Закон и Я
Цель: создать условия для уточнения понятий закон, конституция, устав.
Развитие коммуникативных, информационных, учебно-познавательных компетентностей и познавательных процессов (мышления, внимания, памяти).
Воспитание личности, привыкшей соблюдать законы и правила.
Оборудование:
• сигнальные карточки, • фломастеры, • Устав школы, • Конституция РК, • Новый проект «Законы класса».
ХОД УРОКА:
- Организационный момент.
- Я хочу, чтобы вы запомнили этот урок. Сегодня мы попробуем с вами сделать очень важное дело - повторим известные и создадим новые законы, которые нужно вам выполнять.
- Проблемная ситуация.
- Как вы ребята понимаете слово «закон»?
- В словаре Ожегова сказано:
Закон - общеобязательное и непреложное правило установленное государственной властью.
- Для чего люди создают правила, законы? (Правила создают для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.)
- Сообщение темы.
-Так вот сегодня тема нашего занятия «Закон и Я».
Законы, по которым мы живем
Страна Школа Класс
(Конституция) (Устав школы) (Правила
_____________________________ дежурных)
- Законы страны.
- Сначала вспомним законы страны.
- Как называется основной закон страны? (Конституция)
- Кто знает день рождения Конституции? (30 августа) 995 года)
- Какие законы из Конституции вы знаете?
Конституция Республики Казахстан.
Действующая Конституция Республики Казахстан
была принята 30 августа 1995 года на всенародном референдуме. Этот день является государственным праздником -Днём Конституции Республики Казахстан. Принятию основного закона страны предшествовало широкое обсуждение проекта Конституции населением страны. В общей сложности состоялось около 33 тысяч коллективных обсуждений проекта, в которых приняли участие более 3 млн. граждан. Во время обсуждений было внесено почти 30 тысяч предложений и замечаний. В 55 статей были внесены более 1100 поправок и дополнений.
Все государственные законы должны обязательно исполняться. Это обязанность каждого гражданина. Конституция - главный закон РК и ей подчиняются все остальные законы страны.
- Законы школы.
- Мы с вами каждый день приходим в школу. Это тоже маленькое государство. В школе тоже есть основной закон.
- Может кто-то знает как он называется? (Устав)
- В нем записаны права и обязанности всех работников школы. Я предлагаю вам поработать с отдельными главами Устава и вспомнить права и обязанности учащихся. (Детям выдаются отпечатанные листы из Устава школы)
1, 2 группа - подготовит рассказ о правах.
3, 4 группа - подготовит рассказ об обязанностях.
- Что поняли? (Выступает 1 человек от группы)
Обобщение: Для чего нужно выполнять правила?
Правила нужны для того, чтобы меньше ошибаться, не совершать поступков, которые мешают другим, чтобы не принимать неправильных решений.
- Законы класса.
1) Все учащиеся школы разделены на классы. Это тоже маленькое государство. В нём тоже должен быть основной закон.
- У нас есть такой закон? (Нет)
- Мы можем исправить этот недостаток. Я предлагаю вам поработать в группах и создать разные правила:
- группа - правила на уроке.
- группа - правила общения.
- группа - правила дежурных.
4 группа- правила школы.
Дети получают отпечатанные листы со стихотворениями. Запомните: Наши законы должны подчиняться школьному уставу.
- Работа в группах. (7 мин.)
- Выступление учащихся (3 мин.)
Дети читают выбранные правила, если класс не согласен обсуждают. Учитель вывешивает выбранное правило на доску.
- Работа над стихотворением А. Дуйсенбиева «Дети земли».
VIII Обобщение.
- Голосование.
- Выразите своё отношение к выработанным правилам.
- Если правило не нравиться, подчиняться правилу или нет?
(Раз оно принято большинством голосов, то нужно постараться не нарушать его.)
- Вывод.
-Для чего мы создали Закон класса?
- Надеюсь, что ребята нашего класса будут выполнять принятые законы и в классе будет благоприятная атмосфера для работы, творчества и отдыха.
Конкурс правовых знаний
Цели: 1. Знакомство со статьями Конвенции о правах ребенка, содействие нравственно-правовых норм, основанных на уважении к правам и свободам человека.
- Развивать чувство самоуважения, способствовать воспитанию чувства патриотизма, ответственности за свое поведение.
- Корректировать память, мышление через ответы на вопросы
20 ноября 1989 года ООН была принята Конвенция прав ребенка. В ней говорится, что государства, подписавшие ее, взяли на себя обязательства заботиться о вас, вашем здоровье, благополучии, образовании и всестороннем развитии.
Конвенция - международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились (подписали, ратифицировали).
В Конвенции 54 статьи. Давайте познакомимся с некоторыми из них. Права ребенка:
Право на жизнь.
Право на имя при рождении.
Право на медицинскую помощь.
Право на образование.
Право на отдых и досуг.
Право на индивидуальность.
Право свободно выражать свои взгляды.
Право на специальную охрану и защиту.
Право на заботу и воспитание родителями.
Право на всестороннее развитие и уважение человеческого достоинства. Право на защиту своих прав и законных интересов родителями.
Право на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайну переписки.
I Конкурс «РАЗМИНКА».
- Противоправное виновное умышленное или неосторожное действие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.
(Правонарушение)
- Решение суда после слушания дела. (Приговор)
3 Нормативный акт, принятый высшим представительным (то есть избранным всем народом) органом государства. (Закон)
- Мера воздействия против совершённого преступления. (Наказание)
- Действие, нарушающее закон и подлежащее уголовной ответственности. (Преступление)
- Столкновение, серьёзное разногласие сторон. (Конфликт)
- Определённый круг действий, возложенных на кого- нибудь и безусловных для выполнения. (Обязанность)
- Совокупность обязательных для исполнения норм, установленных государством, регулятор общественных отношений. (Право)
II Конкурс вопрос-ответ,
- Ответьте одним словом на вопрос «Что такое право?» (Норма, правило)
- Что является основным законом нашего государства? (Конституция)
- Информация, распространяемая старушками? (Слухи)
- Защитник на суде? (Адвокат)
- Имя знаменитого раба, организовавшего восстание в Риме? (Спартак)
- С какого возраста наступает уголовная ответственность? (С 14 лет)
- Обвинитель на суде? (Прокурор)
- Расшифруйте понятие «ООН» (Организация Объединённых Наций)
- Назовите место хранения оружия. (Арсенал)
- На какой вопрос нельзя ответить «да», не солгав при этом? (Ты спишь?)
- Существуют ли в мире страны, где работорговля разрешена законом? (Нет)
- Какого денежного имущества лишился Буратино? (5 золотых)
- Назовите сказочного героя, на которого было совершено пять покушений и одно убийство? (Колобок)
- Как называется открытое похищение имущества?
(Грабёж)
- Как называется нападение с целью овладения имуществом. (Разбой)
- Как называется покушение на убийство, разрешённое мушкетёрам в XVI веке? (Дуэль)
- Чьей тюрьмой 2000 лет была лампа? (Джина)
- Кого эксплуатировал Карабас-Барабас? (Кукол)
- Кто посягал на личную неприкосновенность Красной Шапочки? (Волк)
- Как называется неоказание лицу, находящемуся в опасном для жизни состоянии, необходимой помощи? (Бездействие)
- Как называется общественно опасное деяние, запрещённое Уголовным кодексом? (Преступление)
- Героя, какой сказки посадили в самом начале? (Репка)
- Где нашла политическое убежище Белоснежка? (У гномов)
- Какой роман с правовым названием написал Ф.М. Достоевский? («Преступление и наказание»)