Тема тренинга педагогов:
«На дороге у себя не стой»
«Мы в ответе за тех, кого приручили,
то есть за себя…»
Вольная интерпретация
Сент – Экзюпери.
Кто на Вас влияет?
Давайте оценим, насколько Вы управляете собой. Для этого согласитесь со следующими утверждениями или опровергните их.
- Если Ваш друг предложил заняться делом, которое Вам не очень нравится, Вы сможете вежливо отказаться.
- Если Вы долго о чем-то мечтаете, это обычно сбывается.
- Если Вам предстоит очень ответственная встреча, Вы обязательно придете на 15 минут раньше.
- Вам в целом нравится ваша внешность.
- Некоторые считают Вас эгоистом.
- Вы считаете, что в этой жизни главное зависит от Вас.
- Вы смогли бы бросить курить, даже если бы все окружающие были заядлыми курильщиками.
- Вы почти всегда знаете, чего хотите.
- Если Вы дали себе слово, то наверняка его сдержите.
- Вы довольны, что Вам в жизни очень везет.
Если ответили «да» более чем на семь вопросов, у Вас с самоуправлением все в порядке. Вы придерживаетесь приоритета собственных целей, не идете на поводу у окружающих, обстоятельств и своего настроения. Вам свойственно менять все, что возможно изменить, в своих интересах. В результате Вы чувствуете себя полноправным творцом своей жизни и смело ею управляете.
Если у вас от четырех до семи утвердительных ответов, Вы пока на пути к достижению самоуправления. Вы боретесь с настроением, с обстоятельствами, с волей окружающих за утверждение именно своих целей и задач. Вам бывает сложно, Вы иногда срываетесь и подводите себя, но Вы действительно стремитесь стать полноправным творцом своей жизни, и мы вас в этом поддерживаем.
Если Вы согласились не более, чем с тремя утверждениями, Вы у себя в гостях. В Вышей жизни правит бал кто угодно, только не Вы сами. Вам это выгодно: никакой ответственности, никаких решений, можно расслабленно плыть по течению обстоятельств. Остается одна неясность, – зачем Вам эта жизнь, если Вы не собираетесь играть в ней никакой роли?
Упражнение№1 «негатив на позитив»
Предлагается набросать список черт, которые они в себе не любят, и попытаться назвать их позитивным языком (раздражают в других людях).
Например: упрямый - настойчивый,
- что теперь вы чувствуете?
- Изменилось ли что-то?
- Как теперь вы воспринимаете эти качества и этих людей?
Далее ведущий просит проанализировать записи и ответить на вопросы:
Упражнение №2 «Рецепты».
Участники становятся в круг. В руках у ведущего – мяч. Проводится «мозговой штурм» на тему, которую сформулирует ведущий. Каждый, кто получает мяч, может высказать одну свою идею по этому поводу. После этого он бросит мяч другому члену команды. Нельзя передавать мяч своим непосредственным соседям справа и слева, его нужно перебрасывать от человека к человеку. Говорить в каждый отдельный момент может только тот, у кого в руках мяч.
Вопросы для мозгового штурма.
- Как можно найти друзей?
- Что надо делать, чтобы друзья от тебя отвернулись?
- Как можно заработать много денег?
- Можно ли всегда быть бедным, и что для этого нужно?
- Как оставаться всегда здоровым?
- Что надо делать, чтобы всегда быть больным?
- Как знать, чего ты хочешь?
- Как понять, что ты должен измениться?
Комментарий для ведущего.
Структура этой игры способствует умственной фокусировке участников, она мобилизует их энергию, решимость и ответственность. В этой игре сложно быть пассивным. При этом можно не ограничиваться личными темами. Можно обсудить все, что угодно:
Как можно бороться с коррупцией?
Как устранить безработицу?
Упражнение №3 «Слепой и поводырь»
Все встают в пары. Если участников нечетное число, то один не играет или встает в пару с тренером. В парах договариваются, кто первый, кто второй. Второй номер закрывает глаза. Первый ведет напарника за собой туда, куда ведет тренер. Переговариваться нельзя. Взаимодействие в парах только через руку. В конце можно сделать препятствие - тренер со своим напарником перекрывают дверной проем руками. На обсуждении можно задать несколько вопросов: как вас вели и как преодолевали препятствие? было ли желание попросить о чем-то?
Упражнение №4 в группах «Разногласия».
Разбейтесь на группы выберите пару, которая разыграет маленький диалог. Диалог звучит так:
Встаньте друг перед другом и решите, кто говорит первую часть диалога, а кто – вторую. партнеры разыгрывают краткую ролевую игру, в которой объясняют друг другу, почему один утверждает, что его дела идут хорошо, и почему второй в этом сомневается. Участники выдумывают два характера и, войдя в соответствующую роль, «выясняют отношения».
Когда кто–нибудь из партнеров сдастся. Другой должен будет испустить «боевой клич индейцев» (секунды на две). Когда я скажу: «Стоп!», вы должны будете прекратить спор, подать друг другу руки и сказать: «Спасибо за игру».
После этого можно провести еще два варианта того же упражнения. Можно выбрать один из диалогов:
А: «О, мои дела идут прекрасно!»
Б: «Но ты вовсе не выглядишь счастливым».
А: Мой ответ совершенно однозначен: «Нет».
Б: Это нечестно!
А: Никаких извинений, ты уволен!
Б: Но я могу все объяснить, я тут ни при чем!
А: Я сыт тобой по горло.
Б: Пожалуйста, не покидай меня.
А: Я тебя больше не люблю.
Б: Но я же так много для тебя сделал, ты не имеешь права покидать меня.
Комментарий для ведущего.
Эта игра создает ситуацию, в которой участники имеют право, несмотря ни на что, настаивать на своем. Для этого требуется энергия, поэтому игра способствует повышению энергетики участников и их мобилизации. Однако при этом возникает и фрустрация, которая может быть снята с помощью ритуального рукопожатия в конце игры.
Возможен и другой вариант игры. После первого раунда партнеры разыгрывают краткую ролевую игру, в которой объясняют друг другу, почему один утверждает, что его дела идут хорошо, и почему второй в этом сомневается. Участники выдумывают два характера и, войдя в соответствующую роль, «выясняют отношения».
Заключительный этап Упражнение №5 « Чего я хочу»
Для определения своей цели проведем творческий эксперимент: «Чего я хочу». Возьмите ручку, бумагу и выпишите абсолютно все свои мечты, которые только могут прийти вам в голову.
Например, вы написали: «Хочу жить в коттеджном городке, ездить на работу на джипе, много путешествовать, иметь семью и много детей, стать самым богатым человеком на планете». Подумайте еще: какие ваши самые заветные желания. Может быть вы с детства мечтали собственными руками построить дом, собрать машину, нарисовать картину, написать роман, открыть новую планету, сформулировать научную концепцию, изобрести велосипед…
Обязательно внесите в список и те идеи, которые вам кажутся совершенно нелепыми и нереалистичными. Убедитесь, что вы написали полный список своих фантазий. Теперь
- Представьте, что волшебник предложил вам исполнение только одного желания в ущерб всем остальным.
По очереди представьте каждый пункт своего списка единственно реализованным при полном отсутствии остальных. Оцените меру своей радости, вдохновение и удовлетворенности в каждом случае по десятибалльной шкале.
Например, насколько вы будете счастливы, если действительно станете самым богатым человеком на планете, но при этом не воспитаете много детей, не построите дом и не напишите картину и т.д. И насколько вас обрадует другая ситуация – если воспитаете детей и не сделаете всего остального.
Поймите, что вы готовы платить за реализацию ваших самых смелых фантазий. Например, если вы готовы воспитать много детей, и при этом не получили большого наследства,
Если вы хотите заниматься только творчеством, не омрачая себя заботами о материальном благополучии, вам нужно найти спонсора или отказаться от идеи стабильного уровня жизни и традиционной семьи.
Если вы хотите стать очень богатым, подумайте, готовы ли вы всю жизнь очень много работать, мало спать, вести здоровый образ жизни и не опаздывать на деловые встречи.
В результате проделанной работы сформулируйте четко свою миссию. Например: «Я в этом мире, прежде всего, для того, чтобы вырастить хороших детей», «Я живу, чтобы воплотиться в творчестве», «Я хочу нести прекрасное, доброе, вечное» и т.д. И все свои силы направляйте в первую очередь на реализацию этой задачи.
Станьте главным фанатом своей жизни, тогда вокруг вашей идеи соберется целый фэнклуб (семья, фирма, команда), который вас поддержит и морально, и организационно.
В общем, если хочешь сделать что-нибудь великое – начни с самого сложного, с себя!
Рекомендации:
Договоритесь с собой. Обращайтесь с собой трепетно, как с будущим миллионером, нобелевским лауреатом, голливудской звездой.
Стремитесь к взаимности. Найдите людей, которые вас будут, по крайней мере, морально поддерживать на вашем пути. От тех, которые сами никуда не двигаются и вам мешают, смело отказывайтесь: от них вреда больше, чем пользы.
Создайте команду, которая будет организационно вам помогать. Поручайте другим все, что можете поручить. Берите на себя только те задачи, с которыми кроме вас никто не сможет справиться.
Вдохновляйте себя. Искренне радуйтесь своим успехам. Празднуйте любое продвижение к намеченным целям.
Посвящайте десятую часть своих доходов нуждающимся, то есть трать 10% заработанных денег не на свои прямые нужды – поддерживайте родственников, помогайте другим, сделайте что-то хорошее для незнакомых людей.
Так вы расширите творческий масштаб своей жизни, и большее количество людей будут заинтересованы в вашем благополучии.
Злых завистников мы оставляем за скобками нашего рассмотрения, уделим им время как-нибудь в другой раз.
Упражнение №5 Релаксация «Маяк»
" Представьте маленький скалистый остров. вдали от континента. На вершине острова.- высокий, крепко поставленный маяк.
Вообразите себя этим маяком. Ваши стены такие толстые и прочные. что даже сильные ветры, постоянно дующие на острове. не могут покачнуть вас. Из окон вашего верхнего этажа. вы днём и ночью. в хорошую и плохую погоду. посылаете мощный пучок света, служащий ориентиром для судов. Помните о той энергетической системе, которая поддерживает постоянство вашего светового луча. скользящего по океану. предупреждающего мореплавателей о мелях. являющегося символом безопасности на берегу.
Теперь постарайтесь ощутить внутренний источник света в себе. – света, который никогда не гаснет.
Данные упражнения выполняются последовательно, переходя от первого ко второму и так далее до четвёртого. Словесные инструкции могут произноситься на фоне музыки, подобранной в соответствии с характером и содержанием упражнения.