kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка викторины "За столицу свою"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий викторины "За столицу свою" разработан с учетом возрастных особенностей учащихся.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка викторины "За столицу свою"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«Славянский Сельскохозяйственный техникум»




МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВИКТОРИНЫ

«За столицу свою!»










г. Славянск-на-Кубани

2020г.

Московская битва, проходившая с 30 сентября 1941-го года по 20 апреля 1942-го года, стала очень важным событием - как по военно-политическим, стратегическим целям, так и по всему размаху. Историческое значение победы под Москвой состоит в том, что она изменила международную обстановку; способствовала укреплению антигитлеровской коалиции; вселила уверенность в победу над «коричневой чумой»; ослабила коалицию агрессивных стран; подорвала экономические, военные и моральные силы германского фашизма. Разгром войск противника под Москвой явился началом гибели гитлеровского вермахта, началом крушения фашисткой Германии. В этой битве было разгромлено 38 дивизий: 11-танковых, 4-моторизованных, 23 пехотных. Уничтожено 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тысяч автомашин и другой техники. Убито, ранено, взято в плен, пропало без вести более полумиллиона вражеских солдат.


Вопросы:

№1. Назовите основные этапы Московской битвы. (первый этап 30 сентября-5декабря 1941 года, Московская стратегическая оборонительная операция, второй этап: 5декабря 1941 года-20 апреля 1942 года, Московская стратегическая наступательная операция)

КОМЕНТАРИЙ: Московская битва состояла из 2-х периодов боевых действий советских войск. Первый период: 30 сентября-5декабря 1941 года. Основные этапы Московской оборонительной операции:

-30 сентября -23 октября-Орловско-Брянская операция;

-2-13 октября – Вяземская операция. Войска оказавшиеся в вяземском окружении, вели мужественную борьбу с врагом. Они наносили контрудары и прорывались из кольца окружения. Атаки наших войск следовали одна за другой, им предшествовала артподготовка. Особенно яростными были атаки 8-12 октября, когда в боевые действия дивизии включилась батарея катюш капитана И.А.Флерова. Для немцев наступление окруженных батальонов и полков советских войск было полной неожиданностью. Фашистам пришлось поспешно стягивать сюда крупные соединения и технику. Активные боевые действия наших солдат в окружении оказали серьезное влияние на развитие событий: они сковали в районе Вязьмы 28 дивизий противника, которые застряли здесь и не могли продолжать наступление на Москву -10-30 октября – Можайско - Малоярославецкая операция. Перед войсками фронта Можайской линии обороны стояла трудная задача – любой ценой сдержать натиск противника, не позволить ему овладеть рубежом с ходу и тем самым выиграть необходимое время для подхода соединений из резерва Ставки Верховного Главнокомандования и перегруппировки отошедших войск Западного и резервного фронтов. Выполнение этой задачи усложнилось тем, что на значительных участках Можайской линии обороны войск не было. На стыке Волоколамского и Можайского укрепленных районах протяженность такого участка составила 13 км, а на правом фланге Малоярославецкого доходила до 20 км. В это время развернули свои главные силы Подольские пехотное и артиллерийское училища, подразделения 312-й стрелковой дивизии полковника А.Ф. Наумова. Подчеркивая значение боев передового отряда И.Г. Старчака, маршал Г.К. Жуков отмечал, что «своим героическим самопожертвованием они сорвали план быстрого захвата Малоярославца и помогли нашим войскам выиграть необходимое время для организации обороны на подступах к Москве»

-10 октября -4 декабря – Калининская операция. К 10 октября развернулась ожесточенная борьба на фронте от верховьев Волги до Льгова. Враг захватил Сычевку, Гжатск, вышел на подступы к Калуге, вел бои в районе Брянска, у Мценска, на подступах к Понырям и Льгову. 14 октября враг ворвался в город Калинии. 17октября Ставка создала здесь Калининский фронт под командованием генерала И.С.Конева. Сын крестьянина – бедняка, член партии с 1918 года, 44-летний генерал Иван Степанович Конев к тому времени уже прошел большой путь воинской службы в рядах Красной армии -от комиссара времен Гражданской войны до командующего округом. Вступив в командование Калининским фронтом в тяжелые дни обороны Москвы, И.С.Конев на протяжении всех последующих лет войны бессменно находился во главе фронтов, действующих на главных участках борьбы с врагом. Сражение на Курской дуге, борьба за Днепр, наступление на правобережной Украине в западных ее областях, операции гигантского масштаба в Польше, под Берлином и Прагой - вот этапы боевого пути этого выдающегося полководца Советской армии;

-23 октября -17ноября-Тульская операция (первая). Передовые танковые дивизии Гудериана, устремившиеся от Орла к Туле, натолкнулись в районе Мценска на сопротивление 1-го особого стрелкового корпуса генерала Д.Д. Лелюшенко. Здесь танкисты4-й и 11-й танковых бригад впервые применяли действия танков из засад, давшие большой эффект. Задержка противника у Мценска облегчила организацию обороны Тулы. За эти и последующие умелые действия в ходе оборонительных боев под Москвой 4-я бригада была преобразована в 1-ю гвардейскую танковую бригаду;

-15 ноября -5декабря – Клинско - Солнечногородская операция;

-18 ноября -5декабря-Тульская операция (вторая). Кровопролитные, изнуряющие бои продолжались всю вторую половину ноября. Фашистским войскам удалось с севера прорваться к каналу Волга-Москва и переправиться через него в районе Яхромы. На юге они обошли непокоренную Тулу и прорвались на берега Оки в районе Каширы. Именно в эти критические дни из тыла подошли наши резервы. Фашистское командование не увидело в ударах советских войск ничего особенного, не почувствовало, что уже начинается перелом в оперативной обстановке, что инициатива уходит от их войск и переходит на сторону Красной армии. Гитлеру все еще мерещились поверженная Москва, белые флаги и делегации москвичей, выходящие на встречу с ключами от города;

-1-5 декабря – Наро-Фоминская операция. Второй период: 5декабря 1941 года -20апреля 1942 года. Основные этапы Московской стратегической наступательной операции:

-5 декабря 1941 года -7 января 1942 года – Калининская операция;

-6-16 января – Елецкая операция;

-6-17 декабря – Тульская операция;

-18декабря 1941 года _6 января 1942 года – Калужская операция;

-24 декабря 1941 года -8 января 1941 года – Наро – Фоминско - Боровская операция;

-8 января -20 апреля 1942 года – Рождевско - Вяземская операция;

№2. Как называлась операция войск вермахта по захвату Москвы?

В чем была суть этого захвата? Какие силы со стороны Германии были задействованы? Чем ответило советское командование? (операция Тайфун)

КОММЕНТАРИЙ:

В августе 1941 года штаб немецкой группы армий «Центр» находился в белорусском городе Борисове. Здесь фюрер провел совещание. Он заявил, что сейчас все готово, «чтобы Москва и ее окрестности были при помощи сверхтяжелых систем затоплены водой из подмосковных водохранилищ». Это новое море «скроет под собой от цивилизованных народов даже саму память о столице этой упрямой нации». На берегу будет возвышаться памятник из красного гранита ему – Адольфу Гитлеру, идейному наследнику Фридриха Барбароссы. Фюрер заявил, что город должен быть окружен так, чтобы «ни один русский солдат, ни один житель – будь то мужчина, женщина или ребенок не мог его покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой». Был разработан сценарий парада, казни большевистских вождей, подрыва Мавзолея. Обеспечить выполнение, такого сценария было поручено специальной команде «Москва», которая в составе передовых частей 4-й армии должна была первой ворваться в столицу.

План наступления на Москву получил многозначительное название «Тайфун» -этим подчеркивалась сокрушительная сила готовящегося натиска. Это соответствовало и теории блицкрига: «…Ураганный порыв, явление природы, которое ничто не сможет сдержать».

Из директивы германского командования группы «Центр». №1300.совершенно секретно: «После получения пополнения группа армий переходит в наступление не позже начала октября. Налеты на промышленность Московского района на первом этапе перед этими задачами отходят на второй план и будут выполнены лишь тогда, когда позволит обстановка наземных войск. Для того чтобы затруднить снабжения противника и подброску новых частей, железные дороги, ведущие от линии Брянск, Вязьма, Ржев на восток, будут систематически прерываться.

Главное командование сухопутных сил для маскировки операции выбрало секретный пароль «Тайфун».16 сентября 1941г.».

Наступавшая на Москву группа армий «центр» была значительно усилена войсками резерва и частями, снятыми с других участков советско-германского флота.30 сентября 1941 года «Тайфун» начал свое движение на российскую столицу. Четыре армии (9-я и 4-я полевые, 3-я и 4-я танковые) выступили против войск Западного и Резервного фронтов. Две группировки двигались по сходящимся направлениям к Вязьме. Цель - окружить главные силы Западного и Резервного фронтов. Войсками командовали генерал - фельдмаршалы Бок, Клюке, генералы Штраус, Гудериан и Гот.

Мощной группировке врага советское командование могло противопоставить значительно меньшие силы и средства. Во главе Западного, Резервного и Брянского фронтов стояли генерал И.С. Конев, маршал С.М. Буденный, генерал А.И. Еременко. С Дальнего Востока к Москве спешили три стрелковые и две танковые дивизии. В столице создавались коммунистические батальоны из трудящихся, в каждом из 25 районов города формировались батальоны из числа добровольцев.

Среди вступавших в батальоны-награжденные орденами депутаты Верховных Советов союзных республик, люди разных воинских званий, рабочие и служащие, стахановцы и партийные работники, начальники главков, директора предприятий и инженеры, кандидаты наук, профессора, доценты.

№3. Кто совершил первый ночной таран в небе Москвы? Сколько, всего таранов, произвели советские летчики, в воздушных боях на подступах к столице? (первый ночной таран совершил В.В. Талалихин. Всего в это время было проведено 24 воздушных тарана).

КОММЕНТАРИЙ:

В ночь на 7 августа 1941 года младший лейтенант В.В. Талалихин в воздушном бою под Москвой (недалеко от деревни Кузнечики район Подольска) в 23 часа 28 минут таранил вражеский бомбардировщик. В том бою он был ранен в правую руку, но сумел уничтожить вражескую машину. Это был первый в истории ночной тарант. На следующий день Виктору Талалихину было присвоено звание Героя Советского Союза. В последующих боях он уничтожил еще 5 самолетов противника.

Летчик А.Н. Катрич совершил первый высотный таран. Из сообщения Совинформбюро от 5 сентября: «Летчик-истребитель лейтенант Катрич атаковал летевший на большой высоте фашистский бомбардировщик «Дорнье-217». Фашист не выдержал атаки советского летчика и стал уходить. Во время боя тов. Катрич исчерпал все боеприпасы. Отважный летчик решил идти на таран. Вплотную сблизившись с фашистом, тов. Катрич ударом своего самолета отбил левый киль немецкой машины. «Дорнье» рухнул на землю. Летчик Катрич сохранил машину и благополучно сел на своем аэродроме».

Самоотверженно защищали небо столицы советские летчики: лейтенант В. Ковалев повторил подвиг экипажей летчиков П. Чиркина, Г. Храпая, А. Авдеева, Н. Гастелло; Е.М. Горбатюк за сбитые самолеты в московском небе, как и В.В. Талалихин, А.Н. Катрич, удостоился звания Героя Советского Союза. Более 1300 фашистских самолетов было уничтожено во время налетов врага на Москву. На воздушных подступах к столице советские летчики совершили 24 воздушных тарана.

№4. Расскажите о детях Подмосковья, совершивших подвиг в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками (это были Толя Шумов, Леня Засыпкин, Катя Дудкина и др.)

КОММЕНТАРИЙ:

Около 20 тысяч пионеров и школьников, участников обороны столицы СССР, были награждены медалями «За оборону Москвы». Вместе с отцами и матерями в ряды борцов за освобождения Москвы становились подростки, которых называли мальчишками-кибальчишами. Нередко они лучше взрослых справлялись с рискованными заданиями, особенно в разведке.

Толя Шумов жил в Подмосковье, в деревне Осташево. Каждое утро вместе со своими друзьями Витей Вишняковым, Володей Колядовым, Юрой Сухневым уходил Толя на строительство военной дороги. Он с приятелями записался с добровольческий истребительный батальон. Ребята учились стрелять из винтовки, пулемета, бросать гранаты, маскироваться, ходить по компасу. Фронт всё ближе подступал к Москве, даже не далеко от деревни шёл бой. Ребята дали друг другу клятву: «Мы будем защищать свою Родину от фашистов до последней капли крови. Если кто из нас попадется в руки врагов, даже смерь не заставит нас выдать друг друга и своих товарищей. Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Истребительный батальон защищал левый берег реки Рузы. Двое суток шёл бой. Позже их зачислят в разведчики. Толя Шумов с группой партизан минирует дороги, взрывает склады боеприпасов, выводит из строя телефонную связь. 30 ноября 1945 года полицай Кириллин и целый отряд гестаповцев поймали разведчика по дороге из села. По снегу далеко не убежишь, до леса далеко. Эсесовцы долго пытали его, пытаясь узнать, где расположен партизанский отряд, явки. В отряде тревога: выдержит ли мальчик? Если провалиться хоть одна явка или начнутся аресты, значит, не выдержал. Ни один фашист не подошел к отряду, ни одна явка не провалилась – не выдал партизан, выдержал!

Лёня Засыпкин оказался на оккупированной территории-деревни Межутино в начале октября 1941 года захватили фашисты. Юный патриот создал в деревне подпольную пионерскую организацию, в которой вошли Федя Голубев, Коля Денисов, Толя Комолов, Вася Федосов, Коля Парфёнов. Они прокалывали шины немецких автомашин; по заданию Анатолия Мосягина, двоюродного брата Лёни, имевшего связи с партизанами, ребята выкрали у квартировавшего фашистского офицера карту местности, которая нужна была партизанам; засыпали соль в бочки с бензином, которым немцы заправляли колонну автомашин, предназначенных к отправке на фронт. В конце октября погиб Анатолий Мосягин. Вместе с Колей Дёминым он вывел к партизанам группу попавших в окружение красноармейцев, а на обратном пути ребята нарвались на фашистский патруль. В подкладке ватника Мосягина обнаружили комсомольский билет. При попытке к бегству оба юноши были убиты. Лёня поклялся отомстить за погибших товарищей. Ночью он выкрал ящик с гранатами. Затем у немцев пропало несколько винтовок и автомат. Гитлеровцы согнали всех жителей Межутино на ток. Фашистский офицер заявил: «Если не будет возвращено оружие, если не будут выданы те, кто его взял, всех жителей деревни расстреляем». Лёня добровольно сдался. Его пытали, спрашивая о том где партизаны и кто был с ним. Но мальчик никого не выдал. Ночью на клочке бумаги он сумел написать: «Мама и папа и друзья мои. Жалко, мал срок и мало сделал. Прощайте! «Утром Лёню вывели из штаба солдат, сунули ему лопату для того чтобы рыть могилу. Юный герой и два фашистских конвоира скрылись в лесу. Так мужественно и просто отдал свою жизнь за Родину 14-летний Лёня Засыпкин.

Во время боя в Ярхоме 15-летний школьник Коля Васильев помог группе советских войск овладеть зданием горсовета. Он ползком добрался до здания, пробрался на чердак и гранатами уничтожил пулемётчика, который вёл прицельный огонь. Боец, сопровождавший Колю, развернул пулемёт в сторону врага и открыл огонь. Наступление советских войск возобновилось. После освобождения Яхромы Коля Васильев был награжден медалью «За боевые заслуги». 11-летний Петя Кузнецов при освобождении села Новопетровского Истринского района провёл советские танки через минное поле, при этом получил сильную контузию. После освобождения Подмосковья он был награждён орденом Отечественной войны.

Во время оккупации села Рогачёва Дмитровского района школьники Серёжа Агеев и Коля и Юра Репнины прятали и лечили четырёх раненых красноармейцев. Алёша Астахов, Миша Блохин, Саша Воинов, Саша Кожинов и Борис Негин подожгли немецкий склад с медикаментами, а затем были схвачены и расстреляны. В селе Петровское, Калининский район 14-летние школьницы Катя Дубкина и Нюра Чесалина помогли бежать из немецкого лагеря для 93 советским войнам. Потаенными лесными тропами они вывели их к линии фронта в том месте, где практически не было войск. Бойцы благополучно добрались до расположения советских войск.

Партизанский отряд Волоколамского района получал важные сведения от Володи Овсянникова и Шуры Крыльцова - воспитанников Теряевского детского дома. Такими же разведчиками у можайских партизан были Валя и Шура Кузьмичевы, которые жили со своей матерью-колхозницей в деревне Товарково Можайского района.

19 декабря 1941 года танки лейтенанта Домаскина ворвались в Волоколамск. Они остановились у реки, высадили десант и открыли огонь по фашистам, подготавливающим взрыв моста. Но первые выстрелы ,сразившие несколько немецких солдат, сделал мальчик с красным галстуком на груди. Этим мальчиком был ученик 7-го класса Волоколамской средней школы. №2 Борис Кузнецов. Защищая мост через реку Городенку, он был тяжело ранен. 18 марта 1942 года Борис Кузнецов умер в госпитале. В декабре немцы внезапно покинули село Стеблево, оставив большое количество винтовок и патронов. Местные ребята разобрали оружие и в течение двух дней, пока не подошли советские войска, отбивали попытки немцев вернуться в село.

Красная армия гнала фашистов на запад. Было освобождено село Иваново Московской области. В этот незабываемый день пионер Витя Киселев, у которого погибла мать, а отец был на фронте, был взят в гвардейский полк. Он стал разведчиком. Однажды он пробрался в деревню Шиловка, чтобы собрать сведения о противнике. Фашисты схватили Витю, стали допрашивать. Ни слова не сказал юный разведчик о своей гвардейской части. Ему грозила смерть, но в это время в деревню ворвались советские войска и освободили сына полка. За участие в боях против фашистов Витя Киселев был награжден медалью «за отвагу».

В село Иваново Рузского района Московской области вошли два советских танка. Фашисты стали подкрадываться к ним из-за домов с гранатами и бутылками с зажигательной смесью. Лида Матвеева видела все из окна. Она выбежала из дома и дала понять танкистам, что им грозит опасность. Танки развернулись и уехали. А фашисты схватили Лиду и повесили. В 1955 году в селе Иваново был открыт памятник юной героине, пионерке Лиде Матвеевой.

Война застала москвича Шуру Ефремова в Ельнинском районе. Пионер создал отряд из сельских ребят. Они решили собирать и прятать найденные на поле боя оружие и боеприпасы. Вскоре Шуре удалось связаться с партизанами, он ушел к ним в отряд и передал собранное оружие. Стал участвовать в боях, уничтожать захватчиков. Шура Ефремов был награжден орденом Красной звезды. Важным и разносторонним источником разведывательных данных являлось гражданское население, от внимания которого не ускользало ни одно значительное мероприятие противника. Именно в тесной связи с населением оккупированной территории заключалась главная сила партизанской разведки. В деревне Екатериновке Клинского района Московской области сведения о численности и передвижениях вражеских войск собирали мать и дочь Благовы. Они дважды предупредили партизан об опасности. В Волоколамском районе ценные сведения для партизанского отряда постоянно собирала семья Комаровых из селения Таксина. П.М. Комаров, два его малолетних сына и дочь ходили по населенным пунктам, запоминали и передавали сведения партизанам.

5. Каково историческое значение Московской битвы?

КОММЕНТАРИЙ: Главным итогом Московской битвы и последовавшего за ней общего контрнаступления советских войск была ликвидация угрозы столице и Северному Кавказу, укрепление обороны Ленинграда, освобождение свыше 60 советских городов, разговором до 50 дивизий противника. Действия советских войск укрепили международный авторитет СССР. Однако окончательной цели-разгрома основных сил врага -достичь так и не удалось. Среди крупнейших событий Второй мировой войны великая битва под Москвой занимает особое место. Именно здесь, на подступах к столице первого в мире социалистического государства, хваленая, гитлеровская армия, в течении двух лет легким маршем прошедшая многие европейские страны, потерпела первое серьезное поражение.

Разгром фашистских войск под Москвой явился началом коренного перелома в ходе войны. Окончательно был похоронен гитлеровский план блицкрига; перед всем миром была развенчана легенда о непобедимости фашисткой армии. «Разбит миф о непобедимости немецкой армии - писал генерал Гальдер. С наступлением лета немецкая армия добьется в России новых побед, но это уже не восстановит миф о ее непобедимости. Поэтому 6 декабря 1941 года можно считать поворотным, причем одних из самых роковых моментов в краткой истории Третьего рейха». Гитлер повторил ошибку Наполеона. «Молния» его войны погасла в небе над просторами Подмосковья. Заря грядущей победы занялась здесь, на полях сражений, в Московской битве.

6. Кто является автором поэмы «Зоя» и стихотворения «Подольские курсанты 1941год» («Зоя» - М. Алиер, «Подольские курсанты …» - С.Баренц).

КОММЕНТРИЙ: Автор поэмы «Зоя» - Маргарита Алигер. «В первых числах декабря 1941 года в Петрищеве, близ города Вереи, немцы казнили 18-ти летнюю девушку-партизанку….» Так начинался рассказ о подвиге девушки – разведчицы и партизанки, Героя Советского союза Зои Космодемьянской, опубликованный в « Правде» 27 января 1941 года. Маргарита Алигер написала тяжелые стихотворные строки о подвиге девушки, и в конце там есть такие замечательные слова:

Мой милый друг, мой сверстник, мой сосед!

Нам этот день - за многое награда.

Война окончена. Фашизма в мире нет.

Во славу павших радоваться надо.

Пусть будет солнце,

Пусть цветет сирень,

Пусть за полночь затянуться беседы ……

Но вот настанет следующий день,

Тот первый будний день

За праздником Победы.

Автор стихотворения «Подольские курсанты» - Сергей Беренц.5 октября 1941 года навстречу противнику выдвинулся передовой отряд курсантов в составе 6-й роты Подольского пехотного училища под командованием старшего лейтенанта Л.А. Мамчина и свободного дивизона артиллерийского училища под командованием капитана Я.С. Россикова, чтобы задержать врага под Юхновом. Перед курсантами находились части 57-го моторизованного корпуса генерала Кнобельсдорфа. Подвиг подольских курсантов сорвал план быстрого захвата Малоярославца и помог нашим войскам выиграть время для организации обороны на подступах к Москве.

7. Что за памятник расположен у деревни Дубосеково? В честь кого он воздвигнут? (Памятник героям - панфиломцам).

КОММЕНТАРИЙ: Утром 16 ноября 1941 года враг перешел в наступление по всему фронту обороны 16-й армии К.К. Рокоссовского. Основной удар противник нанес в районе Волоколамска, пытаясь с крупными танковыми группами при поддержке авиации прорвать оборону наших войск и выйти на Волоколамское шоссе. Главный удар вражеских танков принял на себя 1075-й стрелковый полк 316-й стрелковой дивизии, занимавший оборону по линии: высота 251 (д. Никольское) -д. Петелино-разъезд Дубосеково –д. Ширяево. Стрелковой дивизией командовал генерал-майор И.В. Панфилов. Солдаты и офицеры дивизии учились стойкости и умению воевать у своего командира, о котором слагались легенды. В своей боевой деятельности, в отношениях с офицерами Панфилов руководствовался заповедью: «Не войска для командира, а командир для войск». Бойцы и командиры с законной гордостью говорили: «Мы панфиловцы». Слово панфиловец стало символом отваги и мужества. В районе разъезда Добосеково оборону держала 4-я стрелковая рота (командир П. Гундилавич, политрук В.Клочков). Бойцы заняли хорошую подготовительную позицию: окопы отрыли в полный профиль, оборудованы блиндажи, имелся большой запас бутылок с зажигательной смесью. Первую атаку танков и пехоты панфиловцы отбили довольно легко. Фашисты не ожидали здесь сопротивления. Пехота шла в полный рост, танки двигались прямо, не маневрировали, на малой скорости. Неудачной оказалась и вторая попытка ,которая была, скорее всего, разведкой для засечки огневых точек.

Через некоторое время начался вражеский артналёт, с неба посыпались бомбы. Огневая поддержка не прекращалась и тогда, когда на позицию взвода двинулись десятки танков. Панфиловцам стало ясно: это будет их последний бой. С наряды и бомбы взрывались в окопах, а танки появились на бруствере. Это была своеобразная рукопашная схватка с бронемашинами. Когда танки приближались к окопам, под их гусеницы летели гранаты. Когда они переезжали окопы, вслед им летели бутылки с зажигательной смесью. В течение всего дня войны роты вели бой с танками и пехотой противника, не давая ему прорваться к Волоколамскому шоссе. «Великая Россия, а отступать некуда – позади Москва!» - легендарные слова политрука В.Г. Клочкова, произнесённые на том огненном рубеже. Клятвой прозвучали слова командира, и войны не отступили, уничтожив значительное число фашистских танков. С последней связкой гранат политрук Клочков бросился под танк. Более 100 воинов роты погибли смертью храбрых. 28 участников боя было присвоено звание Героя Советского Союза. Лишь шестеро из 28 героев –панфиловцев –Д.Ф.Тимофеев, Г.М. Шемякин, И.Д. Шадрин, Д.А. Коржабергенов, И.Е. Добробабин (1), И.Р. Васильев – остались в живых.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка викторины "За столицу свою"

Автор: Халардина Дарья Вячеславовна

Дата: 13.03.2020

Номер свидетельства: 542704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Методическая разработка внеклассного мероприятия "Сказочный переполох" "
    ["seo_title"] => string(81) "mietodichieskaia-razrabotka-vnieklassnogho-mieropriiatiia-skazochnyi-pieriepolokh"
    ["file_id"] => string(6) "241704"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1445284733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Викторина по английскому языку на тему: "Do you know England, Scotland and Wales?" в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(77) "viktorinapoanghliiskomuiazykunatiemudoyouknowenglandscotlandandwalesv6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "257659"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448370959"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Викторина на тему: "Do you know England, Scotland and Wales?" в 6 классе"
    ["seo_title"] => string(57) "viktorinanatiemudoyouknowenglandscotlandandwalesv6klassie"
    ["file_id"] => string(6) "257660"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1448371037"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)  Средневековые города Казахстана ( X- начало XIII вв.)"
    ["seo_title"] => string(111) "sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv-sriednieviekovyie-ghoroda-kazakhstana-x-nachalo-xiii-vv"
    ["file_id"] => string(6) "283183"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453801807"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Использование настольных игр в обучении географии. "
    ["seo_title"] => string(57) "ispol-zovaniie-nastol-nykh-ighr-v-obuchienii-ghieoghrafii"
    ["file_id"] => string(6) "196160"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1428000259"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства