Просмотр содержимого документа
«Обучающее занятие для родителей. "Роль родителей в организации помощи детям по научному проекту"»
План обучающего занятия с родителями
Тема: «Роль родителей в организации помощи детям исследовании по научному проекту».
Цель: оказать содействие родителям в определении повышения интереса к образовательному процессу, направить родителей на то, что дети нуждаются в их помощи при работе над научным проектом.
Ожидаемый результат: родители будут знать, что необходимо оказать помощь ребенку при создании научного проекта, будут знать, какую помощь они могут оказать ребенку в проведении исследования. Узнают о видах и средствах, применяемых в проведении исследования по научному проекту.
Ключевые идеи: оказание помощи ребенку в создании научного проекта
Источники: интернет-ресурсы.
Материалы и оборудования: ватманы, маркеры, стикеры, раздаточный материал.
Участники: родители
Время проведения: 35 минут
ХОД ЗАНЯТИЯ
Этапы
Время
Действия
Приветствие
1 мин
Учитель приветствует родителей
Психологический настрой
3 мин
Учитель предлагает родителям приветствовать друг друга фразой «Как я рад Вас здесь видеть!» Затем, учитель предлагает для создания коллаборативной среды поучаствовать в тренинге «Комплинеты».
Участники стоят в кругу. Каждый участник своему соседу справа говорит: «Мне очень нравится, как Вы…» Принимающий отвечает словами: «Спасибо, мне самому это нравится, но кроме того, я еще…»
Деление на группы
1
Деление на участников на группы.
Вызов
5 мин
Учитель предлагает родителям ответить на следующие вопросы:
Помогаете ли вы своему ребенку, когда он обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания?
Каким образом вы это делаете?
Теоритический материал
10 мин
учитель предлагает просмотреть теоретический материал для того, чтобы сделать выводы о том, что родителям необходимо оказывать помощь ребенку при выполнении каких-либо заданий и какие виды и средства необходимо применять при создании научного проекта.
Работа в группе
5 мин
Каким образом, при помощи чего вы сможете оказать помощь своим детям в проведении исследования по научному проекту?
Психогимнасти-ческое упражнение
3 мин
«Встаньте и поменяйтесь местами те...»
Цель упражнения: ориентация в коммуникации на умения и навыки участников, интенсификация эмоциональной сферы участников и их межличностного взаимодействия, а также разминка в физическом значении этого термина.
Защита постеров
5 мин
родители защищают работу, которую они отразили на постере.
Рефлексия
2 мин
Родители пишут на стикерах, свои комментарии о проведенном занятии и интересующие их проблемы в учебном процессе.
Что удалось?
Удалось создать коллаборативную среду между родителями, творческую атмосферу, удалось зарядить позитивной энергией, создать диалогическое общение. Оказала содействие родителям в определении повышения интереса родителей образовательному процессу, направила родителей на то, что дети нуждаются в их помощи при работе над научным проектом. Родители познакомились с тем, что необходимо оказать помощь ребенку при создании научного проекта, узнали, какую помощь они могут оказать ребенку в проведении исследования. Рассказали о видах и средствах, применяемых в проведении исследования по научному проекту со своими детьми.
Что не удалось?
Рефлексивный отчет
о реализации обучающего занятия
с родителями учащихся 4 «В» класса
«Роль родителей в организации помощи детям исследовании по научному проекту».
Среди учащихся 4 «В» класса, стоящих на эксперименте, выявилась проблема работы в научно – исследовательской деятельности.
Это натолкнуло меня на мысль провести обучающее занятие с родителями на тему «Роль родителей в организации помощи детям исследовании по научному проекту». Я поставила перед собой цель, которая помогла бы мне оказать содействие родителям в определении повышения интереса к образовательному процессу, направить родителей на то, что дети нуждаются в их помощи при работе над научным проектом.
Ожидаемый результат состоял в том, что родители будут знать, что необходимо оказать помощь ребенку при создании научного проекта, будут знать, какую помощь они могут оказать ребенку в проведении исследования. Узнают о видах и средствах, применяемых в проведении исследования по научному проекту.
Ключевыми идеями моего обучающего занятия являлось оказание помощи ребенку в создании научного проекта
При подготовке к занятию я использовала ресурсные материалы, материал из руководства для учителя.
Для успешного проведения обучающего занятия я подобрала и использовала такие материалы и оборудования как ватманы, маркеры, стикеры.
Вооружившись всем необходимым, я приступила к занятию. Количество присутствовавших классных руководителей составило 12 человек.
Чтобы расположить родителей к обучению, я решила в первую очередь настроить их на позитивный лад, предложив им поприветствовать друг друга фразой «Как я рад Вас здесь видеть!»
Затем, я предложила для создания коллаборативной среды поучаствовать в тренинге «Комплинеты», где родители, стоя в кругу, говорят друг другу комплименты.
Затем поделила родителей на две группы, и приступила к следующему этапу занятия.
Данный этап занятия состоял в том, чтобы участники ответили на следующие мои вопросы:
Помогаете ли вы своему ребенку, когда он обращается к вам за помощью, при выполнении домашнего задания?
Каким образом вы это делаете?
Затем я раздала ватманы и маркеры для дальнейшей работы. Раздала родителям ресурсный материал.
Перед родителями я определила время, за которое они должны просмотреть материал и, работая в группах, задумались над поставленными перед ними вопросами.
Далее родители защищали свои постеры, предлагая методы и средства работы над научным проектом своего ребенка.
Для того, чтобы узнать как прошло обучающее занятие, я предложила родителям написать на стикерах свои комментарии о проведенном занятии.
Из записей родителей я узнала, что им понравилось занятие. Теоритический материал, который я раздала, помог им прийти к выводу о том, что нужно использовать и какими средствами нужно пользоваться в исследовании научного проекта.
Участникам понравилось данное занятие, так как все задания, которые я предлагала, были выполнимы и затрагивали актуальные проблемы научно-исследовательской деятельности учащихся. Они сообщили с помощью рефлексии на стикерах о том, что обязательно будут помогать ребенку в исследовании. Таким образом, проведя данное занятие я пришла к выводу, что создание коллаборативной среды, творческой атмосферы, мне удалось зарядить позитивной энергией, создать диалогическое общение между родителями.
Оказала содействие родителям в определении повышения интереса родителей образовательному процессу, направила родителей на то, что дети нуждаются в их помощи при работе над научным проектом. Родители познакомились с тем, что необходимо оказать помощь ребенку при создании научного проекта, узнали, какую помощь они могут оказать ребенку в проведении исследования. Рассказали о видах и средствах, применяемых в проведении исследования по научному проекту со своими детьми.
Как привлечь родителей к участию в школьной жизни ребенка?
Множество исследований указывают на то, что дети добиваются высокой академической успеваемости, социального успеха, хорошего эмоционального здоровья и становятся уравновешенными и полноценными индивидуумами, если их родители принимают активное участие в учебе и школьной жизни своих детей. Подобное участие также демонстрирует ребенку тот факт, что родители искренне заинтересованы в их образовании и что учеба в школе является позитивным и ценным занятием.
Однако когда родители не принимают участия в школьных занятиях детей, у довольно большого количества детей пропадает желание учиться. Часто родители оправдываются тем, что у них нет времени или сил, или они чувствуют себя в школе неуютно. Другие родители испытывают некоторое замешательство в смысле того, какие у них есть варианты, и каким образом они могут участвовать в этом процессе, либо просто не имеют необходимой информации.
Так каким же образом школы могут привлечь родителей к участию в школьных мероприятиях?
Ключевым фактором здесь выступает коммуникация. Основной причиной слабого участия родителей является отсутствие ясной, понятной и полезной информации. Школам и учителям необходимо устраивать личные встречи с родителями, общаться по телефону, посредством электронной почты и информационных страничек в Интернете. Рассылки на домашний адрес писем и информационных записок, а также информационных бюллетеней могут помочь школе сделать общение родителей и школы более тесным. Преподавателю необходимо общаться с родителями в простой манере без использования образовательной лексики и убедиться в том, что у родителей есть доступ к простой и интересной информации о занятиях их детей в школе – как в пределах, так и вне аудитории.
Родителям необходимо знать о том, что преподают их детям в школе, в каких школьных мероприятиях и кружках участвуют их дети, каким образом они могут принять участие в обучении и школьной жизни ребенка, как им связаться с преподавателями, и каким образом они могут помочь своим детям дома.
Обеспечение родителей такой информацией на регулярной, последовательной основе и в различных форматах помогло бы заполнить разрыв, образованный между школами, переживающими недостаток родительского участия, и родителями, не участвующими в школьной жизни детей.
Другой стратегией активизации участия родителей в школьной жизни является стратегия согласованности и вовлечения. Родителям необходимо дать понять, что школы готовы учитывать желания родителей, их стиль жизни и требования. Преподавателям необходимо приложить усилия и организовывать школьные мероприятия, собрания и конференции с учетом рабочего графика родителей, а также принимать во внимания культурные и языковые барьеры. Школам необходимо делать это без давления, дав понять родителям, что их участие совсем не подразумевает сложного, всепоглощающего процесса.
Другим способом подойти к этому вопросу согласованно является привлечение родителей к участию в процессе управления школой. Необходимо регулярно интересоваться о тех вопросах, которые являются источником озабоченности родителей, а также имеющимися у родителей рекомендациями, чтобы затем принимать соответствующие меры. Если школы хотят добиться присутствия родителей на школьных собраниях, то, в первую очередь, им необходимо провести опрос того, когда и в какое время родителям наиболее удобно прийти в школу, обеспечить присмотр за младшенькими братишками и сестренками, а также предусмотреть наличие во время собрания так называемой “родительской платформы“, откуда родители имели бы возможность обратиться к аудитории, выдвинуть рекомендации и задать вопросы.
Будьте находчивыми. В конечном счете, школы должны предоставлять ресурсы тем родителям, которые хотят лучше узнать и принимать более активное участие в учебе и школьной жизни ребенка. Организуйте уроки, которые преподавались бы родителями. Создайте при школе ресурсный центр для родителей, обеспеченный такими информационными ресурсами, как: брошюры, статьи, журналы, советы, учебники, видеоматериалы, CD или аудио записи. Разработайте школьную информационную страницу в Интернете и предусмотрите наличие на ней отдела для родителей. Организовывайте встречи и семинары по таким вопросам, как: воспитание детей одинокими родителями, помощь в выполнении домашнего задания, совершенствование учебных навыков и улучшения отметок, ухода за детьми, воспитания подростков, информированности о наркотиках и сексе и т.д. Рассылайте по домам “посылки» с занятиями, которыми родители могут заниматься со своими детьми.
Существует бесконечное множество различных возможностей, и если школы и преподаватели действительно заинтересованы в родительском участии в учебе и школьной жизни детей, то они также смогут привлечь к этому родителей.
Приложение №2
“Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает свои первые шаги, а потом перед ним открывается необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа…. Но это не значит, что он должен совсем оторваться от берега”…. Л.Кассиль.
Я часто размышляю о связи школы и семьи, потому что порой эта связь превращается в тонкую ниточку, которая может порваться, т.к. очень часто школа только информирует родителей о поведении и учёбе детей.
Во-первых, процесс этот сложный, здесь нет мелочей, и чтобы учитель и родители понимали друг друга необходим контакт. Педагог должен уметь использовать мудрое слово, т.к. именно оно доставляет радость, а бестактная речь приносит беду. Необходимо следить за своей интонацией. Взгляд, жест, улыбка также поможет вовлечь родителей в разговор.
1 класс, первое собрание. Знакомство состоялось ещё в мае прошлого года. Именно на этом собрании я призвала родителей к согласованной работе, предложила некоторые рекомендации. В свою очередь, они записали, какую помощь могли бы оказать классу, школе; высказали пожелания по организации школьной жизни детей. Добрая улыбка, приветливый взгляд зарождали успех нашим следующим встречам.
Итак, работа пошла. Август. Мамочки моют окна, папы готовят кабинет к началу учебного года, озеленяют класс, оказывают помощь в проведении торжественной линейки.
В начале сентября, без малейших усилий, выбираем родительский комитет. По желанию родители разбиваются на 4 группы. Ими и руководит данный комитет, ну а я, как классный руководитель, только направляю процесс в нужное русло.
Название 1-й группы – “Творчество”. Они оказывают помощь в разработке плана воспитательной работы, сценариев вечеров, в обеспечении культурной программы в выходные дни, каникулярное время.
2-я группа – “Наш дом”. Это и решение бытовых проблем класса и школы, это и приобретение подарков для детей к праздникам.
3-я группа – “Фонд класса”. Их функция – финансовая деятельность, ведение летописи класса.
Ну а 4-я группа – “Услуги”, оказывает помощь по ксерокопированию, фото, видеосъемки.
Между нами рождается взаимное уважение, благодаря тому, что при первой встрече “мы отдали друг другу тепло”.
Во-вторых, придерживаюсь “открытого” общения. Считаю, что родителей можно приглашать на уроки, классные часы. Эта работа вошла в мою практику. Пусть мамочки убедятся в том, как трудно обучать и воспитывать детей. А убеждать их в этом необходимо. Тогда у родителей будет правдивое представление об этом процессе. И я уже с лёгкостью нахожу с ними общий язык и вырабатываю единую стратегию.
Как и все мои коллеги, я стремлюсь дать детям всестороннее развитие. Но нам, педагогам, одним не справиться. А так как родители – мои помощники, то я обращалась к ним. Понимая это, они помогали и проявляли своё творчество во всём.
3-е правило – обе стороны должны быть благодарны за общение. “Спасибо вам, милые родители! Какие вы умницы!” – часто говорю я им. “А что бы мы без вас делали” – слышу в ответ.
Каждый должен помнить: мы живём по закону зеркала. Ведь если человеку ничего не давать, ему нечего и возвращать, поэтому каждая крупица неравнодушия должна быть замечена и со стороны учителя, и со стороны родителя.
Нельзя отметать такие виды работы, как посещение семьи, ведение дневника педагогических наблюдений, индивидуальные и групповые консультации. И это далеко не полный набор правил.
За 7 месяцев учебной деятельности наш коллектив очень сплотился.
К концу 1-го класса мы перешли на другой этап – этап, когда родители становятся готовыми действовать самостоятельно, а я лишь направляю их в нужное русло. А это всего – 1-й класс! Так мамочки из 9 человек организовали ансамбль. С песней “Наши дети” они выступали на областном семинаре и с удовольствием исполнили эту песню для родителей будущих первоклассников на Дне открытых дверей.
Имея таких талантливых и заинтересованных родителей, дети тоже стараются не подвести взрослых. Сейчас я буду говорить только о городских конкурсах.
Мы стали лауреатами конкурса “Поющий класс”.
Заняли первое место в конкурсе работ по “правильному питанию”. Эти семейные шедевры украшают нашу столовую.
Дали открытые уроки для учителей школы, города, области. Жизнь в классе бурлит.