Нравственное воспитание. Данная тема представляется автору актуальной. Потребность в общении, стремление иметь друга, которому можно доверять свойственны подростковому возрасту. Цель: формироватьспособностьи потребность познавать себя и других, формировать положительную нравственную оценку таких качеств, как верность, честность, обязательность. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, критической оценки своих нравственных качеств. Автор активно использует работу в парах и группах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект классного часа. Тема: Толерантная личность. »
Классный час подготовила: Дубова Ирина Александровна, воспитатель 6-х классов БОУ ВО «Вологодский многопрофильный лицей» г. Вологда
2014-2015 учебный год
Классный час: Толерантная личность.
Тема представляется автору весьма актуальной в 6 классе. Стремление к дружбе, потребность иметь настоящего друга, которому можно доверять, очень характерны для подростков. Это время, когда осознанно начинает формироваться внутренний мир подростка, когда вырабатываются принципы деятельности, общения. В этом возрасте пробуждается интерес к проблемам внутренней жизни человека. Сценарий классного часа позволяет организовать общение детей на актуальную тему, дать информацию для размышления, для критической оценки своих нравственных качеств.
Цель: развитие способности к познанию себя и других людей; углубить представление подростков о дружбе; формировать положительную нравственную оценку таких человеческих качеств, как надежность, верность, обязательность, взаимовыручка; способствовать развитию критического отношения к себе; побуждать подростков к анализу собственных поступков; прививать навыки терпимости и корректности в общении с друзьями.
Задачи:
развивать навыки самоанализа и самосовершенствования;
содействовать преодолению психологических барьеров, мешающих принять себя и одноклассников и уважительно относиться к себе и товарищам;
способствовать сплочению классного коллектива;
развивать коммуникативные, творческие и дискуссионные навыки;
воспитывать дружеские отношения;
формировать представление о понятиях толерантной и интолерантной личности.
Ход классного часа: Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими. (Х.Ягодзиньский)
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм).
Тема: - О чём мы сегодня будем говорить?
Терпимость друг к другу, уважение, толерантность.
- Считаете ли вы, что ваш класс дружный, можно ли класс назвать дружным? Почему?
- Даже в самом дружном классе иногда случаются разногласия, бывает, что даже друзья иногда ссорятся, спорят. Как вы думаете, почему это случается?
Методика - «Дерево проблем». Работа в группах.
1. Давайте попытаемся изобразить в корнях дерева причины проблем нетерпимого отношения друг к другу в нашем классе. (Почему?)
2. В кроне дерева попытаемся предложить решение проблем.
(Что делать, чтобы проблему решить?)
3. Защита плакатов - проектов от групп.
Вывод: причина ссор – непонимание, неумение слушать, невнимание, тяжело находить общий язык, неуступчивость, нетерпимость.
Цель классного часа: искать пути к взаимопониманию, учиться находить общий язык
Задачи:
Выявить качества, необходимые и важные для доброжелательного общения.
Познакомиться с понятием – «толерантность»
учиться критически к себе относиться;
анализировать собственные поступки;
учиться слушать друг друга, уважать чужое мнение,
учиться терпимости и корректности в общении с друзьями.
Послушайте притчу о дружбе: Как-то два друга много дней шли в пустыне. Однажды они поспорили, и один из них сгоряча дал пощёчину другому. Его друг, почувствовал боль, но ничего не сказал. Молча, он написал на песке: «Сегодня мой самый лучший друг дал мне пощёчину». Друзья продолжали идти, и через много дней нашли оазис с озером, в котором они решили искупаться. Тот, который получил пощёчину, едва не утонул и его друг его спас. Когда он пришёл в себя, то высек на камне: «Сегодня мой самый лучший друг спас мне жизнь». Первый спросил его: – Когда я тебя обидел, ты написал на песке, а теперь ты пишешь на камне. Почему? И друг ответил: – Когда кто-либо нас обижает, мы должны написать это на песке, чтобы ветры могли стереть это. Но когда кто-либо делает что-либо хорошее, мы должны высечь это на камне, чтобы никакой ветер не смог бы стереть это. Научись писать обиды на песке и высекать радости на камне. Оставь немного времени для жизни! И пусть тебе будет легко и светло...
Беседа: – О чем эта притча, чему она учит нас?
Да, действительно, ребята, нужно уметь прощать обиды, помня все хорошее, что сделал для вас ваш друг. Народная мудрость гласит: настоящий друг с тобой, когда ты не прав. Когда ты прав, всякий будет с тобой.
Задача № 1. Выявить человеческие качества, необходимые для доброжелательного общения.
«Цветок дружбы». На каждом лепестке вы запишите по одному самому главному, на ваш взгляд, качеству, без которого не может состояться дружеское, доброжелательное общение. (Каждой группе выдается по 5 лепестков)
Все эти качества можно объединить в одно качество – толерантность
Задача № 2. Познакомиться с термином – «толерантность». Что такое «толерантность»?
- Как вы понимаете, что такое толерантность?
Слово “толерантность” имеет почти одинаковый смысл в различных языках:
в английском – готовность быть терпимым;
во французиком –доброжелательное отношение, к человеку, который думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великолепным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
Недавно в классе выло проведено исследование уровня толерантности на основе ваших анкет, давайте послушаем его результаты. (Кашинцева Ксения)
Нам есть ещё над чем работать. Чтобы формировать в себе такое чувство, как толерантность, очень важно научиться слушать друг друга, уважать мнение товарища, давать возможность друг другу высказаться. Этому мы и будем учиться.
Задача № 3.
Взгляды одного человека не могут быть навязаны другим. Каждый может свободно придерживаться своих убеждений и признает такое же право за другими. Об этом уже давно сказали выдающиеся мыслители прошлого. Как вы можете прокомментировать эти высказывания?
Каждой группе выдан лист с высказываниями великих людей, попробуйте их обсудить и объяснить смысл. Во время этого задания мы будем учиться уважительно относиться к мнению одноклассников, учиться слушать друг дгуга.
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф.Вольтер)
Давайте согласимся иметь разногласия (Л.Стивенсон)
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе .(Ф. Бэкон)
В каждом человеке есть солнце, только дай ему светить.
Обсуждение высказываний в группах.
Как же справиться со своей нетерпимостью к некоторым людям, близким, окружающим? Давайте послушаем притчу о Рабби (Рассказывает подготовленный ученик.)
Притча.
Рабби решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда Рабби решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Рабби – такой маленький. Тогда он решил изменить свою семью. Но семья у Рабби такая большая, одних детей десяток. Так Рабби добрался до единственного, кого он в силах изменить, будучи таким маленьким, - самого себя.
Беседа с ребятами.
• Как вы поняли притчу?
• Какой вывод вы сделали для себя?
• Есть ли у вас недостатки? Кто вам о них говорил?
Хотели бы вы изменить себя?
Каждый человек стремится к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой, с окружающими, быть счастливее.
На пути к счастью человек может допускать ошибки. Нужно только их во время заметить, исправить и больше не совершать.
Задача № 4. Учимся самоанализу.
Тест «Коробка конфет»
Выберите те высказывания, которые относятся к вам.
Если вы «съели» больше овальных конфет, то вы идёте по толерантному пути развития.
Толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям.
Интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.
Введение понятий «толерантная личность» и «интолерантная личность».
Обращаем внимание ребят на таблицу (Приложение № 1)
Приложение № 1.
Толерантные люди
Интолерантные люди.
1.Знание самого себя.
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность.
Толерантный человек уверенв себе; убежден, что справится со всем.
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план
(только не я).
5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
Были ли в вашей жизни случаи, когда вы были нетерпимы или к вам был кто-то нетерпим?
Легко ли быть терпимым к своим недостаткам, ошибкам? Почему?
• И на солнце есть пятна.
- Как вы понимаете эти слова?
Часто бывает, что на словах мы знаем, как вести себя правильно в той или иной ситуации, но на деле поступаем не всегда по совести.
Вывод: Толерантности нужно учиться, нужно вовремя замечать свои ошибки, слушать замечания, пытаться понять себя, принять других и стараться в дальнейшем избегать ошибок.
VI. Оценка проблемной ситуации. Подбери пословицу
Задача № 5. Учимся контролировать и анализировать свои действия, поступки.
Во многих русских пословицах содержатся мудрые наставления о том, как сохранить дружбу, дружеские отношения.
На листе описаны ситуации, а вы попробуйте предложить, как вести себя в этой ситуации, и опишите свои действия, подберите пословицу, которая подходит к данной ситуации и может служить либо заголовком, либо выводом по вашему рассказу.
Ситуация №1 Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор.
Ситуация №2 Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку.
Ситуация №3 Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок.
Ситуация №4. В воскресенье вечером, когда должна быть очень интересная передача по телевизору, мне звонит Олег и просит помочь ему разобраться с заданием по геометрии. Представляете, я ждал эту передачу всю неделю, я так хотел ее посмотреть. Но я …
Ситуация №5. Когда мы готовили спектакль для Новогоднего праздника, то всем хотелось получить главные роли. Я предложил …
Классный руководитель. Ну а к четвертой пословице попробуйте сами придумать ситуацию.
Трусливый друг опаснее врага
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
Друга иметь - себя не жалеть.
Друг познается в беде.
Друга на деньги не купишь.
Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
Хочешь дружбы - будь другом.
«Кто друга в беде покидает, тот сам в беду попадает» - в каких случаях можно вспомнить эту пословицу?
Классный руководитель. Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор? Узнали ли вы что-то новое, важное? Что запомнилось больше всего?
Какое из заданий было для вас наиболее интересным?
Какое задание вызвало наибольшие разногласия в вашей группе, как вам удалось договориться.
Мультфильм.
Приложение:
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими (Х.Ягодзиньский)
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф.Вольтер)
Давайте согласимся иметь разногласия (Л.Стивенсон)
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм).
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе .(Ф. Бэкон)
Ситуация №1Вы пришли с тренировки и буквально валитесь с ног от усталости. Но тут звонит ваш друг и просит помочь: ему нужно отнести в мастерскую тяжелый монитор. (Помогу и скажу: «Друга иметь - себя не жалеть».)
Трусливый друг опаснее врага
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом.
Ситуация №2
Вы играли в футбол во дворе. Ваш друг сломал руку. (Доведу его до дома, вызову «скорую» и скажу: «Друг познается в беде».)
Трусливый друг опаснее врага
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом.
Ситуация №3
Ваш друг поступил с вами подло, но потом решил вернуть вашу дружбу, предложив дорогой подарок. (Подарок не приму и скажу: «Друга на деньги не купишь».)
Трусливый друг опаснее врага
Не тот друг, кто потакает, а тот, кто помогает.
Дружба дружбе рознь-иную хоть брось.
5. Дружба, что стекло: расколешь-не соберёшь.
6. Хочешь дружбы - будь другом.
Приложение № 1.
Толерантные люди
Интолерантные люди.
1.Знание самого себя.
Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах в своих достоинствах и недостатках.
Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.
2. Защищенность.
Толерантный человек уверенв себе; убежден, что справится со всем.
Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.
3. Ответственность.
Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои поступки.
Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не зависят, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что ни он причиняет зло, а ему вредят.
4. Потребность в определении.
Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.
Интолерантные люди отодвигают себя на второй план
(только не я).
5. Способность к эмпатии(способность формировать верные суждения о других людях).
Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.
Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.
6. Чувство юмора.
Толерантный человек способен посмеяться над собой.
Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.
Приложение № 2.
Будь не таким, как другие, и позволь другим быть другими (Х.Ягодзиньский)
Я не разделяю ваших убеждений, но я отдам жизнь за то, чтобы вы могли их высказать (Ф.Вольтер)
Давайте согласимся иметь разногласия (Л.Стивенсон)
Никто не станет мудрым, не будучи терпеливым. (Античный афоризм).
Своим терпением мы можем достичь большего, чем силой. (Э. Берк).
В каждом человеке природа всходит либо злаками, либо сорной травой; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе .(Ф. Бэкон)
Приложение №3
Анкета «Насколько вы терпимы?»
1. Вы считаете, что у вас возникла интересная идея, но ее не поддержали. Расстроитесь?
а) да; б) нет.
2. Вы встречаетесь с друзьями, и кто-то предлагает начать игру.
Что вы предпочтете?
а) чтобы участвовали только те, кто хорошо играет;
б) чтобы играли и те, кто еще не знает правил.
3. Спокойно ли воспримете неприятную для вас новость?
а) да; б) нет.
4. Раздражают ли вас люди, которые часто опаздывают?
а) вы терпеливо ждете, находя для себякакие-то занятия, например, читаете или отгадываете кроссворд;
б) вам неприятны люди, которые часто опаздывают.
5. Можете ли вы легко найти контакт с людьми, которые сильно отличаются от вас своими привычками?
а) мне трудно было бы это сделать;
б) я не обращаю внимания на такие вещи.
6. Как вы реагируете на шутку, объектом которой становитесь?
а) мне не нравятся ни сами шутки, ни шутники;
б) если даже шутка и будет мне неприятна, то я постараюсьответить в такой же манере.
7. Согласны ли вы с мнением, что встречают по одежке?
а) да; б) нет.
8. Вы приводите в компанию друга (подругу), который становится объектом всеобщего внимания. Как вы на это реагируете?
а) мне, честно говоря, неприятно, что таким образом внимание отвлечено от меня;
б) я лишь радуюсь за него (нее).
9. В гостях вы встречаете пожилого человека, который критикует современное молодое поколение, превозносит былые времена.Как вы "реагируете?
а) уходите пораньше под благовидным предлогом;
б) вступаете в спор.
Обработка результатов
А теперь подсчитайте очки. Запишите себе по два очка за ответы
1-6, 2-6, 3-6,4-а, 5-6, 6-6, 7-6 ,8-6, 9-а.
От 0 до 4 очков. Вы непреклонны и, простите, упрямы. Где бы вы ни находились, возникает такое впечатление, что вы, не колеблясь, стремитесь навязать свое мнение другим; чтобы достичь своей цели, часто повышаете голос. С вашим характером трудно поддерживать нормальные отношения с людьми, которые думают иначе, чем вы, не соглашаются с тем, что вы говорите и делаете.
От 6 до 12 очков. Вы способны твердо отстаивать свои убеждения, но, безусловно, можете и вести диалог, менять свое мнение, если это необходимо. Иногда вы излишне резки и неуважительны к собеседнику. В такой момент вы действительно можете выиграть спор с человеком, у которого более слабый характер. Но стоит ли брать горлом, когда можно победить более достойно?
От 14 до 18 очков. Твердость ваших убеждений отлично сочетается с большой тонкостью, гибкостью вашего ума. Вы можете принять любую идею, с пониманием отнестись к парадоксальному на первый взгляд поступку, даже если вы его не разделяете. Вы критически относитесь к своему мнению и способны с уважением и тактом по отношению к собеседнику отказаться от взглядов, которые, как выяснилось, были ошибочными.
Литература.
Асмолов А.Г. На пути к толерантному сознанию. М., 2000.
« 50 сценариев классных часов ». М.:Центр «Педагогический поиск», 2000.
« Тесты для подростков».М.: АСТ-Пресс книга, 2005.
«Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию: 5-11 классы». М.:ВАКО, 2006.