Открытое музейное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы
Открытое музейное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы
Музейный праздник, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, подготовлен учителем русского языка и литературы МОУ «Брилинская основная школа" Устюженского района Вологодской области Н.В. Соловьёвой.
Музейный праздник позволяет учащимся ощутить личную причастность, соучастие в происходящем благодаря театрализации, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа.
Праздник служит сохранению и возрождению исторической памяти. Главная роль музейного праздника – это эмоциональное воздействие на аудиторию.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Открытое музейное мероприятие, посвящённое 70-летию Победы»
Музейный праздник, посвященный 70-летию Победы, в школьном музее МОУ «Брилинская основная общеобразовательная школа».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Н.В. Соловьева.
Музейный праздник позволяет учащимся ощутить личную причастность, соучастие в происходящем благодаря театрализации, непосредственному общению с «персонажами» праздничного действа.
Праздник служит и сохранению и возрождению исторической памяти. Главная роль музейного праздника – это эмоциональное воздействие на аудиторию.
Используется такой прием как аудиозапись с сообщением о начале Великой Отечественной войны.
Музейный праздник, посвященный 70-летию Победы, в школьном музее МОУ «Брилинская основная общеобразовательная школа».
Подготовила и провела учитель русского языка и литературы Н.В. Соловьева.
Цели: формирование у школьников гражданской позиции, патриотических чувств, любви к Родине на основе расширения представлений о вкладе в Победу наших земляков.
Задачи:
Формировать чувство исторической сопричастности к своему народу на основе ознакомления школьников с историческими фактами военных лет.
Обогатить представление школьников о мужестве, героизме, отваге народа, о значении победы нашего народа в Великой Отечественной войне.
Воспитывать чувство гордости и уважения к родным и близким людям, принимавшим участие в сражениях за Родину.
Привлечь ветеранов труда к совместным познавательно- тематическим мероприятиям. Сформировать у родителей активную позицию в воспитании и образовании школьников.
Оформление:
Зал Боевой Славы
Стенды: «Они защищали Родину», «Колхозы Кормовесовского сельсовета в годы Великой Отечественной войны», «Помним их имена».
На экране кадры военной хроники «Проводы на фронт».
Ведущий: Война! Как только эта страшная весть громким эхом докатилась до самых отдаленных уголков нашей Родины, сразу же где организованно, где стихийно, прошли многолюдные митинги. Рабочие, колхозники, служащие и интеллигенция дали клятву сделать все от них зависящее для быстрого и полного разгрома врага.
3 июля город и район были объявлены на военном положении. С 23 июня началась мобилизация воинов запаса. Только в 1941 году райвоенкомат поставил под ружье свыше 3, 5 тысяч устюжан. А за все годы войны в ряды Красной Армии из города и района, где проживало почти 56 тысяч человек, было направлено около четверти всего населения.
Нелегкая доля выпала в годы войны не только тем, кто с оружием в руках отстаивал честь, свободу и независимость нашей Родины, но и тем, кто, не щадя сил и здоровья, в тылу делал все для того, чтобы приблизить победу над сильным и коварным врагом. На смену ушедшим на фронт встали женщины, старики, подростки и дети. Они заменили своих отцов, братьев и сестер на всех участках трудового фронта.
Старики, подростки, дети и женщины военной поры самоотверженно выполняли любую работу: трудились на лесозаготовках, полях и фермах колхозов и совхозов, сооружали аэродромы в районе Устюжны, строили оборонительные рубежи для наших войск, делились с фронтом всем, что у них еще осталось.
Как жили деревенские жители в те суровые годы? Попробуем представить.
Инсценировка.
(Стол, накрытый холщовой скатертью, блюдо с вареной картошкой, кусочки хлеба. Входят женщина и две девочки).
- Садитесь, девчонки, есть. Устали?
-Да.
- Как не устать! Такое поле сегодня убрали!
- Мама, что поесть сегодня?
- Картошка.
- По сколько штучек брать?
- По одной. Соль да хлеб новина. О спасовку сытно. Это о петровку обгложешься.
- Ой, вкусный!
- Как не вкусный! Не дуранда.
- Мама, гляди –ка! В газете о Коле Корыткове пишут!
- Да!«14-летний К. Корытков в колхозе «Тракторист» Кормовесовского сельсовета за два дня вспахал 0,85 га».
- Взрослых догоняет. Молодец! Полтора трудодня заработал!
- Мама, мне на завтра бригадир дал наряд – в Устюжну сено везти. Мама, помоги накласть воз, а то, боюсь, развалится по дороге. Нас и так там ругают, что все время мимо свалим, а нам неподсильно.
- Ладно, помогу.
(Входит женщина).
- Наталья, ведь Вася приехал!
- Какой?
- Чистяков.
(Все встают и выходят на улицу. Там стоит летчик, окруженный людьми).
- Васенька. Там на фронте не встречал моего Петра?
- Нет, не видел. Тетя Аксинья, а у тебя Вася где воюет?
- Васенька мой погиб в Эстонии у Нарвы… (плачет).
- Тетя Аксинья, а ты помнишь, как я у вас овечек пас?
- Васенька, да ты и не забыл?
- Нет, не забыл, ведь ты меня берегла. Да и сейчас столько сделали. Спасибо за самолет, земляки. Буду бить фашистов. Отомщу за смерть друзей.
- Васенька, а Героя – то за что получил?
- Перед экипажем нашего самолета поставили особо важную задачу – незаметно проникнуть в район аэродрома противника и сбросить над ним осветительные бомбы. Командир самолета считался одним из лучших пилотов. Ну… а меня, штурмана полка, включили в экипаж как наиболее опытного специалиста.
- Прежде чем проложить курс, я внимательно изучил обстановку. Из многих вариантов выбрал один, как мне казалось, самый надежный и удачный. Решил сделать заход на аэродром с тыла. Отсюда немцы нас меньше ждали. Расчет оправдался. Нам удалось без особых помех проникнуть в воздушное пространство над аэродромом. По моей команде сбросили первую серию бомб. И что тут началось! Вспыхнули лучи прожекторов, ударили зенитки, ярким светом зажглись сброшенные нами «фонари». Видимо, только паника, вызванная нашим неожиданным появлением, спасла. Второй заход был еще труднее. Но нам удалось сбросить и вторую серию бомб. А тут подоспели наши бомбардировщики, и немцам стало не до нас. Боевая задача была выполнена. Аэродром разрушен».
- Спасибо за самолет, земляки. Буду бить фашистов. Отомщу за смерть друзей!»
- С Богом, Васенька!
5. Ведущий: Да, в те суровые годы в каждой деревне поднялась великая сила: старики, женщины, дети. Они бесперебойно снабжали фронт и тыл продовольствием. В тяжелейших условиях, недосыпая и недоедая, они делали все, чтобы хорошо вооружить, одеть и накормить армию. Одним жили тогда: «Все для фронта, все для Победы!»
(На экране кадры военной хроники: «Женщины на себе пашут поле»).
Один за другим выходят чтецы и рассказывают фрагменты из воспоминаний детей военной поры.
Романова Александра Яковлевна родилась 16 ноября 1933 года в деревне Звана. В 1941 году мне исполнилось7 лет.
«Вот был такой случай: через деревню нашу шла колонна солдат, много- много, шли по нашей дороге на Калинин. В деревне они остановились переночевать. Пошли по домам. И у нас тоже были. Мама их накормила. А еда – то: картошка, капуста, молоко да житники. Житники – это такие лепешки на картошке и мучки маленько. Ну вот, всех накормила, а один молоденький солдатик, видно, часовой, стоит у пруда. Холодно. Нога об ногу поколачивает, а ни к кому не идет. Уж она его звала – звала… Потом взяла житники с молоком и снесла ему.
Чем питались в войну? Да всячиной… Бывало, выписывали ржаной муки со своей мельницы кому 3 кг, кому 5 кг по очереди. Да картошку гнилую таскали из куч. Потом мочили ее в кадках, чтоб песок отошел. Процедим, пестышей насушим, натолчем. В них эти пестыши изваляем, напечем и едим.
С 14 лет пришлось на быке работать, запахивать тракторные «прорехи» на поле, а он идет – идет и станет или попрет, дак только держись. Помню, в Сандово едем на быках. Навстречу трактор. Оттуда орут: «Отворачивай!» Где тут быка отвернуть! Вот и возимся. Не дай Бог больше никому такой жизни. То, что пережили, и вспоминать не хочется».
Царева Валентина Павловна родилась 2 апреля 1931 года в деревне Сельцо.
«Мне в это время было 10 лет. Я работала в колхозе. На быке и пахала, и боронила. Бык –то мой был черный, звали Казбек. Три года я на нем работала, а потом уж и лошадь заслужила за хорошую работу. Да и на себе я боронила и пахала.
Брат Александр тоже работал в колхозе. Труд оплачивался трудоднями. Один раз я с братом целый год работала не покладая рук, нам два мешка хлеба дали. А мы как радешеньки были. Взяли эти два мешка, поставили в передник (передний угол), и любовались: как много хлеба заработали.
Жили мы очень бедно. Учительница дала нам на троих одни сапоги, вот и носили: ты один день, да я один день, когда сильные морозы были, а так босиком да в чуньках.
А питались – то мы всем. Ходили на болото, мох белый длинный собирали. Сушили, с мукой мешали да плюшки пекли. Вот и ели. Брат наелся да чуть не умер. Еле откачали. А потом картошку гнилую ели. Олашки пекли и ели. Вот из-за этого и выжили».
Широкова Лидия Максимовна родилась 13 августа 1930 года.
«Когда началась война, мне было неполных 11 лет. Я окончила 3 класса, а потом работала в колхозе, помогала маме.
В первый год войны мы не голодали, а потом начался голод. Ели так называемые калябыши из гнилой картошки и клеверные сосульки.
Мне было 12 лет, я уже пахала на быке. Косили мы с 12 лет, и сено возили на сдачу в Сандово. Все работали в колхозе от зари до зари, только за работу ничего не получали: все зерно сдавали государству.
В дальнейшем я работала на лесозаготовках в деревне Мережа зимой (мне было тогда 14 лет), а потом на сплаву леса летом. Помню, когда мы работали в лесу, у нас было много вшей. И вот в один прекрасный день мы надумали бежать домой помыться, так нас, не доходя до Устюжны, встретили, привезли в райком партии и обратно отправили в Мережу. Хлеба за работу нам давали мало, почти ничего не платили. Так нам с дома привозили каких – нибудь лепешек.
Не дай Бог, чтобы такое еще случилось».
Зоя Алексеевна Романова (Петухова) родилась 15 апреля 1930 года в деревне Голузиново. Мне перед войной исполнилось 11 лет.
«Теперь деревни уже и нет. Деревня была маленькая, домов десять. Мы, ребятишки, без дела никогда не сидели: нас то брюкву полоть, то лен таскать, то на сенокос отправят. Мы и сами понимали, что помогать надо.
В июне 1941 года, наверное, брюкву пололи, нас, робят, много в поле. Кто – то пришел, сказал, что война началась. Пришли в деревню, бабы все печальные ходят, шушукаются, и мне страшно стало. Вот тятю нашего самого первого взяли из деревни на фронт, и похоронка на него первого пришла.
Тятя нам часто писал, ой, какие хорошие, добрые были письма. А вот в последнем письме, видать, прощался с нами. Писал, что трудно будет тебе, Шура, с детьми. Мы его часто читали, пролито оно было нашими слезами. Сколько слез выплакано! Мы, было, как увидим, что мама плачет, скорей уговариваем, что мы и делать – то все будем, только говори, что надо, лишь бы не плакала.
Я как стала постарше, лен таскала, колотила, молотила, пололи, весной и пахать приходилось. Силенок мало, тяжело, поплачу – поплачу, опять иду за плуг, потом сеяли, а сетиво – то навесишь килограмм 20, ой!...
А еда – то в войну какая была: семя льняное истолчем, собьем масло. Масло это продадим, а все, что осталось, ели сами, это – то и есть дуранда. Один раз сгнила картофельная яма на «Красной Заре». Мы тоже ездили с корытом да старались поболе нагрузить в корыто –то. Делали лепешки из семян клевера и кислушника. Хорошо, конечно, было летом: ягоды, грибы. Весной – строчки, сморчки, кислуху с пестышами жарили, сочали сок еловый, березовый. Так вот и жили».
Свербеева Александра Гавриловна родилась в деревне Новинки 25 мая 1928 года. В начале войны мне исполнилось 13 лет.
«Дома в начале войны остались три сестры. Старшая сестра в 7 класс ходила, что- то в школу не пошла, сразу отправили на торфоразработки в Дедово Поле.
Мать была дояркой на ферме. По 12 голов доила, и заготовка кормов вручную. Три раза подоить надо, переносить каждой корове 5 ведер. Маме сестра помогала. Оплачивали трудодни. Была трудовая книжка, и там написано: уход за скотом.
У меня в трудовой книжке писали: «Бороньба» и ставили, например, 0,8 трудодня. Боронить не два ли гектара норма. Ноги все были избиты: ходили босиком. Утром мама рано разбудит и бежим за лошадью по росе. Сено возили государству. Мама накладет, и везем в Устюжну, там еле свалим. Нас ругают, что все время мимо, а нам неподсильно. Приедем ночью, отдохнем немного, а утром опять на работу. Мы тогда снабжали хлебом армию. Все, что было, все отправляли на войну.
Мы 150 трудодней за лето заработаем. Если будет прибыль какая – то, наличными дадут, а если нет – так прочерк».
Соловьева (Шарова)Любовь Петровна родилась в деревне Чупрово 4 августа 1931 года в крестьянской семье. Мне в начале войны исполнилось 10 лет.
«У мамы заболела нога, а у нас нагрузка была – топить водогрейку в колхозе. Мама утром истопит, а я - вечером. Приду из школы и иду топить, а в выходные - весь день. После школы, на каникулах, - полностью моя водогрейка. В водогрейке 3 чана с водой. Когда лошадь не поймать, носила сама с реки. 2 котла: 1-й– 10 ведер, 2-й – 20 или 30 ведер, большой, большой чан – 30 ведер, и 2 чана по 30 ведер на улице. Чаны деревянные, так что, чтобы не рассохлись летом, заполнять надо было полностью. Зимой в трех бочках заваривали турнепс, мякину. Доярки придут, уже готова горячая вода.
Мне было лет 11 – 12, возьму лошадь, подведу к одру, а на него сначала положу сбрую, так как с земли хомут лошади на шею было не накинуть. Встану на одер и вожу лошадь вокруг, пока не встанет как надо. Лошадь взбрыкнет, лягается, мотает головой. Однажды укусила за плечо.
Наверное, летом трудодней по 27 вырабатывала я в месяц.
Все поля вокруг деревни были прополоты. Все работали. Подгонять не нужно было. Пололи, жали, полуголодные, да еще и с песнями!
Дети начальную школу как – то кончат. А в семилетнюю ходили только трое из деревни: Маша Тимофеева, Катя Смирнова и я. Жили зимой на квартире. А весной, осенью – домой. Домашнее задание писали в тетрадях, собранных их каких – либо бумаг, кто – на газете.
В одном классе со мной учился Саша Чистяков с Балахтимерева (родной племянник В.М. Чистякова, Героя Советского Союза). Так он писал домашние задания на газетах, а в школу не приносил. Анна Ивановна Крылова его спросит: «Чистяков, почему домашнее задание не выполнил?» Он встанет: «Я выполнил, написал, а Ванька газету искурил». А я писала на сшитой из старых корок тетради.
Саша Чистяков учился хорошо, хотя и пропускал много. Анна Ивановна спрашивает: »Чистяков, почему вчера в школе не был?» Он встанет: «Ванька на мельницу уехал, фуфайку увез» или «Ванька в Пестово уехал, валенки увез».
У них в семье отец погиб на войне, мать умерла, а они трое остались.
Люди перенесли все трудности: голод и холод».
Звучит стихотворение М. Исаковского «Русской женщине».
…Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть на женские плечи легла!..
6.Ведущий. К нам в гости пришли ветераны труда З.В. Лебедева, Г.П. Виноградова, Л.М. Широкова, - те, кого сейчас называют детьми войны. Предоставим им слово.
7. Выступление ветеранов труда - детей войны.
8. Ведущий. Хочется в заключение поздравить всех с Днем Великой Победы, а ветеранам пожелать здоровья, счастья, любви и внимания близких.