kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: «Великая сила любви».
(
Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина).

 

Цели:

1. Ознакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина.

2. Развивать навыки выразительного чтения, сценического выступления и творческого мышления.

3. Воспитать любовь к поэзии.

 

Оборудование: Фотографии А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, А.П.Керн, Е.Бакуниной, Е.К.Воронцовой, книги с произведениями А.С.Пушкина, касета с музыкой П.И. Чайкойского, грамзапись романса М.И. Глинки.

ХОД УРОКА

 

Слово учителя:

Наш сегодняшний мир меняется стремительно: мелькают лица людей, поступки, слова. Нам порой некогда остановится, оглядеться, подумать, поговорить. А потребность этого живет в нас всегда.

Сегодня я решила поговорить с вами о том, что уже давно вошло в жизнь человека, что заставляет его страдать и радоваться, сочувствовать и сопереживать.

Поговорим мы сегодня о великой силе любви на примере жизни и творчества А.С.Пушкина.

Любовь! Какое прекрасное, нежное и великое чувство! Любовью пропитана каждая строка нашего любимого поэта – Пушкина. Без нее не родилось бы ни  одно его творение. Прекрасные мысли приходили к поэту в минуты счастья и любви. Каждое произведение Пушкина мы могли бы назвать гимном этому великому чувству.

Ученик: Среди адресатов пушкинской лирики есть лицо, занимающее совершенно особое место в творчестве поэта. Ему Пушкин посвятил около тридцати стихотворений. Все они относятся к юношескому,  лицейскому периоду его жизни и связаны с именем Екатерины Павловны Бакуниной – ранней, наивной и чистой любви поэта.

Ученик: Впервые она появилась в Царском Селе в 1815 году. И произвела среди учащихся Лицея «сильное волнение». Там учился ее младший брат, и Катенька часто навещала его с маменькой. Приезжала на балы, да и так, навестить. Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы, весьма близкой ко Двору, очаровали лицеистов. И не одно мальчишеское сердечко вздрагивало лишь при  упоминании ее имени. А трое из них влюбились в неё, как говорится, по уши. Иван Пущин принялся писать Катеньке отчаянные, пылкие письма. И, жалуясь на судьбу, представлял себя лицом трагическим. Молча вздыхал по предмету своей страсти и сын бывшего директора Лицея – Ваня Малиновский. Третьим же, кто искал хотя бы нечаянной встречи с красавицей, был шестнадцатилетний Александр Пушкин.

Что значили для него эти встречи, можно судить хотя бы по дневниковой записи, сделанной им 29 ноября 1815 года.

Ученик (в роли Пушкина) :

          Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслаждения,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!…

Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг, нечаянно, встречаюсь с нею на лестнице. Сладкая минута!… Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут.

Отдаваясь жизни во всей ее полноте, поэт приходит к мысли, что новое чувство и новые жизненные впечатления оживляют, обновляют усталую душу.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты

Ученик: Двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

  • Исполнение учащимися бального танца под романс М.И.Глинки

Ученик: «Позволительно ли быть до того прелестною?!» - воскликнул Пушкин, увидев жену 52 –летнего генерала керна, - весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней».

Учитель: Трепет влюбленного сердца, восторга перед женской красотой. Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Письма А.С.Пушкина – это одно из самых интересных и необычных его произведений. И как писал И.С.Тургенев, в письмах Пушкина поражает невольная красивость выражений, они бросают яркий свет на самый характер Пушкина и дают ключ ко многим событиям его жизни».

Послушаем некоторые из них.

«Я имел слабость просить у вас повеления писать к вам, а вы, по ветрености или кокетству, позволили мне это. Я знаю, что переписка не ведет ни к чему: но у меня нет силы устоять против искушения – иметь у себя хоть одно слово, написанное вашей хорошенькой рукой. Ваш приезд в Тригорское произвел на меня впечатление  гораздо живее и тягостнее, чем некогда наша встреча у Олениных. Теперь, в глуши моей печальной деревни, мне ничего не остается лучше, как перестать думать о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости, - вы должны бы сами желать мне этого; но ветреность всегда жестока и вся ваша братья, вертя как попало чужие головы, восхищается сознанием, что есть на свете душа, страдающая в честь и славу вам… Если слова ваши будут также сладки, как и ваши взгляды, тогда увы! Я постараюсь поверить им или же обмануть себя – это одно и то же…

Я снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что по-прежнему люблю вас, а подчас ненавижу, что третьего дня я рассказывал о вас ужасные вещи, что я целую ваши прекрасные ручки, и снова целую их, в ожидании больших благ, - что положение мое невыносимо, что вы божественны и пр. и  пр. и пр.»

Александр Пушкин.

Учитель: «Все это чертовски похоже на любовь, но это не любовь», - скажет потом Пушкин. Но если это не любовь, то что же тогда? Анна Керн была для поэта прекрасной женщиной, вдохновившей его на творчество. Благодаря ей он обретает уверенность.

Послушаем  прекрасное стихотворение, посвященной Анне Керн «Я помню чудное мгновенье». Оно было положено на музыку Михаилом Глинкой.

(Звучит романс)

учитель: А.С.Пушкин никогда не расставался с одним перстнем – «талисманом», который получил в подарок от елизаветы Ксаверьевны Воронцовой – от женщины, которую любил.

Ученик: «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё», - отмечает писатель Соллогуб.

Ученик: Когда предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» Воронцова подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке.

Ученик:  Это кольцо Пушкин бережно хранил. К нему он обращает строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня, во дни гоненья

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ученик: В Михайловском Пушкин работал над третьей главой романа «Евгений Онегин», иногда к нему приходили письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий Пушкин рисует портрет Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет знаменитое письмо Татьяны.

Ученица: читает письмо Татьяны. Во время чтения звучит тихая музыка Н.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Учитель: Говоря о любви Пушкина к женщине, которая отразилась во многих его творениях, хочется сравнить эти чувства с золотой россыпью человеческих чувств. А.Н.Островский писал: «Поэт ведет за собою публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства

Я вас любил: любовь ещё быть может

В душе моей угасла не совсем

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем.

 

Я вас любил безмолвно, безнадежно

То робостью, то ревностью томим

Я вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.

 

Неизвестно, какой из женщин было посвящено это стихотворение. Но главное, что именно они вдохновляли поэта на великое творчество.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина, которые связаны с именем Натальи Николаевны Гончаровой.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь

Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.

Путеводной нитью вела судьба Пушкина через все испытания к той самой единственной вершине, которая стала вершиной вдохновения в любовной лирике поэта. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. Обратимся к некоторым подробностям.

Ученик: В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она почти моя. Нет сомнения, предложение моё принято. Надинька, мой ангел, - она моя! Все печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью».

Учитель: 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны. .. Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену.

В минуты радости и счастья поэт посвящает своей жене стихотворение «Мадонна».

Ученик: (читает стихотворение)

Учитель: В письмах Пушкина к одному из его близких друзей, Петру Александровичу Плетневу, мы можем найти следующие строки:

«Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Несколько месяцев после женитьбы в Царском Селе были, вероятно, самыми безоблачными в их совместной жизни. Письма Пушкина Наталье Гончаровой искренни, полны любви и нежности. Он переписывается с ней во время ее отъезда в имении Гончаровых и во время своих поездок в Болдино, на Урал, в Москву.

Ученик: … Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица.

Ученик … Милая женка, мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не писав. Да нельзя мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж –то есть: уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой.

Ученик:... Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертно во всей своей мертвой неподвижности, я говорю: у меня дома есть красавица, которую когда-нибудь мы вылепим.

Ученик: … Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был без тебя несчастлив.

Ученик: 1836 г. Мы семейство умножается, - пишет Пушкин одному из своих друзей, - растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться…»

Учитель: Хотелось бы остановить это счастливое мгновенье в жизни Пушкина, оградить его от той трагедии, которая предостерегает его в следующем 1937 году. Интриги, сплетни вокруг семьи довели поэта до дуэли. К сожалению, мы не в силах повернуть историю вспять. Зло совершилось. Пушкина не стало. Дуэль Пушкина – это смерть, подвиг во имя любви, во имя чести.. Невежество, зло, коварство и зависть – это то, что противоречит всему прекрасному на земле.

Заключительное слово учителя: Вот уже столетиями поколение за поколением изучает творчество Пушкина, потому что его произведения учат людей быть добрыми, учат ценить всё прекрасное на земле, а главное – уметь любить, как умел любить Александр Сергеевич Пушкин. Этот урок мне хотелось бы закончить словами А.Островского: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие». И лишь добавлю, что Пушкиным не только умнеют, но становятся чище, добрее душой!

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви» »

Нурлатская средняя общеобразовательная школа

Зеленодольского района Республики Татарстан












ОТКРЫТОЕ

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ

ПО РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ В 9 КЛАССЕ

«ВЕЛИКАЯ СИЛА ЛЮБВИ»











Работу выполнила

Мингазова Г.А. – учитель русского языка и литературы
I квалификационной катего-рии Нурлатской средней общеобразовательной школы Зеленодольского района РТ




2010

Тема: «Великая сила любви».
(
Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина).


Цели:

1. Ознакомить с любовной лирикой А.С. Пушкина.

2. Развивать навыки выразительного чтения, сценического выступления и творческого мышления.

3. Воспитать любовь к поэзии.

Оборудование: Фотографии А.С.Пушкина, Н.Н.Гончаровой, А.П.Керн, Е.Бакуниной, Е.К.Воронцовой, книги с произведениями А.С.Пушкина, касета с музыкой П.И. Чайкойского, грамзапись романса М.И. Глинки.


ХОД УРОКА


Слово учителя:

Наш сегодняшний мир меняется стремительно: мелькают лица людей, поступки, слова. Нам порой некогда остановится, оглядеться, подумать, поговорить. А потребность этого живет в нас всегда.

Сегодня я решила поговорить с вами о том, что уже давно вошло в жизнь человека, что заставляет его страдать и радоваться, сочувствовать и сопереживать.

Поговорим мы сегодня о великой силе любви на примере жизни и творчества А.С.Пушкина.

Любовь! Какое прекрасное, нежное и великое чувство! Какой глубокий смысл мы вкладываем в это поистине многогранное понятие: это и любовь ко всему живому на земле, и соединение двух сердец, и любовь к матери, и к отчему дому, к Родине. Любовью пропитана каждая строка нашего любимого поэта – Пушкина. Без нее не родилось бы ни одно его творение. Прекрасные мысли приходили к поэту в минуты счастья и любви. Каждое произведение Пушкина мы могли бы назвать гимном этому великому чувству. Любовь во всех её проявлениях воспета поэтом как самое дорогое и светлое чувство человека. Нам предстоит заглянуть в мир чувств Александра Сергеевича, и главное для нас – глубже окунуться в мир его поэзии, в мир многогранной любви поэта.

Самое первое проявление любви у человека это привязанность к отчему дому, к малой его родине, к природе родной стороны. Перу Пушкина принадлежит множество стихотворений, в которых он воспел неповторимую красоту русской природы. Стихи Пушкина пронизаны любовью к родине, восхищением красотой родной природы. Послушаем некоторые отрывки из романа «Евгений Онегин»

Ученик. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день.

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

Ученик . Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл и вот сама

Идет волшебница зима.

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов:

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов;

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою;

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

Гонимы вешними лучами,

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопленные луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синея, блещут небеса.

Еще прозрачные, леса.

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой.

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Как современно и мудро звучат бессмертные строки А.С. Пушкина о природе: «Животворящая святыня».

Учитель: Величие духовной красоты Пушкина, высокие человеческие качества находят отражение во всех его творениях.

Любовь к родине неотделима у поэта от любви к русскому народу. Жизнь народа, его печаль и радость лежат в основе поэтических сказок, исторических романов, повестей. Они искрятся выразительностью, яркими красками речи, в них мы видим культуру русского народа и её историю. В них – мечта Пушкина увидеть свой народ счастливым. На этой выставке собраны книги Пушкина, со многими из них вы уже знакомы. С некоторыми еще только предстоит познакомиться. Все эти книги разные по объему и содержанию, различен их жанр. Но всех их объединяет огромная мечта поэта – увидеть свой народ счастливым. В них раскрыты главные ценности человека – это честность, доброта и умение любить, все то, из чего складывается человеческое счастье. «Умение любить», «Любовь…» – что это такое? Ответы на эти вопросы прозвучали в ваших сочинениях на тему: «Любовь – огромная страна». Послушаем эти ответы.

Ученик: Любовь – это прекрасное и нежное чувство. Любовь может быть разносторонней: любовь к родителям, к родине, к ближнему, а еще к человеку, с которым ты хочешь создать свою семью.

По-моему, любовь к родине основана на таких вечных понятиях как долг и память. Долг – категория нравственная, память – категория нравственная и духовная. Они впрямую связаны между собой, на их связи основано высшее самосознание человека, его гражданская гордость, преданность и сыновняя любовь к родной земле.

Ученик: - Сейчас многие соотечественники уезжают за рубеж. А мне кажется, как бы им хорошо там ни жилось, они будут чувствовать себя одиноко, ведь человека всегда тянет к родному дому и родным березам.

Ученик: - Любовь к ближнему. Это одна из граней великого чувства. И я его понимаю как любовь к каждому (злому или доброму, богатому или бедному, больному или здоровому, старому или молодому). Сострадание, сочувствие и желание понять, забота друг о друге и порождают эту любовь к ближнему. Нам просто кажется осудить человека, найти в нем какие-то недостатки. Но есть в народе мудрое высказывание: «Не судите, да не судимы будете». Это предостережение в том, чтобы мы не впадали в постоянные поиски недостатков ближних, а о своих забывали.

Ученик: - Если человек любит только себя, он не имеет ни товарищей, ни друзей, и когда приходят тяжелые жизненные испытания, остается один, переживает чувство отчаяния, страдает.

Ученик: - Любовь… Что таит в себе это слово? Чувство человека или уголок его души, или вся душа? Любовь похожа на волшебный мир. Там нет грязи и лжи, там нет плохих людей, потому что они не могут любить – в холодном сердце нет места для любви.

Ученик: - Любовь… Слово в котором все. Разве словами передать, что творится в глубине человеческой души? Любовь… Было бы бессмысленно описывать состояние человека, пронизанного стрелой Амура. Но как она приходит? Зачем? Выдумали её или дана она Богом? Вопросы вечные, потому и безответные.

Ученик: - Любить – это жить жизнью того кого любишь. Способность любить – это умение ощущать, переживать и проявлять любовь бескорыстную по отношению к другому человеку.

Учитель: Любовь к другому человеку. Любовь мужчины к женщине. На примере жизни и творчества А.С. Пушкина мы попытаемся с вами понять этот сокровенный мир человека, почувствовать дыхание того времени и насладиться великими творениями, рожденными в минуты счастья и любви. Убедиться в том, как любовь рождает великую поэзию.

Ученик: Среди адресатов пушкинской лирики есть лицо, занимающее совершенно особое место в творчестве поэта. Ему Пушкин посвятил около тридцати стихотворений. Все они относятся к юношескому, лицейскому периоду его жизни и связаны с именем Екатерины Павловны Бакуниной – ранней, наивной и чистой любви поэта.

Ученик: Впервые она появилась в Царском Селе в 1815 году. И произвела среди учащихся Лицея «сильное волнение». Там учился ее младший брат, и Катенька часто навещала его с маменькой. Приезжала на балы, да и так, навестить. Грациозность, обаяние двадцатилетней красавицы, весьма близкой ко Двору, очаровали лицеистов. И не одно мальчишеское сердечко вздрагивало лишь при упоминании ее имени. А трое из них влюбились в неё, как говорится, по уши. Иван Пущин принялся писать Катеньке отчаянные, пылкие письма. И, жалуясь на судьбу, представлял себя лицом трагическим. Молча вздыхал по предмету своей страсти и сын бывшего директора Лицея – Ваня Малиновский. Третьим же, кто искал хотя бы нечаянной встречи с красавицей, был шестнадцатилетний Александр Пушкин.

Что значили для него эти встречи, можно судить хотя бы по дневниковой записи, сделанной им 29 ноября 1815 года.

Ученик (в роли Пушкина) :

Итак, я счастлив был, итак, я наслаждался,

Отрадой тихою, восторгом упивался…

И где веселья быстрый день?

Промчался лётом сновиденья,

Увяла прелесть наслаждения,

И снова вкруг меня угрюмой скуки тень!…

Я счастлив был! … нет, я вчера не был счастлив. Поутру я мучился ожиданьем, с неописанным волненьем стоя под окошком, смотрел на снежную дорогу – её не видно было! Наконец я потерял надежду, вдруг, нечаянно, встречаюсь с нею на лестнице. Сладкая минута!… Как она мила была! Как черное платье пристало милой Бакуниной. Но я не видел её 18 часов – ах! Какое положение, какая мука! Но я был счастлив пять минут.

Отдаваясь жизни во всей ее полноте, поэт приходит к мысли, что новое чувство и новые жизненные впечатления оживляют, обновляют усталую душу.

Я думал, сердце позабыло

Способность легкую страдать,

Я говорил: тому, что было,

Уж не бывать! Уж не бывать!

Прошли восторги, и печали,

И легковерные мечты…

Но вот опять затрепетали

Пред мощной властью красоты

Ученик: Двадцатилетний Пушкин встречается с девятнадцатилетней Анной Керн в доме президента Академии художеств Оленина.

  • Исполнение учащимися бального танца под романс М.И.Глинки

Ученик: «Позволительно ли быть до того прелестною?!» - воскликнул Пушкин, увидев жену 52 –летнего генерала керна, - весь вечер я старался привлечь её внимание, заслужить хотя бы улыбку, взгляд. Но мне так и не удалось приблизиться к ней».

Учитель: Трепет влюбленного сердца, восторга перед женской красотой. Пушкин старается излить в своих искренних письмах.

Письма А.С.Пушкина – это одно из самых интересных и необычных его произведений. И как писал И.С.Тургенев, в письмах Пушкина поражает невольная красивость выражений, они бросают яркий свет на самый характер Пушкина и дают ключ ко многим событиям его жизни».

Послушаем некоторые из них.

«Я имел слабость просить у вас повеления писать к вам, а вы, по ветрености или кокетству, позволили мне это. Я знаю, что переписка не ведет ни к чему: но у меня нет силы устоять против искушения – иметь у себя хоть одно слово, написанное вашей хорошенькой рукой. Ваш приезд в Тригорское произвел на меня впечатление гораздо живее и тягостнее, чем некогда наша встреча у Олениных. Теперь, в глуши моей печальной деревни, мне ничего не остается лучше, как перестать думать о вас. Если бы в душе вашей была хоть капля жалости, - вы должны бы сами желать мне этого; но ветреность всегда жестока и вся ваша братья, вертя как попало чужие головы, восхищается сознанием, что есть на свете душа, страдающая в честь и славу вам… Если слова ваши будут также сладки, как и ваши взгляды, тогда увы! Я постараюсь поверить им или же обмануть себя – это одно и то же…

Я снова берусь за перо, чтобы сказать вам, что я у ваших ног, что по-прежнему люблю вас, а подчас ненавижу, что третьего дня я рассказывал о вас ужасные вещи, что я целую ваши прекрасные ручки, и снова целую их, в ожидании больших благ, - что положение мое невыносимо, что вы божественны и пр. и пр. и пр.»

Александр Пушкин.

Учитель: «Все это чертовски похоже на любовь, но это не любовь», - скажет потом Пушкин. Но если это не любовь, то что же тогда? Анна Керн была для поэта прекрасной женщиной, вдохновившей его на творчество. Благодаря ей он обретает уверенность.

Послушаем прекрасное стихотворение, посвященной Анне Керн «Я помню чудное мгновенье». Оно было положено на музыку Михаилом Глинкой.

(Звучит романс)

учитель: А.С.Пушкин никогда не расставался с одним перстнем – «талисманом», который получил в подарок от елизаветы Ксаверьевны Воронцовой – от женщины, которую любил.

Ученик: «Елизавета Ксаверьевна была одной из самых привлекательных женщин своего времени. Все её существо было проникнуто такою мягкою, очаровательною, женственною грацией, такою привлекательностью, таким неукоснительным щегольством, что Пушкин и Раевский и многие другие без памяти влюбились в неё», - отмечает писатель Соллогуб.

Ученик: Когда предстоял отъезд в ссылку в Михайловское и «грозный час разлуки» Воронцова подарила Пушкину на память свой портрет в золотом медальоне и кольцо с сердоликовым восьмиугольным камнем, с надписью на древнееврейском языке.

Ученик: Это кольцо Пушкин бережно хранил. К нему он обращает строки:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня, во дни гоненья

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

Ученик: В Михайловском Пушкин работал над третьей главой романа «Евгений Онегин», иногда к нему приходили письма от Воронцовой. На полях рукописи в минуты раздумий Пушкин рисует портрет Елизаветы Ксаверьевны. Может быть, под впечатлением писем от неё поэт пишет знаменитое письмо Татьяны.

Ученица: читает письмо Татьяны. Во время чтения звучит тихая музыка Н.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин».

Учитель: Говоря о любви Пушкина к женщине, которая отразилась во многих его творениях, хочется сравнить эти чувства с золотой россыпью человеческих чувств. А.Н.Островский писал: «Поэт ведет за собою публику в незнакомую ей страну изящного, в какой-то рай, в тонкой и благоуханной атмосфере которого возвышается душа, улучшаются помыслы, утончаются чувства

Я вас любил: любовь ещё быть может

В душе моей угасла не совсем

Но пусть она вас больше не тревожит

Я не хочу печалить вас ничем.


Я вас любил безмолвно, безнадежно

То робостью, то ревностью томим

Я вас любил так искренне, так нежно

Как дай вам бог любимой быть другим.


Неизвестно, какой из женщин было посвящено это стихотворение. Но главное, что именно они вдохновляли поэта на великое творчество.

Мы открываем самые прекрасные и самые трагические страницы в жизни Пушкина, которые связаны с именем Натальи Николаевны Гончаровой.

По шутливому признанию поэта, Гончарова была его сто тридцатой любовью. Но те увлечения, те порывы страстей, которые волновали его раньше, не были тем всеобъемлющим чувством, которое захватило его теперь

Бурно прожитая молодость прошла, настала пора зрелости.

Путеводной нитью вела судьба Пушкина через все испытания к той самой единственной вершине, которая стала вершиной вдохновения в любовной лирике поэта. Жажда семейного счастья, стремление любить и быть любимым владели им в эти годы. Пушкин встретил Натали в декабре 1828 года. Обратимся к некоторым подробностям.

Ученик: В одной из черновых тетрадей Пушкина есть запись: «Участь моя решена. Я женюсь. Та, которую любил я целые два года, которую везде первую отыскивали глаза мои, с которой встреча казалась мне блаженством, боже мой, - она почти моя. Нет сомнения, предложение моё принято. Надинька, мой ангел, - она моя! Все печальные сомнения исчезли перед этой райской мыслью».

Учитель: 18 февраля 1831 года в церкви Вознесения, что у Никитинских ворот, Пушкин и Натали были обвенчаны. .. Поэт счастлив, вводя в свой дом красавицу – жену.

В минуты радости и счастья поэт посвящает своей жене стихотворение «Мадонна».

Ученик: (читает стихотворение)

Учитель: В письмах Пушкина к одному из его близких друзей, Петру Александровичу Плетневу, мы можем найти следующие строки:

«Я женат – и счастлив, одно желание мое, чтоб ничего в жизни моей не изменилось – лучшего не дождусь. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился».

Несколько месяцев после женитьбы в Царском Селе были, вероятно, самыми безоблачными в их совместной жизни. Письма Пушкина Наталье Гончаровой искренни, полны любви и нежности. Он переписывается с ней во время ее отъезда в имении Гончаровых и во время своих поездок в Болдино, на Урал, в Москву.

Ученик: … Гляделась ли ты в зеркало, и уверилась ли ты, что с твоим лицом ничего сравнить нельзя на свете – а душу твою люблю я еще более твоего лица.

Ученик … Милая женка, мне тоска без тебя. Кабы не стыдно было, воротился бы прямо к тебе, ни строчки не писав. Да нельзя мой ангел. Взялся за гуж, не говори, что не дюж –то есть: уехал писать, так пиши же роман за романом, поэму за поэмой.

Ученик:... Здесь хотят лепить мой бюст. Но я не хочу. Тут арапское мое безобразие предано будет бессмертно во всей своей мертвой неподвижности, я говорю: у меня дома есть красавица, которую когда-нибудь мы вылепим.

Ученик: … Я должен был на тебе жениться, потому что всю жизнь был без тебя несчастлив.

Ученик: 1836 г. Мы семейство умножается, - пишет Пушкин одному из своих друзей, - растет, шумит около меня. Теперь, кажется, и на жизнь нечего роптать, и старости нечего бояться…»

Учитель: Хотелось бы остановить это счастливое мгновенье в жизни Пушкина, оградить его от той трагедии, которая предостерегает его в следующем 1937 году. Интриги, сплетни вокруг семьи довели поэта до дуэли. К сожалению, мы не в силах повернуть историю вспять. Зло совершилось. Пушкина не стало. Дуэль Пушкина – это смерть, подвиг во имя любви, во имя чести.. Невежество, зло, коварство и зависть – это то, что противоречит всему прекрасному на земле.

Заключительное слово учителя: Вот уже столетиями поколение за поколением изучает творчество Пушкина, потому что его произведения учат людей быть добрыми, учат ценить всё прекрасное на земле, а главное – уметь любить, как умел любить Александр Сергеевич Пушкин. Этот урок мне хотелось бы закончить словами А.Островского: «Пушкиным восхищались и умнели, восхищаются и умнеют. Русская литература в одном человеке выросла на целое столетие». И лишь добавлю, что Пушкиным не только умнеют, но становятся чище, добрее душой!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Урок – конференция по творчеству А.С. Пушкина «Великая сила любви»

Автор: Мингазова Гульнара Анасовна

Дата: 14.10.2014

Номер свидетельства: 118905


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства