kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Круглый стол "Твои права и обязанности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие, направленное на расширение знаний учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе, а также на формирование правовой грамотности и правосознание гражданской позиции. Целью мероприятия является формирование правового и нравственного воспитания учащихся, воспитать гражданскую активность и законопослушность.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Твои права и обязанности"»

Круглый стол

«Твои права и обязанности»

Цель:

1. Расширить знания учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе.

2. Формировать правовую грамотность, правосознание гражданской позиции.

3. Формировать правовое и нравственное воспитание учащихся, развивать гражданскую активность и воспитание законопослушности.


Ход занятия:


1. Вступительная беседа.

Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах и обязанностях детей, то есть о наших с вами правах и обязанностях. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.

Ребята! В какой стране мы живём? (в РК) Символы страны. (слайд )
Но ещё мы живём в правовой стране.

Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности.
Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.

Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами

Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН. 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. РК присоединилась к этой конвенции в 1994 году. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.

2. Знакомство с основными документами о правах ребёнка.

1. Всеобщая декларация прав человека 2. Конвенция о правах ребенка 3. Закон РК «О правах ребёнка»

Слайд 1

Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.

Слайд 2,3

Конвенциямеждународное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).

На нашей земле много государств, и в каждой стране свои законы. Но есть общие всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека. Правила учитывают традиции, обычаи и культуру общества.

Слайд 4

Всеобщая декларация прав человека принята в 1948 году. В 2002 году был принят Закон «О правах ребёнка в РК »

- О каких же правах идет речь в конвенции и в Законе «О правах ребёнка в РК »?

На что каждый ребенок имеет право?

А что же такое право? С чем ассоциируется слово «право»? (с законом)

1. Право на учёбу 2. Право на каникулы 3. Право на занятия в кружках, секциях

Школьник не имеет право:

1. Опаздывать без уважительной причины 2. Не выполнять д/з 3. Пропускать уроки без уважительной причины 4. Врать старшим 5. Драться и обижать своих сверстников.

Слайд 5

Право – это совокупность правил, которые утверждены государством. А какие права есть у школьника? И есть ли у него права?





3. Чтение стихотворения детьми

Только ты на свет родился,

Право первое твое:

Получи, чтоб им гордиться

Имя личное свое.

Очень трудно самому,

жить на свете одному.

Правом с  Мамой жить и с Папой

Пользуйтесь везде, ребята.

Есть еще такое право-

Помнить, думать и творить

и другим свои раздумья,

если хочешь, подарить.

Я росточком не доволен

И пока не так силен,

Но не смей мне делать больно-

Есть у нас такой закон.

Если жар, все тело ломит

И совсем не до игры,












То позвать  врача на помощь

Тоже право детворы.

Чтоб с наукой подружиться ,

С книжкой  в маленькой руке

Правом пользуюсь  «учиться

На родимом языке.»

Подросла, взяла я книжки

И пошла я в первый класс.

В школу ходят все детишки -

Это право есть у нас.

Я могу свой детский праздник,

Как и взрослый, отмечать.

Если я проголодаюсь-

Пищу   вправе получать.

Будь ты слабым или сильным ,

Белым, черным - все равно!

Ты родился быть счастливым,

Это право всем дано.

(Последние слова чтецы говорят хором)

Слайд 6,7

Права детей:

  • Право на жизнь.

  • Право на имя при рождении.

  • Право на медицинскую помощь.

  • Право на образование.

  • Право на отдых и досуг.

  • Право на индивидуальность.

  • Право свободно выражать свои взгляды.

  • Право на специальную охрану и защиту.

  • Право на заботу и воспитание родителями.

  • Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.

  • Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.

  • Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.

4. Литературно-правовая викторина

Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе зачитываются игровые ситуации, и предлагается выяснить, какая статья из конвенции была нарушена.

1 ситуация: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.

Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)

2 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

3 ситуация:

Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?

(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)

4 ситуация:

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Слайд 8 5. Обязанности детей.

Каждый ребёнок обязан: - Соблюдать Конституцию и законодательство РК - Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц - Уважать государственные символы Республики - Заботится о нетрудоспособных родителях - Сохранять историческое и культурное наследие - Сохранять природу и бережно относиться к ней.

6. Беседа: «Ответственность несовершеннолетних»

По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.

Что такое ответственность?

Слайд 9 Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия и поступки.

Юридическая ответственность – это виды наказаний, которые применяет государство к человеку, не выполнившему обязанности или нарушившему закон. Юридическую ответственность перед государством за своего ребёнка несут родители.

Слайд 10

Юридическая ответственность может быть:

- Административной - Уголовной

Виды административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, лицензии.

Виды уголовного наказания: лишение свободы, тюрьма, колония, колония для несовершеннолетних. Уголовное наказание определяется только решением суда. Уголовная ответственность – самая строгая ответственность за совершение преступления (от лишения свободы до смертной казни). Смертная казнь к н/летним не применяется.

- Во сколько лет наступает УО?

Слайд 11 За тяжкие преступления в 14 лет: - убийство - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека - кража - грабёж - разбой - вымогательство - терроризм - заведомо ложное сообщение об акте терроризма - вандализм - хулиганство

Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, привлекаются к УО за любые преступления. К ним применяются наказания: - штраф - привлечение к общественным работам - исправительные работы - арест - лишение свободы

Дети до 14 лет считаются малолетними. И к УО не привлекаются. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера: - ограничение досуга - возложение обязанностей загладить причинённый вред - помещение в специальные воспитательные учреждения. Но это не считается уголовным наказанием. Ими занимается КДН.

Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», - этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.

Два из трех преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.

Растет число привлеченных к уголовной ответственности за распространение наркотиков.

Вы видите высказывания великих людей, они помогут вам понять, что не зная законов, своих прав и обязанностей можно пойти по наклонной.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

Слайды: «Проступок, преступление, правонарушение» (Определение понятий)


7. Разбор ситуаций. (работа в группах)

Проступок , преступление , правонарушение - что общего между этими понятиями и чем они отличаются?

Слайд 1

И так у нас есть три группы, сейчас каждая группа получит по три ситуации, необходимо:

1. классифицировать каждую ситуацию что это проступок, правонарушение или преступление.

2. дать определение проступок, правонарушение или преступление.

Ситуация №1-1 Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление?

(В данном случае ученик не совершил ничего противозаконного, но нарушил устав школы в которой он учиться его действие характеризуется как проступок )


Ситуация №1-2 Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, её окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившимся, то они её найдут и разберутся с ней.

( Преступление. Грабёж – открытое хищение чужого имущества Ст. 178 ч.2 УК РК)


Ситуация №1-3 Анатолий, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет

( Административное правонарушение ст.336-1 КРКоАП)


Ситуация №2-1 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут , им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия мальчиков , как проступок, правонарушение или преступление?

(Преступление, вымогательство требование передачи чужого имущества путём угрозы применения насилия ст.181.УК РК )


Ситуация №2-2 Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.

(проступок)


Ситуация №2-3 Родители Алексея, совершенно не следили за ним, мальчик пропускал занятия в школе, занимался попрошайничеством, посещал компьютерный клуб в ночное время

Таким образом, мы с Вами разобрали на примерах, что такое проступок, преступление, правонарушение.

8. Просмотр слайдов «Проступок, правонарушение, преступление»

9. Итог занятия:

Сегодня мы с вами говорили о правах и обязанностях детей, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.

Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.

К сожалению, не все осознают, что их необходимо знать, считают это скучным и ненужным. Серьезно задуматься заставляют лишь высокие стены, обнесенные колючей проволокой.

1. Назовите основные документы, в которых закреплены основные права и обязанности детей.

(Конвенция о правах ребёнка, Закон «О правах ребёнка в РК»)

2. В каком году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?

(в 1989 г.).

3. Когда был принят Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»?

( в 2002 г.)

4. С какого возраста наступает уголовная ответственность:

(с 14 лет).

5. Что такое проступок?

6. Что такое правонарушение?

7. Что такое преступление?

Слайд: «Даты по правам человека»


XXI

Век ребенка

2001 г.

Международное десятилетие мира и ненасилие в интересах детей планеты

1 июня

Международный день защиты детей

4 июня

Международный день детей – жертв агрессии

30 августа

День Конституции РК

20 ноября

Всемирный день прав ребенка

10 декабря

День прав человека

16 декабря

День Независимости РК


Спасибо за внимание!
























Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Круглый стол "Твои права и обязанности"

Автор: Майданевич Наталья Юрьевна

Дата: 27.01.2016

Номер свидетельства: 283614

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Круглый стол «Роль семьи в моей жизни»"
    ["seo_title"] => string(39) "krughlyi_stol_rol_siem_i_v_moiei_zhizni"
    ["file_id"] => string(6) "361565"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1479833789"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Формирование правового пространства, правовой культуры и правосознания школьников"
    ["seo_title"] => string(80) "formirovaniie_pravovogho_prostranstva_pravovoi_kul_tury_i_pravosoznaniia_shkol_n"
    ["file_id"] => string(6) "470336"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1526834024"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Классный час "Правила поведения для первоклассников" "
    ["seo_title"] => string(56) "klassnyi-chas-pravila-poviedieniia-dlia-piervoklassnikov"
    ["file_id"] => string(6) "172355"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1423811021"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Классный час. Тема: Добро - это всегда действие. А как действовать? "
    ["seo_title"] => string(67) "klassnyi-chas-tiema-dobro-eto-vsieghda-dieistviie-a-kak-dieistvovat"
    ["file_id"] => string(6) "143772"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418579515"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Ведите тетрадь учета проведения тематических классных часов"
    ["seo_title"] => string(72) "vieditie_tietrad_uchieta_proviedieniia_tiematichieskikh_klassnykh_chasov"
    ["file_id"] => string(6) "446148"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1514041705"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства