показать, что, несмотря на то, что все дети разные, в группе может и должна быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
принципы толерантности должны войти в жизнь детей
Занятие проводится с детьми начальной школы (1-2 класс). Актуальность проблемы толерантности связана с тем, что сегодня на первый план выдвигаются ценности и принципы, необходимые для общего выживания и свободного развития личности. Поэтому в своей работе я стремлюсь сформировать у детей нравственные ценности, которые являются важнейшими показателями целостности личности, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Мы дети одной планеты" »
«Мы – дети одной планеты»
Цели и задачи:
формирование установок толерантного сознания;
показать, что, несмотря на то, что все дети разные, в группе может и должна быть дружелюбная, толерантная атмосфера;
принципы толерантности должны войти в жизнь детей.
Учитель: Ежегодно, 16 ноября отмечается день толерантности. Запоминать вам это слово не надо, а вот, что оно обозначает должен знать каждый из вас
ТОЛЕРАНТНОСТЬ: в русском языке “толерантность” означает “способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей, мягко относиться к их промахам, ошибкам”
Всегда ли мы умеем быть терпимыми и терпеливыми, умеем ли мириться, даже если поссорились. Это мы сегодня и узнаем.
А теперь, пойдемте по «домам» (дети входят в зал, где разложены обручи, рядом с которыми таблички с названиями улиц с номерами домов и фотографиями каждого из детей и разбегаются по «домам»)
Воспитатель обходит «дома», спрашивая, кто в них живет и какая у них семья (большая, маленькая, дружная). Затем всех приглашает в «кабинет» - овальный палас с такой же табличкой. Дети рассаживаются на паласе.
Учитель:
Мы очень разные, но мы вместе. Ребята, чем мы похожи, что нас объединяет?
Дети называют признаки похожести между людьми.
Нас объединяет то, что
Живем на одних улицах (назовите)
Ходим в один детский сад (назовите)
Живем в одном селе (назовите)
Живем в одной республике, стране, дайте названия (показ карты республики)
Живем на одной планете, какой? (показ глобуса)
Все, что мы с вами перечислили, можем назвать своим домом, почему?
И самое главное, что нас объединяет, это то, что все мы люди.
Учитель: Ребята, а в чем мы не похожи друг на друга, что нас отличает?
Дети называют признаки различия между людьми (Рост, Цвет волос и глаз, Одежда, Национальность, Фигура, Возраст (старые и молодые), Характер, Культура
Учитель: Ребята, представьте, что наступит время, когда все люди на Земле станут совершенно одинаковыми (рост, цвет волос и глаза, одежда, сумма знаний и т. д.) Дети и взрослые прикрывают лица одинаковыми изображениями лица человека.
1. Каким будет этот мир? Как люди в нем будут жить?
2. Хорошо или плохо, что мы все разные?
3. Как жить в мире, где столько одинаковых людей?
Ответы детей
Жить в таком мире будет неинтересно. Мы не сможем отличить друг от друга, все-таки лучше, когда мы все разные. Только надо научиться жить в мире.
Звучит космическая музыка, свет выключается, светится шар
Запись голоса
Пронзив пространство через 200 тысячи световых лет. Корабль посланцев Галактики материализовался на окраине Млечного пути. Они были посланы разыскать во вселенной планету Земля. Узнать, как живут дети на этой планете.
Голос:
Я вижу планету
Штурман снижаемся.
Приготовится к посадке!
Есть приготовиться к посадке. Входит инопланетянин.
Мы приземлились в точно заданном квадрате.
Инопланетянин:
Здравствуйте, дети Земли. (подходит к каждому из детей и с серьезным видом дергает за мочку уха).
Дети здороваются
Мы жители далекой планеты Марс, прилетели к вам познакомиться и узнать, как живут дети на вашей планете. На нашей планете все время войны из-за того, кто лучше, умнее, красивее. Мы ссоримся, делим планету, да так, что уже и места всем не хватает. Думаем, может нам и вашу планету захватить, чтоб всем места хватило, а может, вы нас научите, как жить в мире.
Учитель: а вот мы сейчас и проверим, сумеют ли наши дети найти общий язык с вами. Сумеют ли быть толерантными. Хотя, я смотрю, они не поняли, за что им уши надрали.
Инопланетянин
Я же сказал «Здравствуйте дети Земли! »
Учитель: Так это они так приветствуют нас. А что же мы в ответ?
Дети показывают, как можно поприветствовать друг друга.
Учитель: Что же дальше, ребята? Понравился вам гость? А чем? Давайте прогоним его: и на нас он не похож, за уши дергает, даже гостинцев не привез, да еще и наш дом, нашу Землю захватить хочет.
Ответы детей.
Учитель: Да, ребята. Что же о нас тогда подумают жители других планет?
Ответы детей
Учитель: тогда, давайте не будем ничего рассказывать, а попробуем показать, как мы поступаем, чтобы жить в мире.
Проигрываются 3 ситуации
Ситуация 1
Воспитатель: представьте себе, что вы уже школьники. Закончились уроки. Вы одеваетесь, чтобы пойти домой и, вдруг видите, что одна из девочек плачет в раздевалке. У нее пропали рукавички. На улице зима и дом ее дальше всех. Эта девочка новенькая. Вы ее еще хорошо не знаете (в роли девочки большая кукла, воспитатель имитирует как «девочка» расстроена»). Как вы поступите?
Инопланетянин: Да бросьте вы ее, кто она вам? У нас всегда так поступают.
Предложения детей совместно обсуждаются, и выбирается самый подходящий вариант
Учитель: Молодцы, ребята! Вы проявили сочувствие и соучастие.
Ситуация 2
Учитель вносит новую игрушку и предлагает детям, решить, кто и как будет ею играть. Игрушка одна, а детей много.
Инопланетянин : отдайте ее мне, я один и я не такой как вы, и я гость.
Учитель: если дети решат отдать ее вам, то мы отдадим, но сначала давайте обсудим с ребятами эту ситуацию.
Предложения детей совместно обсуждаются, и выбирается самый подходящий вариант
Учитель: а сейчас вы проявили терпение и умение прислушиваться к мнению других
Ситуация 3
Вы участвуете в соревнованиях по бегу. Каждый из вас старается выиграть и прибежать первым. Вдруг, вы видите как, например, Даша подвернула ногу (а она бежала впереди всех). Как вы поступите?
Инопланетянин: я ее оббегу и приду первым и получу приз.
Ответы детей обсуждаются. Выбирается тот, который соответствует принципам толерантности
Учитель: Правильное решение. В этом случае вы проявили содействие (оказали помощь) и силу воли, своего характера. Пусть вы проиграли, но такой поступок заслуживает огромного уважения.
Учитель: Вот так вот, дорогой наш гость! Вы чему-нибудь научились?
Инопланетянин: спасибо вам огромное. Я здесь многому у вас научился. Мне нужно лететь и попробовать научить своих марсиан жить в мире и согласии.
Учитель: а знаете, что для этого нужно? Нужно любить свой дом, свою планету так, как любим ее мы. Вот послушайте. Читает стихотворение:
Пилот в космической ракете на землю глянул с высоты
Еще никто, никто на свете такой не видел красоты
Внизу под окнами кабины в молочных облаках лежал
Далекий маленький любимый земной голубоватый шар
Веселее в небе синем, солнце ясное, свети
Лучше Родины России в мире края не найти.
Учитель: А еще нужно уметь дружить.
Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птица – с небом, как травы – с лугом,
Как ветер – с морем, поля – с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.
Давайте, люди, к тому стремиться,
Чтоб нас любили и зверь и птица
И доверяли повсюду нам,
Как самым верным своим друзьям!
Давайте, люди, беречь планету –
Во всей Вселенной похожей нету.
Во всей Вселенной на всех одна,
Что будет делать без нас она?
Исполняют песню «Если с другом»
Учитель: и самое главное, что нужно для мира и согласия – это большое и доброе сердце. Занятие «Сделай сердце и подари другу»
Вот наши дети смастерили символические сердечки, и мы вам их дарим. Отдайте их марсианам и, может быть, тепло наших сердец отогреет их души и они научаться быть добрее (дети дарят сердечки и прощаются с инопланетянином).
Учитель, обращаясь к детям: как я сегодня гордилась вами. Вы просто молодцы!
(Угощает всех одной плиткой шоколада). Теперь я уверена, что вы знаете, как с нею поступить, и ссориться не будете.