Тема: «Конституция – Закон, по нему мы все живем».
(библиотечный час для обучающихся VIII вида. 8 класс )
Цель:
- формировать правовую культуру обучающихся, их правосознание и уважение к Основному Закону через понимание определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности, общества, власти;
Задачи:
- способствовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
- корригировать речь, мышление, отрабатывать навыки чтения;
- воспитывать человеческие ценности, такие как ценность человеческой жизни, свободы, равноправия и достоинства людей.
Оборудование: книжная выставка, мультимедийное оборудование (презентация в Power Point) , текст Конституции России, карточки с заданиями.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Постановка учебной задачи.
Слайд 1, титульный лист.
- Добрый день, ребята. Обратите внимание на заставку презентации, она позволит нам определить тему, которой мы посвятим сегодня наш библиотечный час.
(Дети определяют предмет разговора)
- Сегодня в ходе занятия мы поговорим о Конституции России и на это есть особенная причина. Какая? (день принятия Конституции - 12 декабря). Да, сегодня 12 декабря – день принятия Основного закона страны.
- Тема для вас не новая. О Конституции вы уже говорили на уроках истории и обществознания. Какую цель вы поставите себе на сегодняшнем занятии?
(познакомиться с историей принятия Конституции РФ, с основными статьями Конституции.)
- В каком же году была принята Конституция России, по которой мы сейчас живем? У вас на столах лежит экземпляр Конституции, посмотрите, какой год там указан и кем была принята Конституция?
(12 декабря 1993 года, принята всенародным голосованием).
Итак, тема сегодняшнего занятия «Конституция – Закон, по нему мы все живем». Слайд 2
Конституция Слайд 3.
Что такое конституция?
КОНСТИТУЦИЯ — это наш Основной Закон, который выражает волю всего народа и закрепляет основы общественного и государственного строя, основные права и обязанности граждан, материальные и юридические гарантии этих прав.
КОНСТИТУЦИЯ - не только Основной Закон государства, это и важнейший политический документ общества, который придаёт устойчивость общественным отношениям, способствует их дальнейшему развитию.
Из истории Конституции. Слайд 4.
У Конституции России богатая история - она претерпела глубокие изменения, отражая особенности каждой эпохи развития государства. В XX веке в России сменилось несколько Конституций.
А почему в нашей стране история так богата на конституции?
Для большинства демократических стран это слишком часто, ведь там конституция призвана определять стратегическое развитие страны на века. Но у России сложилась совсем иная история. Основной закон у нас менялся тогда, когда руководителям государства нужен был новый инструмент борьбы со своими политическими противниками.
Август 1991 года подвёл черту под существованием СССР. Родилась новая Россия и естественно нужны стали другие рычаги правления. Конституция Российской Федерации 1993 года, построенная в точном соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, предоставляет гражданам самые разнообразные личные, гражданские, политические, социально-экономические и культурные права человека.
Итак, Конституция 1993 года принята всеобщим голосованием 12 декабря.
- Познакомимся со структурой Конституции. Слайд 5.
Структура конституции.
- Рассмотрим, из каких частей она состоит.
Преамбула
Хотелось бы особое внимание обратить на преамбулу. Что представляет собой преамбула?
Преамбула - это вводная часть, предшествующая тексту Конституции. Она не содержит правовых норм, однако имеет существенное значение для понимания смысла как Конституции в целом, так и ее отдельных статей. Слайд 6.
Преамбула показывает, что данная Конституция принята многонациональным народом Российской Федерации, подчеркивает особое значение этого Закона для дальнейшего развития государства и общества. В преамбуле Конституции называются шесть основополагающих целей, реализация которых является главной задачей государства. Они отражают суть всей конституционной реформы в России.
Эти цели лежат в основе всех конституционных норм, пронизывают всё содержание Конституции. ( чтение Преамбулы).
- Мы уже говорили, что для вас разговор о Конституции не новый. На уроках истории обществознания вы уже знакомились с Конституцией РФ, рассматривали разделы, главы обозначенные в содержании Конституции. Давайте более подробно познакомимся с главами Основного закона и с ее статьями.
Работать будем по тексту Конституции РФ, которые лежат у вас на столах. В этой маленькой брошюре изложен Основной закон страны, по которому мы все обязаны жить и соответственно выполнять все правила и законы.
Работа по 1 разделу.
- Я задаю вопрос по главе и даю подсказку - № статьи. Вы находите необходимую статью и даете мне ответ.
Глава 1. Основы конституционного строя. Слайды 7-9.
1. Назовите правовую форму российской Федерации (ст.1)
2.Что является высшей ценностью согласно Конституции? (ст. 2)
3.Что является обязанностью государства? (ст. 2)
4.Кто или что является носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации (ст. 3)
5.Каким образом прописано в Конституции отношение к религии? (ст. 14)
6.Каким образом прописано в Конституции отношение к политическим партиям? (ст.13)
Работа по второй главе проводится в парах.
Раздел 1. Глава 2. Права и свободы человека и гражданина. Слайд 10.
- Чему посвящена эта глава, понятно из её названия. Сформулируйте главные позиции в данном вопросе? (ст.17)
1.В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Работа в парах. Задание. Пользуясь статьей Конституции РФ вставить пропущенное слово.
1 карточка. Ст.19.
2.Государство гарантирует равенство … и … человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, …, …., имущественного и должностного положения, …, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
2 карточка. Ст. 22.
Каждый имеет право на … и личную ….
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускается только по …. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более … .
3 карточка. Ст. 23.
Каждый имеет право на …, личную и семейную …, защиту своей чести и … имени.
Каждый имеет право на …, … и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании ….. .
4 карточка. Ст. 40.
Каждый имеет право на …. Никто не может быть произвольно лишен ….
Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в …оно предоставляется … или за доступную плату из государственных, муниципальных и других фондов в соответствии с установленными … нормами.
5 карточка. Ст. 43.
1. Каждый имеет право на ………...
2. Гарантируются общедоступность и ………………………дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных ……………………………..учреждениях и на предприятиях.
- Молодцы, все хорошо справились с заданием.
Работа по третьей главе. Федеративное устройство. Слайд 11.
1. Перечислите несколько названий субъектов, которые находятся в составе Российской Федерации (ст.65)
2. Назовите символы Российской Федерации. (ст.70)
- Внимание на экран. Слайд 12.
Найдите из предложенных символов, символы Российской Федерации.
Флаг России. 6 – герб России.
2 – флаг Франции
3 – флаг Коста-Рики
4 – герб Албании
5 – герб Египта.
- Какой язык является в РФ государственным? (русский)
- Как это отражено в Конституции? (ст.68) Слайд 13.
1.Государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
Работа в группах.
- Я подготовила для вас высказывания великих людей о русском языке. Вам необходимо правильно найти продолжение высказывания соединив их стрелочками.
Истинная любовь к своей стране | в этом нет никакого сомнения. |
Что русский язык – один из богатейших языков в мире, | – это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! |
Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – | немыслима без любви к своему языку. |
Взаимопроверка с опорой на текст. Слайд 14.
Физминутка для глаз.
Упражнения для снятия зрительного утомления
1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз).
2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (5 раз).
3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза).
4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза).
- Отдохнули, продолжим работу.
Работа по Главе 4.
- Кто возглавляет нашу страну? (Президент) Слайд 15.
- Какое событие ждет страну, каждого гражданина в марте 2018 года? (выборы Президента)
- А кто из вас знает, на какой период избирается президент в нашей стране? (с 2012 г. – на 6 лет)
( ст. 81)
-Посмотрим, как отражено это в Конституции.
Продолжите мысль, опираясь на ст.82: При вступлении в должность Президент РФ приносит народу …
( При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: "Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу").
Слайд 16 – «Экземпляр №1 Конституции Российской Федерации» хранится в Кремле. При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу, положа руку на Конституцию.
- В рамках одного занятия мы не сможем рассмотреть все главы Конституции, но я надеюсь, что вы сами самостоятельно познакомитесь с остальными главами. Вы должны знать, что на основе это основного документа составляются все законы .
V. Рефлексия деятельности
-Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Итак, хотелось бы уточнить, какой дате посвящено было наше занятие?
(12 декабря)
Мы сегодня говорили о Конституции нашей страны, о её истории, поговорили о правах и обязанностях граждан. И чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и уметь. И возвращаясь к названию нашего занятия «Конституция закон – по нему мы все живем» надеюсь, что вы будете жить правовом государстве и соблюдать ее законы.
А теперь попробуйте продолжить предложение: Слайд 17.
- Сегодня на занятии я узнал, что ……
- Обращаю ваше внимание на небольшую книжную выставку. В этих книгах рассказывается об истории России. Вы можете их взять в школьной библиотеке. (краткий обзор книг).
И в заключении я хочу вам прочитать стихотворение Е. Синицына «Берегите Россию».
Берегите Россию —
Нет России другой.
Берегите её
Тишину и покой.
Это небо и солнце,
Этот хлеб на столе
И родное оконце
В позабытом селе...
Берегите Россию,
Чтобы сильной была.
Чтобы нас от беды
В грозный час сберегла.
Ей неведомы страхи,
И крепка её сталь,
И последней рубахи
Ей для друга не жаль.
Берегите Россию —
Без неё нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть
Нашей правдой и силой,
Нашей гордой судьбой...
Берегите Россию —
Нет России другой!
- Спасибо за работу. До свидания.