kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны»

Цель: познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

Учебные задачи: развивать  коммуникативные способности учащихся, учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы)

Развивающие: развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь и умение письменно излагать свои мысли, развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении;  развивать умение работать в группе

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к эпистолярному жанр, воспитывать любовь и уважение к родному языку, историческому прошлому своей страны, ветеранам Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения (по степени мыслительной активности): побуждающе-репродуктивные, частично-поисковые, ТРКМ.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями (кейсы), листы для заполнения кластера «Правила написания писем», толковые словари.

Аннотация и пояснения к уроку: Урок  ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский   язык. 6 класс: учебник  для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011. Учебная нагрузка – 6 часов в неделю. Урок проводится при  изучении раздела «Морфология и орфография. Культура речи», темы «Имя существительное. Повторение изученного в V классе». Урок русского языка направлен на развитие связной речи учащихся, рассчитан на один академический час.

 Урок является тематическим, так как построен на материале писем ветеранов Великой Отечественной войны, в т.ч. адресованных Волковой Анне Ивановне, уроженке Горьковской области (с. Ключищи) Волковым Василием Алексеевичем, рядового, пропавшего без вести под Смоленском, уроженца Горьковской области (п. Смольный), написанных в госпитале г. Иваново и датированных   октябрем-декабрем 1941 года.

К уроку были подготовлены опорная карта-схема сборки письма-треугольника, карточки с раздаточным материалом, листы для заполнения кластера «Правила написания писем», лист с заданием для анализа писем, презентация. На подготовительном этапе учащиеся читали фрагмент  из книги В. Канецкого «Кто смотрит в облака», отвечали на вопросы к отрывку произведения.

Одна из главных задач урока – донести до учеников мысли о том, что в письмах    по-особому раскрывается внутренний мир человека, о том, как много они значили для людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вызвать у детей чувство гордости за солдата, а также сострадания ко всем павшим в войне с фашистами.

Практическое использование: материалы методической разработки можно использовать не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, в качестве фрагмента на уроках литературы, связанных с военной тематикой.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока русского языка в 6 классе "Письмо ветерану Великой Отечественной войны" »

Районный конкурс методических разработок

«Салют Победе!»









Номинация №3

«Методическая разработка урока русского языка в 5-11 классах»













КОНСПЕКТ УРОКА

русского языка в 6 классе

«Письмо ветерану Великой Отечественной войны»



















Автор:

Утина Елена Александровна

Место работы: МОУ «Лесогорская СШ»

Должность: заместитель директора по УВР















2015

Конспект урока развития речи в 6 классе

Тема урока: «Письмо ветерану Великой Отечественной войны»

Цель: познакомить учащихся с письмом как с одним из видов письменных речевых жанров.

Учебные задачи: развивать коммуникативные способности учащихся, учить анализировать написанное (в т.ч. выделять главное и обобщать, делать выводы)

Развивающие: развивать навыки правильного написания письма, совершенствовать речь и умение письменно излагать свои мысли, развивать познавательный интерес и саму потребность в творческой деятельности, в самовыражении; развивать умение работать в группе

Воспитательные задачи: воспитывать интерес к эпистолярному жанр, воспитывать любовь и уважение к родному языку, историческому прошлому своей страны, ветеранам Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок развития речи с элементами исследовательской деятельности.

Методы обучения (по степени мыслительной активности): побуждающе-репродуктивные, частично-поисковые, ТРКМ.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями (кейсы), листы для заполнения кластера «Правила написания писем», толковые словари.

Аннотация и пояснения к уроку: Урок ведётся по программе под редакцией Т.А. Ладыженской. УМК: Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011. Учебная нагрузка – 6 часов в неделю. Урок проводится при изучении раздела «Морфология и орфография. Культура речи», темы «Имя существительное. Повторение изученного в V классе». Урок русского языка направлен на развитие связной речи учащихся, рассчитан на один академический час.

Урок является тематическим, так как построен на материале писем ветеранов Великой Отечественной войны, в т.ч. адресованных Волковой Анне Ивановне, уроженке Горьковской области (с. Ключищи) Волковым Василием Алексеевичем, рядового, пропавшего без вести под Смоленском, уроженца Горьковской области (п. Смольный), написанных в госпитале г. Иваново и датированных октябрем-декабрем 1941 года.

К уроку были подготовлены опорная карта-схема сборки письма-треугольника, карточки с раздаточным материалом, листы для заполнения кластера «Правила написания писем», лист с заданием для анализа писем, презентация. На подготовительном этапе учащиеся читали фрагмент из книги В. Канецкого «Кто смотрит в облака», отвечали на вопросы к отрывку произведения.

Одна из главных задач урока – донести до учеников мысли о том, что в письмах по-особому раскрывается внутренний мир человека, о том, как много они значили для людей в годы Великой Отечественной войны. Кроме того, вызвать у детей чувство гордости за солдата, а также сострадания ко всем павшим в войне с фашистами.

Практическое использование: материалы методической разработки можно использовать не только на уроках русского языка, но и на внеклассных мероприятиях, приуроченных ко Дню Победы, в качестве фрагмента на уроках литературы, связанных с военной тематикой.











Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности.

Учитель. Ребята, вся наша большая страна будет отмечать в этом году 70 лет победы в Великой Отечественной войне. На факультативных занятиях «Мир – вокруг нас» мы уже познакомились с некоторыми произведениями, посвященных этой героической странице прошлого нашей станы.

Дома вы читали фрагмент из книги В. Канецкого «Кто смотрит в облака». Героиня этого произведения девочка Тамара оказывается в блокадном Ленинграде, голодном, наполненным смертью. По счастливой случайности девочку спасает от верной смерти Однорукий, устраивает ее работать почтальоном. С образом почты связаны детали, в которых воплощен мотив жизни.

- Какие это детали? (на «живой» машине была надпись «Почта»; живая машина, от нее сзади летит теплый дымок; почта – это движение, тепло, а значит, жизнь).

-Какое значение приобретает образ почты? (Почта и символически, и в прямом смысле становится спасением Тамары: там она спасается от голода, холода, получает работу – разносить письма, получает рабочую карточку).

- Почему Однорукий, отдавая Тамаре корреспонденцию. Говорит: «Если ты бросишь сумку … то станешь подлецом и умрешь подлецом?» Что для людей в блокадном Ленинграде значила почта? (Ответы детей)

Учитель. Вы верно подметили. Письма связывали миллионы людей, разлученных войной. Письма вселяли уверенность, согревали душу, были поддержкой и радостью, долгожданной весточкой от самых дорогих и любимых. Солдаты  писали их в перерыве между боями, в госпиталях, на передовой, а бойцы с нетерпеньем ждали  весточку от родных и близких. Выживать в тылу и бороться с врагом на фронте помогали письма.

Выходит почтальон - переодетый ученик, раздает письма.

Учитель. Ребята у вас в руках солдатские треугольники, письма военных лет. Попробуйте  догадаться, что будем делать сегодня на уроке?

(будем писать письма)
Учитель. Сегодня на уроке мы с вами изучим новый письменный жанр, жанр письма, будем учиться писать письма.

- Для чего нужны письма?

-Как вы думаете, что необходимо знать и чему научиться, чтобы правильно писать письмо.

-Ребята, как вы думаете, кому мы будем писать письмо?

- Что в нем особенного?

- Попробуйте сформулировать цели и тему урока. (Ответы детей)

- Запишите число и тему урока. По ходу урока мы с вами будем заполнять кластер «Правила написания писем» (Приложение № 1 (листы с заготовкой для заполения))

III. Работа над культурой и развитием речи учащихся.

  1. Практическая работа с текстами.

Учитель.

- Чем отличаются эти письма от тех, что мы привыкли получать по почте? (формой, цветом и.т.п.)

-Какие виды писем вам известны? (письма друзьям, родным, близким; в письмах мы поздравляем, благодарим, извиняемся, сообщаем новости, взрослые пишут деловые письма).

-Да, письма бывают разные: личные и официальные, поздравительные, благодарственные и т.п.

-Чем различаются эти виды писем? (Они обращены к разным лицам: дружеские – к друзьям или знакомым, официальные – к официальному лицу, поздравительные – к другу).

- Письма различаются по содержанию. В дружеских письмах мы говорим о себе, узнаем о том человеке, с которым переписываемся, в них может быть шутка, новость семейная или дружеская. Официальное письмо- это сухое, точное, короткое письмо- сообщение о чем-то. В поздравительном письме содержится поздравление с каким-то событием.

- Эти письма различаются и формой обращения. У вас на партах лежат тексты. Работаем с ними. Прочитайте начало писем, найдите среди них личные и деловые. (Приложение № 2)

Текст №1.

Здравствуй, братишка!

Шлю тебе свой горячий командирский привет. Обижен, что мой младший брат забыл меня и не пишет ни слова. Пришли мне свое фото. Учись. Помогай матери. Не давай никому спуску.

(Из письма Александра Визнера семье)

Текст №2.

Товарищ секретарь!

Делегация трудящихся г. Тамбова и области в составе 21 человека, в том числе бригады артистов в составе 5 человек Тамбовского областного драматического театра, прибыла 30.12.41 года в политический отдел 21-й армии для вручения новогодних подарков трудящихся города Тамбова и области бойцам, командирам и политработникам армии.

(Из письма И.Михальчука в Тамбовский обком)

Варианты ответов:

-Первое письмо - личное, второе - официальное. Об этом говорят прежде всего обращения: «Братишка!», «Товарищ секретарь!» В первом письме употреблены разговорные слова и выражения («Не давай никому спуску»). Во втором письме передается деловая информация, использована официальная лексика.

Учитель.

- Ребята, а вы писали, когда-нибудь письма? Каким стилем нужно писать личные письма? (желательно художественным)

- Нередко люди пишут друг другу и шаблонные, трафаретные письма. Личное письмо - это письмо индивидуальное, авторское.

- В дружеском письме можно выражать свое отношение к адресату, употребляя оценочные прилагательные. Умеете ли вы говорить ласковые слова своим близким и родным?

-Какие обращения уместны в официальном письме? Приведите примеры.

-Попробуйте по обращению определить характер письма.

Работа в группах. Тексты на карточках .

1. Дорогая и любимая мама! Прошу тебя об одном – не теряй своего здоровья. Зачем ты так убиваешься и расстраиваешься? Тебе нужно крепиться и спокойнее переносить некоторые неприятности, которые несет с собой война. (Из письма лейтенанта Георгия Гурова)

2. Родные мои, любимые девочки. Спасибо за письма, я так счастлива, когда получаю их! Моя заинька, моя родная маленькая Танюшенька! (Из писем санинструктора Татьяны Ершовой дочерям)

3.Уважаемый Сергей Иванович!

По ходу работы дети заполняют кластер «Правила написания писем»

  1. Практическая работа с языковым материалом: анализ писем рядового Волкова В.А.

Учитель. Давайте перенесемся во времени назад. Вслушаемся в солдатские письма… Письма с войны… С Великой Отечественной… С их страниц мы услышим голоса тех, кто отдал свои жизни и здоровье за нас с вами, за то, чтобы мы жили и сделали все то, что не успели сделать они. В них голоса целых поколений, ценой жизни отстоявших честь, достоинство и независимость нашей Родины.
Всего четыре письма….. Эти письма писал Волков Василий Алексеевич, 1923 года рождения, рядовой, пропавший без вести. Уроженец п. Смольный, Шатковского района, Горьковской области. Письма адресованы жене Анне Ивановне (копии писем и перепечатанные варианты, в которых исправлены орфографические ошибки и, где возможно, пунктуационные; непонятные слова пропущены, на их месте стоит многоточие).

Групповая работа: каждая группа (4) работает с одним из четырех писем, заполняя лист с заданием. (Раздаётся листок только с наводящими вопросами. Заполняется по ходу работы с письмами). (Приложение № 3)

Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы для ответа на проблемный вопрос.

Наводящий вопрос

Цитата или ответ своими словами.

Вывод

1.Датировано ли письмо?

Да.

Это знак уважения к читающим. Точная дата ставилась для того, чтобы родственники точно знали, что в этот день их близкий человек был ещё жив.

2.Упоминает ли солдат об обстановке на фронте?

Нет. Говорит, что на фронт призвали неожиданно, а «Там… защищают Родину».

Мужественный и сдержанный, не хочет, чтобы за него волновались.

3.Как он обращается к жене? Сколько раз?

«Здравствуй, Нюра», Нюра, называет жену уважительно на Вы, 5 раз обращается к ней

Уважает жену, очень её любит, вежливый,

4. Кого ещё упоминает в письме?

Родственников: мать (мамаша) и дядю, называет по имени отчеству сыновей и дочерей ласково называет детками; брата и сестер с их детьми, знакомым просит передать привет.

Всех помнит, всех хочет упомянуть в письме, скучает и переживает за всех.

5. Встречаются ли в письме просторечные слова (разговорная лексика)? Какие? Исправьте ошибки, напишите в соответствии с нормами

Мамаша (мама, мамочка)

Задавило лошадью

Харчишки (питание, еда)

Засвидания (до свидания)

Ихим (их)

Разговорная лексика - неотъемлемая особенность эпистолярного жанра. Её употребление говорит о том, что автор писем – простой деревенский мужчина.

6. Чем особенно интересуется солдат? Почему?

Письмо написано не самой женой, сообщено мало новостей, многое зачеркнуто, здоровы ли, что произошло в Валькой, сильно ли его задавило лошадью, где сейчас зятья и брат Михаил, пишут или нет, держат ли связь с домом.

Автор письма беспокоится за семью, потому что знает, что в тылу многие умирали с голоду. Показан неравнодушным и заботливым мужем, родственником, товарищем. Очень скучает и хочет быть в курсе жизни большой семьи, выражает недовольство, что не обо всем ему рассказывают в письме.

7. Письмо написано 25 ноября в госпитале, когда он получил письмо из дома. Солдат сразу же отвечает и просит ответить скорее, чтобы письмо пришло не позднее 12 декабря. Указывает адрес. О чём это говорит?


Это говорит о том, что письмо, которое придет позже, солдат не получит, не узнает, как обстоят дела дома, и не сможет сообщить, куда будет отправлен воевать. Так дорога ему семья.

8.Пишет ли солдат о своих ранениях в подробностях?

«Во что ранен, я вам писал. Ранен в левую руку», успокаивает «несложностью» ранений «Три раны уже зажили, еще только осталось 2 раны открытые». Внимание переводит на то, что в госпитале хорошо кормят, можно спать сколько угодно, поравился.

Скромен, не жалуется, констатирует факт, не хочет, чтобы за него волновались, говорит о ранении, как о чем-то обыденном, неважном. Это говорит о бодром настроении бойца.


9 Думает ли солдат о демобилизации после ранения?

«Скоро выпишут, числа 19 декабря. Обратно поеду на фронт и буду биться с такими варварами, с захватчиками до последней капли крови, до победного конца над врагом!»

Мужественный, ответственный, не ищет поводов воспользоваться ситуацией, чтобы после ранения не возвращаться на фронт.

10. Встречаются ли элементы солдатского фольклора в письме? («Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас.» или «Буду ждать ответ, как кило конфет.»

Нет. Письмо заканчивается так: «Нюра, засвидания. Жду быстрого ответа».

Пишет взрослый мужчина, у которого дома осталась большая семья. Последнее письмо заставило его волноваться о здоровье близких, поэтому ему не до шуток.


Во время работы с письмами происходит обмен полученной в ходе микроисследования писем информацией. Вывод о том, что могут нам рассказать о солдате его письма с фронта, какие правила написания писем нужно соблюдать (Добавляют записи в кластер «Правила написания писем»)

Учитель

- Вы уже заметили, что в разных по содержанию письмах есть одинаковые части. Как правило, выделяются:

1. Приветствие или обращение - имя того, кому предназначено письмо.

2. Вступление - вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания.

3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата.

4. Заключение - выражение уважения, любви, преданности, формулы прощания.

5. Подпись, дата.

- А нужно ли соблюдать этикет при написании письма? (Письмо должно быть грамотным, аккуратным, корректным, не грубым, не обидным, последовательным, чтобы быть понятным).

6. Указывайте дату и место написания письма.

7. Избегайте грубых, просторечных слов и выражений.

8. Не употребляйте обороты: «Лети с приветом, вернись с ответом», «Жду ответа, как соловей лета», «Буду ждать ответ, как кило конфет» и т.д.

IV. Физкультминутка.
Бравые солдаты с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.
« Эх, левой, левой» с песнями идут,
А мальчишки следом радостно бегут.

V. Подготовка к написанию письма.

Учитель. Бежит стремительно время вперед. С каждым годом  их становится все меньше и меньше. Давайте бережнее относиться к ним. Добрая память, забота и вечная благодарность пусть станут солдату наградой  за великий подвиг.
Пусть маленькое письмо, написанное детской рукой, согреет душу ветерана.

  1. Работа над зачином письма.

Учитель. Мы будем готовиться к написанию письма ветерану Великой Отечественной войны.
- Кого называют ветераном?
Подтвердим свои ответы данными толкового словаря.
Обратите внимание на правописание непроверяемых безударных гласных.
Запишите это слово в тетрадь.
- Есть ли у вас родственники, которые защищали Родину  в годы Великой Отечественной войны? Расскажите о них.
- С чего начнем письмо? Какими словами? (дорогой дедушка, родной, милый, любимый, глубокоуважаемый ветеран, многоуважаемый).
Запишите начало письма, т.е. обратитесь к ветерану (прадедушке, прабабушке)
     2. Работа над основной частью письма
- Что следует за обращением к адресату? (основная часть)
- О чем мы можем написать ветерану? ( что знаем о войне, пожелать здоровья, рассказать о своих успехах).

     3. Устные ответы на вопросы и запись наиболее удачных предложений в тетрадь. (Вопросы выведены на слайд).
- Что ты знаешь о войне и откуда?
- Кто из родственников защищал Родину ?
- За что благодарен ветерану?
- О чем хочешь спросить?
- Как празднуют у нас в школе, в поселке День Победы?
- О каких успехах ты можешь рассказать ветерану?

  4. Предупреждение речевых и орфографических ошибок.
- Какими словами можно заменить слово солдат? (боец, воин, защитник, освободитель, герой, победитель).
- Подберите синонимы к слову Родина (отчизна, отечество).

   5. Работа над заключительной частью.
- Что пишут в заключительной части письма? (пожелания, добрые советы и слова прощания)
- Какие пожелания у вас есть ветерану?
- Запишите итоговые фразы прощания.

   6. Повторение правил написания письма.

Учитель.

Послушайте несколько советов нашего почтальона.

Почтальон:

    1. Старайтесь писать ясно и просто, грамотно и аккуратно, красиво и разборчиво, не допуская недочетов и ошибок.

    2. Обратите внимание на содержание написанного. Определите, высказана ли основная мысль, выразили ли то, что хотели сказать.

    3. Учитывайте то, кому вы пишешь, ориентируйтесь на возраст и даже настроение своего адресата.

    4. Будьте искренними, дружелюбными.

    5. Не стесняйтесь выразить чувства любви, уважения, нежности, доверия, если вы ими наполнены.

Учитель: письма мы будем писать на листах, которые сложим в форме треугольника, как делали это когда-то наши прадедушки, прабабушки (Выполняется работа по карте-схеме, можно использовать видео). Приложение № 4.

VI. Домашнее задание.

Учитель. Напишите письмо ветерану Великой Отечественной войны. Можно написать письмо Волкову Василию Алексеевичу, потому что вы с ним познакомились через его письма. Не забудьте о структуре письма и особенностях эпистолярного жанра. В этом вам поможет кластер.

VII. Подведение итогов урока.

Учитель.

Замечательно, что мы живём в мирное время. Только благодаря ветеранам Великой Отечественной войны мы живем в свободной и независимой стране! Только благодаря им мы родились и можем расти, учиться и жить в мире! Выскажите свои мысли и чувства о том, что услышали, узнали сегодня. Перекиньте мостик из прошлого в настоящее. Ведь письма… Письма нужно писать в любое время, по поводу и без повода. Письма близких людей способны творить с нами чудеса.
Рефлексия.

- Чему мы учились на уроке? (составляли  письма ветеранам)
- Что узнали нового? ( какой формы были письма и как их складывали, зачем нужны были письма на войне, о чем писали солдаты и родные)Я открыл для себя, что в письмах раскрывается ….

- Я учился рассуждать логически, когда…

- Мне было интересно…

- Мне захотелось…

- Было интересно работать в группе, потому что…

- Теперь я …

Закончить урок можно на высоком эмоциональном подъеме, просмотрев видеоролик. (Демонстрируется видеоролик с документальными кадрами боев советской армии и наложенной аудиозаписью песни).



Список литературы и использованных ресурсов:

1.Программа под редакцией Т.А. Ладыженской.

2. Русский язык. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. Т.А.Ладыженской. – М.: Просвещение, 2011.

3. Вокруг тебя – мир…: Книга для ученика. 6 класс/К. Сухарев-Дериваз, В.Ю. Выборнова и др. – М: ООО «Гендальф», 2000.

4. Русский язык. 6 класс: планы-конспекты уроков / И.М. Халабаджах. - Ростов н/Д: Феникс, 2014.

5. Русский язык. 5-9 классы. Изучение речеведческих понятий: конспекты уроков, измерительные и дидактические материалы/ авт.-сост. А.А. Фешина и др. – Волгоград: Учитель, 2009.

6.Журнал «Практика административной работы в школе», 2011

7. http://infourok.ru/material.html?mid=50936

8. http://kopilkaurokov.ru/russkiyYazik

9.http://www.memorial.krsk.ru/Work/Konkurs/12/Sungurov/0.htm

10.http://gaspito.ru/index.php/component/content/article/201

11. http://www.youtube.com/watch?feature=player_detailpage&v=Ch3n0s96lhg

12.http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=a0-8aM4ea1E

13.http://www.youtube.com/watch?feature=player_embedded&v=t43RtfKrtZc





Приложение № 1

Кластер «Привила написания писем»

вступление

датирование



обращения





лирический подтекст





Особенности жанра



основное содержание (текст письма



Структура



заключение

разговорная лексика





вопросительные и восклицательные предложения





Подпись

ПИСЬМО







дружеское послание



художественный





Сфера применения





Стиль







Поздравление со знаменательной датой



разговорный







Этикет





Официальная переписка







грамотность





аккуратность







доброжелательность





корректность





























Приложение № 2


Текст №1.

Здравствуй, братишка!

Шлю тебе свой горячий командирский привет! Обижен, что мой младший брат забыл меня и пишет ни слова. Пошли мне свое фото. Учись. Не давай никому спуску. Помогай матери. Не давай себя в обиду. Коньки к зиме, если велики мои, купи, лыжи тоже. Деньги я вам послал 1900 р. Пишите, получите или нет, и также денежный аттестат. Привет родным и друзьям. С приветом истреб. мл. л-т Визнер.

Текст № 2.

Письмо И. Михальчука в Тамбовский обком ВКП(б)

4 января 1942 г.

Делегация трудящихся г. Тамбова и области в составе 21 человека, в том числе бригады артистов в составе 5 человек Тамбовского областного драматического театра, прибыла 30.12.41 года в политический отдел 21-й армии для вручения новогодних подарков трудящихся города Тамбова и области бойцам, командирам и политработникам армии.

