хорошо ли мы подготовились к увлекательному путешествию в страну книг.
Песня на мотив «Первоклашка» (поют дети)
Первоклашка, первоклассник, а у нас сегодня праздник,
Он серьёзный и весёлый он проходит в нашей школе.
Был вчера ещё просто ребёнком, ничего не поделаешь тут:
Называли меня дошколёнком , а теперь первоклашкой зовут.
Первоклашка, первоклассник, а у нас сегодня праздник,
Он серьёзный и весёлый, он проходит в нашей школе.
Всё пока же у нас ведь в порядке,
Научились, конечно, читать,
Пусть помарочек много в тетрадках,
Но мы будем отлично писать
Первоклашка, первоклассник, а у нас сегодня праздник,
Он серьёзный и весёлый, он проходит в нашей школе.
Ученик.
Над страной февральским утром
Занялась заря.
В нашем классе нынче праздник –
Праздник Букваря!
Входит «Букварь»
Букварь:
Здравствуйте, дорогие первоклассники. Я поздравляю вас с первой школьной победой. Много дней мы дружили с вами, и я знаю, что вы все научились читать.
Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились,
И первые книжки свои прочитали.
Ученик:
А верным помощником в этом нам стала,
Первая главная книжка,
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Учитель:
Буквы потом сложились в слова,
Слова в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Ещё прочтёте хороших книг вы немало.
Пускай года пройдут и много- много дней,
Вам азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей.
Входит королева Азбука:
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали? Да я королева Азбука, а все буквы, с которыми вы познакомились на уроках мои – подданнае. Все мы жители волшебной страны Букварины. А кто знает откуда взялось моё имя? Название «Букварь» понятно, в нём буквы, а «Азбука»? Прислушайтесь, какое красивое имя «Азбука».
Рассказывает ученик:
Давным - давно у наших предков алфавит открывала буква А ,но называлась она тогда иначе «аз» .вторая буква, так похожая на современную букву Б – называлась «буки». «АЗ» и «буки» вот и получилось «Азбука»
Азбука:
Молодцы, ребята! Я вижу, вы действительно очень хорошо изучили свой букварь и много узнали.
Чтение пословиц детьми (напечатаны на плакатах)
Песня «Чему учат в школе» сл. М Пляцковского муз. В.Шаинского.(Поют дети)
Читают дети.
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах все в красивых
И у всех счастливый вид,
Ведь довольно все успешно
Изучили алфавит.
Разбудите меня ночью
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Азбука:
Ребята, а знаете ли вы, как появилась первая печатная книга на Руси?
Рассказывают дети: (на экране изображения: рукописи, первый печатный станок, памятник Ивану Фёдорову)
В старину книги писались от руки гусиным пером . На изготовление одной книги-рукописи уходило пять- семь лет.
День рождения первой печатной книги на Руси – 1 марта 1564 года.
Её создатели – Иван Фёдоров и Петр Мстиславец.
Через 10 лет Иван Фёдоров напечатал первую русскую «Азбуку». Он сам смастерил станок для печатания, сам набирал буквы, сам печатал.
Много лет спустя после его смерти в 1909 году Ивану Фёдорову в городе Москве установили памятник за то, что он так усердно работал на пользу людям.
Учитель: приглашаем присесть наших гостей на почётные места (трон)
Ученик:
Наш букварь –
Начало всех наук.
Ведь слова
Рождаются из букв
Ученица:
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём
Мы не просто их читаем-
Эти буквы мы поём.
Ученик:
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать,
И в колыбели сестрёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
Ученица:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Сценка «Буква Я» (Показывают дети)
Учитель : все буквы помирились и с тех пор живут дружно
Азбука :
Ребята, со мною пришла и вся королевская свита.
Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы
На одной живут странице,
И повсюду славятся.
К вам они спешат сейчас, славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться.
Букварь :
Они никогда вас не покинут и помогут в трудную минуту, но при одном условии: каждую сестрицу надо всегда называть по имени
И сейчас мы проведём перекличку – по очереди вы будете называть буквы алфавита.
