Малая Родина это тот уголок на земном шаре, где человек родился, рос, где живут его родные и близкие, его друзья. И он по - своему счастлив на своей Родине. Это место для него является самым дорогим. Все в родном крае необычно красиво.Необходимо как больше знать и стремиться узнавать о своей малой Родине. О ее героях, об истории и передавать своим детям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«О моей малой Родине »
« О моей малой Родине»
мероприятие по патриотическому воспитанию
Цели и задачи: формирование гражданской позиции, способствовать воспитанию любви к родному краю, к культуре народа; привитие уважения к памяти предков и гордости за своих земляков; развивать речь, артистические умения и навыки, желание у детей больше узнавать о своем крае.
Оборудование: наличие мультимедиа проектора
Оформление: фотостенд «Моя малая Родина», компьютерная презентация.
Ход утренника.
1-й ученик:
Мир вам, гости дорогие, Вы явились в добрый час. Встречу теплую такую Мы готовили для вас.
2-й ученик:
Хлебосольством да радушием Знаменит родной наш край. Здесь для вас и сказки русские , И медовый каравай.
3-й ученик:
Здесь края отцов- Места святые, Отсюда ширь земли видна, Здесь начинается Россия, И не кончается она…
4 -й ученик:
Мой тихий, милый уголок России:
И луг , и поле, и зеленый лес, Все здесь мое, родное и святое И сколько здесь вокруг меня чудес.
5-ученик :
Колышет ветер травы луговые, Ромашки низко кланяются мне, Куда б меня судьба не уводила, О, Родина! Я помню о тебе.
Ведущий:
Понятие Родина имеет для нас несколько значений. Это великая многомиллионная страна с великой историей, наполненной блестящими победами и неисчислимыми страданиями народа. А как называется наша страна? Правильно, Россия или Российская Федерация. Это первое и главное значение этого слова.
Однако у каждого человека есть место, где он родился и вырос, где все ему знакомо , все родное . Значит, всю жизнь его будут сопровождать воспоминания детства, связанные с этим местом. И, как бы ни складывалась судьба каждого конкретного человека, он всегда будет любить это место. И будет возвращаться к нему. Такое место не случайно называют «Моя малая родина.»
И так называется тема нашего внеклассного мероприятия.
Моя - потому что здесь моя семья ,мои друзья , мой дом, моя улица, школа.
Малая – потому что это маленькая частица моей большой страны.
Родина – потому что живут родные моему сердцу люди.
Ученик:
Малая родина или большая, Все это Родина, как не зови. Силу дает и надежду внушает, Боль утоляет и учит любви. Малая родина или большая, Все это Родина только одна. В миг, когда рушится все и ветшает, Только и держит на свете она.
Песня М.Бернеса « С чего начинается Родина?» с показом слайдов Ученик:
Родной уголочек России Где гордость твоя – тихий Дон. Тебя нет на свете красивей. Так здравствуй, наш Верхний Мамон!
Воспитатель:
Сегодня мы перелистаем страницы истории нашего родного села от его зарождения до настоящего времени.
Первую страничку своей истории мы назвали «ЛЕТОПИСЬ РОДНОГО КРАЯ»
Ученик:
Я люблю тебя, тихая Родина,
Твой чарующий милый покой.
Твои нивы, поля и смородину,
И туман голубой над рекой.
Ты одна во всем мире красивая,
И другой не найду я такой.
Ах, Россия! Какая ты сильная!
Дорожу и горжусь я тобой!
Воспитатель:
Мне бы хотелось прочитать слова писателя Виктора Астафьева, которые на мой взгляд, очень подходят к нашей теме : «Родина – это прежде всего язык, природа, древняя история края, народные сказания, память о предках.»
Читают ученики с показом слайдов:
1. История земли Воронежской уходит далеко вглубь веков. Долгое время Подонье представляло собою «дикое поле», где не было оседлых жителей. До 15 века не имелось постоянных поселений. Присоединением к Москве в 1521 году воронежского края , завершилось объединение русских земель в единое государство. Наибольшую опасность для южных окраин России представляли крымские и ногайские татары. С целью защиты от набегов татар в 16 веке правительство приняло решение строить далеко в степи города –крепости. Так был основан в 1568 году на высоком правом берегу реки Воронеж как пограничная крепость на юге Русского государства город Воронеж.
2. После строительства оборонительных сооружений опасность набегов татар уменьшилась, но не прекратилась. Они искали другие пути, выбирая места с пологими берегами Дона и бродами. В1702 году здесь были основаны сторожи Острогожского полка - Калитвянская застава, поселок Гороховец и поселок Мамодиновый. Переведенным сюда на постоянное жительство служивым людям вменялось в обязанность наблюдать за правобережной степью и в случае появления татар спешно доносить в города- крепости. Поселение на реке Мамонке стало именоваться Мамоном, а после в 1766 году разделилось на три самостоятельные общины – Верхний Мамон, Нижний Мамон и Осетровка.
3. К середине 18 века татары прекратили набеги на Воронежский край. Придонье начинает интенсивно заселяться землепашцами и промысловиками. В 19 веке село быстро росло и развивалось .В нем было 2 земские и 2 школы грамоты, 3 кирпичных завода, 8 крупорушек, 126 ветряных мельниц, 1 водяная и 1 конная мельниц , 2 мануфактурных, 2 бакалейных, 2 чайных лавки, 18 амбаров для ссыпки хлеба у пристани, 2 ярмарки, трактир.
С 1805 года в документах упоминается Верхнемамонская пристань. В 1854 году ее владельцы Иван Мухин и Александр Устинов имели 13 судов , а в 1868 году на пристани уже было 28 судов.
4. В селе имелось 3 церкви: Казанская, Успенская и Митрофановская. В 30 годы они были закрыты; Казанская и Успенская разрушены. В Свято-Митрофановском храме служба возобновлена в 1996 году.
Революционные события, гражданская война принесли в наше село разруху и голод. Но постепенно наш народ, привычный к тяжелому крестьянскому труду , обзавелся тягловой силой и орудиями труда, утраченными в военное лихолетье. Вновь подняли черноземную пашню, заколосилась нива. Люди объединялись в артели, колхозы, чтобы совместными усилиями легче было вести хозяйство. Думалось: теперь навсегда.
5. Но вот пришла новая беда. 22 июня 1941 года. Началась Великая Отечественная война.
Глубокий незабываемый след она оставила в жизни наших односельчан . В ней приняли участие около 3х-тысяч жителей села, из них 1696 погибли на фронтах войны. 163 дня , с 7 июля по 16 декабря 1942 года Верхний Мамон находился в прифронтовой полосе. И в каждый из этих дней шли жестокие бои, гибли люди. Здесь 16 декабря 1942 года началась и успешно проведена операция «Малый Сатурн». Этот день ежегодно отмечается верхнемамонцами, как день памяти павших воинов. Среди уроженцев села три героя Советского Союза - Михаил Никанорович Барбашинов, Иван Иванович Харланов и мой прапрадед Михаил Иванович Быковский.
6. Жители Верхнего Мамона свято чтут память о защитниках Родины. В центре села нашим землякам сооружен мемориальный комплекс « Жизнью своею потомки обязаны вам». На мраморных плитах слева золотом написаны имена 688 воинов, погибших зимой 1942 года на осетровском плацдарме, а справа - с именами 845 верхнемамонцами, погибшими в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Также в старом центре установлен бюст Героя Советского Союза Ивана Ивановича Харланова. В память героической операции «Малый Сатурн» был открыт монумент «Прорыв» .
7. Неугасима память поколений, И память тех, кого мы свято чтим. Давайте, люди, встанем на мгновенье И в скорби постоим и помолчим.
( минута молчания)
8. Прошли сотни лет, а Мамон не стареет. Он строит , растет, создает. Он в жизни все может, и все он сумеет, Не зря о нем слава повсюду идет.
9. И мы им гордимся, и все его любим
За скромность, за труд, доброту и покой, За то, что живут в нем красивые люди, И просто за то, что он стал нам родной.
Ведущий: Следующая наша страница о красоте нашего милого сердцу уголка малой родины и называется она: «КРАСОТА РОДНОГО КРАЯ»
Презентация на тему.
Ученик:
Сердце России Мы прославляем Отечество наше, Мы прославляем реку нашу Дон. Нет тебя лучше, нет тебя краше, Сердце России- Верхний Мамон! Березы и клены, озера и пашни, Леса и поля, кордон и затон.
Нет тебя лучше, нет тебя краше, Уголок России – Верхний Мамон!
Труд и забота, люди простые, И колокольный стоит перезвон. Нет тебя лучше, нет тебя краше, Уголок России – Верхний Мамон!
Если вдруг темная сила нагрянет, Плотной стеною закроем наш Дон. Нет тебя лучше, нет тебя краше, Уголок России – Верхний Мамон!
Детское счастье и детская радость. Юность, достойная наших отцов. Нет тебя лучше, нет тебя краше, Сердце России – Верхний Мамон!
Песня А.Толкунова « Малая родина»
Ведущий:
Красива природа нашего края во все времена года, и она оставила неизгладимый след в творчестве наших земляков.
1. Ученик:
Александр Глотов
Там, где летом зеленели нивы, Пели птицы и росли цветы, Зимние узоры так красивы, Солнечные блики холодны… Но весна наступит, снег растает, По оврагам зажурчат ручьи, Почернеет поле, жизнь воспрянет, Закурлычут в небе журавли. Сеять в поле выедут ребята, Гул машин разбудит тишину. Как же ты, о. Родина, богата! Мир тебе и хлебу твоему.
2.Ученик:
Камилла Муратова « Ах, осень»
Ах, осень! Чудо из чудес! Весь в золотой накидке лес! Вот стая птиц спешит на юг, Летят, прощальный сделав круг.
За все благодарю природу: За солнца луч, за непогоду, За дождь, за град, за облака, За то ,что буйствует река, За каждый листик и цветок, За выпитый воды глоток.
Воспитатель:
Всякое дело сопровождалось песней, шуткой-прибауткой, играми да забавами, частушками да танцами.
1. Ученик:
Верхний Мамон называют песенной столицей Придонья . Здесь проводится межрегиональный фестиваль « Песни над Доном» , в котором принимают участие музыкальные коллективы из разных областей России. Ансамблю « Придонье» присвоено звание «народный».
2. Ученик:
У русских песен крылья лебединые, До глубины открытая душа. По вечерам над золотом рябиновым Они плывут куда-то не спеша. Они плывут над речками, над плесами, Как будто их сама земля поет. И на полях с кудрявыми березами Шальные ветры водят хоровод. За то, что в будни с ними не до устали, За то , что в праздник с ними веселей, За то что в горе могут посочувствовать, Они родными стали для людей. Они летят, веселые и грустные, Не прерывая кружевную нить. У русских песен бьется сердце русское И от России их не отделить.
Песня «Ах вы сени, мои сени»
Лейся песня озорная, Счастьем душу наполняй! Ты - шутница-хохотушка, Наша русская частушка.
Частушки
1.Ставьте ушки на макушке, Слушайте внимательно. Мы мамонские частушки Споем замечательно.
2. Заиграли две гармошки, Не возможно усидеть. Ох, держитесь, мои ножки, Я частушки буду петь.
3. Говорят, что в селах скучно, Веселей, мол, в городах, Если честно вам признаться- Это просто ерунда.
4. Здесь заботушки по горло, Жизнь всегда бурлит ключом. Если где кому и скучно- Тут деревня ни при чем.
5. Все быстрее, все быстрее Ускоряет время бег. Нынче вес большой имеет Деревенский человек.
6.Бригадиры, полеводы, Скотники, животноводы, Зоотехники, доярки, Агрономы и свинарки,
7.Председатель и директор, Инженер и архитектор, И шофер, и тракторист, И, конечно, гармонист!
8. Расцветай, моя деревня, Надо радоваться, жить! Из обычаев забытых Кое-что бы возродить.
9. По старинному жениться, Никогда не разводиться, Тятьку с мамкой почитать, Петь частушки и плясать.
10. Усилители, гитары, Не продать – раздать все даром. Чтоб звучали бы немножко Балалайка и гармошка!
11. Чтоб работалось и пелось И душевно , и светло! И да здравствует, деревня! И да здравствует село!
12. Если вы состаритесь, Или заболеете, Приезжайте к нам в Мамон - В раз помолодеете.
Воспитатель: Много людей у нас, которые внесли огромную лепту в историю нашей Родины, прославили ее своим трудом, своими достижениями.
Читают ученики с показом слайдов:
Слава людям , в труд влюбленным, Вдохновенным, окрыленным, Людям совести и чести, Чья работа всем видна.
5. Богат наш край талантами: Певцами, музыкантами, Поэтами известными, Сказителями местными. Лиц перед нами череда…
1. Все мамонские люди – умницы. И пускай их талант разнит. В каждом доме, на каждой улице Кто-то чем – нибудь знаменит.
Вот и перевернута последняя страница истории нашей малой родины. Все, что связано с Отечеством, с его прошлым, должно быть дорого каждому человеку. Это его гордость и слава!
Воспитатель:
Есть такая народная мудрость «Где родился, там и пригодился». Для многих наше село стало родным и близким, особенно для людей старшего поколения. Здесь прошла их юность, трудовая зрелость, здесь выросли их дети и подрастают внуки…и может быть и они не изменят своей малой родине и будут жить и работать здесь, прославляя ее своими делами, поступками, своим талантом.
Вот и настал час расставания , наша встреча подошла к концу.
Ученик:
Берегите Россию – нет России другой. Берегите ее тишину и покой. Это небо и солнце, Это хлеб на столе. И родное оконце В позабытом селе. Берегите Россию- Без нее нам не жить. Берегите ее, чтобы вечно ей быть!