• Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
• Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; отвечать предложениями.
Оборудование: презентация «Зимующие птицы» .
Раздаточный материал: Заготовки туловища птицы; детали крыльев, хвоста различной формы и цвета, клей, салфетка, фломастеры.
Предварительная работа:
1) Наблюдение на прогулке за воронами, воробьями, снегирём.
2) Чтение рассказа Г. Скребицкого «Длиннохвостые разбойники».
3) Стихотворение А. Яшина “Покормите птиц зимой”, М. Глазкова «Покормите птиц».
4) Дидактические игры, упражнения, загадывание загадок.
5) Составление описательных рассказов, беседы.
Ход занятия.
1. Организационный момент
-Дети, поздоровайтесь с гостями. А теперь подойдите все ко мне, встаньте в круг и улыбнитесь друг другу, молодцы вы красивые и умные дети. Когда я сегодня пришла в группу, то обнаружила незнакомую коробку. Давайте узнаем, что в ней – отгадайте загадку.
Любит семечки и сало, во дворе с утра летала
Эта маленькая птичка. Отгадайте, кто?. (Синичка)
Послушайте, как красиво поёт. Здесь, ребята, ещё и записка от лесных жителей.
Они переживают о птицах, как они будут зимовать, на улице уже становится холодно.
-Садитесь на стульчики. (Воспитатель предлагает посмотреть на экран. (1 слайд))
– Посмотрите, сколько разных птиц на экране (рассматривание иллюстраций). Какие птицы вам знакомы? (Ответы детей.)
- Назовите, как, одним словом можно назвать этих птиц?
- Какие это птицы? (Зимующие птицы) Почему их так называют?
2. Введение в тему
- Правильно.
- Так называются птицы, которые остаются зимовать. Это пернатые, умеющие приспособиться к разным условиям.
3. Установка цели занятия.
- Поговорим мы сегодня о зимующих птицах и сделаем аппликацию. Рассмотрите картинки на экране и назовите птиц. (Это зимующая птица называется: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь) .
4. Рассматривание картинок.
- Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год. (Живут круглый год ворона, голубь, воробей) .
- А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (прилетают зимовать синицы, снегири)
- Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом.
- У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.
-У синичек грудки желтые, спинка зеленоватая, а головки и крылья черные, на грудке галстучек.
- У синицы спинка желтовато-зеленого цвета, брюшко желтое с широкой черной полосой. Крылья серовато – голубого цвета со светлой поперечной полосой.
- Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это?
-Расскажите про воробья.
- Какой он? (маленький, серо-коричневый, серенький, шустрый, быстрый) .
-Как можно назвать эту птичку ласково? (воробьишко, воробышек и т. д.)
? - Какие это птицы? Это зимующие птицы
? - Почему их так называют? Они живут у нас зимой.
- Что страшнее зимой для птиц холод или голод? (Голод)
- Чем же питаются зимой птицы? (Ответы детей)
- Да, в основном это (ягоды, семена деревьев, семена растений) (2 слайд)
- А мы можем помочь птицам зимой? (подкармливать птиц)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а как можно помочь птицам зимой в морозы?
(Ответы детей)
- Если мы положим зёрна на землю, их может замести снегом. Что же делать? (Лучше сделать кормушки.) (3 слайд)
5. Физминутка «Птички»:
Летели птички собой невелички.
Как они летели - все люди глядели.
Как они садились - все люди дивились.
Сели, посидели, взвились, полетели
Песенки запели.
6. Давайте и мы с вами сделаем зимующих птиц. Садитесь за столы я покажу как мы будем делать птичку.
7. Пальчиковое упражнение «Дятел»
- Пришло время поиграть с пальчиками.
Я по дереву стучу, (Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец)
Червячка добыть хочу, (другой руки – клюв дятла. На каждую строчку)
Хоть он скрылся под корой, (четыре удара пальца по ладони.)
Все равно он будет мой.
8. Самостоятельная работа детей. (Звучит спокойная музыка.)
-У вас на столе лежат детали крыльев и хвоста различной формы и цвета, так, что вы сможете из них выбрать более подходящие для ваших птичек.
Дети выполняют аппликацию.
-А сейчас будем наших друзей угощать. Пойдите и поставьте свою птичку возле той тарелочки с кормом, что больше всего любит ваша птичка. (тарелка с хлебными крошками, с салом, зерном, рябиной)
Дети размещают работы на столе.
-Какие разные птички у вас получились.
9. Итог занятия.
-Пока наши птицы кушают я попрошу вас всех встать в круг и сказать мне:
– Что нового сегодня узнали? (С какими птицами познакомились)
– Что больше всего запомнилось? (Ответы детей.)
– Что вызвало затруднение?
-Вы все молодцы, очень постарались, смогли сделать красивых зимующих птиц. Давайте себе похлопаем. А лесным жителям вечером напишем письмо о том, что мы сделаем кормушки и будем подкармливать птиц.