Воспитывать у детей умение внимательно слушать сказку и понимать ее содержание, сопереживать героям, оценивать некоторые доступные их пониманию действия персонажей.
Развивать внимание и память (игра «Бывает - не бывает»), словесно-логическое мышление (загадки, «Собери слово из разрезанных букв», «Составь пословицу»), мелкую моторику (пальчиковые игры, изготовление кормушки - шнуровка).
№ | Мультимедиа | Этап занятия | Содержание этапа (педагог) | Деятельность детей |
1 2 | После прочтения загадки появляется рассы-панное слово «Зима» | Орг момент | Сегодня я вас приглашаю в чудесную мастерскую, нам предстоит сотворить в ней что-то замечательное, а главное, очень нужное. Что это, вы узнаете попозже, а для начала я вам загадаю загадку: Кто, угадай-ка, Седая хозяйка: Тряхнула перинки, над миром пушинки? Запорошила дорожки, Разукрасила окошки, Радость детям подарила и на санках прокатила! | Зима. (если дети не отгадают, собирают слово из разрезанных букв) |
3 4 | Кадр «Зима» Вопрос, Фото | 1 этап: Введе-ние в тему | Да, действительно, сейчас в природе хозяйничает зима. -Что изменилось ребята, с приходом зимы? | -Птицы улетели на юг, стало холодно, лежит снег………. Если дети не отвечают, игра «Бывает – не бывает» |
5 | Слова: МОРОЗ | Словар-ная работа | -Чтобы осень не промокла, Не раскисла от воды, Превратил он лужи в стекла, Сделал снежными сады. Правильно, это мороз. На улице стало холодно, мороз щиплет нос, а вы часто на улице мерзнете. - Представьте сейчас, что вам холодно, у вас замерзают щеки, нос, уши. | -Дети имитируют: ежатся, разогревают руки, растирают щеки, нос, уши. |
6 | Слова: СНЕГ, СНЕЖИНКА | | - А теперь закройте глазки, представьте: на улице идет снег, подставьте ладошки, на них падают снежинки: мягкие, пушистые: В небе зародилась из капельки воды Звездочка резная дивной красоты. Хрусталиком искристым с неба прилечу, Сяду и растаю, если захочу. -Откройте глаза, посмотрите, какие красивые у вас снежинки, оставьте их себе. | |
7. | Звук ветра. Картинка: ВЕТЕР, МЕТЕЛЬ ВЬЮГА | | -Послушайте, ребята, что это? -Зимой часто дует ветер, иногда он слабый, иногда сильный. -Давайте подуем на снежинки сначала тихонько, затем сильнее, чтобы снежинки улетели. | -Ветер |
8 | Картина: ЗИМА | | - Мы с вами представили и почувствовали, какая бывает зима. Да, действительно, с приходом зимы стало намного холодней, побелели от снега поля и пригорки, толстым льдом от мороза покрылись реки и озера, притихли, уснули, как в сказке. Ходит зима по горам, по долинам, ходит в больших мягких валенках, ступает тихо, неслышно. - Ребята, любит ли зиму русский народ? | - Любит. |
9. | Пословицы «разрезан-ные» – проверка пословицы в правильном варианте. | Работа над послови-цами в группах | Да, любят зиму в народе, много сказок сказывали про нее, песни и стихи сочиняли, а сколько пословиц и поговорок об этом времени года. Вы их знаете? Зима не лето, в шубу одето. Два друга – мороз да вьюга. Лето припасиха, а зима поедиха. Мороз не велик, стоять не велит. В зимний холод всякий молод. | Собрать пословицы и поговорки из разрезанных частей. |
10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 | Иллюстра-ции к сказке: Зимние картины Дети на горке Озера ЗИМА ЗИМА ЛИСА БЕЛКА Медведь в БЕРЛОГЕ ЗАЯЦ | 2этап: Работа над темой занятия Сказка Физ пауза | -Ребята, а вот в сказках зиму часто называли злой старухой, а почему, вы узнаете, прослушав сказку К.Ушинского «Проказы Старухи-Зимы». -Разозлилась Старуха-Зима, задумала всякое дыхание со свету сжить. «Дойму я сначала людей», - думает она. Шлет мороз за морозом, один другого злее. Заволокли морозы узорами оконницы в окнах, стучат в стены и в двери так, что бревна лопаются. А люди затопили печи, пекут себе блины горячие да над зимой посмеиваются. Обиднее всего показалось зиме, что даже маленькие ребятишки и те ее не боятся. Катаются себе на коньках да на салазках. Видит зима, что нечем ей людей взять. Злится, до рыб добирается, посылает мороз за морозом, один другого лютее. Замерзли реки и озера, да только сверху, а рыба вся в глубь ушла, под ледяной кровлей ей еще теплее. Накинулась зима на зверей. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Морозы зверей пугают, а они не боятся: у одних шубы теплые, другие в глубокие норы запрятались, белка в дупле орехи грызет, медведь в берлоге лапу сосет, а заинька прыгаюче греется. Зайка беленький сидит и ушами шевелит, Зайке холодно сидеть, Надо лапочки погреть, Зайке холодно стоять, Надо зайке поскакать. Кто-то зайку напугал, Зайка – прыг – убежал. - Не боятся звери зимы, не страшен им холод. | Дети садятся на пол и слушают сказку. Физкультминутка: Дети садятся на корточки, проговаривают чистоговорку и имитируют все движения. |
21 22 | Гуси Перелет-ные птицы | | - Добралась тогда зима до птиц. Надоели они ей своим криком да писком. Некуда птицам деваться, стали они стайками собираться да думу думать. - О чем подумали птицы? -Многие птицы улетели в теплые края. | |
23 | Вопрос | | -Ребята, кто знает, какие птицы остались зимовать в нашем крае? | …………….. |
24 25 26 27 28 29 30 | Птицы: ВОРОБЕЙ, СИНИЦА, ВОРОНА, СОРОКА ДЯТЕЛ СНЕГИРЬ Все птицы | Картин-ный словарь | - Работа с картинным словарем (дети называют птицу по картинке) | |
31 | Голоса птиц | | -Слышите, ребята, это птицы разговаривают между собой. Давайте послушаем, о чем же птицы могут говорить между собой зимой. | |
| | Драмати-зация | Живой театр «Птицы зимой» | |
32 | Чем питаются птицы? | | -Вот, ребята, оказывается Старуха – Зима больше всех птиц наказала. - А чем? -Вспомните, чем питаются птицы? - А зимой все это под снегом? -Птицам особенно трудно находить корм во время снегопадов, в сильные морозы, тогда для них наступают голодные дни. - Я беспокоюсь сегодня за птиц, за наших воробышек, галок, синиц. Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким? | -Им нечего есть. -Зернышками, насекомыми, ягодами, травкой. - Поможем. |
| | | А как мы можем помочь птицам? | |
33 | Кормушка Компью-тер выключа-ется. | 3 этап: Работа в мастерс-кой | -Ребята, вы догадались, что мы будем делать в мастерской? | - КОРМУШКУ Дети проходят за рабочий стол, где под покрывалом лежат необходимые детали будущей кормушки. |
| | Размин-ка для рук. | Вот волшебники мои. Их как хочешь поверни. 1,2,3,4,5 – не сидится им опять. Поиграли, повертели, Поработать захотели. | |
| | Работа над кормуш-кой | Объяснение этапов работы. Техника безопасности. | Оречевление деятельности |
| | Подве-дение итогов работы | -Что мы сегодня сделали? -Для чего эти кормушки? -Чем можно накормить птиц зимой? -Мы хотим, чтоб руки эти Сделать все могли на свете. Чтобы мамы и отцы нам сказали «Молодцы». | Мы сделали эти кормушки для того, чтобы накормить птиц. За ней надо следить, подкладывать корм. Чистить ее. |
| | | - Наше занятие закончено, всем спасибо за работу. | |