Сценарий нравственного классного часа «О друзьях и дружбе»
Цели: 1.Формирование понятия «истинная дружба».
2.Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Форма проведения: защита проектов.
Предварительная подготовка
К классному часу класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания:
1-я группа: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории человечества»;
2-я группа: подготовка проекта «Невыдуманные истории о дружбе» (на примере своих семей);
3-я группа: подготовка проекта «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры);
4-я группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть»;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Нравственный классный час "О друзьях и дружбе" »
Сценарий нравственного классного часа «О друзьях и дружбе»
Цели: 1.Формирование понятия «истинная дружба».
2.Воспитание умения сопереживать людям, проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Форма проведения: защита проектов.
Предварительная подготовка
К классному часу класс разбивается на творческие группы и готовит следующие задания:
1-я группа: подготовка проекта «Примеры дружбы в истории человечества»;
2-я группа: подготовка проекта «Невыдуманные истории о дружбе» (на примере своих семей);
3-я группа: подготовка проекта «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры);
4-я группа: подготовка проекта «Законы дружбы. Какими им быть»;
I. Вступительное слово классного руководителя. Все человеческие отношения содержат элементы дружбы. Дружба- это привязанность между людьми , возникающая вследствие взаимного уважения, веры в друг друга, общности интересов и взглядов.
Обычно дружат люди, похожие друг на друга, сходство характеров облегчает им взаимное понимание. Недаром говорится : «Скажи, кто твой друг, и я скажу, кто ты».
II. Выступление первой группы с проектом «Примеры дружбы в истории человечества»
III. Составление ассоциограммы на слово «друг».
Учащиеся называют по одному слову, ассоциирующемуся у них с понятием «друг».
Друг, приятель, товарищ – понятия-синонимы, они близки по смыслу. Но все же от обычного приятельства дружба отличается тем , что друзья имеютродственные души, умеют сопереживать друг другу и в радости, и в горе. Приятелей много, а друг – один.
IV. Размышления о дружбе.
В чем смысл отрывка сонета В.Шекспира?
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
Вопрос классу: чем вы руководствуетесь, выбирая друга?
V. Выступление второй группы с проектом «Невыдуманные истории о дружбе». Рассказ о дружбе в семьях учащихся.
Дружба учит альтруизму, бескорыстной заботе о благе другого, преодолению собственного эгоизма, сочувствию, сопереживанию, состраданию. Друг разделит ваши радости, заботы, поможет решить проблемы.
Но не всякий умеет быть другом. До дружбы надо дорасти. Не может быть другом тот, кто самолюбив и хочет обязательно играть в дружбе главную роль. Другом не может быть тот, кто не умеет искренне, бескорыстно, не завидуя, радоваться успеху друга.
VI. Выступление третьей группы с проектом «Дружба. Какой мы ее видим» (фотосюжеты о дружбе, увиденные объективом видеокамеры).
VII. Размышления о дружбе.
Прочтите два маленьких стихотворения и оцените, прав или неправ автор стихов.
Тот, кто в беде бросает друга,
Когда ему живется туго,
Кто сердце не готов отдать
Тому, кто вынужден страдать,
Кто сам страдает безутешно,
Когда дела идут успешно.
У друга первого его – достоин только одного:
Неумолимого презренья.
Добрый друг не тот,
Кто перед нами спину гнет,
К уловкам прибегая лисьим!
Но кто в поступках независим,
Удачу иль беду твою воспримет так же, как свою,
Кто за тебя горою встанет,
Не подведет и не обманет.
А.Дюрер
VIII. Разбор ситуаций.
Как поступили бы вы на месте героев? Могут ли друзья познаваться в радости?
Первая ситуация
Два студента готовятся к экзаменам. У одного из них, Александра, лекции в полном порядке. У другого, Сергея, записи отсутствуют, однако он нуждается в них не меньше. Не остается ничего другого, как на время попросить лекции у Александра. Но Александр отказывает товарищу в просьбе, мотивируя отказ тем, что сам еще не готов к экзамену.
Вывод. Народная мудрость гласит: друзья познаются в беде, но пользоваться плодами чужого труда, быть иждивенцем тоже плохо.
Вторая ситуация
Когда со мной случалось горе,
Подняться не хватило сил,
Рук подоспевшее подспорье
Всегда в друзьях я находил.
А в счастье было тяжело –
Друзья стояли в стороне,
Завидуя и сожалея,
Что помогли когда-то мне.
А.Дементьев
Вывод. Истинная дружба проходит испытание не только горем, бедой, но и радостью. Настоящий друг никогда не будет завидовать успехам товарища, наоборот, он искренне разделит его радость. Подтверждением этому служат слова Иона Златоуста: «Если плачущие разделяют чужие горести, если они одними своими слезами много делают для тех, кого постигло горе, значительно облегчая их горесть, от тем более приятности должен доставлять другим тот, кто радуется с другими… Сорадование служит доказательством не только того, что ты чист от завистливости, но и того, что в сердце твоем укоренилась любовь».
IX. Выступление четвертой группы с проектом «законы дружбы. Какими им быть».
После выступления учащихся можно зачитать законы дружбы В.А. Сухомлимского:
- Не оставляй друга в беде. Отвернуться от друга в тяжелую для него минуту – значит нравственно готовить себя к предательству.
- Дружба – это вера в человека и требовательность к нему. Чем глубже твоя вера, тем выше должна быть требовательность, тем больше ты обязан, должен.
- Быть требовательным в дружбе – значит иметь мужество разорвать ее, если друг предает то, во имя чего построена дружба. Беспринципность опустошает дружбу.
-Умей сделать так, чтобы вас с другом объединяло единство духа, идеалов. Подлинная дружба предохраняет от эгоизма, учит презирать корыстолюбие.
-Дружба – это нравственное обогащение человека. Обретая надежного друга, ты умножаешь свои силы, становишься морально чище, богаче, красивее.