«Методическая разработка внеклассного межпредметного мероприятия».
«Методическая разработка внеклассного межпредметного мероприятия».
В настоящее время глобальной проблемой современного общества остаётся формирование толерантного отношения к людям, являющимися носителями ВИЧ-инфекции. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».
Для более эффективного формирования ценностного и ответственного отношения к здоровью МБОУ «Гимназия № 24» г. Ульяновска с 2006 года сотрудничает с ГУЗ Центром СПИД. В практику воспитательной работы нашего образовательного учреждения уверенно вошли активные формы взаимодействия с подростками по проблемам профилактики СПИД/ВИЧ-инфекции.
В данной статье представлен опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ по теме: «СПИД – чума XX века, болезнь души».
ДИСКУССИЯ
По теме: «СПИД – чума ХХ века, болезнь души»
ЦЕЛИ:
- актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье
- формировать знания о способах предупреждения заболеваний, передающихся половым путем
- уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
- воспитание толерантного отношения к людям, больным ВИЧ-инфекцией
ХОД ДИСКУССИИ.
Учитель: Как вы думаете, что такое жизнь? (Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.)
Поразмышляйте над словами : «Счастливая жизнь – это…(здоровье, дружба, любовь, взаимопонимание и т. д.)».
Все должны стремиться к тому, чтобы быть здоровыми. А как вы считаете, от чего зависит здоровье?
Учащиеся: 1)от пола, возраста, 2)от наследственности,3)от условий обитания,4)от экономических условий,5)от наличия полезных привычек,6)от отсутствия вредных привычек
Учитель: А давайте подумаем, что же тогда включает в себя понятие нездоровый образ жизни?
Учащиеся: Это курение, пьянство, наркомания, аморальная половая жизнь. Преступная деятельность, которые приводят к болезням, несчастьям, гибели.
Учитель: Никотин, алкоголь, наркотики, СПИД, преступная среда – это современные средства и механизмы естественного отбора Природы по уничтожению слабых, безвольных, нравственно нездоровых людей. Нездоровый образ жизни убивает человека сильнее самого сильного оружия. То есть заражение ВИЧ-инфекцией и СПИДом происходит чаще всего у тех, кто подвержен данным привычкам.
Учитель: Как Вы думаете, какие действия и поступки приводят к нездоровью?
Учащиеся: Прежде всего это поступки необдуманные. Человек не всегда реально оценивает свои действия. Это может рано или поздно привести к тому, что у него могут обнаружить ВИЧ-инфекцию. Миллионы людей по всему свету живут с ВИЧ-инфекцией. Одни были заражены недавно, другие, уже много лет живут с этим диагнозом. И всех этих людей объединяет одно: они столкнулись с проблемой, решения которой пока не существует. Но они не теряют надежду и веру в то, что не за горами тот день, когда появится вакцина.
Учитель: Каждый человек должен обдумывать действия не только направленно на себя, но и нести ответственность за окружающих. Об этом мы ещё с Вами поговорим.
Учитель: Посмотрите как сформулирована наша тема? Как Вы думаете, почему она так названа?
Учитель: Почему это заболевание мы называем чумой ХХ века и почему это заболевание мы называем болезнью души?
Учащиеся:
1. Каждый человек вправе выбирать. Говорят: «СПИД – болезнь души». И начинаешь понимать, что перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа – хрупки и нежны, словно лепестки цветков. Лучшая профилактика СПИДа – это голова на плечах.
2. Заражаются по-разному, умирают одинаково. Так давайте же каждый сохраним свой цветок – цветок жизни, цветок любви. И тогда мир подарит нам радость и возвратит веру в чудо.
Учитель: Символом борьбы против СПИДа стала красная ленточка. Предложил этот символ американский художник Франк Мур в 1991 году. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа.
Милосердие – это милость сердца. Любовь к людям – вот что самое главное в жизни человечества. Вот что спасает людей. Милосердие – это большая сила. И свойственна она сильным людям, которые готовы любому прийти на помощь.
Учащиеся: Определяют отношение человека к здоровому образу жизни и к жизни в целом, свои нравственные ценности, позиции, настрой (в выражении своих мыслей участвует весь класс)
Учащиеся:приводят примеры
Учитель: Знаете ли Вы, как передается ВИЧ-инфекция? Я предлагаю Вам варианты. Мне хотелось бы узнать, согласны Вы с ними или опровергнете?
Варианты передачи ВИЧ-инфекции:
- через рукопожатия, объятия и поцелуи
- любые незащищенные половые контакты
- через массаж
- через кашель и чихание
- попадание в организм инфицированной крови, даже в самом незначительном объеме
- при нахождении в одном помещении – классе или комнате с больным ВИЧ-инфекцией
- при использовании общей посуды и через пищу
- ВИЧ может попасть от инфицированной матери к ребенку во время беременности, рождения и кормления грудью.
- через дверные ручки и поручни в транспорте
- при пользовании общим туалетом, в бане и плавательном бассейне
- при соприкосновении с потом ( в спортивных залах)
- при укусе комаров или других насекомых
- через животных.
Учитель: Никто не застрахован от этой страшной болезни, даже известные и богатые люди нашей планеты. Можете ли Вы привести примеры?
Учащиеся: приводят факты
Учитель: Предлагаю обратиться к фактам истории ВИЧ/СПИДа в мире, СССР, России.
Учащиеся: приводят факты
Учитель: Посмотрите на эти данные. Что Вы можете сказать, глядя на эти даты и цифры? Известна ли Вам, какова обстановка в Ульяновской области?
Учащиеся: По России зарегистрировано 602 000 ВИЧ-инфицированных. Ульяновская область занимает 10 место по Российской Федерации и 3 место по Приволжскому Федеральному Округу после Самарской и Оренбургской областей. На 01.11.2012 в Ульяновской области с ВИЧ-инфекцией проживает 9287 человек, из их молодежь в возрасте от 15 до 30 лет составляет 75,3 %, большая часть сейчас заражается половым путем – около 72 %.
Учитель: Факты, приведенные здесь, ужасают. Как Вы считаете то, о чем мы сегодня говорили, можно преодолеть? Если да, то каким образом? (Учащиеся: Проводят обсуждение данной проблемы)
Работа учащихся в группах:
1 группа «Правительство» - Предложения: 1)Ужесточить наказания по отношению к тем людям, которые, зная, что они ВИЧ-инфицированы, продолжают вести аморальный образ жизни.2)Наказывать медицинских работников, которые не используют в своей деятельности одноразовые инструменты.3)Обязать всех сдавать кровь на ВИЧ-инфекцию.4)Финансировать больницы, СПИД-центры, школы.5)идет постоянный контроль и учет ВИЧ-инфицированных.
2 группа «Медицинские работники» - Предложения: 1)Работать над темой «Как приостановить течение ВИЧ-инфекции?».2)Разработка более дешёвых и доступных для населения лекарств.3)Разработка вакцин для борьбы с ВИЧ-инфекцией
3 группа «Я сам» - Предложения: 1)Отсутствие вредных привычек.2)Выбирай среду, в которой вращаешься.3)Анализируй свои поступки и действия.4)Будь ответственен не только за себя, но и за своих близких и друзей
Учитель: Да, мы редко задумываемся над страшными цифрами. Но тем не менее это происходит в нашем городе, в нашей стране, на нашей планете. А может, стоит начать каждому бороться со СПИДом в своей душе, в своем маленьком мире? Ежегодно смерть от наркомании и СПИДа уносит 500000 человек.
Учитель: Что нужно для того, чтобы остановить ВИЧ-инфекцию?
В чем может выражаться лично Ваш вклад в преодолении распространения ВИЧ-инфекции и борьбу со СПИДом? (написать Ваше мнение на листочках – краткие ответы - и через 2 минуты проводить обсуждение мнений)
Учитель: Какой вывод мы могли бы сделать из нашей дискуссии?
Учащиеся:
- СПИД – это проблема нашего века, не чуждая никому, она касается всех
- Каждый человек должен нести ответственность за себя и своих друзей
- Каждый человек не должен оставаться безучастным к данной проблеме
- От нашего образа жизни зависит наша дальнейшая судьба
- Каждый человек должен быть гуманным по отношению к людям, имеющим ВИЧ-инфекцию
Учитель: Да, не всегда наша жизнь счастлива и беззаботна. Поэтому, когда беда приходит к нам, мы либо предотвращаем беду, либо пускаем к себе в дом. Вся наша жизнь устроена так, что мы стоим перед выбором и только от Вас зависит какой путь Вы выберете и как сложится Ваша дальнейшая жизнь. Если на вашем пути появится человек, которому нужна помощь, пусть он даже о ней не просит, но вы это чувствуете, то обязательно поспешите эту помощь оказать. Болеет ли человек страшной болезнью, пытается отказаться от вредных привычек или просто нуждается в беседе, никогда не совершайте преступление против себя, не отворачивайтесь. Я желаю, чтобы вы никогда не видели как ваши знакомые или близкие мучаются от ломок, чтобы никто не услышал даже от малознакомых людей про страшный диагноз: ВИЧ-инфицированный. Пусть ваше будущее будет светлым и радостным!
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Номинация конкурса «Методические разработки внеклассных мероприятий»
Тема: «Методическая разработка внеклассного межпредметного мероприятия».
В настоящее время глобальной проблемой современного общества остаётся формирование толерантного отношения к людям, являющимися носителями ВИЧ-инфекции. Толерантность выражает способность установить и сохранить общность с людьми, отличающимися от нас в каком-либо отношении. Разумеется, при этом надо иметь в виду, что существуют границы терпимости, т.е. наличие неких моральных пределов, позволяющих не смешивать толерантные отношения с вседозволенностью и безразличием к ценностям, питающим убеждения. В противном случае пришлось бы согласиться с определением Г.К.Честертона: «Толерантность – это добродетель людей, которые ни во что не верят».
Для более эффективного формирования ценностного и ответственного отношения к здоровью МБОУ «Гимназия № 24» г. Ульяновска с 2006 года сотрудничает с ГУЗ Центром СПИД. В практику воспитательной работы нашего образовательного учреждения уверенно вошли активные формы взаимодействия с подростками по проблемам профилактики СПИД/ВИЧ-инфекции.
В данной статье представлен опыт работы преподавателя-организатора ОБЖ по теме: «СПИД – чума XX века, болезнь души».
ДИСКУССИЯ
По теме: «СПИД – чума ХХ века, болезнь души»
ЦЕЛИ:
актуализировать и развивать знания учащихся о здоровье
формировать знания о способах предупреждения заболеваний, передающихся половым путем
уметь распознавать ситуации, рискованные для заражения инфекционными заболеваниями.
воспитание толерантного отношения к людям, больным ВИЧ-инфекцией
ХОД ДИСКУССИИ.
Учитель: Как вы думаете, что такое жизнь? (Жизнь – это богатство, данное каждому изначально, и очень хочется, чтобы она была прекрасной и счастливой.)
Поразмышляйте над словами : «Счастливая жизнь – это…(здоровье, дружба, любовь, взаимопонимание и т. д.)».
Все должны стремиться к тому, чтобы быть здоровыми. А как вы считаете, от чего зависит здоровье?
Учащиеся: 1)от пола, возраста, 2)от наследственности,3)от условий обитания,4)от экономических условий,5)от наличия полезных привычек,6)от отсутствия вредных привычек
Учитель: А давайте подумаем, что же тогда включает в себя понятие нездоровый образ жизни?
Учащиеся: Это курение, пьянство, наркомания, аморальная половая жизнь. Преступная деятельность, которые приводят к болезням, несчастьям, гибели.
Учитель: Никотин, алкоголь, наркотики, СПИД, преступная среда – это современные средства и механизмы естественного отбора Природы по уничтожению слабых, безвольных, нравственно нездоровых людей. Нездоровый образ жизни убивает человека сильнее самого сильного оружия. То есть заражение ВИЧ-инфекцией и СПИДом происходит чаще всего у тех, кто подвержен данным привычкам.
Учитель: Как Вы думаете, какие действия и поступки приводят к нездоровью?
Учащиеся: Прежде всего это поступки необдуманные. Человек не всегда реально оценивает свои действия. Это может рано или поздно привести к тому, что у него могут обнаружить ВИЧ-инфекцию. Миллионы людей по всему свету живут с ВИЧ-инфекцией. Одни были заражены недавно, другие, уже много лет живут с этим диагнозом. И всех этих людей объединяет одно: они столкнулись с проблемой, решения которой пока не существует. Но они не теряют надежду и веру в то, что не за горами тот день, когда появится вакцина.
Учитель: Каждый человек должен обдумывать действия не только направленно на себя, но и нести ответственность за окружающих. Об этом мы ещё с Вами поговорим.
Учитель: Посмотрите как сформулирована наша тема? Как Вы думаете, почему она так названа?
Учитель: Почему это заболевание мы называем чумой ХХ века и почему это заболевание мы называем болезнью души?
Учащиеся:
Каждый человек вправе выбирать. Говорят: «СПИД – болезнь души». И начинаешь понимать, что перед лицом этой страшной болезни наша жизнь, наша душа – хрупки и нежны, словно лепестки цветков. Лучшая профилактика СПИДа – это голова на плечах.
Заражаются по-разному, умирают одинаково. Так давайте же каждый сохраним свой цветок – цветок жизни, цветок любви. И тогда мир подарит нам радость и возвратит веру в чудо.
Учитель: Символом борьбы против СПИДа стала красная ленточка. Предложил этот символ американский художник Франк Мур в 1991 году. Красную ленточку прикалывают к одежде. Чем больше людей наденут красную ленточку, тем слышнее будет голос тех, кто требует внимания к проблеме СПИДа.
Милосердие – это милость сердца. Любовь к людям – вот что самое главное в жизни человечества. Вот что спасает людей. Милосердие – это большая сила. И свойственна она сильным людям, которые готовы любому прийти на помощь.
Учащиеся: Определяют отношение человека к здоровому образу жизни и к жизни в целом, свои нравственные ценности, позиции, настрой (в выражении своих мыслей участвует весь класс)
Учащиеся:
чаще всего необдуманные поступки совершают в стрессовых ситуациях, в состоянии депрессии, когда наша душа неспокойна
мы пытаемся таким образом уйти от проблемы, но если не решать проблему, бежать от неё, то это может привести к непоправимой беде
алкоголь и наркотики в таких ситуациях ведут к беспорядочным связям, которые могут привести к страшным болезням
а может быть такая ситуация – не хочется быть «белой вороной» в той среде, в которую случайно попали
Учитель: Знаете ли Вы, как передается ВИЧ-инфекция? Я предлагаю Вам варианты. Мне хотелось бы узнать, согласны Вы с ними или опровергнете?
Варианты передачи ВИЧ-инфекции:
через рукопожатия, объятия и поцелуи
любые незащищенные половые контакты
через массаж
через кашель и чихание
попадание в организм инфицированной крови, даже в самом незначительном объеме
при нахождении в одном помещении – классе или комнате с больным ВИЧ-инфекцией
при использовании общей посуды и через пищу
ВИЧ может попасть от инфицированной матери к ребенку во время беременности, рождения и кормления грудью.
через дверные ручки и поручни в транспорте
при пользовании общим туалетом, в бане и плавательном бассейне
при соприкосновении с потом ( в спортивных залах)
при укусе комаров или других насекомых
через животных.
Учитель: Никто не застрахован от этой страшной болезни, даже известные и богатые люди нашей планеты. Можете ли Вы привести примеры?
Учащиеся:
18 сентября 1970 г. – гитарный гений Джимми Хендрикс
1993 г. – скончался виртуозный танцовщик Рудольф Нуриев
Лидер группы «Куин» Фрэдди Меркьюри, имея 28-милионное состояние, он мог позволить себе все, но не смог откупиться от страшной болезни, купить себе жизнь.
Учитель: Предлагаю обратиться к фактам истории ВИЧ/СПИДа в мире, СССР, России.
Учащиеся: 1)1981. Центром по контролю заболеваемости США отмечено большое число случаев редкого рака кожи у молодых гомосексуалистов. 2)1982. Специалисты Центра по контролю заболеваемости США предполагают, что новое заболевание связано с кровью. Впервые используется название СПИД – «синдром приобретенного иммунодефицита». 3)1983. Люк Мотанье из института Пастера (Франция) открывает вирус, который считают причиной СПИДа, - ВИЧ, или «вирус иммунодефицита человека». 4)1983. Американский ученый Роберт Гало объявляет о том, что открыл вирус СПИДа. 5)1985. Установлено, что ВИЧ передается через жидкие среды тела: кровь, сперму, вагинальный секрет и материнское молоко.6)1986. В большинстве европейских стран начинают проверять донорскую кровь на ВИЧ. 7)1987. Учреждена Глобальная программа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) по СПИДу. В ряде стран одобрено первое лекарство против СПИДа – азитомидин. 8)1987. Официально объявлено о выявлении первого случая ВИЧ-инфекции у гражданина СССР. Им оказался мужчина, долгое время работавший военным переводчиком в одной из стран Африки.9)1989. В России в больницах Элисты, Волгограда и Нижнего Новгорода заражено ВИЧ более 200 детей. Официальная причина заражения – небрежность медперсонала. 10)1991. В России в ожидании быстрого распространения инфекции создана сеть из специальных медицинских учреждений (СПИД-центров), занимающихся профилактикой ВИЧ И СПИДа. 11)1995. В Российской Федерации зарегистрированы первые локальные вспышки ВИЧ-инфекции среди лиц, употребляющих инъекционные наркотики. 12)1995. Ряд американских и европейских фармацевтических компаний почти одновременно заявили о создании нового класса анти-ВИЧ препаратов. 13)1996. На смену Глобальной программе ВОЗ по СПИДу создана Объединенная программа ООН по СПИДу. 14)1996. Начало быстрого «взрывного» распространения ВИЧ-инфекции в Российской Федерации. Основным путем заражения стали не сексуальные контакты, а внутривенное введение наркотиков. 15)1998. 1 декабря объявлен Всемирным днем борьбы со СПИДом. 16) 2001. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и программы ООН по СПИДу, в конце 2001 года около 40 млн человек по всему миру были инфицированы ВИЧ, из них около 6 млн заразились только на протяжении последнего года.
Учитель: Посмотрите на эти данные. Что Вы можете сказать, глядя на эти даты и цифры? Известна ли Вам, какова обстановка в Ульяновской области?
Учащиеся: По России зарегистрировано 602 000 ВИЧ-инфицированных. Ульяновская область занимает 10 место по Российской Федерации и 3 место по Приволжскому Федеральному Округу после Самарской и Оренбургской областей. На 01.11.2012 в Ульяновской области с ВИЧ-инфекцией проживает 9287 человек, из их молодежь в возрасте от 15 до 30 лет составляет 75,3 %, большая часть сейчас заражается половым путем – около 72 %.
Учитель: Факты, приведенные здесь, ужасают. Как Вы считаете то, о чем мы сегодня говорили, можно преодолеть? Если да, то каким образом? (Учащиеся: Проводят обсуждение данной проблемы)
Работа учащихся в группах:
1 группа «Правительство» - Предложения: 1)Ужесточить наказания по отношению к тем людям, которые, зная, что они ВИЧ-инфицированы, продолжают вести аморальный образ жизни.2)Наказывать медицинских работников, которые не используют в своей деятельности одноразовые инструменты.3)Обязать всех сдавать кровь на ВИЧ-инфекцию.4)Финансировать больницы, СПИД-центры, школы.5)идет постоянный контроль и учет ВИЧ-инфицированных.
2 группа «Медицинские работники» - Предложения: 1)Работать над темой «Как приостановить течение ВИЧ-инфекции?».2)Разработка более дешёвых и доступных для населения лекарств.3)Разработка вакцин для борьбы с ВИЧ-инфекцией
3 группа «Я сам» - Предложения: 1)Отсутствие вредных привычек.2)Выбирай среду, в которой вращаешься.3)Анализируй свои поступки и действия.4)Будь ответственен не только за себя, но и за своих близких и друзей
Учитель: Да, мы редко задумываемся над страшными цифрами. Но тем не менее это происходит в нашем городе, в нашей стране, на нашей планете. А может, стоит начать каждому бороться со СПИДом в своей душе, в своем маленьком мире? Ежегодно смерть от наркомании и СПИДа уносит 500000 человек.
Учитель: Что нужно для того, чтобы остановить ВИЧ-инфекцию?
В чем может выражаться лично Ваш вклад в преодолении распространения ВИЧ-инфекции и борьбу со СПИДом? (написать Ваше мнение на листочках – краткие ответы - и через 2 минуты проводить обсуждение мнений)
Учитель: Какой вывод мы могли бы сделать из нашей дискуссии?
Учащиеся:
СПИД – это проблема нашего века, не чуждая никому, она касается всех
Каждый человек должен нести ответственность за себя и своих друзей
Каждый человек не должен оставаться безучастным к данной проблеме
От нашего образа жизни зависит наша дальнейшая судьба
Каждый человек должен быть гуманным по отношению к людям, имеющим ВИЧ-инфекцию
Учитель: Да, не всегда наша жизнь счастлива и беззаботна. Поэтому, когда беда приходит к нам, мы либо предотвращаем беду, либо пускаем к себе в дом. Вся наша жизнь устроена так, что мы стоим перед выбором и только от Вас зависит какой путь Вы выберете и как сложится Ваша дальнейшая жизнь. Если на вашем пути появится человек, которому нужна помощь, пусть он даже о ней не просит, но вы это чувствуете, то обязательно поспешите эту помощь оказать. Болеет ли человек страшной болезнью, пытается отказаться от вредных привычек или просто нуждается в беседе, никогда не совершайте преступление против себя, не отворачивайтесь. Я желаю, чтобы вы никогда не видели как ваши знакомые или близкие мучаются от ломок, чтобы никто не услышал даже от малознакомых людей про страшный диагноз: ВИЧ-инфицированный. Пусть ваше будущее будет светлым и радостным!