методическая разработка "Мероприятие о Великой отечественной войне"
Методическая разработка "Мероприятие о Великой отечественной войне"
В последние годы государство постепенно возвращается к естественному балансу в вопросах воспитания патриотизма, и это находит отражение, в первую очередь, в стандартах (ФГОС) второго поколения. В них уделяется огромное внимание воспитательным задачам и особенно патриотическому воспитанию.
Шестьдесят семь лет, как закончилась Великая Отечественная война.
Но эта тема постоянно волнует наше поколение и будет актуальна во все времена. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших прадедушек, дедушек, бабушек, письма, похоронки. Накануне Дня победы к нам в школу приходят ветераны войны, труженики тыла и рассказывают о военных действиях, о своей фронтовой жизни и жизни в тылу.
Великая Отечественная войны была самой тяжелой и жестокой из войн, когда-либо пережитых нашим народом. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерти на полях сражений.
На фронте и в тылу было сделано очень многое для победы. Наши земляки выпустили очень интересные книги о жизни в нашем городе во время войны.
Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«методическая разработка "Мероприятие о Великой отечественной войне" »
Методическая разработка мероприятия на тему:
«Спасибо тебе, городок на Каме – глубокий, надежный советский тыл…»
Подготовила воспитатель
группы продленного дня
МБОУ «СОШ № 16»
Басанова С.Г.
Актуальность темы.
В последние годы государство постепенно возвращается к естественному балансу в вопросах воспитания патриотизма, и это находит отражение, в первую очередь, в стандартах (ФГОС) второго поколения. В них уделяется огромное внимание воспитательным задачам и особенно патриотическому воспитанию.
Шестьдесят семь лет, как закончилась Великая Отечественная война.
Но эта тема постоянно волнует наше поколение и будет актуальна во все времена. В семейных архивах хранятся фотографии военных лет, награды наших прадедушек, дедушек, бабушек, письма, похоронки. Накануне Дня победы к нам в школу приходят ветераны войны, труженики тыла и рассказывают о военных действиях, о своей фронтовой жизни и жизни в тылу.
Великая Отечественная войны была самой тяжелой и жестокой из войн, когда-либо пережитых нашим народом. Мы много знаем про страшные бои, раны и смерти на полях сражений.
На фронте и в тылу было сделано очень многое для победы. Наши земляки выпустили очень интересные книги о жизни в нашем городе во время войны.
Хочется, чтобы все узнали о военном времени, о людях, внесших свой бесценный вклад в Победу над фашизмом. О людях, которые живут рядом с нами, об их судьбах, о жизни в довоенные и военные годы
Познакомить детей с историческими фактами времен Великой Отечественной войны, жизнью людей в это время.
Развивать способность чувствовать и сопереживать.
Общие методические указания: Мероприятие приурочено к празднованию 69-летия Победы в Великой Отечественной войне.
Для проведения мероприятия используются следующие методические приемы:
музыкальная композиция;
мультимедийная презентация
Место проведения: школьный актовый зал.
Участники мероприятия: ученики 1 – 3 классов.
Ход мероприятия
"И смотрит на сынов своих Россия, Как будто лишь вчера закончен бой. (Слайд 1). Проходят победители седые, Победа остается молодой".
Ведущий: (Слайд 2).9 мая 2014 года в 69-й раз прогремит салют Победы. А в памяти народной и поныне живо безмерное страдание военных лет и безмерное мужество народа.
(Слайд 3). Год 1941-й. Июнь... Страна жила мирной жизнью, надеясь, что пожар войны, который уже разгорелся в Европе, не затронет нашу страну. (Слайд 4).
Июнь... Клонился к вечеру закат. И белой ночи разливалось море, И раздавался звонкий смех ребят, Не знающих, не ведающих горя. Июнь... Тогда еще не знали мы, Со школьных вечеров шагая, Что завтра будет первый день войны, А кончится она лишь в 45-м, в мае.
Дети:
Такою все дышало тишиной Что вся земля еще спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! (Слайд 5).
(Звучит музыка, дети танцуют вальс. Вдруг музыка обрывается,
Танцующиезамирают на месте). (Мелодия "Священная война").
Ведущий:
Сорок первый. Июнь. (Слайд 6). Год и месяц борьбы всенародной. Даже пылью времен затянуть эту дату нельзя. Поднималась страна и на фронт уходила поротно, Кумачовые звезды на полотнах знамен унося. (Дети надевают пилотки).
Ученик 1:
Пламя ударило в небо - ты помнишь, Родина. (Слайд 7). Тихо сказала: "Вставайте на помощь!"- Родина. Славы никто у тебя не выпрашивал - Родина. Просто был выбор у каждого: я или Родина. Самое лучшее и дорогое - Родина. Горе твое - это наше горе - Родина.
Ученик 2: (Слайд 8). Мы очень не хотели войны. Мы сажали цветы, возводили новые города, растили детей, строили красивый, светлый, незабываемый дом на земле. А пришлось воевать. Замерзать, умирать, воскресать, но с одним желанием - победить. Этого хотели все. И верили, и жили одним - отвести беду. И не жалели для этого жизни.
Ученик 3:
Что может быть страшнее, чем война? (Слайд 9). Лишь слезы да страдания несет она. И счастье разбивает у людей, Любимых разлучает и друзей.
Ведущий: Война огненным смерчем прошла по просторам нашей страны, принесла горе в каждый дом, в каждую семью. На полях сражений и во фронтовом тылу люди теряли безвременно погибших друзей, не щадили себя, отдавали без остатка все свои духовные и физические силы в борьбе с жестоким врагом
- Ребята, как вы понимаете, что такое фронт? (Слайд 10).
(боевое расположение войск, район, где расположены действующие войска).
- А что же такое тыл? (Слайд 11).
(Место, где нет войны, живет население воюющей страны).
- А кто такой тыловик?
С уходом почти всего мужского населения на фронт, все тяготы войны легли на плечи женщин, стариков и детей, оставшихся в тылу. Жизнь во время войны была трудная, тревожная, голодная и холодная. Особенно страдали дети, непрерывно болевшие от недоедания, а зимой - от пронизывающей стужи. Но и они как могли, вносили свой вклад в дело великой Победы. В годы войны ребята были разведчиками, работали на заводах, выпускали снаряды, собирали теплую одежду для бойцов, выступали с концертами перед ранеными. (Слайды 12, 13).
Ученик: (Слайд 14).
Сороковые годы нас задели, Ударили по крошечным сердцам. Мы наших мам видали раз в неделю И только в снах гостили у отца. Учились мы, вихрастые, смешные, Одетые не в шелк, и не в парчу, Носили ситец, валенки простые, Не знали с детства слова "не хочу". Росли, взрослели, бедами делились, Над похоронкой плакали тайком, А утром шли учиться, и учились, Не оставляя детства на потом.
Сценка:(Брат и сестра в ожидании матери. Сестра, кутаясь в старую шаль, играет в куклы, брат ремонтирует табурет). (Слайд 15).
Сестра:
Как холодно! И мама не идет. Быть может, хлебушка она нам принесет. Ну, хоть бы крошечку где отыскать, Голодной страшно мне идти в кровать.
Брат:
А разве я есть не хочу? Хочу! Но все равно молчу. Ведь там, где папа наш сейчас, потяжелее, чем у нас. Не разрываются снаряды здесь, и дом у нас с тобою есть. А главное - фашисты далеко. Да и кому в стране легко!
Сестра:
А помнишь блинчики с вареньем, чай с маминым печеньем, Которое по праздникам пекла она. Сейчас я съела б все одна!
Брат:
Опять ты о еде заговорила! Уж лучше б душу не травила, Чем чаще вспоминаешь ты о ней, тем голод чувствуешь сильней. И мне воспоминанья эти не нужны.
Сестра: А вот и мамины шаги слышны!
Брат: (строго): Не вздумай хныкать перед ней, дай отдохнуть сначала ей.
Ведущий: (Слайд 16). Так же тяжело пришлось в военные годы женщинам. Они пришли на заводы и фабрики, на поля совхозов и колхозов. Женщины работали кузнецами, литейщицами, сели за руль тракторов и комбайнов. Стойкость и мужество, высокое сознание своего гражданского долга проявили женщины в трудный для Родины час испытаний.
Ученик: (Слайд 17).
Да разве об этом расскажешь. В какие ты годы жила. Какая безмерная тяжесть На женские плечи легла. В то утро простился с тобою Твой муж, или брат, или сын. И ты со своею судьбою Осталась один на один. Один на один со слезами, С несжатыми в поле хлебами Ты встретила эту войну. И все без конца и без счета, Печали, труды и заботы Легли на тебя на одну.
Ученик: (Слайд 18). Рядом с нами живут ветераны, что прошли по дорогам войны.
Пусть болят у них старые раны, но духом они, как и прежде, сильны.
Ведущий: (Слайды 19, 20, 21).Ребята, сегодня у нас в гостях наша землячка - ветеран Великой Отечественной войны: Мамышева Нина Николаевна (радиотелеграфист)
Ученик 1:(Слайды 22, 23).
Юными девчонками шли вы на войну. Защищали грудью Родину свою. Вязли вы в болотах, мокли под дождем, Выносили раненых под сплошным огнем. Стыли на морозе, мерзли на снегу, Шли вперед к Победе в логово к врагу. Было вам по двадцать в лихолетный год, Но заслуги ваши помнит весь народ. Помнит вашу доблесть, к вам любовь хранит. В монументах славы высится гранит. Срок прошел немалый - 67 лет, Но в сердцах оставил негасимый свет. Юность вдаль умчалась, молодость прошла, И с годами мудрость в жизнь вашу вошла. Пусть у глаз морщинки, волосы седы, Вы в душе остались вечно молоды.
Ученик 2: (Слайд 24).
Дорогие наши ветераны, Мы хотим напомнить ваши песни, Что звучали вдалеке и близко, В час привала или в трудный час.
По ночам вас беспокоят раны, И во сне идете вы в атаку, Перед вами мы склоняем низко Головы. И мы поем для вас.
Ученик: (Слайд 25).
Шла пехота, шли в атаку танки, Но никто не дрогнул в этот трудный час. "Три танкиста, три веселых друга"... Эту песню вспомним мы сейчас.
(Песня "Три танкиста" - поют мальчики).
Враг дрожал, услышав о "Катюше", Мощь "Катюш" вела солдат вперед. Песню боевую ты послушай, Что сложил и пел о ней народ.
(Песня "Катюша").(Слайд 26).
Ученик: (Слайд 27).
Последний бой, он трудный самый, Не все вернулись из него, Но за Победу все старались, Об этом песню вам споем.
(Песня "Последний бой")
Боевые пыльные дороги Уводили вас на смертный бой, А вернуться удалось немногим. В память об ушедших песню спой.
(Песня "Дорожка фронтовая") (Слайд 28).
Ведущий: Еще одна примечательная страница в истории Чистополя периода Великой Отечественной войны. В эти суровые годы в городе нашли гостеприимный приют многие писатели, артисты и их семьи. (Слайды 29, 30, 31, 32).
Город дал не просто прибежище этим людям, он дал эвакуированным творческим работникам возможность трудиться, черпать силы, чтобы одолеть все испытания военных лет.
"Все для фронта - все для Победы". (Слайд 33). Этот лозунг был на устах тех, кто оставался в глубоком тылу, ковал здесь победу над врагом. Под этим лозунгом трудились женщины, старики, подростки. С наступлением холодов по всей стране начался сбор теплых вещей для воинов Красной Армии. За короткое время было собрано много теплой одежды. Хотя люди и сами нуждались в ней, но отказывали себе в самом необходимом, чтобы поддержать бойцов, сражающихся на фронте. (Слайды 34, 35).
Вьюгам всласть побродяжить хватает зимы. Город варежки вяжет, катает пимы. Вижу светлые серьги, задумчивый взгляд. Любовь и усердье в работе девчат. Их послушные спицы низают петлю. В холод этакий птицы жмутся к людям, к теплу.
Ученица (прядет пряжу):
"Где ж ты, где ж ты, мой милый?" Снег. Сугробы кругом. "Не нарвися на мины, осторожней с врагом!" (Слайд 36).
Ведущий:
Плавку медную плавит багровый закат. Труд свой доблестный славит старик-пимокат: (Слайд 37).
Ученик (пимокат):
- Сделал прочно. Для фронта. Не хвастаю тут, Что пимы без ремонта до Берлина дойдут!
Ведущий:
Вьюгам всласть побродяжить, хватает зимы. Город варежки вяжет, катает пимы.
Солдаты на фронте были благодарны людям, присылавшим им теплые подарки. (Слайд 38).
Ученик (солдат):
"Твоих перчаток нежный пух, Как сердце дружеское жарок. Буду врага бить за двоих: Сил мне прибавил твой подарок.
Ученик: (Слайд 39).
Военные годы, бессонные ночи... Умчались они навсегда. Осталась лишь песня про синий платочек, что пели солдаты тогда. Как часто любимым в письме между строчек писали солдаты домой: - Храню, дорогая, твой синий платочек, а завтра опять будет бой!
(Песня "Синий платочек").
Ведущий: (Слайд 40). Война затронула и наш родной город Чистополь. Тысячи чистопольцев с оружием в руках встали на защиту Родины. Около 11 000 жителей города и района пали смертью храбрых в боях за свободу Родины. 15 наших земляков за героизм и мужество удостоены звания Героя Советского Союза. Чем же жил наш город во время войны?
Жизнь этого далекого городка не так тиха и безмятежна, и многие могли бы сказать: "Покой нам только снится". Можно прочесть на любом лице юноши, пожилого человека, женщины одну и ту же глубоко переживаемую мысль: "война". Да, здесь в этом далеком городке, за сотни километров от фронта, много сил отдавалось на помощь великому делу обороны от жестокого врага. Наш городок давал Красной Армии каждый день свою долю оружия и огня. (Слайд 41).
- Ребята, какие крупные предприятия нашего города вы знаете?
Во время войны в Чистополе работало 37 промышленных предприятий, в том числе 9 заводов и фабрик союзного значения. Среди них - судоремонтный завод; очень важный вид боеприпасов выпускал завод автогаражного оборудования.
На оборону работали электрозавод и кожзавод, мебельная фабрика, артель "Швейник".(Слайд 42). В Чистополь была эвакуирована Киевская прядильно-трикотажная фабрика. (Слайд 43). Здесь началось производство свитеров, подшлемников, другой теплой одежды для воинов. В наш город был эвакуирован 2-й московский часовой завод. Несмотря на трудности военного времени в короткий срок было пущено в работу оборудование завода. Работа продолжалась по 12 часов в сутки. Зачастую люди ели и спали прямо в цехах, тут же у станков. (Слайд 44).
Завод выпускал необходимую для фронта продукцию - мины разного предназначения, в том числе с часовым механизмом. Для врага это были часы со смертельным заводом.
Ученики:
Когда-то мы делали с вами часы для советской страны; Когда-то в уюте квартирном, в спокойные ясные дни На стенах, на столике мирном секунды считали они. Но Родина нам повелела готовить иные часы - Часы со смертельным заводом для тех, кто пошел на грабеж. Часы для злодеев матерых, что кровь неповинную льют, Часы, после боя которых враги никогда не встают. Так что же, друзья и подруги, - пусть будет работа дружна! Пусть наши проворные руки похвалит родная страна.
Ведущий: Путь к Победе был долог - 1418 дней войны. И каждый день Великой Отечественной войны на фронте и в тылу - это подвиги беспредельного мужества и стойкости советских людей, верности Родине. 1418 огненных дней и ночей не забыты. (Слайд 45).
И вдруг светлее стало небо. Пришла к нам весточка : "Победа!" И нет боёв, и нет войны.
(Мелодия "День Победы") (Слайд 46).
Ведущий: (Слайд 47).
Чистопольцы бережно хранят в своих сердцах память о верных сыновьях и дочерях Отчизны. - А как они увековечили эту память? (Назвали именами героев улицы, соорудили памятники)
- Ребята, а какие вы знаете улицы нашего города, названные именами героев, наших земляков? (Маринина, Кулясова, Миронова, Привалова, Ситдикова, Шамсутдинова, Валиева).
- Ребята, а какие памятники сооружены в нашем городе в память о погибших?
(В центре нашего города сооружена Аллея Героев, горит Вечный Огонь). (Слайды 48, 49, 50).
Ученик 1:
Аллея Героев! Бетонные плиты, Бетонные стелы стоят... На них барельефы из бронзы отлиты, военной годины солдат! Суровые лица... Герои солдаты пришли к нам из огненных лет. Фамилия, имя... их жизни две даты... И славы немеркнущей свет! Стоят на аллее в шеренгу солдаты на вечном, бессмертном посту! Живущие, память хранят о них свято, за то, что сегодня живут! Живущие, мы перед ними в ответе за мир и спокойные сны, За то, чтобы внуков и правнуков дети не слышали голос войны.
Ученик 2:
(Слайд 51).
Как тяжело, когда идет война. Солдаты гибнут, умирают дети. Я не хочу, чтобы была она Ни в телевизоре, ни на планете. Пусть войны на земле тотчас замрут, И никогда не запылают снова, И в каждом доме будут счастье и уют И люди знать не будут слез и горя.
(Дети разворачивают плакат с рисунком).
Ведущий: Пусть светит солнце, пусть поют птицы, цветут сады и зеленеют поля, но никогда-никогда не свистят пули. Ведь все мы приходим в этот мир, чтобы жить, и никто не смеет распоряжаться нашей жизнью. (Слайды 52, 53, 54).
Ученик: (Слайд 55).
Нам нужен мир на голубой планете! Его хотят и взрослые, и дети. Им хочется, проснувшись на рассвете, Не вспоминать, не думать о войне. Нам нужен мир, чтоб строить города, Сажать деревья и работать в поле. Его хотят все люди доброй воли - Нам нужен мир навеки! Навсегда!
(Песня "Солнечный круг", танец) (Слайд 56).
Литература:
Сабиров Р. М., По городам Татарии, Каз., 1976.
"Дальний Чистополь на Каме...". Писательская колония. Москва-Чистополь-Елабуга-Москва, Наталья Громова
“Переписка Бориса Пастернака.” – М. : Худ. лит-ра, 1990.
Б.Л.Пастернак “Стихотворения, поэмы, переводы.” – М. : Правда. 1990.
Л.О.Пастернак “ Записи разных лет.” М.: “Советский художник”, 1975.
Смола О. «Не верю ни тленью, ни старости...» // Асеев Н. Стихотворения. Поэмы. Воспоминания. Статьи. М., 1990. С. 5-20;
Кудрявцева Д. А., Медведева Е. Г. Александрова Зинаида Николаевна // Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. — М.: Флинта; Наука, 1997. — С. 17—21.
Климентовский В.А. Русские писатели в Татарии. - 3-е изд., перераб. и доп. - Казань: Татар. кн. изд-во, 1974. - 175 с.: ил.
Муханов Г. В те суровые //Коммунист Татарии, Татарстан коммунисты. - 1986. - # 10. - С. 86 - 93. - О пребывании эвакуированных писателей в г. Чистополе.