Любой самый красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы. Покормите птиц зимой! Пусть со всех концов - К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Цель данного мероприятия: расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Помоги птицам перезимовать »
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «КУЛЬБАКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» ГЛУШКОВСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
« Помоги птицам перезимовать»
Мероприятие провела
Нестеренко
Галина Николаевна
учитель начальных классов
Тема: «Помоги птицам перезимовать»
Цель:
Расширить знания детей о птицах, вызвать сочувствие к голодающим и замерзающим зимой птицам, учить проявлять заботу к ним.
Задачи: Образовательные: 1. Формирование экологического представления детей об окружающем мире. 2. Обеспечить более надёжные основы экологической ответственности младших школьников. 3. Обеспечение более широкой и разнообразной практической деятельности учащихся по изучению и охране окружающей среды. 4. Обобщить и расширить представления детей о зимующих птицах нашего края. 5. Обогащать пассивный словарь детей. Активизировать речь детей.
Воспитательные: 1. Помочь осознать главные этические законы жизни человека – любви, добра, справедливости к окружающему миру. 2. Закрепить и обобщить представление детей о сочувствии, сопереживании, милосердии.
3.Воспитывать заботливое отношение к птицам, желание помогать им в трудных зимних условиях.
Развивающие: 1. Развивать познавательный интерес у детей к жизни зимующих птиц;
2.Развивать у детей потребность общения с природой и окружающим миром. 3. Развивать в детях ответственность за "братьев наших меньших".
3. Выставка кормушек детей “Мы заботимся о птицах”.
4. . Блюдо с "угощениями" для птиц: пшено, овес, хлеб, семечки, сало, рябина, семена растений и др.
5. Плакаты:
Помогите пернатым друзьям! Покормите птиц зимой! Помогите нам пережить зиму, люди! Ребята, берегите и охраняйте птиц!
6. Маски птиц.
7. Мультимедийный проектор.
Презентация. Слайды по теме «Помоги птицам перезимовать».
Методы и приемы: Игровой, словесный, наглядный.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
Звучит музыка - В мире животных
Ведущий:
Как прекрасна ты, наша Родина! В любое время года ты чаруешь глаз то пестрыми красками лета или золотой осени, то сказочной красотой зимы или буйным цветением весны. Но любой самый красивый уголок природы остается мертвым, если его не оживляют птицы.
- Ребята, закройте глаза и попробуйте представить себе, что вы услышите?
(Звучит отрывок записи «Пение птиц»). - Итак, что вы представили сейчас? (выслушиваются мнения детей). - В какое время года можно услышать голоса птиц? (ответы детей). - А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение? (ответы детей). - Почему? (ответы детей).
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
- Зимой птицам не до песен. Однако в январе уже можно слышать песню клеста, а в феврале – большой синицы.
Ведущий:
- Когда ты идёшь по тропинке лесной, Вопросы тебя обгоняют гурьбой. Одно “почему” меж деревьями мчится, Другое пчелою забралось в цветок, А третье – лягушкою скок в ручеёк. Пойдём - ка, дружок, по тропинке вдвоём Ответы поищем под снежным шатром.
Ведущий: - Ребята, а что это за шум?
Появляется взъерошенный воробей: Ой, спасите! Караул! Кто в меня снежком пульнул? Эти скверные мальчишки- Жить мешают воробьишкам. То снежками, то рогаткой! А ведь нам и так не сладко!
Появляется синичка: Бр- р! Какой мороз трескучий! Где бы спрятаться по - лучше?
Замерзаю на лету! Может быть, согреюсь тут? (Замечает воробья)
Чик-чирикин! Что с тобой? Ты взъерошенный такой! Может, кто тебя обидел? Или ты кота увидел?
Воробей: Ой, соседка! Тише! Тише! Видишь там троих мальчишек Бессердечных, злых и грубых? Хорошо им в теплых шубах, В шапках, в куртках меховых! Еле вырвался от них!
Синичка: Я, сосед, с тобой согласна! Птичья жизнь зимой ужасна! Против нас мороз, бураны, Да еще и хулиганы! Нас выслеживают кошки, И во рту с утра не крошки! Червячков и мошек нет, А без них какой обед? Ой, как трудно жить на свете! Что нам делать? Кто ответит?
Появляется ворона: Ну, морозы! Ну, морозы! Нос наружу – ой-ой-ой! Даже белые березы В серой корке ледяной. И голодная синица Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться, Ни козявки, ни зерна. День дымится морозной далью, Ночи снежны и темны, Замерзаю, голодаю, не дожить мне до весны!
Ведущий: - Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам зимой? (ответы детей). - Правильно, птицам на помощь должны прийти люди.
Морозы жестокие в этом году… Тревожно за яблоньку в нашем саду, Тревожно за Жучку: В ее конуре такой же морозище, Как на дворе. Но больше всего беспокойно за птиц, За наших воробышков, галок, синиц: Ведь очень уж холодно в воздухе им. Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором: - Поможем! Их надо кормить, И тогда Им будет легко пережить холода.
Ведущий: Ребята, наше мероприятие сегодня посвящено птицам: мы будем с вами решать проблему - как помочь им пережить трудное зимнее время. Мы поговорим о птицах, которые проводят с нами зиму. Ведь многие птицы совсем не улетают от нас. Их называют … зимующими птицами. 15 января, это самая середина зимы отмечается как Всероссийский День зимующих птиц. - Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (ответы детей).
1. - Огромное значение имеют птицы в природе и в сельском хозяйстве, сохраняя от насекомых-вредителей культурные и дикорастущие растения, помогают в их опылении.
Например: колибри и нектарники опыляют тропические растения.
2.- Сойки, уносят желуди дуба на большие расстояния и часто теряют, тем самым, рассеивая его семена; склевывая сочные плоды рябины, черемухи, бузины, брусники, черники, они перелетают с места на место и выбрасывают неповрежденные семена вместе с пометом.
3.- Известно, что семья скворцов уничтожает за месяц до 24 тыс. насекомых и их личинок.
4. - Кукушка, в пищу которой идут крупные гусеницы, майские жуки, поедает их за лето до 270 тыс.;
5. - Грач, следя за плугом, способен уничтожить до 400 червей.
6. - Пара синиц, поселившихся в саду вместе со своим потомством, могут очистить от насекомых - вредителей 40 больших яблонь.
7. - Для человека полезны и хищные птицы, уничтожающие мелких грызунов-вредителей полевых культур.
Ведущий: - С наступлением зимы птицы держатся ближе к жилью человека.
В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. Зимой птицам не так страшен холод, как голод.
Где зимой добыть еду? Эту нелёгкую задачу птицы лесов и полей решают по – разному: кто разыскивает в складках коры жуков и пауков, кто ищет корм на кустах и деревьях. Ведь на многих из них остались почки и семена.
За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Ученики читают стихи: 1. Как птицам перезимовать? Известно, что у птах Нет ни халатов ватных, Ни байковых рубах. У многих даже нет гнезда: Они в грозу, и в град, И под дождём, и в холода На ветках сидя спят.
Ведущий: - Но кто же им дает приют,
когда снега метут?
2. Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, теплый юг.
3. Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
4. Сидят вороны по столбам, Галдят на ветках галки, Привольно прыгать воробьям, Как бы крутя скакалки.
5.Но если долго снег идет
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
6.Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зернышка, ни крошки.
И вот летают все слабей
Ворона, галка, воробей.
Скорей на помощь, дети!
Ведущий: - Как же люди могут помочь птицам зимой? (ответы детей)
Что за стол среди берёз, Под открытым небом? Угощает он в мороз Птиц зерном и хлебом (кормушка)
В. - Ребята, а у кого из вас есть дома кормушка? - Что главное в кормушке? (корм)
6.Вот в этот самый трудный час Спасенье птицы ждут от нас. Кормите их! Согрейте! Повесьте домик на суку! Рассыпьте крошки на снегу, А то и манной кашки… И оживут бедняжки!
По небу весело скользя, Взлетят пернатые друзья, И пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!".
Ведущий: - Слышите, опять какой - то шум. Наверно ещё кто-то пожаловал к нам в гости.
Появляется сорока: Добрый день, синичка! Здравствуй! Чик - чирикин, как дела?
Ой, не терпится похвастать - Я сегодня принесла Сногсшибательную весть: Будет всем нам, что поесть: Рассказала мне подружка, Про какие-то кормушки. Дескать, дети есть такие - Ну, совсем, совсем не злые, А как раз наоборот, Помогают птицам! Вот!
Воробей недовольно: Перестань трещать сорока, О еде, о жизни легкой, Да еще о добрых детях. Сказки нет - глупей на свете! Не поверю никогда, Будто где-то ждет еда! Никому мы не нужны. Эх, дожить бы до весны….
Сорока возмущенно:
Чик - Чирикин, ты не прав! Разузнала я вчера: Эти славные ребята - Называются юннаты. Так летим же в школьный сад, Ведь кормушки там висят. Их, поверьте, там немало. Есть на них зерно и сало, Крошки хлеба и пшено!
Воробей недовольно: Нет, не верю все равно!
Синичка задумчиво: А вот я бы полетела. Что-то кушать захотела Я еще два дня назад. Кто со мною в школьный сад?
Воробей: Так и быть, я полечу - Я всю зиму есть хочу.
- Ребята, давайте поиграем и немного отдохнём: Игра «Доскажи словечко».
Хлебных крошек не жалей,
Заслужил их …(воробей).
Сделай ты ему кормушку,
Кликнет он свою …(подружку)
И пойдет веселый стук –
Тук -….(тук-тук, тук-тук-тук).
Трещала с самого утра: "Пора! Пора!" А что пора? Какая с ней морока, Когда трещит ... (Сорока)
Выпал снег, а эта птица
Снега вовсе не боится.
Эту птицу мы зовем
Красногрудым... (снегирем).
Ты с модницей этой,
Конечно, знаком:
Вертушке на месте
Никак не сидится —
Все хвастает
Синим своим сюртуком
И шапочкой синей
Гордится... (синица).
От простуд он не страдает,
Не страшится злобных вьюг
И к зиме не улетает
На далекий знойный юг.
Пусть покроют снега груды
И пригорок, и пустырь —
Раз красавец прилетел к нам,
Житель севера... (снегирь).
Ребята,а сейчас давайте станцуем самый любимый птичий танец
-«Танец маленьких утят».
(Появляются не спеша, синичка и воробей).
Синичка: Ах, какой чудесный пир! Я теперь люблю весь мир! Был жестоким день обычный, Оказалось, не со зла. Людям я не безразлична! Я нужна им! Ну, дела!
Воробей: Да, в саду я убедился: На сороку зря сердился. И теперь уж наяву - До весны я доживу! А весной мы дружно вместе - Будем петь вам, люди, песни, Защищать от злой беды Огороды и сады. Ведь на сытый-то желудок Нам, пернатым, ерунда - И любое время суток, И снега, и холода! Обращается к синичке: Ты со мной согласна?
Синичка: Да! Я, сосед, с тобой согласна! Как на свете жить прекрасно! (Улетают)
Ведущий: - Давайте мысленно перенесёмся в зимний лес. Погода чудесная. Мороз и солнце. День чудесный! В лесу тихо.
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет,
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь!
- Ребята, сейчас мы с вами разгадаем загадки и вспомним, каких же птиц мы можем увидеть на наших кормушках и узнаем о них много интересного.
1) Я весь день ловлю жуков, Ем букашек, червяков. Зимовать не улетаю, Под карнизом обитаю. Прыг-скок! Не робей! Я бывалый …. (воробей)
1. Наш воробей стойко переносит холод. Когда ему холодно, он прячет одну ногу в пушистое оперение своего брюшка, а на другой стоит.
Окраска самца воробья серенькая с тёмненькими пятнами на спине, на шейке – чёрное пятно. Самочки почти одноцветные – серовато – бурые, без ярких тонов и пятен. Трудно воробьям зимой, их надо подкармливать. Воробьи едят всё: крошки, куски хлеба, остатки каши, семечки, зёрнышки.
По воробьям можно узнать температуру. Если воробьи на кормушке гладенькие да аккуратненькие, значит, тепло на дворе. А если взъерошенные, будто надутые – тут уж береги уши и нос!
Давно замечено: если ударит мороз – воробьи сразу взъерошиваются.
- А для чего, как вы думаете? - Так воробьям теплее: вокруг тела увеличивается прослойка воздуха, удерживающая тепло.
А если воробьи дружно расчирикались – жди оттепель.
Знаете ли вы? Воробьи вскармливают своих птенцов насекомыми.
Воробей
В канаве с водою талой
Плещется воробей,
У тёмной ольхи я встала,
Смотрю из-за голых ветвей.
Как беззаботный мальчишка,
С головкой он хочет нырнуть…
Задорный, лихой воробьишка –
Боюсь я его спугнуть.
Забыл он и голод, и стужу,
Забыл, как позёмка мела,
Он рад нынче солнечной луже
И каплям скупого тепла!
2) Каждый год я к вам лечу, Зимовать у вас хочу. И ещё красней зимой Ярко-красный галстук мой! (снегирь)
2. - Важная, красногрудая птица. Можно увидеть на рябине, на ясене, на клене. Самки не такие яркие, как самцы. У них грудка серовато-бурая. Зимой в наших краях появляется много снегирей. Сюда они прилетают из северных лесов. Появление снегиря всегда связано с первым снегом, отсюда и название этой птицы. Снегири обычно держатся небольшими стайками (7 -10 птичек в каждой). Знаете ли вы? Снегирь – доверчивая и общительная птица. Если кто – нибудь, из стаи попался в ловушку, остальные спешат на помощь к нему.
Мы зовёмся «снегири»!
Наши грудки – цвет зари!
Прилетаем мы зимой,
Мы не любим летний зной.
Нам морозы не беда,
Семена для нас еда.
Есть полынь, рябина, клён,
Подорожник, вкусный лён.
Мы на месте не сидим,
А летаем и едим.
3) Он в своей лесной палате
Носит пестренький халатик,
Он деревья лечит.
Постучит – и легче. (Дятел)
3. - В зимнее время эти птицы кормятся семенами еловых шишек. В расщепах деревьев они устраивают зимние столовые. Принесенные еловые шишки они ловко засовывают в свой верстак и выдалбливают из шишек семена.- Оказывается, в голове у дятла есть амортизатор. Поэтому его мозг защищен от сотрясений, возникающих при ударах клювом. Знаете ли вы? Своим крепким клювом дятел несколько дней долбит дерево, пока не получится дупло. Дятел: В яркой шапке пестрый дятел, Корольков, синиц приятель, Барабанит в мерзлый ствол:
4. Кажется, что эта птичка нарядилась в желтую блузку. Она всем интересуется, всюду сует свой любопытный клювик, ни минуты не сидит на месте. Эти птицы очень находчивы и изобретательны. А какие они ловкие: лазают, кувыркаются на ветках, как на турниках. А вы знаете, что у синичек даже праздник свой есть. Он так и называется – «Синичкин день». По народному календарю бывает 12 ноября. В этот день синичка как бы встречает зимних гостей.
Синица.
Все тропинки занесло,
Снег блестит, искрится,
Клювиком в моё стекло
Стукнула синица.
За окном повешу ей
Я кусочек сала,
Чтоб теплей и веселей
Бедной птахе стало.
5) Выгоняют холода Птиц из леса в города. На рябину налетели Дружной стаей … (Свиристели)
5. Свиристель живёт в тайге. Это леса хвойные, густые. Птенцов свиристель кормит комарами, которых в тайге видимо-невидимо. Кроме комаров свиристель питается ягодами рябины, калины, клюквы. Но с приходом зимы комары исчезают, а ягод становится всё меньше. Поэтому птицы собираются в стаи и летят южнее, туда, где ещё можно найти корм. Зимой основным кормом служат ягоды рябины, калины, бузины, винограда и другие.
Флейты зимние запели
На морозе голубом.
Прилетели свиристели,
Засвистели о своём.
Все рябины облепили –
Свиристят над головой,
С веток сбили кучи пыли
Лёгкой, звонкой, снеговой
6) Непоседа пёстрая, Птица длиннохвостая, Птица говорливая, Самая болтливая (сорока) 6. У сороки есть прозвище – белобока. По бокам пёрышки у неё совсем белые, а голова, крылья и хвост чёрные, как у вороны. Очень красив у сороки хвост – длинный, прямой, будто стрела. Перья на нём не просто чёрные, а с красивым зеленоватым отливом. Сорока – ловкая, подвижная, суетливая птица. Ради большей безопасности сороки ночуют стаями. Излишки пищи они прячут в ямах, которые выкапывают в земле. К зиме, большинство сорок, вместе с воронами и галками, разлетаются по деревням и ищут себе еду недалеко от жилья человека.
Знаете ли вы? Сороки славятся неравнодушным отношением к блестящим предметам. К сожалению, сороки часто поселяются в садах и разоряют гнёзда певчих птиц.
7. Как только не говорят об этой птице: и глупая, и лохматая, и неуклюжая, и воровка! - Если вы хотите узнать: какого цвета ворон и ворона, то знайте, что ворон– чёрный, а ворона – серая.
Ведущий: - Вот сколько птиц прилетело на кормушку. Вот и пришла зима! С ее приходом сразу же началось оживление в птичьих столовых. Еще несколько дней, когда не было снега, птиц у кормушки приходилось дожидаться, а сейчас они все время рядом. У такой веселой кормушки можно долго стоять и с удовольствием наблюдать за птицами, если стоять тихо, не шуметь и не двигаться.
- Каких же ещё птиц мы можем встретить в нашей местности зимой?
9) Известно с давних нам времен,
Что эта птица – почтальон? (голубь)
9. Это довольно красивая птица — мало кто еще обладает таким быстрым, уверенным полетом. Благодаря скорости и способности к ориентации одомашненные голуби издавна использовались как средство связи. Голубя называют символом мира и чистоты.
- Белый голубь - символ мира-
Пролетит сквозь дым и тьму.
В Будапеште, и в Каире,
В Пакистане, и в Алжире
Люди рады все ему.
10) Кто в лесу живет сосновом, Носит крестик на носу? И гнездо плетет в ту пору, Когда пурга поет в лесу? Не страшны ему метели, Гнезда вьет зимой на ели. Крик его отрывист, прост, Криворотый красный…. (клёст)
10. - Замечательны эти птицы тем, что вьют свои гнезда зимою. А в лютую январскую и февральскую стужу выводят в этих гнездах птенцов. Их гнезда трудно увидеть, они скрыты в густых ветвях хвойных деревьев. - Единственный корм этих птиц – еловые и сосновые семена, которые они ловко добывают своим крестообразным клювом. Сидит себе самка в гнезде и высиживает яйца. Появляются клестята. А самка положения не меняет – самец ее кормит. Все у этой птицы не как у других – клюв не прямой и не кривой, а крестообразный. И птенцов она выводит не летом, а зимой. Самцы у клестов – красные. А самочки клестов – зеленоватые. А вы знаете, что у птенцов клеста клюв совсем прямой, а у родителей загнут крестообразно? Зависит это от пищи. Достают семена из-под твёрдых чешуек шишек только взрослые птицы. А еще клесты помогают и белке лакомиться семенами шишек: в шишках птицы съедают только часть семян, остальные – белка.
Кружат снежные метели, По ночам трещит мороз, На вершине пышной ели - Лущит шишку яркий клест.
Он мороза не боится, Не страшна ему зима! Сосны, ели, дарят птице Золотые семена.
Сценка «Дятел и клёст»
Д: Чего ты, клёст, визжишь? Обидели тебя что ли?
К: Да нет, дятел, это я радуюсь!
Д: Нашёл время радоваться…
К: Как раз самое время, у меня в гнезде птенчики вывелись, и до чего же милы, до чего же хороши!
Д: В такой мороз птенцы? Да они замёрзнут!
К: Нет! Я им еловых веток натаскаю, а клестиха-мать греет их вроде печки. Им тепло и сытно, а от моей песенки ещё и весело.
Ведущий: Ребята, а почему у клеста птенцы зимой выводятся?
(потому что им есть что кушать)
- Да, питаются эти птицы семенами еловых и сосновых шишек, которые образуются поздней осенью. Как раз к зиме корм есть.
11) Ну, а кто скажите нам, Ловко лазит по стволам: Вверх и вниз и тут и там? Кто мелькает целый день? Это птица… (Поползень) Настоящий акробат – Чистит все стволы подряд.
11. Поползень. - Как проворно ползают эти птахи по стволам деревьев, нередко вниз головою. Зимою прибиваются к человеческому жилью, живут в парках, садах, возле протоптанных дорожек. Поползня вы могли и не видеть, но эта птичка живёт у нас круглый год. Своё имя эта птица получила от слова «ползать». Она действительно ползает по стволам деревьев, но ползает акробатически: и вверх головой, и вниз, и поворачивается на ходу и подпрыгивает. В это время птица работает – ищет насекомых в щелях дерева.
ПОПОЛЗЕНЬ
Голубая спинка, Рыженький бочок. По стволу осинки, За скачком скачок, Поползень вертлявый Скачет вверх и вниз; В ствол залез дырявый, Клювом вниз повис.
Из-под черной бровки Искоркой сверкнул, Свистнул: “Эй вы, дятлы! Клювом вниз скачу… Вам такое вряд ли, Дятлам по плечу!”
Песня «Если б только- только- только…»
Помогу птичкам.
В воздухе кружится Беленький снежок. Он укрыл деревья Поле и лужок.
Птичкам стало хуже, Корма не достать. Мы поможем пташкам - Перезимовать.
Вывесим кормушки - С хлебом и зерном. Прилетайте, пташки - В гости вас зовём!
В.: Мало сделать кормушку, надо ещё знать, что в неё можно положить.
Какой корм дадим каждой птичке? (ответы детей) 1. Арбузные и дынные семечки можно собирать ещё осенью. Их любят синицы, поползни и дятлы.
2. Кусочки сала годятся не всем птицам. Сало любят синички, поползни, дятлы. Только сало не должно быть солёным.
3. Овёс охотно съедят синицы.
4.Подсолнечник – особенно мелкий, но не жареный, - лучший корм для снегирей, синиц, поползней и воробьёв. Перед засыпкой в кормушку их лучше слегка подавить.
5.Можно давать пшено, хлебные крошки (только пшеничные!), их едят все птицы. 6. - Пшено и просо – любимая еда воробьев.
9. - Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. 10. - Сырое мясо – хорошая пища для синиц и поползней, а так же для ворон, галок и сорок. Сало и мясо подвешивают на ниточках.
- Как вы думаете, ребята, есть ли у птиц зимой природные столовые? (ответы детей) - Да, у птиц есть природные столовые.
Например, деревья рябины, ягоды винограда, ягоды калины, шишки елей и сосен.
В.: - Вы теперь знаете, кто из зимующих птиц, какой корм любит. - Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила. Постарайтесь внимательно послушать и запомнить правила подкормки птиц.
1. - Во время подкормки не сорите, не оставляйте на улице бумажные и полиэтиленовые пакеты, газеты, жестяные банки и коробки. 2. - Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже время. Птицы будут сами прилетать к этому времени. 3. - Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени. Именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить. 4. - Корма в кормушках должно быть немного и только нужного птицам: семена дикорастущих трав, крошки хлеба, подсолнечника, кусочки несоленого сала. 5.- Не шуми и послушай! Очень интересно наблюдать за птицами во время кормления, как быстро они слетаются, как общаются друг с другом.
1. Мы кормушку смастерили. Мы столовую открыли. Воробей, снегирь – сосед, Будет вам зимой обед!
2. В гости в первый день недели - Две синицы прилетели, А во вторник – снегири, Ярче утренней зари!
3. Три вороны были в среду - Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краев – Десять жадных воробьев.
4. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог - Прилетело семь сорок. Ведущий: - Ребята! Выполняйте эти правила! Познакомьте с правилами подкормки птиц своих младших товарищей, братьев и сестер. Помните: заботясь о птицах, мы охраняем природу. М. Пришвин говорил: “ Охранять природу - значит охранять свою Родину”. Давайте вместе прислушиваться к голосу живой природы, её шёпоту, крику, заботиться о природе, беречь её ради нашей с вами жизни на Земле.
Мы объявляли конкурс кормушек и сегодня подведём его итоги. Посмотрите, сколько кормушек у нас получилось. Мы точно сможем помочь нашим маленьким друзьям. По небу весело скользя, Летят пернатые друзья И пропоют чирикая: “Спасибо Вам великое!” Ученики читают стихотворение Александра Яшина «Покормите птиц зимой». 1. Покормите птиц зимой, Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна - И не страшна - Будет им зима. 2. Сколько гибнет их - не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть - И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать - Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз - К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну.
Ведущий:- Ребята, хорошее дело мы затеяли. Вот только о чем я подумала: нас 43 человека в начальных классах. Даже если каждый из вас сделает 1 или 2 кормушки и будет ухаживать за ней – все равно этого мало. А что если написать плакаты и развесить их. А в плакатах этих написать: Птицы – наши друзья! Сделаем для них кормушки! Берегите птиц! Покормите птиц зимой! Помогите птицам! Может тогда и другие ребята откликнутся, а вместе с ними и взрослые.Наше занятие подходит к концу. Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними, делать рисунки и записывать, что удалось заметить. Конечно, птицы не умеют разговаривать.
Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней и богатым урожаем, который они спасут от вредителей. Но самое главное, как я считаю, вы станете добрее, и бережнее будете относиться ко всему живому. Самое главное, что многие из вас, наверно, поняли, что охрана нашей природы – это наша забота, забота вашего молодого поколения. И от вас, ребята, сейчас многое зависит: будут ли через 10-20-100 лет на нашей планете леса, сады и реки. Будут ли птицы подниматься высоко ввысь, чтобы спеть свои весёлые, звонкие песни.Стук в дверь: (приносят телеграмму). В: зачитывает телеграмму:
«Срочно нужна ваша помощь!
Живём рядом с вашей школой, нам голодно»! Синички, воробьи, голуби и другие птицы.
В: - Поможем птичкам? (да).
После занятия развесим наши кормушки и положим туда корм.
- В заключении, послушайте, пожалуйста, замечательное стихотворение М. Глазкова «Поделитесь с птицами едой!».
1.
Поделитесь с птицами едой,
Накрошите хлеба им на блюдце.
Пусть они под вьюжною бедой
Не опустят крылья, не согнуться.
Поделитесь с птицами едой,
Чтоб они, как только снег растает,
Пронеслись над полою водой
До своих гнездовий шумной стаей.
3.
Поделитесь с птицами едой,
С малыми друзьями, земляками,
Если дорожите дружбой той
И сердца в груди у вас не камень.
Поделитесь с птицами едой,
И они отплатят доброй песней.
Ну, а с песней жить то интересней,
До ста лет все будешь молодой…
Все: Поделитесь с птицами едой!
Вручение закладок.
- А на память о нашем классном часе я хочу вручить вам закладки со словами «Поделитесь с птицами едой!».
- А добрыми и отзывчивыми нужно быть в любое время года и не только по отношению к птицам.