Методическая копилка
Уважаемые родители и педагоги!
Очень часто встречается ситуация, когда у ребенка имеются определенные проблемы, например, низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, речи, или заикание, или страхи, а родители или педагог не знают, как «подступиться», как правильно взаимодействовать в различных ситуациях в общении с ребенком? В этом случае поможет книга Н.В. Самоукиной «Игры в школе и дома».
Предлагаемая книга подготовлена в виде технологичных методик, направленных на развитие интеллектуальной и эмоционально-волевой сфер личности школьников, а также для оказания психологической помощи самому учителю. Описанные в книге психотехнические упражнения и коррекционные программы могут быть перенесены в педагогическую практику и помогут каждому, кто откроет эту книгу.
Далее мы приводим несколько игр, которые скомпонованы по имеющимся нарушениям.
Низкий уровень развития внимания, памяти, мышления, речи.
Игра 1. „Будь внимателен!" (25 мин.)
Цель игры. Стимулировать внимание; обучение быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы.
Процедура игры. Дети стоят группой, свободно. Каждый ребенок находится на расстоянии от другого примерно 0.5м. Звучит маршевая музыка. Дети маршируют под музыку свободно, у кого как получается. В ходе марширования руководитель игры произвольно, с разными интервалами и вперемешку дает команды. Дети реализуют движение в соответствии с командой.
Команда Движение
„Зайчики!" Дети прыгают, имитируя движение зайца.
„Лошадки!" Дети ударяют ногой об пол.
„Раки!" Дети пятятся, как раки (спиной).
„Птицы!" Дети бегают, раскинув
„Аист!" Стоять на одной ноге.
„Лягушка!" Присесть и скакать вприсядку.
„Собачки!" Дети сгибают руки и лают.
„Курочки!" Дети произносят „ко-ко-ко!".
„Коровки!" Дети произносят „му-у-у!"
Занятия производятся в большой комнате, на ковре. Обязательно следует иметь либо инструмент (фортепьяно) и музыкального работника (тапера) или магнитофон с записями.
Игра 2. „Слушай звуки!" (25 мин.)
Цель игры. Развитие активного внимания.
Процедура игры. Ведущий договаривается с детьми о том, что когда он нажмет определенную клавишу, они примут соответствующую позу. Когда ведущий будет исполнять музыку, дети свободно двигаются в пространстве комнаты (можно предложить им ходить по кругу).
Звук 1 Нажимается клавиша нижнего регистра
Поза 1 „плакучей ивы" (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к левому плечу).
Звук 2 Нажимается клавиша верхнего регистра
Поза 2 „тополя" (пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад, смотреть на кончики пальцев рук).
Повышенная активность (гиперактивность), трудность концентрации внимания и сосредоточения.
Игра 1. „Слушай хлопки!"
Цель игры. Развитие активного внимания.
Процедура игры. Дети двигаются свободно в группе или ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладоши определенное количество раз, дети принимают соответствующую позу (на 10-20,сек.)
1хлопок - Поза „аиста" (ребенок стоит на одной ноге, поджав другую).
2 хлопка - Поза „лягушки" (присесть, пятки вместе, носки врозь и колени в стороны, руки — между ногами на полу).
3 хлопка - Дети возобновляют движение (ходьбу).
1. До начала игры рекомендуется „выучить" каждую позу и прорепетировать: хлопки-поза.
2. Желательно, чтобы дети двигались в играх свободно, без нормирования. Для этого проводить игровые занятия следует в большой комнате (зале) и на ковре, паласе. Расстояние между детьми должно быть примерно 0.5м.
Если помещение небольшое, предложите детям двигаться по кругу.
3. Каждая предполагаемая игра „прокручивается" несколько раз с разными заданиями, участниками.
Общая продолжительность игры — 25 мин.
Игра 2. „Флажок" (25 мин.)
Цель игры. Преодоление гиперактивности, развитие самоконтроля.
Процедура игры. Звучит музыка (лучше маршевая), и дети двигаются под музыку (маршируют или двигаются свободно). По команде ведущего (поднятие флажка или руки) все дети должны остановиться и „замереть" в тех позах, в которых из застала команда ведущего (на 5-7 сек.). Музыка продолжает звучать.
Затем по команде ведущего дети снова начинают двигаться и т. д.
Игра 3. „Запретный номер" (25 мин.)
Цель игры. Развитие самоконтроля, самодисциплины, а также укрепление навыков счета.
Процедура игры. Выбирается определенная цифра, например 4. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3. Когда доходит очередь до четвертого ребенка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 4 раза.
В качестве „запретных" выбираются цифры: 4, 7, 11, 14, 15, 18, 21, 23, 25 (в случае, если дети считают до 25)
Низкий уровень коммуникативных способностей
Игра 1. „Художник" (25 мин.)
Цель игры. Развитие наблюдательности, памяти, коммуникативных способностей.
Процедура игры. Их группы детей выбираются 2 ребенка. Остальные —„зрители". Один из выбранных — „художников" (по желанию) другой —„заказывает ему свой портрет". „Художник" внимательно смотрит на своего „заказчика" (1.5-2 мин.). Затем он отворачивается и по памяти описывает внешность первого ребенка.
Замечания:
1. Если „художник" медлит, разрешается задавать ему вопросы: „Какие у Лены волосы?", „Какие у нее глаза?", „Во что она одета?" и т. д.
2. Запрещается высказывание обидных замечаний в адрес детей, фиксирующих какие-либо их физические недостатки.
3. Учитель должен подчеркивать внешние достоинства детей: „Ну-ка вспомни, какая Лена красивая?"
Игра 2. „Зеркала" (25 мин.)
Цель игры. Развитие наблюдательности и коммуникативных способностей.
Процедура игры. Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него (ведущий и учитель может быть одним из играющих). Водящий показывает движение, а „зеркала" тотчас же повторили это движение, и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения.
Замечание: в роли водящего должны побывать все желающие дети.
Низкий уровень «комплекса произвольности» (способность направлять звуковые, волевые и интеллектуальные усилия)
Игра 1. „Лисонька, где ты?" (25 мин.)
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Дети становятся полукругом, ведущий — центр. Дети отворачиваются и закрывают глаза. Ведущий тихо дотрагивается до плеча одного ребенка, что означает, что он будет играть роль лисы. Все остальные — зайцы.
По сигналу все открывают глаза и поворачиваются. Никто не знает, кто — лиса? Ведущий зовет: „Лисонька, где ты?" Лиса не отзывается. Ведущий зовет второй и третий раз. И только на третий раз лиса бросается ловить зайцев.
Если заяц успел присесть на корточки, его ловить нельзя. Пойманные! зайцы выходят из игры.
Игра 2. „Сова" (25мин.)
Цель игры. Развитие произвольности.
Процедура игры. Дети сами выбирают водящего — „сову", которая caдится в „гнездо" (на стул) и „спит". В течение дня дети двигаются.
Затем ведущий командует: „Ночь!" Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.
Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.
Звучит музыка (О. Гейльфуса „Балалар").