Конспект занятия по правилам дорожного движения "Колесо безопасности"
Конспект занятия по правилам дорожного движения "Колесо безопасности"
Цель: познакомить учащихся с историей строительства дорог, с дорожными знаками и их обозначениями, с правилами поведения для пешеходов, обеспечивающими сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия по правилам дорожного движения "Колесо безопасности"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«СТАНЦИЯ ЮНЫХ НАТУРАЛИСТОВ»
ГОРОДА САРОВА
Сценарий беседы с элементами игры по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
«Колесо безопасности»
(в рамках проектной линии «Хочу быть здоровым»)
РАЗРАБОТАЛА:
Логинова Марина Николаевна
педагог дополнительного образования
Сценарий беседы с элементами игры по предупреждению дорожно-транспортного травматизма
«Колесо безопасности»
(в рамках проектной линии «Хочу быть здоровым»)
Цель: познакомить учащихся с историей строительства дорог, с дорожными знаками и их обозначениями, с правилами поведения для пешеходов, обеспечивающими сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы.
Оборудование: макет светофора, картинки с ситуациями на дороге, ребусы, дорожные знаки.
Ход беседы.
Педагог: Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, как вести себя на улице. Казалось бы, что особенного – перейти улицу, выйти из автобуса или войти в него. Однако, по данным сводок ГИБДД за последний год, на дорогах России погибло 40 тыс. человек.
На занятии вы узнаете много интересного о языке улиц и дорог, правилах поведения на улице и в общественном транспорте.
Дорожная история, дорожный язык, тот на котором «говорят» все улицы, научит вас смелости, помогут не убегать от автомобиля, а спокойно проходить мимо них, зная, что они не тронуться пока вы переходите дорогу. Ведь только грамотные пешеходы могут чувствовать себя на дороге в относительной безопасности.
Ученик: старинная поговорка гласит: «Все дороги ведут в Рим». И действительно все дороги когда-то скрещивались в Риме. На центральной площади этой великой столицы древности стоял позолоченный камень. Отсюда, от этого камня, и отсчитывались все расстояния. Но почему же от него? Может все дороги вели как раз не в Рим, а из Рима? Это, пожалуй, вернее.
Задолго до того, как к золотому камню потянулись караваны с богатствами, награбленными в разных странах, от него во все четыре стороны отправлялись строем вооружённые до зубов римские легионы. Это была непобедимая армия. Римские солдаты сами прокладывали себе путь – военные дороги, без которых самое умелое войско становится бессильным.
Ученик 2: эти римские дороги созданные руками римских солдат и рабов, прошли испытание временем, прослужив две тысячи лет. В основании дорог римские строители закладывали два слоя камней, соединяя их известковым раствором. Поверх, снова на раствор, клали слой камней-голышей, величиной с кулак. Потом шёл слой из голышей с орех. И, наконец, сверху весь этот «пирог» покрывали щебнем.
Ученик: в старину, когда посёлок от посёлка находился очень далеко, а кругом расстилались степи и шумели дремучие леса, путники для защиты от зверья и разбойников брали с собой в дорогу оружие и щиты. Бывало, встретятся два человека и, уступая друг другу дорогу, каждый берёт чуть правее. Так было безопасней: левую сторону тела прикрывал щит, и её было не так рискованно подставлять незнакомцу. Когда по дорогам и улицам помчались сани, дрожки, кареты (а потом и машины), люди решили: пусть весь транспорт движется по правой стороне. Правда есть страны, где транспорт движется по левой стороне – это Англия, Япония.
Педагог: у дорог и улиц есть строгие законы. Законы эти требуют безукоризненного знания дорожного языка, улиц, перекрёстков, площадей. Незнание дорожного языка очень опасно. Случается, что за такую безграмотность пешеход расплачивается жизнью. Для того чтобы этого никогда не случилось ни с кем из вас, надо обязательно изучать дорожный язык. Когда человек учится читать, ему показывают буквы. Из букв складываются слова, а из слов целые предложения. У дорожного языка есть свои буквы- это знаки. Но их не нужно складывать в слова. Один знак, одна дорожная буква обозначают целую фразу – дорожный сигнал.
Все знаки мы с вами пройти не сможем, давайте изучим самые необходимые.
Ученик 2: самый главный дорожный знак – светофор. Прежде всего пешеход глядит на него. У светофора три глаза: красный – «Стой! Путь закрыт!»,
жёлтый – «Внимание!»,
зелёный – «Иди! Путь открыт!».
Почему светофор называют светофором? Слово это состоит из двух частей: «СВЕТ» и «ФОР». Ну свет – это и есть свет. А «ФОР» в переводе с греческого означает «НОСИТЕЛЬ СВЕТА», или «НЕСУЩИЙ СВЕТ».
Почему для светофора были выбраны именно эти цвета?
Для запрещающего сигнала красный цвет взяли потому, что он хорошо виден и днём и ночью. Такой сигнал не меняет цвета даже в тумане.
Зелёный виден несколько хуже, но зато в спектре цветов он стоит далеко от красного и его нельзя с ним спутать.
Педагог: ребята, знаки бывают разные – ЗАПРЕЩАЮЩИМИ– эти знаки находятся в красных кружочках: «Стоянка запрещена», «Пешеходное движение запрещено», «Велосипедное движение запрещено», «Движение запрещено» (показать эти знаки). Знаки, которые нарисованы в жёлтых треугольниках, называются ПРЕДУПРЕЖДАЮЩИМИ «Осторожно – впереди железнодорожный переезд!», «Осторожно – скользкая дорога!», «Осторожно – скользкая дорога!», «Осторожно – ремонтные работы!». Есть знаки ПРЕДПИСЫВАЮЩИЕ – «Здесь можно ехать на автомобиле, а здесь на велосипеде, здесь дорожка для пешеходов» и т.д. Есть знаки УКАЗАТЕЛЬНЫЕ – они указывают, где можно отдохнуть, где находится стоянка, где можно перекусить, где можно получить медицинскую помощь, откуда можно позвонить и т.д.
Мы продолжаем наше занятие и поговорим о знаке, который касается только пешеходов. Этот знак имеет не совсем обычное название, связан он с названием животного, которое очень напоминает этот дорожный переход. Что это за животное и как называется этот знак? (учащиеся отвечают). Правильно, это зебра! Но переходов существует несколько видов: наземный, подземный, надземный.
Ученик читает стихотворение:
Что такое переход,
Это знает каждый кот
Уважают эти знаки
Даже кошки и собаки!
Дорога не тропинка,
Дорога не канава,
Сперва смотри на лево,
Потом смотри на право!
Наша Таня громко плачет
Уронила новый мячик,
Мяч попал под «Москвича»,
Больше нет теперь мяча!
Игры на проезжей части,
Могут привести к несчастью,
Скажет каждый постовой:
«- Не играй на мостовой!»
Педагог: ребята, я покажу вам несколько знаков, а вы дайте, пожалуйста, правильные названия этим знакам! (педагог показывает знаки, дети дают ответы).
Итак! Мы с вами ознакомились с историей дорог, с дорожными знаками, а теперь давайте, перечислим правила поведения для пешеходов.
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ.
Не мусори на тротуарах, это может привести к несчастному случаю!
Если навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу!
Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его под руку. Если он упал – помоги ему подняться!
Садясь в автобус, пропусти первым старших, своего спутника или спутницу!
Мальчику выходить из автобуса лучше первым, чтобы он мог подать руку и помочь спуститься женщине с ребёнком, старушке или девочке!
Пробираясь к выходу в автобусе, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это вернее и вежливее!
При переходе через дорогу, если нет светофора, то сначала посмотри налево – нет ли приближающегося транспорта, а дойдя до середины дороги посмотри направо – не идёт ли машина с той стороны!
Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это очень опасно! Подожди, пока он не остановится или проедет!
Переходи улицу только там, где есть пешеходный переход!
(учащимся раздаются эти памятки).
Педагог: А сейчас я вам ребята предлагаю разгадать зашифрованные ребусы. (на доска помещаются ребусы.)
Педагог читает стихотворение В. Семернина, а дети добавляют не достающие слова:
И проспекты, и бульвары –
Всюду улицы шумны,
Проходи по тротуару
Только с ………(правой) стороны!
Тут шалить, мешать народу запрещается!
Быть примерным пешеходом …….. (разрешается)!
Если едешь ты в автобусе
И вокруг тебя народ,
Не толкаясь, не зевая,
Проходи скорей …… (вперёд)!
Ехать «зайцем» как известно запрещается!
Уступить старушке место…………(разрешается)!
Если ты гуляешь просто,
Всё равно вперёд гляди,
Через шумный перекрёсток
……………(осторожно) проходи!
Переход при красном свете…………..(запрещается),
При зелёном даже детям ……………(разрешается)!
Педагог: ну и в заключение нашего занятия я предлагаю вам отгадать кроссворд.
Надеюсь, знаками и правилами, которые мы с вами сегодня выучили, вы обязательно будете умело пользоваться сами, и научите правильно использовать их ваших друзей, знакомых, а иногда мам и пап.
Кроссворд «Весёлый перекресток».
2.
М
4.
И
В
Л
Е
И
Л
10
Ц
О
5.
Г
И
С
З
6.
7.
9.
Р
11.
О
3.
И
Н
Д
С
А
У
Т
Н
Т
П
А
О
В
8.
В
З
А
1.
П
Е
Р
Е
К
Р
Е
С
Т
О
К
Е
Р
А
Д
И
О
Т
В
О
В
С
Р
М
Г
О
И
Б
И
И
Е
В
А
Ф
С
У
К
Х
А
О
Т
С
О
Й
Р
О
Д
К
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ.
Не мусори на тротуарах, это может привести к несчастному случаю!
Если навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу!
Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его под руку. Если он упал – помоги ему подняться!
Садясь в автобус, пропусти первым старших, своего спутника или спутницу!
Мальчику выходить из автобуса лучше первым, чтобы он мог подать руку и помочь спуститься женщине с ребёнком, старушке или девочке!
П робираясь к выходу в автобусе, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это вернее и вежливее!
При переходе через дорогу, если нет светофора, то сначала посмотри налево – нет ли приближающегося транспорта, а дойдя до середины дороги посмотри направо – не идёт ли машина с той стороны!
Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это очень опасно! Подожди, пока он не остановится или проедет!
Переходи улицу только там, где есть пешеходный переход!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ.
Не мусори на тротуарах, это может привести к несчастному случаю!
Если навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу!
Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его под руку. Если он упал – помоги ему подняться!
Садясь в автобус, пропусти первым старших, своего спутника или спутницу!
Мальчику выходить из автобуса лучше первым, чтобы он мог подать руку и помочь спуститься женщине с ребёнком, старушке или девочке!
П робираясь к выходу в автобусе, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это вернее и вежливее!
При переходе через дорогу, если нет светофора, то сначала посмотри налево – нет ли приближающегося транспорта, а дойдя до середины дороги посмотри направо – не идёт ли машина с той стороны!
Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это очень опасно! Подожди, пока он не остановится или проедет!
Переходи улицу только там, где есть пешеходный переход!
ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДЛЯ ПЕШЕХОДОВ.
Не мусори на тротуарах, это может привести к несчастному случаю!
Если навстречу идёт старший или девочка – посторонись и дай дорогу!
Если рядом поскользнулся прохожий – поддержи его под руку. Если он упал – помоги ему подняться!
Садясь в автобус, пропусти первым старших, своего спутника или спутницу!
Мальчику выходить из автобуса лучше первым, чтобы он мог подать руку и помочь спуститься женщине с ребёнком, старушке или девочке!
Пробираясь к выходу в автобусе, не расталкивай стоящих впереди и не подталкивай их в спину. Пользуйся не руками, а голосом. Это вернее и вежливее!
П ри переходе через дорогу, если нет светофора, то сначала посмотри налево – нет ли приближающегося транспорта, а дойдя до середины дороги посмотри направо – не идёт ли машина с той стороны!
Не перебегай улицу перед движущимся транспортом. Это очень опасно! Подожди, пока он не остановится или проедет!
Переходи улицу только там, где есть пешеходный переход!
Кроссворд «Весёлый перекресток».
2.
4.
10
5.
6.
7.
9.
11.
3.
8.
1.
П
Е
Р
Е
К
Р
Е
С
Т
О
К
1.Полосатая лошадка,
Её зеброю зовут.
Но не та, что в зоопарке,
По ней люди все идут.
2.Посмотри, силач, какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик.
3.Дом чудесный – бегунок
На своей восьмёрке ног
День - деньской в дороге:
Бегает аллейкой
По стальным двум змейкам.
4.Вот так чудо – чудеса!
Подо мной два колеса.
Я ногами их верчу
И качу, качу, качу!
5.По обочине дороги,
Как солдатики стоят,
Все мы с вами выполняем
6.Неживая, а идёт,
Неподвижна, а ведёт!
7.Чтоб тебе помочь
Путь пройти опасный,
Горят и день и ночь –
Зелёный, жёлтый, красный!
8.Маленький, удаленький, громче всех кричит!
9.Дом по улице идёт,
На работу нас везёт,
Не на курьих ножках,
А в резиновых сапожках!
10.Пьёт бензин как молоко,
Может бегать далеко!
11.Знак зелёный загорится – значит, можно нам садиться
Всё, что нам они велят!
Список использованной литературы:
1. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 7, 2006г.
2. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 7, 2008г.
3. Научно-методический журнал «Воспитание школьников» № 9, 2006г.
4. В.Волков «Если грозит опасность!» М. «Школа-Пресс», 1998г.
5. Э. П. Кузнецова «Игры, викторины, праздники в школе и дома» ГИППВ «Аквариум» 1998г.
6. Справочник классного руководителя: Внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения. Автор-составитель В.Е. Амелина, М. «Глобус» 2006г
7. Максиняева М.Р. «Занятия по ОБЖ с младшими школьниками». М.: ТЦ «Сфера» 2004г.
8. «Профилактика детского дорожного травматизма: система работы в общеобразовательном учреждении». Автор-составитель: Т.А. Кузьмина, В.О. Шумилова. Волгоград издательство «Учитель» 2007г.
9. «Профилактика детского дорожного травматизма в начальной и средней школе: уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия с родителями ». Автор-составитель: Таркова Е.Ф., В.О. Шумилова. Волгоград издательство «Учитель» 2007г.
10. Ковалько В.И. «Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы». М. «Вако» 2004г.
Учащиеся кружка «Живая планета» на занятии «Колесо безопасности».