Учитель: А ребята не просто проведут перекличку. К празднику вместе с родителями они выполнили домашнее задание –сюрприз. Каждый из них из солёного теста смастерил букву и сочинил частушку.
Букварь:
Буквы, к перекличке готовы? (ДА!)
Гласные? (Здесь!)
Согласные? (Здесь)
Буквы, не обозначающие звуков? (выходят из строя)
Дети поют частушки, показывают свою букву.
1.Букву «А» все дети знают,
Даже в яслях малыши.
Нарисуют все три палки
Лишь возьмут карандаши.
2. Музыкальная, как бубен,
Добрая, как бабушка
Букву «Бэ» мы очень любим,
Есть такая в азбуках.
3.На восьмёрку ты похожа,
И похожа на очки.
Верно, эту букву тоже
Знают все ученики
4.Галка, грач и гусь , конечно,
Не смогли бы вы летать
Если б « Г» мы все решили
Вдруг из азбуки убрать
5.Целый месяц проучился
И сложить сумел я дом,
На минутку отлучился,
Превратился в сома он.
6.После третьего урока
Вспоминаю букву «Е»
Это значит, есть охота
Дайте что ли чаю мне.
7.Ты весёлая смешная
И похожа на жука,
Букву «Ж» возьму за ручку
И станцуем гопака.
8.Я приставил к палочке
Маленькую галочку.
Получилась буква «К»
Некрасивая пока.
9.Буква «эЛь» шагает смело
Вслед за этой буквой «Ка»
Написать её сумела,
Но подпортила слегка.
10. «эМ» важнее всех на свете,
Без неё не будет «МА»
Знают все на свете дети
«МАМА» это «МА» и «МА»
11. Я качалась на качели
И устала я совсем.
Почему же вы качели
Ну, совсем как буква «эН»
12. Ремонтировал коляску,
Поменял в ней колесо.
И я сразу догадался
Колесо, как буква «О»
13.Букву «Пэ» я спрячу в папку
И оставлю насовсем.
Даже взрослым нужен папа,
И конечно детям всем.
14.Море, радуга и карта
Сударь, сэр, и даже мэр
Не получите вы если
Потеряем букву «эР»
15.С буквой «эС» составлю смело
Слоги «СО» и «СУ» и «СА»
Постаралась и сумела
Я составить «КОЛБАСА»
16. Я четыре элемента
Выводила целый час.
Посмотрите как со стенда
Буква «Тэ» глядит на вас.
17.Целый день на стадионе
Мы кричали все УРА!
И ребёнок из коляски
Повторял: Уа, Уа.
18. «эФ» и «Ха» не получались,
Я старался и пыхтел.
Их постряпала мне мама.
Я их мигом с чаем съел.
19. «Цэ» и «Че», как две подружки
В кассе рядышком стоят,
А цыплёнок с Чебурашкой
Ну не встретятся никак
20. «Ша» и «Ща» у нас сестрёнки,
Как Артем Денису брат.
Вот стоят они в сторонке и тихонько говорят.
21. Твёрдый знак и мягкий тоже
Непростые буковки.
Буквы есть, а звуков нет,
Как на платье пуговки.
22. Летом часто слышал эхо,
И соскучился уже
Чтобы эхо получилось
Поищу я букву «Э»
23. Мы пропели вам куплеты,
И устали лишь слегка
Наконец-то без секретов,
Добрались до буквы «Я»
Азбука:
Я рада, ребята, что вы знаете все буквы . Отныне и навсегда они ваши верные друзья.
Ученик.
Мы знаем буквы, знаем слоги.
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
Ученица.
Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую вашу книжку,
Одним махом проглочу.
Букварь:
Внимание! Внимание! Начинаем соревнование. Есть желающие поучаствовать в конкурсе чтецов. Победит тот, кто больше прочитает слов за одну минуту. (Читают 5-6 человек)
Молодцы! Все читали хорошо! (Приз вручается всем.)
Физкультминутка «Букварь» (дети показывают движения заученные на уроках)
Вышло слово погулять,
Стало буквы собирать.
Под столом нашло оно
Букву «А» и букву «О».
А на дереве застряла
Буква «Е» - уже немало.
Остальные гласные,
Остальные гласные
Сами прыгали в корзину,
Радостные, разные.
А согласных целый взвод
Прямо в воздухе плывёт.
Мягкий знак и твёрдый знак
Притащились кое – как.
Слово машет головой:
Весь букварь теперь со мной.
Учитель:
Ребята, вспомните, какую самую первую букву вы заучили в своём букваре. (А)
Часто на уроках вы выполняли задание Жука –буквоедика. В чём оно заключалось? Вот и сегодня он постарался на славу.
Игра «Выручи буквы» (дописать недостающие элементы букв)
Сценка .(Ю.Тувим «Азбука» показывают дети)
Что случилось? Что случилось?
С печки азбука свалилась.
Больно вывихнула ножку
Прописная буква М.
Г ударилась немножко.
Ж рассыпалась совсем!
Потеряла буква Ю
Перекладинку свою!
Очутившись на полу,
Поломал о хвостик У!
Ф, бедняжку так раздуло –
Не прочесть её никак!
Букву Р перевернуло-
Превратило в мягкий знак!
Буква С совсем сомкнулась-
Превратилась в букву О.
Буква А, когда очнулась не узнала никого!
Песня «Прощание с букварём» (поют дети)
На уроках и дома вы часто рассказывали и рисовали на что похожи буквы. Слайды с уроков «Азбуки бывают разные», «Театр живых букв»
Ученик:
Буквы, слоги и загадки
В букваре у нас живут.
По ступенькам постепенно
К миру сказок нас ведут.
Игра «Живая азбука» ( дети составляют из своих букв , вылепленных из солёного теста, слова)
Ученица:
Много дней свои страницы открывал он,
Обучая, развлекая , веселя.
Знаний нужных дал он нам немало!
И теперь мы лучшие друзья!
Ученик:
Мы теперь читаем сами,
Знаем буквы и слова.
Скажем букварю «Спасибо!»
Расставаться нам пора.
Ученица:
Мы простимся с букварём
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем.
Все хором: Спасибо букварю!
Ученик:
Попрощавшись с букварём
К новым знаниям пойдём.
Вдаль идёт дорога-
Будет знаний много.
Букварь:
Ребята, мне жаль с вами расставаться, ведь вы были такими хорошими учениками, любознательными и внимательными. Но вы все научились читать. Я приглашаю свою сестру, которая очень хочет познакомиться с вами.
Ученик:
Мы хотим сказать тебе «спасибо»
Мы за всё тебя благодарим!
Говорим тебе мы : «До свиданья»
«Здравствуй» новой книге говорим.
Входит «Литературное чтение»:
Здравствуйте, друзья. Прочитайте как меня зовут. Будем дружить с вами. Я помогу вам ещё лучше научиться читать и любить книги. Вы успешно путешествовали по городу Алфавитинску, а теперь я приглашаю вас в Книгоград.
В светлый праздник Алфавита,
Поздравляю всех детей.
Путь дорога вам открыта,
Верных вы нашли друзей.
Дружбу с ними сохраните,
Через море книг пройдите .
В добрый путь. В добрый час,
Всё получится у вас!
Королева Азбука:
Настал очень важный момент. Все убедились, что вы очень старательно изучили свою самую первую школьную книгу. Сегодня вам выдаются дипломы и присваивается звание Буквоеда 1 степени.
(Азбука и Букварь вручают дипломы)
Букварь:
В дорогу взять не позабудь
Ключей волшебных связку.
В любой рассказ найдёшь ты путь,
Войдёшь в любую сказку.
(Дарит ключ, а к нему привязаны цепочкой буквы)
Поздравление родителей.
Учитель:
Вот пришла опять пора
Нам прощаться, детвора!
Мы расстанемся сейчас:
Делу время, шутке час.
Только с песней не прощайтесь,
С песней чаще вы встречайтесь,
Ведь нам с песней легче жить,
И учиться, и дружить.
Дети поют песню «Дорогою Добра» (сл.Ю.Энтина, муз. М.Минкова)