kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мы памяти этой верны

Нажмите, чтобы узнать подробности

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это е? исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта Мы памяти этой верны»». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мы памяти этой верны »





Проект

«Мы памяти этой верны»

Тип работы (социально- творческий проект)









Выполнили:

ученики 3 А класса

МБОУ СОШ №2

Руководитель работы:

Носова Наталья Васильевна

учитель высшей категории























Радужный

2015

Содержание

Методический паспорт учебного проекта.

с. 4 - 5

Введение.

с. 6

Актуальность.

с. 7

Проблема .

с. 7

Этапы работы над проектом.

с. 8 - 9

Предполагаемые результаты

с. 10

Заключение

с. 11

Материально-технические средства для реализации проекта и интернет-ресурсы

с. 12

Механизм реализации проекта

с. 13 - 14

Теоретическая часть


Приложение 1. Великая Отечественная война

с. 15 - 16

Практическая часть


Приложение 2. Анкета для детей

с. 17

Приложение 3. Викторина «По дорогам войны»

с. 18

Приложение 4. Герои ВОВ

с. 19 - 27

Приложение 5. Пионеры- герои

с.28 - 33

Приложение 4. Сочинения о родственниках- участниках ВОВ учеников 3 А класса

с. 34 - 45

Приложение 5. Акция «Скажи: «Спасибо» герою!» Письма – благодарности участникам войны

с. 46- -49

Приложение 6. Всероссийская дистанционная мультиолимпиада-марафон «Муравейник-2015»

с. 50 - 51

Приложение 8. Лист самооценки

с. 52

Приложение 9. Оценка результатов


с. 53







3



Методический паспорт учебного проекта



Проект «Никто не забыт, ничто не забыто!»

Руководитель: Носова Наталья Васильевна

Учебный предмет: литературное чтение, окружающий мир и внеурочная деятельность

Возраст : 3класс (10 лет)

Состав проектной группы: ученики 3 «А» класса

Тип проекта: социальный , творческий

Режим работы над проектом: сентябрь – май , 16 часов

Цель проекта:

развитие в учениках чувства уважения и благодарности за великий подвиг, совершенный участниками войны.

Задачи проекта:

– вовлечение школьников, их родителей в подготовку мероприятий, приуроченных к празднованию 70-летия Великой Победы;

– укрепление общих интересов в семьях путем привлечения детей и взрослых к проведению совместных мероприятий патриотической направленности;

– формирование внимания, уважения, почтения к ветеранам, чувства толерантности;

– воспитание чувства гордости за свое Отечество, свой народ и свою семью;



В процессе работы использовались следующие методы исследования:

  • из теоретических методов - анализ литературы, анализ понятий;

  • из общенаучных социологических методов – опрос родственников об участниках войны;

Вопросы проекта:

Что знаете о Великой Отечественной войне?

4

Каких героев ВОВ знаете? Какие подвиги они совершили?

Какие они, мальчишки и девчонки сороковых?

Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе моей семьи?

Что знаете о родственниках-участниках ВОВ?

Действительно ли военные песни имели большое значение в годы Великой Отечественной войны?

Почему мы должны помнить о подвиге советского народа в ВОВ?

Почему память о войне до сих пор хранят люди?











































5









Введение

Детство – прекрасная пора, когда в каждом из нас формируется целостная личность с собственными принципами и взглядами на мир. Мальчики и девочки учатся жить в сложном и непонятном мире, а помогают им в этом старшие товарищи, родители, учителя. То, чему мы учим наших детей сегодня, составит картину нашего будущего.

Приходит поколение ребят, которое, к огромному сожалению, станет последним поколением, успевшим увидеть ветеранов Великой Отечественной войны. Пройдут годы, и все больше людей станет забывать своих героев, станет забывать подвиг российских солдат. И не только солдат, подвиг каждого героя, которого коснулось страшное горе под названием война. Младшее поколение все чаще представляет себе события той ужасающей катастрофы целого народа, опираясь на современные художественные фильмы, где герой – крепкий и мужественный военный, не знающий поражений и страха.

Но война не обошла стороной ни один дом, не пощадила судьбу ни одной семьи, отпечаталась тяжким бременем в сознании каждого человека.

На наш взгляд, рассказать о мужественном подвиге участников войны, о нелегкой участи, которая постигла их, значит отдать должное памяти своих героев.

Герои живы, пока живы их подвиги в сердцах народа.

Основной задачей патриотического воспитания нового поколения является развитие национального и патриотического самосознания нового поколения граждан великой страны. На сегодняшний день социальная политика государства уделяет немалое внимание проблеме воспитания чувства долга и уважения среди современных детей. Ведь от того, что будут помнить и ценить дети, зависит то, какой будет наша страна завтра. Получим ли мы здоровое, целостное общество с богатой историей и опытом прошлого, или попадем в реальность, где нет ни уважения, ни благодарности, ни осознания – а значит, нет будущего.

Немаловажным этапом проекта является его заключительная стадия, связанная с поиском информации о родственниках-участниках Великой Отечественной войны.. Ведь, чем больше имен своих героев будет помнить общество, тем богаче его внутреннее наследие, тем крепче его патриотический дух, тем сильнее страна.









6

Актуальность

Память о Великой Отечественной войне, ставшей для нашего поколения уже далекой историей, – это не только хроника, летопись и дневники, это еѐ исторические уроки, вобравшие в себя социальный опыт прошлого и устремление в настоящее и будущее.

Все дальше вглубь истории уходят события, связанные с Великой Отечественной войной. Передать эстафету памяти, показать учащимся величие и самоотверженность подвига советских людей, завоевавших Победу – одна из задач гражданско-патриотического воспитания.

День Победы – праздник, который начали отмечать после победы нашего народа в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов. Это день окончания страшной, безмерно жестокой войны, которая длилась 1418 дней и ночей. День Победы как всенародный праздник был установлен Президиумом Верховного Совета СССР 8 мая 1945 года. Путь к победе был длинным испытанием. Она была завоевана мужеством, боевым мастерством и героизмом советских воинов на полях сражений, самоотверженной борьбой партизан и подпольщиков за линией фронта, каждодневным трудовым подвигом работников тыла, объединенными усилиями антигитлеровской коалиции и антифашистского движения.

В преддверии празднования 70-летия Великой Победы появилась идея о создании проекта Мы памяти этой верны»». В рамках проекта предполагается организация просветительской, исследовательской, творческой, поисковой деятельности среди учащихся с привлечением общественности.



Проблема

Идея проекта:

Возникла, когда мы с классом начали планирование мероприятий к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Проблема:

Прошло много времени со Дня Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, и учащиеся начальной школы и их молодые родители мало знают об этой войне, не задумываются, какой след оставила война в их семьях?

Гипотеза:

Живых свидетелей событий военного времени с каждым годом становится все меньше. Это люди преклонного возраста - прадедушки и прабабушки учащихся начальной школы. Возможно, их родственники были участниками Великой Отечественной войны, работали в тылу и внесли вклад в Победу над фашистской Германией.

















7



Этапы работы над проектом

План работы над проектом


Этапы

Содержание работы

Сроки

1.

Подготовительный

этап

Поиск проблемы и определение темы, целей, задач, путей их решения.

Сентябрь-

октябрь

Этапы реализации проекта

2.

Поисковый

этап

Сбор и систематизация материала:

- чтение и анализ статей, журналов, книг о войне;

- использование СМИ, интернет-ресурсов.

- беседы с библиотекарями, педагогами по теме.

- сбор информации о жизни родственников в годы войны:

- интервью с родителями, родственниками;

- встреча с ветеранами войны;



октябрь-

ноябрь



Промежуточные результаты

1. Обработка полученных результатов.

2. Экскурсия и посещение клуба « в ЦВР «ЛАД»

3. Уроки внеклассного чтения по данной теме в школьной и городской библиотеках.

4. Сбор информации о родственниках-участниках ВОВ.





декабрь

3.

Обобщающий

этап

Оформление результатов исследовательской деятельности в виде сочинений и презентации.

Оформление проектной папки.

Январь-

февраль


Промежуточные

результаты

Выступление на занятиях по внеурочной деятельности, на родительском собрании.

февраль


Рефлексия

Доработка проекта с учётом замечаний

февраль

4.

Заключительный

этап

Выступление на классных часах в других классах.

март



Выступление на городской научно-практической конференции.

апрель



















































9

Предполагаемый продукт проекта: участие в конкурсах сочинений к 70-летию Победы, участие в городской научно-практической конференции учащихся.















































10



Заключение

Работая над проектом по столь значимой теме «Мы памяти этой верны» на ярких примерах героизма нашей армии, храбрости и мужества народа, призванной помочь решению проблемы патриотического воспитания в школе, нам открылись очевидные плюсы от  его реализации.

Кроме повышения патриотического сознания  у учащихся проект позволил интенсивнее вовлечь детей в исследовательскую деятельность:

  • поиск материала к внеклассным мероприятиям;

  • подготовка презентаций и выступлений, что способствовало развитию аналитических способностей детей;

  • самостоятельность в поиске информации и принятии решений.

        Реализация проекта позволила усовершенствовать  принцип  сотрудничества учащихся и  учителей, сочетая коллективное и индивидуальное творчество, а также  открыть возможность формирования жизненного опыта, повысить самооценку и чувство успеха учащегося.

Для успешной реализации поставленной цели, в проекте использовались различные  учебные формы, такие как: беседы, экскурсии,  презентации, образовательное событие.

Весьма важный вопрос – это  оценка работы  учащихся. Я считаю, что поощрён должен быть каждый ученик, участвующий в проекте, чтобы  интерес к творчеству не иссякал. Поэтому были определены  номинации  для награждения детей.  

Учащиеся с интересом  слушали  выступления  своих сверстников. Выступающие были горды тем, что смогли  раскрыть перед заинтересованной публикой наиболее  значимые героические события  истории нашей Родины, моменты из жизни своих прабабушек и прадедушек, тем самым, завоевав признание слушателей,  почувствовали  значимость и актуальность своей работы.

Проектная работа позволяет решить важнейшую воспитательную задачу - воспитание патриота своей Родины.

Поэтапно начиная с истории своей семьи, родного края - своей малой Родины, а затем к истории России ведется работа по формированию гражданина Российской Федерации, который не только знает историю своей страны, но и является настоящим ее патриотом, гражданином, готовым к деятельному участию в жизни Родины, приумножению ее богатств и дальнейшего процветания.

В целом проектная деятельность дает возможность: повысить степень самостоятельности, инициативности учащихся и их познавательной мотивации; способствовать развитию социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, приобретению детьми опыта исследовательской творческой деятельности.

Проведя исследования, мы сделали следующие выводы

1. Важно изучать и знать историю своей страны и малой Родины ради нашего будущего.

2. В нашем городе знают и помнят героев Великой Отечественной войны.

3. В городе есть памятник солдату Великой Отечественной войны.

4. Для ветеранов организуются праздники, их приглашают в школы на классные часы и образовательные события.











11

Материальное обеспечение:

предоставление методических материалов, видеоматериалов (дисков) партнерами для проведения внеклассных занятий; презентации, Интернет-источники (образовательные сайты, видеофильмы и др.),

презентация «Мы памяти этой верны»,

аудиозаписи песен о войне.

выставка рисунков

Список использованной литературы

1. Боброва Л.В. «Далекому мужеству верность храня…». Волгоград: Экстремум, 2011, с.184

2. Начальная школа. Сценарии тематических праздников. Серия: Портфель учителя. Издательство: НЦ ЭНАС, 2012, с.152




Интернет-источники

http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=3

http://www.prodlenka.org/

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/

http://www.klassnye-chasy.ru/

http://easyen.ru/load/nachalnykh/klassnye_chasy/418  http://zanimatika.narod.ru/Narabotki16_1.htm

http://sovmusic.ru/text.php?fname=22june

http://fotki.yandex.ru/users/irina-





















12



МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Реализация поставленных целей и задач проекта осуществляется посредством проведения следующих мероприятий:



№ п/п

Мероприятие


Краткое описание мероприятия


Участники


1

Акция «Нет в России земли такой, где не памятен был свой герой!».

1. Классный час «Поклонимся великим тем годам»

Учащиеся, родители.

2

«Я читаю книги о войне».


Цикл тематических библиотечных, классных часов.

Учащиеся, библиотекари школьной и городской библиотек

3

«Я помню, я горжусь!»

Создание школьного альбома


Исследовательская работа. Цель: сбор информации о родственниках, принимавших участие в ВОв (воспоминания, семейные фотохроники и пр.)

Учащиеся, родители, учитель.

4

Предметная неделя среди третьеклассников

«Никто не забыт, ничто не забыто»

.Конкурс газет, рисунков «Поклонимся великим тем годам!»

2.Викторина «Дорогами Победы».

3.Конкурс на лучший творческий проект-исследование «Мы памяти этой верны»

5.Конкурс чтецов

Учащиеся, родители, классные руководители.

5

Акция «Найди своего героя»

Участие в городском конкурсе сочинений «Защитники Отечества»

(Сочинения о родственниках-участниках ВОВ)

Учащиеся, родители

6

«По всей России обелиски, как души рвутся из земли».


Экскурсия в клуб « Поиск»

учащиеся, родители, учитель

7

«Ваши жизни война рифмовала…».

Встречи с ветеранами ВОВ

Ветераны, учащиеся, родители, учителя.

8

Акция «Георгиевская ленточка».

Подготовка открыток «Мы помним» и развешивание их на улицах города

учащиеся

9

Акция «Скажи: «Спасибо» герою!»

Конкурс на лучшее письмо с благодарностью для героя войны.

Учащиеся

10

Мы памяти этой верны

«И помнит мир спасенный!». Героико – патриотический праздник (внеклассное мероприятие).

Учащиеся, родители, учитель.











































14

Теоретическая часть

Приложение 1

Великая Отечественная война

Утром 22 июня 1941 года – это день, когда, немецкие фашисты напали на мирных жителей без предупреждения. Началась война страшная война.

Война с Германией вошла в историю как Великая Отечественная. На защиту Родины поднялся весь народ. Из всех войн, которые пережила Россия, эта была самой кровопролитной и самой жестокой.

Гитлеровцы имели не только хорошо оснащенную армию, но и военный опыт. Они одержали накануне победу в Норвегии и Франции, Польше и Бельгии, Голландии и Дании. Гитлер и его армия хотели завоевать СССР также быстро. Но тут их расчеты не оправдались. Наши солдаты героически давали сопротивление.

От Брестской крепости до Смоленска, от Киева до Тулы враг двигался с тяжелыми боями и всюду встречал сильное сопротивление. Сильный отпор получили противники под городом Ельней. В это время активный натиск немецких войск был немного приостановлен.

Затем враг снова стал прорываться в центр страны, и был уже на подходе в Москву. С воздуха город подвергался разрушительным бомбовым ударам. Отдельные разъезды гитлеровских мотоциклистов даже проникли в город. Но все усилия захватить Москву закончились полным провалом. Наши войска остановили гитлеровцев. И немцам пришлось отступить. Это было первое крупное поражение врага.

Однако за успехом битвы под Москвой последовали неудачи советских войск в Крыму и под Харьковом.

Тяжелые дни переживал Ленинград (так в советское время назывался Санкт – Петербург). 900 дней и ночей город на Неве находился в осаде. Враг заблокировал все подступы к городу, что сделало невозможным подвоз продуктов питания.

От сильного голода и холода, частых обстрелов и бомбежек, погибло почти 850 тысяч человек. Но враг утак и не удалось сломить до конца великий город. 27 января 1943 года блокадное кольцо было прорвано.

15

Перелом в ходе войны произошел под Сталинградом (сейчас это город -Волгоград). Здесь, между Волгой и Доном, 200 дней длилось великое сражение, в котором гитлеровцы потеряли убитыми, ранеными и пленными - почти полтора миллиона человек.

Затем наши войска уничтожили вражеские войска в районе Курска, Орла, Белгорода и погнали захваченных немцев через освобожденные Украину и Белоруссию до столицы фашистской Германии Берлина. Вскоре был взят Берлин, и 9 мая 1945 года жестокая, кровопролитная война с германским фашизмом закончилась. С этого времени дата 9 мая - считается великим праздником Победы.

