Внеклассное мероприятие, направленное на расширение знаний учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе, а также на формирование правовой грамотности и правосознание гражданской позиции. Целью мероприятия является формирование правового и нравственного воспитания учащихся, воспитать гражданскую активность и законопослушность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "Твои права и обязанности"»
Круглый стол
«Твои права и обязанности»
Цель:
1. Расширить знания учащихся об основных правах и свободах, истории их формирования и особенностях на современном этапе.
2. Формировать правовую грамотность, правосознание гражданской позиции.
3. Формировать правовое и нравственное воспитание учащихся, развивать гражданскую активность и воспитание законопослушности.
Ход занятия:
1. Вступительная беседа.
Добрый день, друзья! Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах и обязанностях детей, то есть о наших с вами правах и обязанностях. Это связано с важной датой. 20 ноября ежегодно отмечается Всемирный день прав ребенка, посвященный принятию очень важного документа – Конвенции о правах ребенка.
Ребята! В какой стране мы живём? (в РК) Символы страны. (слайд ) Но ещё мы живём в правовой стране.
Право - это нормы, установленные государством, – это правила, по которым все живут в стране и которые регулирует отношения между людьми, между странами. У людей много общего и права каждого надо уважать, но знать надо не только свои права, но и свои обязанности. Скажите, а кто, прежде всего, проявляет беспокойство о вас, пытается уберечь от неприятностей, создать все необходимые для вашего развития условия, защитить ваши интересы и права? Конечно, ваши родители, семья.
Защита прав и интересов детей возлагается на их родителей. Родители являются законными представителями своих детей и выступают в защиту их прав и интересов в отношениях с любыми лицами
Но о детях заботятся и многочисленные общественные и государственные организации, которые главной своей задачей считают защиту детей. Наиболее авторитетной среди них является ООН. 20 ноября 1989 года ООН приняла особый документ под названием “Конвенция о правах ребенка”. РК присоединилась к этой конвенции в 1994 году. Конвенция — это международное соглашение. В нем государства дают обязательство соблюдать права каждого ребенка. И наша страна тоже подписалась под этим документом, а значит — пообещала всему миру заботиться о своих маленьких гражданах.
2. Знакомство с основными документами о правах ребёнка.
1. Всеобщая декларация прав человека 2. Конвенция о правах ребенка 3. Закон РК «О правах ребёнка»
Слайд 1
Конвенция о правах ребенка принята 20 ноября 1989 года Организацией Объединенных Наций.
Слайд 2,3
Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
На нашей земле много государств, и в каждой стране свои законы. Но есть общие всемирные законы. Главные из них записаны во Всеобщей декларации прав человека. Правила учитывают традиции, обычаи и культуру общества.
Слайд 4
Всеобщая декларация прав человека принята в 1948 году. В 2002 году был принят Закон «О правах ребёнка в РК »
- О каких же правах идет речь в конвенции и в Законе «О правах ребёнка в РК »?
На что каждый ребенок имеет право?
А что же такое право? С чем ассоциируется слово «право»? (с законом)
1. Право на учёбу 2. Право на каникулы 3. Право на занятия в кружках, секциях
Школьник не имеет право:
1. Опаздывать без уважительной причины 2. Не выполнять д/з 3. Пропускать уроки без уважительной причины 4. Врать старшим 5. Драться и обижать своих сверстников.
Слайд 5
Право – это совокупность правил, которые утверждены государством. А какие права есть у школьника? И есть ли у него права?
3. Чтение стихотворения детьми
Только ты на свет родился,
Право первое твое:
Получи, чтоб им гордиться
Имяличное свое.
Очень трудно самому,
жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде, ребята.
Есть еще такое право-
Помнить, думать и творить
и другим свои раздумья,
если хочешь, подарить.
Я росточком не доволен
И пока не так силен,
Но не смей мне делать больно-
Есть у нас такой закон.
Если жар, все тело ломит
И совсем не до игры,
То позвать врача на помощь
Тоже право детворы.
Чтоб с наукой подружиться ,
С книжкой в маленькой руке
Правом пользуюсь «учиться
На родимом языке.»
Подросла, взяла я книжки
И пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки -
Это право есть у нас.
Я могу свой детский праздник,
Как и взрослый, отмечать.
Если я проголодаюсь-
Пищу вправе получать.
Будь ты слабым или сильным ,
Белым, черным - все равно!
Ты родился быть счастливым,
Это право всем дано.
(Последние слова чтецы говорят хором)
Слайд 6,7
Права детей:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства.
Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
4. Литературно-правовая викторина
Учащиеся делятся на 4 группы. Каждой группе зачитываются игровые ситуации, и предлагается выяснить, какая статья из конвенции была нарушена.
1 ситуация: Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер.
Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?
(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
2 ситуация: Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным
(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)
3 ситуация:
Опекун всемирно известного Гарри Поттера перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает?
(Ответ: Статью 16. Она гласит: “Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в осуществление его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища или тайну корреспонденции или незаконного посягательства на его честь и репутацию”.)
4 ситуация:
Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено
(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).
Слайд 8 5. Обязанности детей.
Каждый ребёнок обязан: - Соблюдать Конституцию и законодательство РК - Уважать права, свободы, честь и достоинство других лиц - Уважать государственные символы Республики - Заботится о нетрудоспособных родителях - Сохранять историческое и культурное наследие - Сохранять природу и бережно относиться к ней.
6. Беседа: «Ответственность несовершеннолетних»
По мере взросления вы получаете новые возможности, набираетесь опыта, а значит, приобретаете новые права, обязанности, ответственность – меняется ваш статус.
Что такое ответственность?
Слайд 9 Ответственность – это необходимость отвечать за свои действия и поступки.
Юридическая ответственность – это виды наказаний, которые применяет государство к человеку, не выполнившему обязанности или нарушившему закон. Юридическую ответственность перед государством за своего ребёнка несут родители.
Слайд 10
Юридическая ответственность может быть:
- Административной - Уголовной
Виды административного наказания: предупреждение, штраф, конфискация, лишение специальных прав, лицензии.
Виды уголовного наказания: лишение свободы, тюрьма, колония, колония для несовершеннолетних. Уголовное наказание определяется только решением суда. Уголовная ответственность – самая строгая ответственность за совершение преступления (от лишения свободы до смертной казни). Смертная казнь к н/летним не применяется.
- Во сколько лет наступает УО?
Слайд 11 За тяжкие преступления в 14 лет: - убийство - умышленное причинение тяжкого вреда здоровью человека - кража - грабёж - разбой - вымогательство - терроризм - заведомо ложное сообщение об акте терроризма - вандализм - хулиганство
Несовершеннолетние, достигшие 16-летнего возраста, привлекаются к УО за любые преступления. К ним применяются наказания: - штраф - привлечение к общественным работам - исправительные работы - арест - лишение свободы
Дети до 14 лет считаются малолетними. И к УО не привлекаются. К ним применяются принудительные меры воспитательного характера: - ограничение досуга - возложение обязанностей загладить причинённый вред - помещение в специальные воспитательные учреждения. Но это не считается уголовным наказанием. Ими занимается КДН.
Самые безрассудные поступки свойственны молодости. Именно в раннем возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. «Не знал…», «Не думал…», «Не хотел…», - этот лепет часто приходится слышать. Приблизительно каждый пятый преступник в нашей области – несовершеннолетний. Это сотни подростков каждый год.
Два из трех преступлений несовершеннолетних – имущественные: кражи, грабежи, разбои. В криминальной хронике упоминаются и те подростки, которые признаны виновными в нанесении тяжких телесных повреждений.
Растет число привлеченных к уголовной ответственности за распространение наркотиков.
Вы видите высказывания великих людей, они помогут вам понять, что не зная законов, своих прав и обязанностей можно пойти по наклонной.
Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.
Проступок , преступление , правонарушение - что общего между этими понятиями и чем они отличаются?
Слайд 1
И так у нас есть три группы, сейчас каждая группа получит по три ситуации, необходимо:
1. классифицировать каждую ситуацию что это проступок, правонарушение или преступление.
2. дать определение проступок, правонарушение или преступление.
Ситуация №1-1 Пятиклассник Дима приезжает каждый день в школу, но уроки не посещает, а бродит по территории близлежащей к школе, катается на велосипеде. Как можно расценить поведение мальчика, как проступок, правонарушение или преступление?
(В данном случае ученик не совершил ничего противозаконного, но нарушил устав школы в которой он учиться его действие характеризуется как проступок )
Ситуация №1-2 Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, её окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с неё золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившимся, то они её найдут и разберутся с ней.
Ситуация №1-3 Анатолий, учащийся средней школы, был замечен в спортивном зале курящим, с пачкой сигарет
( Административное правонарушение ст.336-1 КРКоАП)
Ситуация №2-1 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут , им не поздоровиться. Как можно классифицировать действия мальчиков , как проступок, правонарушение или преступление?
(Преступление, вымогательство требование передачи чужого имущества путём угрозы применения насилия ст.181.УК РК )
Ситуация №2-2 Света, ученица девятого класса, убежала из дома, живёт у подруги, но продолжает ходить в школу.
(проступок)
Ситуация №2-3 Родители Алексея, совершенно не следили за ним, мальчик пропускал занятия в школе, занимался попрошайничеством, посещал компьютерный клуб в ночное время
Таким образом, мы с Вами разобрали на примерах, что такое проступок, преступление, правонарушение.
8. Просмотр слайдов «Проступок, правонарушение, преступление»
9. Итог занятия:
Сегодня мы с вами говорили о правах и обязанностях детей, об административной и уголовной ответственности несовершеннолетних.
Знание законов, своих прав и обязанностей, постоянное совершенствование себя, своего поведения не позволят вам совершить правонарушение.
К сожалению, не все осознают, что их необходимо знать, считают это скучным и ненужным. Серьезно задуматься заставляют лишь высокие стены, обнесенные колючей проволокой.
1. Назовите основные документы, в которых закреплены основные права и обязанности детей.
(Конвенция о правах ребёнка, Закон «О правах ребёнка в РК»)
2. В каком году Генеральная ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка?
(в 1989 г.).
3. Когда был принят Закон «О правах ребенка в Республике Казахстан»?
( в 2002 г.)
4. С какого возраста наступает уголовная ответственность:
(с 14 лет).
5. Что такое проступок?
6. Что такое правонарушение?
7. Что такое преступление?
Слайд: «Даты по правам человека»
XXI
Век ребенка
2001 г.
Международное десятилетие мира и ненасилие в интересах детей планеты