kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Педагогический совет "УУД: виды, содержание, приемы и методы формирования"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педагогический совет для учителей школы пенитенциарного учреждения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Педагогический совет "УУД: виды, содержание, приемы и методы формирования"»

Педагогический совет

Форма проведения: семинар-практикум.

Тема: «УУД: виды, содержание, методы и приемы формирования».

Цель: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Задачи:

  1. Рассмотреть виды УУД, их содержание.

  2. Совершенствовать практический опыт по определению видов УУД.

  3. Сформировать банк приемов, формирующих УУД.



Повестка педсовета

  1. УУД как аспект реализации образовательной программы школы.

  2. Методы и приемы формирования УУД на уроке: из опыта работы.

  3. Разное

Планируемый результат: готовность учителя к формированию УУД учащихся основной школы:

  • владение содержанием каждого УУД и связей между ними;

  • умение выбирать УУД в зависимости от цели обучения и особенностей учащихся;

  • организация деятельности учащихся по формированию УУД.

Ход педсовета.

  1. Оргмомент.

Добрые день, уважаемые коллеги!

Педагогический совет проведем в форме семинара – практикума. Выбор формы обусловлен тем,что мы говорим о Федеральном стандарте, в основе которого лежит системно-деятельностный подход. Первая часть будет носить теоретико-практический характер, а втораячасть – демонстрация опыта формирования УУД на современном уроке.

Объявление темы, цели, результата работы:

Тема педсовета: УУД: виды, содержание, методы и приемы формирования.

Цель деятельности: повышение компетентности педагогов в освоении приемов формирования УУД.

Планируемый результат: готовность учителя к формированию УУД на различных этапах урока.

К педагогическому совету готовились, конечно, все, и на Дереве знаний отметим степень готовности. Зеленым стикером отмечаем соотношение "знаю-не знаю" по теме педсовета. Если "знаю" меньше "не знаю", то размещаете зеленый стикер на нижний ярус, средний ярус, если "знаю" – не "знаю" 50% на 50%,; а если формируете УУД уже сегодня, то помещаете зеленый стикер в верхний ярус.

  1. В качестве эпиграфа первой части хочется взять слова Л.Н. Толстого

«Знания только тогда знание, когда оно приобретено усилием своей мысли, а не памяти».

Начнем разговор с вопроса:Почему сегодня и в образовательной и профессиональной школе так много говорят об УУД? Зачем учителю владеть умениями формировать УУД? Где можно найти полную информацию об УУД?

Как известно, ФГОС и устанавливает три группы требований:

  • к структуре образовательных программ;

  • к условиям реализации основной образовательной программы;

  • к результатам освоения основной образовательной программы: личностным, метапредметным (это освоенные обучающимися познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД), предметным.

Основная образовательная программа(в ней прописаны и результаты обучения, и система оценки, и система условий) является локальным нормативным документом, описывающим содержание образования и механизм реализации требований стандарта применительно к особенностям школы, составу учащихся, места расположения, педагогических возможностей.

В целевом разделе образовательной программы в блоке «Планируемые результаты" сформулированы результаты освоенияучебных предметов и 4-х междисциплинарных программ:

  • стратегии смыслового чтения;

  • основы проектной деятельности;

  • формирование ИКТ - компетентности;

  • формирование УУД.

В содержательном разделе отдельным блоком выделена

Программа развития УУД, которая конкретизирует требования ФГОС к личностным и метапредметным результатам и служит основой для разработки рабочих учебных программ по предметам. (с.91), так как все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.

Программа определяет цели и задачи взаимодействия педагогов и обучающихся по развитию УУД, взаимосвязь урочной и внеурочной деятельности, связь УУД с содержанием учебных предметов.В Программе описаны приемы, технологии формирования и развития УУД, т.е. этот документ включает всю теорию вопроса, о которой мы сегодня будем говорить.

Программа развития УУД определяет и основную задачу для каждой ступени обучения:

  • начальная школы «учить ученика учиться» (в начальной школе «Программа формирования УУД);

  • основная школа «учить ученика учиться в общении»;

  • для средней школы задача сформулирована следующим образом «учить ученика учиться самостоятельно»

Стандарт второго поколения есть стандарт, который помогает научить учиться, а тем самым – овладеть универсальными учебными действиями, которые формируют фундаментальное ядро образования. Именно в действии рождается знание.

Следовательно, судить об образовательном результате следует по сформированности универсальных учебных действий: если они успешно формируются, значит идет процесс развития личности и достигаются цели образования.

Означает ли такая постановка вопроса принижение знаний? Принижение – нет, соподчинение – да. Важно понимать, что приобретенные учащимися знания тесно связаны с развитием УУД.

Таким образом, качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

  1. Формулировка проблемы. Самооценка.

Из вышеизложенного следует, что мы с вами должны владеть умениями формировать, а в дельнейшем и развивать УУД.

Вспомним, что понимают под УУД?

В узком смысле УУД – это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса (планирую написание проекта или решение конкретной задачи: знаю- зачем, как, когда и что хочу получить?).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют

      • личностные УУД;

  • регулятивные;

  • познавательные;

  • коммуникативные.

В течение урока учащийся совершает самые различные действия: ищет параграф по оглавлению, отвечает на вопросы учителя, заполняет таблицу, выписывает незнакомые слова, составляет план и т.д. В приложении №1 приведен пронумерованный список действий ученика. Нужно определить, к какому блоку УУД они относятся.

Приложение №1.

Заполните таблицу, запишите номер действия в колонку таблицы.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД







Действия учащегося:

  1. Поиск информации. 2. Принятие жизненных ценностей. 3. Моделирование. 4. Самооценка события. 5. Целеполагание. 6. Взаимный диктант. 7. Планирование учебного сотрудничества.8. Анализ. 9. Определение объекта по описанию. 10.Проверка по словарю. 11. Составление схемы-опоры. 12. Отзыв на работу одноклассника. 13.Планирование учебной деятельности. 14. Коррекция плана деятельности. 15.Разрешение конфликтов. 16.Проведение экскурсии. 17.Саморегуляция поведения. 18. Работа со словарем. 19. Владение монологической речью. 20. Поиск ошибки. 21.Выполнение действия по алгоритму. 22. Оценка действий партнера. 23. Составление развернутого плана. 24.Совместное рисование. 25. Распознавание диаграмм. 26. Мотивация учения. 27. Позитивная моральная самооценка. 28. Предвидеть оценку за выполненную работу.



Проверяем, ответы на доску!

Осуществляем проверку. Были ли трудности при заполнении таблицы? Предположения: основные трудности возникли при определении содержания каждого УУД.

Если трудности возникли, то хочется надеяться, что практическая работа будет полезной для их снятия.

Вспомним, что понимают под каждым видом УУД, что входит в их состав и что их владение дает ученику, т.е. какие умения должен демонстрировать учащийся, чтобы можно было судить о том, что универсальные действия у него сформированы.

Личностные УУД - умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор. Если личностные УУД сформированы, то учащийся:

  • Осознаетважность образования, здорового образа жизни;

  • Объясняет самому себе, что во мне плохо, а что хорошо (самокритика);

  • Четко формулирует, что хочу (мотивация), что могу (результат);

  • Испытывает чувство гордости за свой народ, Родину;

  • Уважает культуру других народов.

Регулятивные УУД:

Овладение этими действиями позволяет обучающемуся правильно планировать и организовать свою учебу. Поэтому для этой универсальной регулятивной деятельности характерны такие умения, как:

  • Целеполагание (учащийся умеет формулировать и удерживать учебную задачу, т.е. отвечать на вопрос «Для чего необходимо знать, уметь?»);

  • Планирование (умеет выполнять инструкции, точно следовать образцу и простейшим алгоритмам, самостоятельно устанавливать последовательность действий при решении учебной задачи);

  • Прогнозирование (может определить возможный вариант ответа, оценку, выявить трудности и их причины);

  • Оценка (умеет осуществлять контроль за результатом работы по установленным правилам, образцу);

  • коррекция (исправление: вносит необходимые изменения в план деятельности на основе его учета и сделанных ошибок);

  • Саморегуляция (учащийся способен мобилизовать силы для преодоления трудностей).