Советская армия освободила не только СССР. Она избавила от фашизма и другие страны. Победа нам досталась ужасной ценой — на этой войне мы потеряли 27 миллионов человек.

Каждый год 9 мая в праздник - проходят встречи ветеранов войны. В память о Великой Победе люди возлагают венки и цветы к памятникам боевой славы и братским могилам..

Нынешнее поколение в вечном неоплатном долгу перед теми, кто принес миру Победу и заплатил за неё жизнь.

Мы победили в войне. И это – огромное счастье. 9 Мая 1945 года — День Великой всемирно-исторической Победы нашей страны и её Вооружённых Сил над фашизмом. Вооружённые Силы своими победами вписали героические страницы во всемирную историю. Народы Европы при содействии Советской Армии также обрели свободу. Перед значительной частью человечества открылись широкие пути для развития, проложенные героизмом русского народа.

В День Победы мы поздравляем наших ветеранов, участников Великой Отечественной войны, настоящих защитников Родины, которые в самые суровые, самые тяжелые годы, когда страна находилась под угрозой потери независимости, боролись за свободу – своих родных и близких, друзей и соотечественников, своей родной земли. В светлый день нашего праздника Победы мы полны чувством национальной гордости. Мы гордимся людьми, которые возвеличили и прославили нашу Родину.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Под каждым домом

До сих пор она кружит.

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить…


16

Приложение 2



Анкета для детей

№ п/п

Вопросы для детей

Ответы детей

1

Когда началась Великая Отечественная война?


Знают – 10 чел.

2

Сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг.?



Знают – 0 чел

3

В каком году закончилась Великая Отечественная война?


Знают - 16 чел

4

Каких героев ВОВ знаете? Какие подвиги они совершили?


Знают – 5 чел

5

Как Великая Отечественная война отразилась в судьбе твоей семьи?


Знают – 2 чел

6

Сколько лет исполняется дню Победы в этом году?

Знают – 10 чел

7

Почему память о войне до сих пор хранят люди?


Знают – 10 чел

















17

Приложение 3

Викторина «Дорогами Победы»

  • Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года)

  • Сколько дней длилась Великая Отечественная война 1941-1945 гг.?

(1418 дней.)


  • В каком году закончилась Великая Отечественная война? (9 мая 1945 года)



  • Как называется одно из первых сражений Великой Отечественной войны? (Оборона Брестской крепости в июне 1941 года)



  • Сколько дней длилась блокада Ленинград



  • (Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) — 872 дня) 



  • Какой город фашисты так и не смогли сломить и захватить, не смотря ни на что? (Москву. Битва за Москву длилась с 30 сентября 1941 по 20 апреля 1942. Делится на периода: оборонительный (30 сентября — 4 декабря 1941) и наступательный, который состоит из двух этапов: контрнаступления (5 декабря 1941 — 7 января 1942) и общего наступления советских войск (7—10 января — 20 апреля 1942).)


  • 5 августа 1943 г. в Москве был проведен первый салют. Чему он был посвящен?

Варианты ответа: разгрому немцев под Москвой; прорыву блокады Ленинграда; освобождению Орла и Белгорода. (Освобождению Орла и Белгорода.)


  • Когда состоялся парад Победы в Москве?

Варианты ответа: 9 мая 1945 г.; 8 мая 1945 г.; 24 июля 1945 г. (24 июня 1945 г.)



  • Назовите не менее трех крупных сражений Великой Отечественной войны.

(Оборона Москвы, Ленинграда, Сталинградская битва, Курская дуга, штурм Берлина и др.)


  • Назовите юных патриотов, удостоенных в годы Великой Отечественной войны звания Героя Советского Союза.

(Леня Голиков, Валя Котик, Марат Казей, Зина Портнова.)


  • Летчик, Герой Советского Союза. Его самолет был сбит на вражеской территории, и 18 суток он ползком пробирался к линии фронта. После ампутации голеней обеих ног по личной просьбе был направлен в истребительный авиаполк, где в воздушных боях сбил еще семь вражеских самолетов. Назовите имя этого человека.

(Алексей Петрович Маресьев.)

18







Приложение 4

Герои ВОВ



  • Четыре Героя Советского Союза: артиллерист А. В. Алешин, летчик И. Г. Драченко, командир стрелкового взвода П. Х. Дубинда, артиллерист Н. И. Кузнецов — за боевые подвиги награждены также орденами Славы всех трех степеней. Полными кавалерами ордена Славы трех степеней стали свыше 2500 человек, в том числе 4 женщины. В годы войны за мужество и героизм защитникам Родины вручено свыше 38 млн. орденов и медалей. Родина высоко оценила трудовой подвиг советских людей в тылу. За годы войны звания Героя Социалистического Труда был удостоен 201 человек, около 200 тыс. награждены орденами и медалями.



  • Герои Советского Союза

За героические подвиги в Великой Отечественной войне звания Героя Советского Союза удостоены свыше 11 тыс. человек (часть – посмертно), из них 104 – дважды, трое – трижды (Г. К. Жуков, И. Н. Кожедуб и А. И. Покрышкин). Первыми в годы войны этого звания были удостоены советские летчики М. П. Жуков, С. И. Здоровцев и П. Т. Харитонов, таранившие фашистские самолеты на подступах к Ленинграду.



Среди военнослужащих, удостоенных звания Героя Советского Союза, рядовых, сержантов, старшин — свыше 35%, офицеров — около 60%, генералов, адмиралов, маршалов — свыше 380 человек. В числе Героев Советского Союза военного времени 87 женщин. Первой этого звания была удостоена З. А. Космодемьянская 

(посмертно)





















19

Николай Францевич Гастелло





  • Николай Францевич родился 6 мая 1908 года в Москве

  • В Советской Армии в мая 1932 года. В 1933 году окончил Луганскую военную школу летчиков в частях бомбардировщиков. В 1939 году участвовал в боях на р. Халхин - Гол и советско-финдляндской войне 1939-1940 гг. В действующей армии с июня 1941 г. командир эскадрильи 207-го дальнебомбардировочного авиационного полка ( 42-я бомб. авиационная дивизия, 3-й бомбардировочный авиационный корпус ДБА ) капитан Гастелло выполнял 26 июня 1941 г. очередной полет на задание. Его бомбардировщик был подбит и загорелся. Он направил горящий самолет на скопление вражеских войск. От взрыва бомбардировщика противник понес большие потери. За совершенный подвиг 26 июля 1941 года присвоено посмертно Звание Героя Советского Союза. Имя Гастелло навечно занесено в списки воинских частей. На месте подвига на шоссе Минск-Вильнюс сооружен памятник-мемориал, в Москве.













20



Матвеев Владимир Иванович







  • Матвеев Владимир Иванович Командир эскадрильи 154-го истребительного авиационного полка (39-я истребительная авиационная дивизия, Северный фронт) - капитан. Родился 27 октября 1911 года в Санкт-Петербурге.

С началом Великой Отечественной войны на фронте. Капитан Матвеев В.И. 8 июля 1941 года при отражении налёта авиации противника на Ленинград, израсходовав весь боекомплект, применил таран: концом плоскости своего МиГ-3 срезал хвостовое оперение фашистского самолёта. Вражеский самолёт упал у деревни Малютино. Благополучно произвёл посадку на своём аэродроме. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Владимиру Ивановичу Матвееву присвоено 22 июля 1941 года.

Погиб в воздушном бою 1 января 1942 года, прикрывая "Дорогу жизни" по Ладоге. Похоронен в Ленинграде.













21



Зоя Анатольевна Космодемьянская («Таня»)





  • Зоя Анатольевна ["Таня" (13.09.1923г. – 29.11.1941 г.)] – советская партизанка, Герой Советского Союза родилась в Осино-Гай Гавриловского района Тамбовской области в семье служащего. В 1930 г. семья переехала в Москву. Окончила 9 классов школы № 201. В октябре 1941 г. комсомолка Космодемьянская добровольно вступила в специальный партизанский отряд, действовавшей по заданию штаба Западного фронта на Можайском направлении.

  • Дважды направлялась в тыл противника. В конце ноября 1941 года при выполнении второго боевого задания в районе деревни Петрищево (Русский район Московской области) была схвачена фашистами. Несмотря на жестокие пытки, не выдала военной тайны, не назвала своего имени.

  • 29 ноября повешена фашистами. Её преданность Родине, мужество и самоотверженность стали вдохновляющим примером в борьбе с врагом. 6 февраля 1942 г. посмертно присвоено звание Героя Советского Союза













22



Матросов Александр Матвеевич







  • Матросов Александр Матвеевич – стрелок 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады (22-я армия, Калининский фронт) рядовой. Родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Русский. Член ВЛКСМ. Рано лишился родителей. 5 лет воспитывался в Ивановском детском доме (Ульяновская область). Затем воспитывался в Уфимской детской трудовой колонии. По окончании 7 классов остался работать в колонии помощником воспитателя. В РККА с сентября 1942 года. В октябре 1942 г. поступил в Краснохолмское пехотное училище, но вскоре большую часть курсантов направили на Калининский фронт.

  • В действующей армии с ноября 1942 года. Служил в составе 2-го батальона 91-й отдельной стрелковой бригады. Некоторое время бригада находилась в резерве. Затем её перебросили под Псков в район Большого Ломоватого бора. Прямо с марша бригада вступила в бой.

Героический поступок

  • Двадцать седьмого февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки (Локнянский район Псковской области). Как только наши солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный пулемётный огонь противника – три вражеских пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Один пулемёт подавила штурмовая группа автоматчиков и бронебойщиков. Второй дзот уничтожила другая группа бронебойщиков. Но пулемёт из третьего дзота продолжал обстреливать всю лощину перед деревней. Попытки заставить его замолчать не увенчались успехом. Тогда в сторону дзота пополз рядовой Матросов А.М. Он подобрался к амбразуре с фланга и бросил две гранаты. Пулемёт замолчал. Но как только бойцы поднялись в атаку, пулемёт снова ожил. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он содействовал выполнению боевой задачи подразделением.

  • Через несколько дней имя Матросова стало известным всей стране. Подвиг Матросова был использован находившимся случайно при части журналистом для патриотической статьи. При этом командир полка узнал о подвиге из газет. Причем дата смерти героя перенесли на 23 февраля, приурочив подвиг ко дню Советской Армии. Несмотря на то, что Матросов был не первым, кто совершил подобный акт самопожертвования, именно его имя было использовано для прославления героизма советских солдат. Впоследствии свыше 300 человек совершили такой же подвиг, но это уже широко не освещалось. Его подвиг стал символом мужества и воинской доблести, бесстрашия и любви к Родине.

  • Звание Героя Советского Союза Александру Матвеевичу Матросову посмертно присвоено 19 июня 1943 года.



























24

Красноперов Сергей Леонидович





  • Красноперов Сергей Леонидович родился 23 июля 1923 года в деревне Покровка Чернушинского района. В мае 1941 года добровольцем ушел в ряды Советской Армии. Год учился в Балашовской авиашколе пилотов. В ноябре 1942 года пилот-штурмовик Сергей Красноперов прибыл в 765-й штурмовой авиаполк, а в январе 1943 года его назначили заместителем командира эскадрильи 502-го штурмового авиаполка 214-й штурмовой авиадивизии Северо-Кавказского фронта. В этом полку в июне 1943 года он вступил в ряды партии. За боевые отличия награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, Отечественной войны 2-й степени.

  • Звание Героя Советского Союза присвоено 4 февраля 1944 года. Погиб в бою 24 июня 1944 года. "14 марта 1943 года.



  • Героические лётчики-штурмовики

  • Летчики его звена стали мастерами штурмового дела. Звено сплочено и занимает ведущее место. Самые трудные и ответственные задания командование всегда поручает ему. Своими героическими подвигами он создал себе боевую славу, пользуется заслуженным боевым авторитетом среди личного состава полка". И в самом деле. Сергею минуло всего 19 лет, а за подвиги он уже был награжден орденом Красной Звезды. Ему минуло лишь 20, а его грудь украсила Золотая Звезда ГероСемьдесят четыре боевых вылета совершил Сергей Красноперов в дни боев на Таманском полуострове. Как одному из лучших, ему 20 раз доверялось водить на штурмовку группы "илов", и всегда он выполнял боевое задание. Им лично уничтожено 6 танков, 70 автомашин, 35 повозок с грузом, 10 орудий, 3 миномета, 5 точек зенитной артиллерии, 7 пулеметов, 3 тягача, 5 дзотов, склад с боеприпасами, потоплены катер, самоходная баржа, уничтожены две переправы через Кубань.

25

Маресьев Алексей Петрович

  • Маресьев Алексей Петрович летчик-истребитель, заместитель командира эскадрильи 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, гвардии старший лейтенант. Свой первый боевой вылет он совершил 23 августа 1941 года в районе Кривого Рога. Боевой счёт лейтенант Маресьев открыл в начале 1942 года – сбил Ju-52. К концу марта 1942 года довёл счёт сбитых фашистских самолетов до четырех. 4 апреля в воздушном бою над Демянским плацдармом (Новгородская обл.) истребитель Маресьева был подбит. Он попытался совершить посадку на лёд замёрзшего озера, но рано выпустил шасси. Самолёт стал быстро терять высоту и упал на лес.

  • Маресьев добирался ползком до своих. Он обморозил ступни ног и их пришлось ампутировать. Однако летчик решил не сдаваться. Когда ему сделали протезы, он долго и упорно тренировался и добился разрешения вернуться в строй. Заново учился летать в 11 запасной авиабригаде в г. Иваново.

  • В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза.

  • Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году

  • Боевые действия

В июне 1943 года Маресьев вернулся в строй. Воевал на Курской дуге в составе 63-го гвардейского истребительного авиационного полка, был заместителем командира эскадрильи. В августе 1943 года Алексей Маресьев во время одного боя сбил сразу три вражеских истребителя FW-190.

  • 24 августа 1943 года Указом Президиума Верховного Совета СССР гвардии старшему лейтенанту Маресьеву было присвоено звание Героя Советского Союза..

  • Позже воевал в Прибалтике, стал штурманом полка. В 1944 году вступил в КПСС. Всего совершил 86 боевых вылетов, сбил 11 самолётов противника: 4 – до ранения и семь – с ампутированными ногами. В июне 1944 года гвардии майор Маресьев становится инспектором-лётчиком Управления высших учебных заведений ВВС. Легендарной судьбе Алексея Петровича Маресьева посвящена книга Бориса Полевого "Повесть о настоящем человеке".

26

Виктор Васильевич Талалихин





  • Родился 18 сентября 1918 года в с. Тепловке Вольского района Саратовской области.

  • Окончил Борисоглебокое военное авиационное училище летчиков. Принимал участие в советско-финской войне 1939 – 1940 годов. Совершил 47 боевых вылетов, сбил 4 финских самолёта, за что награждён орденом Красной Звезды (1940).

  • В боях Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Произвёл более 60-и боевых вылетов. Летом и осенью 1941 года, сражался под Москвой. За боевые отличия был награждён орденами Красного Знамени (1941) и орденом Ленина.

  • Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Виктору Васильевичу Талалихину присвоено Указом Президиума Верховного Совета СССР от 8 августа 1941 года за первый в истории авиации ночной таран вражеского бомбардировщика.

  • Вскоре Талалихин был назначен командиром эскадрильи, ему было присвоено звание лейтенанта. Славный летчик участвовал во многих воздушных боях под Москвой, сбил еще пять вражеских самолетов лично и один в группе. Погиб смертью храбрых в неравной схватке с фашистскими истребителями 27 октября 1941 года.











27

Приложение 5

Пионеры -герои

И, несомненно, самыми героическими персонажами тех событий были наши ровесники – дети, которым судьба уготовала нелегкую участь стать защитниками своей родины.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

         Пришел час – они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нем священная любовь к родине и ненависть к ее врагам.

         Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее. Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими – отцами, братьями.

        Сражались повсюду. В небе, как Аркаша Каманин.

        В партизанском отряде, как Леня Голиков.

        В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

        В подполье, как Надя Богданова.

        И ни на миг не дрогнули юные сердца!

        Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят – обыкновенных мальчишек и девчонок.

















28

Леня Голиков

 Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

         Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

         Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня – за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы.  Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.











        

        





























29



Надя Богданова

         Её дважды казнили гитлеровцы, и боевые друзья долгие годы считали Надю погибшей. Ей даже памятник поставили.

        В это трудно поверить, но, когда она стала разведчицей в партизанском отряде «дяди Вани» Дьячкова, ей не было ещё и десяти лет. Маленькая, худенькая, она, прикидываясь нищенкой, бродила среди фашистов всё подмечая, всё запоминая, и приносила в отряд ценнейшие сведения. А потом, вместе с бойцами-партизанами, взрывала фашистский штаб, пускала под откос эшелоны с военным снаряжением, минировала объекты.

        Первый раз её схватили, когда вместе с Ваней Звонцовым она вывесила 7 ноября 1941 года красный флаг в оккупированном врагом Витебске. Били шомполами, пытали, а когда привели ко рву  расстреливать, сил у неё уже не оставалось – упала в ров, на мгновение опередив пулю. Ваня погиб, а Надю партизаны нашли во рву живой...

        Второй раз её схватили в конце 4З-го. И снова пытки: её обливали на морозе ледяной водой, выжгли на спине пятиконечную звезду. Считая разведчицу мёртвой, гитлеровцы, когда партизаны атаковали Карасево, бросили её. Выходили её, парализованную и почти слепую, местные жители. После войны в Одессе академик В.П.Филатов вернул Наде зрение.

        Спустя 15 лет услышала она по радио, как начальник разведки 6-го отряда Слесаренко – её командир – говорил, что никогда не забудут бойцы своих погибших товарищей, и назвал среди них Надю Богданову, которая ему, раненому, спасла жизнь...

        Только тогда и объявилась она, только тогда и узнали люди, работавшие с нею вместе, о том, какой удивительной судьбы человек она, Надя Богданова, награждённая орденами Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, медалями.













30



Валя Зенкина

 Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.

        А Валю фашисты заставили под огнём пробраться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

        В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода была нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец – иной возможности спасти их жизнь не было, – маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

        И Валя клятву сдержала.

        Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми.

        За отвагу и мужество Родина наградила свою юную дочь орденом Красной Звезды.















31

Аркадий Каманин

         Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой.

        Отец Аркадия, лётчик Николай Петрович Каманин,  участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом был друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было от чего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: «Подрасти».

        Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром, и пользовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

        После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

        Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды.

        К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

        До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой мечтал о небе и небо покорил!

















32

Лида Вашкевич

 Обыкновенная чёрная сумка не привлекла бы внимания посетителей краеведческого музея, если бы не лежал рядом с нею красный галстук.

         Замрёт невольно мальчишка или девчонка, остановится взрослый, и читают пожелтевшую справку, выданную комиссаром партизанского отряда. Справку о том, что юная хозяйка этих реликвий – пионерка Лида Вашкевич, рискуя жизнью, помогла вести борьбу с фашистами. Есть и ещё одна причина того, чтобы остановиться возле этих экспонатов: Лида награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1 степени.

         ...В городе Гродно, оккупированном фашистами, действовало коммунистическое подполье. Одной из групп руководил отец Лиды. К нему приходили связные подпольщиков, партизан, и каждый раз у дома дежурила дочь командира. Со стороны поглядеть – играла. А она зорко всматривалась, вслушивалась, не приближаются ли полицаи, патруль и, если нужно, подавала знак отцу. Опасно? Очень. Но по сравнению с другими заданиями это и было почти игрой. Лида добывала бумагу для листовок, скупая по паре листочков в разных магазинах, часто с помощью своих друзей. Наберётся пачка – упрячет её девочка на дно чёрной сумки и доставит в условленное место. А на другой день весь город читает слова правды о победах Красной Армии под Москвой, Сталинградом.

         Девочка предупреждала народных мстителей об облавах, обходя явочные квартиры. Ездила поездом со станции на станцию, чтобы передать важное сообщение партизанам, подпольщикам. Проносила взрывчатку мимо фашистских постов всё в той же чёрной сумке, засыпав доверху углём и стараясь не сгибаться, чтобы не вызвать подозрений, – уголь-то взрывчатки полегче...

         Вот что за сумка оказалась в Гроднецком музее. И галстук, который Лида тогда носила запазухой: не могла, не хотела с ним расставаться.









33

Приложение 6

Сочинения учеников 3 А класса

«Люди! Покуда сердца стучатся, помните…»

Жгарова Владислав

Люди! Покуда сердца стучатся,- 
    Помните! 
    Какой ценой завоёвано счастье,- 
    Пожалуйста, помните! 
    Р. Рождественский

Приближается 70-летие со дня Победы. С каждым годом мы всё дальше уходим от военной поры. Это было очень трудное время. Это была самая величайшая война за всю историю человечества. Огромное количество людей погибло в этой войне.

Я родился в счастливое мирное время, но я много слышала о войне, ведь горе и беда не обошли стороной и моих родных и близких. Два моих прадеда участвовали в этой войне. Мне сегодня хочется рассказать о их судьбе.

Мой прадед Каряев Валентин Васильевич воевал с начала 1942 года и до конца войны. На войну он был взят семнадцатилетним юношей. День рождения у него 28 декабря 1923 года, призывали его с теми, кому уже давно исполнилось 18 лет. Воевал он связистом, побывал в разных «переплётах», два раза был ранен, один раз легко, пуля чуть зацепила его за ухо, а второй раз он подорвался на мине, когда обеспечивал связь. Он получил осколочное ранение под самое сердце. Рёбра были раздроблены. Под самым сердцем остался свищ и постоянно выходили маленькие косточки от раздробленного ребра. . 23 и 24 октября 1943 года, находясь на передовой, несмотря на сильный миномётно- артиллерийский огонь противника он показывал образцы мужества, героизма, храбрости днём и ночью, восстановив 16 порывов телефонной связи с командованием батальона. Во всё время боёв телефонная связь работала безотказно.

У него было несколько боевых наград: медаль «За отвагу», и «За боевые заслуги», а остальные он никогда и не носил, они были у всех фронтовиков. Это медаль «За взятие Будапешта», «За победу над Германией». Медаль «За боевые заслуги» он получил во время боев за деревню Ново-Тухино Могилёвской области. Не смотря на сильный миномётно-артиллерийский огонь противника, днём и ночью восстанавливал линии телефонной связи с командованием батальона.

Вскоре после войны дедушка Валентин заболел, и его отправили на инвалидность, как инвалида Великой Отечественной войны. У него обнаружили недостаточность митрального клапана. В1956 году мой прадедушка умер.

Мой прадед со стороны моего дедушки Василия – Корнишин Ефим Адреевич прошел всю войну . Получил много боевых наград, участвовал в освобождении Венгрии.

34



А его сын Василий Ефимович – мой родной дед был назван в его честь - добровольно ушел на фронт в 1942 году, закончил курсы офицеров, получил звание лейтенанта и был отправлен в действующую армию. Во время отправки, при приближении к линии фронта, эшелон разбомбили фашисты, и сведений о нём больше не было. Пропал без вести.

Подвиг советского народа, одержавшего победу в Великой Отечественной войне и отстоявшего свободу и независимость Родины, будет жить в веках!  Мы, молодое поколение,  должны знать и помнить о том, какая доля выпала нашим прадедам, и кто внёс решающий вклад в победу над фашистской Германией.


Эта память верьте, люди,

Всей земле нужна.

Если мы войну забудем,

Вновь придет война…















35







36

Сочинение

«Победа! Славная победа!»

Будушкина Антона



Великая Отечественная война… Все дальше удаляется от нас это событие. В этом году отмечается 70-летие со дня Победы!

Победа! Славная победа!

Какое счастье было в ней!

Пусть будет ясным вечно небо,

А травы будут зеленеть.

Не забыть нам этой даты,

Что покончила с войной!

Победителю солдату

Сотни раз поклон земной!

Все дальше мы от тех ужасных событий. Все меньше остается среди нас  тех, кто сражался за Родину. Нельзя забывать великий подвиг нашего народа, нужно бережно хранить мир завоёванный ценой более 20 миллионов человеческих жизней.

Война не обошла стороной и наших родственников. Я с огромным удовольствием хочу рассказать о моем прадедушке Алексеевиче - это дедушка папы. Папа с детства увлекался историей. И как хорошо, что он сохранил в памяти сведения о жизни замечательного моего прадеда Будушкина Ивана Михайловича.

Он прошёл войну от Москвы до Берлина. Иван Михайлович был танкистом и управлял танком – ИС-2. Служил в 62 тяжёлом танковом полку. Получил звание гвардии капитан, должность заместителем командира полка механичской части.

37



Прадедушка получил несколько наград:

  • Орден Отечественной Войны 1степени ;

  • Медаль За Отвагу ,

  • За боевые заслуги ,

  • За победу над Германией в Великой Отечественной войне ,

  • За взятие Берлина , За освобождение Варшавы, Знак Гвардия.

После войны он служил в Германии и Прибалтике. Прослужил в армии 15 лет. Уволился в 1954 г.

38

Я горжусь своим прадедушкой и очень благодарен своим родственникам, что они бережно хранят долгие годы память о нём и о тех тяжёлых временах. Я обязательно расскажу об этом и своим детям.

Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить!

Люди!

Покуда сердца стучат,

помните!

Какою ценой завоевано счастье,-

Пожалуйста, помните!



Сочинение

«К 70-летию Победы»

Ганькиной Анастасии

Семьдесят лет прошло с тех пор, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Редеют ряды ветеранов. Всё меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. Но боль утраты близких до сих пор эхом отдаётся в сердцах людей. Ведь горе затронуло каждую семью и каждый дом. Семьи ушедших в те времена на фронт отцов, сыновей, мужей хранят память о них.

Война закончилась,

Но песней опаленной

Под каждым домом

До сих пор она кружит.

И не забудем мы,

Что 20 миллионов

Ушли в бессмертие,

Чтоб с нами жить…

Нет в России семьи, которую война обошла стороной. В нашей семье тоже есть участники войны.  Это мой прадедушка, Василий Андреевич Ганькин. Он родился в далеком 1918 году в селе Огарево-Почково Сасовского района Рязанской области. Великая Отечественная война застала его, когда он служил в армии на Черном море. Во время войны прадедушка служил на крейсере «Молотов» машинистом. После войны крейсер стал называться «Слава». Во время боя крейсер был подбит подводной лодкой противника. Раненый прадедушка продержался 12 часов в открытом Черном море. Его и других моряков, оставшихся в живых, подобрал корабль Советской армии.



39

После выписки из госпиталя Василий Андреевич продолжал воевать. Он был награжден многими медалями и орденами, в том числе такими как, медаль «Адмирала Ушакова», «За оборону Кавказа», «За оборону Севастополя» и многими другими. В мирное время прадедушка продолжал работать на радиозаводе в г. Муром. Он прожил долгую и счастливую жизнь.

Я горжусь своим прадедушкой и очень благодарна своим родственникам за то , что они бережно хранят долгие годы память о нём и о тех тяжёлых временах.


Прошла война,

Прошла страда.

Но боль взывает к людям:

Давайте люди никогда

Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней

Хранят об этой муке,

И дети нынешних детей,

И наших внуков внуки!













40

Сочинение

«Эта память верьте, люди, всей земле нужна…»

Дмитриева Александра

«Эта память верьте, люди, всей земле нужна.

Если мы войну забудем, вновь придет война.»

Прошло семьдесят лет, но эхо войны и сегодня доносится до нас. Сейчас все меньше и меньше остается с нами людей, которые были участниками и свидетелями той суровой и страшной драмы нашего народа. Потому-то и нет для нас ничего более возвышенного и благородного, чем в меру своих сил обогащать эту светлую память о них. Мир не должен забывать ужасы войны, разруху, страдания, смерть миллионов людей. Это было бы преступлением перед павшими, преступление перед будущим. Мы должны помнить о войне, о героизме и мужестве тех, кто прошел ее дорогами. Тяжело в годы войны было не только солдатам, которые воевали на фронте, но и детям, которые жили в то время…

Мне бы хотелось рассказать о моем дедушке – Рвачеве Александре Васильевиче.

Самый младший шестой ребенок в семье он родился 08 августа 1942 года в деревне Свободка Орловской области. В 1941-1942 году родная деревня дедушки была в фашистской оккупации. Жителей деревни в это время вывезли в эвакуацию на Кубань. После освобождения семья вернулась домой в разрушенную деревню, первые годы жили в землянках. В тяжелые послевоенные годы работали в колхозе и стар и млад, мужчин почти не было, вся тяжелая работа ложилась на плечи женщин и подростков. Нужно было восстанавливать хозяйство после войны. Дедушка очень трепетно относится к хлебу: нельзя выкинуть ни крошки. Когда он был маленький, дети бегали по полю и собирали колоски, чтобы отнести их матери. Хлеб тогда пекли с лебедой, крапивой, отрубями, потому что муки не хватало.

Дедушка ходил в школу, которая находилась в 3 км от родного дома в соседней деревне Волчье. Хорошей дороги до школы не было, приходилось собираться «стайками» и ходить в школу через лес: вместе: и старшие и младшие ученики. В семье у дедушки была одна пара валенок на двоих мальчишек, в школу ходили по очереди. А в старших классах приходилось ездить в школу на лошади в другую деревню – Губаново в 16 км от дома.

В возрасте 12 лет дедушка начал работать в колхозе на уборке урожая, помогал механизаторам, а в 17 лет сел за трактор. Заработную плату в те годы выдавали трудоднями. Один трудодень – 300 гр зерна. В 18 лет дедушка ушел служить в армию. Служил 3 года в г. Томск в Сибири в военно-строительных войсках (тогда они назывались части среднего машиностроения). После армии остался работать на гражданских должностях в военно-строительных частях.



41

Основная специальность – автодорожное хозяйство. В 1967 заочно закончил автодорожный институт в г.Усть-Каменогорске Семипалатинской области республики Казахстан

3 года работал на военных объектах города Семипалатинск. Из Казахстана дедушку перевели в поселок Рыжково Московской области. В 1972 году переведен в г.Юхнов Калужской области.

В мае 1977 года дедушку направили на строительство нового объекта во Владимирской области – рабочий поселок Владимир-30. Работал дедушка начальником бетонного завода, затем начальником строительно-монтажного участка на объектах социального значения (школы, детские сады, поликлиника и др.), жилых домах, объектах градообразующего предприятия, руководил забивкой свай под фундаменты. Дедушка закончил работу в строительстве в 2004 году. Но до сих пор дедушка работает: он не привык сидеть дома, труд – это его жизнь. Я очень горжусь своим дедушкой.



Сочинение

«Война... Какое страшное слово...»

Лопуновой Карины

  70 лет прошло с тех пор, когда топтали русскую землю немецкие сапоги. Мы не слышим гула фашистских самолётов, люди не бегут в бомбоубежища. Но страшные дни 1941-1945 годов навсегда останутся в памяти людей, переживших то время. 

    Война... Какое страшное слово...Сколько бед и лишений она принесла. Сколько слёз было пролито в домах, куда приходили похоронки- треугольники с незнакомым почерком. Не обошла стороной эта беда и нашу семью.

О моих родственниках воевавших на фронтах ВОВ мне известно из рассказов деда и прабабушки. К сожалению, не осталось ни фотографий, ни точных сведений об их фронтовой судьбе. Отец моей прабабушки, когда пришло известие о начале войны и его призвали на фронт, строил новый дом для своей семьи – жены и четверых детей. За одну ночь он покрыл крышу на доме, чтобы в нем можно было жить, и ушёл на фронт, больше он сюда не вернулся.

Игнатьев Иван Григорьевич 1925г.р. - родной брат моей прабабушки. Воевал с 1943 по 1945 год, трижды был ранен в бою, дошел до Берлина.









42



Зайцев Петр Антонович -родной брат отца моей прабабушки.

Прошел всю войну. Служил в авиации. Участвовал в военных действиях в Крыму.

Нелегкой ценой досталась победа. Русский народ спас и свою Родину, и все человечество от фашизма. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно. К сожалению, ветеранов войны становится всё меньше рядом с нами.  Я благодарна всем солдатам и офицерам за то, что живу под голубым небом, в свободной стране.

43

И от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Вечная память погибшим в той страшной войне и низкий поклон выжившим!

А почестей они не просили,

Не ждали наград за дела,

Им общая слава России солдатской

Наградой была.




Сочинение

«Спасибо деду за Победу!»

Мазурова Юрия

9 мая 2015 года все люди нашей страны будут отмечать 70 годовщину Великой Победы. Победа… Это, казалось бы, небольшое слово хранит в себе очень много: мечту, которой жили долгих четыре года, ради которой тянулись из последних сил, шли в атаку, терпели голод, разруху, грязь; горечь потери родных и, наконец,  радость последнего дня войны, радость встречи с близкими, друзьями, да и просто возвращение в мирную жизнь, которую уже никто не посмеет нарушить…Нет в стране семьи, которую не опалил бы пожар войны. Не обошло это стороной и моих родственников.

Я хочу сегодня поделиться историей жизни замечательного человека, который пережил все ужасы войны и который жив сейчас. Это мой прадедушка Михаил Фёдорович Абрамов.

В этом году этому душевному, жизнерадостному и очень мудрому человеку исполнилось 90 лет. На фронт ушёл рядовым в декабре 1942 года. Служил связистом-телефонистом. Воевал на Харьковском направлении в
162-й гвардейской дивизии. Прошёл  с  боями г. Калач Сталинградской области, г.г. Изюм, Барвинков, Чугуев.

За боевые заслуги награждён орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны, медалью «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945г.г.», медалью Жукова, имеет много юбилейных наград в честь Победы.

Все дальше уходят в прошлое годы Великой Отечественной войны. Редеют ряды ветеранов. Да,  все меньше и меньше остается в живых свидетелей тех страшных событий. И я очень счастлив, что мой прадедушка жив и сейчас проживает в городе Радужный, рядом со мной. Я очень люблю его и горжусь им.

Спасибо деду за Победу,

Спасибо и поклон земной



44

За жизнь, за солнце, за беседу,

За время, проводимое со мной.

Теперь я знаю, что Победа,

Добытая тогда в боях,-

Победа моего родного деда.

А значит ты, Победа, и моя!



Сочинение

«Воспоминания о войне»

Чистякова Владислава

История знает немало знаменательных дат, но не многие из них могут сравниться с Днем 9 мая 1945 года! 
Великая Отечественная война 1941-1945 годов - одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю русского народа. Страдание, боль и горе постучались тогда в каждый дом, коснулись каждой семьи. Война оставила огромный отпечаток в сознании людей и имела тяжелые последствия для жизни целого поколения.

 Со Дня Победы прошло 70 лет. Человеческая  память бережет и сохраняет то, чего уже нет, что давно прошло, и воспроизводит в сознании прежние воспоминания. Даже самые страшные, самые жуткие…

Вот и я хочу поделиться историей жизни своего прадеда.

Его звали Василий Андреевич. Родился он 28 июля 1925года. Моя бабушка мне рассказывала про него очень много, что он был трудолюбивым, честным, веселым человеком. В 2015 году ему было бы 90 лет. В июле 1943 года его призвали на войну. На войне он был 2 года (минометчиком). Воевал он в г. Калининграде. Когда война закончилась прадед служивал еще 5 лет (связистом). Он заслужил на войне много медалей. Я горжусь своим прадедом, что он выстоял Великую Отечественную Войну.

К сожалению, ветеранов войны становится всё меньше рядом с нами.
Я благодарен своему прадеду и всем солдатам и офицерам за то, что живу под голубым небом, в свободной стране. И от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Она священна. Ведь люди сражались за независимость Родины, за наше счастье. Вечная память погибшим в той страшной войне и низкий поклон выжившим!

О, сколько было подвигов на свете,

Они уже в преданья отошли.

Из уст в уста их повторяют дети

На всех материках большой земли…

Но из всего того, о чем мы слышим,

И из того, что мы вершим пока,

Солдатский подвиг я считаю высшим

И самым бескорыстным на века.























45



Приложение 7

Акция «Скажи спасибо» герою!»

Письма – благодарности участникам войны.



Жгаров Владислав

Спасибо солдатам,

Что мир подарили,

Тогда в сорок пятом…

Война... Какое это страшное слово...Сколько бед и лишений она принесла! Со Дня Победы прошло 70 лет. Нелегкой ценой досталась победа. Русский народ спас и свою Родину, и все человечество от фашизма. Бессмертен подвиг тех, кто боролся и победил это зло. Этот подвиг будет жить в наших сердцах вечно.

Я недавно прочитал о замечательном человеке – герое ВОВ, нашем земляке. Это Алексей Васильевич Лопатин. Он  родился 2 февраля 1915 в селе Дюково Ивановской области. В 1933 году окончил школу фабрично-заводского ученичества в городе Коврове. Работал на там экскаваторном заводе.

В октябре 1937 года был призван в Красную Армию и по собственной просьбе направлен в пограничное училище.

В 1940 году окончил Саратовское военное пограничное и получил назначение в пограничный отряд у западной границы СССР.

В начале Великой Отечественной войны 1941—1945 личный состав 13 пограничной заставы 90-го Владимир-Волынского пограничного отряда под его командованием, обороняя государственную границу СССР, в течение 11 суток сдерживал в десятки раз превосходящие силы немецких войск. 29 июня вывел из окружения женщин и детей, а сам с бойцами возвратился на заставу. В неравном бою 2 июля он и его подчинённые пали смертью храбрых.

Ему было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно 18 декабря 1957г. и награжден Орденом Ленина.





46

Я очень восхищён подвигом нашего земляка. И таких примеров можно привести очень много. Я благодарен всем солдатам и офицерам за то, что живу под голубым небом, в свободной стране. И от нас сейчас зависит сохранить память о погибших. Вечная память погибшим в той страшной войне и низкий поклон выжившим!

Мы эту Победу

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!



Модина Юлия



Светлая память тем, кого нет!

Тем, кто не встретил мирный рассвет,

Сквозь канонады, сквозь голод, сквозь страх,

Гордо Победу нёс на плечах.



Вот уже 70 лет прошло со Дня Победы в Великой Отечественной Войне, но в наших сердцах живет память о тех событиях. Нет такой семьи в нашей стране, которую не затронула бы война. Миллионы человек погибли в этой ужасной войне, были разрушены тысячи городов и сел. Вся наша страна встала на борьбу с фашизмом. Воевали и солдаты на полях боя, и женщины, старики и дети нечеловеческим трудом внесли свой огромный вклад в Победу. Подвиг этих людей будет жить в наших сердцах вечно. Мы благодарны поколению военных лет, подарившему нам мирное небо над головой.



Степанцева Екатерина

Войны я не видел, но знаю,

Как трудно народу пришлось,

И голод, и холод, и ужас –

Всё им испытать довелось.


  Все дальше уходит в историю Великая Отечественная война… В мае этого года мы будем отмечать 70-летие со Дня Победы. Это великая дата!!!

Поколение, к которому я принадлежу, знает о войне по рассказам детей ветеранов, фильмам, книгам. Знать ценность и величие Победы очень нужно и важно!

В нашей стране нет, наверное, семьи, которую обошла стороной эта страшная война. Вот и в моей семье есть участник тех великих сражений. Это мой прадед Купцов Михаил Иванович. Он участвовал в боях за освобождение Румынии, Венгрии, Чехословакии.

47

Вернулся с войны живой и прожил долгую и счастливую жизнь со своими родными, каждый день вспоминал о той Победе, о том, как важно было победить в этой Войне, вернуть на нашу землю мир, свободу, независимость.

Низкий поклон и вечная память участникам Войны!



Пусть мирно живут на планете,

Пусть дети не знают войны,

Пусть яркое солнышко светит!

Мы дружной семьёй быть должны!




Дмитриев Александр


Я горжусь подвигом людей, защищавших нашу Родину от врагов. Конечно, наше поколение мало знает о тех трудных временах. Узнать об этом нам помогают рассказы ветеранов, а также хроники тех лет, фильмы, книги. Я уверен, что тема Великой Отечественной войны будет актуальна еще долгие и долгие годы. Слишком дорого стоила нам победа, миллионы жизней унесла она. Долгие 1418 дней продолжалась эта самая кровопролитная война в истории человечества. Русский народ сделал все, чтобы спасти родину и весь мир от фашизма. Все, что вынесло поколение военных лет, - это подвиг, самопожертвование во имя Победы.

Я благодарен героям войны, которые подарили нам мирное небо над головой.

Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен -

И взрослым, и детям!



Раков Захар

Я знаю, я горжусь.

Сейчас очень много говорят о приближении Великого для нашей страны - праздника 70-летия Победы. Мы с классом тоже принимаем участие в подготовке этого мероприятия.

Одно из них – написание сочинений на тему «Герои войны». Я решил тоже поучаствовать в этом мероприятие и хочу рассказать об одном из героев Советского Союза, Александре Матросове. Он родился 5 февраля 1924 года в городе Екатеринославе (ныне Днепропетровск). Он воспитывался в Ивановском и Мелекесском детских домах в Ульяновской области и в Уфимской детской трудовой колонии. После окончания 7 классов Александр работал в этой же колонии помощником воспитателя.



48

Когда началась война, все люди, от мала до велика, встали на защиту своей Родины. Александр Матрососов несколько раз обращался с письменными просьбами направить его на фронт. А в 1942 году, когда ему исполнилось 18 лет, он был призван в армию и начал учёбу в Краснохолмском пехотном училище (под Оренбургом). Уже в январе 1943 года вместе с курсантами училища добровольцем в составе маршевой роты отправился на Калининский фронт. С 25 февраля 1943 года на фронте служил в составе 2-го отдельного стрелкового батальона имени И. В. Сталина.

27 февраля 1943 года 2-й батальон получил задачу атаковать опорный пункт в районе деревни Чернушки Локнянского района Калининской области. Как только советские солдаты прошли лес и вышли на опушку, они попали под сильный огонь противника. Три пулемёта в дзотах прикрывали подступы к деревне. Тогда Матросов поднялся, рывком бросился к дзоту и своим телом закрыл амбразуру. Ценою своей жизни он помог выполнить боевую задачу подразделения. За этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Мой прадед, Шалилов Констатин Иванович, тоже ушел на фронт в 18 лет. Он храбро сражался ради мирного неба над нашей головой. Он был тяжело ранен. Мой прадед имеет медали.

Я горжусь храбрыми воинами, павшими в этой страшной войне. Я хочу, чтобы больше никогда не было войны. А мы, потомки, будем помнить и чтить память погибших.





























49

Приложение 8

Всероссийская дистанционная

мультиолимпиада-марафон

«Муравейник-2015»

2 (весенний) тур


ЗАДАНИЯ


для учащихся 3-4-х классов


Здравствуйте, мальчики, девочки и уважаемые взрослые!

Я, Муравьишка, рад новой встрече! Мне очень понравились работы, которые вы прислали мне в первом туре. Много интересного и познавательного мы вместе с вами узнали о Мировом океане и его обитателях. С самыми интересными ответами участников можно познакомиться в итоговых презентациях, которые размещены на сайте Олимпиады www.irc43.ru в разделе «Итоги».

Дорогой друг! Сегодня я приглашаю тебя познакомиться с героической историей России. Ты уже, наверное, знаешь, что в этом году вся наша страна будет отмечать великий праздник – 70-летие Победы в Великой Отечественной войне. Мне бы хотелось вместе с тобой узнать еще немного больше о героизме и отваге нашего народа в те трудные годы и навсегда запомнить их подвиг! В связи с этим весенний тур Олимпиады посвящен 70-летию Великой Победы.

Замечательные стихи написала Ольга Маслова:

Героям Победы – спасибо!

Спасибо героям, 

Спасибо солдатам,

Что мир подарили, 

Тогда - в сорок пятом!


Вы кровью и потом 

Добыли победу.

Вы молоды были,

Сейчас - уже деды.

Мы эту победу -

Вовек не забудем!

Пусть мирное солнце

Сияет всем людям!


Пусть счастье и радость

Живут на планете!

Ведь мир очень нужен -

И взрослым, и детям!

Дорогой друг! Если ты учишься в 3 или 4 классе и готов узнать много нового, поделиться своими знаниями со мной и со всеми остальными участниками Олимпиады, тогда – вперед!

При поиске правильных ответов ты по-прежнему можешь использовать самые разные источники информации: учебники, словари, справочники, художественную литературу, журналы, газеты, Интернет-ресурсы и др.


50

При необходимости ты можешь попросить помощи у родителей, бабушек и дедушек, братьев и сестер, друзей. Вполне возможно, что ответы на некоторые вопросы тебе уже известны.

За правильно выполненное задание каждый из вас получит мою маленькую персональную наклейку «муравьишка» для домика-муравейника. Чем больше правильных ответов, тем больше шансов заполнить весь муравейник жителями!

Итак, я приглашаю тебя в путешествие и желаю успехов тебе и твоим друзьям!

Блок 1. Я помню! Я горжусь!

Задание 1

«Все на рассвете мирно спали,

Ночь таяла как будто тень

И жители Земли ещё не знали

Какой рождался страшный день…»

Эти строки Наталья Андриянова написала о начале Великой Отечественной войны.

Напиши дату начала этой войны.

Сколько дней длилась Великая Отечественная война?

Задание 2

Из списка выбери названия городов-героев, которые в настоящее время находятся на территории Российской Федерации

  1. Севастополь.

  2. Минск.

  3. Новороссийск.

  4. Тула.

  5. Ульяновск.

Какие города-герои ты еще знаешь?













51

Приложение 9





ЛИСТ САМООЦЕНКИ

Оцените свою работу

ИМЯ __________________________ Фамилия __________________________



Выберите и закрасьте звёздочки

  1. Вы справились с работой?





не очень

нет







2. Вы дружно работали?





ДА

не очень

нет







3. Вы довольны своей работой?





ДА

не очень

нет







52





Приложение 10



Оценка результатов



Критерии

Самооценка участников

Взаимооценка участников

Оценка слушателей

Оценка учителя

1.

Художественное оформление поделок и презентаций:

- эстетичность,

- оригинальность,

- аккуратность.





2.

Содержательность информации: - интерес,

- объём,

- оригинальность





3.

Выступление:

- артистичность,

- эмоциональность

- подготовленность























53


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мы памяти этой верны

Автор: Носова Наталья Васильевна

Дата: 10.05.2015

Номер свидетельства: 209759

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Внеклассное мероприятие для 9-11 классов «Мы памяти этой верны…» "
    ["seo_title"] => string(69) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-dlia-9-11-klassov-my-pamiati-etoi-vierny"
    ["file_id"] => string(6) "218778"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1433917057"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(52) "Проект "Мы памяти этой верны""
    ["seo_title"] => string(30) "proiekt-my-pamiati-etoi-vierny"
    ["file_id"] => string(6) "209758"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1431281842"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(58) "Урок памяти "Нет права забывать""
    ["seo_title"] => string(27) "urokpamiatinietpravazabyvat"
    ["file_id"] => string(6) "317120"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460283040"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Музейная педагогика. Педагогические возможности школьного музея "Исток" "
    ["seo_title"] => string(84) "muzieinaia-piedaghoghika-piedaghoghichieskiie-vozmozhnosti-shkol-nogho-muzieia-istok"
    ["file_id"] => string(6) "127757"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415370879"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Обобщение педагогического опыта "Использование ИКТ в учебно -воспитательном процессе""
    ["seo_title"] => string(90) "obobshchieniiepiedaghoghichieskoghoopytaispolzovaniieiktvuchiebnovospitatielnomprotsiessie"
    ["file_id"] => string(6) "262182"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1449280781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства