– Сказочно прекрасен лес в ясный зимний день, особенно когда вдруг блеснет солнечный луч и осветит запорошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы можем увидеть необыкновенные “цветы”. Как вы думаете, что это за “цветы”? (Это птицы зимнего леса) сегодня мы с вами проведем мероприятие на тему «Помоги зимующим птицам»
2. Значение птиц в природе.
– Ребята, а для чего нужны птицы в природе? (Являются санитарами леса и поедают вредных насекомых. Создают красоту в природе.)
Ребята как называют птиц, которые проводят с нами зиму?
Зимующие правильно
Воспитатель:
Чудесные создания. Они летают и поют, землю свято берегут. Скажите, дети, Можно жить без птиц на свете? Что случится, что случится, Если птицы пропадут?
Букашки, жучки, червячки На деревья нападут И съедят кору, листочки, Обглодают ветки, почки. Вот что будет, если птицы все исчезнут – пропадут!
И не будет щебетанья, Дивных трелей соловья, И сороки стрекотанья, Чик-чирика воробья. Скучно будет, знают дети, Жить без птиц на белом свете!
Слайд 5
Игра “Узнай птицу” (по мере определения птиц, на слайдах появляются изображения птиц, и дети могут услышать голос этой птицы).
Воробей. Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную пору сидят, плотно прижавшись друг к другу.(Слайд 6, 7)
Синица. Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса – галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое.(Слайд 8, 9)
Дятел. У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела – черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый.(Слайд 10, 11)
Снегирь. У этой птицы верх головы, крылья, хвост – черные, спина голубовато-серая, а брюшко – красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета.(Слайд 12, 13)
Клест. Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом.(Слайд 14, 15)
Сорока. Голова, крылья, хвост этой птицы – черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый.(Слайд 16, 17)
Ворона. У этой птицы крупное продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий и большой. Голова, шея, крылья – черные, а остальное тело – серое.(Слайд 18, 19)
Каждый раз дети рассматривают птичку, а учитель дополняет их знания:
Воробьиспокойно переносят холод. Когда им холодно, они прячут одну лапку в пушистое оперение своего брюшка, а на другой лапке стоят. Чаще воробьи сидят, прижавшись друг к другу, нахохлившись. Воробьи чистоплотные, постоянно прихорашиваются, охотно купаются зимой в снегу.
Синицы очень подвижные птицы. Перепархивая с ветки на ветку, они подвешиваются вниз головой, качаются, держатся на самых тонких веточках. В этом им помогают их длинные и острые коготки.
В наших лесах чаще всего встречается большой пестрый дятел. Он украшение нашего леса. Дятел - труженик. Расклюет дятел в своей “кузнице” шишку и летит за новой. Нередко стайки синичек и других маленьких птичек летают вслед за дятлом.
Снегири – нарядные птицы. Самцы красногрудые, а у самочек наряд более скромный. Снегири держатся обычно небольшими стайками по 7-10 птичек. Чем сильнее мороз, тем спокойнее сидит стайка, изредка передвигаясь, чтобы сорвать ягодку. С приходом темноты вся стайка улетает куда-либо на кусты или деревья, где и ночует.
Клестов называют “северными попугайчиками”. Такое прозвище они получили за то, что подобно настоящим попугаям, искусно лазают по деревьям. Клюв у клеста имеет особую форму: верхняя и нижняя часть изогнуты в разные стороны. Клесты срывают спелые шишки, и, усевшись на ветку, придерживают шишку цепкими коготками, достают из нее семена. Если шишка падает на снег, клест не опускается за ней, а срывает новую. Упавшие шишки становятся добычей других обитателей леса. Клесты – единственные птицы, которые зимой выводят птенцов, даже в лютые холода.
Сорока ловкая, подвижная, суетливая птица. Вместе с воронами и галками переселяются на зиму ближе к жилью людей.
4. Значение природных условий для жизни зимующих птиц.
– Ребята, как вы считаете, что для зимующих птиц страшнее холод или голод? Почему?
– Действительно, для птиц зимой страшнее голод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Во время гололедицы ледяные корки на ветвях деревьев и на снегу затрудняют птицам добывание корма. В зимнюю стужу голодные и ослабевшие птицы, легко замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. Поэтому необходимо помочь птицам в это трудное для них время.
Дима
Известно, что у птиц,
Нет ни халатов ватных,
Ни байковых рубах.
У многих даже нет гнезда:
Они в грозу, и в град,
И под дождём, и в холода
На ветках сидя спят.
Но кто же им даёт приют,
Когда снега метут?
Бывают птицы разные.
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
Другие- те народ иной,
В мороз над лесом кружат,
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
Женя
Морозы жестоки в этом году
Не важно за яблоньку в нашем саду
Тревожно за Жучку в ее конуре
Такой же морозище как во дворе
Но больше всего беспокойно за птиц
За наших воробушек галок синиц
Ведь очень уж холодно в воздухе им
Поможем и мы беззащитным таким
Поможем их надо кормить
И тогда им легко пережить холода
5. Кормушки, их виды.
– Что за стол среди берез под открытым небом?
Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом? (Кормушка)
Чтобы птицы не погибли, нужно развешивать кормушки
– Кормушки надо развешивать в спокойных для птиц местах и доступных для того, чтобы своевременно подсыпать в кормушку корм. Кормушку можно установить на балконе квартиры. Через стекло окна очень интересно наблюдать за птичьей столовой.
– Многие из ребят изготовили кормушки. Давайте их рассмотрим.(Слайд 23, 24, 25, 26)
Проводится “парад кормушек”.Рассматривая каждую кормушку, ведется обсуждение удобная она для птиц или нет.
Женя
1. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
2. И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей
Скорей на помощь, дети!
3. Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
4. Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки.
И оживут бедняжки!
5. По небу весело скользя.
Взлетят пернатые друзья
И пропоют чирикая:
"Спасибо, вам великое!"
6. Корма для птиц.
– А какой корм можно положить в кормушку мы узнаем из инсценировки, которую приготовили ребята.
Инсценировка “Разговор птиц у кормушки”
Клест: Хорошо зимой в лесу! Хорошо! Можно и птенцов выводить!
Воспитанник: Это что за чудак радуется суровой зиме?
Клест: Это мы клесты говорим. Ведь питаемся мы семенами хвойных деревьев. А поспевают они зимой.
Воспитнник: Как же достать семена эти?
Клест: На то и клюв у нас видите, какой интересный. Мы и птенцов выкармливаем измельченными семенами ели и сосны.
Свиристель: А мы свиристели среди птиц чемпионы-едоки. В течение всего дня мы жадно глотаем ягоды и никогда не знаем сытости. А питаемся мы ягодами рябины. Но семена в ягодах не разгрызаем, а усваиваем лишь сахаристые и другие вещества из мякоти самих ягод.
Снегирь: Глупые свиристели, ведь семена ягод такие вкусные, питательные. Мы снегири только и набиваем ими свои зобики.
Сойка: Запасы кормов надо делать заранее, как поступаем мы сойки. А не надеяться на теплую зиму и урожай семян или ягод. Множество мелких кладовок устраиваем мы.
Воспитанник: Поучиться нам надо у соек. Вот хорошие хозяюшки!
Синичка-гаичка: И мы, и мы синички-гаички, и поползни делаем небольшие запасы под корой и в щелях деревьев. Эти кладовые не заносит снегом, и она зачастую спасают нас, когда снег и лед одновременно закроют доступ к другим кормам.
Большая синица: А мы большие синицы лакомимся семенами арбуза и тыквы, подсолнечника и конопли. Не прочь полакомиться и кусочком сала.
Щегол: Для нас щеглов, оставляйте сухой репейник, не ломайте его. И мы порадуем вас своим щегольским нарядом
Семена подсолнечника, дыни и тыквы едят почти все птицы. Пшено и просо – любимая еда воробьев и овсянок. Семена репейника, крапивы, конского щавеля, лебеды охотно едят все зерновые птицы. Собирают семена в августе-сентябре, пока они еще не осыпались. Для заготовки семян срезают все растение и хранят в виде веничков. Зимой венички вешают возле кормушек. Ягоды рябины и калины – любимая пища снегирей и свиристелей. Заготавливать ее лучше после первых заморозков. Хлебные крошки, остатки мучных и мясных продуктов тоже можно класть в кормушку. Сырое сало – превосходный корм для синиц, поползней и дятлов. Кусочки несоленого сала подвешивают на ниточках.
Чем разнообразнее будет угощение в кормушке, тем больше разных птиц прилетит в "столовую.
Максим
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо
Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло
Приучите птиц в мороз
К своему окну
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну
Игра “Чей это корм?” (С завязанными глазами ребенок должен определить корм на ощупь и назвать, кто им питается.)
А вот и первая птица прилетела к нашей кормушке. Узнай её, отгадав загадку.
Чернокрылый, красногрудый
Он везде найдет приют
Не боится он простуды
С первым снегом тут как тут (Снегирь)
Птичка- невеличка
Ножки имеет
А ходить не умеет
Хочет сделать шажок
Получается прыжок (Воробей)
Кто присел на толстый сук
И стучит: «тук-тук!?»
Кто летает, кто стрекочет-
Рассказать нам новость хочет? (Дятел)
Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата,
Черненькая шапочка
И полоска шарфика (Синица)
Эта хищница болтлива
Воровата, суетлива,
Стрекотунья белобока,
А зовут ее (Сорока)
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей
Прячется в зеленых кронах
А зовут ее (Ворона)
Конкурс "Сложи пословицу" (пословицы разрезаны)
Лучше синица в руках, чем журавль в небе.
Как сорока хвостом, так болтун языком.
Осенью и у воробья пир.
И сова своих детей хвалит.
Птицы сильны крыльями, а люди - дружбой.
Всякая пташка хлопочет - своего гнезда хочет.
Птице даны крылья, а человеку - разум.
Закрепление.
Игра “Составь картинку”. Дети делятся на группы и из разрезанных частей составляют картинку, на которой изображена какая-то зимующая птица. Далее дети должны рассказать все, что они запомнили об этой птице.(Слайд 33, 34, 35, 36, 37)
Конкурс «Интересный вопрос»
1. Назовите 8—10 видов птиц, зимующих в нашей местности. (Синица, снегирь, дятел, воробей, сорока, свиристель чечетка, чиж, щегол, овсянка, клест, сойка, поползень, голубь).
2. Какие птицы ночуют, зарывшись в снег? (Тетерева рябчики) .
3. Какие птицы живут у нас только зимой? (Чечетки, свиристель).
4. Пользу или вред приносит человеку зимой синица, когда все насекомые спят? (Пользу, они уничтожают зимующих насекомых)
5. Какая птица наших мест насиживает птенцов зимой? (Клест).
6. Какая певчая птица достает себе пищу, ныряя под лед и бегая под водой? (Оляпка).
7. Какая птица на зиму белеет? (Белая куропатка).
8. Когда температура тела воробья ниже — зимой или летом? (Температура тела воробья всегда одинакова).
9. Чем можно объяснить, что ласточки, стрижи, мухоловки на зиму улетают на юг, а дятлы, синицы, пищухи, поползни, глухари, тетерева - не улетают? (Мухоловки, стрижи, ласточки ловят насекомых в воздухе, а в зимний период их нет. Дятлы, синицы, поползни и остальные птицы разыскивают зимующих насекомых, их личинки, куколки кладки яиц).
11. Семена какого сорного растения едят только снегири? (Конского щавеля).
12. Какой корм недоступен для воробьев в зимнее время и охотно поедается большими синицами и поползнями? (Семена арбузов).
Ребята давайте запомним несколько правил которые должны соблюдать по отношению к нашим меньшим братьям. Посмотрите на первый рисунок как вы думаете, какое правило здесь изображено?
Ярик
Подкармливайте птиц особенно зимой, когда они подлетают к жилью человека и просят корм.
Посмотрите на второй рисунок как вы думаете, какое правило здесь изображено?
Андрей
Не подходите близко к птичьим гнездам, не шумите возле гнездовья птиц
Тимофей
Ножи и рогатки свои уберите
Край свой, родных и животных любите
Небо, море, леса и поля-
Все это ваша родная земля!
Нор звериных
Птичьего гнезда
Разорять не будем никогда
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живется с нами рядом
– Послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно.
Слайд 38
С утра и до позднего вечера, Освоив полянки страниц, Хозяйствует в книжке доверчиво Раздольная музыка птиц. А может быть, с этого времени Наступит иная пора – И станет для птичьего племени Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые Руладами сердце и слух И крепче подружат с юннатами Речушка, и роща, и луг. От неба до мира подводного Давайте ж, как Родины речь, Умом и душой благородною
Здоровье планеты беречь! Единое многообразие Мы будем ценить неспроста, Любя и Европу, и Азию, И наши родные места!
– О чем это стихотворение?
А теперь запишем первые буквы строк этого стихотворения и прочтем фразу, которая получится.
– Сохраним природу земли! Об этом мы должны помнить всегда!
Ребята, как много мы сегодня говорили о птицах. И мы, люди, должны помогать птицам. Птицы это часть окружающей нас природы, и мы ее должны любить и беречь.