Следующая группа действий - Познавательные:

Это умение анализировать, строить логические цепи рассуждений, формулировать и решать проблему.

Если познавательные умения сформированы, то учащийся умеет правильно:

  • извлекать, добывать информацию (самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, создавать алгоритмы, моделировать);

  • перерабатывать информацию (предполагать, какая информация нужна для решения задачи, владеть логическими операциями: анализ, синтез, выдвижение гипотез);

  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую (представлять информацию в виде схем, опорного конспекта, уметь передавать содержание в сжатом или развернутом виде).

Формирование познавательных УУД направлено, прежде всего, на умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативная учебная деятельность:

связана с умением человека общаться, находить общий язык. Главное здесь, умение не только самому говорить, но, в первую очередь, слушать других. Это умение разрешать конфликты, а также контролировать и оценивать своего партнера.

В процессе формирования и развития УУД данного блока учащиеся

  • научатся доносить позицию до других, владея приемами монологической и диалогической речи, точно выражать свои мысли;

  • понимать другие позиции, прежде всего, через вычитывание различных видов текстовой информации – фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

  • договариваться с людьми, согласуя с ними свои взгляды, чтобы сделать что-то сообща. Занимать свое место в команде: управлять, работать на равных или выполнять поручение.

Приложение №2.

Таким образом, по умениям, которые демонстрирует учащийся, мы можем судить о сформированности конкретного УУД. Примеры:

учащийся умеет выполнять инструкции – регулятивные УУД,

самостоятельно выбирает признаки для сравнения – логические познавательные,

умеет высказать свою точку зрения – коммуникативные и т.д.

  • Деятельность учащегося осуществляется через действия, которые относятся к одному из 4 – х блоков УУД. Предлагаю соотнести перечисленные действия с одним из видов УУД. (прикрепить действие в конкретный столбец таблицы).

Итак, мы успешно распределили все действия по видам УУД. Если допущены ошибки, то необходимо обратиться к Программе развития УУД.

Приложение №3.

  • В Учебно-методические комлексы по ФГОС включены задания на формирование универсальных действий. Для учителя важным является умение определить, какое универсальное действие формируется с помощью задания?

Определитехарактер заданий с учетом формирования УУД (установить соответствие – познавательные УУД).

Приложение №3: Задания напечатаны на цветных листах. Можно объединиться по цветам заданий.

Русский язык

  • Маша выделила в словах одни окончания, Алёша – другие. А как ты считаешь? С чьим мнением согласен ты?

  • Соотнесите предметы и звуковые модели слов.

  • В русском языке существует два слова – омонима ЛИСТ. Подумайте, какой справочной литературой нужно воспользоваться для выяснения значения слова.

  • Как бы ты объяснил своему однокласснику, что такое родственные слова?

Изобразительное искусство

  • Какой цвет является твоим любимым и почему?

  • В какой последовательности будет выполнен портрет?

  • С помощью каких цветов получится наиболее выразительный зимний пейзаж?

  • Определите критерии оценивания работы, обсудив их в группе.

Окружающий мир

  • Изучив природные зоны России, подумай и ответь, где бы ты хотел жить и почему?

  • Из упомянутых в статье растений выбери группу травянистых растений, которые никогда не цветут и не имеют семян.

  • В какой природной зоне обитают белки? Подготовьте устный рассказ об этой природной зоне.

  • Обсудите в паре пути решения экологических проблем природной зоны степей.

Английский язык

  • Какие из достопримечательностей Лондона тебе понравились больше? Почему?

  • Расскажи о праздниках в Англии. Какие традиции объединяют наши страны?

  • Прочитай текст и найди описание погоды в разные времена года.

  • Составьте диалог, который поможет вам познакомиться с партнером.

История

  • Какова твоя личностная позиция в отношении данной исторической ситуации?

  • Прочитайте текст. Сравните родовую и соседскую общину у восточных славян - земледельцев. Заполните таблицу.

  • Подчеркните те фрагменты в документе, которые непонятны, уточните их смысл в словаре, учебнике, сети интернет.

  • Посмотрите на изображение древнеегипетского города и по иллюстрации подготовьте рассказ о занятиях горожан.



Практическая часть:

4. Знакомство с педагогическими приемами, способствующими формированию УУД.

«Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея и мы обменяемся этими идеями, то у каждого будет по две идеи»

на доску

Бернард Шоу

«Банк идей»

На каждом из этапов по формированию необходимых предметных знаний, умений, а также универсальных учебных действий (УУД) используются различные источники информации и обучающие инструменты. Основным инструментом для учителя был и остаётся УМК: учебник, тетради-практикума, тетради-тренажёра, задачники, тетради-экзаменатора, электронные приложения позволяют закрепить, развить и проконтролировать осваиваемые в процессе обучения виды деятельности.

Однако учителю необходимо продумать формирование УУД на каждом этапе урока, а для этого приходится конструировать задания самостоятельно или модифицировать уже имеющиеся в учебнике или сборниках.

Переходим ко второй части педагогического совета. В процессе совместной работы будем формировать "Банк идей" приемов, работающих на формирование и развитие УУД.

В текущем учебном году ФГОС "пришел" и к нам, в 7 класс. Так получилось, что все открытые уроки были проведены именно в этом классе, и на каждом уроке учителя демонстрировали приемы формирования и регулятивных, и познавательных и личностных УУД. Коротко мы представим свой практический опыт и попытаемся ответить на вопрос:

  • Какие типовые задания направлены на формирование УУД на этапах урока?

Начнем с уроков истории.

Вывод: С помощью данных технологических приемов формируются познавательные, коммуникативные, личностные и регулятивные универсальные учебные действия у учащихся. Урок, построенный в рамках учебной деятельности, помогает учащимся приобретать навыки самостоятельной работы. Новые знания оказываются для учащихся не чем-то отстраненным, а тем, во что вложены собственные силы. А значит, повышается интерес к предмету и мотивация

Слово учителям для демонстрации практического опыта.

Рефлексия: сравним знания, умения после практической части. Динамику изменений отмечаем оранжевым стикером.

Выводы:

  • УУД должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования, приемов, методов, форм обучения, а также построения целостного учебно-воспитательного процесса.

  • Овладение УУД происходит в контексте разных учебных предметов и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

  • В этом смысле УУД представляют собой и результат образовательного процесса, и условие усвоения знаний, умений и компетентностей.

Решение педагогического совета:

1.Продолжить работу по повышению уровня профессиональной компетентности педагогов школы по развитию УУД.

2. Осуществить тематический контроль (посещение уроков, внеурочных мероприятий) с целью определения уровня владения учителями современными образовательными технологиями для формирования УУД

3. Провести практические семинары по конструированию уроков с использованием современных образовательных технологий, нацеленных на формирование универсальных учебных действий.
















































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Педагогический совет "УУД: виды, содержание, приемы и методы формирования"

Автор: Зайцева Светлана Михайловна

Дата: 03.04.2017

Номер свидетельства: 406203

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(165) "Презентация к педагогическому совету "УУД: виды, содержание, приемы и методы формирования""
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_k_piedaghoghichieskomu_sovietu_uud_vidy_sodierzhaniie_priiemy_i_"
    ["file_id"] => string(6) "406205"
    ["category_seo"] => string(7) "zavuchu"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1491233438"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Программа внеурочной деятельности "Я Гражданин""
    ["seo_title"] => string(48) "proghrammavnieurochnoidieiatielnostiiagrazhdanin"
    ["file_id"] => string(6) "275757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1452616013"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Методические условия для реализации ФГОС на уроках русского языка в 3 классе начальной школы "
    ["seo_title"] => string(106) "mietodichieskiie-usloviia-dlia-riealizatsii-fgos-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-3-klassie-nachal-noi-shkoly"
    ["file_id"] => string(6) "227028"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440584097"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства