Цель: создать условия для уточнения понятий закон, конституция, устав и развития коммуникативных, информационных, учебно-познавательных компетентностей и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти)
Оформление доски (появляется в ходе урока):
Организационный момент
-Ребята, я рада вас видеть повзрослевшими, поумневшими теперь уже во втором классе. Поздравляю вас с началом учебного года и желаю успехов в учёбе.
Есть на красивейшей планете Земля удивительная страна, площадь которой составляет 17 млн. кв. км. И населением свыше 150 млн. человек. Самая большая и самая красивая страна.
- Что это за страна? (Россия)
- Давайте вспомним кто президент? ( Владимир Владимирович Путин)
- Какие символы вы знаете? ( флаг, герб, гимн)
Флаг России выглядит так,
Белый цвет - за Отечество
Синий цвет - Верность
Красный цвет - Отвага, битва за веру.
Двуглавый орёл был и остаётся символом власти, верховенства, силы, мудрости.
На Российском гербе короны можно трактовать как символы трёх ветвей власти – исполнительной, законодательной короны и судебной. Скипетр символизирует на гербе защиту суверенитета. Всадник, поражающий змея - это символ борьбы добра со злом, защиты Отечества.
И есть в этой стране наша школа
В районе огромном, среди школ
Есть одна, в которую учиться вы пришли.
Есть одна, в которой жить нам всем, друзья.
Есть одна такая. Без неё нельзя..
-Как называется наша школа. ( Троицкая средняя общеобразовательная)
- Как называется школьная страна? ( Детство)
- Назовите свой класс, в котором будете учиться. (2 – б)
-Как называется наш город в школьной стране « Детство»? ( Радуга)
Вспомните наш девиз ( Радуга –семь цветов, всем наш класс помочь готов)
Все мы вместе одна большая семья.
- Сколько девочек в нашем классе? ( 13 стало 14 )
- Сколько мальчиков? ( 8 )
Наша семья стала больше, хочется познакомить вас с новенькой ученицей. ( Серкова Алена) Она вместе со своими родителями будет полноправным жителем нашего города.
Алене пожелаем: как можно быстрее освоиться в нашей школе, подружиться со всеми ребятами.
А сейчас проверим, какие вы внимательные:
а) Повернитесь друг к другу, положите руки на плечи соседу и улыбнитесь.
б) Закройте глаза и наклоните голову на парту.
в) С закрытыми глазами, не подсматривая, поднимите руку, если ваш сосед со
светлыми волосами. Откройте глаза и проверьте себя.( Поднимите руки кто не ошибся)
г) Опять закройте глаза. У кого сосед с карими глазами? А с голубыми?
Проверьте.
Эта игра поможет вам быть внимательнее друг к другу.
– Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок. Сегодня мы попробуем с вами сделать очень важное дело – повторим известные и создадим новые законы, которые нужно вам выполнять.
II. Проблемная ситуация
– Как вы ребята понимаете слово «закон»?
– В словаре Ожегова сказано: Закон – общеобязательное и непреложное правило установленное государственной властью.
– Для чего люди создают правила, законы? (Правила создают для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.)
III. Сообщение темы
– Так вот сегодня тема нашего занятия «Законы, по которым мы живем».
IV.Законы страны
– Сначала вспомним законы страны.
– Как называется основной закон страны? (Конституция)
– Кто знает день рождения Конституции? (12 декабря 1993 г.)Ей в этом году исполняется 30 лет.
Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди, одновременно с ними появились главные вопросы:
- Что люди могут делать и что нельзя?
- Что они обязаны и что не обязаны?
- На что они имеют право и на что не имеют?
- Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путём международных переговоров, и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках. В конце-концов людям удалось решить Главные вопросы и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.
- Есть обязанности и права,
Конституция их дала.
Все записаны они
Для людей и для страны.
- Закон главный, закон важный –
Конституция страны.
Обязан подчиняться каждый,
Выполнять его должны.
– Какие законы из Конституции вы знаете?
– Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон.
– Может кто-то знает как он называется? (Устав)
– В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам поработать с отдельными главами Устава и вспомнить права и обязанности учащихся.
( В уставе школы – черная школьная форма, сменка, нет опозданий, пропуски только по уважительной причине,
Обобщение: Для чего нужно выполнять правила? Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.
VI. Законы класса
Все учащиеся школы разделены на классы. Это тоже маленькое государство. В нём тоже должен быть основной закон.
– У нас есть такой закон? (Нет)
Всегда приходить в класс на первый урок
Еще до того, как проснется звонок. (Дети хором – Клянемся!)
Быть на уроке активным и нужным,
Запоминать и учить все, что нужно. (Клянемся!)
Чтоб грамотным и умным стать,
Будем учиться читать и писать. (Клянемся!)
Учебники, книжки, пенал и тетрадки
Всегда содержать в идеальном порядке. (Клянемся!)
Друзьями хорошими, верными стать,
Друг другу во всем и всегда помогать. (Клянемся!)
А лень, неопрятность, подсказки, вранье
Мы в класс не возьмем никогда, ни за что. (Клянемся!)
– Мы можем исправить этот недостаток. Я предлагаю вам поработать в группах и создать разные правила:
1 группа – правила на уроке.
2 группа –правила общения.
3 группа – правила дежурных.
4 группа – правила школы. Приложение 1
Правила
Помоги учителю подготовиться к уроку: раздай тетради, убери с доски.
Будь любознательным, старайся больше услышать, понять, расспросить.
Позаботься о цветах: полей, порыхли и сухие листья убери.
Прежде чем идти домой, проверь порядок и чистоту в классе.
Хочешь ответить - подними руку, не кричи с места.
В столовой кушать накрывай, потом на столе прибирай.
Каждый ученик должен беречь школьное имущество и содержать школу в чистоте.
Старайся не спать и не крутить головой на уроке.
Научись быть опрятно одетым. В школу приходи в школьной форме.
Сам ни к кому не приставай. Зовут играть – иди, не зовут – попроси.
Старайся не опаздывать в школу.
Помогай тому, кто нуждается в помощи.
Запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают.
Соблюдай тишину в классе.
Учись слушать других, не перебивай.
Если случиться ошибиться- не выкручивайся, не ври.
Сам ни к кому не приставай. Зовут играть - иди, не зовут – попроси.
На перемене рукам воли не давай, а лучше поиграй.
Запомните: Наши законы должны подчиняться школьному уставу.
Приложение 2
Правила дежурных
Помоги учителю подготовиться к уроку: раздай тетради, убери с доски.
Позаботься о цветах: полей, порыхли и сухие листья убери.
Прежде чем идти домой, проверь порядок и чистоту в классе.
В столовой кушать накрывай, потом на столе прибирай
Правила школы
Каждый ученик должен беречь школьное имущество и содержать школу в чистоте.
Научись быть опрятно одетым.
В школу приходи в школьной форме.
Старайся не опаздывать в школу.
Правила общения
Помогай тому, кто нуждается в помощи.
Запрещается говорить плохое о людях, которые тебя окружают.
Учись слушать других, не перебивай.
Если случиться ошибиться- не выкручивайся, не ври.
Сам ни к кому не приставай. Зовут играть - иди, не зовут – попроси.
На перемене рукам воли не давай, а лучше поиграй.
Правила на уроке
Соблюдай тишину в классе.
Хочешь ответить- подними руку, не кричи с места.
Старайся не спать и не крутить головой на уроке.
Будь любознательным, старайся больше услышать, понять, расспросить
Мобильные телефоны на уроке отключать
Выразите своё отношение к выработанным правилам.
Если правило не нравиться, подчиняться правилу или нет?
(Раз оно принято большинством голосов, то нужно постараться не нарушать его.)
2) – Для чего мы создали Закон класса?
– Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы, творчества и отдыха.
А сейчас первое домашнее задание.Называется собери сам свой портфель.
. А сейчас мы совершим чудо. Закройте глаза и скажите «Крибле! Крабле! Бумс!». А теперь откройте глаза и посмотрите, что у вас под стульчиками.
- Дорогие ребята, уважаемые родители и гости, я всех благодарю за участие в нашем первом учебном дне.