В основу построения данного занятия положен метод эмоционального погружения, наилучшим образом способствующий активизации творческого начала у учащихся путем воображения и фантазии.
При подготовке к занятию мною были учтены и возрастные и индивидуальные особенности учащихся: высокий интерес к чтению, развитые на достаточном уровне обще учебные умения и навыки, достаточно высокая мотивация, которая стимулировалась нетрадиционной формой мероприятия.
Целью данного мероприятия было расширение знаний учеников об осветительных приборах, их устройстве, об исторических вехах развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«музейное мероприятие »
Дети стоят у входа в экспозицию. Неожиданно раздаётся голос с магнитофонной ленты.
Голос. Почему так приятно сидеть у рыбачьего костра, у деревенской печки, у городского камина? Наверное, по той причине, что человек благодарен огню за помощь. Огонь защищал древнего человека от обширного страшного мира, все радости жили только около него. Он извлекал из мяса вкусные запахи, делал твёрдыми концы рогатки, заставлял трескаться камни; огонь подбадривал людей в дремучих лесах, в глубине пещер. И, конечно же, спасал от пугающей ночной темноты. Вы, наверное, слышали, ребята, такое имя – Прометей. Это имя встречается в греческих мифах. Прометей был одним из титанов. Он похитил у богов огонь и принёс его людям, за что был наказан верховным божеством Зевсом: прикован к скале, где орёл клевал его печень.
Уже из этого древнего мифа видно, какую роль играл огонь. Со временем человек, взваливший на себя роль вечного Прометея, проложил путь свету от костра к факелу, от факела к лучине, от лучины к свече, от свечи к фонарю и керосиновой лампе, от керосиновой лампы к электрической и люминесцентной лампе.
И сегодня я, Лучина, предлагаю вам попробовать пройти этот путь, отправившись в научную экспедицию. А помогать вам будут план путешествия и смекалка.
Желаю вам успешных открытий, ребята!
(Дети отправляются в экспедицию по плану).
Педагог. Долгое время огонь кормил и грел человека, спасал его от пугающей ночной темноты. Долго люди освещали своё жилище очагом. У многих людей очаг считался священным местом жилища, играл большую роль в семейных обрядах. Около очага отец должен был назвать родившегося мальчика или девочку своим ребёнком.
А что кроме очага стали позже использовать древние люди?
Древние люди использовали для освещения своих домов факелы и светильники. В такой светильник заливали животное масло или рыбий жир, а в носик вставляли плетёный фитиль и поджигали его. Масляные лампы сильно коптили и плохо освещали жилище.
(Дети идут дальше по плану и проходят в крестьянскую избу)
Дети, план нас привёл в гости к Лучине. Первый предмет, с которым мы познакомимся, - это светец. Название этого музейного экспоната говорит само за себя. Много лет назад ваши прабабушки и прадедушки не знали ничего другого.
Светец состоит из деревянного основания с укреплёнными на нём столбиком (высотой 96-120 см). В вершину столбика вставлялся железный короткий прут (светильня), рассечённый с одного конца на четыре «пальца».
Если добавить ещё один «палец», та на что будет похож этот прут?
Дети. На наши руки!
В эти четыре «пальца» вставлялась Лучина. Из чего делали Лучину?
Её отщепляли от полена.
(Педагог достаёт полено и косырь и показывает, как отщепляли Лучину. Можно предложить любому из участников научной экспедиции).
Представьте, что вы сидите около горящего светца, от которого падает много искорок на деревянный пол, и …он загорается… Что бы вы сделали, чтобы этого не произошло?
(Варианты высказывания детей, которые сопровождаются поисками тех предметов в музее, которые помогут справиться с бедой).
А наши предки нашли простой выход из положения. Они под Лучину ставили корыто с водой (никто не додумался). Искорки падали прямо туда и гасли.
Когда у вас в доме отключают свет, вы, чаще всего, чем пользуетесь?
Ну, конечно же, свечами. А ведь этому предмету ни больше, ни меньше уже 2000 лет.
Первые свечи изготовляли из камыша, обмакивая высушенную камышинку в расплавленное сало. Долгое время свечи были очень дороги, их жгли лишь во дворцах, где жили цари, и в церквах.
Как вы думаете, кто делал свечи?
Этим занимались мыловары. Они получали воск из жира животных, а потом из полученной массы пекари делали свечи.
Интересно, что свечи использовали ещё и как часы. Люди подсчитали, на- сколько сгорает свеча приблизительно за час, и сделали на ней отметки. Получились своеобразные часы. Вечерами целая семья могла коротать вечер при одной свече. В пламени свечи сгорает всё плохое. Если при горении слышится сильный треск, то вокруг много отрицательной энергии, если свеча горит без треска, значит, нас окружает положительная энергия, хорошее настроение. Давайте с вами зажжём свечу и услышим, какое настроение нас окружает.
В более богатых домах свечей жгли больше, и поэтому под них надо было придумать какое-нибудь приспособление. Нужно, чтобы свечи стояли в вертикальном положении и воск не стекал на мебель, сделанную из дорогих пород дерева. Найдите в музее предметы, которые могли выполнять эту роль. Конечно, это подсвечники, которые изготовлялись из различного материала: дерева, меди, железа.( Демонстрация подсвечников, ребята берут их в руки и определяют, из какого они материала сделаны).
А теперь представьте, что вы живёте в то далёкое время. Вам нужно выйти к домашним животным, а на улице очень темно и ветер задувает свечу.
Что бы вы сделали, ребята? Какой бы осветительный прибор изобрели?(варианты высказывания детей, поиски в музее этого предмета).
Конечно, это фонарь.
Но прежде, чем мы продолжим научную экспедицию, нужно выполнить следующие задания. (Дети работают с листками активности. Приложение1).
Ребята, давайте посмотрим на план и определим, куда же теперь приглашает нас Лучина. (Дети идут по плану и подходят к столику, на котором стоит канделябр или его рисунок).
Как вы думаете, что это за предмет? Этот предмет называется очень интересно и немного смешно канделябр. Это слово французского происхождения, переводится оно как «свеча», ведь раньше в богатых семьях любили говорить на французском языке. Канделябр представляет собой подставку с разветвлением для нескольких свечей. По свечам можно было определить, насколько богата семья.
Время шло, и тусклый свет Лучины уже не устраивал человека, который пытался продлить для себя световой день. И мы с вами продолжаем нашу экспедицию для того, чтобы узнать. Что же за осветительный прибор пришёл на смену свече и фонарю. Может быть, кто-то из вас догадался, что это за предмет и где он находится в музее? (Дети идут по плану).
Это керосиновые лампы. А кто знает, почему их так называют?
Такое название они получили потому, что горели при помощи керосина. Появились они около 150 лет назад, когда человек научился из нефти получать керосин. Давайте рассмотрим её устройство. Всё, что мы видим снаружи, это корпус лампы. Внутри находится небольшая ёмкость, в которую наливают керосин и вставляют фитиль, сделанный из толстой ткани. Фитиль выводят к горелке. В лампу вставляют стекло, сужающееся кверху.
Посмотрите, какие разные были лампы, и использовались они, наверное, для разных целей(презентация или рисунки ламп).
Со временем устройство лампы непрерывно усовершенствовалось: их стали делать из металла или фарфора, дополняли вытяжным стеклом и абажуром. Применяли главным образом непрозрачные составы стёкол: белые, бирюзовые, розовые, сиреневые, даже чёрные, а также сложные – из нескольких цветных слоёв. Основной тон их образован каким-либо цветным прозрачным слоем на поверхности белого, цветной стеклянной крошкой или нитью другого цвета и почти всегда – росписью эмалями и золотом.
Но на этом наша экскурсия не завершилась. Давайте посмотрим, куда же нас поведёт Лучина дальше. А приведёт она нас к прибору, благодаря которому тьма отступила. Теперь мы можем превращать ночь в день, всего лишь щёлкнув выключателем. Это…электрическая лампочка. Принцип её действия разработал в прошлом веке русский учёный Александр Николаевич Лодыгин. С тех пор внешний вид лампочки и её устройство изменились.
(Можно рассмотреть, как устроена лампочка и что в ней горит).
Сейчас производится огромное количество разнообразных электрических лампочек. Специальные лампочки делают для космических аппаратов и для самолётов, для работы в шахте и для подводных лодок. Их используют в холодильниках и в швейных машинах, в печах и простых маленьких фонариках.
Ребята, а что за трубки висят у нас в школьных коридорах? Это люминесцентные лампы.
На этом наше путешествие по плану Лучины не заканчивается, но экспедиция продолжается. Сейчас я вас приглашаю к купцу, где мы ещё раз полюбуемся на осветительные приборы, и вы будете их узнавать и называть.
(Дети рассматривают приборы и рисунки с их изображениями).
Наша экспедиция подошла к концу, но история освещения не заканчивается. Может быть, среди вас находится «юный Лодыгин», который задумает гениальное открытие. Пожелаем ему удачи!
Приложение 1.
Листок активности.
Подумай и ответь:
В какой сказке очаг был нарисован на холсте?
Что оказалось за этим холстом?
Как ты понимаешь смысл пословицы:
Огню да воде бог волю дал.
С огнём, с водой не поспоришь.
3.Допиши словечко:
Весь день стоят на улице
Прохожими любуются,
Их служба начинается,
Когда уже смеркается.
И не погаснут до зари
Глаза ночные (фонари).
4.Отгадай загадки:
1) красный петушок по жердочке бежит (лучина);
2) четыре уха, пятое брюхо, шеста лапа косолапа (светец);
3) днём спит, ночью глядит, утром умирает, другой её сменяет (свеча).
5. Подумай и ответь на занимательные вопросы:
1) чему на свете нет ни меры, ни весу, ни цены?
2) где свету конец?
6. Вспомни:
В какой сказке Г.Х.Андерсена старинный предмет, с помощью которого получили огонь, помог главному герою избежать смертной казни?