ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ
« Коррупция в моем мире!»
Подготовила Сидорова Татьяна Николаевна,
учитель географии МБОУ АСОШ №1
Коррупция «есть корень, из которого
вытекает во все времена и при всяких
соблазнах презрение ко всем законам».
Томас Гоббс
Цель мероприятия: формирование у учащихся собственного мнения и позиции по отношению к коррупции, а так же сформировать четкую гражданскую позицию, основывающуюся на противостоянии коррупции.
Задачи:
1.дать общее представление о различных формах коррупции, особенностях ее
проявления в различных сферах жизнедеятельности, причинах, вредных
последствиях данного явления;
2.сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного
социального явления;
3.сформировать комплекс знаний, в коррупционных ситуациях
обеспечивающих поведение в соответствии с правовыми и
морально-этическими нормами;
4.стимулировать мотивацию антикоррупционного поведения.
Оборудование: компьютер, презентация, видеоролики
Ход мероприятия
Учитель: Давайте посмотрим видеоролик.
Вы посмотрели видеоролик, какое социальное явление в нем было показано (слайд 1).
Учитель: Совершенно верно это явление – коррупция.(слайд 2)
И вот сегодня на нашем мероприятии мы с вами поговорим о том, как зло, творимое людьми, ведет к деградации нашего общества.
Ведь имя этому злу – коррупция (слайд 3).
На наше мероприятие мы пригласили прокурора Ардатовского района, которому предоставляем слово.
Ученик: Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Ее стало так много, что ООН принимает решение 9 декабря 2004 г. считать международным днем борьбы с коррупцией.
Она искажает экономическую политику и стратегию развития страны, ведет к прямому или косвенному хищению государственного бюджета, и государственной собственности. Среда коррупционеров активно налаживает связи с криминальным миром, проникая во все новые и новые сферы, угрожая захватом политической власти(слайд 4)
Учитель: Что такое коррупция?
Учащимся предлагается выразить собственное понимание коррупции и дать определение.
Учитель: коррупция - это моральное разложение должностных лиц и политиков, выражающееся в незаконном обогащении, взяточничестве, хищении и срастании с мафиозными структурами( слайд 5)
Учитель: Многие сравнивают коррупцию с болячкой. У каждой болячки есть свои причины, которые нужно лечить. Каковы же причины коррупции?(слайд 6)
Причины коррупции (называют учащиеся) – (Слайд 7)
Учитель: А теперь давайте познакомимся с формами коррупционных
отношений:
1)Взяточничество, подкуп, получение незаконных доходов (вымогательство,
«откаты»);
2)Воровство и приватизация государственных ресурсов и средств;
3)Незаконное присвоение (подделка, подлог, фальсификация, хищение;
присвоение денег, имущества обманным путем), злоупотребление при
использовании государственных фондов, растраты;
4)Кумовство, фаворитизм (назначение на посты и должности друзей и
родственников);
5)Продвижение личных интересов, сговор;
6)Защита и покровительство (лжесвидетельство, «крышевание»);
7)Злоупотребление властью (запугивание или пытки) – (Слайд 8)
В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:
Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников), которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.
Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.
Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса.
Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.
Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи – (Слайд 9)
Учитель: А теперь давайте рассмотрим разные ситуации и ответим на вопросы, о какой форме коррупции, идет речь и каковы вредные последствия данного поступка (слайд 10).
Учащиеся предлагают варианты ответов.
Ситуации:
1.Видеоролик про студентов.
Ответ на вопрос: взятка.
Последствие – жизнь человека (слайды 11, 12)
2.Государственный служащий Ковалев А.Н., отвечающий за распределение
бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов
отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким
ценам.
Ответ на вопрос: растрата– кража ресурсов людьми, облаченными
властью или контролем над какими-либо ценностями.
Последствие – материальный урон бюджету государства (Слайды 13, 14)
3. Родственникам больного Иванова П.А. главврач недвусмысленно говорит,
что ему требуется экстренная операция, но в общей очереди операцию
придется «ждать очень долго».
Ответ на вопрос: вымогательство – принуждение человека заплатить
деньги или предоставить другие ценности в обмен на действие или
бездействие.
Последствие – жизнь человека (слайды 15,16)
4.Вновь избранная администрация района назначила на различные
должности членов своих семей и близких, друзей.
Ответ на вопрос: Кумовство – форма фаворитизма, когда должностное
лицо предпочитает при назначении на государственные должности
выдвигать своих родственников.
Последствие – материальный урон бюджету государства (слайды 17, 18)
5.Мэр небольшого городка Смирнов А.С., являющийся членом правящей
партии «Солидарность», во время предвыборной кампании добился того,
что существующие в городе первичные отделения других партий под
разными предлогами были закрыты.
Ответ на вопрос: злоупотребление полномочиями.
Последствия: причинен существенный вред охраняемым законом правам
интересам граждан, подрыв веры людей в институты демократии,
в справедливость) – (Слайды 19,20)
Учитель: К каким последствиям приведет коррупция?
1.Взяточничество мешает бизнесу, который не может успешно развиваться в
коррумпированной системе, что ведет к сокращению общего богатства
страны;
2.Казнокрадство приводит к тому, что деньги, выделяемые государством на
оказание социальных услуг (школы, больницы, дороги, канализация,
полиция и т.д.), не используются должным образом, что ухудшает качество
услуг;
3.Подкуп и взяточничество создает условия для того, чтобы люди, у которых
есть деньги и связи, могли изменять законы и постановления
государственных органов в своих интересах;
4.Коррупция влечет за собой сокращение объема денежных средств, которые
правительство должно выплачивать трудящимся и расходовать на
приобретение предметов снабжения: книг, медикаментов, компьютеров;
5.Подрывает доверие к правительству (Слайды 21, 22)
Учитель: Коррупция не исчезнет до тех пор, пока мы не заставим ее исчезнуть.
Чтобы вы предложили для решения этой проблемы ( Слайды 23, 24)
Вывод: Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования.
Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания.
Необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе.
Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией (Слайд 25)
Учитель: На этом наше мероприятие завершено.