В связи с переходом начального общего образования на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, в качестве метапредметных планируемых результатов образования заявлены следующие: коммуникативные, регулятивные, познавательные, универсальные учебные действия, чтение и работа с информацией – ключевая информационная компетентность. Ключевая информационная компетентность (по ФГОС НОО) включает в себя следующие аспекты: поиск и извлечение информации, получение и понимание информации, представление и применение информации.
С сентября 2011 года формирование ключевой информационной компетентности у младших школьников является обязательным условием, обеспечивающим достижение планируемых результатов, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Достичь заявленных результатов возможно не только с помощью урочной, но и внеурочной деятельности учеников.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Первоклассная газета »
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 109»
Педагогический проект
«Первоклассная газета»
Составила
учитель начальных классов
Козлова Светлана Вячеславовна
г.Пермь 2014 г.
Педагогический проект «Первоклассная газета».
Тип проекта:
по деятельности учащихся – поисково-исследовательский,
по форме – групповой,
по содержанию – межпредметный,
по направлению – общеинтеллектуальное,
по продолжительности – январь 2013- май 2014 года
возраст – 9-10 лет
Результат – выпуск своего номера «Первоклассной газеты»
Актуальность
В связи с переходом начального общего образования на реализацию Федерального государственного образовательного стандарта, в качестве метапредметных планируемых результатов образования заявлены следующие: коммуникативные, регулятивные, познавательные, универсальные учебные действия, чтение и работа с информацией – ключевая информационная компетентность. Ключевая информационная компетентность (по ФГОС НОО) включает в себя следующие аспекты: поиск и извлечение информации, получение и понимание информации, представление и применение информации.
С сентября 2011 года формирование ключевой информационной компетентности у младших школьников является обязательным условием, обеспечивающим достижение планируемых результатов, заявленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования. Достичь заявленных результатов возможно не только с помощью урочной, но и внеурочной деятельности учеников.
Для оценки уровня сформированности информационной компетентности у младших школьников нами предусмотрена ежегодная диагностика. Анализ результатов мониторинга выявил проблемы при работе с текстом, снижение результатов по каждому из аспектов
Необходимо было искать пути решения данной проблемы, поэтому в качестве одного из инструментов формирования читательской компетентности мы решили использовать учебное пособие «Первоклассная газета», разработанное Центром развития молодёжи г. Екатеринбурга.
Цель проекта:
Формирование коммуникативных и читательских компетенций у младших школьников.
Задачи:
Формировать универсальные учебные действия и коммуникативные компетенции обучающихся.
Развивать навыки осмысленного чтения, навыки самостоятельной работы с информацией (выдвигать гипотезы, анализировать, сравнивать, делать умозаключения).
Развивать владение монологической и диалогической речи
в соответствии с грамматическими и синтаксическими формами родного языка.
Воспитывать любознательность и интерес к чтению.
Гипотеза
Совместная деятельность по реализации проекта «Первоклассная газета» создаст условия для формирования коммуникативных и читательских компетенций младших школьников.
Механизмы реализации проекта:
Первый этап
Подготовительный, январь 2013г.- август 2014г.
Провести входной мониторинг
Разработать программу внеурочной деятельности «Первоклассная газета».
Второй этап
Практический, сентябрь 2013 г. – май 2014 г.
Проведение внеклассных занятий курса «Первоклассная газета»
Программа курса внеурочной деятельности по формированию информационной компетентности «Первоклассная газета»
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Чтение: работа с информацией
Цель курса
Задачи
Результаты исследования и опыт работы
Реализация курса
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Рекомендации по работе с «Первоклассной газетой»
Структура занятия
Введение
Разминка
Чтение текста
Работа с текстом
Закрепление материала
Рефлексия
Работа с заданиями
Виды номеров
Регулярные
Спецвыпуски
Рубрики и их цели
Курс «Первоклассная газета»
Облегчённый курс
Полный курс
ЧАСТЬ №1: ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования. Программа учитывает возрастные, общеучебные и психологические особенности младшего школьника.
Чтение: работа с информацией
В результате изучения всех без исключения учебных предметовна ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса, освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.
У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.
Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПОИСК ИНФОРМАЦИИ И ПОНИМАНИЕ ПРОЧИТАННОГО
Выпускник научится:
• находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;
• определять тему и главную мысль текста;
• делить тексты на смысловые части, составлять план текста;
• вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
• сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;
• понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);
• понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;
• понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;
• использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;
• ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.
Выпускник получит возможность научиться:
• использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;
• работать с несколькими источниками информации;
• сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ПРЕОБРАЗОВАНИЕ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;
• соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;
• сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;
• составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.
Выпускник получит возможность научиться:
• делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;
• составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.
РАБОТА С ТЕКСТОМ: ОЦЕНКА ИНФОРМАЦИИ
Выпускник научится:
• высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;
• оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;
• на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;
• участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.
Выпускник получит возможность научиться:
• сопоставлять различные точки зрения;
• соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;
• в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.
Реализация курса
Курс внеурочной деятельности «Первоклассная газета» представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальной школы и их родителей.
Курс относится к общеинтеллектуальному направлению, рассчитан на 1 года занятий в 3 классе
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
По количеству детей, участвующих в занятии: индивидуальная,коллективная, групповая, работа в парах.
По дидактической цели: вводные занятия, занятия по углублению знаний, практические занятия, мониторинговые занятия, комбинированные формы занятий.
ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЙ
40 минут.
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Игровая, познавательная.
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
Курс поддержан подпиской номеров «Первоклассной газеты». Каждый номер представляет собой 4 страницы формата А4 и включает обложку, информационные блоки с картинками, не менее пяти заданий на работу с информацией. Задания направлены на разные умения работы с информацией и предполагают разный формат ответа.
Виды номеров
РЕГУЛЯРНЫЕ (№1, №2, №3, №4, №5, №6, №7, №8, №9, №10, №11, №12, №13, №14, №16, №17, №18, №19, №20, №21, №22, №23, №24,№25, №26, №27, №28, №29) Данные номера по своей тематике разделены на 7 рубрик. Задания номеров допустимо выполнять в классе не полностью– одно-два оставить на дом или начать выполнять в классе и предложить детям закончить их дома.
СПЕЦВЫПУСКИ (№15, №30) В подписке всего два номера-спецвыпуска. Каждый номер раскрывает тему определённой рубрики, отличной по тематике от остальных рубрик подписки. Чаще всего в Спецвыпусках затрагиваются серьёзные темы, на которые стоит обратить особое внимание. Например, такие темы как «Бизнес», «Этикет», и др. Рекомендуется проводить специальные занятия по Спецвыпускам в середине и в конце учебного года. Отведите на работу соСпецвыпуском целый урок в интерактивной форме.
Рубрики и их цели
В основе курса «Первоклассная газета» лежит концепция духовно-нравственного развития и воспитания школьников. Развитие личностных УУД учащихся реализуется через рубрики «Первоклассной газеты».
Рубрика
Задачи рубрик «Первоклассной газеты»
Личностные УУД (ГОС)
ОБЩЕСТВО
Рассказ об общественных явлениях, практическое руководство.
Основы гражданской идентичности личности в формеосознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастностии гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.
КРАЕВЕДЕНИЕ
Воспитание у учащихся осознания своей этнической принадлежности.
СОВРЕМЕННАЯ НАУКА
Развитие у школьников интереса к естественнонаучным дисциплинам.
СТРАНОВЕДЕНИЕ
Расширение кругозора учащихся, знакомство с природными особенностями, культурой и менталитетом других стран.
СПОРТ
Привитие интереса к спорту и активному отдыху.
Установка на здоровый образ жизни.
ЗДОРОВЬЕ
Мотивация на заботу о здоровье, отказ от вредных привычек.
БИЗНЕС
Использование знаний, приобретённых в школе, за её пределами.
Ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности.
ЭТИКЕТ
Воспитание достойного поведения в обществе.
Развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения.
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Рассказ о природных катаклизмах и о том, как нужно себя вести.
ОБЖ.
ЭКОЛОГИЯ
Воспитание бережного отношения к природе.
Ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей.
НЕОБЫЧНЫЕ ПРИРОДНЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Рассказ о явлениях природы.
ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ
Воспитание ответственности и гуманного отношения к животным.
ПРОФЕССИИ
Профессиональная ориентация учащегося.
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
ЧАСТЬ №2: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Структура занятия
Основная работа с «Первоклассной газетой» разделена на этапы: ВВЕДЕНИЕ, РАЗМИНКА, ЧТЕНИЕ ТЕКСТА, РАБОТА С ТЕКСТОМ, ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА, РЕФЛЕКСИЯ, РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ. Учитель может выбирать упражнения для каждого этапа самостоятельно.
ВВЕДЕНИЕ
Перед началом работы с очередным выпуском «Первоклассной газеты» озвучивается тема, рубрика номера, имя сказочного героя.
РАЗМИНКА
Для разминки предлагаем использовать упражнения, которые можно провести перед началом работы с текстом для снятия трудностей. При желании учитель может использовать собственные упражнения.
«Ассоциации и предположения».
Учащиеся индивидуально, либо в группах отвечают на следующие вопросы:
С чем ассоциируется название выпуска (рубрики)?
Что, повашему мнению, написано в этом номере?
Где можно найти информацию по этой теме?
Почему данная тема важна?
В какой ситуации могут пригодиться знания по данной теме?
«Трудные слова»
Учитель выписывает на доску трудные слова (как для восприятия, так и для понимания). Затем вместе с учащимися проводится беседа о значении каждого слова/выражения, о смысле слов, подбираются синонимы.
ЧТЕНИЕ ТЕКСТА
Чтение текста может быть построено по-разному, в зависимости от типовой структуры занятия, его цели и задач. Возможные варианты организации работы с текстом:
Индивидуально. Дети читают текст газеты самостоятельно, про себя. После прочтения учитель задаёт вопросы по содержанию текста.
Чтение по цепочке. Дети читают текст газеты вслух по очереди, один за другим. Каждый ребёнок может прочитать как одно предложение, так и целый абзац (раздел) – по выбору учителя.
Работа в мини-группах. Учитель делит класс на мини-группы. Дети в группах читают определённый раздел газеты. После прочтения каждая группа презентует прочитанный материал: сценка, стихотворение, танец и т.д. по заданной теме.
РАБОТА С ТЕКСТОМ
На этапе работы с текстом предлагается использовать упражнения, способствующие лучшему пониманию и усвоению прочитанного.
Дискуссия
После прочтения текста учитель ставит перед учащимися какую-либо проблему, касающуюся содержания номера. Класс делится на две группы, которым присваиваются противоположные точки зрения. В ходе дискуссии каждый ученик высказывает своё мнение и обосновывает его.
Ролевая игра
Например, ролевая игра «Суд». В соответствии с тематикой номера выбирается подсудимый. Это может быть как реальное существо, так и абстрактные понятия. Роли (судья, адвокат, прокурор, подсудимый, свидетель) распределяются между учащимися. Каждый из них выдвигает и доказывает свою точку зрения.
Обсуждение
Учителем предлагается обсуждение какой-либо проблемы / темы, связанной с содержанием газеты. Дети по очереди высказывают свою точку зрения, каждый последующий может согласиться /не согласиться с мнением предыдущего. В ходе обсуждения учитель может задавать вопросы.
РАБОТА С ЗАДАНИЯМИ
Каждый выпуск газеты имеет не менее пяти заданий, нацеленных преимущественно на формирование умений работы с информацией. Работа с заданиями может проходить как в классе, так и самостоятельно (или с родителями) дома.
РЕФЛЕКСИЯ
Рефлексия способствует формированию навыков самооценки собственной работы (регулятивные УУД). Полезно проводить её всегда – после того как прочитан очередной выпуск «Первоклассной газеты» и выполнены задания к нему. Предложите детям определить самые интересные и самые трудные задания. Пусть сделают это индивидуально или в мини-группах и озвучат свой ответ. При презентации ответа дети должны объяснить, почему данное задание показалось им интересным или трудным.
ТВОРЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ
«Дефиниция»
Учитель выносит фрагмент текста на слайд. Это может быть как самый интересный, так и самый трудный фрагмент, с точки зрения учителя. Учащиеся заменяют выделенные в тексте слова синонимами и произносят их вслух хором.
«Изменение типа текста»
Дети представляют тематику определённого раздела номера (по выбору) в форме:
Рекламы;
Объявления;
Дневника.
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Если задание выдавалось учащимся на дом для самостоятельного выполнения, в начале следующего урока проводится проверка. Возможные варианты организации проверки домашнего задания:
Фронтально. Учитель опрашивает детей по очереди.
По желанию. Ответы на задания озвучивают желающие.
Ожидамыерезультаты::
Умения определять и формулировать цель деятельности и последовательность действий ;
учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией газеты;
учиться работать по предложенному учителем плану
Умения делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
Умения преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.
Умения оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);
Умения слушать и понимать речь других;
учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера исполнителя).
Конечным результатом для достижения всех этих целей является выпуск группой своей «Первоклассной газеты»,