Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа "Герои среди нас"»
Разработка классного часа в 7А классе
Нам есть чем гордиться
Цель: воспитание чувства гордости за свою страну, свою малую родину, свою школу; формирование активной гражданской позиции; развитие коммуникативных навыков и интереса к поисково-собирательской деятельности.
Формы и методы работы:
- работа в малых группах : класс разделён на 4 группы: 1 группа – военные корреспонденты, 2 группа – киносценаристы, 3 группа – литературные мотиваторы, 4 группа – экскурсоводы;
- метод театрализации;
- виртуальная экскурсия;
- эвристическая беседа.
Классный руководитель знакомит с целью мероприятия.
Сегодняшний наш классный час мы посвятим людям, являющимися гордостью нашего города. Они были участниками Великой Отечественной войны, которая до сих пор не оставляет наши сердца равнодушными, хотя в этом году мы будем отмечать 70-летие Победы в той войне. Ведь не зря наша школа гордится обелиском, посвящённым ребятам – выпускникам школы, погибшим в той войне. В этом году этому памятнику обелиску исполнится 50 лет. Это возраст немалый, но для нас он гордость сегодняшнего дня.
Никто не забыт, и ничто не забыто- Читаю, волнуясь, святые слова… За каждою буквой солдат спит убитый, За каждою строчкой солдата судьба…
Касаюсь дрожащей рукой обелиска, (Не надо, прошу вас, казённых речей!) О, как далеко та война, и как близко Душа её слышит под плач журавлей!
Никто не забыт - Ах, как хочется верить! Ничто не забыто - Дай, бог - было б так! Всё дальше от нас жуткий год сорок первый, Всё дальше от нас покорённый рейхстаг!
Как же началась война? Об этом мы можем узнать из художественных и документальных фильмов, из воспоминаний людей, которые пережили те страшные военные годы. Давайте посмотрим фрагмент документального фильма о 22 июня 1941 года. Вы услышите голос известного в годы войны радиокомментатора Левитана. За его голову немцы назначили большую награду. Левитан символизировал эпоху 40- годов. Им наша страна по праву гордилась и гордится, ведь он своим спокойствием и уверенностью поддерживал дух советских людей и внушал с первых же дней войны веру в победу над фашистскими захватчиками.
Просмотр видеофрагмента о первом дне войны. (Приложение 1)
И вот поднялась на войну вся страна. Не зря войну назвали словом Отечественная. Вы писали недавно эссе «22 июня 1941г.» и вот Лена Митькина в нём поделилась воспоминаниями о первом дне войны своего прадеда. Ей слово.(Приложение 2)
Читает свою работу Митькина Лена.
Шли на фронт и совсем мальчишки. Они не жалели себя, понимая, что если не они, то кто же. Мальчики 1 и 2 групп представила себя в роли военных корреспондентов и сценаристов. Чтобы лучше представить, как важна и в то же время опасна была задача, поставленная перед этими людьми, послушаем «Песню фронтовых корреспондентов» в исполнении Леонида Осиповича Утёсова. Его голос известен был каждому советскому человеку той поры. Это гордость нашей страны.
Театрализованный фрагмент представляют ребята 1 группы, которые представляют военного корреспондента и Ивана Сергеевича Ефременко.
Военкор: Я приехал на передовую, так хотелось поговорить с тем, кто недавно вернулся с боевого задания. Мне показали паренька. Я подошёл к нему, мы познакомились, разговорились. У него оказалось хорошее русское имя Иван.
- Я пишу для фронтовой газеты. Ты сегодня летал в тыл к немцам. Страшно было?
- Не бояться только те, кто передовой и не видел. Но и страху воли тоже давать нельзя.
- Вань, расскажи, как прошла операция.
- Мы с младшим лейтенантом Рыхлиным после нанесения бомбоштурмового удара по танкам противника в составе «шестёрки» Ил-2 возвращались на базу. Наш самолёт в бою получил повреждение, мы отстали от своих, и тут немецкие мессеры. Рыхлин умелым манёвром увернулся из- под огня противника и дал мне возможность прицельным огнём сбить передовой мессер. Остальные смешались. И мне удалось подбить ещё один немецкий самолёт. Остальные два развернулись. Смелость города берёт.
- Так за это тебя представили к награде орденом Красного Знамени.
- Да. Но главное не награда. Вот бы всех немцев так прогнать с родной земли.
- Дома, наверное, тобой гордятся? Ты откуда родом?
- Из Правдинска Горьковской области. Окончил школу Горького. Работал до войны сеточником на бумкомбинате. Конечно, очень по дому скучаю. Ну, да ничего! Побьём фашистов! Всё у нас впереди.
Я вернулся к себе, написал статью и узнал, что вскоре после нашего разговора был издан приказ Наркома обороны СССР И.В. Сталина «О мужестве и отваге, проявленных экипажем самолёта Ил-2 младшим лейтенантом Рыхлиным Н.В. и сержантом Ефременко И.С. в бою с истребителями противника». Сержанту Ефременко И.С. было присвоено офицерское звание «младший лейтенант». 24 мая 1943 г. он получил звание Героя Советского Союза.Думаю, вот здорово! Отвезу ему статью. Напросился опять в ту часть, приехал и узнал, что не суждено было Герою получить высшие награды Родины. 30 мая 1943 года младший лейтенант Ефременко И.С. пал смертью храбрых при выполнении боевого задания…
Ученик: Ему и ещё многим выпускникам, погибшим в той войне, ученики нашей школы в 1965г. воздвигли обелиск.
Высокий обелиск, безмолвный, строгий,
Стоит у школы грозным часовым!
Остановись! Взгляни! И на пороге
Склони в молчанье голову пред ним.
На первой строчке – Александр Дунаев,
Десятиклассник, 18 лет.
Вздохнёт печально женщина седая
И вспомнит тех, кого уж с нами нет.
Их было много, мальчиков безусых,
Что с выпускного на войну ушли,
Их не искали в чёрных списках трусов,
Их в списках павших матери нашли.
Учитель: Много парнишек не вернулось с той войны. А ведь они могли столько сделать всего для своей Родины. Но они отдали за неё самое главное – свою жизнь. Мы по праву гордимся ими, имена погибших на войне выпускников нашей школы навеки запечатлены на обелиске, 50-летний юбилей которого мы отметим в этом году.
2 группа – кинорежиссёры.
А нашим героем стал наш земляк, дважды Герой Советского Союза Василий Георгиевич Рязанов. Родился Василий Георгиевич 25 января 1901 года в посёлке Большое Козино Балахнинского района, который расположен
на берегу великой русской реки Волги. Он был простым деревенским пареньком, но очень серьёзным и ответственным. Был в семье старшим, заботился о младших, работал учителем. В первые дни войны пошёл на фронт. Его полк принял на себя первые удары фашистов. С 1942г. он командовал 1 гвардейским штурмовым авиационным корпусом. Участвовал в битве на Курской дуге. Вводил в авиацию радиоуправление самолётами с земли. За операцию по форсированию Днепра получил звание Героя Советского Союза. Войну окончил 11 мая 1945 г. За эту последнюю операцию получил ещё одного Героя Советского Союза. Он остался жить, и сколько ещё трудился, помогая своей Родине теперь уже в мироне время, являясь депутатом Верховного Совета Украины.Мы представляем вашему вниманию фильм о нём. Вот он, герой нашего времени!
Просмотр видеофрагмента фильма о дважды Герое Великой Отечественной войны В.Г.Рязанове.
Учитель: Василий Георгиевич Рязанов после войны мог почивать на лаврах, но не в его это было характере. Он стал заниматься общественной деятельностью, заботясь о своей стране, о своём городе. Не раз он приезжал в родное Козино. Известны его слова односельчанам, которые его назвали героем: «Я же свой, козинский». Вот он герой, достойный быть примером во всём.
Учитель: Сейчас мы послушаем гимн Балахны. (Гимн сопровождается слайд-показом фотографий с видами Балахны) (Приложение 4). Я думаю, вы согласитесь, что таким гимном город может гордиться. А не ответите ли вы мне, кто автор слов нашего гимна? Верно, это поэт-фронтовик, наш земляк Геннадий Афанасьевич Строкин.
Группа девочек выполнила роль литературных мотиваторов, перед ними стояла серьёзная задача рассказать о книгах поэта – фронтовика балахнинца Геннадия Афанасьевича Строкина.
В сопровождении презентации (Приложение 5) девочки знакомят с книгами Геннадия Афанасиевича Строкина: «Град Балахна», «Тетрадь, окроплённая кровью», «Солдатские сказания», представляя их краткую аннотацию.
Учитель: Геннадий Афанасьевич стал членом Союза писателей России, хотя у него нет гуманитарного образования. Но книги его рассказывают о том, что он пережил, в них он признаётся в любви родному городу. 2015 год объявлен годом книги. Это не зря – ведь все мы понимаем, как важно привлечь молодёжь, вас, вы будущее нашей страны, к литературе. И сделать это лучше, чем книги о своей малой родине, не сможет никто и ничто. Геннадий Афанасьевич Строкин является гордостью нашего города.
А сейчас мы послушаем наших экскурсоводов. Они расскажут тоже о фронтовике, интереснейшем человеке Викторе Владимировиче Филижанко.
Девочки 4 группы проводят виртуальную экскурсию в музей – квартиру В.В.Филижанко. (Приложение 6).
Учитель: Этот человек, пройдя войну, сохранил в себе чувство красоты и передал его людям в своих работах. Разве не вызывает его целеустремлённость чувства уважения и гордости?! Всё меньше участников войны остаётся в живых. Уходят от нас люди, ставшие легендой. Но для современных мальчишек и девчонок они смело могут стать героями. Ведь это люди, отдавшие свою жизнь Родине и служащие ей до последней своей минуты. Послушайте песню Ольги Дубовой «Не уходи, герой!». Эта песня поднимает проблему нашей с вами сегодняшней беседы. Она ещё раз доказывает, что герои живут рядом с нами!
Песня «Не уходи Герой»(Приложение 7).
Я уверена, что вы постараетесь быть достойными памяти героев нашего классного часа, памяти своих прадедов.
Рефлексия:
Продолжите предложения:
- Я сегодня узнал(а)…..
- Мне очень запомнилось….
- Особенно сильное впечатление на меня произвел(о)…..