Аннотация: данное мероприятие может быть использовано во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал может быть использован на классных часах.
Цель: формирование у студентов чувства патриотизма, привитие у ребят истинных ценностей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Лишь память сердца говорит...»
Кудрявцева Фаина Олеговна
Преподаватель иностранного языка, ГАПОУ ПО ПМПК ОТДХ, г. Пенза.
Внеклассное мероприятие «Лишь память сердца говорит...»
Аннотация: данное мероприятие может быть использовано во внеурочной работе, как с учащимися 10-11 классов, так и со студентами 1-2 курсов колледжей. Материал может быть использован на классных часах.
Цель: формирование у студентов чувства патриотизма, привитие у ребят истинных ценностей.
Лишь память сердца говорит...
_ 17 мгновений весны___из кинофильма__
Романтики, мы увлеченно жили,
К полётам в небо тянуло нас.
Но солнце тучи черные закрыли,
И нашу юность опалил фугас.
Натянуты поспешно гимнастёрки.
Рывком в гранату затолкав запал,
Мы шли и шли, и ветер горький
Не только лица – душу обжигал.
Примкнув штыки и чуя локоть друга,
Задымленным, гремевшим большаком,
Как журавли, застигнутые вьюгой,
Мы тоже пробивались косяком. (Осинин В. Романтики.)
Песня «Дороги». Сл Л.Ошанина, муз.А.Новикова_-_1к.
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины,
Как шли бесконечные, злые дожди,
Как кринки несли нам усталые женщины,
Прижав, как детей, от дождя их к груди,
Как слезы они вытирали украдкою,
Как в след нам шептали:- Господь вас спаси!-
И снова себя называли солдатками,
Как в старь повялось на великой Руси.
Слезами измеренный чаще, чем верстами,
Шел тракт, на пригорках скрываясь из глаз:
Деревни,деревни, деревни с погостами,
Как будто на них вся Россия сошлась,
Как будто за каждою русской околицей,
Крестом своих рук ограждая живых,
Всем миром сойдясь, наши прадеды молятся
За в бога не верящих внуков своих.
Ты знаешь, наверное, всё-таки родина-
Не дом городской, где я празднично жил,
А эти просёлки, что дедами пройдены.
С простыми крестами их русских могил.
Нас пули с тобою пока еше милуют.
Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Я всё-таки горд был за самую милую,
За горькую землю, где я родился,
За то, что на ней умереть мне завещено,
Что русская мать нас на свет родила,
Что в бой провожала нас, русская женщина
По-русски три раза меня обняла. К. Симонова
Память о войне. Она не стирается, не тускнеет с годами. Потому, что это не только память отдельных людей, не только память одного поколения. Это память Народа, навечно врубленная в его историю, в его настоящее и будущее.
Вот уже 71 раз из года в год празднует наш народ праздник Великой Победы.
71 год поименно вспоминает всех, кто отдал свою жизнь за свободу, за счастье своего народа, своих детей, внуков. Вспоминает тех, кто выжил на полях сражений, кто стоял в заводских цехах сутками на пролет за станками, в полях выращивал хлеб, ухаживал за ранеными в госпиталях. У нас сегодня на вечере присутствуют фронтовики, труженики тыла, и те чье детство было опаленно пламенем войны. Много испытаний выпало на долю нашего народа и мы, рожденные в мирное время гордимся вами, благодарны вам.
Салют Победы.
Когда гремели пушки, музы не молчали. Нет .Сколько песен, стихов о войне было сложено в то время. Со страниц книг, с полотен художников, кинолент встает перед нами то время.
Мы знаем, что ныне лежит на весах
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах.
И мужество нас не покинет.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя прнесём,
И внукам дадим, и от плена спасем
Навеки! А.Ахматова. Мужество.
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война, а уже 24 июня в газете «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Оно прозвучало как торжественная клятва, как набат:
Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой...
Стихотворение в газете прочитал руководитель Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии А. В. Александров. Оно произвело на него такое сильное впечатление, что он сразу же сел за рояль. На другой день, придя на репетицию, композитор объявил:
– Будем разучивать новую песню – «Священная война».
Он написал мелом на грифельной доске слова и ноты песни – печатать не было времени! – а певцы и музыканты переписали их в свои тетрадки. Еще день – на репетицию с оркестром, и вечером - премьера на Белорусском вокзале, узловом пункте, откуда в те дни отправлялись на фронт боевые эшелоны.
Так появилась песня, ставшая символом борьбы советского народа в годы войны.
Священная война .Сл. В. Лебедева-Кумача, м. А Александрова_1к.___
Вчерашние мальчишки и девчонки прямо со школьного порога шагнули в войну. Наш рассказ о тех, кто бесстрашно и гордо шагнул в зарево войны, в грохот канонады, шагнул и не вернулся, оставив на земле яркий след — свои стихи.И о тех кто вернулся с полей сражений, кто хранит в памяти годы трудной, но героической юности.
Юлия Друнина – «знаменосец поколения».
Она окончила школу, когда грянула война. Конечно, бросилась в военкомат. Но девочку просто прогнали: ведь ей едва исполнилось семнадцать. Было ужасно обидно. Шестнадцатилетние и семнадцатилетние они так боялись, что война окончится раньше, чем они успеют в ней поучаствовать. Она завидовала тем девушкам, кто был старше на один год, значит могли попасть на фронт: в санинструкторы, в стрелковые батальоны, в авиацию, в радистки. Юлия в самом начале войны окончила курсы медсестер. Рыла окопы, когда враг рвался к Москве.
Во время авианалетов, она отстала от своего отряда. Ее подобрала группа пехотинцев – они попали в окружение. Тринадцать суток они шли к своим. Тогда она встретила свою первую любовь, самую красивую, самую возвышенную. Память о ней она пронесла через всю войну, сохранила навсегда.
Мальчишки, девчонки сороковых. Им было отпущено очень мало времени, но они не требовали к себе жалости или снисхождения.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Мы пред нашим комбатом, как пред господом богом, чисты.
На живых порыжели от крови и глины шинели,
на могилах у мертвых расцвели голубые цветы.
Расцвели и опали...Проходит четвертая осень.
Наши матери плачут,и ровесницы молча грустят.
Мы не знали любви, не изведали счастья ремесел,
нам досталась на долю нелегкая участь, солдат.
У погодков моих нет ни жен, ни стихов, ни покоя-
только сила и юность. А когда мы возвратимся с войны,
все долюбим сполна и напишем, ровесник, такое,
что отцами – солдатами будут гордиться сыны.
Ну, а кто не вернется? Кому долюбить не придется?
Ну, а кто в сорок первом первою пулей сражен?
Зарыдает ровесница, мать на дороге забьется, -
У погодгов моих ни стихов, ни покоя, ни жен.
Нас не нужно жалеть, ведь и мы никого б не жалели.
Так сказал о своем поколении поэт-фронтовик Семен Гудзенко, который добровольцем ушел на фронт. Ему было 19
На войне появляется плеяда молодых поэтов, они любили и ненавидели, сражались и погибали.
«Я пошел работать в армейскую печать добровольно и не жалею. Я увижу и увидел уже то, что никогда больше не придется пережить. Наша победа надолго освободит мир от самого страшного злодеяния – войны... Пишу стихи и очерки, сплю в землянках, толстею и закаляюсь.» Писал в одном из писем с фронта матери девятнадцатилетний Всеволод Багрицкий.
Сын известного поэта Эдуарда Багрицкого. После школы учился в Театральной студии. Писал стихи, сценарии, рассказы.
Судьба Всеволода складывалась нелегко. В двенадцать лет не стало отца. Когда ему исполнилось пятнадцать, была несправедливо арестована мать. А через год погиб старший любимый брат.
Много горя и страдания увидел он на военной дороге. Жестокость войны потрясла его.
...Она стояла, к стене прислонясь,
В промерзших худых башмаках.
Большими глазами смотрел на нас
Сын на её руках.
«Германец хату мою поджег,
С сынишкой загнал в окоп.
Никто на улицу выйти не мог.
Появишься – пуля в лоб.
Пять месяцев солнца не видели мы.
И только ночью, ползком,
Из липкой копоти, грязи и тьмы
Мы выбирались тайком.
Пусть знает сын мой, пусть видит сам,
Студеные звёзды, луну, леса
Родиной мы зовём!
Я верила – вы придёте назад,
Я верила, я ждала...»
И медленно навернулась слеза,
По бледной щеке потекла...
Над трупами немцев кружит вороньё.
На запад наш путь лежит.
Он был послан по заданию редакции в одну из деревень, которая подверглась сильной бомбардировке. Он был убит осколком снаряда. Осколок вражеской бомбы
пробил и полевую сумку, и тетрадь с надписью «Стихи», и письмо к матери.
Хоронили Всеволода с воинскими почестями. В ту минуту, когда произносились слова боевой клятвы, летели самолеты, гремели залпы артиллерии, - недалеко проходил фронт...
Я вечности не приемлю,
Зачем меня погребли?
Мне так не хотелось в землю
С любимой моей земли...
Эти строки Цветаевой Всеволод очень любил и часто их читал. Они были вырезаны на стволе сосны. У которой был похоронен Всеволод Багрицкий.
Баллада о солдате
Стихи фронтовых поэтов не только звали на бой. Но и согревали душу солдата в минуты отдыха. Они навевали воспоминания о мирной жизни, о доме, о тех кто их ждал, о детях и о любимых.
На улице полночь .Свеча догорает.
Высокие звезды видны.
Ты пишешь письмо мне, моя дорогая,
В пылающий адрес войны.
Как долго ты пишешь его, дорогая.
Окончишь и примешься вновь.
Зато я уверен: к переднему краю
Прорвется такая любовь.
... Давно мы из дома. Огни наших комнат
За дымом войны не видны.
Но тот, кого любят,
Но тот, кого помнят,
Как дома — и в дыме войны!
Теплее на фронте от ласковых писем.
Читая, за каждой строкой
Любимую видешь
И родину слышишь,
Как голос за тонкой стеной...
Мы скоро вернемся. Я знаю. Я верю.
И время такое придет:
Останутся грусть и разлука за дверью,
А в дом только радость войдет.
И как-нибудь вечером, вместе с тобою,
К плечу прижимаясь плечом,
Мы сядем и письма, как летопись боя,
Как хронику чувств, перечтем... И.Уткин
Много горя, страданья перенёс наш народ: блокада Ленинграда, осада Сталинграда, кровопролитные бои подо Ржевом, Курской дугой...Да, долог и труден был путь к победе.
Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом долгожданного друга в застывших и темных блокадных ленинградских домах, стал голосом самого Ленинграда. Это превращение показалось едва ли не чудом: из автора мало кому известных детских книжек и стихов, про которые говорилось "это мило, славно, приятно - не больше", Ольга Берггольц в одночасье вдруг стала поэтом, который олицетворял стойкость Ленинграда."
В Доме Радио она работала все дни блокады, почти ежедневно ведя радиопередачи, позднее вошедшие в ее книгу "Говорит Ленинград". Ольга Берггольц была награждена орденом Ленина, орденом Трудового Красного Знамени и медалями.
Наша молодость была не длинной,
покрывалась ранней сединой.
Нашу молодость рвало на минах,
заливало таллинской водой.
Наша молодость неслась тараном-
сокрушить фашистский самолет.
Чтоб огонь ослабить ураганный,
падала на вражий пулемет.
Прямо сердцем дуло прикрывая,
падала, чтоб Армия прошла...
Страшная, неистовая, злая-
вот такая молодость была.
А любовь – любовь зимою адской,
той зимой, в осаде на Неве,
где невесты наши ленинградские
были непохожи на невест...
Лица их-темней свинцовой пыли...
Руки – тоньше, суше, чем тростник...
Как мы их жалели, как любили,
как, тоскуя, пели мы о них!
Это их сердца неугасимые
нам светили в холоде, во мгле.
Не было невест еще любимее,
не было красивей на земле!
...И под старость, юность вспоминая,
-Возвратись ко мне,- проговорю,-
возратись ко мне опять такая,
я такую трижды повторю.
Повторю со всем страданьем нашим,
с той зимою, стою сединой,-
яростную, горькую, бестрашную
молодость, крещенную войной.
С первых военных дней повсюду создавались концертные бригады. Артисты театров считали себя мобилизованными. Особенно согревала солдата хорошая песня. Я расскажу об одной истории.
В начале войны, в самое трудное время и на самом трудном участке под Вязьмой привели актеров в землянку. Вошли трое солдат. Они отправлялись в разведку и просили спеть им «на посошок». А ночью одного из них принесли тяжело раненного. Молодой солдат стонал в беспамятстве и все звал маму. Села Лидия Андреевна возле него, взяла за руку и запела тихонечко колыбельную «Зыбка». Пела, не сдерживая слез: казалось ей, что это родной сын умирает. Так хотелось вдохнуть в него жизнь! Перестал солдат метаться, а вскоре его увезли... Часто вспоминала Русланова о нем, но так и не могла узнать, остался ли он тогда жив или умер. Наступила поздняя осень. Концертная бригада была уже на другом участке фронта. Выступала Русланова как-то на открытой лесной поляне. Только запела, вдруг бросается к ней боец с Золотой Звездой на гимнастерке и кричит: «Мама! Мама! Я узнал, я помню, это вы мне пели, когда я умирал». Так Лидия Андреевна узнала, что спасла ее «Зыбка» умирающего солдата. Снова встретила Русланова своего бойца уже в районе Сухиничей, и снова - раненого. И опять она гладила его окровавленную руку, а он говорил ей: «Теперь я верю, что доживу до Победы, если нашел вас, если, раненый, дополз».
И вот - долгожданная победа. Последний военный концерт . Концерт уже заканчивался. Русланова пела русскую песню «Степь широкая» и увидела, что кто-то, расталкивая людей, все ближе пробирался к артистам. И вдруг бросился к певице прямо на ступени. Русланова сразу узнала своего бойца, хоть и возмужал он - офицером уже стал, вся грудь в орденах. Подняла она его руку и радостно крикнула: «Смотрите! Вот русский солдат! Умирая, он верил в победу. И он дошел до Берлина. Он победил».
Счастливая финальная встреча в этой подлинной истории произошла не на театральных подмостках, а на ступенях поверженного рейхстага . Там же, на самом знаменитом в своей жизни концерте - у Бранденбургских ворот - Лидия Андреевна Русланова спела и свои знаменитые «Валенки».
Валенки
Долгий путь к Победе – 1418 дней и ночей. Чем можно измерить долгий путь к Победе? Битвами, днями, горем, страданиями, мужеством, самоотверженностью… Всё это вошло в нашу жизнь, в мировую историю, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. В ночь с 8 на 9 мая 1945года подписан Акт о безоговорочной капитуляции германских вооруженных сил
Меняются цифры, стираются даты,
Но в памяти вечно шагают солдаты.
Стучат и стучат в голове батальоны
И сон выбивают из глаз воспаленных.
И снова и снова – разъезды, заставы,
Составы, и рельсы, и стрелок суставы.
Зудят провода, провожая депеши,
Леса, да болота, да топи, да леший -
На ветке закрученный домик улитки
Да ветер осенний, продрогший до нитки.
Там липкое небо стекает за ворот,
Там город рукою ракеты распорот.
Там корчатся в судорогах танки и люди.
И кажется, нет им конца и не будет...
Разрывы то с боку, то дальше, то ближе!
Там рухнул отец мой в дорожную жижу,
Дома догорают, и плавятся крыши...
Там младший братишка упал и не дышит!
Дым, дым, дым...
На этой земле, где сгинул брат,
Где кости сложил отец,-
Меня на испуг не возьмет снаряд,
Ни бомба и ни свинец
Бухенвальдский набат 1
В композиции прозвучали стихотворения :
В. Осинина
К. Симонова
А. Ахматова.
Ю. Друнина
Семен Гудзенко,
Всеволода Багрицкого
Иосифа Уткина
Ольги Берггольц
В. Гончарова
Была исполнена музыка
Тавердиева из _из кинофильма_ 17 мгновений весны_
Баллада о солдате
Песни:
«Дороги». Сл Л.Ошанина, муз.А.Новикова
_»Чудо земля «-
Салют Победы.
Алеша
Священная война .Сл. В. Лебедева-Кумача, м. А.Александрова_1к.___