Виталий Бианки "Лесная газета". Викторина
3 класс
Цель: экологическое воспитание.
Задачи:
• Продолжить знакомство с творчеством В. Бианки;
• Способствовать внимательному, вдумчивому чтению научно-познавательной литературы.
Форма урока: беседа, викторина (или КВН).
Метод: объяснительно-иллюстративный, исследовательский.
Форма работы: коллективная, групповая.
Оборудование: доска, раздаточный материал.
Ход занятия:
В обыкновенных газетах пишут только про людей и про их дела. Но ведь интересно знать и про то, как живут звери, птицы, насекомые.
В лесу происшествий не меньше, чем в городе. Там тоже идёт работа, бывают весёлые праздники, несчастные случаи. Там есть свои герои и разбойники.
Обо всём этом можно прочесть в «Лесной газете», которую составил В.В. Бианки. Все здесь, как в настоящей газете:
- Передовая статья (= о самом главном);
- Телеграммы спецкоров из леса;
- Объявления;
- Рассказы;
- Викторины.
Все, как в настоящей газете, только новости тут особые: птичьи или мушиные, звериные или древесные.
В 1923 г. С.Я. Маршак предложил писателю вести в журнале «Воробей» отдел. Виталию Валентиновичу не раз приходили на память слова отца: «Вот научись как следует писать – напиши книгу о колесе года, о том, что творится вокруг нас из года в год – о лесном годе».
Вот и решил писатель организовать в журнале отдел сезонной хроники природы, которую так и назвал «Лесная газета». После первых номеров посыпались письма ребят о своих наблюдениях, о том, что их интересует.
Заглянем на страницы «Лесной газеты»? Узнаем новости.
Конкурс 1: Лесной календарь.
Загадки
• Весной веселит, летом прохлаждает, осенью питает, зимой согревает (Лес)
• Чист и ясен как алмаз, дорог не бывает, от матери рожден и мать рождает (Лед)
1. Первый месяц лесного года? (месяц пробуждения от спячки. 21 марта – 20 апреля).
2. Какое растение отмечает конец весны? (Сирень: осыпались цветы – весна кончилась, началось лето).
3. Паучки на паутинках летают по воздуху, тепло, сухо – Время года с особым названием (Осенью в хорошую сухую погоду – «Бабье лето»)
4. О каком месяце говорят: сентябрев внук, октябрев сын, декабрю родной брат? (Ноябрь)
5. С какого дня (по лесному календарю) начинается зима, и чем этот день замечателен? (С 22 декабря. Это самый короткий день в году).
6. Где раньше начинает таять снег – в лесу или в городе? И почему? (В городе, потому что в городе он грязней).
* * *
Конкурс 2: Растения
Загадки
• Стоят старички красношапочники. Кто подойдет, тот и поклонится. (Красные грибы, подосиновики)
• Никто не пугает, а вся дрожит (Осина)
- Март. Появились первые цветы. Но не ищите их на земле. Где их искать и как называется это растение? (Орешник).
2. Цветы первоцветы. (Мать-и-мачеха. Голубые перелески).
3. Какая перезимовавшая ягода слаще новой? (Клюква).
4. У насекомых праздник. Вокруг нарядного куста шумно и весело, как на елке. Как называется это растение? (Ива-бредина)
5. Есть ли у нас хищные растения? (На болотах растет росянка, она ловит и съедает садящихся на ее круглые клейкие листочки комаров, мошек и др. насекомых. В реках и озерах растет пузырчатка, она ловит забирающихся в ее пузырьки водяных рачков, насекомых и рыбешек).
6. Какие грибы называют старушечьими? Где один, там и вся сотня. Обычай на пень залезать. (Опята) - Давайте вспомним песни, в которых упоминаются растения (по 2-3 строчки) – по очереди.
* * *
Конкурс 3: Насекомые
Загадки
• В мае месяце появился не рак, не рыба, не зверь, не птица, не человек. Нос долог, голос тонок, летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьет, тот свою кровь прольет. (Комар-кусака).
• Кто в лесу без топоров строит избу без углов? (Муравьи)
1. Какое насекомое по внешнему виду и образу жизни похоже на крота? (Медведка).
2. Басня И. Крылова «Стрекоза и муравей». Какое насекомое во времена Крылова называли стрекозой. Вспомните басню. (Кузнечик).
3. Что случается с пчелой после того, как она ужалит? (Ужалив, пчела умирает).
4. Можно ли назвать паука насекомым? (Нет. У насекомого – 6 ног, у паука – 8).
5. Иллюстрация «Муравьи». Вопрос: умеем ли мы предсказывать погоду? (Да. Перед дождем они забираются в муравейник и закрывают все «двери»).
6. Чем питаются самцы комаров? (Цветочным соком).* * *
Конкурс 4: Птицы
Загадки
• Сколько надо взять «А», чтобы получить птицу? (Сорок «А»)
• Вороне через три года что бывает? (Четвертый год идет)
1. Самка какой птицы первой из всех снесла яйцо? (Ворона).
2. Когда у птицы бывает зуб? (У птенцов, когда они еще не вылупились из яйца, сверху на клюве есть маленькая твердая шышечка. Ею птенец разбивает скорлупу яйца. После вылупления - этот «зуб» у птенца отпадает).
3. Кошка заглянула в дупло и видит: на дне дупла гадючата копошатся – извиваются. Да как зашипят! Кошка струсила, прыг с дерева! А в дупле-то были совсем не гадючата, а птенцы. Чьи? (Крутиголовка-вертишейкаа).
4. Отчего говорят: «Как с гуся вода»? (Оперенье гуся всегда покрыто жиром, поэтому вода не смачивает перьев, а каплями скатывается с них).
5. Каждый охотник знает: нет птицы осторожней …. (Гусей. У них имеются сторожа. С каждого конца стаи стоит гусь, не спит, не дремлет – зорко глядит по сторонам).
6. Иллюстрация «Глухарь» Вопрос: Почему меня так зовут? (Когда они токуют, глохнут).
* * *
Конкурс 5: Животные
Загадки:
Есть в реке работники,
Не столяры, не плотники,
А выстроят плотину –
Хоть пиши картину
(Бобры)
С бородою, а не старик,
С рогами, а не бык,
Не конь, а брыкается,
Доят, а не корова,
С пухом, а не птица,
Лыко дерет, а лаптей не плетет.
(Коза)
1. У каких животных все малыши считаются общими? (Зайцы).
2. Как называется домик белки? (Гнездо=гайно)
3. «Альбинос». Что означает это слово? (Совсем белые животные, птицы, насекомые).
4. Сказка «Заюшкина избушка». В чьей норе любит устраиваться лиса с лисятами? (Барсука).
5. Как называют зайчат, родившихся в самом начале осени? (Листопаднички).
6. Иллюстрация «Лягушка». Вопрос: Что мы делаем зимой? (С осени забираются в ил, засыпают, замерзают).
* * *
Лесной театр
Виталий Бианки приглашает в Лесной театр (Отрывки).
Музыкальная пауза. Бременские музыканты.
Предлагается какая-нибудь известная мелодия:
- Первая группа (или один человек) должна её промяукать, как кошечка;
- Вторая – промычать, как бычок;
- Третья – прокрякать, как уточка;
- Четвёртая – прогавкать, как пёсик;
- Пятая – пробебекать, как козочка;
- Шестая – прохрюкать, как хрюша.
А ТЕПЕРЬ ВСЕ ХОРОМ!
На этой весёлой ноте мы и закончим наше путешествие.
* * *
Литература:
1. Бианки Виталий Валентинович // Бианки В. Рассказы и сказки: Т.1. – М.,1992. – С.5-16.
2. Бианки В.В. Отчего я пишу про лес: Рассказы/ Рис. Е. Чарушина, В. Курдова; Оформл. Ю. Васильева. – Л.: Дет. лит.,1984. – 111с.: ил. – (Библ.сер.).
3. Горяшко А. Детские и взрослые сказки семьи Бианки // Биология. – 2001. – 2. – С.1,6-7.
4. Казеко С. Мой первый учитель мира природы // Пять углов. – 2004. - 7. – С.17.
5. Поликовская Л. Виталий Валентинович Бианки (1894-1959) // Антология мировой детской литературы: Т.1. – М.,2002. – С.196-197.
6. Русанов В. Как писатель Бианки ребятам помог // Пионер. – 2002. - 1/2. – С.12-14.