Приезд дорогих гостей вызвал огромный патриотический подъем в частях. Он вырос еще больше, когда делегаты посетили непосредственно передовую линию фронта в районе действия нашей армии.

Всюду, где появлялись делегаты, их встречали с радостью и воодушевлением.

Политический отдел через делегацию выносит от лица бойцов, командиров и политработников 21-й армии горячую благодарность трудящимся города Тамбова и области за их отеческую заботу и их новогодние подарки. Личный состав армии обязуется на заботу трудящихся ответить новыми победами над германским фашизмом.

Враг будет истреблен. Победа будет за нами.

Начальник политического отдела 21-й армии бригадный комиссар

И. Михальчук



Приложение №3

Прочитайте письмо, представьте себя на месте солдата. Ответьте на наводящие вопросы и сформулируйте выводы для ответа на проблемный вопрос.

Наводящий вопрос

Цитата или ответ своими словами.

Вывод

1. Датировано ли письмо?



2.Упоминает ли солдат об обстановке на фронте?



3.Как он обращается к жене? Сколько раз?



4. Кого ещё упоминает в письме?



5. Встречаются ли в письме просторечные слова (разговорная лексика)? Какие? Исправьте ошибки, напишите в соответствии с нормами



6. Чем особенно интересуется солдат? Почему?



7. Письмо написано 25 ноября в госпитале, когда он получил письмо из дома. Солдат сразу же отвечает и просит ответить скорее, чтобы письмо пришло не позднее 12 декабря. Указывает адрес. О чём это говорит?



8.Пишет ли солдат о своих ранениях в подробностях?



9 Думает ли солдат о демобилизации после ранения?



10. Встречаются ли элементы солдатского фольклора в письме? («Добрый вечер или час, пишу письмо и жду от вас.» или «Буду ждать ответ, как кило конфет.»





Тексты писем (приводим пример одного письма)

Добрый день или вечер. Здравствуй, Нюра.

Шлет Вам привет Ваш супруг В.А. Еще деткам Юре, Мише, Римме, Вале по горячему поклону. Нюра, передай привет мамаше Екатерине Федоровне и дяде Дмитрию Николаевичу, а затем брату Михаилу и всему его семейству по привету. По привету еще передай моим сестрам, Нюре и Наташе, и ихим деткам. По горячему привету всем знакомым и друзьям. Нюра, во-первых, сообщаю я Вам, что письма ваши получил, за которые я Вас благодарю. Нюра, почему Вы сами не написали мне письма, а кто-то вам писал. И очень мало прописали. Не прописали, как живы и здоровы, и как думаете прожить в дальнейшем. … дело я вашим письмом остался не очень доволен … что было написано и зачеркнуто, что вашего Ваську лошадью задавило. Мне это дело не понятно, и не понятно, … где и как находятся зятья и брат михаил. А про Ивана совсем не пишете. Он держит с вами связь или нет. Затем ….вы меня ругаете, что письмо не шлю. …. Из горького я выехал на фронт неожиданно и не смог дать вам знать о том, что меня отправили на фронт. А с фронта писать уже было некогда. Там вы сами знаете, письма не пишут, а защищают родину, но когда … я дал знать о том, что я нахожусь в госпитале. Во что ранен я вам писал. …. Три раны уже зажали , еще только осталось две раны открытые, но и они скоро заживут. Скоро выпишут , числа 19-го декабря. Обратно поеду на фронт и буду биться с такими варварами, с захватчиками до последней капли крови, до победного конца над врагом!

Но, Нюра, затем, досвидания. Писать больше нечего. Жив и здоров.

Поправился в госпитале прилично. Харчишки хорошие, работать нечего, спи сколько хочешь.

Но, Нюра, за свидания.

Жду ответа быстрого, чтобы письмо ваше могло прийти не позднее 12 декабря.

Мой адрес: г. Иваново, Ивановская область, почтовый ящик № 98.

Подпись Волков Василий Алексеевич.

Оригинал.



Приложение № 4


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Автор: Утина Елена Александровна

Дата: 17.03.2015

Номер свидетельства: 187716


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства