- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и до тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. Слайд
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? "Конституция Республики Казахстан основной закон страны".
Конституция состоит из 9 разделов: Общие положения (ст.1-9) Человек и гражданин (ст. 10-39) Президент (ст. 40-48) Парламент (ст. 49-63) Правительство (ст. 64-70) Конституционный совет (ст. 71-74) Суд и правосудие (ст. 75-84) Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Заключительные и переходные положение (ст. 90-98). Слайд
В Конституции РК определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Задание 1
Права
Обязанности
*право на защиту своих прав и свобод (ст. 13); * право на жизнь (ст. 15), * право на личную свободу (ст.16) * право на защиту своей чести и достоинства (ст. 17), * право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 18), *Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность. Право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19),
*свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 20).
*к личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 21).
*к личным правам следует отнести свободу совести (ст. 22), *неприкосновенность жилища (ст. 25).
*право на гражданство (ст. 10);
*право на равенство перед законом и судом.
*соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать, права, свободы, честь и достоинство других лиц. Уважать государственные символы (ст. 34);
*платить налоги и иные обязательные платежи (ст. 35);
*нести воинскую повинность и защищать Казахстан (ст. 36);
*обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37);
*обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38);
Если мы будем нарушать права и обязанности, то что за с………………….
Ответственность – это ….
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно-опасных действий, бродяжничество, и уклонение от учёбы, употребление спиртных напитков и т.д.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле школы).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома бракосочетания ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей Статья 395. Распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде1. Распитие спиртных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -влечет предупреждение.2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после назначения административного взыскания, -влечет штраф в размере от одного до двух месячного расчетного показателя.
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление. Статья 181. Вымогательство
Задание 4. Поработаем с уголовным кодексом, и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 392. Заведомо ложный вызов специальных служб
1. Заведомо ложный вызов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб, аварийно-спасательных служб -влечет штраф в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания либо совершенные в период ликвидации аварии, пожаров, последствий стихийных бедствий, -влекут штраф в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей.3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, -влекут предупреждение или штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до пяти месячных расчетных показателей.
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Порча чужого имущества
Ситуация 2: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 187. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества
1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившие значительный ущерб, -наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет или ограничением свободы на тот же срок.
4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
"Дружественная ладошка"
- На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.
- Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Закон на нашей земле» (деловая игра)»
Открытый классный час «Закон на нашей земле» (деловая игра). Городской семинар
Цель классного часа:
- упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них;
- развивать представления о последствиях противоправных деяний;
- воспитывать чувство ответственности за свои поступки.
Оборудование: книги, раздаточный материал, конституция, уголовный кодекс, административный кодекс.
Ход классного часа:
1. Организационный момент.
– Здравствуйте! Я с вами поздоровалась. Что обозначает слово “здравствуйте”? (Пожелание здоровья и счастья) А что для вас здоровье? Счастье? (Дети отвечают)
2. Объявление темы и постановка цели занятия:
Учитель: Как видите в руках у меня две нити.
(нити прикреплены к доске, одна прямая, другая извилистая и запутанная)
- С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
- Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?
- Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица “от сумы и до тюрьмы не зарекайся ”
- Ребята, вы вступаете в сложный, но интересный возраст 14-15 лет. Вокруг много соблазнов. И вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.
- И сегодняшний классный час – это начало знакомства с законами, определяющими нашу жизнь. И попробуем в ходе игры разобраться, где в повседневной жизни мы реализуем свои права, обязанности и за что несем ответственность.
3. Основная часть:
ЗАКОН – нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством. Слайд
- Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?
В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы? "Конституция Республики Казахстан основной закон страны".
Конституция состоит из 9 разделов: Общие положения (ст.1-9) Человек и гражданин (ст. 10-39) Президент (ст. 40-48) Парламент (ст. 49-63) Правительство (ст. 64-70) Конституционный совет (ст. 71-74) Суд и правосудие (ст. 75-84) Местное государственное управление и самоуправление (ст. 85-89) Заключительные и переходные положение (ст. 90-98) . Слайд
В Конституции РК определены права и свободы человека и гражданина. Давайте подумаем, какие мы имеем права… (таблички с правами помещать на доске).
- Поговорим о наших обязанностях… (таблички с обязанностями прикреплять на доске).
Выберите права и обязанности (распределить таблички)
Задание 1
Права
Обязанности
*право на защиту своих прав и свобод (ст. 13); * право на жизнь (ст. 15), * право на личную свободу (ст.16) * право на защиту своей чести и достоинства (ст. 17), * право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ст. 18), *Конституция закрепляет также право каждого определять и указывать свою национальность. Право на пользование родным языком, свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества (ст. 19),
*свободу мысли и слова, свободу информации (ст. 20).
*к личным правам человека относятся также право на свободное передвижение, выбор места жительства и пребывания (ст. 21).
*к личным правам следует отнести свободу совести (ст. 22), *неприкосновенность жилища (ст. 25).
*право на гражданство (ст. 10);
*право на равенство перед законом и судом.
*соблюдать Конституцию и законодательство РК, уважать, права, свободы, честь и достоинство других лиц. Уважать государственные символы (ст. 34);
*платить налоги и иные обязательные платежи (ст. 35);
*нести воинскую повинность и защищать Казахстан (ст. 36);
*обязаны заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 37);
*обязаны сохранять природу и бережно относиться к природным богатствам (ст. 38);
Если мы будем нарушать права и обязанности, то что за с…………………..
Ответственность – это …..
Уголовная ответственность за отдельные виды преступления.
За совершение общественно-опасных действий, бродяжничество, и уклонение от учёбы, употребление спиртных напитков и т.д.
За каждое нарушение закона необходимо нести ответственность. Народная мудрость гласит «Не было бы нарушения, не надо бы было нести ответственность».
Рассмотрим понятие нарушений:
Задание 2
Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»
Необходимо к этим понятиям найти определения.
Проступок. Правонарушение. Преступление
Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.
Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.
Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.
Рассмотрим несколько ситуаций:
Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?
(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)
- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?
(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.
Он находится в вестибюле школы).
- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?
(Проступком)
- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?
(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)
- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.
Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома бракосочетания ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?
(это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры)
- Верно, это административное правонарушение, предусмотренное статьей Статья 395. Распитие спиртных напитков или появление в общественных местах в пьяном виде1. Распитие спиртных напитков на улицах и в других общественных местах, кроме организаций торговли и общественного питания, в которых продажа спиртных напитков на разлив разрешена местным исполнительным органом, или появление в общественных местах в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, -влечет предупреждение.2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после назначения административного взыскания, -влечет штраф в размере от одного до двух месячного расчетного показателя.
- Представьте себе следующую ситуацию.
Ситуация № 3. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?
(эти ребята совершили преступление)
- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление. Статья 181. Вымогательство
Задание 4. Поработаем с уголовным кодексом, и рассмотрим, какие наказания предусмотрены законом.
Игра «Судья» (прослушать ситуацию, найти статью УК и огласить приговор )
Ложный звонок
Ситуация 1: В класс вбегает ученик:
– Сейчас бомба взорвется, по телефону позвонили, все бежим из школы!
Судья – ученик зачитывает: Статья 392. Заведомо ложный вызов специальных служб
1. Заведомо ложный вызов государственной противопожарной службы, полиции, скорой медицинской помощи, аварийных служб, аварийно-спасательных служб -влечет штраф в размере от десяти до двадцати месячных расчетных показателей.
2. Действия, предусмотренные частью первой настоящей статьи, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания либо совершенные в период ликвидации аварии, пожаров, последствий стихийных бедствий, -влекут штраф в размере от двадцати до сорока месячных расчетных показателей.3. Действия, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, совершенные несовершеннолетними в возрасте от четырнадцати до шестнадцати лет, -влекут предупреждение или штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере до пяти месячных расчетных показателей.
Тоже самое можно сказать и о ложных вызовах пожарных (сейчас часто по вечерам срабатывает сигнализация в школе из-за того, что кто-то просто развлекается. А ведь может случится так, что при настоящем пожаре уже никто не поверит прозвучавшему сигналу и это приведет к большой трагедии), ложных вызовов скорой помощи, милиции.
Нанесение побоев
Порча чужого имущества
Ситуация 2: На перемене:
– Дай телефон, музыку послушать, а то скучища!
– Не дам, он новый, только вчера купили.
– Ах, тебе жалко! Ну, у меня нет, и у тебя не будет. Выбрасывает телефон.
Судья – ученик зачитывает: Статья 187. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества
1. Умышленное уничтожение или повреждение чужого имущества, причинившие значительный ущерб, -наказываются штрафом в размере от пятидесяти до ста месячных расчетных показателей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух месяцев, либо привлечением к общественным работам на срок от ста до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет или ограничением свободы на тот же срок.
4. Вывод. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Ребята, я считаю, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону.
Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. В противном случае в действие вступает уголовный кодекс РК. Так давайте уважать, ценить закон на нашей земле и тогда у вас в жизни не будет проблем.
5. Рефлексия.
Кого заставил задуматься сегодняшний классный час?
"Дружественная ладошка"
- На листе бумаги обрисуйте свою ладонь, внизу подпишите своё имя.
- Оставьте листочки на стульях, двигаясь от листочка к листочку, напишите друг другу на нарисованных ладошках что-то хорошее (понравившиеся качества этого человека, пожелания ему).
6. Памятка школьнику
Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.
Во-первых, не теряя времени узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.
Во-вторых, запомни все, что касается тебя и твоего обучения.
В-третьих, ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.
В-четвертых, школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.
В-пятых, веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.
В-шестых, ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.
В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.
В-восьмых, помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.
В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.
В-десятых, если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.
P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.
Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона
«Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»