Просмотр содержимого документа
«Мой любимый сказочный герой.»
Тема: Мой любимый сказочный герой.
Цель урока:
Вызвать эмоциональный отклик на хорошо знакомые и любимые детьми сказки, поддержать интерес к русской народной сказке.
Учить детей передавать в рисунке характерные черты полюбившегося героя.
Материал к занятию:
Альбомы, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки, палитра. Русские народные сказки с иллюстрациями художников: В. Васнецова, И. Балибина, Б. Рачева и многих других.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о любимых сказках. Рассматривание иллюстраций к этим сказкам. Побуждение детей к рисованию любимых героев сказок в самостоятельной художественной деятельности.
Чтение детям отрывка из поэмы А.С. Пушкин “Руслан и Людмила”.
Ход урока:
Детям предлагают отправиться в увлекательное путешествие в “Мир сказок”. Для этого ребят просят закрыть глаза и представить, что они переносятся в “Мир сказок”, а в это время воспитатель читает отрывок из поэмы А.С. Пушкина “Руслан и Людмила”:
У лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом;
Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит. Там чудеса: там леший бродит, Русалка на ветвях сидит;
Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей;
Там лес и дол видений полны; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской;
Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя;
Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несет богатыря;
В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит;
Там ступа с Бабою Ягой Идет, бредет сама собой;
Там царь Кощей над златом чахнет; Там русский дух…там Русью пахнет!
(Из поэмы “Руслан и Людмила”)
Во время чтения стихотворения воспитатель потихоньку расставляет атрибуты русских народных сказок (волшебная палочка, скатерть-самобранка, шапка-невидимка и т.п.) и изображения героев сказок.
После этого воспитатель просит открыть глаза и обращает внимание детей на происшедшие изменения.
Выслушивает высказывания детей. Воспитатель пытается выяснить, любят ли дети сказки, знают ли их названия и содержание, для этого загадывает детям загадки:
Есть одна игра для вас – Загадки говорю сейчас. Я начну, а вы кончайте, Хором дружно отвечайте.
Сдобный, пышный, круглощекий, У него румяный бок. Убегает по дорожке И зовется … (Колобок)
Унесла его лиса Аж за темные леса. Слышен тонкий голосок Кто же это? (Петушок)
Хитрая плутовка, Рыжая плутовка. В лесу первая краса Догадались кто? (Лиса)
Он герой нам всем известный И с волшебным словом вместе Может целую неделю На печи лежать… (Емеля)
Скрипит зубами, водит носом И русский дух не переносит. Старуха с костяной ногой Зовется … (Бабою-Ягой)
Он гремит костями страшно. Злобный, жадный и ужасный. Ходит в черном он плаще И зовется царь … (Кощей)
“Душа – девица, да такая прекрасная, что ни вздумать, ни взгадать, только в сказке сказать! Другой подобной красавицы во всем свете не бывало! Красота невообразимая. Кто ни взглянет – старик ли, молодой ли, всякий без ума влюбится”.
(Василиса Прекрасная )
Обобщая ответы детей, воспитатель делает вывод, что дети любят и знают сказки. Потом воспитатель обращает внимание детей на то, что “Мир сказок” огромен, как планета Земля, на которой мы живем, а каждую сказку можно сравнить со страной; что он делится на две большие части: в одной части живут сказки народные, а в другой авторские. Далее с помощью вопросов (Какие сказки называются народными? Какие - авторскими? Почему они так называются? Кем придуманы?) выявляются знания детей. После этого воспитатель , обобщая ответы детей, говорит о том, что авторская сказка придумывается, создается одним человеком - автором, а народная сказка создается народом. Народная сказка передается от бабушек и дедушек к мамам и папам, а от них к детям, а когда дети вырастают, то сами рассказывают их уже своим детям. Так сказка живет. У каждого народа есть свои сказки и их особенности (в них много волшебства, превращений, животные говорят человеческим голосом и т.д.). С помощью вопросов, типа: Кто главные, герои сказок? О ком эти сказки? Что в русских народных сказках происходит? Какими словами начинаются и заканчиваются русские народные сказки? - проверяются знания детей.
Затем ответы детей обобщаются и воспитатель обращает внимание детей на выставку иллюстраций сказочных героев, выполненных разными художниками, и предлагает каждому ребенку нарисовать своего любимого сказочного героя. Советует, как лучше расположить рисунок на листе бумаги, какие приемы можно использовать при изображении задуманного, в случае затруднения помогает советом, показом иллюстраций в книгах и т.д.
После завершения работы с детьми оформляется выставка рисунков на тему “Мой любимый сказочный герой”.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть выставку и ответить на вопросы:
Чей персонаж вам понравился больше всего и почему?
Чей герой получился самым веселым?
Чей герой самый добрый?
Можно ли догадаться, из каких сказок пришли наши герои?