kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Мой родной язык русский

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе сценки о словарях, стихи о русском языке, портреты русских писателей и их высказывания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Мой родной язык русский»

Тема: Мой родной язык – русский.

Цель: создать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку ,привитие любви к родному языку как культурному достоянию нации. Вызвать интерес учащихся к изучению и сохранению родного языка, воспитать уважение к культуре и традициям своего народа. Развивать стремления быть терпимым в обществе людей; воспитывать интернационализм; способствовать развитию устной речи учащихся. Воспитывать патриотизм, толерантность, развивать речь детей, память, мышление, ораторское искусство, раскрывать таланты ребят. Формировать бережное отношение к родному языку, чувство принадлежности к своим предкам, народу, культуре.


Задачи:

  • Развивать познавательный интерес к изучению русского языка.

  • Обобщить знания, полученные во время изучения русского языка.

  • Способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса.

  • Совершенствовать коллективный навык работы.

  • Развивать коммуникативные возможности учащихся в процессе подготовки к внеклассным мероприятиям по предмету.

  • Вовлечь учащихся в активную практическую деятельность.

  • Развивать навыки грамотного ответа, умения доказывать свою точку зрения


Материалы и оборудование: портреты А.С. Пуш­кина, Л.Н. Толстого, А.Н. Толстого, К.Г. Паустовского, В.И. Даля; костюмы для героев сценок, выставка словарей.

Форма проведения: внеклассное мероприятие по предмету.

Участники мероприятия: учащиеся 3класса

Ход мероприятия:

Ведущий: Известный дагестанский поэт Р.Г. Гамзатов, размышляя о родном языке, написал такие строки: «И сердцем всем, сын горца, я привык считать родным великий тот язык…».
Для меня языки народов – как звезды на небе. Я не хотел бы, чтобы все звезды слились в одну огромную, занимающую полнеба звезду. На то есть солнце. Но пусть сияют и звезды. Пусть у каждого человека будет своя звезда.
Ведущий: - Двенадцать лет назад на 30-й Генеральной конференции ЮНЕСКО был провозглашен Международный день родного языка. Это произошло в ноябре 1999 года, а отмечаться он стал с февраля 2000 года. Мера, принятая мировой общественностью, призвана способствовать признанию многообразия языков и культур, свободе их проявления.
Язык – это целый мир, полный прелести, обаяния и волшебства. Он – живая память народа, его душа, его достояние.

Ведущий: - Сегодня очень важный день. Ведь когда мы говорим на родном языке, мы сохраняем культуру и традиции своего народа. Для любого народа родной язык считается неповторимым, великолепным, так как язык - это характер, память, история и духовное могущество. В нём отражаются обычаи, традиции, быт народа, его ум и опыт, красота и сила души. 

В целом мире насчитывается до 6 тысяч разных языков. Среди них так называемые мировые языки – русский, английский, французский, немецкий, испанский.

- Вся жизнь человека неразрывно связана с языком. В детстве мы с упоением слушаем народные сказки, песни, былины. Позже происходит знакомство с классической литературой, с творчеством таких замечательных мастеров слова, как А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, И. С. Тургенев, Л.Н. Толстой, А. П. Чехов.

- А как красиво сказал о родном языке русский писатель, историк Николай Михайлович Карамзин: «Да будет же честь и слава нашему языку, который течет, как гордая величественная река – шумит, гремит – вдруг, если надобно смягчается, журчит нежным ручейком и сладостно вливается в душу».

Ведущий: Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!” Но что значит беречь язык? Это значит грамотно писать и правильно говорить. Но далеко не прост наш язык, и нет границ в его познании. Пусть наша встреча поможет каждому из вас, ребята, в овладении непростым, но поистине чудесным русским языком. Нигде, ни в одном другом языке нет такого изобилия слов, способных выражать эмоции, чувства, различные состояния человека. Русским языком владеет более 288 млн. человек в мире.

Сколько хороших слов сказано известными людьми о русском языке!


Ученик: Известные мастера русского слова М.В.Ломоносов, А.С.Пушкин, И.С.Тургенев, М.Горький высоко ценили русский язык как язык великого, талантливого народа.

 Константин Георгиевич Паустовский сказал: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским языком: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, громыхание грозы, детский шёпот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, – для которых не нашлось бы внашем языке точного выражения».


Ученик: Писатель Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…» Многие поэты воспевали красоту, меткость, широту русского языка.

Рассказывают учащиеся 3 класса


Ученик 1:

Щедрое народное наследство –
Я люблю красивый наш язык
Ведь на русском говорю я с детства,
Словно к матери, к нему привык.

Ученик 2:

Жизнь идёт, словарь опережая. 
(Сколько новых дел, событий чувств!)
Мысль свою на русском выражая,
Я у предков многому учусь.

Ученик 3:

Навсегда вошли без перевода
Русские хорошие слова
В речь и души каждого народа
На правах духовного родства.

Ученик 4:

Я ко всем наукам ключ имею,
Я со всей Вселенною знаком –
Это потому, что я владею
Русским всеохватным языком.

Ученик 5:

Я умею говорить по-русски,
Потому беседовать могу
С братом негром,
С докером французским,
С другом на кубинском берегу.

Ученик 6:

Наш язык – язык труда и света,
Он широк, и ясен, и велик.
Слушает с волнением планета
Пушкина бессмертного язык!


Ведущий: Итак, сегодня у нас праздник, который посвящён нашему родному языку.

И, конечно, на праздник приходят гости. Вот и мы сегодня ждём гостей. Угадайте кого?

По улице не ходит, в окно не глядит,

никого не спрашивает, но всё знает.

Кто его открывает, тот всё понимает.
Любой он речи государь –
Наш всезнающий …

Итак,сегодня в гости к нам придут словари.

Выходит ученик , играющий роль словаря в руках держит толковый словарь

Словарь : Словарь – это сборник слов с пояснением, толкованием или с переводами слов с одного языка на другой. Это книга, без которой трудно обойтись школьнику и студенту, преподавателю и учёному, художнику и писателю. Посмотрите сколько словарей на нашей выставке

 Самые интересные чудаки, живущие на свете – собиратели. Чего только не собирают люди: марки, цветы, открытки, спичечные этикетки. А есть такие, которые собирают слова.


СценкаУчащиеся 3 класса


Автор. Давным-давно, когда ещё не было ваших мам, пап, бабушек и дедушек, а ваши прапрабабушки и прапрадедушки были такие как вы сейчас, родился мальчик, которого звали Володей. С детства Володя любил слушать сказки, которые рассказывала ему няня.

(Сидят няня и Володя.Няня рассказывает сказку «Колобок»)

Володя: А что такое короб? 
Няня: Сундук или ящик, где хранили муку. 
Володя: А сусек? 
Няня: Ящик для ссыпания зерна.
Володя: Колобок – это что? 
Няня: Небольшой круглый хлебец.

Автор: Володю очень удивлял язык сказок – язык русского народа. Любовь к нему он пронёс через всю жизнь. Владимир Иванович Даль стал собирать слова. Он много ездил по стране и везде записывал слова, давал им толкование. А когда у него подросли внуки, он решил «подарить» им, да и нам с вами, «Толковый словарь живого великорусского языка».
Это четыре тома, в которых собрано и объяснено много тысяч русских слов. И сегодня у нас в гостях – «русской речи государь по прозванию Словарь».Ученик, играющий роль словаря

– Кто знает, в каком словаре нужно искать толкование слов? (В толковом)

Этот словарь считается самым универсальным. 
В нём огромное количество слов, к которым дано толкование, и, конечно, есть толкование слова. Если вы будете пользоваться этим словарём, то обогатите свой словарный запас.


Сценка «Влиятельная буква»(учащиеся 3 класса)

Автор: Очень важно, чтобы в словах каждая буква имела своё место. Всякое бывает, если на место одной буквы встаёт другая. Всё началось с того, что Маша нарисовала ворону и написала «ВАРОНА»
Вера: Ты неверно написала. После в надо писать о, а не а.
Маша: Ну, подумаешь, одна буква… Ворона или варона – какая разница? И так все поймут.
Вера: Зачеркни в слове ворона букву н. Зачеркнула? А теперь вместо неё напиши т. Что получилось?
Маша: Вот чудеса – получилось ворота! 
Вера: Поняла, что значит одна буква?
Ведущий: Как же помочь девочке? В каком словаре нужно найти слово? (В орфографическом)

Выходит ученик в руках держит орфографический словарь: Это орфографический словарь. Он нужен вам для того, чтобы не допускать ошибок в словах, особенно в тех случаях, когда написание не подчиняется правилам. Ребята, давайте найдём слово ворона в орфографическом словаре.

Выходит ученик в руках держит орфоэпический словарь: Орфоэпия – это раздел языкознания, изучающий литературное произношение. Я приготовил вам задание: поставьте в словах ударение.

Щавель, свёкла, алфавит, звонит, искра. (Дети произносят слова)

– Для того чтобы проверить, правильно ли вы поставили ударение, нужно обратиться к орфоэпическому словарю. Он всегда поможет Вам в трудную минуту.


Ведущий: Придумайте родственные слова к слову «школа»(школьный, школьник, пришкольный, дошкольник, школяр)
– Как много слов вы знаете?
– А к слову высота? Затрудняетесь ? Назвать весь ряд родственных слов вам поможет школьный словообразовательный словарь.

Выходит ученик в руках держит словообразовательный словарь: Это школьный словообразовательный словарь. Используя его на уроках и дома для приготовления домашнего задания, вы сможете подобрать намного больше родственных слов, проверить, правильно ли разобрали их по составу.


Ведущий: Послушайте отрывок из стихотворения


Ученик 10

Прозвучало над ясной рекою, 
Прозвучало в померкшем лугу, 
Прозвучало над рощей немою, 
Прозвучало на том берегу.


Ведущий: Понравилось ли вам стихотворение? (Не понравилось, так как в нём повторяется слово «прозвучало»)


Ведущий: А теперь послушайте, как на самом деле написал это стихотворение Афанасий Фет.

Ученик 11:

Прозвучало над ясной рекою, 
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою, 
Засветилось на берегу.


Ведущий: Вот сколько различных слов употребил Афанасий Фет!

Словарь синонимов: Это словарь синонимов. При написании сочинений, выступлений вы можете пользоваться им, тогда ваши работы будут ярче, красочнее.

Словарь антонимов. А это – словарь антонимов. Что такое антонимы? (Слова противоположные по значению)
– Пользуясь им, вы найдёте огромное количество противоположных слов. Давайте попробуем:


Я антоним к слову «зной»

Я в реке, в тени густой.

Я в бутылках лимонада,

А зовут меня (прохлада)

Я антоним к слову «лето»,

В шубу снежную одета,

Хоть люблю мороз сама,

Потому, что я (зима)

Я антоним к слову «смех»

Не от радости, утех

Я бываю поневоле,

От печали, и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались, это (плач)


Я антоним шума, стука,

Без меня вам ночью мука.

Я для отдыха, для сна,

Да и в школе я нужна,

Называюсь (тишина)


Словарь иностранных слов. В обиход русского языка постоянно входят новые слова, например офис. Даже привычные слова, оказывается, имеют иностранные корни. Например, слово библиотека– греческое, футбол  английское, диктант – немецкое.
Написание и толкование любого иностранного слова вы можете найти, работая со словарём иностранных слов.


Ведущий: Разговор о словарях безграничен. Мы познакомились только с теми, которые будут нужны вам на уроках русского языка. А ещё существуют литературный, филологический и другие словари. Научившись пользоваться этими книгами, вы обязательно полюбите их.

Нельзя представить русский язык без пословиц и поговорок. Пословицы и поговорки – очень важный жанр народного творчества. Пословицами и поговорками принято называть краткие устойчивые народные изречения, с поучительным содержанием. Их часто называют золотыми зернами, сокровищем народной мудрости. Александр Сергеевич Пушкин восхищался глубиной и замысловатостью пословиц и поговорок: «Что за роскошь, что за смысл, какой толк в каждой поговорке нашей», - говорил он собирателю русских пословиц Владимиру Далю. Пословицы и поговорки возникли в древние времена, появились еще тогда, когда не было письменности. На протяжении многих веков пословицы и поговорки передавались из уст в уста, из поколения в поколение как наследие коллективного умаМногие пословицы и поговорки вошли в нашу речь ещё в 17 веке. Знаете ли вы их? 
– Вспомните пословицы и поговорки по началу фразы и продолжите их:

  • Век живи – … (век учись).

  • Делу время…(потехе час)

  • Не спеши языком, … (торопись делом)

  • Умей дружбой … (дорожить)

  • Жизнь дана на… (добрые дела)

  • Хочешьесть калачи ( не сиди на печи)

  • Семь раз примерь –… (один раз отрежь)

  • Красна птица перьями, а человек … (уменьем)

  • Человек без друзей – что дерево… (без корней)


Игра «Вопрос – ответ»

  • У кого глаза велики? (У страха)

  • Чем горю не поможешь? (Слезами)

  • Кого по осени считают? (Цыплят)

  • Что красит человека? (Скромность)

  • Чем не кормят соловья? (Баснями)

  • В какие сани не следует садиться? (Не в свои)

  • Без чего не вынешь рыбку из пруда? (Без труда)

  • Что надо беречь смолоду? (Честь)

Ученик 13

Пословицы недаром молвятся, 
Без них прожить никак нельзя!
Они великие помощницы
И в жизни верные друзья.
Порой они нас наставляют,
Советы мудрые дают, 
Порой чему-то поучают
И от беды нас берегут.

Ведущий:

Быть грамотным стремись и впросак не попадись! Эта поговорка как нельзя лучше отражает стремление русского народа быть образованной нацией.Надеюсь эту поговорку вы запомните.

Ведущий: Посмотрите у нас ещё один гость угадайте кто это?

На крохотное ушко
Похожа завитушка,
Велит нам постоять чуть-чуть
И отправляться дальше в путь.
(Запятая)

Выходит ученик, играющий роль запятой:

Знаки пунктуации тоже имеют большое значение. В этом вы убедитесь, послушав одно и тоже стихотворение в разном исполнении.

Очень-очень странный вид: 
                                                  Речка за окном 
                                                  Горит, 
                                                  Чей-то дом 
                                                  Хвостом виляет, 
                                                  Пёсик
                                                  Из ружья стреляет. 
                                                  Мальчик 
                                                  Чуть не слопал 
                                                  Мышку, 
                                                  Кот в очках 
                                                  Читает книжку. 
                                                  Старый дед 
                                                  Влетел в окно. 
                                                  Воробей 
                                                  Схватил зерно 
                                                  Да как крикнет, улетая:
                                                  —    Вот что значит запятая!

Какие правила автор нарушил, написав стих: Где поставить запятую? Дети все вместе читают и ставят запятые правильно

Очень-очень странный вид: 
 Речка за окном,
  Горит чей-то дом,
 Хвостом виляет 
 Пёсик,
 Из ружья стреляет
 Мальчик, 
Чуть не слопал 
 Мышку Кот, в очках 
 Читает книжку
 Старый дед,
Влетел в окно
Воробей, схватил зерно
 Да как крикнет, улетая:
—    Вот что значит запятая!


   Ведущий:  Так что же значит запятая?

Русский язык очень красив и выразителен. Но если мы не будем соблюдать нормы грамотного письма, то будем выглядеть очень глупо и смешно перед другими людьми.

Учите русский – годы кряду,
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждёт великая награда, 
И та награда в нём самом.


Ведущий: Ребята, любите и изучайте наш родной язык! Учитесь говорить выразительно, ясно и точно выражать свою мыль. Относитесь к родному языку бережно и любовно. Думайте о нём, изучайте его, и вам откроется лицо безграничных радостей, ибо безграничны сокровища русского языка.




























Акмолинская область

Зерендинский район

КГУ «Троицкая сш»





Внеклассное мероприятие в 3 классе,

посвященное

«Международному дню родного языка».




Подготовила
учитель начальных классов
Сергеева Т.А.



2016 – 2017 уч. год


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Мой родной язык русский

Автор: Сергеева Татьяна Анатольевна

Дата: 27.02.2017

Номер свидетельства: 396338

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация классного часа "Русский язык - мой родной язык.""
    ["seo_title"] => string(56) "priezientatsiiaklassnoghochasarusskiiiazykmoirodnoiiazyk"
    ["file_id"] => string(6) "264686"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1449757981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(189) "Русский язык - национальный язык русского народа, основное средство общения в национальном коллективе "
    ["seo_title"] => string(112) "russkii-iazyk-natsional-nyi-iazyk-russkogho-naroda-osnovnoie-sriedstvo-obshchieniia-v-natsional-nom-kolliektivie"
    ["file_id"] => string(6) "220442"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434633054"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Внеклассное мероприятие "Мой родной язык""
    ["seo_title"] => string(41) "vneklassnoe_meropriiatie_moi_rodnoi_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "476665"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1535565371"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(69) "Статья " Русский язык- мой родной язык""
    ["seo_title"] => string(37) "statia_russkii_iazyk_moi_rodnoi_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "551167"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1590309192"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "«Язык мой- друг мой» "
    ["seo_title"] => string(21) "iazyk-moi-drugh-moi-2"
    ["file_id"] => string(6) "153350"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420995153"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства