книги о жизни и учёбе Пушкина в Лицее (оформлены в виде выставки).
Подготовка к занятию.
При подготовке к занятию ребята разбиваются на группы. Наиболее сильные учащиеся получают задание подготовить небольшие сообщения о Лицее, о жизни и учёбе Пушкина в нём. Ребята сами находят нужные материалы, работая в библиотеке, в случае затруднений обращаются за помощью к учителю.
Вторая группа подбирает иллюстративный материал, а также книги, рассказывающие о лицейском периоде жизни великого поэта.
Ребята, неплохо владеющие компьютером, под руководством учителя создают презентацию, обрабатывая собранные сведения.
Группа чтецов готовит выразительное чтение отрывков стихов, высказываний современников.
Данную методическую разработку можно использовать для проведения классного часа, внеклассного мероприятия для учащихся 5 – 9 классов.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение знаний учащихся о Пушкине-лицеисте.
2.Воспитание патриотических чувств, уважения к вечным ценностям.
4.Развитие навыков выразительного чтения художественного текста.
5.Выпуск учащимися газеты «Лицейские друзья А.С.Пушкина».
Ход занятия.
1. Слово учителя.
“Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов,
И столетие мы лелеем
Еле слышный шелест шагов” - так писала почти 100 лет назад поэтесса Анна Ахматова о своём любимом поэте - Пушкине. И мне кажется, что в этом чувстве она не одинока, ведь произведения Александра Сергеевича знакомы нам с детства, мы читаем его стихи, сказки, восхищаемся героями поэм, романов, пьес. У Пушкина учатся жизни, обращаются к нему в любом возрасте, пытаясь найти ответы на различные вопросы, ведь биография и творчество великого поэта даёт для этого необычайно богатый материал.
И вот на сегодняшнем заседании Пушкинского клуба мы приоткроем ещё одну её страничку. Тема нашего заседания — “Лицей в жизни А. С. Пушкина. ” (демонстрация 1 слайда презентации (см. приложение)).
- Как вы думаете, почему этот период жизни великого поэта может быть для вас особенно интересен? (Пушкину 12 лет - тот же возраст, его интересуют те же вопросы, что и шестиклассников: кем быть, как жить, может быть, похожие мечты, надежды, планы).
- Итак, представьте себе, что вы прощаетесь со своими родными, с домом, где выросли, и едете в незнакомое место. Вас ждёт новая жизнь, новые друзья, новые впечатления. Страшно? Да, немного. Но очень интересно!
2. Сообщения и выступления учащихся.
Докладчики называют свои заголовки выступлений
1 ученик. “Лицей - одно из лучших учебных заведений начала XIX века”.
Первоначальный проект Лицея принадлежал выдающемуся государственному деятелю М.М.Сперанскому. Лицей должен был готовить деятелей для обновленной России, и в Лицее должны были обучаться не только дворяне, но и «молодые люди разных состояний». (слайд 2)
Открытие Лицея состоялось 19 октября 1811г в чрезвычайно торжественной и пышной обстановке, в присутствии самого императора, прочих членов царской семьи, высоких государственных сановников и других знатных гостей. День этот стал незабвенным для Пушкина и его товарищей, который они потом ежегодно праздновали, и памяти которого Пушкин посвятил эти строки:
Вы помните, когда возник Лицей, Как Царь для нас открыл чертог Царицын, И мы пришли, и встретил нас Куницын, Приветствием меж царственных гостей. (слайд 3)
19 октября 1811 года в Царском Селе, близ Петербурга, тридцать мальчиков сели за парты и стали одноклассниками. Из этих мальчишек выросли поэты, министры, офицеры, сельские домоседы и неугомонные путешественники. (слайд 4)
Распорядок дня в Лицее был твердый, раз и навсегда установленный. Вставали в шесть утра и шли на молитву. С семи до девяти занятия – «класс». В девять – чай. До десяти прогулка. С десяти до двенадцати опять «класс». От двенадцати до часу – прогулка. В час – обед. От двух до трех чистописание или рисование. От трех до пяти – другие уроки. В пять – чай. До шести – прогулка, потом повторение уроков или «вспомогательный класс». В половине десятого – ужин до десяти – отдых (рекреация). В десять – вечерняя молитва и сон. (слайды 5, 6)
Программа Лицея была обширной и пестрой, включала множество предметов. Изучали языки – русский, латинский, французский, немецкий, риторику (теорию красноречия), словесность (литературу), русскую и мировую историю, в большом количестве «нравственные науки», географию, статистику, науки математические и физические, «изящные искусства и гимнастические упражнения», т.е. чистописание, рисование, пение, танцевание, фехтование, верховую езду и плавание.
Учились в классах по семь часов в день, с большими перерывами. Уроки обычно бывали сдвоенные: один и тот же преподаватель занимался с воспитанниками два часа подряд.
- Немногочисленность учащихся, молодость ряда профессоров, гуманный характер их педагогических идей, ориентированный, – по крайней мере, у лучшей части их – на внимание и уважение к личности учеников, то, что в Лицее в отличие от других учебных заведений не было телесных наказаний и среди лицеистов поощрялся дух чести и товарищества, наконец, то, что это был первый выпуск – предмет любви и внимания, - все это создавало особую атмосферу.
Обучение в Лицее делилось на два курса. Первый назывался начальным, второй – окончательным. На каждом учились в течение трех лет. При переходе с курса на курс проводился публичный экзамен.
Александр Пушкин проходил вместе с товарищами начальный курс с октября 1811года по январь 1815года; окончательный – с января 1815 года до июня 1817года.
Лицей был изолирован от окружающей жизни, воспитанников выпускали за пределы его крайне неохотно и лишь в особых случаях, посещения родственников ограничивались.
Основное, чем был отмечен Лицей в жизни Пушкина, заключалось в том, что здесь он почувствовал себя Поэтом. В 1830г. Пушкин писал: «… Начал я писать с 13-летнего возраста и печатать с того же времени».
В те дни – во мгле дубровных сводов
Близ вод, текущих в тишине,
В углах Лицейских переходов
Являться Муза стала мне.
Моя студенческая келья,
Доселе чуждая веселья,
Вдруг озарилась –
Муза в ней
Открыла пир своих затей;
Простите, хладные науки!
Простите, игры первых лет!
Я изменился, я поэт.
Учитель. Без кого невозможно существование учебного заведения? Кто делает его передовым? (Конечно же, преподаватели).
2 ученик. “Наставники будущего поэта”. Среди замечательной плеяды педагогов Лицея было немало профессоров, ставших в полном смысле этого слова «властителями дум и умонастроений» юного Пушкина и его ближайших друзей по Лицею. «Пушкин охотнее всех других классов занимался в классе Куницына», - писал Пущин. (слайд 7) Ученик Геттингенского университета, А. П. Куницын читал в Лицее психологию, логику, философию права. Было в его характере и образе мыслей что-то внушавшее уважение даже этим ветреным и насмешливым сорванцам. Куницын был убежденный сторонник теории естественного права, на котором зиждилось политическое миросозерцание большинства образованных людей того времени, включая Императора Всероссийского. На лекциях молодой профессор уже открыто обличал крепостное право, и его негодующие речи находили горячий отклик в сердцах лицейской молодежи. Куницыну дань сердца и вина! Он создал нас, он воспитал наш пламень, Поставлен им краеугольный камень, Им чистая лампада вожжена…
Так торжественно вспоминал его Пушкин.
Всего лишь через год после окончания Лицея, еще неостывший от ярких впечатлений, возникших под воздействием мятежных лекций любимого профессора, Пушкин напишет вечно живые, знаменитые строки:
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, Отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
Известно, что такие стихи Пушкина, как «Деревня», «Вольность», «Кинжал», «К Чаадаеву», написанные им не без влияния идей и положений лицейского курса Куницына, распространялись в рукописных списках и имели большое значение для формирования идеологии декабризма.
Одно из первых мест среди лицейских педагогов по силе влияния на Пушкина и его товарищей после Куницына по праву принадлежит Н. Ф. Кошанскому, который преподавал русскую словесность, теорию поэзии, риторику и латинский язык. (слайд 8)
Н. Ф. Кошанский кончил Московский университет, где изучал древнюю, классическую литературу и получил степень доктора философии и магистра изящных наук. Он был хороший преподаватель латыни и древней литературы, но к преподаванию русского языка и риторики Кошанский подходил как литературный старовер.
Кошанский долго не сдавался перед гением Пушкина, долго видел в нем не столько поэта, сколько проказливого, подчас заносчивого мальчишку. Трудолюбивый профессор риторики не сумел угадать в своем воспитаннике будущего законодателя русской словесности. А ученик не признавал за ним права учить литературному вкусу и тайнам стихосложения. Как противоположность легкой радости вдохновения Пушкин описывает тяжелые потуги ремесленника:
Сижу, сижу три ночи сряду
И высижу - трехстопный вздор…
Так пишет (молвить не в укор)
Конюший дряхлого Пегаса…
Служитель отставной Парнаса,
Родитель стареньких стихов…
Весь Лицей знал, о ком идет речь.
3 ученик: Иные отношения установились у Пушкина со вторым преподавателем словесности, с А. И. Галичем, который с весны 1814г. замещал заболевшего Кошанского. (слайд 9)
Галич учил без педантизма, без наставлений, без поучений, в живой беседе обостряя и направляя их любознательность.
В 1815г. Пушкин посвятил Галичу два послания, еще раньше упомянул о нем в «Пирующих студентах», с которых началась его лицейская популярность. Он совершенно запросто обращается со своим профессором философии: «Ты Эпикуров младший брат, душа твоя в бокале…», «Ленивец мой, любовник наслажденья…!», «О Галич, верный друг бокала и жирных утренних пиров… Тебя зову, мудрец ленивый, в приют поэзии счастливой». Это своеобразное обращение школьника к наставнику было в том же году напечатано в «Российском Музеуме». Только подписи Пушкина еще не было. Вместо нее стояли цифры 1…14-17.
Для характеристики того доверия и духовной близости, которым отличались отношения Галича с лицеистами и в особенности с Пушкиным, существенным является то обстоятельство, что «Воспоминание в Царском Селе», прочитанные юным поэтом в присутствии Державина и других корифеев русской поэзии и науки 8 января 1815г. на экзамене по словесным дисциплинам при переводе на старший курс, были написаны под непосредственным влиянием этого доброго наставника, предложившего своему ученику идею и общий замысел знаменитого стихотворения.
Когда Галич ушел из Лицея, Пушкину не хватало его. Он звал его обратно в Царское Село.
Оставь же город скучный,
С друзьями съединись
И с ними неразлучно
В пустыне уживись.
Беги, беги столицы,
О Галич мой, сюда!..
И все к тебе нагрянем -
И снова каждый день
Стихами, прозой станем
Мы гнать печали тень.
4 ученик: Одним из лицейских наставников поэта был Алексей Кириллович Разумовский. (слайд 10)
В подготовке открытия лицея сыграл заметную роль граф Алексей Кириллович Разумовский (1748- 1822 г. г.), министр народного просвещения в 1810- 1816 годах, владевший обширными имениями в Почепе и его окрестностях. Граф принимал самое активное участие в организации и управлении Царскосельским лицеем. Он следил за репетициями акта открытия лицея, за подготовкой чтения Александром Пушкиным стихов на переходном экзамене, принимал вступительные, полугодовые и переводные испытания из младшего возраста в старший. С именем А. К. Разумовского связано введение для воспитанников многих запретов - выставлять доски с фамилиями отличившихся, сочинять и представлять театральные пьесы и тому подобное.
В стихотворении "Воспоминание" (к Пущину) А. С. Пушкин писал:
Помнишь ли друзей шептанье
Вкруг бокалов пуншевых,
Рюмок грозное молчанье,
Пламя трубок грошевых?
Закипев, о, сколь прекрасно
Токи дымные текли!..
Вдруг педанта глас ужасный
Нам послышался вдали…
О событии, послужившем поводом к написанию этого стихотворения, вспоминал И. И. Пущин: «Мы, то есть я, Малиновский и Пушкин, затеяли пить гоголь-моголю. Я достал бутылку рому, добыли яиц, натолкали сахару, и началась работа у кипящего самовара. Разумеется, кроме нас, были и другие участники в этой вечерней пирушке, но они остались за кулисами по делу, и в сущности один из них, а именно Трыков, в котором чересчур подействовал ром, был причиной, по которой дежурный гувернер заметил какое-то необыкновенное оживление, шумливость, беготню. Сказал инспектору. Тот после ужина всмотрелся в молодую свою команду и увидел что-то взвинченное. Тут же начались споры, розыски. Мы трое явились, и объявили, что это наше дело и что мы одни виноваты».
О происшествии доложили министру А. К. Разумовскому. Он приехал из Петербурга, вызвал провинившихся лицеистов и сделал им "формальный, строгий выговор". За шалость, допущенную юным Пушкиным и его друзьями, А. К. Разумовский придумал строгое и ханжеское наказание. Это, по свидетельству И. И. Пущина: 1) две недели стоять на коленях во время утренней и вечерней молитвы; 2) сместить нас на последнее место за столом, где мы сидели, по поведению; и 3) занести фамилии наши, с прописанием виновности и приговора, в черную книгу, которая должна иметь влияние при выпуске.
Граф интересовался литературными опытами юного поэта, встречался с его отцом. После публичного экзамена в лицее в 1815 году, когда А. С. Пушкин с успехом прочитал "Воспоминания в Царском Селе", на торжественный обед к министру был приглашен и Сергей Львович. Тут же присутствовал и Г. Р. Державин. За обедом граф Алексей Кириллович обратился к С. Л. Пушкину: "Я бы желал, однако же, образовать сына вашего к прозе". "Оставьте его поэтом!" - пророчески и с необыкновенным жаром возразил Г. Р. Державин.
Учитель.В течение 6 лет мальчики практически безвыездно жили в Лицее. Естественно, что между ними возникло нерушимое чувство товарищества. Известный исследователь творчества Пушкина Н. Скатов писал: “В каждом лицеисте было воспитано такое чувство личного достоинства, непременной особенностью которого было в то же время уважение к другому, соотносимостъ себя с другими, чувство дружбы, родства и братства. Пушкин написал много горьких стихов и сказал в них немало горьких слов о дружбе и друзьях, но никогда ни одного упрёка не раздалось в адрес лицейских товарищей, совершенно особых друзей в ряду всех друзей”.
Именно в Лицее Александр Сергеевич приобрел настоящих друзей. (Выходят ученики – друзья А.С.Пушкина – и рассказывают о себе).
5 ученик:
Дельвиг Антон, 13 лет. Прозвище – Тося. Я не любил шумные игры, возню. Меня считали ленивым, любителем поспать. Однажды я не выучил урок, спрятался под кафедрой и там заснул. Мне тогда написали: Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыплённый. (слайд 11)
6 ученик:
- Из всех лицеистов Дельвиг один до конца и без оговорок любил Пушкина и, конечно, больше всех понимал его значительность, понимал силу таинственных голосов, которые звучали вокруг Пушкина не только днем и наяву, но порой и во сне. Дельвиг был способен понять этого Пушкина. Он сам был даровитый поэт, для которого стихи были не забавой, а потребностью. (слайд 12)
7 ученик:
Кюхельбекер Вильгельм, 14 лет. Прозвище – Кюхля. Мы с Пушкиным были очень дружны. Он писал обо мне много и по-разному:
За ужином объелся я.
А Яков запер дверь оплошно –
И стало мне, друзья мои,
И кюхельбекерно, и тошно. (слайд 13)
6 ученик:
- Член общества декабристов. Осуждён. Приговорён к вечной ссылке. …Опомнимся - но поздно! и уныло Глядим назад, следов не видя там. Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам? (слайд 14)
8 ученик:
Пущин Иван, 13 лет. Прозвища - Большой Жано, Иван Великий. Запомнил только одного мальчика - живого, курчавого, быстроглазого - Александра Пушкина. По сходству фамилий (он - Пушкин, я - Пущин), потому что наши спальни оказались рядом, мне захотелось с ним особенно сойтись. (слайд 15)
6 ученик:
- Это самый близкий друг поэта. С хорошими дарованиями. В обращении приятен, вежлив и искренен.14 декабря 1825 года был на Сенатской площади. Осуждён. Приговорён к 31 году тюрьмы и ссылки. (слайд 16)
Память о неразлучной шестилетней дружбе с Пущиным, о годах, проведенных в лицейской среде, была священной для поэта, была символом самых чистых чувств и помыслов. Пущин первым посетил своего лицейского друга в Михайловском, куда он был изгнан царем. Вспоминая это событие, Пушкин как в одно целое соединял Пущина и Лицей:
…Поэта дом опальный,
О, Пущин мой, ты первый посетил;
Ты усладил изгнанья день печальный,
Ты в день его Лицея превратил.
Учитель: Лицеисты ценили дружбу . По словам Дельвига, «Дружба - это наше главное достояние. Её боготворят, ставят на первое место». А Кюхельбекер считал, что , « дружба выше и больше даже любви».
Пушкин окончил шестилетний курс наук Лицея 19-м по своим баллам учеником. Но при таких, более, чем скромных, внешних показателях он уходил из Лицея, обладая значительными духовными ценностями, которые выразились не в школьных баллах и официальных характеристиках педагогов, а в его глубоком и разностороннем интеллекте, огромном творческом потенциале, в горячем и отзывчивом ко всему истинно прекрасному сердце. Первые листки с бессмертными строчками новаторской поэмы «Руслан и Людмила», которые Пушкин вместе с выпускным аттестатом уносил из Лицея, были тем высшим из всех возможных баллов, которые поставила самая строгая и объективная наставница – сама Жизнь, История.
Лицей помог ему, окружил его могучую юность красотой и простором. До конца жизни любил Пушкин обращаться мыслями к Лицею, к этой радостной свободной поре. Сколько раз в воздушных стихах помянет он Лицей:
Я думал о тебе, приют благословленный,
Воображал сии сады,
Воображал сей день счастливый,
Когда средь вас возник Лицей,
И слышу наших игр я снова шум игривый
И вижу вновь семью друзей.
Вновь нежным отроком, то пылким, то ленивым,
Мечтанья смутные в груди моей тая,
Скитаясь по лугам, по рощам молчаливым,
Поэтом забываюсь я.
(«Воспоминания в Царском Селе». 1829
Учитель: Ребята, я надеюсь, что вы сегодня узнали много нового и полезного для себя. А завершить нашу встречу я предлагаю песней на слова А. Пахмутовой «Надежда», которая стала гимном Пушкинского клуба.
( Ребята исполняют песню)
Литература.
В. В. Версаев. «Спутники Пушкина». Том 1, 2, Москва, 1993г.
П. И. Бартенев. «О Пушкине». Москва, 1992г.
Ю. М. Лотман. «А. С. Пушкин». Ленинград, 1982г.
Е.А. Маймин «Пушкин. Жизнь и творчество»
И. И. Пущин «Записки о Пушкине. Письма», Москва, 1989г.
Н.Эйдельман «Прекрасен наш союз...»
журнал «Литература в школе» №8.1998; №7.2000; №11.2008