kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сударыня_ Масленица"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения внеклассного мероприятия на тему: «Сударыня- Масленица».

Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Данное внеклассное мероприятие даёт возможность учащимся, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.

Мы живем в современном мире, где больше преобладают компьютерные технологии, где общение сводится к минимуму и, к сожалению, мы все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.

Целью данного мероприятия является знакомство со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.

Тема мероприятия: "Сударыня-Масленица"

Форма проведения: развлечение

Направленность мероприятия: интеллектуальное, эстетическое, здоровьесберегающее воспитание

Место проведения: площадка перед школой.

Участники, учащиеся начальной школы, воспитатели, учителя.

Цель:  познакомить детей с историей и традициями праздника Масленицы.

Задачи:

- познавательные: рассказать о праздновании Масленицы на Руси, особенностях праздника;

- формирующие: формировать у учащихся интерес к истории своей Родины, желание изучать её традиции;

- развивающие: развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности; любознательность, внимание, словарный запас, развивать умение устанавливать связи между прошлым и настоящим в истории Отечества, ловкость, силу, смекалку;

- корректирующие: развитие умение работать в группе сообща;

- воспитывающие: воспитывать у детей нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию, дружелюбие, сплоченность коллектива, взаимовыручку.

Технологии, методы, приемы, используемые на мероприятии: рассказ, беседа, наглядность, игра, инсценировка, отгадывание загадок, чтение стихотворений, музыкальное сопровождение.

Оборудование: чучело Масленицы, плакаты, музыкальное сопровождение, призы.

Подготовительная работа:

1.Изучив литературу, разработали сценарий мероприятия.

2.Подготовили наглядность, музыкальное сопровождение.

3.Подготовили призы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сударыня_ Масленица"»

Филиал МБОУ «Горловская средняя общеобразовательная школа» Скопинский муниципальный район Рязанской области «Клекотковская основная общеобразовательная школа»

_______________________________________________________________________

391825 Рязанская обл., Скопинский р-он, с..Клекотки ул. Школьная д.31

Регистрационный номер работы









МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

внеклассного мероприятия по курсу ОРКСЭ

(модуль «Основы православной культуры»)

«Сударыня-Масленица»

Возраст детей:10-13 лет









Гусева Оксана Юрьевна, учитель ОРКСЭ





с. Клекотки, Скопинского района

Скопинская епархия

Рязанская митрополия Русской православной церкви

oksana_guseva_1971@mail.ru

89156223523




2023

Пояснительная записка

Методическая разработка описывает методику подготовки и проведения внеклассного мероприятия на тему: «Сударыня- Масленица».

Старая поговорка гласит: «Всё новое - хорошо забытое старое». Данное внеклассное мероприятие даёт возможность учащимся, на примере праздника Масленица почувствовать себя частью великого целого - своего народа, своей страны, научиться уважать их, ценить прошлое и настоящее.

Мы живем в современном мире, где больше преобладают компьютерные технологии, где общение сводится к минимуму и, к сожалению, мы все чаще забываем о традициях наших предков, о нашем прошлом. Люди стали забывать традиции и праздники, без которых раньше наши предки не представляли своей жизни. В связи с этим возникла идея подготовить данное мероприятие.

Целью данного мероприятия является знакомство со старинным народным праздником-Масленицей, показать традиционный размах праздничной недели; развивать интерес к народной культуре; воспитывать уважительное отношение к культурному наследию народов нашей страны.

Тема мероприятия: "Сударыня-Масленица"

Форма проведения: развлечение

Направленность мероприятия: интеллектуальное, эстетическое, здоровьесберегающее воспитание

Место проведения: площадка перед школой.

Участники, учащиеся начальной школы, воспитатели, учителя.

Цель: познакомить детей с историей и традициями праздника Масленицы.

Задачи:

- познавательные: рассказать о праздновании Масленицы на Руси, особенностях праздника;

- формирующие: формировать у учащихся интерес к истории своей Родины, желание изучать её традиции;

- развивающие: развивать речь учащихся, их кругозор и творческие способности; любознательность, внимание, словарный запас, развивать умение устанавливать связи между прошлым и настоящим в истории Отечества, ловкость, силу, смекалку;

- корректирующие: развитие умение работать в группе сообща;

- воспитывающие: воспитывать у детей нравственные ценности, уважение к традициям своей Родины, её культурному наследию, дружелюбие, сплоченность коллектива, взаимовыручку.

Технологии, методы, приемы, используемые на мероприятии: рассказ, беседа, наглядность, игра, инсценировка, отгадывание загадок, чтение стихотворений, музыкальное сопровождение.

Оборудование: чучело Масленицы, плакаты, музыкальное сопровождение, призы.

Подготовительная работа:

1.Изучив литературу, разработали сценарий мероприятия.

2.Подготовили наглядность, музыкальное сопровождение.

3.Подготовили призы.

Оформление площадки: на колоннах перед школой плакаты на тему " Масленицы", в центре чучело Масленицы (слайд 2)

Методическая разработка внеклассного занятия

Ход мероприятия:

Вступительное слово

Звучит музыка. Дети выстраиваются в круг.

Звучит песня «А мы Масленицу» (слайд 3)

Первый ведущий:

Рады, рады мы гостям всегда!

Наступила Масленицы пора!

Сегодня праздник шумный, зимний,

Зима всегда гостеприимна.

Вас ждут улыбки, шутки, смех!

Весенний праздник ждет вас всех!

Второй ведущий:

Широкая Масленица – Сырная неделя!

Ты пришла нарядная к нам Весну встречать.

Печь блины и развлекаться будем всю неделю,

Чтоб зиму студеную из дому прогнать!

Третий ведущий:

Солнышко уж светит больше да ярче, чем зимой. Осталось уже совсем чуть-чуть – и грянет весна - красна во всю силушку. И мы сегодня с вами поможем прогнать холода с песнями, играми и хорошим настроением.

Первый ведущий:

Старинный народный праздник «Масленица» отмечают в последнюю неделю перед Великим постом, который продолжается семь недель до Пасхи. Во время Великого поста нужно воздержаться от употребления определенной пищи, нельзя развлекаться. А Масленица самый веселый праздник, «блиноеда». Также Масленицу называют сырной неделей. Народ любил ее величать ласково: честная Масленица, веселая касаточка, перепелочка. Каждый день этой масленичной недели имел свое название и значение.

Понедельник – «встреча»

Встречали гостей и Масленицу. Парни и девушки в этот день разгуливали по селу с чучелом Масленицы, сделанным из соломы. К этому времени строились общественные горки, ставились столы со сладкими угощениями.

Проводится игра «Музыкальная парочка"(слайд 4)

Музыка для конкурса «Музыкальная парочка»

Дети становятся в круг. Пока звучит музыка, дети передают палочку. Музыка прекращает звучать, и тот, у кого осталась палочка отгадывает загадку и получает приз.

Загадки:

1. Бродит одиноко огненное око,

Всюду, где бывает, взглядом согревает. (Солнце)


2. Никто его не видит, а всякий его слышит.

Без крыльев оно, а летит, без языка, а говорит. (Эхо)


3. Годовой кусточек каждый день роняет листочек.

Год пройдет – весь лист опадет. (Календарь)


4. Дождь идет, я тут как тут, многие меня здесь ждут:

Лягушата и ребята, голуби и поросята.

Я на зеркало похожа и на озеро чуть-чуть.

Ну, а вам не захотелось, ко мне в гости заглянуть? (Лужа)


5. Заря-заряница, красная девица, травку выпускает, росу расстилает.

Едет стороной, с сохой, бороной, с ключевой водой. (Весна)


6. Его любят все на свете,
Любят взрослые и дети, 
Хоть с начинкою, хоть без,
Каждый хочет его съесть,
Круглый он хрустящий,
От маслица блестящий. (Блин)


7. Праздник мой,
Лишь раз в году.
На недельку к вам приду.
Радость всем я принесу
И блинами угощу. (Масленица)


8. Белый, а не сахар, мягкий, а не вата, без ног, а идет. (Снег)

Вторник – «заигрыш»

Второй ведущий:

Второй день Масленицы – вторник – «заигрыш». Также шумно и весело проходил это день. Девушек с самого раннего утра начинали приглашать прокатиться на санках с горы, поесть блины. А самым залихватским занятием считалось в «заигрыш» катание на корежках – досках, залитых водой и замороженных на холоде. Наши предки говорили: «Кто дальше всех с горки скатится, у того в доме лен будет длинный, и масло хорошо будет сбиваться», то есть будет у того человека благодать да везение.

Проводится конкурс «Эх, сани, мои сани» (слайд 5)

Музыка «Танец маленьких утят»

Дети делятся на две команды по 6 человек и строятся в две колонны. Вместо лыж каждая команда получает по две коробки. Первые участники игры становятся ногами в коробки и бегут до флажка и обратно. Затем передают коробки следующему игроку.

Среда - "лакомка"

Третий ведущий:

«Лакомкой» зовется третий день Масленицы, так как лакомились все блинами и другими разнообразными масленичными угощениями. Блины пеклись и пшеничные, и ячневые, и овсяные, и гречневые, из пресного и кислого теста. Говорили наши прадеды: «Блин не клин, брюха не распорет». Зятьев в этот день тещи приглашали на блиночки в гости. Да еще хозяйки созывали своих родных, близких, чтоб те зятьев развлекали и веселили.

А еще в старину считалось, что если положить блин дорогому человеку на голову, то будет счастье и богатство ему и всей его семье. Поэтому мы объединяемся в две команды и по принципу эстафеты проносим наш «блин» на голове, чтоб быть нам с вами в следующем году счастливыми.

Проводится эстафета «Принеси блин» (слайд 6)

Песня «Ой, блины, мои блины»

Участники передают «блин», изготовленный из картона, друг другу по кругу под музыку. Как только музыка прекращается и «блин» остался у одного из игроков, то он выходит из игры. Побеждает тот кто остался один в игре без «блина»

Четверг - "разгул"

Первый ведущий:

«Разгулом», «четвергом широким» зовется следующий за «лакомкой» день недели. В этот день гуляли с раннего утра до поздней ночи, водили хороводы, плясали, пели песни и, конечно, ели блины. А еще устраивали кулачные бои, в которых были свои правила: запрещалось прятать в рукавицу что-то тяжелое, наносить удары ниже пояса и по затылку. Бились «сам на сам» или «стенка на стенку», перетягивали канат, как символ борьбы зимы с весной.

Проводится игра «Перетяни канат», бой подушками (слайд 7)

Дети делятся на две команды и перетягивают канат.

Музыка для игры «Канат»

Пятница - "тещины вечерки"

Второй ведущий:

Пятый день Масленицы – тещины вечерки, гостевой день. Хоть тещины блины были и вкуснее, но в пятый день Масленицы зятья угощали свою тещу. Вечером прошлого дня зять лично приглашал маму своей жены в гости. А в пятницу утром отправлял за ней ряженых сватых. Считалось, чем больше была эта «делегация», тем больше зять любит и уважает свою тещеньку.

Третий ведущий: (раздает детям пословицы о Масленице)

Ребята, вам надо громко и выразительно прочитать пословицу и объяснить ее смысл.

Проводится конкурс пословиц о Масленице

Пословицы:

1. Не житье, а Масленица.

2. Не все коту Масленица, будет и Великий пост.

3. Масленица семь дней гуляет.

4. Масленица объедуха, деньгами приберуха.

5. Это Масленица идет, блин да мед несет.

6. Без блинов не Масленица.

7. Блины, блинчики, блины, как колеса у весны.

Проводятся конкурсы «Бег в мешках», «Валенок» (слайд 8)

Музыка для конкурсов.

Ребята для конкурсов делятся между собой на две команды по равному количеству человек. Первый участник соревнования получает в руки мешок. Далее задача игрока заключается в том, чтобы допрыгать в мешке до флажкка и вернуться обратно в команду. Далее в порядке эстафеты передается мешок каждому из игроков. Победителем становится так команда, которая первая пришла к финишу. Второй конкурс кто дальше кинет валенок.

Суббота - "золовкины посиделки"

Первый ведущий:

Шестой день Масленицы – золовкины посиделки.

В гости всех своих подруженек золовка позвала.

Да для этих посиделочек блиночков напекла.

В этот день золовка приглашала в гости своих подружек. Если золовка была еще не замужем, ее гости были тоже незамужними, если же у нее была семья, то она созывала к себе родню.

Проводится конкурс-песня «А мы на масленой недели» (слайд 9)

Прощенное воскресенье

Второй ведущий:

Седьмой день Масленицы – прощенное воскресенье, проводы. В последний день Масленицы все просили друг у друга прощения и прощали друг друга, говоря: «Бог простит!» это был последний день перед начало Великого поста. С Масленицей прощались, сжигая ее чучело, которое вначале ругали за бури да метели зимние, а потом благодарили за хорошие деньки, за катание на санках и горках.

Дети водят хоровод (слайд 10)

Музыка «Коляда»

Заключительное слово

Третий ведущий:

Так заканчивалась масленичная неделя. И мы сегодня провожаем Масленицу. Попрощаемся так, как это в старину делали наши предки: поругаем, а потом поблагодарим Масленицу.

Первый ведущий:

Воскресенье светлое быстро наступает.

Облегчают душу все в «Прощенный день».

Второй ведущий:

Чучело соломенное – Зимушку – сжигают,

Нарядив в тулупчик, валенки, ремень…

До свиданья, Масленица, приходи опять!

Третий ведущий:

Через год Красавицу снова повстречаем.

Снова будем праздновать, блинами угощать!

Первый ведущий:

Давайте попрощаемся с Масленицей и три раза произнесем все вместе:

«Масленица прощай! А на тот год опять приезжай» (слайд 11)

Сжигается чучело Масленицы

Песня «Широкая Масленица»

Второй ведущий:

С Масленицей вас поздравляем!

Праздник наш завершаем!

Третий ведущий:

За столы всех приглашаем,

Русским чаем угощаем!

Песня «Наши русские блины»


Заключение

Из поколения в поколение передается опыт многовековой культуры русского народа.

Чтобы не растерять свою национальную культуру, не забывать свои корни, современная молодежь, должны продолжить эти традиции. Научиться ценить безграничный талант, душевную красоту своего народа.

Все в жизни меняется, а праздники остаются.

Сейчас они выглядят по другому, но нам хочется, чтобы и сегодня все знали, что послужило поводом для праздника, откуда пришли традиции, обычаи, какие пели песни, какими были пляски и игры наших предков.

Структура проведения занятия позволяет познакомить с историей возникновения праздника, традициями, обрядами празднования Масленицы; прививать интерес к народной культуре, развить патриотизма; приобщение к народным традициям.




Список использованных источников

Литература


1. Агапова И.А., Давыдова М.А. Праздники в начальной школе. – М.: Айрис-пресс, 2005.

2. Жиренко О.Е., Лапина Е.В., Киселева Т.В. Я-гражданин России! Классные часы

по гражданскому и патриотическому воспитанию: 1-4 классы. – М.: ВАКО, 2006.

3. Праздник – ожидаемое чудо! Лучшие внеклассные мероприятия. 1-4 классы. - М.: ВАКО, 2006.

4. Стихи про Масленицу http://www.tvoyrebenok.ru/stihi_maslenica.shtml#top

5. Сценарии православных праздников.

Интернет-ресурс


1. Внеклассное мероприятие "Масленица пришла - открывайте ворота" http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/stsenarii-prazdnikov/2012/01/24/vneklassnoe-meropriyatie-maslenitsa-prishla

2. Внеклассное мероприятие «Прощай, Масленица широкая!»

для учащихся 2 – 4 классов http://150pr-erino-school.edusite.ru/p101aa1.html


Музыкальное сопровождение


1. Песня "А мы масленицу" http://chudesenka.ru/load/2199-a-my-maslenicu-dozhidalis.html

2. Музыка для конкурса http://gttunes.ru/%D0%BC%D1%83%D0%B7%D1%8B%D0%BA%D0%B0-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BA%D1%83%D1%80%D1%81%D0%BE%D0%B2/

3. Танец маленьких утят http://mp3-crazy.net/listen_music/31484.html

4. Песня "Ой блины, мои блины" https://muzofond.com/search/%D0%BE%D0%B9%20%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B%20%D0%BC%D0%BE%D0%B8%20%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B

5. Песня "Шла коза по лесу" http://vmuzice.com/mp3/%EA%EE%E7%E0+%ED%E0%F0%EE%E4%ED%E0%FF

6. Песня "Три белых коня" http://poiskm.net/show/%D1%82%D1%80%D0%B8-%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D1%8B%D1%85-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%8F

7. Песня "Коляда" Иван Купала https://zf.fm/song/3973777

8. Песня "Широкая масленица" http://poiskm.net/show/%D0%BC%D0%B0%D1%81%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%86%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D1%81%D0%BD%D0%B8

9. Песня "Наши русские блины" http://musicmobi.site/search/%D1%80%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B5-%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B/











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сударыня_ Масленица"

Автор: Гусева Оксана Юрьевна

Дата: 26.02.2023

Номер свидетельства: 626616


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства