Пояснительная записка
Воспитывать – значит организовывать деятельность детей. Человек развивается, формирует свои навыки, модели поведения, ценности, чувства в процессе совместной деятельности с людьми и в ходе общения с ними. Поэтому классный руководитель для достижения воспитательных целей должен уметь организовать разнообразную деятельность детей, в том числе стимулировать познавательную деятельность. В процессе воспитательной деятельности необходимо приобщать детей к общечеловеческим ценностям, формировать их мировоззрение.
Предлагаемый классный час направлен на знакомство учащихся с символикой Олимпийских игр, некоторыми фактами истории. Ознакомление учащихся с непреходящими ценностями воспитывает уважение и чувство гордости за свою страну, бережное отношение к историческому прошлому и традициям, символам и ритуалам.
Для привития навыков здорового образа жизни в ход занятия включена физминутка, которая является неотъемлемой частью любого урока. Для данного занятия физминутка создана специально с использованием спортивной тематики.
Актуальность темы обусловлена проведением Олимпийских игр в городе Сочи в 2014 году. Необходимо, чтобы учащиеся осознавали важность данного исторического события, могли оценить значение проведения Игр на территории России, испытывали гордость за свою Родину.
Цель: воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям Олимпийских игр.
Задачи: воспитывать чувство гордости за свою Родину;
углублять знания об истории Олимпийских игр;
развивать познавательный интерес учащихся;
способствовать развитию нравственной культуры учащихся;
воспитывать социально активную личность.
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран, 2 комплекта карточек «Олимпиада», 2 комплекта олимпийских колец, 2 комплекта мозаики с изображением олимпийского Чебурашки, юбилейные монеты с символикой Олимпиады-80.
Предварительная подготовка: несколько учащихся получают задание подготовить сообщения по следующим темам: «Возникновение Олимпийских игр», «Возрождение Олимпийских игр», «Олимпиада-80».
Ход классного часа
Учитель: Для того, чтобы мы с вами могли сегодня провести нашу встречу, нам необходимо поделиться на 2 команды, а для этого встаньте из-за парт и постройтесь в одну шеренгу. На первый-второй расчитайсь!
Дети делятся на две команды и рассаживаются группами.
Учитель: Сейчас каждая команда получит набор карточек с буквами и постарается собрать из них слово. На старт, внимание, марш!
Учащиеся на скорость собирают слово «Олимпиада».
Учитель: А теперь вы сможете назвать тему нашего классного часа.
Ответы учащихся.
Второй слайд
Учитель: Что вы знаете об Олимпийских играх?
Ответы учащихся.
Учитель: Молодцы! А я предлагаю вам углубить ваши знания и познакомиться с символикой Олимпийских игр. Но для начала мы отправимся в Древнюю Грецию вместе с нашими историками.
Сообщение «Возникновение Олимпийских игр»
Учитель: В истории человечества был довольно длительный период, когда игры не проводились и были возрождены только в ….. году. А вот в каком году произошло это событие, попробуйте сказать сами. Итак, командам даётся минута на обсуждение.
Третий слайд: неправильно выбранный ответ исчезает на слайде, после того, как учащиеся на него наводят курсор, верный – увеличивается.
Учитель: А теперь давайте опять послушаем наших историков.
Сообщение «Возрождение Олимпийских игр».
Четвёртый слайд
Учитель: У олимпийских игр за много лет сложились свои традиции, появились свои символы. Сейчас каждая команда, посовещавшись, перечислит, какие она знает Олимпийские символы.
Пятый слайд
Учитель: Все вы верно назвали среди символов олимпийские кольца. У каждой из команд есть набор олимпийских колец. Ваша задача – быстрее соперников собрать правильно олимпийскую эмблему. На старт, внимание, марш!
Игра
Шестой слайд
Учитель: А теперь вы видите правильный ответ. А кто знает, что символизируют кольца?
Ответы учащихся.
Учитель: Олимпийской флаг представляет собой белое шёлковое полотнище с олимпийской эмблемой, вышитой на нём пятью разноцветными кольцами. Эмблема придумана Пьером де Кубертеном в 1913 году. Кольца соединены по цепочке, в форме буквы W, причём крайние (голубое, красное) пересекаются каждое только с одним другим кольцом, а расположенное в центре — каждое с двумя кольцами. До 1951 года официальный справочник утверждал, что цвета колец соответствуют разным частям света: Европа – голубой, Азия – жёлтый, Африка – чёрный, Австралия – зелёный и Америка – красный. Однако позже эта информация была удалена оттуда, так как нет никаких доказательств, что Пьер де Кубертен подразумевал именно такое распределение цветов.
А с чего начинается путь спортсмена на Олимпийские игры? С зарядки!
Физминутка
Учитель: А теперь давайте вместе подумаем, что нужно сделать, чтобы Олимпийские игры начались?
Ответы учащихся
Учитель: Правильно! Нужно зажечь олимпийский огонь.
Седьмой слайд
Учитель: Впервые олимпийский огонь был зажжён на IX летних Играх в Амстердаме (Нидерланды). Олимпийский огонь зажигают на территории развалин храма богини Геры в древней Олимпии в Греции от параболического зеркала. Огонь на факеле передаётся от атлета к атлету в ходе многодневной символической эстафеты, которая проходит по всем 5 населённым континентам Земли.
Восьмой слайд
Огонь прибывает к месту проведения Олимпийских игр в день их открытия. Финалист эстафеты факелом зажигает пламя олимпийского костра. Это символизирует начало игр. По завершении всех соревнований Олимпийский огонь костра гасится, что символизирует закрытие игр. Автором и основателем традиции эстафеты, а также автором идеи зажжения факела в Греции считается Карл Дием, спортивный чиновник в Германиии генеральный секретарь Оргкомитета XI Игр.
А знаете ли вы, что все участники Олимпийских игр приносят клятвы? Для чего это делается?
Ответы учащихся.
Учитель: Это делается для того, чтобы каждый участник олимпиады честно выполнял возложенные на него обязанности и оправдал доверие, страны, которую он представляет на Играх. А теперь давайте познакомимся с текстом клятв.
Девятый, десятый, одиннадцатый слайды
Учитель: Существует официальный гимн Олимпийских игр, который исполняется во время церемонии открытия и закрытия Игр. Но каждый раз создаются гимны для конкретно проводимой Олимпиады. Сейчас мы послушаем Официальный гимн зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года.
Двенадцатый слайд
Учитель: Ну и, конечно, Олимпийских игр не бывает без медалей. Что вы знаете о них?
Ответы учащихся.
Тринадцатый слайд
Учитель: Олимпийские медали – золотую, серебряную и бронзовую – вручают трём спортсменам, показавшим наилучшие результаты в соревновании. В командных видах спорта медали равного достоинства получают все члены команды. Дизайн медалей, ручавшихся спортсменам на первых восьми летних Олимпийских играх, был совершенно различным и разрабатывался каждым Оргкомитетом самостоятельно. С 1920 по 2000 для аверса олимпийских медалей использовался стандартный дизайн: богиня Ника с пальмовой ветвью в правой руке, чествующая победителя. Реверс медали изменялся в зависимости от пожеланий страны, где проводились Игры. Начиная с 2004 года, от этой традиции отступили, и обе стороны медали изготавливаются согласно уникальному дизайну организаторов Игр.
Золотые медали, как правило, изготавливают в основном из серебра. Серебряные медали – из серебра, бронзовые – из меди.
На играх 1896 и 1900 года медалями отмечали только атлетов, занявших 1 и 2 место. Золотой медали тогда не было, а вручали только серебряную и бронзовую. Более того, на Играх 1900 года во многих видах медали вообще не вручались, а вместо них организаторы награждали участников кубками и дипломами. Тем не менее, для единообразного подхода в справочной литературе золотая, серебряная и бронзовая медали используются и для этих игр.
До 1960 года медали изготавливались без креплений и вручались победителям прямо в руки. Организаторы Игр 1960 года в Риме впервые изготовили тонкие бронзовые цепочки в форме оливковой ветви, чтобы медали можно было вешать на шеи спортсменам. Интересно, что, вводя не предусмотренное правилами новшество, организаторы подстраховались и вручили девушкам, выносившим медали для награждения, ножницы, чтобы быстро перерезать цепочки в случае возражений. Однако идея понравилась, и с тех пор к олимпийским медалям крепятся цепочки или ленты.
Четырнадцатый слайд
На экране вы видите российскую женскую сборную по синхронному плаванию. А ведь было время, когда женщин на Олимпийские игры не допускали и даже казнили за попытку проникнуть на стадион.
Проведение Олимпиады – это большая честь для любой страны. Иногда бывает так, что страна принимает Олимпийские игры несколько раз. А проводились ли Олимпийские игры в нашей стане ранее?
Ответы учащихся.
Учитель: Хочу вновь предоставить слово нашим историкам.
Сообщение «Олимпиада-80»
Пятнадцатый слайд
Учитель: К Олимпиаде-80 были выпущены юбилейные монеты. Сейчас вы можете их увидеть не только на экране, но и подержать в руках.
Шестнадцатый слайд
Учащимся раздаются юбилейные монеты 1980 года для того, чтобы они могли увидеть их не только на слайде
Учитель: для церемонии закрытия Олимпиады-80, которая была названа самой яркой Олимпиадой, была написана песня, во время исполнения которой в небо улетал талисман этой Олимпиады. Многие спортсмены и гости Олимпиады плакали. Вы хорошо знаете эту песню. Мы даже можем все вместе её спеть.
Семнадцатый слайд
Учитель: Гимн закрытия хотя и звучал грустно, но нам с вами некогда грустить. Скажите, пожалуйста, а почему олимпийский стадион расставался именно с медвежонком?
Ответы учащихся.
Учитель: Медвежонок, которого зовут Миша, стал талисманом Московской Олимпиады.
Восемнадцатый слайд
Талисманы у каждых Олимпийских игр свои. Так талисманом нашей сборной в Китае стал совершенно необычный зверёк. Сейчас каждая команда соберёт его изображение. На старт, внимание, марш!
Игра
Учитель: Вот он необычный олимпийский талисман.
Девятнадцатый слайд
Учитель: А какая из команд быстрее назовёт талисманы Олимпийских игр в Сочи?
Ответы учащихся.
Учитель: Я рада, что вы с этим задание справились на «ура».
Двадцатый слайд
Учитель: Скажите, ребята, вам понравился классный час? Что полезного вы узнали для себя?
Ответы учащихся.
Учитель: А я в свою очередь рада, что вы вели себя по-спортивному. Активно работали и помогали мне. А в заключении я и олимпийские талисманы желаем вам:
Двадцать первый слайд,
Стремиться к победам
Двадцать второй слайд,
И встретиться в Сочи 7 февраля 2014 года
Двадцать третий слайд.
Список интернет-ресурсов
http://ru.wikipedia.org
http://open.az/novosti/sport/131976
http://slovari.yandex.ru
http://vmusice.net
http://muzofon.com
https://www.google.ru
http://images.yandex.ru
http://muzofon.com