Просмотр содержимого документа
«Правовой турнир "Я гражданин России"»
МБУОШИ «Новопортовская школа – интернет
среднего (полного) общего образования»
Правовой турнир «Я - гражданин России»
Выполнила: учитель истории и обществознания
Жолондковская Светлана Анатольевна
с. Новый Порт, 2015
Тема: «Я – гражданин России!»
Цель мероприятия: повышение уровня правовой культуры учащихся
Задачи мероприятия:
формировать у учащихся представление о том, что каждый человек должен знать свои права и основные документы, в которых эти права закрепляются;
развивать творческую активность и побуждать учащихся к самостоятельному мышлению;
воспитывать уважительное отношение к правам других людей.
Форма: правовой турнир
Участники игры:
В турнире принимают участие 5 команд по 6 человек:
команда учащихся кадетского класса
команда представителей ДМОО «Ребячья республика»
команда представителей школьного самоуправления «Школьное созвездие»
команда представителей родительского комитета
команда депутатов собрания депутатов МО с. Новый Порт
Оборудование: приглашения для играющих и жюри, музыкальные заставки, компьютер, презентация для игры, экран, проектор.
Подготовительная работа: оформление актового зала; задание участникам – повторить статьи Конституции, её историю; раздать приглашения участникам, придумать название команды, съёмка видео – вопроса.
Ход мероприятия:
(звучит гимн Российской Федерации)
Ведущий: Здравствуйте уважаемые участники, зрители правового турнира, посвящённого 20-летию Конституции РФ. Позвольте представить членов жюри. (представление)
Наука утверждает, что всякое человеческое общество, будь то небольшая группа или целое государство и даже весь мир народов и государств, нуждается, или как говорят ученые, испытывает потребность в четкой организации деятельности людей.
Давно поняли люди громадные преимущества порядка и страшную, разрушительную силу беспорядка. Действительно, как тяжело сказываются на судьбах людей, ссоры, нетерпимость, перерастающие в бесконечное кровопролитие войн, революций, междоусобиц. Рушится все, что создавалось долгим трудом, гибнут люди, гибнет природа, тянутся по земле бездомные беженцы, разорение и запустение надвигаются туда, где еще недавно цвела мирная жизнь.
Людям всегда был остро необходим такой регулятор поведения, который помог бы им спокойно договариваться по самым острым проблемам, мирно и справедливо улаживать любые конфликты. И такой регулятор был найден. Мудрость и здравый смысл, присущие человеку, привели к открытию права, предназначение которого как раз в том и состоит, чтобы предотвращать хаос, конфликты. Порядок и справедливость право устанавливает путем четкого определения меры свободы людей. Подлинная свобода состоит в том, чтобы уметь правильно пользоваться своими правами и уважать права других людей. Все наши права точно определены и записаны в правовых документах, главным из которых для всех граждан России является Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации принята 12 декабря 1993 года. За последние годы в нее были внесены изменения и дополнения, но принципы построения нашего государства, основы конституционного строя и права и свободы человека и гражданина остались незыблемы. Знание Конституции – основного закона нашей страны, обязательное условие становления гражданина России. Сегодня мы с вами попробуем выяснить, насколько хорошо мы знаем наши права и обязанности, устройство нашего государства, основы нашего конституционного строя.
Правила турнира:
Игра состоит из 8 конкурсов, название которых соответствуют названию глав Конституции. Вам предстоит решать задания и отвечать на поставленные задания. Если команда отвечает, то остальные не перебивают и не выкрикивают ответы. Задания выполняются за определённый срок и сдаются членам жюри.
1 конкурс – разминка «Основы конституционного строя».
В главе 1 дается всесторонняя характеристика нашего государства как демократического, правового, федеративного, с республиканской формой правления.
Для каждой команды звучит свой вопрос. Вопросы командам задают по очереди. В конце конкурса жюри подводит итоги. Дополнительные баллы добавляются, если называется статья.
Вопросы:
Кто является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации согласно Конституции? (народ; ст.3 п.1)
Что является высшим непосредственным выражением власти народа? (референдум и свободные выборы; ст.3 п.3)
Что признаётся в Российской Федерации? (идеологическое многообразие; ст.13; п.1)
На основе чего осуществляется государственная власть в Российской Федерации? (Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации; ст.11; п.1)
Что признается и гарантируется в Российской Федерации? (В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; ст.12)
Ведущий: Уважаемые члены жюри, огласите результаты первого конкурса (подведение итогов по 1 конкурсу)
2 конкурс – «Права и свободы человека и гражданина» (видео - вопрос)
Ведущий: В Конституции РСФСР 1918 года: «В целях уничтожения паразитических слоёв общества вводится всеобщая трудовая повинность»
«РСФСР признаёт труд обязанностью всех граждан Республики и провозглашает лозунг «Не трудящийся да не ест»
Конституция 1936 года: «Труд в СССР является обязанностью и делом чести каждого способного к труду гражданина по принципу «Кто не работает, тот не ест».
« Граждане СССР имеют право на труд, т.е. право на получение гарантированной работы с оплатой их труда в соответствии с его количеством и качеством».
Конституция 1977 года: «Источником роста общественного богатства, благосостояния народа и каждого советского человека является свободный от эксплуатации труд советских людей»
«Граждане СССР имеют право на труд, т.е. на получение гарантированной работы с оплатой труда в соответствии с его количеством и качеством и не ниже установленного государством минимального размера»
Внимание! Вопрос: Назовите основные положения Конституции РФ 1993 года, характеризующие право на труд.
На ваших столах лежат чистые листочки, запишите ответ и сдайте жюри. Время на ответ -7 минут.
Время истекло, сдайте свои ответы.
Правильный ответ:
Конституция РФ, статья 37
Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Принудительный труд запрещён.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Признаётся право на индивидуальные и коллективные трудовые споры с использованием установленным федеральным законом способов их разрешения, включая право на забастовку.
Каждый имеет право на отдых. Работающему по трудовому законодательству гарантируются установленные федеральным законом продолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемый ежегодный отпуск.
(жюри подводит итоги по 2 конкурсу)
3 конкурс – «Федеративное устройство».
Каждая команда получает «Контрольный лист» следующей формы:
Области
Края
Автономные округа
Ведущий произносит названия субъектов Российской Федерации в мужском роде, делая паузы между ними по 5 секунд. В течение этой паузы команды вписывают названный субъект федерации в соответствующий столбец «Контрольного листа» (в зависимости от того, к какому типу относится данный субъект федерации). За каждый правильно вписанный в таблицу субъект федерации команда получает 0,3 балла. Всего предложено 18 субъектов Российской Федерации. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 5,4 балла.
Ответ. Области: а, г, д, и, н, п, т. Края: в, е, з, л, р. Автономные округа: б, ж, к, м, о, с.
Контрольные листы сдаются жюри.
4 конкурс – «Президент Российской Федерации». Брейн-ринг.
Ведущий: Вам будут предложены шесть вопросов. Конкурс на проверку быстроты реакции: какая команда первой подняла руку – та и отвечает.
Вопросы:
Кто может быть избран Президентом Российской Федерации? (Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет; ст.81; п.2)
Сколько раз одно и тоже лицо может занимать должность Президента Российской Федерации? (Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд; ст.81; п.3)
Кто является верховным главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации? (Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации; ст.87 п.1)
Какой властный орган страны может отрешить Президента от власти? (Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации; ст.93 п.1)
На какой срок избирается Президент Российской Федерации? (шесть лет)
Кто является Президентом нашего государства в настоящее время? (Владимир Владимирович Путин)
- Пока жюри подводит итоги, для вас звучит песня «Моя - Россия» в исполнении ученицы 6а класса Окотэтто Татьяны.
(художественный номер)
5 конкурс – «Федеральное собрание»
Команды получают карточки с различными ситуациями проявления власти. Необходимо разложить подписать, к какой ветви государственной власти относятся эти ситуации. Время на размышление – 3 минуты. За каждыйправильный ответ команда получает 0,3 балла. Всего 10 вопросов. Таким образом, максимальное количество баллов, которое команды могут получить в этом конкурсе – 3 балла.
Министр принимает решение о строительстве завода (исполнительная).
Парламент принимает закон о государственной границе (законодательная).
Правительство принимает постановление об обеспечении всех школ страны компьютерными классами (исполнительная).
Суд выносит приговор человеку, совершившему кражу (судебная).
Прокурор выдает санкцию на проведение обыска в квартире подозреваемого в совершении преступления (исполнительная).
Государственная Дума принимает решение об объявлении амнистии (законодательная).
Конституционный Суд принимает решение о несоответствии Указа Президента Конституции страны (судебная).
Совет Федерации дает согласие Государственной Думе на отрешение Президента от должности (законодательная).
Президент издает Указ о помиловании группы осужденных (исполнительная).
Милиционер арестовал человека, подозреваемого в совершении грабежа (исполнительная).
(художественный номер)
6 конкурс: «Правительство РФ»
Вопрос-аукцион. Я предлагаю командам назначить сумму баллов за правильный ответ на поставленный вопрос. Кто сколько? За неправильный ответ назначенная сумма отнимается от заработанных очков. Предел – 15 баллов. Минимальная сумма – 5 баллов.
Вопрос: Какую власть осуществляет Правительство Российской Федерации? (исполнительную ст.110 п.1)
7 конкурс – «Судебная власть». Составить синквейн.
Ведущий: Слово «синквейн» пришло к нам из французского языка и переводится как «пять». Следовательно, синквейн – это стихотворение, состоящее из пяти строк.
Правила составления синквейна.
1 строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею;
2 строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль;
3 строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы;
4 строка - фраза из нескольких слов, выражающая отношение к теме;
5 строка – одно слово (ассоциация, синоним к теме, обычно существительное, допускается описательный оборот, эмоциональное отношение к теме).
Например:
Школа.
Вечная, незабываемая.
Бурлит, выпускает, принимает.
Из родника берут начало реки.
Родник детства.
Слово – Судебная власть.
Время на исполнение 3 минуты.
Жюри подводит итоги.
(художественный номер)
Моя Россия
Россия, ты – великая держава, Твои просторы бесконечно велики. На все века себя ты увенчала славой. И нет другого у тебя пути.
Озёрный плен твои леса венчает. Каскад хребтов в горах мечты таит. Речной поток от жажды исцеляет, А степь родная хлебушек родит.
Твоими городами мы гордимся. От Бреста до Владивостока путь открыт.
Тебя венчает славная столица, А Петербург историю хранит.
В земле твоей богатств поток неиссякаем, К сокровищам твоим нам путь лежит. Как мало о тебе ещё мы знаем. Как много изучить нам предстоит.
8 конкурс – «Местное самоуправление»
Ведущий: Приготовьте ваши ладошки – если да - то хлопаем, если нет – тишина. Жюри и мои помощники внимательно следят.
Вопросы:
Местное самоуправление в Российской Федерации обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. (да; ст.130 п.1)
Органы местного самоуправления не могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. (нет; могут ст.132 п.2)
Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. (да; ст.133)
(Оглашение результатов турнира. Награждение команд)
Ведущий: Хочу закончить наш турнир словами из преамбулы: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИТУЦИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ». Так давайте чтить и уважать главный закон нашей страны. Спасибо за активное участие в нашей игре.